чально особое направление деятельности музея: участие в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, создание образовательных программ для учащихся.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения // Образовательные и воспитательные задачи современного музея / Под ред. Л.Г. Оршанского. СПб., 1914. С. 3.
2. Медведева Е.Б. Музейная педагогика: определение дефиниции // Здравствуй музей: Тезисы международ. музейно-педагогического семинара. СПб.: Изд-во С.-Петербург. гос ун-та, 1995. С. 69-70.
3. Рева Н.Д. Теория и практика экскурсионной работы художественных музеев со школьниками. СПб., 1993. С. 3.
4. Российская музейная энциклопедия: В 2-х т. М., 2001. Т. 1. С. 395, 396, 397.
Н.В. Перчун
РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
До нас дошло мало прямых свидетельств об укладе жизни наших предков, о традициях воспитания, которые они использовали много веков назад. Но современные науки (археология, история, этнография, лингвистика, фольклористика, этимология, языкознание и др.) располагают достаточным материалом для того, чтобы представить процесс передачи жизненного и социального опыта, знаний, умений и навыков нравственного поведения от старших поколений к младшим.
Народная педагогика возникла в глубокой древности. К.Д. Ушинский писал, что «воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ» [8, 482].
Составитель книги «История педагогики в России» С.Ф. Егоров говорит, что «до начала Х века восточно-славянские этносы прошли длинный путь своего развития. Таким же длинным было и развитие воспитания» [3, 4].
Говоря о роли народной педагогики в воспитательном процессе и использовании в стране, можно отметить следующее: не во все времена она применялась в полной мере, в истории государства были периоды активного влияния различных культур на русскую, многократно происходило уподобление западному образу жизни, заимствование традиций воспитания у других государств, в частности, скандинавских, византийских, татарских, французских, немецких, английских, южнославянских.
Огромное влияние на культуру языческой Руси оказало принятие в 988 году, по официальным данным, Владимиром Святославовичем христианской веры, которое стало эпохальным событием для русского государства. Языческие традиции воспитания подверглись глубокому изменению и переосмыслению. Доцент педуниверситета г. Рязани А.Н. Алексеева утверждает, что новая вера долгое время перерабатывалась в народном сознании, по существу, после нескольких веков в результате получилось причудливое соединение старой и новой веры, которое стало называться «русским православием» [4, 29].
Правители христианской Руси продолжали развивать гуманные традиции воспитания славянского мира. Например, Владимир Мономах известен в истории Руси как великий благотворитель. Он призывал людей быть гуманными, никогда не нападать первыми, а только достойно защищаться и защищать свою Родину и ближних. Призывал не лениться, любить труд с детства.
Но в древней Руси народ учить было некому. Когда стали появляться первые школы, у учителей, которые, главным образом, были лица духовного звания, основным приемом обучения были различные наказания. Причем в большом ходу были лоза и розги.
В школах X - XIII веков нравственное воспитание было первостепенной задачей. Учителей в учебные заведения отбирали, особенно строгий отбор проходили учителя начальных классов. В XII веке в Москве и Новгороде открывались училища по подготовке учителей школьному делу, в которых важным пунктом было нравственное воспитание самих будущих педагогов. Они должны были быть благочестивыми, преданными, учить своих учеников не только писать, читать и петь, но и любить своих родителей, быть милосердными, добрыми, достойными мужьями и женами, хранителями земли Русской.
До Петра I Россия была патриархальным государством. Детей воспитывали в семье. Религиозная литература была основным источником для обучения детей.
В «Домострое» помещены нравственные заповеди, которые были прогрессивными для того времени. Например, «Домострой» человеколюбиво советует мужьям не бить жен своих вообще; родителям любить своих детей; богатым хозяевам помогать дворовым осваивать профессии, чтобы они были всегда при деле, не воровали, не бродяжничали, не побирались [1, 12].
Во времена Петра I отечественная культура разделилась на две параллельные линии. Одна -так называемая дворянская, ориентированная на образцы запада, и народная, продолжающая традиции допетровской Руси, которая была пронизана православно - христианскими представлениями о прекрасном и нравственном. В семьях зажиточных людей было модным воспитывать детей на западный манер. В крестьянских семьях национальные традиции воспитания продолжали свое существование.
Однако во времена правления Петра и позднее, при Екатерине II, были люди, которые являлись сторонниками отечественной народной педагогики, ратовали за ее использование не только в крестьянских семьях, но и в дворянских.
При Екатерине II была открыта первая семинария для подготовки учителей, вышло особое предписание об уничтожении телесных наказаний в школах.
Екатерина Романовна Дашкова - деятель русской культуры XVIII века, директор Петербургской академии наук, президент Российской академии (Академия русского языка и словесности) выступала за воспитание детей на отечественных народных традициях. Так, в статье «О смысле слова "воспитание"» она высмеивала дворян, преклонявшихся перед иностранной модой, презиравших все национальное, русское, стремившихся воспитывать детей по западному образцу. Е.Р. Дашкова считала, что, в первую очередь, нужно обучать детей русскому языку, а потом уже иностранным и древним языкам. Она писала: «Воспитание состоит не только в приобретении только чужих языков. Отцы наши воспитать уже нас желали как-нибудь, только чтоб не по-русски и чтоб чрез воспитание наше не походили на россиян» [3, 94-96]. Екатерина Романовна Дашкова призывала воспитывать в детях такие исконно-русские качества, как доброта, скромность, милосердие, трудолюбие, любовь к отечеству, родному языку, почтительное отношение к родителям своим».
В XVIII веке Н.И. Новиков выступал за народное воспитание, говорил, что «оно является подлинным творцом добрых нравов, через него вкус к добродетели, через него отечественный дух, благородная народная гордость...» [3, 112].
Н.М. Карамзин считал, что система образования должна соответствовать народным традициям и отвечать национальным интересам России. Выступал против механического переноса западно-европейского опыта на русскую почву. Считал, что система образования должна соответствовать народным традициям и отвечать национальным интересам России. Отмечал, что отец и мать должны давать ребенку первые нравственные уроки. Выступал за то, чтобы дети воспитывались на родине и привыкали к традициям, обычаям, нравам, характеру жителей своей страны. В частности, он писал: «В одной России можно сделаться хорошими русскими» [3, 116].
В 1826 году А.С. Пушкиным была подана записка «О народном воспитании» Николаю I. В ней поэт представил свои размышления о государственном обучении и воспитании того времени. А.С. Пушкин говорил о неприятии иноземных систем обучения, придерживался национального мировоззрения, подчеркивал недостаток просвещения и нравственности в стране. О домашнем воспитании говорил так: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними холопями, видит одни гнусные примеры, своевольничает, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным освоением всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем» [7, 173-174].
В начале XIX века в русских семьях дети лучше знали культуру, язык, традиции Франции. В обществе считалось неприличным не знать и не говорить на этом языке.
Лишь в царствование императора Александра II стали появляться народные школы. В них преподавали образованные и преданные делу народные учителя.
С середины XIX века русская культура приобретает черты гуманизма, пронизывается идеями социальной справедливости, вызывает стремления отдавать свои силы и знания на служение Родине. В гуманистической педагогике было сделано открытие мира ребенка, детского возраста. Содержание образования строилось в соответствии с гуманистической парадигмой.
В это время К.Д. Ушинским была предложена новая модель образования, в основе которой наряду с православием лежали народная (национальная, отечественная) культура и наука. По его мнению, такая система соответствует природе ребенка. В учебные заведения и в воспитание, в частности, элемент национальности входит как неизбежное условие осуществления общечеловеческих начал.
Передовые люди того времени призывали воспитывать детей согласно требованиям народной педагогики. Например, на рубеже XIX - ХХ веков преподаватель Казанской Духовной академии А.А. Царевский ратовал за необходимость использования в школах народной педагогики. Он говорил о недостатках русского воспитания того времени: «В результате немецкого воспитания получается немец, из французского - француз, только из русского воспитания сплошь да рядом выходит не русский, а часто если не космополит по убеждениям, то человек совсем равнодушный к своей стране и народности» [9, 29].
Известный педагог-гуманист начала XX века И.А. Ильин в своих педагогических воззрениях обращался к русским учителям, призывал их продумать и прочувствовать до конца свою национальную задачу. «Он не специалист по ликвидации безграмотности, а воспитатель русских детей, - писал он. - В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания. Национальная задача русского учителя - в пробуждении и укреплении в детях духовности, совести, чести, художественного вкуса, братской сверхклассовой солидарности, чувства ответственности, патриотизма и уважения к своей и чужой собственности» [2, 323].
С.А. Рачинский - известный ботаник - поддерживал своих современников-педагогов в вопросе возрождения народных школ. Последние 17 лет жизни он посвятил их созданию, а также нравственному воспитанию детей.
Однако две линии (дворянская и народная) продолжали свое существование вплоть до 1917
года.
В годы советской власти народная педагогика принималась в усеченном виде. Она была более теоретической, чем практической. П.И. Пидкасистый отмечает, что в данное время «игнорировалась культура этноса, в общеобразовательных учебных заведениях не учитывался народный педагогический опыт, накопленный и выкристаллизованный тысячелетиями, обучение и воспитание в основном были ориентированы на формирование усредненной унифицированной личности без учета психологии этноса, специфики жизни и деятельности его представителей. Это привело к тому, что учащиеся погружались в неестественные для себя схемы унифицированных учебных заведений, происходил разрыв между поколениями, между школой и жизнью» [6, 477]. Из чего следует, что несколько поколений русских людей выросло, не зная своей отечественной культуры, своих национальных традиций, нравственных идеалов.
Исследуя социально-политическую ситуацию в стране с 1917 года до восьмидесятых годов, современные исследователи Г.В. Махумедзянова и Р.А. Назимов отмечают, что «три поколения советских людей прошло через пытки, голод и страх, гибель миллионов в тюрьмах и лагерях. На коротком отрезке истории произошла концентрация лишений, страданий, мук и унижений людей. И как следствие - растление личности, всеобщая утрата духовности, отсутствие элементарной культуры» [5, 6].
Конечно, в этот период вести речь о национальной культуре не имела смысла.
Сегодня велико влияние западной культуры на подрастающее поколение. Многие исследователи отмечают всеобщую «американизацию». Современные дети лучше знают персонажей зарубежных сказок и мультфильмов, чем национальных былинных и сказочных героев. Несомненно, происходящие процессы влияют на нравственное становление личности ребенка. Образцы нравственного поведения, характерные для иных этносов, «приживаются» в России.
С другой стороны, с середины 80-х годов XX века в стране наблюдается рост национального самосознания, который способствует возрождению русских народных традиций воспитания.
Сегодня в нашей стране процессы демократизации и гуманизации набирают силу, поэтому современная педагогика, как и в XIX веке, опирается на принципы гуманизма. Использование учителями школ гуманистических традиций воспитания - это один из путей решений насущных проблем, особенно в области развития нравственных качеств детей. Русские традиции воспитания являются частью национальной культуры, характеризуют русских людей как этническую общность, способствуют развитию национального облика российских детей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и комент. В.В. Колесова; подгот. текстов В.В. Рождественской, В.В. Колесова и М.В. Пименовой. М.: Советская Россия, 1990.
2. Ильин И.А. О России. М., 1991.
3. История педагогики в России / Сост. Егоров С.Ф. М.: Изд. центр «Академия», 1999.
4. Мир русской души / Алексеева А.Н., Грачева И.В., Качаева М.А. Рязань: Изд-во «Узорочье», 1998.
5. Мухамедзянова Г.В., Назимов Р.А. Педагогическая культура татарского народа. Казань: Заря-Тан, 1994.
6. Педагогика / Под ред. Н.И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996.
7. Пушкин А.С. О народном воспитании // Народное образование в России, 2000. С. 173-177.
8. Ушинский и современная школа. Ч. 2 / Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (23-25 февраля 1994 г.) Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ин-та, 1994.
9. Царевский А.А. Значение русской словесности в национальном русском образовании. Казань, 1993.
Н.П. Рыжих
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР*
Средства массовой коммуникации (медиа) в начале XXI века проникли во все виды жизнедеятельности людей. Мир вступил в новый этап своего развития - информационное общество. Под средствами массовой коммуникации понимают средства массовой информации (СМИ: печатные издания, теле-, радио-, видео-, кинопрограммы или иные формы массового распространения информации), а также новые телекоммуникационные средства на компьютерной базе (глобальные компьютерные сети - Интернет). Средства массовой коммуникации выполняют следующие социально-воспитательные функции: информационную, воспитательную, образовательную, социально-управленческую, рекреативную, релаксационную.
Медиа используют почти все каналы восприятия человека, они играют огромную роль в его жизни: в культурном обмене между людьми, в воспитании и образовании подрастающего поколения, а также в процессах управления и других областях социальной сферы. Сегодня медиа - один из основных факторов социализации молодого поколения. Объект воздействия потока сообщений - не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации.
В современных условиях особенно велика роль медиаобразования. Психолого-педагогический словарь определяет медиаобразование как «направление в педагогике, выступающее за изучение учащимися закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаоб-разования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий» [4, 241].
Средства массовой коммуникации являются способом трансляции традиционной культуры. Одновременно с появлением медиа возникает понятие «медиакультура» - совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакуль-тура» или «аудиовизуальная культура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиа-творчеством, усваивать новые знания в области медиа» [5, 8].
Статья написана при поддержке проекта РНП. 2.1.3.491 в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки РФ. Руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В. Федоров.