Наталья
Гавкалова
ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ УКРАИНОЙ И РОССИЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Наталья Леонидовна Гавкалова — д. э.н., профессор Харьковского национального экономического университета, заведующий кафедрой региональной экономики. С 2010 года занимается вопросами развития трансграничного сотрудничества между Харьковской и Белгородской областями, участвует в организации международной деятельности между Харьковским национальным экономическим университетом и Белгородским государственным университетом, организовывает международные конференции с участием России, Украины, Беларуси. С 2012 года занимается активизацией межмуниципального сотрудничества Белгородской и Харьковской областей. Сфера прикладных интересов — региональная экономика и трансграничное сотрудничество, публичное администрирование в регионе, управление государственными финансами, формирование и эффективное использование синтезированного капитала.
Электронная почта: [email protected]
The Trans-border Cooperation between Ukraine and Russia: Its Problems and Future Outlook
Natalya Gavkalova
The article touches on the issue of trans-border cooperation as a form of inter-governmental integration that allows for trade, the transfer of capital, and economic ties and cooperation to be formed. The author reviews the contents of Euro-regions and the history of its emergence. Certain peculiarities of developing the trans-border cooperation between Ukraine and Russia, for example, the mutual interaction between the Kharkov and Belgorod regions, and the identified factors allowing and impeding the development of a trans-border cooperation. The author also presents ways to solve the problems associated with activating in the future regional integration processes.
Keywords: trans-border cooperation, integration strategies, Euro-regions, small integration model, project management, clusters JEL: F15, F55, F63, O13, P48
В статье затрагивается сущность трансграничного сотрудничества как формы межгосударственной интеграции, которая способствует торговле, перемеще-
нию капитала, формированию хозяйственных связей, кооперации. Автор рассматривает содержание еврорегионов, историю их возникновения. Определены особенности развития трансграничного сотрудничества между Украиной и Россией на примере взаимодействия Харьковской и Белгородской областей, выявлены факторы, способствующие и препятствующие развитию трансграничного сотрудничества. Представлены пути решения проблем, связанные с активизацией в перспективе региональных интеграционных процессов. Ключевые слова: трансграничное сотрудничество, интеграционная стратегия, еврорегионы, малая интеграционная модель, проектный менеджмент, кластеры.
На современном этапе развитие социально-экономических систем в масштабах всех государств невозможно без учета территориальных особенностей функционирования региональных подсистем, тенденций развития регионов и приграничных территорий. Именно на этом уровне решаются вопросы расширенного воспроизводства, реализуются проекты социально-экономического развития, удовлетворяются социальные потребности населения. Таким образом, внимание, которое уделяют исследователи проблемам развития приграничных территорий и трансграничного сотрудничества, актуально и своевременно как для российских, так и для зарубежных исследователей.
Значительное количество публикаций, очерков, монографий, связанных с перспективами развития трансграничного сотрудничества на Украине, в Российской Федерации и других странах, не делает данную проблему менее актуальной, а нерешенность большинства вопросов, связанных с функционированием интеграционных объединений, кластеров, открывает простор для дальнейшего изучения.
Целью исследования, отраженного в данной статье, является обоснование необходимости рассмотрения трансграничного сотрудничества в рамках взаимодействия Украина — Российская Федерация. Объект — процессы трансграничного сотрудничества в приграничных регионах.
* * *
В условиях глобализации трансграничное сотрудничество рассматривается как важнейшее направление интеграционной стратегии государства и его регионов, предусматривающее введение специальных инструментов регулирования социально-экономических процессов и обеспечение их устойчивости, благоприятного инвестиционного климата, формирования и развития бизнес-среды региона. Например, на Украине в харьковском регионе (трансграничное сотрудничество реализуется во многом благодаря деятельности еврорегиона «Слобожанщина») сформированы связи более чем с 50 регионами из разных стран мира, что подтверждается межрегиональными со-
глашениями и протоколами о сотрудничестве. В регионе действует 221 предприятие с российскими инвестициями, готовятся к реализации другие трансграничные проекты. Положительный пример — программа развития трансграничного сотрудничества Харьковской области на 2011-2016 годы, наличие которой является еще одним доказательством повышения активности руководства на уровне региона в отношении развития бизнес-среды.
Трансграничное сотрудничество как форма межгосударственной интеграции с помощью интенсификации связей пограничных регионов способствует свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и людей. Особое распространение такое сотрудничество приобрело в Европе в виде еврорегионов — трансграничных областей, охватывающих сопредельные приграничные территории государств, которые отличаются определенным экономическим, социокультурным, этническим единством.
Еврорегионы формируется в рамках сопредельных единиц административно-территориального деления двух и более стран на основе реализации общих программ и соглашений, подписанных на уровне органов местного самоуправления. Сегодня это одна из наиболее распространенных форм развития трансграничного сотрудничества в ЕС. Первый еврорегион был образован в 1958 году на немец-ко-нидерландском пограничье с центром в немецком городе Гронау (Еш^ю^гапаи). В данное время в Европе существует свыше 150 региональных трансграничных образований. Создан Европейский фонд регионального развития (EFRR), из которого финансируются программы поддержки еврорегионов.
На Украине до настоящего времени сформировано девять еврорегионов, большинство которых базируются на сотрудничестве и кооперации с приграничными странами Евросоюза и только два («Слобожанщина» и «Донбасс») сформированы на основе паритетного взаимодействия Украины с Россией.
Чтобы трансграничное сотрудничество в рамках пространства Россия — Украина было эффективным и действенным, необходимо признать существование целого ряда противоречий и того, что факторы, влияющие на современные процессы международной региональной интеграции на Украине, можно условно разделить на две группы. В первую входят межгосударственные конфликты, идеологические разногласия, национализм. Вторая группа факторов базируется на существовании политико-правовых, экономических, социальных, культурных различий между странами.
Можно выделить ряд приоритетов государственной политики по решению указанных противоречий:
• политико-правовые: укрепление единого правого пространства одновременно со сближением трансграничных регио-
нов и обеспечением соответствующей законодательной базы трансграничного сотрудничества;
• экономические: укрепление национального экономического пространства при одновременном обеспечении мобильности труда, финансового, синтезированного капиталов, развитие налоговой и доходной базы местных бюджетов и внедрение новых подходов к формированию местных бюджетов, что прямо влияет на развитие бизнес-среды региона; общественный контроль за процессами трансграничного сотрудничества;
• социальные: разработка национальных социальных региональных стандартов, отвечающих стандартам качества жизни, принятым в мире;
• управленческие: накопление синтезированного (человеческого, интеллектуального и социального) капитала региона с последующим его распределением и перераспределением; активизация развития бизнес-среды региона.
Выделение представленных выше проблем требует особого подхода к развитию трансграничного пространства и управлению процессами еврорегионального развития. В качестве управленческой новации мы предлагаем рассматривать еврорегион как малую интеграционную модель, а функционирование региона описать проектами (речь идет о еврорегиональном проектном менеджменте). В общем понимании модель — это копия или аналог изучаемого процесса, предмета, явления, отображающая существенные свойства моделируемого объекта с точки зрения цели исследования. На малом пространстве (размерами еврорегионы всегда уступают размерам стран) можно смоделировать проекты, спрогнозировать последствия их внедрения и предугадать эффекты от реализации: экономические, социальные, экологические, политические, имиджевые, культурологические. В случае успешного моделирования расширение проектного движения приведет к укреплению еврорегионов. Анализ деятельности еврорегиона «Слобожанщина» и его проектов привел нас к констатации следующих фактов.
Технопарк «Слобожанщина» является одним из наиболее известных проектов, разработка которого осуществляется на приграничном пространстве, включающем Харьковскую и Белгородскую области. Основными сферами его деятельности станут восемь направлений. В отрасли авиации и станкостроения основным партнером с харьковской стороны будет завод ФЭД. Активное сотрудничество в сфере информационно-коммуникационных технологий начнется с создания в Харькове дата-центра. Специалисты в области биотехнологий и медицины будут заниматься вопросами выращивания и применения стволовых клеток. Отрасль приборостроения как наиболее развитая в Харькове позволит рассмотреть вопрос производства планшетных ПК и электронных учебников. А работа в направлениях агропромышленного комплекса позволит реализовать проект «Деревня будуще-
го». Кроме того, активная работа будет вестись в сфере нанотехнологий, ядерных технологий в энергетике и здравоохранении, в сфере энергосбережения и новых технологий производства энергии. Для расширения взаимодействия регионов в области инноваций создается инновационная платформа «Биотехнополис» в рамках международного финансового центра Харьков — Белгород.
Процесс реализации данных проектов достаточно сложен, что обусловливает особое внимание к формированию трансграничных кластеров. Кластерный подход наряду с проектным подходом является одним из наиболее результативных средств для осуществления эффективного публичного администрирования. В общепринятой трактовке кластеры можно определить как группы независимых компаний и ассоциированных институций, которые сотрудничают и конкурируют, географически сосредоточены в одном или в соседних регионах, специализируются в конкретной сфере деятельности, связаны специальными технологиями и навыками.
Следует отметить, что еврорегион «Слобожанщина» выступил в роли катализатора процессов украинско-российского трансграничного сотрудничества, направленных на улучшение жизни населения приграничных регионов. По его примеру на границе Украины и России за последнее десятилетие сформировался каркас территориально компактных еврорегионов, в основе которого лежат соглашения между расположенными по обе стороны границы территориальными органами власти и самоуправления. В этот каркас, кроме «Сло-божанщины», входят еврорегионы «Днепр» (2003 год), «Ярославна» (2007 год) и «Донбасс» (2010 год). В то же время дальнейшее эффективное развитие сотрудничества в рамках этих еврорегионов требует выработки действенных механизмов финансовой поддержки совместных программ и проектов. Этому должна способствовать имплементация подписанного Украиной в ноябре 2011 года Протокола № 3 к Мадридской конвенции о трансграничном сотрудничестве, предусматривающего создание и деятельность «объединений еврорегионального сотрудничества» со статусом юридического лица и правом на собственный бюджет.
Однако становление еврорегиона «Слобожанщина» усложняется отсутствием реальной финансовой поддержки проектов трансграничного сотрудничества. Возможно, ситуация изменится в результате выделения средств из областных бюджетов на реализацию мероприятий программы развития трансграничного сотрудничества Харьковской области на 2011-2016 годы и долгосрочной целевой программы «Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества Белгородской области на 2012-2016 годы».
В свете вышеизложенного подытожим: обеспечение эффективного трансграничного сотрудничества и формирование добрососедских отношений будет возможно при условии рассмотрения еврорегиона
в виде малой интеграционной модели, в рамках которой разрабатываются и реализуются разнонаправленные проекты. Реализация проектов осуществляется на основе трансграничных кластеров, развитие которых обеспечит ожидаемый экономический, социальный, экологический и прочие эффекты.
Если вернуться к еврорегиону «Слобожанщиина», то анализ состояния его развития продемонстрировал насущную потребность в решении ряда задач. Например, в обеспечении благоприятных условий для осуществления сотрудничества в области науки и торговли, транспорта и коммуникаций (расширение логистической инфраструктуры), производства и финансов, экологии (леса, реки — Северский Донец и Лопань) и сельского хозяйства, создания кластеров и реализации проектов. К этому следует добавить государственное регулирование миграционных процессов, грамотную инвестиционную политику, продуманную региональную политику
Решению общих проблем, связанных с региональными интеграционными процессами, которые активизируют бизнес-среду региона, может способствовать следующее:
• для комплексного развития регионов необходима единая концепция государственной региональной политики трансграничного сотрудничества, которая предусматривает действенные правовые, институциональные и финансовые инструменты и закрепляет местное самоуправление и децентрализацию государственного управления;
• координация действий государственных органов власти и органов местного самоуправления, направленных на реализацию интеграционных процессов трансграничного сотрудничества как инструмента территориального развития и улучшения качества жизни населения;
• активизация сотрудничества с европейскими структурами по вопросам регионального развития и совместного функционирования приграничных территорий в рамках формирования бизнес-среды региона; создание сети агентств регионального развития, обеспечивающих координацию решения проблем приграничных территорий;
• разработка механизмов софинансирования и финансовой поддержки трансграничных проектов за счет бюджетных и внебюджетных средств;
• переход от отраслевого подхода к расширению правовых и финансовых ограничений действий региональных органов власти и местного самоуправления в управлении пограничными территориями, что позитивно повлияет на развитие бизнес-среды региона.
Таким образом, трансграничное сотрудничество требует усовер-
шенствования в политико-правовой, экономической, социальной, культурной сферах. Процессы формирования и развития бизнес-среды региона предусматривают качественное изменение управления с целью расширения добрососедских отношений путем формирования механизма регионального трансграничного сотрудничества, объединяющего государственные и региональные институты, региональные рынки, бизнес-структуры, инвесторов, общественность и другие заинтересованные стороны.
ЛИТЕРАТУРА
Бутко М., Зеленська О., Зеленський С. та ін. (2006) Регіональне управління: інноваційний підхід. Навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. Київ: Знання України.
Варналій З. (ред) (2005) Регіони України: проблеми та пріоритети соціально-економічного розвитку. Монографія. Київ: Знання.
Воронін В., Жаліл Я. (ред) (2010) Державне управління регіональним розвитком України. Монографія. Київ: НІСД.
Гавкалова Н. (2009) Формування соціально-економічного механізму ефективності менеджменту персоналу. Дисертація доктора економічних наук. Харків.
Геєць В., Кизим М., Клебанова Т., Черняк Т. (2006) Моделювання економічної безпеки: держава, регіон, підприємство. Харків:
Науково-дослідний центр індустріальних проблем розвитку НАН України.
Голиков А., Черномаз П. (2007) Анализ проблем трансграничного сотрудничества России и Украины. Регіон: стратегія і пріоритети. Укр. науково-практ. журнал, 5. С. 15-32.
Еврорегионы «Слобожанщина» и «Ярославна» стали полноценными участниками европейских интеграционных процессов. Информационноаналитический портал Харьковского областного совета. Доступно на: http:// www.oblrada.kharkov.ua/
Кліяненко Б., Осика О. (2008) Соціально-економічний розвиток господарського комплексу регіону: методика і практика аналізу. Луганськ: СНУ ім. В. Даля.
Лібанова Е. (ред) (2007) Людський розвиток регіонів України: аналіз та прогноз. Київ: Інститут демографії та соціальних досліджень НАН України.
Стеченко Д. (2007) Програмно-цільова орієнтація в управлінні соціально-економічним розвитком регіону. Університетські наукові записки, 3 (23). С. 167-171.
Чемерис А., Лесечко М., Ліпенцев А. та ін. (2004) Адміністративні послуги місцевих органів державної виконавчої влади. Монографія. Львів: ЛРІДУ НАДУ.
Черномаз П. (2012) Еврорегион «Слобожанщина»: становление и роль в развитии украинско-российского трансграничного сотрудничества. Междисциплинарные исследования в науке и образовании: Экономические науки. Сборник трудов Первого Международного научно-практического симпозиума. 1. С. 10-17.