НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ
Л. И. Федулова
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УКРАИНЫ И РОССИИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА1
В статье рассматривается состояние научно-технологического взаимодействия Украины и России, дается оценка его потенциала в условиях перехода к инновационной экономике, приводятся области перспективного сотрудничества двух стран и механизмы их сотрудничества на основе развития кластерного механизма.
Ключевой фактор развития мировой экономики в ближайшие 10-20 лет - обеспечение научно-технологического прорыва с целью получения синергетических эффектов в производственной и социальной сферах (здравоохранение, образование, экология и др.). На основе конвергенции различных областей научного знания, достижений научно-технического прогресса формируется тренд новейшего технологического уклада, обеспечивающий долгосрочную динамику экономического развития и требующий создания соответствующей институциональной среды.
В этом контексте увеличивается потребность во всестороннем и более эффективном межгосударственном сотрудничестве в области науки, технологий и инноваций. Актуальными становятся, прежде всего, вопросы определения конкретных направлений такого сотрудничества, разработки процедур и схем финансирования, методики оценки потенциала, способов передачи технологий на международном уровне.
В новых условиях глобализации ключевая проблема стран так называемого догоняющего развития, к которым относятся и Украина, и Россия, состоит в том, чтобы определить, каким образом можно привлечь иностранные инвестиции в инновационные секторы страны и таким образом включиться в деятельность, связанную с наращиванием активов, в том числе путем создания международных инновационных кластеров.
Успешность стратегического развития страны, роста ее роли как инновационного лидера сегодня все в большей мере определяется эффективностью использования таких факторов устойчивого конкурентного преимущества, как интеллектуальный потенциал занятого населения; применение уникальных знаний, новых организационных систем, технологий; формирование и развитие ключевых компетенций предприятий и т. п. В связи с этим главные стратегические цели, которые ставят перед собой, например, страны ЕС - это укрепление взаимопонимания, повышение значения креативности, а также увеличение вклада инноваций в экономическое и социальное развитие; распространение передового опыта, повышение уровня образования и исследований, рост мобильности кадров. В частности, основными целевыми объектами европейской инициативы являются молодежные аудитории, компании а также общественные организации на европейском, национальном и региональном уровнях [1].
Открытые инновации определяют новый этап создания, продвижения и внедрения нововведений в условиях глобального мира. В этой связи важным для сотрудничества
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 11-22-02002).
Украины и России представляется исследование таких основных вопросов, как например, степень готовности национальной инновационной сферы к реализации механизмов формирования международного кластера на принципах открытости.
Несмотря на приоритетность европейского вектора интеграционных устремлений Украины, реализация ее национальных экономических интересов в значительной мере обусловлена эффективностью налаживания прочных, взаимовыгодных и долговременных экономических связей со странами СНГ, в первую очередь с Россией. Особую актуальность данная проблематика приобретает ввиду необходимости разработки новой концептуальной основы международного сотрудничества Украины на принципах открытости, независимости от политических влияний, прозрачности, взаимовыгодности, эквивалентности и прагматичности, а также согласования ее экономической политики с окончательным евроинтеграционным выбором.
Статистический анализ показывает, что динамика показателей баланса внешней торговли Украины высокотехнологичными товарами (в разрезе отдельных групп) с Россией в 2000-2011 гг. характеризуется увеличением негативного для Украины сальдо по фармацевтической продукции, неравномерной его динамикой по приборам и аппаратам и резким увеличением положительного сальдо по аэронавигационным и космическим аппаратам в 2011 г. (табл. 1). Такая динамика внешней торговли вызвана, на наш взгляд, отсутствием прежде всего стратегии международной торговли высокотехнологичной продукцией, а также адекватной требованиям времени научно обоснованной политики сотрудничества между странами.
Таблица 1
Баланс внешней торговли высокотехнологичными товарами с Российской Федерацией в 2000-2011 гг., млн. долл.*
Фармацевтическая продукция Аэронавигационные и космические аппараты Приборы и аппараты
Год н & о с с к т т р о с м и о д А са т р о с с к э т р о с м и о д А са т р о с с к э т р о с м и о д А са
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 15.1 20.2 15.6 19.7 18,4 21,9 18,0 22,3 23,3 23,3 32,6 36,2 11,9 17,2 19,0 25.6 26,8 41.7 48,6 65.5 86,4 84.6 100,1 117,4 3,2 3,0 -3,4 -5,9 -8,4 -19,8 -30,6 -43,2 -63,1 -61,3 -67,5 -81,2 17,9 29,7 22,6 48.0 21.1 11,3 83,9 37,3 79,3 77,7 49,5 141,1 10,9 26,9 13.5 10.6 22,5 9,4 22,7 12.7 14,9 8,7 17.8 19,2 7.0 2,8 9.1 37,4 -1,4 1,9 61,2 24.6 64,4 69,0 31.7 121,9 38,0 36.3 28,8 39.4 53.4 74.5 69,2 90,7 104,9 91,7 115,1 132,6 51.6 37,2 39.7 53,7 90.5 84.6 105.3 147.4 129,2 67,9 96,4 148,7 -13,6 -0,9 -10,9 -14,3 -37,1 -10,1 -36,1 -56,7 -24,3 23,8 18,7 -16,1
* Рассчитано по данным Государственной службы статистики Украины: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/
Динамика баланса внешней торговли высокотехнологичными услугами Украины с РФ в 2000-2011 гг. (табл. 2) имела постоянно увеличивающееся положительное для Украины сальдо по услугам связи и НИОКР, но при отрицательном сальдо по роялти, компьютерным и лицензионным услугам, что свидетельствует о развитии процесса трансфера знаний между странами и о конкурентных преимуществах каждой из стран в определенной сфере услуг.
Таблица 2
Баланс внешней торговли высокотехнологическими услугами Украины с Российской Федерацией в 2000-2011 гг., млн. долл.*
Год Услуги связи Компьютерные услуги Роялти и лицензионные услуги Научно-исследовательские и опытно-конструкторские услуги
н & о с о и m н & о с S я о д »Q О н & о с о и m ь & о с S я о д А о н & о я о и m ь & о я S я о д л о н & о я о и m н & о я S я о д л о
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 * Расс досту 48,0 54,9 49,4 36.3 48,0 58.4 68,2 104.3 126,6 141,7 162.4 173,9 читано па: http:// 48,2 52.5 41,4 31,0 34.0 35.2 27.4 25.6 40.1 41.5 39,1 37.3 по данн www.ukr -0,2 2,4 8,0 5,3 14,0 23,2 40,8 78,7 86,5 100,2 123,3 136,6 ым Госус stat.gov.u 1,0 0,4 0,7 0,9 1,1 1.4 3,9 3.5 4,8 6,1 9,0 19,7 арствен a/ 2,0 0,7 1.7 2,6 5,0 8.8 12,4 25,1 30,1 25,1 31,3 33,9 ной служ -1,0 -0,3 -1,0 -1,7 -3,9 -7,4 -8,5 -21,6 -25,3 -19,0 -22,3 -14,2 к:бы ста 0,2 0,6 0,1 0,08 1,1 0,6 1,4 1,6 1,9 1,7 15,4 18,4 тистики 0,3 0,6 0,3 0,5 1,5 5,0 5,5 6,7 15,6 20,8 17,9 22,9 Украин -0,1 0 -0,2 -0,4 -0,4 -4,4 -4,1 -5,1 -13,7 -19,1 -2,5 -4,5 ы: [Элеь 15,7 18.3 28,1 29.6 36,2 54,1 58.4 68,0 88,9 72,1 81.7 125,5 тронный 5,2 5,5 5,8 11,4 12,0 15,0 19,0 14,0 27,9 14,0 21.4 27.5 ресурс] 10,5 12,8 22.3 18,2 24.2 39,1 39.4 54.0 61,0 58.1 60.3 98,0 Режим
Стратегия взаимоотношений Украины и России отображена в Концепции внешней политики РФ [2]. Еще одним важным документом является «Программа эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов с целью долгосрочного развития Российской Федерации»2. Программа, в частности, определяет следующие конкретные мероприятия России относительно Украины:
- активное вовлечение Украины в орбиту экономического сотрудничества с Россией, учитывая ее мощный промышленный и научный потенциал, наличие современного ВПК и традиционно тесных кооперационных связей российских и украинских предприятий, обеспечивая при этом условия, устраняющие возможность технологической зависимости от украинских контрагентов российских предприятий в стратегических отраслях, особенно в авиастроении, транспортной, ракетно-космической, энергетической и др.;
- стремление к интеграции российского ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и авиастроительных предприятий Украины с целью производства самолетов Ан-148, Ан-140, Ту-334, Ан-124-100, создания и производства авиационных двигателей Аи-222-25, Аи-222-25Ф, семейства двигателей Д-436, Аи-450 для самолетов Як-130, Ту-334, Бе-200 и вертолетов;
- в области космических исследований следование принципу приоритетности создания единого навигационного пространства России и Украины на базе системы ГЛОНАСС и других глобальных навигационных спутниковых систем; проведению стыковочных испытаний технологического образца прибора «Степ-Ф» в составе технологического образца космического аппарата «Коронас-Фотон»; изготовлению летного образца прибора «Степ-Ф»; реализации проекта «Наземный старт»;
2 Программа была предложена министром иностранных дел России С. Лавровым [3].
- рассмотрение в качестве стратегической задачи участие России в эксплуатации газотранспортной системы Украины. В этих целях добиваться от украинской стороны выполнения договоренностей о создании Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины;
- поддержание усилий российских нефтяных компаний, добивающихся использования нефтепровода «Одесса - Броды» в реверсном направлении, что ограничит доступ Украины к каспийской нефти;
- возрастание взаимодействия с Украиной в области атомной энергетики, в этих целях необходимость заключения долгосрочного контракта на поставку на украинские АЭС ядерного топлива, произведенного в России;
- расширение российского инвестиционного присутствия на Украине, приобретение контрольных пакетов акций крупных украинских предприятий российскими инвесторами.
Международные интеграционные процессы постоянно находятся в центре внимания правительства Украины, а в сфере научно-технологического взаимодействия они имеют давнюю и результативную практику. Особенно актуализировалась работа в данном направлении в связи с принятием Межгосударственной программы инновационного сотрудничества стран - участниц СНГ на период до 2020 г. [4].
Украинско-российским экономическим взаимоотношениям уделяется повышенное внимание политиков, ученых, практиков. Следует отметить, что в последние годы они развиваются сложно и противоречиво, поэтому необходимы новые формы и методы их совершенствования, особенно применительно к взаимодействию в стратегически важных для обеих стран направлениях. Одним из таких методов может быть реализация кластерной концепции взаимодействия.
В последние годы в западной экономической науке «прорыву» в изучении кластеров способствовали следующие факторы: 1) формирование системы исследовательских центров, специализирующихся на кластерных исследованиях и основанных на единстве целей и задач, а также, находящихся в постоянном контакте вследствие наличия развитых сетей; 2) возможность почти мгновенной апробации исследований благодаря общеевропейской ориентации на кластерную стратегию развития экономики (в частности, исследования, проведенные ведущими институтами по заказу министерств, немедленно реализовывались на практике, а по результатам реализации проводился мониторинг, итоги которого стимулировали новые исследования); 3) массовая картография в странах Европы, а также в отдельных странах Америки, Азии и Африки, радикально изменившая кластерный контент Европы и мира [5].
Мировой опыт показывает высокую эффективность кластерного подхода к технологической модернизации экономики с целью повышения ее конкурентоспособности. Кластерный подход в широком содержании предусматривает необходимость изучения конкретной области не отдельно от других, а системно внутри комплекса взаимозависимых секторов. Становление базовой области служит импульсом к развитию областей-поставщиков и областей-потребителей, а также сегментов услуг, образовывая «кластер» экономической активности [6]. Построение кластера вызвано требованием объединить в рамках одной (особой) зоны производственные бизнес-проекты в конкретной технологической сфере, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых продуктов и подготовку их производства.
Исходя из понятия сущности технологии, следует отметить, что в современном глобализационном мире ее определяют как интегральную составляющую развития экономической системы. Исследование технологической структуры экономики позволяет выявить латентные технологические связи, возникающие на горизонтальном межотраслевом уровне, которые оказываются более значимыми, чем вер-
тикальные внутриотраслевые. Это обусловливает необходимость существования технологических кластеров, представляющих собой ряд производств, объединенных технологическим процессом воспроизводства экономических благ по принципу субординации. Кроме того, модель приоритетной кластеризации экономики может стать основным условием модернизации экономической системы регионов.
Тем не менее, несмотря на разнообразие подходов к формированию кластерного механизма [7-11], в Украине указанная форма международного сотрудничества не приобрела распространения, особенно в направлении реализации задач развития инновационной экономики. Детальное ознакомление с проблематикой указанного направления позволяет констатировать отсутствие методологических разработок объединения принципов проектного управления и кластерной концепции при осуществлении международных связей. Поэтому при постановке задач устранения указанных пробелов в методологическом плане, в частности с украинской стороны, возникает необходимость формирования фактически единой двухвекторной модели развития экономической среды Украины, на базе: во-первых, формирования технологических взаимосвязей на инновационной основе по вектору производительности капитала; во-вторых, инновационной модели развития экономической системы.
Исследования показывают, что реализация указанных базовых моделей имеет для Украины региональный аспект. Эти модели следует считать векторными, и в общем виде на их функциональной основе при внедрении соответствующего инвестиционного механизма формируются два крупных территориальных комплекса, которые можно охарактеризовать как индустриально-технологический кластер и научно-технологический кластер. Оба кластера являются инновационными по сути и по моделям воспроизводства, в обоих кластерах сформировано ядро. Векторная направленность базовых моделей подтверждается расчетами по моделям территориальных промышленных комплексов Украины, что дает основания для характеристики кластеров по векторам технологической идентичности бизнес-процессов. В частности, вследствие фактически сформировавшихся технологических связей, индустриально-технологический территориальный кластер в Украине объединяет региональные экономические системы Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Харьковской областей. Ядро регионального кластера характеризуется по инвестиционной функции (экономика Донецкой области) и по инновационной функции (Днепропетровская, Запорожская, Харьковская области). Наиболее продуктивной периферией для данного ядра является экономика Луганской, Сумской, Кировоградской областей. По структуре распределения инвестиционных ресурсов, общий объем инвестирования распределяется по данной функции по всем векторам технологического взаимодействия участников территориального кластера [12].
Возможная реализация модели кластерного механизма в рамках трансграничного сотрудничества Украины и России [13] предусматривает в качестве одной из задач «создание условий для учреждения и функционирования совместных предприятий и образование трансграничных экономических кластеров». Основной принцип такого сотрудничества определяется в пограничных зонах организацией связей и договорных отношений, оказывающих содействие решению общих проблем. В частности, сегодня политика Украины в области образования еврорегионов происходит путем заключения соглашений о сотрудничестве между органами местной власти пограничных территорий. Такие соглашения являются основой формирования объединений административно-территориальных единиц муниципального и регионального уровней, заинтересованных в общей реализации проектов в рамках данной совокупности пограничных регионов. С этих позиций Украина имеет значительный потенциал трансграничного (в том числе межрегионального) со-
трудничества с Россией, особенно в направлении создания кластеров как инновационного инструмента в реализации региональной инновационной политики.
Важным шагом в этом направлении можно считать решение, принятое 24 ноября 2011 г. на заседании Совета украинских и иностранных инвесторов при Харьковской областной государственной администрации о формировании рабочих групп кластеров: «Добыча нефти и газа и их переработка», «Производство и переработка сельскохозяйственной продукции и производство продуктов питания», «Легкая промышленность», «Строительство и производство строительных материалов», «Здравоохранение», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Транспортная логистика», «Культура и туризм», а также кластера «Высокотехнологическое производство, наука, образование». Рабочие группы кластеров должны организовать разработку инвестиционных проектов развития каждого из кластеров и предоставить их в Главное управление внешнеэкономических связей и международных отношений для последующего рассмотрения Рабочей группой по вопросам регионального развития Харьковской облгосадминистрации.
Кластеры, как и технопарки, имеют единую цель - концентрацию на одном пространстве (географическом или информационном) предприятий, образовательных и научных организаций, обеспечивающие их конкурентные преимущества. Объединенный (и Украины, и России) огромный научно-технологический потенциал способен во много раз усилить взаимодействие обеих стран в этом направлении, расширить возможности реализации новых форм сотрудничества. В частности, в процессе работы украинско-российского технопарка «Слобожанщина» формируется среда активного взаимодействия украинских и российских ученых и предпринимателей двух стран с целью коммерциализации научных разработок и создания условий для ускоренного развития высокотехнологичных направлений производства. Учредителями ООО «Украинско-российский технопарк «Слобо-жанщина» является Харьковский национальный университет им В. Н. Каразина, Харьковский национальный университет радиоэлектроники, научный парк «ФЕД» и Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (РФ). Предполагается, что деятельность технопарка «Слобожанщина» будет направлена на трансфер технологий в авиации, станкостроении, приборостроении, а также в сферах: новых материалов и нанотех-нологий; ИКТ; биотехнологий, биомедицины и фармацевтики; ядерных технологий в энергетике и в здравоохранении; новых технологий в АПК; энергосбережении и новых технологиях производства энергии [14].
Согласно международной практике, первым шагом при реализации кластерной политики должно быть проведение исходного исследования, основными задачами которого являются выявление инновационно-технологического потенциала экономики регионов и определение «точек» приложения дополнительных усилий для обеспечения технологического развития и технологической конкурентоспособности. Такое исследование проводится, как правило, соответствующей организацией - агентством по маркетингу территории. Результаты исследования служат обоснованием необходимости развития определенных продуктовых и технологических направлений разработки и реализации кластерных проектов. В частности, при определении перспектив реализации российско-украинских кластерных инициатив следует сопоставить результаты анализа со значительными массивами разнообразной информации о потенциальных участниках кластера в разрезе: 1) статистических данных о всей совокупности предприятий - малых, средних и крупных - и их динамики с динамикой развития отдельных сегментов малого бизнеса; 2) показателей произ-
водственно-хозяйственной деятельности общей совокупности предприятий региона и отдельных сегментов (по данным бухгалтерских балансов); 3) данных экспортно-импортного баланса регионов; территориального распределения групп предприятий избранных сегментов (формируется карта распределения предприятий на территории регионов); 4) характеристик продукции отраслей, относящихся к высокотехнологичным и имеющим потенциал развития (экспортная направленность или импортозамещение, выявление сопредельных областей, принимающих участие в создании продукции, определение совокупности продуктового направления, технологический уровень продукции и пр).
В контексте создания технологических кластеров обязательным является анализ обеспеченности наиболее привлекательных продуктовых направлений таким специфическим ресурсом, как квалифицированная рабочая сила (выпускники профильных технических или технологических университетов). Обязательная процедура при определении приоритетов развития технологического кластера - оценка потенциальной интеллектуальной составляющей в конечном продукте и глубины переработки (т. е. задается вектор от простых переделов с минимальным уровнем интеллектуальной составляющей к более высоким переделам с повышающимся уровнем интеллектуальной составляющей).
Отметим, что в рамках методологии технологического кластера формирование и проведение маркетинговой политики реализуется в несколько последовательных этапов - при разработке общей стратегии кластера, реализации пилотного и стратегического проектов. На соответствующих этапах создания кластера экономических субъектов необходима разработка общими усилиями товарной политики, предусматривающей планирование и формирование ассортиментной структуры, оценку конкурентоспособности товаров (услуг); ценовую политику; коммуникационную политику, например, планирование проведение выставок (ярмарок), создание локального бренда кластера экономических субъектов; формирование сбытовой сети (выбор каналов сбыта и движения товаров, прогноз сбыта).
Важным механизмом реализации проектов международного кластера может быть расширение спектра деятельности государственно-частного партнерства, применительно к решению задач, поставленных государством в стратегических планах и концепциях развития стран. Значительная поддержка со стороны органов власти обеих направлений стимулирования экономики создает реальные предпосылки к созданию эффективного инструмента ДПП для реализации проектов комплексного развития трансграничных территорий и областей.
Главная задача формирования международного украинско-российского кластера - достижение устойчивого экономического роста экономик регионов за счет освоения новых технологических направлений. При этом ведущую роль должны играть ключевые компании, генерирующие ресурсы для развития новых рыночных ниш, экспортирующие инновационную продукцию и услуги за границы соответствующего региона. Объединение в рамках единой системы управления циклов обмена знаниями и технологиями позволит выстроить опорные институциональные структуры кластера, способные объединить принципиально новые области будущего технологического уклада.
В условиях новой экономики кластер рассматривается как сетевая организация взаимосвязанных и взаимодополняемых субьектов, объединенных вокруг научно-образовательного центра, связанная с местными учреждениями и органами власти с целью повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики. Сетевые инновационные процессы, подкрепленные распространением широкополосного Интернета, позволяют сегодня привлечь значительное количество участников. Наряду с корпоративными исследовательскими лаборато-
риями к инновационному процессу реально могут подключиться пользователи, поставщики и потребители из государственного, коммерческого и некоммерческого секторов. Сетевая организация инноваций является источником новых идей и позволяет точнее учитывать рыночный спрос.
Ключевой задачей обеспечения результативности деятельности кластера является выбор и формирование механизмов взаимодействия. В этом контексте в рамках международного кластера организационно-экономическим механизмом должна быть система экономических структур, институтов, методов реализации экономической политики, непосредственно влияющих на экономические процессы в кластере, его развитие и расширение. Особенностью такого механизма является сочетание влияния традиционных институтов управления (государственных органов, официальных самоуправляющихся объединений) и каждого участника кластера на управление экономическими процессами. В рамках такого механизма можно выделить следующие основные рычаги: собственно экономические факторы (инвестирование, налогообложение), промышленная кооперация между участниками, распределение рисков, проекты и управление ими, финансовое взаимодействие, технологические цепочки в пределах кластера. В частности, по характеру построения выделяют два типа технологической цепочки (цепочки добавленной стоимости) - линейный и многопрофильный (диверсифицированный) [15] - позволяющие его участникам максимизировать экономический эффекты и прибыль. В первом случае это достигается за счет экономии вследствие устранения дублирования функций, а также эффекта масштаба пространственной концентрации производства (экономии на инфраструктуре). Во втором случае полученный максимальный экономический эффект (эффект масштаба) дополняется эффектом взаимного проникновения технологий между параллельными технологическими цепочками.
В целом структура организационно-экономического механизма кластерного международного сотрудничества должна предусматривать:
- состав организационно-экономического механизма;
- модель управления в пределах кластера (формы и методы, стратегическое и оперативное управление), уровни сотрудничества между участниками;
- виды и направления кластерного взаимодействия: финансовая, правовая (интеллектуальная собственность), информационная, промышленная (кооперация), кадровая (мероприятия, обмен), образовательная и международная деятельность участников кластера;
- формы кластерного взаимодействия: двусторонние, коллективные (проекты), институционное и сетевое взаимодействие (ассоциации, сети, объединения);
- распределение рисков ответственности между участниками международного кластера, управление общей собственностью (в первую очередь интеллектуальной);
- экономические рычаги в отношениях между участниками кластера (кредитование, инвестирование, налогообложение, страхование, учет и контроль);
- участие в кластере иностранных представителей, стимулы для ТНК к размещению своих Я&Б-подразделений в кластере (минимизация расходов на разработки путем кооперации с партнерами, использование научно-технологического потенциала страны-донора, покупка готовых проектов и технологий);
- взаимодействие малых и средних инновационных предприятий и подразделений совместных предприятий.
В условиях стран с трансформационной экономикой, в том числе Украины, правомерно вначале определить правовые условия («рамки») объединения в саморегулирующие организации. Это позволит установить четкие критерии саморегулирующих организаций, принципы участия государства в процессе саморегулиро-
вания, задачи и полномочия таких организаций, меры их ответственности. Наличие в государствах - участниках СНГ значительного (достаточного) числа некоммерческих организаций (союзов, ассоциаций), объединяющих предпринимателей с целью не только защиты и лоббирования их интересов, но и саморегулирования деятельности, создаст практическую основу для передачи саморегулирующим организациям функций государства в отдельных видах (областях) предпринимательской или профессиональной деятельности.
Литература
1. European Cluster Observator. ISC/CSC cluster codes 1.0, dataset 20070613. available from: [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.clusterobservatory.eu., Cited 2007, October 8.
2. Концепция внешней политики Российской Федерации. http://kremlin.ru/acts/785
3. Программа эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития Российской Федерации.: http://blogs.pravda.com.ua/authors/kuzyo/4bec22fe3e992/view_print/
4. Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года.: http://rs.gov.ru/taxonomy/term/185
5. Комарова И.И. Круг трансформаций: от общества знаний к инновационной экономике. Электронный ресурс. Режим доступа: //www.vatanym.ru/index.php
6. Беспалов В.А., Леонтьев В.Б., Рыгалин Д.Б., Микитась А.В. Механизмы создания и функционирования высокотехнологичных отраслевых кластеров: Монография. М.: МИЭТ, 2005.
7. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеев Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной конкурентоспособности на основе развития кластеров http://politanaliz.ru/articles_695.html
8. Клейнер Г.Б., Качалов РМ., Нагрудная Н.Б. Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории //Наука — Образование — Инновации. 2008. №7.
9. Грановеттер М. Успех инновационного кластера основан на открытости, гибкости и свободе // The New Times, 2010, 6 апреля.
10. Соколенко С. И. Кластеры в глобальной экономике. Киев: Логос, 2004.
11. Войнаренко М. Кластеризация в структуре предпринимательства, экономического сотрудничества и привлечения инвестиций [Электронныйресурс]. http://www.unece.org/ie/wp8/documents/voynarenko.pdf
12. Мельник А.Г. Модель проектного инвестирования создания международного кластера в научно-технологической сфере // Бизнес-Информ. 2012. №11.
13. Постановление Кабинета Министров Украины № 1088 от 01.12.2010 г. «Государственная программа развития трансграничного сотрудничества на 2011-2915 года» // www. rada. gov, ua.
14. Торжественное открытие технопарка «Слобожанщина». ukr-rus-technopark.com/index.php/русявий/about
15. Щедровицкий П. От экономии издержек до синергии отраслей //Новые возможности. 2012. №3 (29).