Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА ОБУЧАЮЩИХСЯ КИТАЙСКИХ СРЕДНИХ ШКОЛ В СИСТЕМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА ОБУЧАЮЩИХСЯ КИТАЙСКИХ СРЕДНИХ ШКОЛ В СИСТЕМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальный слух / этнослух / интонационный слух / этномузыкальный код / младшие школьники / урок музыки / Китай / musical ear / ethnohearing / intonation ear / ethnomusical code / primary school students / music lesson / China

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ясинскихлюдмила Владимировна, Ли Цзюнтао

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы связана с направленностью современной образовательной политики Китая на приобщение подрастающего поколения к полиэтнической музыкальной культуре своей страны с целью формирования у обучающихся национальной самоидентификации. Большими возможностями в решении данной проблемы в условиях школьного образования обладают уроки музыки, в репертуар которых включены китайские народные песни, фрагменты национальных опер, содержащих в своей основе этномузыкальные коды многонациональной китайской культуры. Цель статьи – раскрыть педагогический потенциал освоения этномузыкальных кодов китайского и европейского вокального искусства в развитии музыкального слуха обучающихся средних школ, рассмотреть принципы организации этого процесса и эффективные методы, способствующие его реализации на уроках музыки в школах Китая. Методологической основой статьи являются теоретические положения о значимости развития музыкального слуха как истока музыки и музыкальной деятельности; теория об интонационной природе музыкального слуха; идеи о музыкальном слухе как механизме этнического идентифицирования; культурологическая модель этнокультурных интонационных кодов музыкальных практик. В статье использовались такие методы исследования, как анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в определении принципов организации работы по развитию музыкального слуха на уроках музыки у обучающихся средних школ Китая (взаимосвязи музыки с духовной жизнью народа, деятельностного освоения искусства, содержательности). Выделены соответствующие принципам методы, нацеленные на выявление и сравнение этномузыкальных кодов китайского и европейского вокального искусства, их освоение в разных видах художественной деятельности, понимание на этой основе полиэтнической природы музыкального искусства, воплощение в нем смыслов и ценностей, накопленных историей человечества. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами предложены методические решения задачи развития музыкального слуха обучающихся средних школ Китая на уроках музыки, на основе реализации методов художественной дидактики. Это метод интонационного анализа с целью выявления музыкальных интонаций наиболее ярко раскрывающих этномузыкальный код; метод пластического интонирования, позволяющий для интерпретации этнокультурного кода обращаться к интонациям разных видов искусства, выстраивая между ними ассоциации; метод размышления о музыке, способствующий развитию слуха «думающего», как способности слышать в интонации сжатое, целостное видение всей культуры в ее полиэтническом разнообразии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ясинскихлюдмила Владимировна, Ли Цзюнтао

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the problem considered in the article is associated with the focus of the modern educational policy of China on introducing the younger generation to the multiethnic musical culture of their country in order to form national selfidentification in students. Music lessons, the repertoire of which includes Chinese folk songs, fragments of national operas, which are based on ethnomusical codes of the multinational Chinese culture, have great potential for solving this problem in the context of school education. The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of mastering the ethnomusical codes of Chinese and European vocal art in the development of musical ear of secondary school students, to consider the principles of organizing this process and effective methods that contribute to its implementation in music lessons in Chinese schools. The methodological basis of the article is theoretical provisions on the importance of developing musical ear as a source of music and musical activity; theory of the intonational nature of musical ear; ideas about musical ear as a mechanism of ethnic identification; cultural model of ethnocultural intonational codes of musical practices. The article uses such research methods as literature analysis, analysis and generalization of pedagogical experience, pedagogical observation. The scientific novelty consists in defining the principles of organizing work on developing musical ear in music lessons for students of secondary schools in China (the relationship of music with the spiritual life of the people, active mastering of art, content). The corresponding principles are identified, aimed at identifying and comparing ethnomusical codes of Chinese and European vocal art, their mastering in different types of artistic activity, understanding on this basis the polyethnic nature of musical art, the embodiment of meanings and values accumulated in it by the history of mankind. The practical significance of the research results is that the authors proposed methodological solutions to the problem of developing musical ear of students of secondary schools in China in music lessons, based on the implementation of artistic didactics methods. This is a method of intonation analysis in order to identify musical intonations that most clearly reveal the ethnomusical code; a method of plastic intonation, which allows one to turn to the intonations of different types of art for the interpretation of the ethnocultural code, building associations between them; a method of thinking about music, which promotes the development of the ear of the “thinker”, as the ability to hear in intonation a compressed, holistic vision of the entire culture in its multi-ethnic diversity

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА ОБУЧАЮЩИХСЯ КИТАЙСКИХ СРЕДНИХ ШКОЛ В СИСТЕМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

3. Аксёнова, П.Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу: автореф. дис. ... канд. психол. наук / П.Ю. Аксёнова. - Рязань, 2011. - 254 с.

4. Анцибор, Е.С. Педагогические условия адаптации иностранных курсантов военного вуза на основе диалога культур [Электронный ресурс] / Е.С. Анцибор // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2022. - № 4(236). -С. 93-99. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-adaptatsii-inostrannyh-kursantov-voennogo-vuza-na-osnove-dialoga-kultur (дата обращения: 22.10.2024)

5. Воронина, Т.Н. Педагогические условия формирования профессионально важных качеств у курсантов вузов МВД России [Электронный ресурс] / Т.Н. Воронина, А.С. Лукьянов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 6. - С. 319. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27695137_82314431.pdf (дата обращения: 22.10.2024)

6. Кодоева, А.Ч. Факторы адаптации курсантов к образовательному процессу в контексте развития готовности к служебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / А.Ч. Кодоева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62(1). - с. 145-148. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-adaptatsii-kursantov-k-obrazovatelnomu-protsessu-v-kontekste-razvitiya-gotovnosti-k-sluzhebno-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.10.2024)

7. Кротова, М.Н. Личностные факторы психологической адаптации курсантов военного вуза [Электронный ресурс] / М.Н. Кротова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 5(110). - С. 127-134. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-faktory-psihologicheskoy-adaptatsii-kursantov-voennogo-vuza (дата обращения: 22.10.2024)

8. Межуев, А.В. Социально-психологические особенности адаптации курсантов к условиям военного вуза / А.В. Межуев // Вестник СГУ. - 2007. - № 52. - С. 66-70

9. Поликанов, А.В. Военно-профессиональная деятельность как фактор адаптации курсантов к образовательной среде военного института внутренних войск МВД России / А.В. Поликанов // Преподаватель XXI век. - 2016. - № 4. - С. 229-235

10. Ревков, И.В. Технология адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности в военном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.В. Ревков. - Орёл, 2015. - 26 с.

11. Саенко, Л.А. Воспитание социальной ответственности военнослужащих: постановка проблемы / Л.А. Саенко, Ш.Ш. Пирогланов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2015. - № 2. - С. 243-247

12. Суббота, В.В. Специфика адаптации курсантов военных вузов [Электронный ресурс] / В.В. Суббота, Г.А. Лебедев, М.М. Свистунов // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2013. -С. 190-192. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/spetsifika-adaptatsii-kursantov-voennyh-vuzov (дата обращения: 22.10.2024)

13. Талай, И.И. Проблема адаптации курсантов 1-го курса к обучению на военном факультете [Электронный ресурс] / И.И. Талай // Исследование проблем подготовки курсантов, офицеров запаса и младших командиров: сб. трудов. - М., 2019. - С. 179-182. - URL: https://elib.grsu.by/katalog/162692-351034.pdf (дата обращения: 22.10.2024)

14. Федулов, Б.А. Личностно-профессиональное развитие курсантов высших военных учебных заведений: аксиологический подход: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Б.А. Федулов. - Барнаул, 2000. - 382 с.

Педагогика

УДК 372.878

кандидат педагогических наук, доцент ЯсинскихЛюдмила Владимировна

Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург); аспирант Ли Цзюнтао

Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА ОБУЧАЮЩИХСЯ КИТАЙСКИХ СРЕДНИХ ШКОЛ В СИСТЕМЕ

ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы связана с направленностью современной образовательной политики Китая на приобщение подрастающего поколения к полиэтнической музыкальной культуре своей страны с целью формирования у обучающихся национальной самоидентификации. Большими возможностями в решении данной проблемы в условиях школьного образования обладают уроки музыки, в репертуар которых включены китайские народные песни, фрагменты национальных опер, содержащих в своей основе этномузыкальные коды многонациональной китайской культуры. Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал освоения этномузыкальных кодов китайского и европейского вокального искусства в развитии музыкального слуха обучающихся средних школ, рассмотреть принципы организации этого процесса и эффективные методы, способствующие его реализации на уроках музыки в школах Китая. Методологической основой статьи являются теоретические положения о значимости развития музыкального слуха как истока музыки и музыкальной деятельности; теория об интонационной природе музыкального слуха; идеи о музыкальном слухе как механизме этнического идентифицирования; культурологическая модель этнокультурных интонационных кодов музыкальных практик. В статье использовались такие методы исследования, как анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в определении принципов организации работы по развитию музыкального слуха на уроках музыки у обучающихся средних школ Китая (взаимосвязи музыки с духовной жизнью народа, деятельностного освоения искусства, содержательности). Выделены соответствующие принципам методы, нацеленные на выявление и сравнение этномузыкальных кодов китайского и европейского вокального искусства, их освоение в разных видах художественной деятельности, понимание на этой основе полиэтнической природы музыкального искусства, воплощение в нем смыслов и ценностей, накопленных историей человечества. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами предложены методические решения задачи развития музыкального слуха обучающихся средних школ Китая на уроках музыки, на основе реализации методов художественной дидактики. Это метод интонационного анализа с целью выявления музыкальных интонаций наиболее ярко раскрывающих этномузыкальный код; метод пластического интонирования, позволяющий для интерпретации этнокультурного кода обращаться к интонациям разных видов искусства, выстраивая между ними ассоциации; метод размышления о музыке, способствующий развитию слуха «думающего», как способности слышать в интонации сжатое, целостное видение всей культуры в ее полиэтническом разнообразии.

Ключевые слова: музыкальный слух, этнослух, интонационный слух, этномузыкальный код, младшие школьники, урок музыки, Китай.

Annоtation. The relevance of the problem considered in the article is associated with the focus of the modern educational policy of China on introducing the younger generation to the multiethnic musical culture of their country in order to form national self-

identification in students. Music lessons, the repertoire of which includes Chinese folk songs, fragments of national operas, which are based on ethnomusical codes of the multinational Chinese culture, have great potential for solving this problem in the context of school education. The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of mastering the ethnomusical codes of Chinese and European vocal art in the development of musical ear of secondary school students, to consider the principles of organizing this process and effective methods that contribute to its implementation in music lessons in Chinese schools. The methodological basis of the article is theoretical provisions on the importance of developing musical ear as a source of music and musical activity; theory of the intonational nature of musical ear; ideas about musical ear as a mechanism of ethnic identification; cultural model of ethnocultural intonational codes of musical practices. The article uses such research methods as literature analysis, analysis and generalization of pedagogical experience, pedagogical observation. The scientific novelty consists in defining the principles of organizing work on developing musical ear in music lessons for students of secondary schools in China (the relationship of music with the spiritual life of the people, active mastering of art, content). The corresponding principles are identified, aimed at identifying and comparing ethnomusical codes of Chinese and European vocal art, their mastering in different types of artistic activity, understanding on this basis the polyethnic nature of musical art, the embodiment of meanings and values accumulated in it by the history of mankind. The practical significance of the research results is that the authors proposed methodological solutions to the problem of developing musical ear of students of secondary schools in China in music lessons, based on the implementation of artistic didactics methods. This is a method of intonation analysis in order to identify musical intonations that most clearly reveal the ethnomusical code; a method of plastic intonation, which allows one to turn to the intonations of different types of art for the interpretation of the ethnocultural code, building associations between them; a method of thinking about music, which promotes the development of the ear of the "thinker", as the ability to hear in intonation a compressed, holistic vision of the entire culture in its multi-ethnic diversity.

Key words: musical ear, ethnohearing, intonation ear, ethnomusical code, primary school students, music lesson, China.

Введение. В настоящее время, в эпоху интеграционных процессов, которые происходят во всех сферах жизни современного Китая, наследование музыкальной культуры своего народа рассматривается как условие сохранения национального самосознания. В связи с этим в школьном музыкальном образовании с особой остротой актуализируется поиск путей и направлений, обеспечивающих этнокультурную самоидентификацию личности в современном мультикультурном мире, которая выступит гарантом безопасности национального самосознания в процессе интеграции китайской культуры в мировое культурное пространство [3]. Одним из направлений сохранения в школьном музыкальном образовании духовных и социокультурных корней, межэтнических связей и отношений, является включение в педагогический процесс уроков музыки идей этнокультурного образования, вбирающего в себя духовные ценности нации [7].

Ориентиром развития музыкального образования в школах Китая является «Стандарт музыкальной учебной программы» (2022), где отмечается значимость продвижения национальной музыки, а также использование традиционной музыки всех этнических групп страны в качестве важного учебного материала на музыкальных занятиях [10]. Однако анализ методической литературы показал, что реализация идей этнокультурного образования на уроках музыки в разных видах деятельности и в развитии музыкального слуха находятся в стороне педагогического внимания и не имеют достаточного методического обеспечения.

Все это подчеркивает значимость разработки эффективного методического обеспечения процесса развития у обучающихся средних классов музыкального слуха на уроках музыки как способности освоения этномузыкальных кодов китайской и европейской культуры, что является одной из значимых задач, поставленных руководством страны. «В отчете XVIII Национального конгресса Коммунистической партии Китая подчеркивается, что культурная сила и конкурентоспособность являются важными символами национального процветания и национального возрождения Китая. На современном этапе необходимо уделять пристальное внимание развитию и воспитанию у подрастающего поколения чувства этнической музыки [13, С. 65]. Реализация этнокультурного образования на уроках музыки представляет для музыкально-педагогического сообщества Китая инновационный подход в решении задач развития музыкального слуха.

Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал освоения этномузыкальных кодов китайского и европейского вокального искусства в развитии музыкального слуха обучающихся средних школ, рассмотреть принципы организации этого процесса и эффективные методы, способствующие его реализации на уроках музыки в школах Китая.

Изложение основного материала статьи. Проблема развития музыкального слуха в процессе освоения этномузыкальных кодов китайского и европейского вокального искусства актуализирует осмысление таких понятий, как «этнослух», «этнография слуха» (И.И. ЗемцовскийЛ.В. Шамина), «интонация», «интонационная память» (Б.В. Асафьев), «интонационный слух» (Д.К. Кирнарская, В.В. Медушевский), «этномузыкальный код» (А.В. Торопова). По меткому определению Б.В. Асафьева, «Слух - мера вещей в музыке» [1, С. 79]. «Слух это тот рубеж, тот барьер, тот фильтр, тот перцептивный механизм, без которого ничто в музыке не происходило, не происходит не будет не происходить» [4, С. 6]. По мнению И.И. Земцовского музыкальный слух, всегда является одновременно и этнослухом, «от рождения встроенный в нас механизм этнического идентифицирования» [4, 10].

Выступая в роли перцептивного устройства, слух обусловливает глубину проникновения в музыку и размышления о ней [4, С. 7], но мышления особенного, основу которого составляет со-интонирование, что позволяет выявить взаимосвязь слуха с интонацией интонации, как смысловой единице музыкального искусства и подчеркнуть, что «этнослух и музыкальная интонация суть две стороны одной медали - они неразрывны» [4, 7].

Этнография слуха в отношении музыкальной интонации проявляется во внутренней слуховой настройке слуха, о которой писал Б.Л. Яворский [4]. Способность слуха к селекции «свой/чужой» в мире культуры, объясняется исключительной чувствительностью слуха к «родной» интонации и мгновенно определяемой, воспринимаемой совершенно по-другому, «чужой» интонации. Такая селекция слухом «свой/чужой» в музыкальных текстах обусловлена интонационной памятью слуха, о чем Б.В. Асафьев метко заметил «в тесной связи «тоновой» речи с «поэтической» проходили очень-очень длительные стадии строительства человеческого уха и культуры человеческого слуха» [1, С. 355]. В теории Д.К. Кирнарской «истоки интонационного слуха восходят к древнейшим глубинам бессознательного» [5, С. 65], в этом отношении интонационный слух перекликается с этнослухом, этническая природа которого присутствует в каждом человеке «не осознаваемо и вечно» [5, 6].

Приобщение обучающихся на уроках музыки к традиционной китайской культуре рассматривается в Стандарте художественной учебной программы в качестве важного фактора сохранения этнокультурной идентичности и основы интеграции в мировое пространство музыкальной культуры [10], что актуализирует поиск новых подходов в развитии музыкального слуха на уроках музыки в средних школах Китая, обусловленных системой этнокультурного образования.

Понимание смыслов, заключенных в текстах воспринимаемой нами культуры, напрямую зависит от того насколько мы исходим из ее системы культурных кодов, «которые фундируют эту культуру» [12, 6], как хранилище жизненно значимых

переживаний, выражающих ментальность этнических групп, опыт состояний «Я (мы) в контексте реальности» и интонированных музыкой разных времен и этносов» [9, С. 414]. Развитие музыкального слуха у обучающихся китайских средних школ в процессе реализации на уроках музыки идей этнокультурного образования представляет процесс выявления и сравнения этномузыкальных кодов китайского и европейского вокального искусства, их освоение в разных видах художественной деятельности и понимание на этой основе культурных ценностей, воплощенных в произведениях искусства. Опираясь на позицию А.В. Тороповой [9], мы определяем этномузыкальный код, как сформировавшееся интонационно-смысловое образование, закрепившееся в музыкально-ритмических формулах, и характеризующее конкретную национальную музыкальную культуру. В системе этнокультурного образования музыкальный слух как основа бытия музыки и источник музыкального мышления материализуется через этнографию слуха и обогащается в процессе освоения интонаций других музыкальных культур. Для реализации идей этнокультурного образования в музыкальном образовании необходимо выделить принципы организации работы по развитию музыкального слуха на уроках музыки в средних школах Китая, как освоение этномузыкальных кодов китайской и европейской культуры.

Принцип взаимосвязи музыки с духовной жизнью народа предполагает привлечение слухового внимания школьников к музыкальной интонации как способу понимания и чувствования отдельного человека «интонация - ключ к человеку в художественном мире» [6, С. 172] и этноса в целом. Реализация данного принципа позволит сформировать у школьников представления о том, что музыка, сопровождая человека всю его жизнь, взаимосвязана с народными обрядами и праздниками, отражает национальный характер, является исторической памятью народа, запечатленной в художественных образах и естественным образом вводит в широкое пространство культуры [8].

Принцип деятельностного освоения искусства проявляется в активном, комплексном освоении образцов народно-песенного творчества через воплощение интонации в музыке, слове, пластике движений (танцах). Обращение к данному принципу реализует на уроках музыки требование, предъявляемое «Новой системой» к музыкальному образованию в Китае, «практика является важным способом получения перцептивного опыта на уроках музыки» [2, С. 67]. Опора на данный принцип предоставляет школьникам возможность постичь интонацию активно, изнутри, проживая ее телесно. «Звук и смысл замыкаются отнюдь не в ratio - эти две стороны интонации соединяются в теле» [6, С. 168]. Телесный уровень проживания этномузыкального кода позволяет постичь культуру другого народа на более глубоком, архаичном, праязыковом уровне [8], усиливает эмоциональное воздействие на обучающихся.

Принцип содержательности способствует привлечению слухового внимания школьников к музыкальной интонации как речевому высказыванию, «...интонация была первым в истории человечества принципом речи» [7]. Прошло много времени, прежде чем та, первая человеческая интонация оформилась в этнокультурный интонационный код. Принадлежность интонации определенному этносу активизирует слуховое внимание в восприятии музыкального текста как явления национальной культуры, к неповторимости и своеобразию элементов родной/чужой музыкальной речи. Реализация данного принципа позволит сформировать у школьников «этномузыкальную «лексику» и этномузыкальную «грамматику»» [11, С. 315]. Сформированное этнослышание при восприятии музыкальных этнокультур будет автоматически распознавать этномузыкальные коды в градации: свой/чужой, обогащаясь в процессе восприятия интонаций других культур.

Практика проведения уроков музыки в Средней школе «Фаньхуа» (г. Чжучэн, Китай) позволила определить наиболее эффективные методы в развитии у школьников музыкального слуха в реализации идей этнокультурного образования.

С целью выявления обучающимися в музыкальном произведении процесса проявления и развития этномузыкального кода, как интонационно-смысловой формулы музыкальной речи, использовался метод интонационного анализа. В задачу педагога, реализующего данный метод, входит отбор произведений вокального искусства наиболее ярко раскрывающих этномузыкальный код. В дополнение к музыкальным произведениям обучающимся предлагаются к восприятию произведения изобразительного искусства, демонстрируются произведения декоративно-прикладного искусства и народные музыкальные инструменты, как артефакты и символы национальной культуры. Благодаря направленности восприятия на этноинтонационную составляющую произведений у обучающихся накапливается опыт выявления и сравнения этномузыкальных кодов китайской и европейской вокальной культуры.

Для выявления и наблюдения за интонацией обучающимся предлагается мысленно, в опоре на внутренний слух, пропевать мелодию произведения в процессе ее реального звучания, благодаря чему запускается механизм со-итонирования, происходит как бы самостоятельное прочтение произведения с установкой на личностную интерпретацию. Интонации в искусстве, как воплощение духовной жизни народа той или иной эпохи, рождаясь и закрепляясь в эстетических и художественных объектах культуры, сформировали уникальный для каждого народа этнокультурный интонационный код. В связи с этим опора в процессе восприятия произведений национальной культуры на метод интонационного анализа и его механизм со-интонирование способствует становлению национальной идентификации.

С целью реализации принципа деятельностного освоения искусства мы использовали на уроках музыки в школах Китая метод пластического интонирования. Интонация, как воплощение этнокультурного кода, является связующим элементом, объединяющим разные виды искусства. Это взаимосвязь позволяет «для интерпретации этномузыкального кода обращаться к интонациям разных видов искусства, выстраивая между ними ассоциации, актуализируя преломление этнокультурного кода в интонациях разных видов искусства. Для интерпретации этномузыкального кода песни Хуан Цзы «Три желания розы» обучающиеся создавали пластический этюд.

Для китайской вокальной культуры сопровождение песни танцами является традиционным и символичным. Важно не упустить возможность наполнить устоявшиеся для китайской музыкальной культуры элементы новым содержанием, а именно активизировать слуховое внимание на музыкальной интонации, ее развитии, как проявления этнокультурного кода С этой целью педагог совместно с обучающимися в режиме реального звучания музыки переводит интонацию из одной модальности в другую, одновременно телесно проживая ее внутри себя и проявляя силу, глубину чувствования интонации в жесте, мимике, голосе. Двигательное, вокальное проживание интонации способствует присвоению школьниками этномузыкального кода, всего того, что было в нем воплощено и запечатлено народом.

С целью заострить внимание слуха на интонировании этномузыкального кода, обретения им интонационной формы, мы обращались к методу размышления о музыке. Осознание того, что интонация является носительницей содержания «мысль, чтобы стать звуковыраженной - интонируется» [1], конкретизирует цель в развитии музыкального слуха: слуха «думающего», слышащего не только звук, но мысль того, кто придал ей звучание, озвучил ее: автор, народ и т.д. «Предельная цель становление ума-слуха - такое сжатое и целостное видение всей культуры, всех накопленных историей человеческих смыслов и ценностей» [6, С. 243]. Постижение этномузыкального кода происходит через постижение интонации, отсылающей нас к автору, нации, народу (инто-нация - вглубь нации), выразивших в звучании самое ценное и значимое в их жизни. Музыкальная речь необычайно богата по своему содержанию, по своим выразительным возможностям» [1, С. 12], поэтому задача педагога заключается в воспитании музыкального слуха в его чувствительности к музыкальной интонации, в которой заключен этномузыкальный код, характеризующий музыкальную культуру народа.

Выводы. Реализация идей этнокультурного образования на уроках музыки в средних школах Китая обладает значительным педагогическим потенциалом в развитии музыкального слуха у младших подростков. Обращение к этнокультурному образованию способствует становлению национальной идентичности личности в современном мультикультурном мире, выступает гарантом сохранения национального самосознания в процессе интеграции в мировое культурное пространство.

Принципы организации этого процесса (взаимосвязи музыки с духовной жизнью народа, деятельностного освоения искусства, содержательности) позволяют наполнить процесс развития музыкального слуха на уроках в средних школах Китая инновационным содержанием.

Наиболее эффективными в развитии музыкального слуха у младших подростков являются методы педагогики художественного образования, связанные с выявлением в музыкальных интонациях этномузыкального кода, характеризующего конкретную национальную музыкальную культуру, с обращением к интонациям разных видов искусств для интерпретации этнокультурного кода, с развитием способности слышать в интонации сжатое, целостное видение всей культуры в ее полиэтническом разнообразии.

Литература:

1. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. - Москва: Издательство Академии наук, 1971. - 376 с.

2. Гао, Цзяньцзинь. «Новая двойная основа» школьного музыкального образования - одно из теоретических объяснений и практических работ новой системы школьного музыкального образования / Цзяньцзинь Гао // Народная музыка. - 2013. - № 12. - С. 66-69

3. Голошумова, Г.С. Музыкальное искусство в системе этнокультурного образования личности / Г.С. Голошумова // Педагогическое образование в России. 2012. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7muzykalnoe-iskusstvo-v-sisteme-etnokulturnogo-obrazovaniya-lichnosti (дата обращения: 18.10.2024)

4. Земцовский, И.И. Апология слуха / И.И. Земцовский // Музыкальная академия, 2002. - URL: https://mus.academy/articles/apologiya-slukha

5. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. - Москва: Таланты-XXI век, 2004. - 496 с.

6. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки / В.В. Медушевский. - Москва: Композитор, 1993. - 268 с.

7. Назарова, Р.В. Эстетическое воспитание подростков в мультикультурном образовании: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Назарова Регина Валерьевна. - Астрахань, 2006. - 192 с.

8. Овчинникова, Ю.С. Влияние интонационного запаса на межкультурную компетентность студентов в процессе изучения музыки народов мира / Ю.С. Овчинникова // Музыкальное искусство и образование, 2021. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-intonatsionnogo-zapasa-na-mezhkulturnuyu-kompetentnost-studentov-v-protsesse-izucheniya-muzyki-narodov-mira (дата обращения: 20.10.2024)

9. Овчинникова, Ю.С. Этнокультурные интонационные коды музыкальных практик: опыт построения культурологической модели / Ю.С. Овчинникова // Культура и цивилизация. - 2022. - Том 12. - № 5. - С. 412-420

10. Стандарты художественной учебной программы / Министерство образования Китайской Народной Республики. -Пекин: Изд-во Пекин. пед. ун-та. 2022. - 73 с.

11. Шамина, Л.В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира / Л.В. Шамина // Преподаватель («Музыкант-педагог»). - 2002. - № 6. - C. 21-27

12. Юань, Мэнмэн. Бестиарий как культурный код в русской и китайской культуре: диссертация ... канд.философ. наук: 5.7.8 / Мэнмэн Юань. - Екатеринбург, 2023. - 170 с.

13. Ян, Сюли. Воспитание и обучение музыкальности китайской национальной музыки / Сюли Ян // Исследования по обучению в начальной школе. - 2019. - № 34. - С. 64-67

Психология

УДК 159.9

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Новгородов Николай Викторович

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРОБЛЕМА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГАДЖЕТОВ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема проявления у современных подростков зависимости от гаджетов, посредством которых они бесконтрольно находятся в Интернет пространстве, что приводит к расстройству в поведенческой и психоэмоциональной сфер. Подростковая интернет-зависимость проявляющаяся как поведенческое состояние для которого характерно чрезмерное, компульсивное использование подростками Интернета. Представлены возможные причины, приводящие к компульсивному поведению. Также представлены сферы жизнедеятельности подростка, в которой прослеживаются негативные изменения и их последствия. Последствия касаются не только поведенческой стороны, но и познавательной сферы - нарушение памяти, внимания, восприятия. Для наглядной иллюстрации проявления зависимости от гаджетов в статье представлен эксперимент, проведенный психологом Е. Мурашовой и приведены в пример профилактические мероприятия, которые могут способствовать осознанному поведению в Интернет-пространстве и разумному использованию гаджетов.

Ключевые слова: веб-страница, гаджет, зависимость, Интернет-зависимость, кибербулинг, онлайн-эксплуатация, подростки.

Annоtation. The article considers the problem of the manifestation of dependence on gadgets in modern adolescents, through which they are uncontrollably in the Internet space, which leads to a disorder in the behavioral and psycho-emotional spheres. Adolescent Internet addiction manifests itself as a behavioral condition characterized by excessive, compulsive use of the Internet by adolescents. Possible causes leading to compulsive behavior are presented. The spheres of a teenager's life activity are also presented, in which negative changes and their consequences are traced. The consequences concern not only the behavioral side, but also the cognitive sphere - impaired memory, attention, perception. To illustrate the manifestation of dependence on gadgets, the article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.