УДК 159.9:316.6
Королева Юлия Александровна
кандидат психологических наук, доцент Оренбургский государственный педагогический университет
koroleva-y@yandex.ru
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Социальное развитие личности характеризуется поэтапностью, неравномерностью, качественным преобразованием и совершенствованием социально-личностных конструктов, определяющих эффективность взаимодействия с социумом. К таким образованиям личности, определяющим ее адаптированность в социуме, относятся механизмы психологической защиты, которые могут носить продуктивный, относительно продуктивный или непродуктивный характер.
В статье представлены результаты изучения механизмов психологической защиты подростков трех категорий: с нарушением зрения, с нарушением слуха и их нормально развивающихся сверстников. Экспериментальное исследование позволило выявить наиболее характерные психологические защиты для всех групп подростков и для каждой в отдельности, обнаружить различия между группами, основанные на тенденции к использованию подростками с сенсорными нарушениями незрелых защит эмоционального профиля, характерных для лиц младшего школьного возраста.
Ключевые слова: механизмы психологической защиты, копинг-стратегии, социальное развитие, социально-психологическая компетентность, сенсорные нарушения.
ашамичность современного мира, его оменчивость и ускорение темпа со-(иальных процессов, экономическая ость и повышенная интенсивность коммуникативной сферы несут в себе стрессовую нагрузку, предъявляя требования к способности личности адекватно реагировать на сложные напряженные жизненные ситуации, тем самым справляться с вызовами времени и оставаться в сегменте адаптированности. В процессе социального развития личности, под которым понимается «количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания» [4] происходит непрерывное изменение или нивелирование одних, усложнение других и появление новых стилей реагирования, которые обусловливают в определенной степени модель социально-психологической компетентности человека во взаимодействии с социумом.
В связи с этим особое внимание уделяется неповторимому, индивидуальному способу взаимодействия человека с социальной реальностью, складывающегося из стилей реагирования личности на сложные жизненные ситуации, к которым в зависимости от уровня (сознательного или бессознательного), механизма действия и получаемого эффекта относят сопротивление (психологические защиты) и совладание (копинг-поведение).
Общеизвестно, что повышенной сензитивно-стью к стрессу обладают подростки, психологические механизмы которых еще не отличаются устойчивостью, но находятся в стадии активного развития и закрепления на этом возрастном этапе. И если в младшем подростковом возрасте наблюдается дефицит конструктивных стратегий при преобладании эмоционально ориентированных форм преодоления (Р.М. Грановская, В.В. Лебе-
динский, И.М. Никольская и др.), то в дальнейшем, с переходом подростка на уровень теоретичного, абстрактно-логического мышления происходит возрастание интеллектуальных стратегий. К старшему подростковому возрасту человек научается использовать такие конкретные механизмы совла-дания с внутренним напряжением, которые используют взрослые люди. Например, взаимодействуют с продуктами человеческого творчества (читают книги, слушают музыку, ходят в кино) или творчески самовыражаются (пишут стихи, поют, рисуют). Постепенно подростки все больше прибегают к обдумыванию и осмыслению затруднительных ситуаций. Межличностное общение со сверстниками, которое порой находится на уровне глубоко интимных отношений, стимулирует обсуждение и всестороннюю рефлексию самых разнообразных трудностей подростка [10].
Согласно теории Р. Плутчика (Я. РМсЫк), психологические защиты являются производными эмоций, которые в свою очередь определяются как базисные средства адаптации, призванные решать проблемы выживания на всех филогенетических уровнях [11]. В связи с этим предлагается рассматривать адаптационные проблемы, к которым на разных этапах развития относят проблемы временности и иерархии, территориальности и идентичности. Л.Ф. Обухова отмечает, что неудовлетворительное решение адаптационных проблем иерархии и идентичности (при фрустрированно-сти потребностей в свободе и автономии, в признании и самоопределении) приводит к кризису отношений, а неудовлетворение адаптационных проблем временности и территориальности (при фрустрации потребности в безопасности, в успехе и эффективности) актуализирует кризис мировоззрения [8]. Процесс решения адаптационных проблем, связанных с удовлетворением или фрус-
52
Вестник КГУ ^ 2018
© Королева Ю.А., 2018
трацией потребностей личности, сопровождается сильными эмоциональными реакциями и использованием системы копинг-поведения или психологических защит, предохраняющих личность от острых переживаний и эмоционального перенапряжения. Отсюда можно сделать предположение: чем выше степень использования психологических защит, тем выше степень неудовлетворенности потребностей.
Изучению проблемы формирования стилей реагирования личности в проблемной ситуации посвящено немало работ как в зарубежной (Ф. Перлз, А. Фрейд, З. Фрейд), так и в отечественной психологии (P.M. Грановская, Е.Р. Исаева, Р. Лазарус, Р.Р. Набиуллина, И.М. Никольская и др.). Однако исследованию стилей реагирования в специальной психологии уделяется значительно меньше внимания, несмотря на то, что снижение ресурсного обеспечения процессов адаптации и интеграции в общество лиц с отклонениями в развитии, в том числе подростков с сенсорными нарушениями (слабослышащих и слабовидящих), отражается на возможности преодоления ими напряженных ситуаций во взаимодействии.
Известно, что у слабослышащих подростков в связи с неполноценностью слухового восприятия и специфичности собственного фонетического оформления речи затрудняется формирование коммуникативных навыков и социальной адаптации, в частности, усвоение норм поведения, которые часто становятся источником возникновения стрессовых ситуаций в сфере субъект-субъектного взаимодействия. Кроме того, подросткам с нарушениями слуха характерны «недостаточная рефлексивность, инфантильность личности, неудовлетворенность социогенных потребностей...» [2, с. 305].
В отечественной тифлопсихологии отмечается, что у лиц с нарушением зрения обнаруживаются трудности в накоплении чувственного опыта, изменение активности, а также качества и динамики потребностей, искажение эмоциональных реакций, характерные состояния напряженности [1].
В качестве гиперкомпенсаторной реакции у некоторых подростков с нарушением зрения появляется игнорирование своего нарушения, агрессивность, но чаще для них характерны застенчивость и ранимость, недоверчивость, повышенная чувствительность, тревожность, аффективные нарушения. Последнее проявляется в изменении настроения, в неадекватных эмоциональных реакциях [1]. Переживание дефекта, вызывающее напряжение, ударяет по самооценке и стимулирует возникновение своеобразной компенсаторной реакции - некритического стремления к равенству с нормально видящими людьми. Недостаток ресурсов, не оправдывающих данную стратегию, приводит к внутренним и внешним конфликтам, усиливая негативные эмоциональные состояния
и способствуя возникновению сложных ситуаций в межличностном взаимодействии.
Недостаток внутренних ресурсов для формирования стратегий преодоления - это итог влияния комплекса факторов, среди которых важнейшую роль играют детско-родительские отношения. По мнению И.М. Никольской и Р.М. Грановской, защитные механизмы «возникают у ребенка как результат: усвоения демонстрируемых родителями образцов защитного поведения; негативного воздействия со стороны родителей» [7, с. 41].
Теоретический анализ проблем семейного воспитания детей и подростков с отклонениями в развитии показывает, что в практике семейного воспитания детей с нарушением зрения наиболее характерными моделями родительского отношения являются гиперопека, гипоопека, скрытое и открытое неприятие своего ребенка. Недооценка родителями дефекта зрения, приводит к неоправданному оптимизму (В .П. Гудонис), а переоценка приводит к выстраиванию системы запретов, ограничивая самостоятельность ребенка и снижая его активность [по 9]. Схожие типы родительского воспитания выделяют в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха. Так, О.О. Копнина выделяет полное принятие, сверхопеку, нереалистическое отношение, безразличие [3].
Мы предполагаем, что подростки с сенсорными нарушениями, имеющие иное качество и динамику потребностей, отставание в психическом развитии, недостаточность сформированности коммуникативных навыков, а также зачастую воспитывающиеся в условиях неадекватного родительского отношения, будут демонстрировать, во-первых, незрелые психологические защиты, отличающиеся эмоциональной окрашенностью; во-вторых, количество психологических защит окажется значительно выше в сравнении с подростками с условно нормативным развитием.
Экспериментальное исследование проводилось по методике «Опросник копинг-стратегий у школьников» [7] с двумя экспериментальными группами подростков: слабовидящими (n=70), слабослышащими (n=60) и контрольной группой (далее КГ) -подростками с условно нормативным поведением (n= 80). Слабовидящие подростки с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 до 0,2, с сохранным цветоощущением и способностью к цветовосприятию. Слабослышащие подростки с диагнозом «двусторонняя сенсоневральная тугоухость», преимущественно II или II-III или III степени, редко IV степени.
Возраст испытуемых от 12 до 15 лет, все респонденты с сенсорными нарушениями обучаются в системе специального образования, согласно результатам мультимодального анамнеза группы схожи по социальным характеристикам. Обследование носило индивидуализированный характер:
проводилось с каждым в отдельности, шрифт текста диагностических бланков при их предъявлении подросткам с нарушением зрения был изменен (Arial) и увеличен (до 18), подросткам с нарушением слуха оказывалась помощь сурдопедагогом (при предъявлении инструкции и в процессе выбора копинг-стратегии).
В настоящей работе рассмотрим результаты проведенного опроса лишь по первой инструкции, согласно которой подростки выделяют те копинг-стратегии, которые чаще всего используют в трудных и неприятных для них ситуациях. Результаты методики были подвергнуты частотному анализу (критерий углового преобразования Фишера).
Сравнительный анализ частоты использования копинг-стратегий подростками представлен в таблице 1.
Механизмы психологической защиты традиционно делятся на адаптивные (или продуктивные), позволяющие решить проблему, относительно адаптивные и неадаптивные (или непродуктивные).
Общими адаптивными или относительно адаптивными стратегиями, которые наиболее часто используют подростки всех трех групп (более 50% в каждой группе) для снятия напряжения
* Критические значения ф * при любых n1 и n2 ф кр =
и беспокойства оказались следующие: «смотрю ТУ, слушаю музыку», «играю во что-нибудь», (конструктивная активность по Э. Хайму), «мечтаю, представляю себе что-нибудь» (стратегия замещения или отвлечения), «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» (компенсация по Э. Хайму), т.е. для снятия напряжения подростки склонны использовать стратегии, направленные на смену деятельности и стремление контролировать себя в ситуации напряжения или расслабиться через сглаживание остроты восприятия негативной ситуации. Стратегия «играю во что-нибудь» значительно чаще применяется подростками с нарушением слуха в сравнении с КГ (достоверность различий на уровне 0,05).
Общей неадаптивной стратегией, используемой более 50% подростков в каждой группе, является стратегия подавления или вытеснения: «стараюсь забыть». Забывание неприятной ситуации происходит без ее достаточной когнитивной и эмоциональной переработки, что не может гарантировать совладание с ситуацией.
Стратегия «гуляю», обладает достаточной частотой использования, подростками с нарушением слуха. Стратегия «обнимаю или прижимаю к себе
{ 1.64( < 0,05); 2.31(< 0,01).
Таблица 1
Сравнительный анализ частоты использования копинг-стратегий подростками
Способы поведения КГ НЗ Ф КГ НС Ф
Остаюсь сам по себе, один 46,6 51,4 - 46,6 73,3 2,9
Кусаю ногти или ломаю суставы пальцев 13,3 17,1 - 13,3 20 -
Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь 13,3 45,7 4,21 13,3 70 6,7
Плачу и грущу 10 11,4 - 10 40 3,9
Мечтаю, представляю себе что-нибудь 60 57,1 - 60 70 -
Делаю что-то подобное 3,3 14,3 2,34 3,3 53,3 6,9
Гуляю 36,6 48,5 - 36,6 83,3 5,31
Рисую, пишу или читаю что-нибудь 40 42,9 - 40 76,6 4,1
Ем или пью 26,6 34,3 - 26,6 50 2,58
Борюсь или дерусь с кем-нибудь 6,6 17,1 1,98 6,6 33,3 3,7
Схожу с ума 3,3 11,4 1,83 3,3 0 -
Бью, ломаю или швыряю вещи 10 17,1 - 10 26,6 2,42
Дразню кого-нибудь 6,6 2,8 - 6,6 33,3 3,7
Играю во что-нибудь 63,3 60 - 63,3 80 2,05
Бегаю или хожу пешком 16,6 28,5 - 16,6 60 4,97
Молюсь 6,6 17,1 1,75 6,6 46,6 5,2
Прошу прощения, говорю правду 40 45,7 - 40 66,6 2,85
Сплю 46,6 42,9 - 46,6 63,3 1,74
Говорю сам с собой 23,2 25,7 - 23,2 66,6 4,95
Говорю с кем-нибудь 63,3 45,7 1,92 63,3 63,3 -
Думаю об этом 63,3 37,1 2,94 63,3 46,6 -
Стараюсь забыть 50 57,1 - 50 53,4 -
Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным 63,3 62,9 - 63,3 63,3 -
Смотрю телевизор, слушаю музыку 60 71,4 - 60 63,3 -
Воплю и кричу 10 8,5 - 10 16,6 -
54
Вестник КГУ 2018
кого-то близкого, любимую вещь», характерная для младшего школьника, также остается актуальной и для подростков с сенсорными нарушениями (достоверность различий с КГ на уровне 0,01). Выраженность этой стратегии, относящейся к группе эмоциональных, является признаком социально-эмоциональной незрелости подростков этих групп, для которых по-прежнему актуальны эмоциональные формы преодоления напряжения. Подростки с условно нормативным развитием данную стратегию используют минимально.
Подсознательной основой копинг-стратегий когнитивного плана становятся отвлечение, проблемный анализ, избегание. Подросткам с условно нормативным развитием характерна когнитивная стратегия проблемного анализа - «думаю об этом». Внутренняя речь подростков этой группы, как стремление обдумать представляет собой индикатор осмысленности и рефлексивности, способности к переработке информации.
Несмотря на то, что стратегия «остаюсь сам по себе, один» (больше характерная подросткам с нарушением слуха), основанная на отвлечении, уходе от общения и погружение в свой внутренний мир, позволяет отреагировать, отработать различные ситуации напряжения, но все же является относительно адаптивной. Респондентам с нарушением слуха в принципе более характерны стратегии, основанные на общении, обращении к себе иди другим: «прошу прощения или говорю правду», «говорю сам с собой», «говорю с кем-нибудь» (поиск поддержки), что, вероятнее всего, является определенным компенсаторным механизмом.
Стратегия «прошу прощения или говорю правду» достоверно чаще встречается у подростков с нарушением слуха (достоверность различий с КГ на уровне 0,01). Эта стратегия, как чувство вины априори связана со страхом наказания и страхом потери любви субъекта, что соотносится с базовой потребностью в безопасности. Признаваясь в своем поступке, человек ожидает прощения, однако если этого не происходит, или прощение носит формальный характер, то подросток испытывает разочарование и сомнения в контролируемости мира. Этот факт может способствовать скрытию своих поступков в дальнейшем или стимулировать ложь и усиление социально не одобряемых стратегий. Р.М. Грановская и И.М. Никольская подчеркивают важность стратегии «прошу прощения или говорю правду», указывая на необходимость неформального социального взаимодействия с ребенком [7].
Импульсивные акты субъект-субъектного взаимодействия в виде копинг-стратегий эмоционально-поведенческого плана в ситуации напряжения («бью, ломаю или швыряю вещи», «борюсь или дерусь с кем-нибудь», «делаю что-то подобное», «дразню кого-нибудь»), противопоставляемые рефлексивным актам, чаще используются слабос-
лышащими подростками и свидетельствуют о недостаточной мыслительной переработке ситуации, о стремлении к эмоциональной разрядке путем активных и контрпродуктивных действий.
Избегание («плачу и грущу», «сплю») как мысленное стремление и поведенческое усилие, направленное к бегству, и эмоционально-фокусированный копинг, ориентированный на эмоциональную разрядку («бью, ломаю или швыряю вещи») или дистанцирование от проблем путем отрицания и вытеснения («стараюсь забыть», «ем или пью») чаще встречаются у подростков с нарушением слуха, что подтверждается и в работах других авторов [5].
Социально не одобряемые стратегии поведения и реагирования агрессивного и аутоагрессивного направления не вошли в перечень наиболее употребимых (более 50%) подростками ни в одной из групп.
Таким образом, наиболее характерными психологическими механизмами защиты для подростков всех трех групп являются относительно адаптивные стратегии: «мечтаю, представляю себе что-нибудь», «играю во что-нибудь», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным», «смотрю телевизор, слушаю музыку».
Число эмоционально-поведенческих форм реагирования на фрустрацию (свойственных младшим школьникам) у подростков с сенсорными нарушениями достоверно выше по сравнению с подростками с нормативным развитием («обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь», «борюсь или дерусь», «делаю что-то подобное» и др.). Подростки с нормативным развитием превосходят своих сверстников с сенсорными нарушениями в частоте применения адаптивной когнитивной копинг-стратегии «думаю об этом».
Количество часто используемых стратегий в ситуациях напряжения у подростков с нарушением слуха значительно выше, чем у подростков с условно нормативным развитием и несколько выше, чем у подростков с нарушением зрения, что вероятнее всего является следствием блокирования одной или нескольких потребностей и неудовлетворение соответствующих им проблем адаптации, которые остаются перманентно актуальными для подростков с отклонениями в развитии. Особенности развития личности в условиях дизонтогене-за накладываются на без того непростое развитие в подростковом возрасте, ограничивая возможности развития адаптивного копинг-поведения.
Библиографический список
1. Коган Б.М, Яковлева А.В. Личностные характеристики слабовидящих подростков // Специальное образование. - 2012. - № 2. - С. 67-72.
2. Королева Ю.А., Матасов Ю.Т. Личностные ресурсы социально-психологической компетент-
ности подростков в условиях дизонтогенеза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. -№ 4. - С. 301-306.
3. Копнина О.А. Педагогическая культура родителей детей с нарушениями слуха и стратегии семейного воспитания // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2008. - Т. 14. - № 2. - С. 44-47.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. -М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
5. Михайлова Н.Ф. Совладающее поведение у детей с нормальным и аномальным развитием: новый методический инструментарий для исследования / Н.Ф. Михайлова, А.В. Смирнова, Е.А. Же -лобова, К.Ю. Максимова // Вестник ЮУрГУ Серия: Психология. - 2016. - Т. 9. - №1. - С. 32-43.
6. Морозова Н.Г. Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса: дис. ... канд. пси-хол. наук. - Н. Новгород, 2002. - 235 с.
7. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2001. - 507 с.
8. Ольхина Е.А. Особенности детско-родитель-ских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения // Специальное образование. - 2006. - № 7. - С. 34-39.
9. Цыбенжапова Е.В. Роль и механизмы формирования защитного поведения в регуляции личности // Психология XXI века: Актуальные проблемы и тенденции развития: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. -С. 138-140.
10. Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R. A structural theory of ego defenses and emotions / Izard E. (ed.) Emotions in personality and psychopathology. - N.Y., 1979. - P. 229-257.
References
1. Kogan B.M, YAkovleva A.V. Lichnostnye harakteristiki slabovidyashchih podrostkov //
Special'noe obrazovanie. - 2012. - № 2. - S. 67-72.
2. Koroleva YU.A., Matasov YU.T. Lichnostnye resursy social'no-psihologicheskoj kompetentnosti podrostkov v usloviyah dizontogeneza // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. - 2016. - № 4. -S. 301-306.
3. Kopnina O.A. Pedagogicheskaya kul'tura roditelej detej s narusheniyami sluha i strategii semejnogo vospitaniya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. - 2008. - T. 14. - № 2. - S. 44-47.
4. Mardahaev L.V Social'naya pedagogika. - M.: Gardariki, 2005. - 269 s.
5. Mihajlova N.F. Sovladayushchee povedenie u detej s normal'nym i anomal'nym razvitiem: novyj metodicheskij instrumentarij dlya issledovaniya / N.F. Mihajlova, A.V Smirnova, E.A. ZHelobova, K.YU. Maksimova // Vestnik YUUrGU. Seriya: Psihologiya. - 2016. - T. 9. - № 1. - S. 32-43.
6. Morozova N.G. Osobennosti razvitiya ehmocional'no-lichnostnoj sfery slabovidyashchih detej v period podrostkovogo krizisa: dis. ... kand. psihol. nauk. - N. Novgorod, 2002. - 235 s.
7. Nikol'skaya I.M., Granovskaya R.M. Psihologicheskaya zashchita u detej. - SPb.: Rech', 2001. - 507 s.
8. Ol'hina E.A. Osobennosti detsko-roditel'skih otnoshenij v sem'yah, vospityvayushchih detej s narusheniyami zreniya // Special'noe obrazovanie. -2006. - № 7. - S. 34-39.
9. Cybenzhapova E.V. Rol' i mekhanizmy formirovaniya zashchitnogo povedeniya v regulyacii lichnosti // Psihologiya XXI veka: Aktual'nye problemy i tendencii razvitiya: Materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - M.: Izd-vo MNEHPU, 2007. -S. 138-140.
10. Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R. A structural theory of ego defenses and emotions / Izard E. (ed.) Emotions in personality and psychopathology. - N.Y., 1979. - P. 229-257.
Вестник КГУ 2018
56