Научная статья на тему 'Развитие национальной инновационной системы и перспективы технологического развития российской экономики'

Развитие национальной инновационной системы и перспективы технологического развития российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекетов Н. В., Яковлева Н. И.

Рассматриваются особенности формирования национальной инновационной системы с учетом развития инновационной инфраструктуры, включающей формирование сети технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий. Актуализируются вопросы создания системы государственной поддержки инновационных компаний на этапе старта, создание разветвленной системы страхования рисков компаний. Предложены варианты повышения конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей, модернизации производственного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие национальной инновационной системы и перспективы технологического развития российской экономики»

12(192) -2010

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ экономики*

Н. В. БЕКЕТОВ,

академик Академии гуманитарных наук, доктор экономических наук, профессор, директор Научно-исследовательского проектно-экономического института Якутского государственного университета E-mail: beket-nikimail. ru Н. И. ЯКОВЛЕВА, младший научный сотрудник E-mail: nadusha2880imail. ru

Научно-исследовательский проектно-экономический институт Якутского государственного университета

Целью создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития является содействие масштабному технологическому обновлению производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающих прорыв России на мировые рынки высоко- и среднетехно-логической продукции [1—10].

Достижение данной цели осуществляется в рамках реализации трех основных направлений.

Первое направление — формирование национальной инновационной системы, т. е. комплекса правовых, финансовых и организационных структур и механизмов, обеспечивающих процесс создания и распространения инноваций, производство и коммерческую реализацию научных знаний и технологий.

* Статья подготовлена по материалам журнала «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2010. № 28

Оно включает решение следующих основных

задач:

• развитие среды генерации знаний, включающей определение системы приоритетов развития фундаментальной науки, расширение и изменение форм финансирования фундаментальной науки (расширение поддержки научных проектов, системы грантов государственных фондов), поэтапную реструктуризацию фундаментальной науки, развитие интеграции научных и образовательных институтов;

• создание системы технологического прогнозирования, уточнение приоритетов технологического развития, перечня критических технологий и механизмов их развития, обеспечивающих решение прорывных задач;

• обеспечение конкурентоспособности сектора прикладных исследований и разработок, включающее внедрение проектного финансирования организаций сектора науки, реструк-

туризацию государственного сектора науки и развитие сети мощных национальных лабораторий, обновление приборной и стендовой базы исследовательских центров, поддержку малого инновационного бизнеса, стимулирование участия российских организаций в международных научно-исследовательских и технологических проектах;

• поддержка воспроизводства кадрового потенциала науки, подготовка кадров для инновационной сферы при относительной стабилизации численности исследователей. Повышение средней заработной платы в секторе исследований и разработок до уровня, в полтора и более раз превышающего среднюю заработную плату в экономике;

• развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, включающее создание государственной системы учета, распоряжения и контроля за эффективным использованием прав Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, совершенствование системы трудовых отношений работников и работодателей в части сохранения коммерческой тайны;

• развитие инновационной инфраструктуры, включающей формирование сети технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, развитие венчурного и посевного финансирования; создание технико-внедренческих зон; содействие развитию инжиниринговых и проектных фирм; создание системы государственной поддержки новых инновационных компаний на этапе старта; создание системы страхования рисков компаний на начальных стадиях их развития при осуществлении технологических инвестиций;

• государственная поддержка импорта ключевых комплексных технологий и покупки зарубежных активов — технологических доноров и центров подготовки персонала;

• поддержка спроса на инновационную продукцию со стороны корпоративного сектора, создание «технологических коридоров», совершенствование механизмов поддержки экспорта наукоемкой продукции.

Второе направление — создание системы технологического обеспечения общенациональных приоритетов развития, базирующейся на крупных инновационных проектах, реализуемых на основе государственно-частного партнерства. Такие приоритеты должны быть увязаны с реализацией конкурентных позиций российской экономики и требований национальной безопасности. У рос-

сийской экономики должен быть определенный технологический профиль, отвечающий ее конкурентным преимуществам по отношению к странам-лидерам — США, Китаю и Европе. Выделяются стратегические инновационные проекты двух типов, базирующиеся на утвержденном Президентом РФ перечне критических технологий.

Первая группа проектов ориентирована на развитие научно-технического потенциала по междисциплинарным критическим технологиям. Примером такого подхода является комплекс программных решений по развитию нанотехнологий, включая президентскую инициативу «Стратегия развития наноиндустрии», создание Российской корпорации нанотехнологий и федеральную целевую программу «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы» [11, 13, 14], а также ряд других. Междисциплинарный характер носит федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы» [12].

Реализация этих программ создаст такой потенциал новых перспективных исследований и разработок, который станет основой для технологического прорыва на рынках в2014—2020 гг.

Вторая группа инновационных проектов нацелена на технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики и развитие отдельных прорывных технологий. К этой группе следует отнести: технологии добычи углеводородов на шельфе северных морей, экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых; создание новых плавсредств, способных работать в Арктике и в экстремальных средах; водородную энергетику и производство новых моторных топлив; проекты в атомной энергетике, включая создание нового поколения ядерных реакторов; «прорывные проекты» в авиации, базирующиеся на технологиях создания новых поколений авиационной техники; транспортные проекты, базирующиеся на технологиях создания и управления новыми видами транспортных систем; создание нового поколения энергоэффективных двигателей; проекты освоения космического пространства, базирующиеся на новых поколениях ракетно-космической техники, создание интеллектуальных систем навигации и связи; новые методы медицинской диагностики и лечения, базирующиеся на биотехнологиях и нанотехно-логиях; создание перспективных вооружений и систем управления.

Реализация этих проектов во многом обеспечена пакетом действующих федеральных целевых программ, ориентированных на развитие и

внедрение передовых технологий. В то же время назрела необходимость упорядочивания этого пакета, подготовки новых высокотехнологичных программ, ориентированных на новые технологические рубежи 2015—2020 гг.

Третье направление — выявление и стимулирование развития возникающих кластеров, в рамках которых образуются устойчивые связи между участниками инновационной системы: создание и развитие особых экономических зон промыш-ленно-производственного типа; формирование территориально-производственных кластеров, т. е. создание условий и стимулирование развития конкурентоспособных комплексов взаимосвязанных производств наданной территории.

Повышение конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей должно решить основные проблемы развития посткризисного периода, выбрать в качестве приоритетных направления возвращения российской авиационной промышленности на мировой рынок.

Авиационная промышленность. Основной проблемой развития авиационной промышленности является несоответствие масштаба и структуры ее научно-технического и производственного потенциала объему платежеспособного спроса на продукцию отрасли как гражданского, так и военного назначения. Приоритетными направлениями развития авиационной промышленности станут следующие:

1) создание перспективного продуктового ряда:

• реализация «прорывного проекта» в гражданском авиастроении в кооперации с ведущими иностранными фирмами при сохранении за Россией функции системного интегратора;

• реализация проекта «истребитель пятого поколения», создание вертолетов нового поколения, реализация проектов создания перспективного учебно-тренировочного самолета и семейства беспилотных летательных аппаратов;

• реализация проектов создания «переходного продукта» — региональных пассажирских самолетов 881-100;

• создание семейства военно-транспортных самолетов, отвечающих как требованиям нужд обороны, так и потребностям коммерческой эксплуатации;

• решение проблемы возрождения малой авиации, развитие которой связано с реализацией национальных проектов, сохранением целостности страны и освоением труднодоступных районов;

2) модернизация производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала авиапромышленного комплекса, внедрение

новых технологий проектирования и производства авиатехники;

3) поддержка продвижения российской авиатехники на рынки, включая развитие лизинга, распространение практики лизинга на поставки по военно-техническому сотрудничеству и кредитование экспортных поставок.

В результате реализации указанных направлений предполагается возвращение российской авиационной промышленности на мировой рынок в качестве третьей по объему произведенной гражданской продукции, достижение 10 % уровня мирового рынка продаж гражданской авиационной техники на рубеже 2020—2025 гг.

Ракетно-космическая промышленность. Системная проблема состоит в несоответствии потенциала ракетно-космической промышленности (РКП) новым требованиям государства и мирового космического рынка, как по выпускаемой продукции, так и по научно-производственному уровню и кадровому составу, а также по организационной и имущественной структуре промышленности.

Предполагается проведение институциональных преобразований в ракетно-космической промышленности. К 2015 г. путем объединения ранее созданных интегрированных структур будут образованы три-четыре крупные российские ракетно-космические корпорации. Такие мощные корпорации к 2020 г. выйдут на самостоятельное развитие и будут полностью обеспечивать выпуск ракетно-космической техники для решения экономических задач, задач обороноспособности и безопасности страны, эффективную деятельность России на международных рынках, а также эксплуатацию и сопровождение ракетной и космической техники на всех этапах ее существования.

Ожидаемый результат — формирование экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, отвечающей национальным интересам России. Объем промышленной продукции РКП (по сравнению с 2005 г.) увеличится к концу 2010 г. в 1,6 раза, ак2015г. — в 2,2 раза. Будет обеспечено гарантированное присутствие России в космическом пространстве, доля присутствия продукции РКП на сегментах мирового космического рынка увеличится с8до15 %.

Судостроительная промышленность. Системная проблема развития отрасли обусловлена структурными диспропорциями судостроительной промышленности — несоответствие масштаба и структуры, ее научно-технического и производственного потенциала объему и структуре платежеспособного спроса на основную продукцию отрасли, а также несовершенством отечественного

законодательства и финансовой инфраструктуры гражданского судостроения.

Развитие отрасли будет происходить в два этапа:

Первыйэтап, 2010—2015 гг. — широкомасштабная модернизация и техническое перевооружение предприятий отрасли; создание новых объектов научно-производственной базы; начало строительства основных перспективных судов; развертывание работ по созданию судов и плавсредств для освоения шельфа и Северного морского пути;

Второй этап, 2016—2020 и последующие годы — серийное строительство всей номенклатуры продуктового ряда и обеспечение возрождения ВМФ, морского, речного и рыболовного флотов.

Ожидается, что в результате реализации указанных задач объемы производства продукции отечественной судостроительной промышленности по сравнению с их текущим уровнем (2006г.) увеличатся к 2010 г. — в 1,5раза, к2015г. — в2,2раза,к 2020 г. — в 3,1 раза. Россия вновь займет место в первой десятке стран — производителей гражданской судостроительной продукции. В сфере экспорта вооружения и военной техники будет обеспечено сохранение устойчивого второго места (не менее 20 % мирового экспорта, увеличение экспортных поставокв 1,5—2раза).

Электронная промышленность. Системная проблема развития электронной промышленности состоит в снижении уровня технологического отставания отечественной электронной промышленности от мирового уровня и повышении конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта. Основные приоритеты развития электронной промышленности: сверхвысокочастотная электроника; радиационно стойкая электронная компонентная база; микросистемная техника; микроэлектроника; электронные материалы и структуры; технологии создания радиоэлектронных систем и комплексов; развитие сети межотраслевых и отраслевых центров проектирования микроэлектронных компонентов.

Ожидается, что в 2011 г. объем продаж продукции электронной промышленности составит не менее 45 млрд руб. в год, в 2025 г. — 350 млрд руб. Технологический уровень изделий микроэлектроники в серийном производстве в 2011 г. будет соответствовать 0,13—0,09 мкм, в 2025 г. — 0,018 мкм. Это позволит решить задачи обеспечения потребностей отраслей страны, в том числе создания стратегически важной аппаратуры и систем, атакже уже в 2011 г. резко уменьшить долю используемой импортной ЭКБ в общем объеме ее закупок предприятиями радиоэлектронного комплекса.

Атомный энергопромышленный комплекс. Системная проблема состоит в стагнации атомного

энергопромышленного комплекса, не способного при существующих производственных и эксплуатационных издержках обеспечить воспроизводство энергетических мощностей существующихАЭС.

Приоритеты развития атомного энергопромышленного комплекса:

1) обеспечение увеличения доли атомной генерации до 20—22 % от общего объема производства электроэнергии в Российской Федерации за счет следующих мер:

• ввода не менее 2 ГВт установленной мощности в год при оптимизации сроков строительства и сокращении удельных капитальных вложений на 1 кВт вводимой мощности при строительстве энергоблоков атомных электростанций (90 % к уровню 2007 г.);

• снижения эксплуатационных расходов организаций, эксплуатирующих атомные станции (на 1 кВт ч — 80 %к уровню 2006 г.);

• увеличения коэффициента использования установленной мощности, как за счет технологических мероприятий, так и за счет прекращения практики балансирования пиков энергопотребления за счетАЭС;

• продления сроков безопасной эксплуатации существующих энергоблоков;

2) обеспечение интеграции российской атомной энергетики в мировую экономику, как в топливном цикле, так и в производстве электроэнергии, увеличив долю России на рынке ядерного топлива, как в части природного урана, низкообогащенного урана, так и в части тепловыделяющих сборок (TBC) или тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ), за счет:

• роста конкурентоспособности российских проектов АЭС (в части конкурентоспособных НИОКР, энергетического машиностроения, создания референтных блоков);

• увеличения объемов поисково-разведочных работ на территории Российской Федерации и на территориях других государств, направленных на скорейшее введение в эксплуатацию новых месторождений с богатыми урановыми рудами;

• развития кооперации в области топливного цикла с зарубежными странами;

• создания на территории Российской Федерации международных центров по обогащению урана, обеспечивающих недискриминационный доступ неядерных держав к низкообога-щенному топливу для АЭС;

• снятия организационных и правовых ограничений на международную экономическую деятельность предприятий отрасли;

3) обеспечение технологического превосходства российской атомной энергетики за счет:

• стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области замкнутого топливного цикла (реакторы на быстрых нейтронах (свинцово-висмутовый, натриевый теплоносители);

• обеспечения поддержки перспективных разработок по высокотемпературным реакторам;

• обеспечения приоритетного финансирования академических исследований в области ядерной энергетики, в том числе термоядерной; 4) формирование в рамках реформирования

отрасли организационных структур, обеспечивающих максимальную реализацию конкурентных преимуществ российской атомной энергетики и энергомашиностроительного комплекса на мировых рынках.

Реализация этих приоритетных направлений позволит достичь следующих результатов: роста установленной мощности атомной энергетики — до 28—30 ГВт, объемов генерации — до 200—230 млрд кВт'ч к 2012—2015 гг. мощностей до 50—53 ГВт — после 2025 г.; экспорт оборудования и технологических решений достигнет 7—10 млрд долл. к концу рассматриваемого периода; доведение количества строящихся в иностранных государствах крупных энергоблоков до 5—7; сохранение научно-технологического потенциала, снижение среднего возраста ученых и разработчиков на 5—10 лет к концу рассматриваемого периода; формирование организационных структур, обеспечивающих условия для наращивания присутствия России на мировых рынках высокотехнологичных услуг.

Информационно-коммуникационные технологии. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в целях повышения конкурентоспособности экономики в долгосрочной перспективе будет осуществляться по следующим направлениям:

• совершенствование законодательной и нормативной базы, поддерживающей развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

• стимулирование распространения ИКТ в социально-экономической сфере и государственном управлении;

• обеспечение доступности услуг для населения на территории страны, снятие инфраструктурных ограничений долгосрочного экономического роста в области связи;

• обеспечение безопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры, включая сети передачи данных;

• создание единой системы информационно-коммуникационного обеспечения нужд госу-

дарственного управления, обороны страны, национальной безопасности и правопорядка;

• стимулирование конкуренции на рынке инфо-коммуникационных услуг;

• расширение спектра предоставляемых услуг на основе внедрения современных технологий в условиях конвергенции телекоммуникационной и информационной составляющих. Поддержание инвестиционной привлекательности сектора предполагается осуществить за счет внедрения современных технологий, в том числе широкополосного доступа к информационным ресурсам, развития отечественного производства в сфере информационных технологий.

В период до 2020 г. будут решены следующие задачи:

1) дальнейшее развитие систем связи на базе цифровых электронных систем;

2) полная телефонизация населенных пунктов;

3) расширение состава универсальной услуги;

4) обновление и развитие государственной группировки спутниковых систем связи и вещания гражданского назначения;

5) проведение конверсии радиочастотного спектра;

6) развитие цифрового телевидения, позволяющего увеличить число доступных программ, устранить диспропорции в охвате населения многопрограммным ТВ-вещанием;

7) развертывание сетей третьего поколения, обеспечивающих видеотелефонную связь, высокоскоростной доступ в Интернет;

8) внедрение единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения;

9) создание интегрированной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления;

10) создание на базе национального оператора почтовой связи универсального логистического и информационного оператора;

11) создание и непрерывное функционирование технопарков в области высоких технологий, развитие механизмов венчурного финансирования.

Инновационный вариант развития отрасли предполагает к 2020 г. рост объема услуг связи по сравнению с 2006 г. более чем в 14 раз (в 2015 г. по сравнению с 2010 г. — в 2,6 раза, в 2020 г. по сравнению с 2015 г. — в 2,7 раза). Объем рынка информационных технологий к 2020 г. возрастет по сравнению с 2006 г. более чем в 2 раза. Будут достигнуты следующие целевые ориентиры: сохранение темпов роста рынка информационно-коммуникационных технологий, превышающего среднегодовые показатели роста экономики в 2,5—3 раза; превраще-

ние России в нетто-экспортера информационных технологий; превращение ИКТ в одну из ведущих отраслей экономики с долей в ВВП более 10 %.

Развитие транспортного комплекса. В настоящее время основными барьерами для увеличения объемов перевозок грузов и пассажиров и повышения качества оказываемых услуг являются: значительная изношенность основных фондов (до 70 %); неразвитость транспортно-логистической системы; существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества.

Неразвитость транспортной инфраструктуры становится тормозом экономического роста и фактором, понижающим конкурентоспособность российских товаров.

Основными направлениями развития транспортного комплекса являются следующие:

1) ликвидация разрывов и «узких мест» в опорной транспортной сети, в том числе в азиатской части Российской Федерации. Этому будет способствовать строительство железных и автомобильных дорог, развитие перегрузочных портовых комплексов, развитие Северного морского пути, воздушного моста «Северная Америка — Азия». Реализация данного направления позволит обеспечить связанность регионов России в единое экономическое и оборонное пространство, ускорить развитие мультимодальных перевозок, обеспечить выходы к труднодоступным сырьевым базам и комплексное освоение Сибири и Дальнего Востока, увеличить подвижность населения;

2) реализация транзитного потенциала, что обусловлено увеличением широтных грузопотоков, прежде всего контейнерных, в направлении АТР-Европа. Данное направление предполагает комплексное развитие крупных транспортных коридоров России с использованием Транссиба, внутренней опорной сети, связывающей балтийское побережье с Каспием, Северного морского пути, трансполярных авиатрасс;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) формирование и распространение новых транспортных (перевозочных) технологий: высокоскоростных железнодорожных перевозок, сверхдальних беспосадочных авиаперевозок, внедрение техники пятого поколения на рынке морских перевозок, в частности контейнеровозов грузовместимостью 9 200 ТЕи, воздушных судов нового поколения;

4) внедрение новых управленческих и транс-портно-логистических технологий, требующих современного информационно-технического оснащения транспортных узлов и коммуникаций, систем навигации;

5) нормативно-правовое обеспечение развития транспортного комплекса предполагает принятие

законопроектов о морских портах, об автомобильных дорогах, в том числе платных автомобильных дорогах, о портовых особых экономических зонах.

Преодоление ограничений социально-экономического развития со стороны транспорта потребует опережающего роста инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, которые повысятся с2% ВВП в 2006г.до4% ВВП в 2020г.

В период до 2020 г. будут реализованы следующие основные инвестиционные проекты в сфере развития транспортной инфраструктуры.

К 2015 г. будет завершено строительство железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск, высокоскоростной железнодорожной линии Москва — Санкт-Петербург, линий Полуночная — Обская (Урал Промышленный — Урал Полярный), Кызыл-Курагино.

Развитие железнодорожной инфраструктуры в рассматриваемый период предусмотрено в рамках реализации проектов реконструкции участка Оунэ — Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань; комплексного развития Нижнего Приангарья; освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области; комплексного развития Южной Якутии.

До 2020 г. будет осуществлено строительство железнодорожных линий в обход территории Украины на направлении Центр — Юг, в обход территории Казахстана на направлении Татарская — Называевская — Коновалове и Ахтуба — Палла-совка, строительство линий Надым — Салехард, Северосибирской железнодорожной магистрали, железнодорожной линии, соединяющей о. Сахалин с материком, организовано скоростное пассажирское движение на направлении Москва — Адлер.

Будет осуществлена реконструкция Сахалинской железной дороги с переходом на общесетевую ширину колеи, а также организовано скоростное пассажирское движение на направлениях Санкт-Петербург — Бусловская, Москва — Красное, Москва — Нижний Новгород, Новосибирск — Омск.

Начнутся работы по проектированию и строительству железной дороги Якутск — Магадан, Коротчаево — Игарка — Норильск и Кызыл — Ку-рагино.

Будет завершено строительство кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга, автодороги «Амур» Чита — Хабаровск, Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. К 2015 г. будет осуществлено строительство скоростных автомобильных магистралей Москва — Санкт-Петербург, Москва — Минск, Москва — Казань, строительство и реконструкция автомагистрали М-4 «Дон» и автодорожных маршрутов Екатеринбург — Тюмень — Омск, Пермь —

Ханты-Мансийск — Томск, Тюмень — Салехард, ряд других проектов.

В период 2016—2020 гг. будет завершена реализация таких крупных инвестиционных проектов, как Центральная кольцевая автомобильная дорога, реконструкция федеральных автомобильных дорог М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-6 «Каспий» и др.

Будет произведена модернизация портов Дальнего Востока, Мурманского морского порта, портов Азово-Черноморского бассейна (Тамань, Кавказ, Туапсе). Будет обеспечен выход на проектную мощность портового комплекса в Усть-Луге. Начнутся работы по проектированию и строительству портов на Баренцевом, Черном и Азовском морях, а также в районе Санкт-Петербурга (Бронка — Ломоносов, на Канонерском острове).

Будет сформирована система узловых аэропортов- «хабов» (до 10 аэропортов), в том числе в Московском авиатранспортном узле, Пулково, Екатеринбурге, Толмачево, Красноярске. Начата модернизация сети малых региональных аэродромов.

Будет произведена реконструкция канала имени Москвы, восстановление габаритов судового хода на Единой глубоководной системе в Европейской части страны, в том числе решение проблемы обеспечения стабильного и безопасного судоходства на участке р. Волги от Городецкого до Чебоксарского гидроузлов, развитие Нижне-Свирского гидроузла, реализация проектов по увеличению пропускной способности и модернизации ВолгоДонского и Волго-Балтийского каналов.

Ожидаемые результаты развития транспортной инфраструктуры: вводы автомобильных дорог увеличатся по сравнению с уровнем последних лет в 4—5 раз, с 2,4тыс. км в год до 10 тыс. км в год в 2015—2020 гг. Это позволит расширить сеть автомобильных дорог с твердым покрытием на 16% (в инерционном варианте — на 9,6%). При этом коммерческий грузооборот автомобильного транспорта вырастет более чем в 2,4 раза (в инерционном варианте — в 1,85); значительно увеличится объем строительствановыхжелезныхдорог, к2020г. будет организовано скоростное железнодорожное движение; будет осуществлена глубокая модернизация портовой и аэродромной инфраструктуры.

Развитие электроэнергетики. Состояние электроэнергетики в настоящее время характеризуется нарастанием ограничений вследствие дефицита генерирующих мощностей; недостаточным уровнем развития электрических сетей; недостатком стимулов к инвестициям в электросберегающие технологии и оборудование.

В условиях более интенсивной диверсификации экономики и реализации мероприятий по энергосбережению среднегодовой темп роста пот-

ребления электроэнергии с 2007 по 2015 г. может составить 3,6—4,3% со снижением до 3,5—3,7% в 2016—2020 гг. Выход на верхние или нижние значения темпов роста электропотребления будет определяться интенсивностью осуществления мероприятий по электросбережению в секторах экономики.

Для обеспечения указанных темпов роста электропотребления потребуется ввод энергетических мощностей в 2007—2020 гг. в размере 150—180 млн кВт, в том числе в 2007—2015 гг. — более 100— 115 млнкВти в 2016—2020гг. — 50—65 млнкВт.

Выделяются следующие приоритеты развития и территориального размещения генерирующих мощностей:

• в европейской части России и на Урале — техническое перевооружение тепловых электростанций на газе с замещением паросиловых турбин на парогазовые, развитие атомных электростанций и ввод новых угольных генерирующих мощностей с использованием современных технологий сжигания угля;

• в Сибири — развитие тепловых электростанций наугле и гидроэлектростанций;

• на Дальнем Востоке — развитие гидроэлектростанций, тепловых электростанций наугле, а также газе (в основном в крупных городах с неудовлетворительной экологической обстановкой).

Развитие электрических сетей в период до 2020 г. будет направлено на обеспечение надежного и устойчивого функционирования Единой энергетической системы России, конкурентного рынка электроэнергии и мощности, надежного снабжения потребителей и обеспечения выдачи мощности электростанций.

Для достижения целевых параметров развития необходимо реализовать следующие приоритетные направления: обеспечить существенный рост инвестиций в электроэнергетику для масштабного ввода новых энергетических мощностей и замены действующего устаревшего оборудования; изменить структуру спроса на электроэнергию и существенно повысить энергоэффективность, что может компенсировать до 70—75 % прироста энергетических потребностей; завершить формирование внутрироссийского энергетического рынка.

Список литературы

1. Бекетов Н. В. Проблемы инновационного развития экономики России // Финансы и кредит. 2007. № 43.

2. Бекетов Н.В. Инновационное развитие российской экономики в процессе мирохозяйственного взаимодействия // Финансы и кредит. 2007. № 44.

3. Бекетов Н. В. Инновационная деятельность и инновационный процесс: сущность и основные этапы исследования в экономической литературе // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 3.

4. Бекетов Н.В. Факторы инновационной конкурентоспособности развития российской экономики// Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1.

5. Бекетов Н. В. Основные направления государственной поддержки инновационного развития российской экономики //Инновации. 2008. № 1.

6. Бекетов Н. В. Цикличность развития экономической системы и инновационные отношения в конкурентной среде // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 2.

7. Бекетов Н.В. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики России // Проблемы современной экономики. 2008. № 2.

8. Бекетов Н.В. Проблемы и перспективы развития нанотехнологического комплекса России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 10.

9. Бекетов Н. В. Проблемы формирования национальной инновационной системы и развитие института интеллектуальной собственности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 4. Часть II. М.: ИНИОН РАН, 2009.

10. Бекетов Н. В. Перспективы развития межрегиональных инновационных систем и формирование инновационных кластеров российской экономики //Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России. V Всерос-сийск. науч. -практ. конф. Москва, 28—29 мая 2009г. М.: ИНИОН РАН, 2009.

11. О федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы»: утверждено постановлением Правительства РФ от 02.08.2007 № 498.

12. О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы»: утверждено постановлением Правительства РФ от 17.10.2006 № 613.

13. Президентская инициатива «Стратегия раз -вития наноиндустрии». URL: http://www. rusnano. com/Post. aspx/Show/15262.

14. Российская корпорация нанотехнологий. URL: http://www. rusnano. com/Section, aspx/ Show/14501.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.