УДК 378
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КИТАЯ В ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Вэнь Синь
Аннотация. Актуальность исследования заключается в определении периодизации китайского высшего музыкального образования. Целью исследования является выявление нерешенных проблем, стоящих перед высшим музыкальным образованием КНР на современном этапе его развития, и предложение направлений деятельности по их преодолению. Разработанная на основе исторического процесса периодизация включает в себя периоды: становления, борьбы за новую культуру, строительства, культурной революции, стагнации и процветания. Анализ функционирования высшего музыкального образования в Китае показывает, что позитивное его развитие в последний период не лишено проблем, тормозящих это поступательное движение. Выявленные проблемы и пути их преодоления, предложенные автором, являются новыми в теории музыкального образования. Реализация их на практике позволит интенсифицировать поступательное развитие всей системы вузовского музыкального образования КНР.
Ключевые слова: ХХ век, высшая школа Китая, музыкальное образование, научные исследования.
DEVELOPMENT OF MUSIC EDUCATION IN THE HIGHER
SCHOOL OF CHINA IN THE XX-EARLY XXI CENTURY
Wen Xin
Abstract. The relevance of the study is to determine the periodization of Chinese higher musical education. The aim of the study is to identify unresolved problems facing the higher musical education of the PRC at the present stage of its development, and to propose directions for overcoming them. The periodization developed on the basis of the historical process includes periods of: formation, struggle for a new culture, construction, cultural revolution, stagnation and prosperity. An analysis of the functioning of higher musical education in China shows that its positive development in the last period is not without problems hindering this progressive movement. The problems identified and the ways to overcome them, proposed by the author, are new in the theory of music education. Putting them into practice will make it possible to intensify the progressive development of the entire system of university musical education in the PRC.
Keywords: the twentieth century, the higher school of China, music education, research.
Музыкальное образование в высшей школе Китая в течение ХХ века не только обусловлено с экономическим и политическим развитием этого периода, но и напрямую связано с развитием культуры и образования, на которое в начале ХХ века определенное влияние оказывали Япония и частично Европа и Америка.
Развитые страны сформировали определенное отношение к современной системе высшего музыкального образования, которую Китай успешно развивал. В 1950-х годах на развитие музыкального образования значительное влияние оказало изучение советской образовательной системы и, в частности, высшего музыкального образования, что сыграло положительную роль для становления музыкального образования в китайских вузах. С начала 20-го века до середины 50-х годов молодежь Китая получала музыкальное образование в развитых странах мира, а музыкальное образование в высшей школе Китая в этот период развивалось в сторону
стандартизации и научного обеспечения [8]. После 1980-х годов музыкальное образование в китайских школах стало учитывать национальные условия и придавать большое значение созданию системы музыкального образования с «китайскими характеристиками». Определенный прогресс в этой области был достигнут независимо от того, что не была проведена реформа учебников по музыке, положений о музыкальном образовании, моделей обучения. В некоторой степени была осуществлена реформа управления и методов обучения музыке. В 21 -м веке создание системы музыкального образования с «китайскими характеристиками» должно стать целью школьного музыкального образования Китая, которая позволит развить таланты нации, необходимые для социалистического строительства, а также всестороннего развития членов общества и адаптации их к социальным изменениям.
Рассмотрим же два важных момента в музыкальном образовании Китая: во-первых, шесть этапов развития китайского музыкального образования в ХХ веке, а во-вторых, направления по которым это развитие осуществлялось.
Первый период: период становления (1901 -1919).
С 1901 по 1919 год это был период становления музыкального образования в китайской высшей школе, основным символом которого было развитие и рост школьно-песенного репертуара. В Китае в системе музыкального образования были представлены современная музыка и современный песенный репертуар, заимствованный в развитых странах Японии, Европы и Америки. После этого периода начинается постепенное расширение
музыкального образования, которое постепенно становится важной частью школьного образования [12]. В ноябре 1912 года в «Школьных уроках и учебных планах», изданных Министерством образования, было также предусмотрено преподавание музыки в первом и втором классах: основным учебным содержанием были нетрудные песни, хоровое пение и синглы. Пение, таким образом, являлось главным учебным содержанием урока классической музыки. В том же году в декабре Министерство образования издало «Положение об обеспечении соблюдения норм в средних школах», в котором было представлено содержание преподавания уроков музыки в средних школах Китая, включающих простые и многоголосые хоры, пение одноголосных произведений и обучение игре на музыкальных инструментах. Министерство образования также обнародовало «Положение об обычных школах», в котором говорилось, что пение в хоре, исполнение одноголосных мелодий, а также обучения музыкальной грамоте и инструментальное исполнение являются учебным содержанием урока музыки в обычной школе. В марте 1913 года Министерство образования издало «Стандарты учебных программ для высших школ», в которых предусматривалось, что вокальная практика, музыкально-
инструментальное исполнительство и теория музыки являются содержанием преподавания музыки в вузах.
Второй период: начальный (1919-1949).
С 1919 по 1949 год развитие музыкального образования в нашей стране было периодом первоначального созидания, в течение которого Министерство образования издавало
соответствующие положения о музыкальном
образовании в рамках общего школьного образования [10]. Например, в июне 1923 года были опубликованы «Схема учебной программы для начального обучения музыке» и «Схема учебной программы для основного обучения музыке». Самые ранние документы, регламентирующие музыкальное образование в начальных и средних школах Китая - это стандарты учебных программ. Следует отметить, что музыкальное образование и в начальных и средних школах имеет большое значение для здорового и устойчивого развития подрастающего поколения. Для лучшего функционирования музыкального образования в школах Китая в 1932 году Министерство образования издало соответствующие документы, такие как «Стандарты музыкальной программы для старших классов средней школы», «Стандарты музыкальной программы для средней школы» и «Стандарты музыкальной программы для начальной школы». Включение эстетической оценки музыкального искусства в содержание обучения являлось наиболее выдающимся вкладом в историю музыкального образования Китая этого периода. В целом музыкальное образование было сформировано из четырех частей: изучение теории музыки, пения, эстетической оценки музыкального искусства и обучение игре на музыкальных инструментах. Кроме того, изданные в этот период «Стандарты музыкальной программы для средней школы» знаменуют собой конец отказа от занятий музыкой в старших классах. С 1932 года в начальных, средних и высших школах были созданы музыкальные классы.
Третий период: период строительства (1949 -1956).
С 1949 по 1956 год выделялся период строительства музыкального образования в китайских школах. В первые дни основания Нового Китая (1949 год) Министерство образования придавало большое значение общему развитию нравственных,
интеллектуальных, физических и эстетических сфер личности обучающегося, а также разрабатывало и формулировало
образовательную политику. В реализации всестороннего развивающего школьного обучения эстетическое воспитание является весьма актуальным, т.к. благодаря ему школьное музыкальное образование развивалось наиболее плодотворно [2]. В течение этого периода китайское школьное музыкальное образование многое заимствовало из опыта советского музыкального образования. Оно в значительной
степени развивало общее и специальное музыкальное образование и способствовало созданию системы музыкального образования КНР. Кроме того, Китай также ввел многие дисциплины, заимствованные в системе образования СССР, и перевел большое количество советских музыкальных справочных материалов и учебников. Изучение опыта музыкального образования Советского Союза имело важное практическое значение во всех аспектах, таких как регулирование музыкального образования в китайских школах и повышение качества преподавания музыки. Это заложило хорошую основу для здорового, полноценного развития музыкального образования Китая.
Четвертый период: период противоречивого развития (1957 -1966).
С 1957 по 1966 год в развитии школьного музыкального образования нашей страны проявились сложности. В этот период эстетическое образование не было включено в китайскую образовательную политику для учащихся, и статус школьного музыкального образования становился все ниже. С 1958 по 1960 год - период Великого скачка и революционного движения в образовании. В это время серьезно пострадали не только музыкальное образование в обычных школах, но и ослабли сами начальные и средние школы. Время, отведенное на уроки музыки, было значительно сокращено, а некоторые школы даже напрямую отменили преподавание музыкального искусства. Преподавание музыки в начальных и средних школах стало обслуживать только политику, а эстетическая функция уроков музыки потеряла смысл.
Эстетическое образование в этот период потеряло статус в школьном образовании и полностью игнорировалось. С точки зрения государства, экономика и общество развивались неравномерно. В таких условиях оказалось и китайское школьное музыкальное образование. Этот период анализируется в работе Лю Ян [5]. К концу этого периода, по сравнению с предыдущим, не только выросло количество учителей музыки в начальных и средних школах, но и улучшилось качество преподавания, появились также учебники и учебные материалы по музыке, оборудование классов для преподавания и анализ преподавания музыки. Благодаря научным исследованиям и их внедрению, были достигнуты улучшения в этой области.
Пятый период: период застоя (1966 -1976).
С 1966 по 1976 год это был период застоя развития музыкального образования в китайских школах. В этот период эстетическое образование было сведено к минимуму. Крайний левый маршрут был серьезной ошибкой политики государства. Под его влиянием порядок музыкального образования в китайской школе был нарушен, стал хаотичным, школьное музыкальное образование было серьезно подорвано, что сильно повлияло на уровень получаемого молодежью музыкального образования. Общепризнано, что школьное музыкальное образование или музыкальная деятельность интегрировано в политическое образование, в классовую борьбу и стало на этом этапе их инструментом, а эстетическое, художественное содержание музыкального обучения получило ограничения. Некоторые традиционные направления культуры древнего и современного Китая и зарубежных стран не несут пропагандистской функции и даже подвергаются за это критике. В Китае же революционные оперные произведения, цитаты Мао и песни культурной революции стали основным репертуаром для учеников и содержанием школьного музыкального обучения. Эстетическая образовательная функция музыкального искусства была полностью искажена и оставлена без внимания. Из-за сокращения часов занятий в области культуры, но необходимости удовлетворения потребностей культурно-революционной деятельности широко проводились внеклассные музыкальные мероприятия. При пропаганде революционной оперы была также популяризирована музыка Пекинской оперы. В значительной степени это был позитивный момент, т.к. студенты познакомились с национальной музыкой, как указывает в своем исследовании Ли Нин [4]. Кроме того, в обществе широко проводятся певческие мероприятия с участием масс в качестве основного субъекта действования, что в значительной степени способствует развитию школьной певческой традиции. Для учителей высшего и среднего звена системы музыкального образования существует также система привлечения их к школьному управлению. В то время культурная революция требовала определенных массовых действий, таких как культурные представления и полномасштабные оперы. Студенческая художественная практика была полезна в этот период и укрепляла практические навыки студенчества в музыкальном исполнительстве.
Шестой период: период процветания (1977 - 2000).
Период с 1977 по 2000 год стал периодом процветания для музыкального образования в нашей стране. После того, как в 1978 году состоялось третье пленарное заседание одиннадцатого созыва Центрального комитета партии, музыкальное образование нашей школы было вновь востребовано. В 1986 году Государственный совет включил эстетическое образование в качестве ключевой части комплексной политики развития школы, а эстетическое образование было вновь включено в национальный программный документ. В комплексном развитии образования в китайских школах была восстановлена важная позиция музыкального образования и эстетического воспитания. Государственная комиссия по образованию выпустила серию нормативных документов, предусматривающих меры для повышения уровня школьного музыкального образования. Музыкальное образование в китайских школах, таким образом, вступило на официальный путь развития. Государственная комиссия по образованию учредила Департамент художественного образования и Комитет по спортивному здоровью и художественному образованию. Эти структуры призваны были эффективно содействовать углубленному развитию китайского школьного музыкального образования. В ноябре 1989 года Государственная комиссия по образованию выпустила «Генеральный план школьного художественного образования», который являлся первым программным документом по художественному образованию для школы и определил главные задачи и развитие китайского школьного художественного образования с 1989 по 2000 год. Первоначальная цель школы была достигнута, и художественное образование в китайских школах начало двигаться к новому этапу «управления по закону». Как пишет в своей работе Тан Сию, в этот период в национальных школах для музыкального образования складывается новая ситуация развития [9]. После введения новой программы обучения музыке также очень быстро стали создаваться учебные материалы по музыке: в значительной степени общеобразовательные курсы в начальных и средних школах в музыкальных классах были улучшены. В 1994 году Государственная комиссия по образованию приняла решение оценить преподавание музыки в обычных средних школах по всей стране. По результатам проверки было принято решение открывать и популяризировать позитивный опыт
преподавания музыки ведущих педагогов-новаторов Китая.
В целях повышения уровня преподавания музыки была ускорена подготовка учителей музыки. В целом, улучшилось качество подготовки специалистов в этой области. Для развития среднего музыкального образования учителя музыки в начальных и средних школах прошли переподготовку. На музыкальных факультетах обычных высших коллеждей число обучающихся музыке постепенно увеличивалось. Для повышения уровня подготовки учителей музыки начальных и средних школ использовались различные формы обучения: так, например, в Высшем обычном колледже появилась аспирантура, а в 1996 году впервые в Китае была создана возможность защиты степени доктора философии в области музыкальных исследований; в научных исследованиях в области музыкального искусства и образования были получены значительные результаты. Для строительства духовной цивилизации в начальных и средних школах стало уделяться внимание развитию внеклассной и внешкольной музыкальной деятельности. Увеличились инвестиции в оборудование музыкальных классов. Этот период являлся лучшим периодом для развития музыкального образования в китайских школах. Особенно после 1990-х годов музыкальное образование быстро развивалось и всемерно поддерживалось государством и обществом. Тем не менее, и в этот период в школьном музыкальном образовании
проявлялись некоторые проблемы. Ряд руководителей школ и департаментов управления образованием по-прежнему не осознавали важности и значимости музыкального образования для нации. Музыкальных факультетов оказалось недостаточно для повышения уровня развития музыкального образования в отдаленных сельских и городских районах; обучение управлению музыкальным образованием являлось относительно мало успешным, в этом отношении необходимо было усилить научно-исследовательскую работу и ее практикоориентированную направленность. Уровень преподавания музыки в обычных средних и городских средних школах, а также в сельских начальных и средних школах был относительно низок. Результаты научных исследований в области музыкального образования были относительно слабы; оборудование и средства музыкального образования надо было улучшать; отсутствовала преемственность между музыкальными
учебниками, учебными планами, формами обучения и учебными материалами начальных и средних школ и университетов, то есть невозможно было фиксировать характеристики различных этапов обучения.
Возникла необходимость создания системы музыкального образования, которая
поддерживает согласованность в образовании, преемственность.
Для системы музыкального образования категория преемственности стала особо значимой. В силу сложности всех видов музыкальной деятельности и значительности временных затрат профессиональное музыкально-педагогическое образование
невозможно без качественного начального периода музыкального образования.
Эффективность всего дальнейшего образования в области музыкального искусства связана с качественной подготовкой на начальном этапе обучения [6].
Педагогические основы преемственности в обучении разработаны белорусским ученым А.П. Сманцером. Использование теории
преемственности для музыкально-
педагогического образования позволяет констатировать следующее: преемственность выражается во взаимодействии различных уровней системы образования и определяет тесную их интеграцию в контексте «...планомерности, поступательности и целостности процесса музыкального развития личности» [11, с.8]. Преемственность -универсальный принцип, функционирующий в любой национальной системе музыкального и музыкально-педагогического образования.
Преемственность важна для индивидуального музыкального развития, для социализации и для профессионального музыкального роста личности учителя музыки. В вузовском музыкально-педагогическом образовании насущно необходимым становится совершенствование работы высшей школы на основе преемственности. Вузам предъявляются требования, обусловленные не только глобальными проблемами, но и недочетами системы образования.
Поставив задачи совершенствования высшего профессионального музыкально-педагогического образования, особое внимание необходимо обратить на такое его направление как фундаментализацию. В это понятие включается наполнение музыкально-педагогического
образования новым содержанием (укрепление психологической и педагогической
составляющих образовательного процесса). Отсюда вытекает важность пересмотра принципов музыкально-педагогического
образования в высшей школе, опора на преемственность в использовании
педагогического опыта наиболее эффективных мировых систем подготовки специалиста. Естественность преемственности в музыкально-образовательном процессе различных регионов мира обеспечивается интернационализацией образования и укреплением межнациональных и межкультурных связей.
Следует отметить, что преемственность на одном уровне - это количественные изменения, а преемственность на разных уровнях -качественные (Э.А. Баллер). Количественные изменения связаны с эволюцией содержания подготовки учителя музыки на одном уровне, а качественные - со скачкообразным изменением профессионального становления учителя музыки на различных уровнях музыкально-педагогического образования. «Отношение количества и качества в философии характеризуется мерой, выражающей диалектическое единство . характеристик объектов» [7, с.14]. Для каждого уровня подготовки учителя музыки существует мера, характеризующая определенную ступень его профессионального развития и определяющая естественность перехода от одного уровня к другому: от школы к ссузу, от него к высшей школе. Каждый уровень профессиональной подготовки приводит к новому качественному состоянию специалиста образовательной области «музыкальное искусство». Это обеспечивает фиксацию различных уровней или этапов образования и их характеристики. Таким образом, реализация в высшем музыкально-педагогическом процессе преемственности как принципа является ведущим направлением повышения качества музыкально-
педагогического образования на современном этапе его развития в КНР.
Во многих аспектах музыкальное образование в начальных и средних школах несовместимо с текущими требованиями к качественному образованию, этническое музыкальное образование также является относительно слабым звеном в школьном уроке музыки. В установлении учебного плана и режима управления школой музыкальная академия (консерватория) по-прежнему оказывает определенное влияние на музыкальные факультеты обычной высшей школы, в силу чего с трудом осуществляется психологизация и
педагогизация деятельности учителя музыки и игнорируется развитие дидактических способностей студентов. Проблемой в этом случае становится и самостоятельность будущих учителей музыки, а также их способность к собственному творческому развитию. Некоторые музыкальные курсы преподаются по старинке, и качество учебников оставляет желать лучшего. Ряду специалистов не хватает практических и теоретических знаний, в силу недостаточного качества преподавания и низкой квалификации педагогических кадров. Музыкальное
образование в колледжах и университетах, а также реформа музыкального образования в начальных и средних школах отстает от требований времени. Выпускники высших музыкальных учебных заведений сталкиваются с серьезной проблемой, когда они вынуждены, в силу разных причин, покидать ключевые посты в управлении музыкальным образованием, бесцельно тратя ресурсы талантов в области музыки. Решение этих проблем может лежать в направлении изменения методологических подходов к профессиональному музыкально-педагогическому образованию.
Анализ международного опыта подготовки специалистов для школы показывает, что поликультурный и полихудожественный подходы могут сыграть в этом процессе важную роль.
Поликультурный подход используется в рамках решения педагогических проблем. Он предполагает расширение и педагогизацию культурного пространства для лучшего формирования всех сфер личности человека и полноценного его музыкального воспитания и образования. Поликультурность рассматривается как специфика современного музыкально-образовательного процесса [1]. В образовательном пространстве функционируют различные культуры. Знакомство личности с большим количеством культур делает ее более социализированной, творчески направленной. Многочисленные музыкальные культуры мира разворачиваются перед обучающимся во времени, отражая темпоральный аспект поликультурности, но, вместе с тем, поликультурность обеспечивает и
пространственное расширение представлений человека о музыкальных культурах мира. Мировая музыкальная культура воспринимается в этом случае целостно, во всем многообразии жанров, стилей, содержания и смыслов.
Перспективным направлением для совершенствования системы музыкально-педагогического образования может стать и полихудожественный подход.
Полихудожественность обеспечивает расширение образовательного пространства на основе подключения к музыкально-образовательному процессу различных видов художественной деятельности [3]. Современное общее музыкальное образование использует элементы пластического интонирования, режиссуры, актерского мастерства, ритмики, хореографии, живописи, литературы, поэзии и других видов художественного творчества. Школьный возраст наиболее сензитивен подобному разнообразию художественной деятельности. В этом возрасте у взрослеющего человека появляется стремление к самовыражению, поискам собственной индивидуальности и точки приложения сил в области искусства, что делает
полихудожественный подход наиболее продуктивным для раскрытия творческого потенциала человека. Сформированная же творческая личность способна изменить положение дел в профессиональном музыкально-педагогическом образовании, т.к. сможет применить свой творческий потенциал на всех должностях в системе образования.
Итак, мы рассмотрели этапы развития музыкального образования в КНР, определили ряд нерешенных проблем и предложили направления развития системы
профессиональной подготовки учителя музыки. Перспективным и новым для теории и практики музыкально-педагогического образования
является последовательная реализация преемственности при подготовке специалиста и изменение методологических подходов -обращение и поликультурному и полихудожественному подходам, которые могут обеспечить позитивность, устойчивость и поступательность в функционировании музыкального образования Китая.
Литература:
1. Бай Хуа. Теоретико-методологические основы преподавания музыкального искусства в контексте диалога культур / Хуа Бай. - Минск: ИВЦ Минфина, 2017. - 234 с.
2. Гао Юэдун. Влияние эстетического образования в Китае в 1920-х и 1930-х годах на мысль о музыкальном образовании [О]. Университет Цюйфу,
2013. [4]
^ЙШШ^Р]. 2013.
3. Горпиненко Е.А. Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Горпиненко. - М., 2014. - 26 с.
4. Ли Нин. Пробуждение - комментарий на тему «Исследование развития китайского школьного музыкального образования в 20-м веке» [I] Музыка времени и пространства, 2014, 14: 191. [6] —
—штт^тш-шттж&ът» и.^
ВВЙ, 2014,14:191.
5. Лю Ян. Историческое отслеживание школьного музыкального образования в районе Чифэн Внутренней Монголии в 20-м веке [О]. Музыкальная консерватория Шэньяна, 2014. [5]
2014.
6. Полякова Е.С. Коррекция и регуляция эмоциональных состояний в процессе музыкально-педагогической деятельности / Е.С. Полякова // Теор1я 1 методика мистецько! освгти: зб1рник наукових праць; ред. колепя О.П. Щолокова та шшг - К.: НПУ, 2004 р. - Вип. 5. - 213 с. - С. 75-82.
7. Сманцер А.П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов: теория и практика / А.П. Сманцер. - Минск: Университетское, 1995. - 288 с.
8. Сюй Сяолун. Расследование и контрмеры текущей ситуации с музыкальным образованием в
средних школах города Тайань провинции Шаньдун [О]. Шаньдунский университет,
к1Ф^^ямшдаш^^штр].
2014.
9. Тан Сию. Путь к реформе школьного музыкального образования в Америке во второй половине XX века: от Декларации Тангервуда к национальным стандартам американского художественного образования [1]. Музыка времени и пространства, 2016, 03: 132 + 105. [7] й&М.^+т^
Т^Ш^^ШШ^^-Ж №ШШ
шт» т
2016,03:132+105.
10. Чен Шенг. Исследование музыкальной образовательной деятельности в миссионерских школах в прибрежных районах после опиумной войны [О]. Хунаньский педагогический университет, 2016. [3]
ЙИ.ШШШ*^, 2016.
11. Чжу Цзин. Преемственность в реализации принципов русской фортепианной школы в современной музыкальной педагогике Китая / Цзин Чжу; УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». -Минск: ИВЦ Минфина, 2019. - 155 с.
12. Ян Ян. История и отражение современного музыкального образования в начальной и средней школе Сюйчжоу [О]. Университет Цзянсу, 2014. ШЩ-.
2014.
Сведения об авторе:
Вэнь Синь (г. Шаньси, Китайская Народная Республика), магистр искусств, аспирант кафедры музыкально-педагогического образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, e-mail: 605503684@QQ.com
Data about the author:
Wen Xin (Shanxi, People's Republic of China), Master of Arts, graduate student of the Department of Music and Pedagogical Education of the Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, e-mail: 605503684@QQ.com
Статья поступила в редакцию 10.11.2019 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования