Педагогические условия развития звуковысотного слуха у обучающихся на музыкальных занятиях в общеобразовательных школах КНР в аспекте сравнительной педагогики музыкального образования различных стран
Лю Мэн,
аспирант, факультет музыкального искусства, Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются педагогические условия, способствующие формированию звуковысотного слуха у учащихся, получающих музыкальное образование в общеобразовательных школах Китая. Исследуется опыт применения зарубежных музыкальных методик, таких как подходы Золтана Кодая и Карла Орфа. Особое внимание уделяется анализу сильных и слабых сторон существующих китайских практик в области музыкального образования, а также возможностям интеграции международного опыта для улучшения качества обучения. В работе представлены рекомендации по оптимизации образовательных технологий в рамках уроков музыки с использованием современных инструментов и более адаптивных методов преподавания. Завершает статью концепция о необходимости развития международного сотрудничества в сфере музыкального обучения для обогащения учебного процесса новыми идеями и подходами.
Ключевые слова: музыкальное образование, звуковысотный слух, педагогические условия, китайская система образования, зарубежные методики, методика Кодая, методика Орфа, методика Тауна, индивидуализированное обучение, технологии в обучении музыке, международное сотрудничество, сравнительная педагогика.
Одной из ключевых задач музыкального образования является развитие звуковысотного слуха у студентов. Оно позволяет различать высоты музыкальных звуков, что служит основой для музыкального восприятия, интонирования и игры на инструментах. Исследования подтверждают, что ранняя работа над формированием музыкального слуха приводит к успешному освоению учебных предметов в области музыки, а также к развитию художественного вкуса и культурного уровня личности. В Китае применяется уникальный подход к обучению звуковысотному слуху, который сочетает тысячелетние традиции с современными образовательными методиками. Китайская система музыкального обучения представляет собой гармоничное сочетание классических методов и аспектов национальной музыкальной культуры, что делает ее интересным объектом для сравнительного педагогического исследования.
Настоящее исследование направлено на выявление педагогических условий, которые способствуют формированию звуковысотного слуха у учащихся в процессе музыкального обучения в образовательных учреждениях КНР, с учетом сравнительно-педагогического анализа музыкального образования в разных странах мира. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: определить сущность звуковысотного слуха с точки зрения музыкальной педагогики; изучить технологии преподавания, применяемые в китайских школах для развития этой способности; провести анализ методов музыкального образования как в Китае, так и за его пределами; установить условия, необходимые для эффективного формирования звуковысотного слуха у учеников.
В рамках данного исследования был применён теоретический анализ научных источников в области музыкального образования, проведены сравнения педагогических методов из разных странах и сделаны обобщения практического опыта работы музыкальных учебных заведений России, Китая и других стран.
Актуальность данного исследования обоснована потребностью в эффективных подходах к музыкальному воспитанию на фоне глобализации и интеграции образовательных систем. Уникальный опыт Китая, где развита музыкальная культура и система образования, может стать ценным источником знаний для педагогов, стремящихся к совершенствованию методов формирования звуковысотного слуха у учащихся разных стран.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Теоретические основы развития звуковысотного слуха
Звуковысотный слух представляет собой сложный феномен, в котором сочетаются сенсорные, когнитивные и психофизиологические аспекты. Он формируется на ранних этапах развития ребенка и углубляется в ходе целенаправленного музыкального обучения. В области педагогики и музыковедения выделяются две основные разновидности этого слуха: абсолютный звук и относительный.
Абсолютный слух представляет собой уникальную способность различать высоту звуков без их сопоставления с другими музыкальными звуками. Люди, обладающие этим даром, способны мгновенно определять звучание нот или аккордов, что делает его крайне редким и ценным навыком.
Относительный слух - это навык, позволяющий определять высоту звуковых сигналов через сравнение с другим звуком. Данная форма слуха поддается тренировке и формированию в процессе музыкального образования, что делает ее актуальной задачей для преподавания музыки.
Формирование звуковысотного слуха включает в себя применение ряда педагогических приемов, таких как вокальное интонирование, слуховые диктанты, сольфеджирование, занятия с музыкальными инструментами и игры для тренировки слуха. В мировой практике музыкального образования используются различные методы: подход Эмиля Жак-Далькроза, система Карла Орфа, метод Кодая и японская методика Сузуки. Все эти методики ориентированы на развитие слуха через активные музыкальные взаимодействия. [11, с. 45] Факторы, влияющие на формирование звуко-высотного слуха у учащихся в процессе обучения музыке, можно разделить на внутренние (индивидуальные особенности каждого ребенка) и внешние (педагогические условия и образовательная среда). Анализ этих факторов поможет выявить оптимальные условия для успешного музыкального развития студентов.
Внутренние факторы
1. Наследственность и врожденные способности. Исследование в области музыкальной психологии показало, что определенные музыкальные способности могут передаваться по наследству. Дети, воспитывающиеся в музыкальных семьях, зачастую обладают более развитыми навыками восприятия музыки, что происходит благодаря генетическим факторам и постоянной практике в музыкальной среде.
2. Время начала музыкального обучения. Раннее обучение музыке способствует формированию звуковысотного слуха, что в дальнейшем увеличивает шансы на успешное освоение музыкальной практики. Оптимальным периодом для начала занятий считается дошкольный возраст (3-7 лет), когда возникают активные изменения в слуховых навыках благодаря высокой нейропластичности.
3. К ключевым психофизиологическим характеристикам относятся внимание, память, слуховая чувствительность, моторная координация и способность к концентрации. Дети с хорошей слуховой памятью быстрее обрабатывают музыкальные навыки.
Внешние факторы
1. Методы преподавания. Качество музыкального образования во многом зависит от профессионализма педагога, используемых методических приемов и индивидуального стиля преподавания. Комплексный подход, включающий сольфеджио, слуховые диктанты, вокальную практику и работу с инструментами, создает благоприятные условия для музыкального развития.
2. В Китае музыкальные учебные заведения применяют интегрированный подход, который объединяет элементы традиционной китайской музыки и современные образовательные методики. Учебный процесс включает как регулярные занятия, так и практические сессии с наставниками, что способствует эффективному развитию слуховых навыков и музыкальной интуиции у студентов.
3. Музыкальная среда. Музыкальное окружение ребенка в доме и школе оказывает значительное влияние на его восприятие музыки. Участие в музыкальных мероприятиях, прослушивание различных произведений или участие в конкурсах способствует формированию зву-ковысотного слуха.
Педагогические условия развития звуковысотного слуха в КНР
Музыка занимает важное место в образовательной системе Китая, способствуя всестороннему развитию учащихся. Музыкальное образование начинается с первых классов и продолжается на протяжении всего обучения в школе. Учебный план охватывает множество аспектов музыки: основы теории, вокал, инструментальные навыки, а также формирование музыкального слуха и его анализ. [6, с. 87]
В отличие от традиционных музыкальных школ в других странах, китайское обучение музыке характеризуется интеграцией элементов как своей культуры, так и западной. Важно отметить, что в процессе обучения налажено сочетание местных традиций с международными нормами. Например, помимо изучения европейской теории музыки, учащиеся имеют возможность познавать такие инструменты как гуцинь, эрху и пипа, что обогащает их восприятие искусства.
Система музыкального образования в Китае включает в себя обязательные занятия музыкой на всех этапах школьного обучения. В начальной школе особенно акцентируется внимание на слуховом восприятии с помощью диктантов, пения и работы с простыми музыкальными инструментами. Учащиеся также занимаются различением
высоты звуков и интонированием мелодии, как народных китайских песен, так и произведений классической западной музыки. На старших курсах программа расширяется: ученики более глубоко изучают теоретические основы музыкального искусства, обучаются хоровому пению, игре на инструментах и выступлениям в ансамблях.
В китайских школах музыкальное образование построено на принципах строгости и трудолюбия, что отражается в регулярных репетициях и организованной системе уроков. Эти аспекты помогают ученикам развивать навыки слуха и исполнения, включая ритм, интонацию и технику игры на различных инструментах. В отличие от западного подхода к обучению музыке, который акцентирует внимание на творческом самовыражении, в Китае основное внимание уделяется усердию и совершенствованию исполнительского мастерства. Последние десятилетия китайская образовательная система в области музыки претерпела изменения: новое поколение педагогов проводит занятия с применением современных цифровых технологий для улучшения слуховых способностей учеников. Также происходила интеграция методик таких педагогов, как Карл Орф и Золтан Кодай, что также положительно сказалось на формировании звуковысотного восприятия у студентов. [2, с. 110]
В Китае музыкальное образование продолжает активно развиваться. Для достижения высоких результатов в формировании звуковысотного слуха применяются различные образовательные технологии и методики. В частности, в школьной системе уникально сочетаются традиционные практики, берущие начало из многовековых культурных традиций, с инновационными подходами и новыми образовательными технологиями. Это позволяет достигать значительных успехов как при индивидуальном обучении, так и в коллективных формах работы.
Методика Кодая, широко используемая в музыкальном образовании Китая, особенно среди младших школьников, ориентирована на формирование слуховых и ритмических навыков через активное пение и игру на простых инструментах, таких как ксилофоны или кастаньеты. Основу данного подхода составляет представление о том, что обучение музыке должно соответствовать природным музыкальным способностями детей. В рамках метода очень важно развивать звуковысотный слух через интонационные упражнения, которые позволяют учащимся изучать основные интервалы и мелодические фразы. Также активно осваиваются навыки чтения нотной записи и распознавания различных структур музыкальных произведений. [3, а 189]
Методика Орфа представляет собой важный аспект образовательной системы в Китае, направленный на развитие детей посредством музыки и игры. Этот подход предоставляет возможность использовать музыку для всестороннего развития, включая творческие и эмоциональные
практики. В рамках данной методики акцент делается на ритмических упражнениях, групповой музыкальной деятельности и освоении простых музыкальных инструментов. Эти аспекты помогают развивать слуховое восприятие, координацию движений, воображение и коммуникативные навыки. Метод Орфа широко применяется в детских музыкальных коллективах и хоровых классах китайских школ, где ученики обучаются мелодиям, ритмически повторяют фразы и анализируют музыку в процессе совместного обучения. [2, ^ 19]
В последние годы информационные технологии в китайском музыкальном образовании стали обретать всё большее распространение. Учащиеся имеют возможность использовать различные приложения и программное обеспечение для практики распознавания тонов, ритмических структур и гармоний. К примеру, программы для обучения аудированию и виртуальные инструменты позволяют детям развивать слуховые навыки без необходимости доступа к физическим музыкальным инструментам или репетиционным пространствам.
Сравнительный педагогический анализ
Система музыкального образования в Китае, как и любая другая образовательная структура, имеет свои достоинства и недостатки. Анализ этих характеристик позволяет определить достижения китайского музыкального образования и выявить сферы, где требуется развитие или изменение подходов.
Преимущества китайской образовательной модели
1. Слияние традиций и современности. Превосходство китайского музыкального образования заключается в умении гармонично соединить элементы традиционной музыки с современными методами обучения. Подход способствует как развитию музыкального слуха у детей, так и сохранению уникальности китайских музыкальных традиций в контексте широкой музыкальной культуры.
2. Структурированность и организация обучения. Система образования в Китае отличается четкой системой и строгими требованиями. Музыкальные занятия в учебных заведениях строго регламентированы и хорошо спланированы. С раннего возраста дети проходят обучение основам музыкальной теории, слуховым диктантам, развивают навыки через пение, игру на инструментах и участие в ансамблях.
3. Интеграция современных технологий. В последние годы в Китае активно внедряются современные информационные технологии в области музыкального образования. Использование специализированного программного обеспечения для слуховых диктантов, симуля-торов звуковых ситуаций и мобильных приложений позволяет студентам заниматься музыкой в любое время и в удобном для них месте.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Это особенно важно для формирования музыкального слуха, так как открывает возможности для самостоятельной практики, не привязываясь к времени и месту.
Недостатки китайской образовательной системы
1. Ограничение креативности. Ключевыми чертами китайского образования являются дисциплина и строгость норм, что может негативно сказываться на творческих способностях студентов. В музыкальном обучении акцент чаще всего делается на точности исполнения и технической подготовке, что может мешать развитию художественного самовыражения. Например, учащиеся могут не изучать импровизацию, получают недостаточную практику в свободной интерпретации музыки и имеют очень ограниченные возможности для развития своих творческих способностей.
2. Недостаточная индивидуализация. Хотя в китайских школах есть возможность получения индивидуальных занятий, большинство музыкального обучения организовано в группах, что зачастую игнорирует уникальные способности каждого ребенка. Различия в восприятии музыкальных высот у детей могут создавать трудности в групповых занятиях, что мешает развитию у некоторых учащихся слуховых навыков. Для достижения высоких результатов некоторым детям требуется индивидуальное внимание и специальный подход, однако в условиях массового обучения это часто оказывается незамеченным, что приводит к расслоению уровня музыкальной подготовки.
3. Перегруженность учебной программы. В китайском образовании характерна высокая нагрузка, и музыка не является исключением. Учащимся часто приходится сочетать интенсивные занятия музыкой с другими предметами, что требует значительных усилий и немалого времени. Это негативно сказывается на количестве практики, что, в свою очередь, затрудняет формирование слуховых навыков. Китайская система музыкального образования
обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. Ключевые достоинства включают системный подход к обучению, строгую дисциплину, активное применение технологий и групповые методы обучения. Это способствует комплексному развитию навыков музыкантов и формированию звуковысотного восприятия. В то же время недостаточная гибкость воспитательной программы, отсутствие индивидуализации процесса обучения и чрезмерная нагрузка на учащихся представляют собой слабые стороны данной системы, требующие улучшения. „ Китайская система музыкального образования с= показала хорошие результаты, однако в ее работе ~ есть свои недостатки. Одним из решений может о стать интеграция зарубежных подходов, которые ем будут адаптированы к особенностям китайского £ контекста. Это позволит повысить качество обу-
чения и улучшить звуковысотный слух студентов. Интересным направлением является методика Зо-лтана Кодая, которая основывается на интуитивном овладении музыкальными навыками через пение и слуховые упражнения. Применение этой методики в образовательных учреждениях Китая поможет развить гибкость слуха у детей и творческое самовыражение, что будет компенсировать серьезные и формализованные подходы местной системы. [3, с. 55]
Методика Карла Орфа заслуживает внимания благодаря использованию доступных инструментов, таких как ксилофоны и кастаньеты. Данный подход создает возможности для углубления музыкального слуха за счет ритмических и вокальных заданий. Интеграция Орфовского метода в китайские коллективные формы, включая хоровые ансамбли и оркестры, значительно повысит их динамичность и разнообразие. [2, с. 24]
Методы Джона Тауна, использующие технологии для музыкального анализа, могут оказать значительное влияние на обучение. Программное обеспечение для слуховых диктантов и симулято-ры музыкальных инструментов позволят учащимся более углубленно анализировать произведения музыки и совершенствовать свои навыки слуха. Кроме того, важным аспектом является внедрение индивидуализированных методов обучения. В китайской образовательной системе акцент на массовые занятия ограничивает возможности для персонализации подхода. Переход к индивидуальным урокам, как это принято в западных странах, даст возможность ученикам развивать свои навыки в комфортном темпе. Дополнительно стоит рассмотреть предложения по внедрению гибких педагогических методов, направленных на развитие музыкальной интуиции и импровизации; такие практики способствуют более глубокому взаимодействию с музыкой и улучшению слуховых качеств. [4, с. 61]
В конечном итоге, участие в международных программах и сотрудничество с зарубежными учебными заведениями могут существенно обогатить образовательную систему Китая. Участие учащихся в конкурсах мирового уровня позволит им расширить свои горизонты, познакомившись с многообразием методов и подходов к обучению за рубежом.
В заключение, интеграция зарубежных успешных практик в систему музыкального образования Китая открывает новые горизонты для ее улучшения. Применение таких методик, как подходы Кодая, Орфа и Тауна, а также персонализированного обучения позволит не только улучшить звуковысотный слух студентов, но и развить их творческое и интуитивное восприятие музыки. Важным шагом станет гибкость в образовании, что обеспечит более глубокое взаимодействие учащихся с музыкальными произведениями. Кроме того, развитие международного сотрудничества через обменные программы поможет китайским школьникам ознакомиться с разнообразными методами преподава-
ния и повысить свои музыкальные навыки на мировом уровне. Внедрение этих зарубежных практик значительно улучшит качество музыкального образования в Китае и подготовит учащихся к вызовам глобализированного мира.
Литература
1. Виноградова, Е.А. Методика музыкального образования в зарубежных странах / Е.А. Виноградова. - Москва: Просвещение, 2015. - 176 с.
2. Орф, К. Музыкальное образование детей: Принципы и практика / К. Орф. - Санкт-Петербург: Лимбус Пресс, 2011. - 220 с.
3. Кодай, З. Методика музыкального обучения: Путь к гармонии / З. Кодай. - Мюнхен: Шульверлаг, 2008. - 320 с.
4. Тауна, Дж. Новые технологии в музыкальном образовании / Дж. Тауна. - Нью-Йорк: Оксфордский университет, 2013. - 180 с.
5. Мельникова, Н.И. Сравнительная педагогика музыкального образования: подходы и модели / Н.И. Мельникова. - Москва: Академия, 2016. - 235 с.
6. История музыкального образования в Китае / под ред. Х.Я. Чжао. - Пекин: Китайская академия искусств, 2017. - 256 с.
7. Соловьёва, И.А. Методики развития слуха у школьников: зарубежный и российский опыт / И.А. Соловьёва. - Москва: Научный мир, 2014. - 192 с.
8. Иванова, О.В. Педагогические условия развития музыкальных способностей у детей: зарубежный опыт / О.В. Иванова. - Санкт-Петербург: Классика, 2019. - 185 с.
9. Хофман, Э.И. Психология и педагогика музыкального слуха / Э.И. Хофман. - Мюнхен: Файль, 2012. - 210 с.
10. Чжан, Л. Музыкальное образование в Китае: традиции и инновации / Л. Чжан. - Пекин: Научный мир, 2018. - 240 с.
11. Чеботарев, А.В. Развитие музыкального слуха в учебном процессе: зарубежные методики и их применение в России / А.В. Чеботарев. -Москва: Российская академия образования, 2020. - 140 с.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PITCH HEARING IN STUDENTS ATTENDING MUSIC LESSONS IN GENERAL EDUCATION SCHOOLS IN CHINA FROM THE PERSPECTIVE OF COMPARATIVE MUSIC EDUCATION PEDAGOGY IN DIFFERENT COUNTRIES
Liu Meng
Moscow State Pedagogical University
The article is dedicated to the study of pedagogical conditions for the development of pitch hearing in students attending music lessons in general education schools in China, with an emphasis on a comparative analysis of approaches in music education across different countries. Foreign methodologies, such as those developed by Zoltan Kodaly, Carl Orff, and John Townsend, are examined, along with their potential application in the Chinese educational system. The strengths and weaknesses of existing Chinese methodologies are analyzed, as well as the prospects for integrating foreign practices to improve the pedagogical process. The article offers recommendations for enhancing educational technologies, including the use of new technologies and more flexible teaching methods. The work concludes with a proposal for the development of international cooperation in the field of music education.
Keywords: music education, pitch hearing, pedagogical conditions, Chinese education system, foreign methodologies, Kodaly method, Orff method, Townsend method, individualized learning, technologies in music education, international cooperation, comparative pedagogy.
References
1. Vinogradova, E.A. Methodology of Music Education in Foreign Countries / E.A. Vinogradova. - Moscow: Prosveshchenie,
2015. - 176 p.
2. Orff, C. Music Education for Children: Principles and Practice / C. Orff. - Saint Petersburg: Limbus Press, 2011. - 220 p.
3. Kodaly, Z. Music Teaching Method: The Path to Harmony / Z. Kodaly. - Munich: Schulverlag, 2008. - 320 p.
4. Townsend, J. New Technologies in Music Education / J. Townsend. - New York: Oxford University, 2013. - 180 p.
5. Melnikova, N.I. Comparative Pedagogy of Music Education: Approaches and Models / N.I. Melnikova. - Moscow: Academia,
2016. - 235 p.
6. History of Music Education in China / Edited by H.Y. Zhao. -Beijing: Chinese Academy of Arts, 2017. - 256 p.
7. Solovyova, I.A. Methods of Developing Hearing in Schoolchildren: Foreign and Russian Experience / I.A. Solovyova. - Moscow: Scientific World, 2014. - 192 p.
8. Ivanova, O.V. Pedagogical Conditions for the Development of Musical Abilities in Children: Foreign Experience / O.V. Ivanova. - Saint Petersburg: Klassika, 2019. - 185 p.
9. Hoffman, E.I. Psychology and Pedagogy of Musical Hearing / E.I. Hoffman. - Munich: Feil, 2012. - 210 p.
10. Zhang, L. Music Education in China: Traditions and Innovations / L. Zhang. - Beijing: Scientific World, 2018. - 240 p.
11. Chebotarev, A.V. Development of Musical Hearing in the Educational Process: Foreign Methods and Their Application in Russia / A.V. Chebotarev. - Moscow: Russian Academy of Education, 2020. - 140 p.
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со