развитие национальной
инновационной системы и перспективы технологического развития российской экономики
Н. В. БЕКЕТОВ,
академик Академии гуманитарных наук, доктор экономических наук, профессор, директор Научно-исследовательского проектно-экономического института Якутского государственного университета E-mail: beket-nik@mail. ru Н. И. ЯКОВЛЕВА, младший научный сотрудник E-mail: nadusha2886@mail. ru
Научно-исследовательский проектно-экономический институт Якутского государственного университета
Рассматриваются особенности формирования национальной инновационной системы с учетом развития инновационной инфраструктуры, включающей формирование сети технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий. Актуализируются вопросы создания системы государственной поддержки инновационных компаний на этапе старта, создание разветвленной системы страхования рисков компаний. Предложены варианты повышения конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей, модернизации производственного потенциала.
Ключевые слова: инновационная система, исследовательский центр, трансфер технологий, технологический прогноз, потенциал.
Целью создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития является содействие масштабному технологическому обновлению производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающих прорыв России на мировые рынки высоко- и среднетехно-логической продукции [1—10].
Достижение данной цели осуществляется в рамках реализации трех основных направлений.
Первое направление — формирование национальной инновационной системы, т. е. комплекса правовых, финансовых и организационных структур и механизмов, обеспечивающих процесс создания и распространения инноваций, производство и коммерческую реализацию научных знаний и технологий.
Оно включает решение следующих основных задач:
• развитие среды генерации знаний, включающей определение системы приоритетов развития фундаментальной науки, расширение и изменение форм финансирования фундаментальной науки (расширение поддержки научных проектов, системы грантов государственных фондов), поэтапную реструктуризацию фундаментальной науки, развитие интеграции научных и образовательных институтов;
• создание системы технологического прогнозирования, уточнение приоритетов технологического развития, перечня критических
технологий и механизмов их развития, обеспечивающих решение прорывных задач; обеспечение конкурентоспособности сектора прикладных исследований и разработок, включающее внедрение проектного финансирования организаций сектора науки, реструктуризацию государственного сектора науки и развитие сети мощных национальных лабораторий, обновление приборной и стендовой базы исследовательских центров, поддержку малого инновационного бизнеса, стимулирование участия российских организаций в международных научно-исследовательских и технологических проектах; поддержка воспроизводства кадрового потенциала науки, подготовка кадров для инновационной сферы при относительной стабилизации численности исследователей. Повышение средней заработной платы в секторе исследований и разработок до уровня, в полтора и более раз превышающего среднюю заработную плату в экономике;
развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, включающее создание государственной системы учета, распоряжения и контроля за эффективным использованием прав Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, совершенствование системы трудовых отношений работников и работодателей в части сохранения коммерческой тайны; развитие инновационной инфраструктуры, включающей формирование сети технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, развитие венчурного и посевного финансирования; создание технико-внедренческих зон; содействие развитию инжиниринговых и проектных фирм; создание системы государственной поддержки новых инновационных компаний на этапе старта; создание системы страхования рисков компаний на начальных стадиях их развития при осуществлении технологических инвестиций; государственная поддержка импорта ключевых комплексных технологий и покупки зарубежных активов — технологических доноров и центров подготовки персонала; поддержка спроса на инновационную продукцию со стороны корпоративного сектора, создание «технологических коридоров», совершенствование механизмов поддержки экспорта наукоемкой продукции.
Второе направление — создание системы технологического обеспечения общенациональных приоритетов развития, базирующейся на крупных инновационных проектах, реализуемых на основе государственно-частного партнерства. Такие приоритеты должны быть увязаны с реализацией конкурентных позиций российской экономики и требований национальной безопасности. У российской экономики должен быть определенный технологический профиль, отвечающий ее конкурентным преимуществам по отношению к странам-лидерам — США, Китаю и Европе. Выделяются стратегические инновационные проекты двух типов, базирующиеся на утвержденном Президентом РФ перечне критических технологий.
Первая группа проектов ориентирована на развитие научно-технического потенциала по междисциплинарным критическим технологиям. Примером такого подхода является комплекс программных решений по развитию нанотехнологий, включая президентскую инициативу «Стратегия развития наноиндустрии», создание Российской корпорации нанотехнологий и федеральную целевую программу «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы» [11, 13, 14], а также ряд других. Междисциплинарный характер носит федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы» [12].
Реализация этих программ создаст такой потенциал новых перспективных исследований и разработок, который станет основой для технологического прорыва на рынках в 2014—2020 гг.
Вторая группа инновационных проектов нацелена на технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики и развитие отдельных прорывных технологий. К этой группе следует отнести: технологии добычи углеводородов на шельфе северных морей, экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых; создание новых плавсредств, способных работать в Арктике и в экстремальных средах; водородную энергетику и производство новых моторных топлив; проекты в атомной энергетике, включая создание нового поколения ядерных реакторов; «прорывные проекты» в авиации, базирующиеся на технологиях создания новых поколений авиационной техники; транспортные проекты, базирующиеся на технологиях создания и управления новыми видами транспортных систем; создание нового поколения энергоэффективных двигателей; проекты освоения космического про- 11
странства, базирующиеся на новых поколениях ракетно-космической техники, создание интеллектуальных систем навигации и связи; новые методы медицинской диагностики и лечения, базирующиеся на биотехнологиях и нанотехно-логиях; создание перспективных вооружений и систем управления.
Реализация этих проектов во многом обеспечена пакетом действующих федеральных целевых программ, ориентированных на развитие и внедрение передовых технологий. В то же время назрела необходимость упорядочивания этого пакета, подготовки новых высокотехнологичных программ, ориентированных на новые технологические рубежи 2015—2020 гг.
Третье направление — выявление и стимулирование развития возникающих кластеров, в рамках которых образуются устойчивые связи между участниками инновационной системы: создание и развитие особых экономических зон промыш-ленно-производственного типа; формирование территориально-производственных кластеров, т. е. создание условий и стимулирование развития конкурентоспособных комплексов взаимосвязанных производств на данной территории.
Повышение конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей должно решить основные проблемы развития посткризисного периода, выбрать в качестве приоритетных направления возвращения российской авиационной промышленности на мировой рынок.
Авиационная промышленность. Основной проблемой развития авиационной промышленности является несоответствие масштаба и структуры ее научно-технического и производственного потенциала объему платежеспособного спроса на продукцию отрасли как гражданского, так и военного назначения. Приоритетными направлениями развития авиационной промышленности станут следующие:
1) создание перспективного продуктового ряда:
• реализация «прорывного проекта» в гражданском авиастроении в кооперации с ведущими иностранными фирмами при сохранении за Россией функции системного интегратора;
• реализация проекта «истребитель пятого поколения», создание вертолетов нового поколения, реализация проектов создания перспективного учебно-тренировочного самолета и семейства беспилотных летательных аппаратов;
• реализация проектов создания «переходного продукта» — региональных пассажирских самолетов SSJ-100;
12 -
• создание семейства военно-транспортных самолетов, отвечающих как требованиям нужд обороны, так и потребностям коммерческой эксплуатации;
• решение проблемы возрождения малой авиации, развитие которой связано с реализацией национальных проектов, сохранением целостности страны и освоением труднодоступных районов;
2) модернизация производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала авиапромышленного комплекса, внедрение новых технологий проектирования и производства авиатехники;
3) поддержка продвижения российской авиатехники на рынки, включая развитие лизинга, распространение практики лизинга на поставки по военно-техническому сотрудничеству и кредитование экспортных поставок.
В результате реализации указанных направлений предполагается возвращение российской авиационной промышленности на мировой рынок в качестве третьей по объему произведенной гражданской продукции, достижение 10 % уровня мирового рынка продаж гражданской авиационной техники на рубеже 2020—2025 гг.
Ракетно-космическая промышленность. Системная проблема состоит в несоответствии потенциала ракетно-космической промышленности (РКП) новым требованиям государства и мирового космического рынка, как по выпускаемой продукции, так и по научно-производственному уровню и кадровому составу, а также по организационной и имущественной структуре промышленности.
Предполагается проведение институциональных преобразований в ракетно-космической промышленности. К 2015 г. путем объединения ранее созданных интегрированных структур будут образованы три-четыре крупные российские ракетно-космические корпорации. Такие мощные корпорации к 2020 г. выйдут на самостоятельное развитие и будут полностью обеспечивать выпуск ракетно-космической техники для решения экономических задач, задач обороноспособности и безопасности страны, эффективную деятельность России на международных рынках, а также эксплуатацию и сопровождение ракетной и космической техники на всех этапах ее существования.
Ожидаемый результат — формирование экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, отвечающей национальным интересам России. Объем промышленной про-
дукции РКП (по сравнению с 2005 г.) увеличится к концу 2010 г. в 1,6 раза, а к 2015 г. — в 2,2 раза. Будет обеспечено гарантированное присутствие России в космическом пространстве, доля присутствия продукции РКП на сегментах мирового космического рынка увеличится с 8 до 15 %.
Судостроительная промышленность. Системная проблема развития отрасли обусловлена структурными диспропорциями судостроительной промышленности — несоответствие масштаба и структуры, ее научно-технического и производственного потенциала объему и структуре платежеспособного спроса на основную продукцию отрасли, а также несовершенством отечественного законодательства и финансовой инфраструктуры гражданского судостроения.
Развитие отрасли будет происходить в два этапа:
Первый этап, 2010—2015 гг. — широкомасштабная модернизация и техническое перевооружение предприятий отрасли; создание новых объектов научно-производственной базы; начало строительства основных перспективных судов; развертывание работ по созданию судов и плавсредств для освоения шельфа и Северного морского пути;
Второй этап, 2016—2020 и последующие годы — серийное строительство всей номенклатуры продуктового ряда и обеспечение возрождения ВМФ, морского, речного и рыболовного флотов.
Ожидается, что в результате реализации указанных задач объемы производства продукции отечественной судостроительной промышленности по сравнению с их текущим уровнем (2006 г.) увеличатся к 2010 г. — в 1,5 раза, к 2015 г. — в 2,2 раза, к 2020 г. — в 3,1 раза. Россия вновь займет место в первой десятке стран — производителей гражданской судостроительной продукции. В сфере экспорта вооружения и военной техники будет обеспечено сохранение устойчивого второго места (не менее 20 % мирового экспорта, увеличение экспортных поставок в 1,5—2 раза).
Электронная промышленность. Системная проблема развития электронной промышленности состоит в снижении уровня технологического отставания отечественной электронной промышленности от мирового уровня и повышении конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта. Основные приоритеты развития электронной промышленности: сверхвысокочастотная электроника; радиационно стойкая электронная компонентная база; микросистемная техника; микроэлектроника; электронные материалы и структуры; технологии создания радиоэлектронных систем и комплексов; развитие сети
межотраслевых и отраслевых центров проектирования микроэлектронных компонентов.
Ожидается, что в 2011 г. объем продаж продукции электронной промышленности составит не менее 45 млрд руб. в год, в 2025 г. — 350 млрд руб. Технологический уровень изделий микроэлектроники в серийном производстве в 2011 г. будет соответствовать 0,13—0,09 мкм, в 2025 г. — 0,018 мкм. Это позволит решить задачи обеспечения потребностей отраслей страны, в том числе создания стратегически важной аппаратуры и систем, а также уже в 2011 г. резко уменьшить долю используемой импортной ЭКБ в общем объеме ее закупок предприятиями радиоэлектронного комплекса.
Атомный энергопромышленный комплекс. Системная проблема состоит в стагнации атомного энергопромышленного комплекса, не способного при существующих производственных и эксплуатационных издержках обеспечить воспроизводство энергетических мощностей существующих АЭС.
Приоритеты развития атомного энергопромышленного комплекса:
1) обеспечение увеличения доли атомной генерации до 20—22 % от общего объема производства электроэнергии в Российской Федерации за счет следующих мер:
• ввода не менее 2 ГВт установленной мощности в год при оптимизации сроков строительства и сокращении удельных капитальных вложений на 1 кВт вводимой мощности при строительстве энергоблоков атомных электростанций (90 % к уровню 2007 г.);
• снижения эксплуатационных расходов организаций, эксплуатирующих атомные станции (на 1 кВтч — 80 % к уровню 2006 г.);
• увеличения коэффициента использования установленной мощности, как за счет технологических мероприятий, так и за счет прекращения практики балансирования пиков энергопотребления за счет АЭС;
• продления сроков безопасной эксплуатации существующих энергоблоков;
2) обеспечение интеграции российской атомной энергетики в мировую экономику, как в топливном цикле, так и в производстве электроэнергии, увеличив долю России на рынке ядерного топлива, как в части природного урана, низкообогащенного урана, так и в части тепловыделяющих сборок (ТВС) или тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ), за счет:
• роста конкурентоспособности российских проектов АЭС (в части конкурентоспособных НИОКР, энергетического машиностроения, создания референтных блоков);
- 13
• увеличения объемов поисково-разведочных работ на территории Российской Федерации и на территориях других государств, направленных на скорейшее введение в эксплуатацию новых месторождений с богатыми урановыми рудами;
• развития кооперации в области топливного цикла с зарубежными странами;
• создания на территории Российской Федерации международных центров по обогащению урана, обеспечивающих недискриминационный доступ неядерных держав к низкообога-щенному топливу для АЭС;
• снятия организационных и правовых ограничений на международную экономическую деятельность предприятий отрасли;
3) обеспечение технологического превосходства российской атомной энергетики за счет:
• стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области замкнутого топливного цикла (реакторы на быстрых нейтронах (свинцово-висмутовый, натриевый теплоносители);
• обеспечения поддержки перспективных разработок по высокотемпературным реакторам;
• обеспечения приоритетного финансирования академических исследований в области ядерной энергетики, в том числе термоядерной;
4) формирование в рамках реформирования отрасли организационных структур, обеспечивающих максимальную реализацию конкурентных преимуществ российской атомной энергетики и энергомашиностроительного комплекса на мировых рынках.
Реализация этих приоритетных направлений позволит достичь следующих результатов: роста установленной мощности атомной энергетики — до 28—30 ГВт, объемов генерации — до 200—230 млрд кВт • ч к 2012—2015 гг. мощностей до 50—53 ГВт — после 2025 г.; экспорт оборудования и технологических решений достигнет 7—10 млрд долл. к концу рассматриваемого периода; доведение количества строящихся в иностранных государствах крупных энергоблоков до 5—7; сохранение научно-технологического потенциала, снижение среднего возраста ученых и разработчиков на 5—10 лет к концу рассматриваемого периода; формирование организационных структур, обеспечивающих условия для наращивания присутствия России на мировых рынках высокотехнологичных услуг.
Информационно-коммуникационные техно -логии. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в целях повышения кон-
14 -
курентоспособности экономики в долгосрочной перспективе будет осуществляться по следующим направлениям:
• совершенствование законодательной и нормативной базы, поддерживающей развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
• стимулирование распространения ИКТ в социально-экономической сфере и государственном управлении;
• обеспечение доступности услуг для населения на территории страны, снятие инфраструктурных ограничений долгосрочного экономического роста в области связи;
• обеспечение безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры, включая сети передачи данных;
• создание единой системы информационно-коммуникационного обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, национальной безопасности и правопорядка;
• стимулирование конкуренции на рынке инфо-коммуникационных услуг;
• расширение спектра предоставляемых услуг на основе внедрения современных технологий в условиях конвергенции телекоммуникационной и информационной составляющих. Поддержание инвестиционной привлекательности сектора предполагается осуществить за счет внедрения современных технологий, в том числе широкополосного доступа к информационным ресурсам, развития отечественного производства в сфере информационных технологий.
В период до 2020 г. будут решены следующие задачи:
1) дальнейшее развитие систем связи на базе цифровых электронных систем;
2) полная телефонизация населенных пунктов;
3) расширение состава универсальной услуги;
4) обновление и развитие государственной группировки спутниковых систем связи и вещания гражданского назначения;
5) проведение конверсии радиочастотного спектра;
6) развитие цифрового телевидения, позволяющего увеличить число доступных программ, устранить диспропорции в охвате населения многопрограммным ТВ-вещанием;
7) развертывание сетей третьего поколения, обеспечивающих видеотелефонную связь, высокоскоростной доступ в Интернет;
8) внедрение единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения;
9) создание интегрированной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления;
10) создание на базе национального оператора почтовой связи универсального логистического и информационного оператора;
11) создание и непрерывное функционирование технопарков в области высоких технологий, развитие механизмов венчурного финансирования.
Инновационный вариант развития отрасли предполагает к 2020 г. рост объема услуг связи по сравнению с 2006 г. более чем в 14 раз (в 2015 г. по сравнению с 2010 г. — в 2,6 раза, в 2020 г. по сравнению с 2015 г. — в 2,7 раза). Объем рынка информационных технологий к 2020 г. возрастет по сравнению с 2006 г. более чем в 2 раза. Будут достигнуты следующие целевые ориентиры: сохранение темпов роста рынка информационно-коммуникационных технологий, превышающего среднегодовые показатели роста экономики в 2,5—3 раза; превращение России в нетто-экспортера информационных технологий; превращение ИКТ в одну из ведущих отраслей экономики с долей в ВВП более 10 %.
Развитие транспортного комплекса. В настоящее время основными барьерами для увеличения объемов перевозок грузов и пассажиров и повышения качества оказываемых услуг являются: значительная изношенность основных фондов (до 70 %); неразвитость транспортно-логистической системы; существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества.
Неразвитость транспортной инфраструктуры становится тормозом экономического роста и фактором, понижающим конкурентоспособность российских товаров.
Основными направлениями развития транспортного комплекса являются следующие:
1) ликвидация разрывов и «узких мест» в опорной транспортной сети, в том числе в азиатской части Российской Федерации. Этому будет способствовать строительство железных и автомобильных дорог, развитие перегрузочных портовых комплексов, развитие Северного морского пути, воздушного моста «Северная Америка — Азия». Реализация данного направления позволит обеспечить связанность регионов России в единое экономическое и оборонное пространство, ускорить развитие мультимодальных перевозок, обеспечить выходы к труднодоступным сырьевым базам и комплексное освоение Сибири и Дальнего Востока, увеличить подвижность населения;
2) реализация транзитного потенциала, что обусловлено увеличением широтных грузопотоков, прежде всего контейнерных, в направлении АТР-Европа. Данное направление предполагает комплексное развитие крупных транспортных коридоров России с использованием Транссиба, внутренней опорной сети, связывающей балтийское побережье с Каспием, Северного морского пути, трансполярных авиатрасс;
3) формирование и распространение новых транспортных (перевозочных) технологий: высокоскоростных железнодорожных перевозок, сверхдальних беспосадочных авиаперевозок, внедрение техники пятого поколения на рынке морских перевозок, в частности контейнеровозов грузовместимостью 9 200 ТЕи, воздушных судов нового поколения;
4) внедрение новых управленческих и транс-портно-логистических технологий, требующих современного информационно-технического оснащения транспортных узлов и коммуникаций, систем навигации;
5) нормативно-правовое обеспечение развития транспортного комплекса предполагает принятие законопроектов о морских портах, об автомобильных дорогах, в том числе платных автомобильных дорогах, о портовых особых экономических зонах.
Преодоление ограничений социально-экономического развития со стороны транспорта потребует опережающего роста инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, которые повысятся с 2 % ВВП в 2006 г. до 4 % ВВП в 2020 г.
В период до 2020 г. будут реализованы следующие основные инвестиционные проекты в сфере развития транспортной инфраструктуры.
К 2015 г. будет завершено строительство железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск, высокоскоростной железнодорожной линии Москва — Санкт-Петербург, линий Полуночная — Обская (Урал Промышленный — Урал Полярный), Кызыл-Курагино.
Развитие железнодорожной инфраструктуры в рассматриваемый период предусмотрено в рамках реализации проектов реконструкции участка Оунэ — Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань; комплексного развития Нижнего Приангарья; освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области; комплексного развития Южной Якутии.
До 2020 г. будет осуществлено строительство железнодорожных линий в обход территории Украины на направлении Центр — Юг, в обход тер- 15
ритории Казахстана на направлении Татарская — Называевская — Коновалово и Ахтуба — Палла-совка, строительство линий Надым — Салехард, Северосибирской железнодорожной магистрали, железнодорожной линии, соединяющей о. Сахалин с материком, организовано скоростное пассажирское движение на направлении Москва — Адлер.
Будет осуществлена реконструкция Сахалинской железной дороги с переходом на общесетевую ширину колеи, а также организовано скоростное пассажирское движение на направлениях Санкт-Петербург — Бусловская, Москва — Красное, Москва — Нижний Новгород, Новосибирск — Омск.
Начнутся работы по проектированию и строительству железной дороги Якутск — Магадан, Коротчаево — Игарка — Норильск и Кызыл — Ку-рагино.
Будет завершено строительство кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга, автодороги «Амур» Чита—Хабаровск, Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. К 2015 г. будет осуществлено строительство скоростных автомобильных магистралей Москва — Санкт-Петербург, Москва — Минск, Москва — Казань, строительство и реконструкция автомагистрали М-4 «Дон» и автодорожных маршрутов Екатеринбург — Тюмень — Омск, Пермь — Ханты-Мансийск — Томск, Тюмень — Салехард, ряд других проектов.
В период 2016—2020 гг. будет завершена реализация таких крупных инвестиционных проектов, как Центральная кольцевая автомобильная дорога, реконструкция федеральных автомобильных дорог М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-6 «Каспий» и др.
Будет произведена модернизация портов Дальнего Востока, Мурманского морского порта, портов Азово-Черноморского бассейна (Тамань, Кавказ, Туапсе). Будет обеспечен выход на проектную мощность портового комплекса в Усть-Луге. Начнутся работы по проектированию и строительству портов на Баренцевом, Черном и Азовском морях, а также в районе Санкт-Петербурга (Бронка — Ломоносов, на Канонерском острове).
Будет сформирована система узловых аэропортов- «хабов» (до 10 аэропортов), в том числе в Московском авиатранспортном узле, Пулково, Екатеринбурге, Толмачево, Красноярске. Начата модернизация сети малых региональных аэродромов.
Будет произведена реконструкция канала имени Москвы, восстановление габаритов судового хода на Единой глубоководной системе в Европейской части страны, в том числе решение проблемы обеспечения стабильного и безопасного судоходства на участке р. Волги от Городецкого до Чебок-
16 -
сарского гидроузлов, развитие Нижне-Свирского гидроузла, реализация проектов по увеличению пропускной способности и модернизации ВолгоДонского и Волго-Балтийского каналов.
Ожидаемые результаты развития транспортной инфраструктуры: вводы автомобильных дорог увеличатся по сравнению с уровнем последних лет в 4—5 раз, с 2,4 тыс. км в год до 10 тыс. км в год в 2015—2020 гг. Это позволит расширить сеть автомобильных дорог с твердым покрытием на 16 % (в инерционном варианте — на 9,6 %). При этом коммерческий грузооборот автомобильного транспорта вырастет более чем в 2,4 раза (в инерционном варианте — в 1,85); значительно увеличится объем строительства новых железных дорог, к 2020 г. будет организовано скоростное железнодорожное движение; будет осуществлена глубокая модернизация портовой и аэродромной инфраструктуры.
Развитие электроэнергетики. Состояние электроэнергетики в настоящее время характеризуется нарастанием ограничений вследствие дефицита генерирующих мощностей; недостаточным уровнем развития электрических сетей; недостатком стимулов к инвестициям в электросберегающие технологии и оборудование.
В условиях более интенсивной диверсификации экономики и реализации мероприятий по энергосбережению среднегодовой темп роста потребления электроэнергии с 2007 по 2015 г. может составить 3,6—4,3 % со снижением до 3,5—3,7 % в 2016—2020 гг. Выход на верхние или нижние значения темпов роста электропотребления будет определяться интенсивностью осуществления мероприятий по электросбережению в секторах экономики.
Для обеспечения указанных темпов роста электропотребления потребуется ввод энергетических мощностей в 2007—2020 гг. в размере 150—180 млн кВт, в том числе в 2007—2015 гг. — более 100— 115 млн кВт и в 2016—2020 гг. — 50—65 млн кВт.
Выделяются следующие приоритеты развития и территориального размещения генерирующих мощностей:
• в европейской части России и на Урале — техническое перевооружение тепловых электростанций на газе с замещением паросиловых турбин на парогазовые, развитие атомных электростанций и ввод новых угольных генерирующих мощностей с использованием современных технологий сжигания угля;
• в Сибири — развитие тепловых электростанций на угле и гидроэлектростанций;
• на Дальнем Востоке — развитие гидроэлектростанций, тепловых электростанций на угле,
а также газе (в основном в крупных городах с
неудовлетворительной экологической обстановкой).
Развитие электрических сетей в период до 2020 г. будет направлено на обеспечение надежного и устойчивого функционирования Единой энергетической системы России, конкурентного рынка электроэнергии и мощности, надежного снабжения потребителей и обеспечения выдачи мощности электростанций.
Для достижения целевых параметров развития необходимо реализовать следующие приоритетные направления: обеспечить существенный рост инвестиций в электроэнергетику для масштабного ввода новых энергетических мощностей и замены действующего устаревшего оборудования; изменить структуру спроса на электроэнергию и существенно повысить энергоэффективность, что может компенсировать до 70—75 % прироста энергетических потребностей; завершить формирование внутрироссийского энергетического рынка.
Список литературы
1. Бекетов Н. В. Проблемы инновационного развития экономики России // Финансы и кредит.
2007. № 43.
2. Бекетов Н. В. Инновационное развитие российской экономики в процессе мирохозяйственного взаимодействия // Финансы и кредит. 2007. № 44.
3. Бекетов Н. В. Инновационная деятельность и инновационный процесс: сущность и основные этапы исследования в экономической литературе // Экономический анализ: теория и практика.
2008. № 3.
4. Бекетов Н. В. Факторы инновационной конкурентоспособности развития российской экономики // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1.
5. Бекетов Н. В. Основные направления государственной поддержки инновационного развития российской экономики // Инновации. 2008. № 1.
6. Бекетов Н. В. Цикличность развития экономической системы и инновационные отношения в конкурентной среде // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 2.
7. Бекетов Н. В. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики России // Проблемы современной экономики. 2008. № 2.
8. Бекетов Н. В. Проблемы и перспективы развития нанотехнологического комплекса России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 10.
9. Бекетов Н. В. Проблемы формирования национальной инновационной системы и развитие института интеллектуальной собственности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 4. Часть II. М.: ИНИОН РАН, 2009.
10. Бекетов Н. В. Перспективы развития межрегиональных инновационных систем и формирование инновационных кластеров российской экономики // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России. V Всерос-сийск. науч. -практ. конф. Москва, 28—29 мая 2009 г. М.: ИНИОН РАН, 2009.
11. О федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы»: утверждено постановлением Правительства РФ от 02.08.2007 № 498.
12. О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы»: утверждено постановлением Правительства РФ от 17.10.2006 № 613.
13. Президентская инициатива "Стратегия развития наноиндустрии" . URL: http://www. rusnano. com/Post. aspx/Show/15262.
14. Российская корпорация нанотехнологий. URL: http://www. rusnano. com/Section. aspx/ Show/14501.
ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.
Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected] НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность