8(20) - 2009
Экономика россии: тенденции и перспективы
развитие национальной инновационной системы как фактор устойчивого развития экономики россии
м. А. ГАуНОВА,
руководитель проектов Финансового департамента ОАО «Московский комитет по науке и технологиям»
В связи с кризисными явлениями в экономике России проблема финансирования инновационной деятельности, которая является мощным импульсом социально-экономического развития и помогает преодолению экономической депрессии, приобретает в последнее время большую актуальность. В настоящей работе с помощью сравнительного анализа оценивается состояние и значение инновационной деятельности в России и за рубежом. Определены факторы, ограничивающие инновационную деятельность, обобщены проблемы и направления улучшения финансирования инновационной деятельности в России.
Ключевые слова: инновационный, деятельность, экономический, рост, финансирование, приоритет, развитие.
Развитие национальной инновационной системы в России требует решения проблем финансирования, общей тенденцией которого является сокращение удельного веса в инвестициях потребительского и инновационно-инвестиционного секторов. Альтернативой инновационному развитию для многих отечественных предприятий является скупка активов, затраты на слияние — поглощение, распределение доходов крупных акционерных компаний между узким кругом крупных собственников, лишь в малой степени использующих их для инвестиций в основной капитал.
Мировая практика свидетельствует, что именно инновационная деятельность, основанная на высоких технологиях, способствует диверсифи-
кации экономики и формированию современных технологических укладов, является мощным импульсом социально-экономического развития, повышения наукоемкости и конкурентоспособности продукции, помогает преодолению экономической депрессии и подъему производства в регионах и стране в целом. Важная роль в этом процессе принадлежит финансовому обеспечению инновационной деятельности. К сожалению, российская практика свидетельствует о том, что финансирование инновационной деятельности предприятий, научных организаций как на микро, так и на макроуровне ничтожно мало.
Инновационный потенциал на сегодняшний день является практически единственным реальным ресурсом экономического роста. В этих условиях особую значимость для стабилизации российской экономики приобретают проблемы активизации инновационной деятельности и ее субъектов. Среди факторов, ограничивающих инновационную деятельность, по мнению руководителей промышленных предприятий всех отраслей, традиционно доминируют финансовые проблемы: недостаток инвестиций и собственных финансовых средств, неприемлемые условия кредитования.
Эффективность нововведений как составной части научно-технического прогресса измеряется отношением эффекта к обусловившим его затратам и по своему содержанию является социально-экономической.
Экономика россии: тенденции и перспективы
8 (20) - 2009
Влияние инновационной деятельности на темпы экономического роста весьма велико — от 70 до 85 % роста ВВП экономически развитых стран обеспечивается продуктовыми и технологическими инновациями. Между тем аналитические обзоры, исследования отечественных ученых-экономистов позволяют сделать вывод о низком уровне инновационной активности российских предприятий. По оценкам экономистов, удельный вес российских промышленных предприятий, осуществляющих инновации, составляет 48—49 %. Для страны, обладающей высоким научным потенциалом, приведенный показатель довольно низок.
Таким образом, все указывает на необходимость создания условий для развития инновационной деятельности, позволяет сформулировать проблему и цель нашего исследования. Проблема — повышение устойчивого роста российской экономики посредством развития национальной инновационной системы через инструменты финансирования. Цель — анализ состояния инновационной деятельности и ее финансирования на современном этапе развития России, предложение по развитию национальной инновационной системы.
Основными факторами развития инвестиционных процессов развитых стран выступают инновации. В России же ситуация иная. По оценкам российских и зарубежных экспертов, в докризисный период внутренние затраты на НИОКР в России составляли около 1,1—1,2 % ВВП против 2,2 % в странах ОЭСР, 2,5 % в США и 3 % в Японии. Наши инвестиции в инновационный сектор оцениваются на уровне 0,3 % от американских.
По показателям совокупных затрат на НИОКР отечественная экономика уступает развитым странам. Например, по государственным и корпоративным годовым затратам Россия более чем в 157 раз уступает США (4,3 млрд долл. против 676,5 млрд долл.). При этом доля корпоративных (наиболее эффективных по коммерциализации) затрат на НИОКР в США составляет 2/3 от общих затрат, а в России, наоборот, более половины средств на исследования и разработки составляют расходы государства. Бюджетные средства от общего уровня внутренних затрат на НИОКР в 2008 г. составили 58 %; предпринимательский сектор — 21,4 % (в развитых странах — более 50 %); внебюджетные фонды — 2,5 %; собственные средства научных институтов — 8,8 %; зарубежные источники — 7,5 %. При этом в российском научном секторе доминируют предприятия, находящиеся в государственном секторе — порядка 72 % организаций науки (для
сравнения: в Канаде — 10 %, США — 7 %), что актуализирует проблему практического внедрения инноваций и удовлетворения потребностей реального сектора в инновационных разработках.
Что касается государственного участия в финансировании инновационного сектора, то, несмотря на его приоритет, оно мало результативно. Ограниченные объемы финансирования не позволяют ученым и разработчикам своевременно доводить свою инновационную продукцию до стадии реализации. Число специализированных учреждений, оказывающих услуги по маркетингу инновационных разработок, невелико. К тому же многим разработчикам о них либо ничего не известно, либо их услуги слишком дороги, а кредиты под завершающие стадии инновационных разработок распространения в России пока не получили1.
Не способствует повышению инновационности отечественной экономики и привлекаемый иностранный капитал. Приобретая контроль над высокорентабельными российскими отраслями и секторами и заняв лидирующее положение в наиболее доходных областях внутреннего рынка, иностранные инвесторы и российские предприниматели, как правило, впоследствии теряют интерес к долгосрочному развитию отечественного производства, импорту технологий и высокотехнологичного оборудования.
По мнению ряда экспертов, в ближайшее время вряд ли будет играть существенную роль в финансировании инноваций венчурный бизнес, прежде всего в силу исторически сложившихся особенностей экономики. По данным российской Ассоциации венчурного финансирования, в России насчитывается 62 венчурных фонда. При этом венчурный бизнес в стране более чем на 90 % поддерживается фондами зарубежного происхождения. Ограничения развития венчурного бизнеса, кроме того, связаны с отсутствием исчерпывающего законодательного регулирования таких фондов.
Определенные проблемы связаны и с деятельностью самих предприятий — потенциальных соискателей венчурного финансирования. Опасаясь скрытых форм рейдерства, растущие и инновационно-перспективные российские компании неохотно идут на проведение дополнительных эмиссий акци -онерного капитала в пользу внешнего инвестора.
Мировой опыт показывает, что результативным может быть финансирование инновационной деятельности как частных инвестиций, так и государственных. Все зависит не от характера
1 Давыдов А. Ю. Финансовые аспекты инновационной деятельности в России // Бизнес и банки. 2008. № 41. С. 1—5.
8(20) - 2009
Экономика россии: тенденции и перспективы
источника инвестиций, а от его эффективности. При этом важную роль играют уровень развития инновационного климата в стране, законодательная база, регулирующая отношения участников инновационного процесса, развитое информационное и материально-техническое обеспечение научных исследований, сотрудничество между субъектами инновационной деятельности.
Как свидетельствует мировая практика, необходимо разделение и четкое определение тех сфер и направлений, которые могут быть профинансированы наиболее эффективным способом за счет каждого источника.
На микроуровне предпосылками к осуществлению инноваций становится улучшение финансового положения предприятий, использование резервов сокращения издержек производства и увеличение доли рынка. Главным препятствием большинство фирм считает недостаток собственных средств. Это во многом объясняется существующей структурой источников финансирования инновационной деятельности. Только 5 % фирм не используют собственный капитал, а для более чем 50 % это единственный источник финансирования инноваций, 28 % используют банковские кредиты, покрывая за счет них около 43 % своих расходов на инновации. Около 9 % фирм использовали федеральное или региональное бюджетное финансирование; однако более чем в 50 % случаев этот источник покрывал до 15 % расходов на инновации. Прочие источники финансирования, такие как эмиссия акций, облигационные займы, средства небанковских финансовых институтов и иностранные инвестиции, использовали менее 2 % фирм2.
Таким образом, проведение анализа состояния организаций инновационной сферы позволяет сделать вывод о необходимости поддержки и стимулирования инвестиционного и инновационного потенциалов отечественной экономики.
Созданные бюджетные и внебюджетные фонды поддержки научно-технической деятельности являются, по существу, первым шагом по активизации инновационного потенциала экономики России.
В настоящее время основное направление государственной инновационной политики состоит в том чтобы, с одной стороны, сохранить накопленный научно-технический потенциал и, с другой стороны, развивать необходимую инфраструктуру и экономические механизмы, стимулирующие инновационные процессы. Несмотря на улучшение
2 Алисин Ф. Ф., Лосева О. Н. Тенденции инновационной деятельности промышленных предприятий России. // Инновации. 2008. № 2—3 (59—60) С. 53—57.
ситуации и рост промышленного производства, наблюдаемые в последние годы, по-прежнему остро стоит проблема конкурентоспособности отечественной продукции по сравнению с импортной.
В связи с этим в концепции государственной инновационной политики России ставится цель: создание условий не только для устойчивого экономического роста, но и для выпуска инновационной продукции за счет повышения технологического уровня и конкурентоспособности производства.
Необходимость совершенствования механизма финансирования инновационной деятельности в инновационной сфере должна быть основана, безусловно, на увеличении эффективности исследований и разработок, на сокращении срока отдачи вкладываемых денежных средств. Проведенный анализ системы финансирования инновационной деятельности предприятий показывает, что не до конца отработан механизм их поддержки.
Основные проблемы, выявленные в ходе анализа, сводятся к следующим:
• низкий объем средств, расходуемых государством и частным бизнесом на инновационную деятельность;
• неудовлетворительное соотношение объемов финансирования инновационной деятельности государством и частным сектором;
• неразработанность механизма целевого использования средств государственного бюджета, выделяемых на инновационную деятельность;
• маломощность источников инвестирования в инновационную деятельность у частного сектора;
• отсутствие системы налогового, таможенного и страхового стимулирования вложений средств частного сектора в инновационную деятельность;
• слабая изученность новых форм финансирования инновационных предприятий;
• неразвитость кредитно-денежной системы поддержки инновационной деятельности: низкая капитализация банковской сферы и высокие процентные ставки за кредит;
• отсутствие условий для расширения отечественного рынка венчурного капитала и выхода высокотехнологичных компаний на фондовый рынок.
Анализ состояния инновационной деятельности в России позволяет выявить также ряд тенденций. Во-первых, низка инновационная активность организаций и предприятий, что обусловлено отсутствием целенаправленного финансового механизма
Экономика россии: тенденции и перспективы
8 (20) - 2009
стимулирования и поддержки инновационных процессов на всех уровнях. Во-вторых, недостаточно разработана методическая основа исследования инновационных процессов, а структурная перестройка российской экономики сместила акценты и приоритеты разработки и внедрения нововведений, что предопределяет применение соответствующих методов воздействия, направленных на их создание. В-третьих, общая ограниченность ресурсной базы требует инновационного развития производства, которое, в свою очередь, должно основываться на применении инновационных технологий. В-четвертых, отсутствует целенаправленное государственное воздействие на инновационные процессы.
Основные пути устранения названных недостатков целесообразно формировать следующим образом.
> Поскольку бюджетные средства будут оставаться главным источником финансирования крупномасштабных инновационных проектов, необходимо максимально поднять долю затрат на науку в расходах государственного бюджета. В среднесрочной перспективе это послужит серьезным шагом к стабилизации финансового положения научно-технического комплекса.
> При решении вопросов распределения бюджета науки прогнозирование экономического и научно-технологического развития должно играть большую роль. Целесообразно создать единый специализированный экспертно-прогнозный орган, в сферу деятельности которого войдут все процедуры формирования перечня приоритетов научно-технологического развития, ведение баз данных по инновациям и т. д.
Разумно было бы пересмотреть механизмы реализации целевых программ, шире распространить условия контрактной системы, повысить уровень кон-курсности при отборе инвестиционных проектов.
> Государство, используя косвенные механизмы поддержки инновационной сферы, должно обеспечить приток частных инвестиций в эту сферу.
> Необходимо обеспечить государственную поддержку системы венчурного инвестирования и страхования инновационных рисков для привлечения инвестиций частного сектора и банков в инновационный бизнес.
> Целесообразно формирование рациональной налоговой политики, которая будет предусматривать льготы и преференции субъектам инновационной деятельности.
> Необходимо снизить уровень налогообложения прибыли предприятий, направляемой на
техническое перевооружение производства для
выпуска инновационной продукции.
При проведении названных мероприятий целесообразно использовать опыт, накопленный в развитых странах в области создания механизмов финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности.
Лишь после того как в стране будет создана система, реально стимулирующая развитие инвестиционной и инновационной деятельности, Россия может рассчитывать на успешную реализацию новой экономической стратегии — переход к инновационной экономике.
Несмотря на существующие способы финансового обеспечения, на сегодняшний день в России не созданы условия для финансирования инновационной деятельности. Как и все новое, инновации требуют значительных финансовых вложений, которые зачастую разработчик не в состоянии обеспечить сам. По этой причине ни потенциальные потребители инноваций, ни инвесторы не заинтересованы в научно-технической и инновационной деятельности. Финансовые потоки ищут и находят пути к менее рискованным, более прибыльным видам бизнеса. В такой ситуации научные исследования и разработки не нужны экономике страны. Поэтому бюджетные средства, которые выделяются на финансирование инновационной деятельности, необходимо использовать главным образом на создание благоприятной среды для развития науки и инновационного бизнеса, включая создание инновационной инфраструктуры.
Финансовую поддержку из бюджета необходимо в значительной мере направить на создание условий, при которых инновационная деятельность стала бы более выгодна, чем какая-либо другая. Для этого нужно создать систему стимулирования участников научно-технической и инновационной деятельности. Она должна предоставлять участникам различные виды финансовой поддержки, льготы и преференции, в том числе налоговые льготы, а также льготы по аренде земли и помещений. Система стимулирования непременно должна включать льготы для предприятий, осваивающих инновации. Без этого инновационная деятельность развития в стране не получит.
Список литературы
1. Алисин Ф. Ф., Лосева О. Н. Тенденции инновационной деятельности промышленных предприятий России // Инновации. 2008. № 2—3 (59—60) с. 53 — 57.
2. Балдин К. В. Инновационный менеджмент. М.: Академия, 2008.
3. Давыдов А. Ю. Финансовые аспекты инновационной деятельности в России // Бизнес и банки. 2008. № 41. С.