Педагогика
УДК 377, 37.02. 78
кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТОиМНО Сокольникова Наталья Павловна
Новокузнецкий филиал-институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет (г. Новокузнецк); старший преподаватель кафедры гуманитарных
и художественно-эстетических дисциплин (ГиХЭД) Шаталова Ирина Леонидовна
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (ГОУ ДПО (ПК) С «КРИПКиПРО») (г. Кемерово)
КУЗБАССКИЙ ОПЫТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Аннотация. В настоящей статье авторы презентуют региональную практику эффективного многолетнего сотрудничества школьных педагогов-музыкантов, методистов и ученых объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА», которая с мая 2017 года входит в корпорацию «Российский учебник», завершившегося публикацией серии методических пособий, дополняющих УМК «Музыка. 1-4 классы» по В. С. Алеева, Т. Н. Кичак.
Авторы с позиций деятельностного и полихудожественного подходов анализируют ФГОС-преимущества данного общедоступного учебно-методического ресурса. В статье убедительно представлена его продуктивность при использовании в системе непрерывной подготовки педагогов-музыкантов, осуществляющих ФГОС начальной школы, а также - востребованность в инновационной системе повышения квалификации школьных учителей музыки (на семинарах, стажировочных площадках, в работе РПМО, в дистанционных образовательных программах и др.). Авторами также поднимается вопрос о возможности реализации полихудожественного принципа образования на уроках музыки в начальной школе в свете поиска решений результативной реализации ключевых задач Программы развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы.
Ключевые слова: музыкально-эстетическое воспитание, компетентная культура педагога-музыканта, принцип полихудожественого образования, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы согласно ФГОС НОО, качество образования, повышение квалификации.
Annotation. In this article the authors will present a regional practice effective long-term cooperation of school teachers-musicians, educators and scientists United Publishing Group "BUSTARD Ventana", which in may 2017 year is included in the Corporation «Russian tutorial ", which resulted in publishing-ratification of a series of manuals that complement the CMT Music. Klas 1-4-Ssu "by s. Aleeva, t. m. Kychak.
The authors from the perspective of activity and polihudozhestvennogo approaches analyze GEF-advantages of the public educational resource. Article convincingly presented his productivity when used in a system of ongoing training for teachers-musicians, implementing GEF elementary school, as well as the relevance of the innovation system of refresher vacionnoj school music teachers (seminars, stazhirovochnyh sites, work in remote RPMO education zovatelnyh programmes etc.). The authors also rises the question of the implementation of the principle of polihudozhestvennogo mozhnostjah education at the music classes in elementary school in the light of the search for solutions to the effective implementation of the key tasks of the «Russian musical system development programme on education for the period from 2015 to 2020.
Keywords: musical and aesthetic education, the competent culture teacher-musician, the principle of polihudozhestvenogo of education, personality, metapredmetnye and substantive programme development results according to the GEF the NOUS, the quality of education, improvement of professional skill.
Введение. Об актуальности данного опыта свидетельствуют основные нормативно-правовые документы, регламентирующие процессы в области музыкального образования обучающихся: Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года и Программа развития российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы (далее - Программа).
В пакете документов по ФГОС подчеркивается актуальность ориентации педагогов на достижение качественного уровня воспитания обучающихся, их развития на основе освоения универсальных учебных действий (далее - УУД), «познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию» [6].
Кроме того, согласно требованиям ФГОС, необходим индивидуальный подход к каждому ученику, учитывающий его способности и потребности, а также социальный заказ семьи на определенный уровень и качество образования. Об этих процессах свидетельствует, в частности, внимание разработчиков действующих образовательных стандартов к обязательному участию каждого школьника на всех образовательных уровнях в проектной (в том числе и проектно-творческой) деятельности, которая в свою очередь отчасти бывает «обусловлена растущим интересом к синтезированным жанрам искусства и возможностью их более качественной реализации при интегрированном подходе» (Т. В. Худышкина) [10].
Необходимо подчеркнуть, что уже с 2015 года педагоги-музыканты приступили также к реализации Программы, ориентируясь на достижение школами еще и таких образовательных результатов, как «приобщение к музыкальному искусству и творчеству наибольшего количества детей и молодежи с целью формирования духовно-нравственного общества, «человеческого капитала» страны» [7].
В статье мы будем опираться на кузбасский инновационный опыт педагогов-музыкантов и систему повышения их квалификации, позволяющих коллегам из других образовательных организаций и регионов эффективно реализовать вышеуказанные задачи современного школьного музыкального образования.
Формулировка цели статьи. В данной публикации мы попытаемся найти ответ на следующие вопросы.
Как, на каких именно принципах/условиях педагогу-музыканту, реализующему образовательный стандарт в школе, можно попытаться организовать, с одной стороны, для каждого обучающегося на каждом уроке необходимые условия для осуществления разнообразной музыкально-художественной деятельности,
рождающей эмоциональный и интеллектуальный отклик ребенка на предлагаемый учебный материал, и при этом, осуществлять личностное и интеллектуальное развитие?
Как выявленные преимущества данных образовательных принципов позволят учителю музыки более эффективно развивать выявленные индивидуальные потребности и способности детей (познавательные, общеинтеллектуальные, эмоционально-волевые, эстетические, собственно музыкальные), благодаря которым максимальное число учащихся сможет проявить себя в активной регулярной музыкально-творческой коллективной деятельности?
Попытаемся ответить на эти вопросы, анализируя успешный опыт кузбасских педагогов-музыкантов и методистов последнего десятилетия.
Изложение основного материала статьи. Одним из перспективных вариантов решения этого вопроса, на наш взгляд, является развитие у педагога компетентностной культуры по созданию полихудожественных воспитательных организационно-педагогических условий в образовательном пространстве школы (в урочной и внеурочной деятельности, творческой образовательной среде).
Успешное освоение учащимися не только предметных, но и метапредметных, личностных результатов на уроке и внеурочных занятиях станет возможно при условии соблюдения сложившихся традиций отечественной музыкальной педагогики, о которых писал Э. Б. Абдуллин. Так, крайне важна в классе «ориентация на создание подлинно творческой ситуации в процессе музыкально-эстетической деятельности на уроке музыки», что «требует наличия у самого учителя музыки развитой музыкально-эстетической культуры и творческой одаренности, владения педагогической импровизацией». Именно она «помогает учителю музыки управлять процессом музыкально-эстетической деятельности, несмотря на непредсказуемость реакций восприятия и действия участников данного процесса, находить оптимальные решения музыкально-педагогических задач, использовать свободное сочетание различных видов исполнительской, творческой деятельности, словесного экспромта» [1, с. 99].
Данная точка зрения классика музыкальной педагогики вполне созвучна мнению и современных зарубежных педагогов-исследователей. Трудно не согласиться с позицией Л. Р. Золотаревой (Республика Казахстан), опирающейся на идеи Б. С. Гершунского о полихудожественном образовании как ценности, системе, процессе и результате, поскольку оно «обеспечивает такую форму приобщения обучающихся к искусству, которая позволяет им понять истоки различных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки в области каждого искусства, в отличие от монохудожественного подхода к преподаванию, когда занятия строятся на основе профессиональной системы одного какого-либо вида художественной деятельности. «Полихудожественное образование как культурологическое явление, сопрягающее в себе элементы образовательной практики и художественно-творческой деятельности...» [3].
Действительно, «понять и оценить истинную сущность образования (художественно-педагогического, полихудожественного (Курс. - Н. С. и др.) как сложного, многопланового явления можно лишь в единстве и взаимодополнении этих аспектных характеристик» (Б. Гершунский) [2, с. 34] на протяжении длительного периода времени обучения.
А для этого предстоит разработать в регионах комплекс мер по «повышению качества компетентностной подготовки учителей музыки для общеобразовательных школ, в которых, как уже говорилось ранее, возродятся различные формы детского музыкального творчества» [2, с. 34]. Этот пункт Программы логично дополняется решением о необходимости «обеспечении непрерывности изучения искусства с 1 по 11 класс» [5], который поддержали участники Съезда представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры Росси (далее - Съезд). Он был организован с целью обсуждения профессионально-педагогическим сообществом актуальных проблем преподавания предметной области «Искусство» в современных образовательных организациях от 12 августа 2016 г. [9].
То есть, помимо задач, связанных с овладением предметными результатами обучения на уроке музыки (в том числе элементарными видами музыкальной деятельности (слушательской, исполнительской, даже -композиторской, включая сочинение прозаических и поэтических текстов на музыку), для обучающихся на всех этапах непрерывного музыкального образования должны быть запланированы необходимые организационно-педагогические условия для постепенного формирования нравственного мировоззрения, художественного вкуса, кругозора.
Так, по мнению М. С. Кагана, овладение миром включает познавательную, ценностно-ориентационную, преобразовательную (в том числе преобразование человеком самого себя) и коммуникативную деятельность. При этом слиянии четырех видов человеческой деятельности, в которой каждый из видов «модифицируется, приспосабливаясь к другим» [4, с. 111], образуется и музыкально-эстетическая деятельность. Эта деятельность особого рода, являющаяся сплавом материального (существующего независимо от сознания) и духовного (связанного с внутренним, нравственным миром человека), познавательного (процесс постижения закономерностей объективного мира) и ценностного (важного и значимого для культуры, духовной жизни народа, общества), теоретического (основанный на теоретических знаниях, выкладках) и практического (связанный с реальными потребностями, возможностями), логического (обусловленность внутренней закономерностью искусства) и образного (представляющий что-либо посредством образов), в котором музыкально-эстетическое является интегративным качеством (курс. - Н. С. и др.)» [4, с. 111]. Так и рождается полихудожественный принцип/подход в практике современных уроков искусства.
Именно серьезное отношение, внимание педагогической и научной общественности к дальнейшему развитию полихудожественной методологии в сфере школьного образования в опоре на уже имеющийся опыт учащихся по освоению личностных, регулятивных и коммуникативных УУД, позволит помочь учителю грамотно, с учетом индивидуальных потребностей и интересов, мотивировать максимальное число учащихся на дальнейшее самовоспитание и самообразование.
Эти шаги будут способствовать поддержке в школьниках желания самостоятельно, активно и регулярно участвовать в следующих продуктивных видах музыкального творчества, причем как на уроках, так и во внеурочной работе, в практике дополнительного образования:
• хоровом и сольном пении;
• импровизации;
• исполнительстве (вокальном и инструментальном);
• сочинениях-импровизациях;
• электронной аранжировке в музыке;
• рисовании;
• творческой интерпретации произведений искусства;
• проектных формах учебной и внеурочной деятельности.
Весь образовательный процесс при этом должен быть нацелен:
- на поддержку интереса детей к искусству;
- развитие нравственных чувств, патриотизма, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения и др.
Одним из очевидных результатов работы и педагога, и учащихся в таком полихудожественном деятельностно-организованном образовательном пространстве становится выявленная в ходе ситуативного педагогического наблюдения позитивная динамика освоения учащимися основных показателей личностных и метапредметных ФГОС-результатов, что свидетельствует об укреплении духовно-нравственного потенциала взрослеющей личности в логике непрерывности, на всех уровнях общего образования.
Эти результаты во многом стали долгожданным «ответом» на «методический «запрос» кузбасских педагогов, который может быть сформулирован так:
какая методическая поддержка может действительно эффективно помочь учителю музыки в создании условий для формирования личностных качеств обучающихся, формирования УУД, «межпредметных понятий» и мотивации детей на участие в «разнообразных коллективных формах творчества», в которых смогут участвовать все обучающиеся класса в течение 45 минут урока музыки или внеурочной деятельности. Что необходимо сделать для того, чтобы помочь учителю быть готовым и способным создать такие условия?
Ответы напрашивались сами собой: педагогам-музыкантам крайне необходимы компетентностно-ориентированные семинары, практико-напраеленные стажировки, а также серия методических пособий, соответствующих не только требованиям ФГОС, но и представленная в максимально компактном, доступном виде, насыщенная вариативными дидактическими и медиа-ресурсами.
С 2014 года началось активное сотрудничество авторов данной статьи с представителями издательства «Дрофа», (впоследствии объединенной издательской группой «Дрофа-«Вентана» (далее - ОИГ)) по созданию методических пособий к программе «Музыка.1-4 классы» на основе учебно-методического комплекта (далее - УМК) В. В. Алеева, Т. Н. Кичак. Однако подготовительная работа по освоению кузбасскими педагогами данной программы началась еще в 2006 г., когда коллектив педагогов и студентов педагогического колледжа № 1 г. Новокузнецка на базе средней общеобразовательной школы № 8 приступил к апробации учебного курса «Музыка» с использованием программы, разработанной В. В. Алеевым, продолжавшейся на протяжении 7 лет. Напомним, что УМК рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в Федеральный перечень учебников.
Результатом совместной деятельности стала разработка поурочного планирования, нотного приложения, аудиозаписей и презентаций к программе (при отсутствии на тот период материалов к УМК по курсу).
В 2010-2015 гг. на базе КРИПКиПРО г. Кемерово был подготовлен цикл областных проблемно-ориентированных семинаров для учителей музыки, посвященных итогам апробации программы, организованы серии открытых уроков и мастер-классов в образовательных организациях Кемеровской области.
Опираясь на презентованные поурочные разработки кузбасских учителей 2006-2015 гг., на территории Кемеровской области были организованы на протяжении нескольких лет системные, непрерывные формы повышения квалификации и самообразования педагогов, в том числе раскрывающие преимущества реализации полихудожественных форм для продуктивного формирования УУД на уроках музыки и во внеурочной работе в начальной школе (в том числе через применение интерактивных, проектных технологий, драматизацию и театрализацию и др.). Эти методические разработки авторов статьи стали основой технологических карт и комментариев к тематическим и поурочным планам на каждый год обучения, в центре которых были представлены идеи синтеза искусств и идеи диалога культур.
Своим коллегам авторы методических пособий из УМК «Музыка.1-4 классы» по программе В. В. Алеева, Т. Н. Кичак предлагают следующую деятельностью модель полихудожественного образования на уроках искусства [11-14]: добиваясь качества исполнения музыкального материала (вокально-хорового исполнения, пластического интонирования, двигательных импровизаций, игры на элементарных музыкальных инструментах и т.д.), далее необходимо идти к развитию общеучебных умений и навыков обучающихся. Затем необходимы шаги к пониманию эстетики образного/сценического оформления этого музыкального материала, и далее - к развитию навыков этикетной культуры общения со зрителем с учетом разных культурных традиций, вплоть до развития навыков творческой самопрезентации и т. д.
Именно такие дидактические приемы способствуют достижению каждым обучающимся максимальных предметных и метапредметных результатов в рамках интеграции в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Сегодня речь идет о резком снижении времени на уроке, отведенном на активное восприятие музыки, что нивелирует опыт детей в освоении крайне важного активного вида музыкальной деятельности, способствующего развитию ассоциативного мышления, речи, памяти и внимания.
Большую помощь в этой развивающей работе учителя играют предлагаемые в разработанных и опубликованных на сайте ОИГ пособиях задания, ориентированные на переосмысление содержания прослушанного музыкального материала, например, с использованием литературного и изобразительного материала учебников. К сожалению, именно этот вид работы с классом зачастую выпадает из поля зрения и педагогов со стажем, и молодых педагогов-музыкантов из-за некомпетентности в вопросах реализации полихудожественного подхода в процессе освоения тематического содержания урока при солирующей роли музыкального искусства. Интеграция музыки с другими видами искусства на содержательном уровне позволяет педагогам открыть новые возможности для общего эстетического развития обучающихся.
На этом фоне, на наш взгляд, крайне важно подчеркнуть, что в процессе полихудожественной деятельности личности вместе с образным освоением мира происходит интенсивное развитие не только художественно-эстетических, но, прежде всего, общеинтеллектуальных способностей личности (открытие себя, самосовершенствование, принятие себя как целостности и ценности, уникальности), т.е. на уроке музыки создаются условия для освоения учащимися навыков самовоспитания.
Результатом этой продолжительной системной совместной деятельности кузбасских педагогов, ученых и методистов с коллективом издательства «Дрофа» стал выбор данного УМК большим числом педагогов начальной и основной школы Кузбасса, который за последние 7 лет составил почти 50 %.
Также нельзя не отметить и достигнутые результаты в направлении повышения компетентностного уровня работы педагогов-музыкантов при решении задач интеграции предметных областей образовательного стандарта начальной школы средствами полихудожественности (в частности, предметных областей «Искусство» и «Духовно-нравственная культура народов России»), Так за период с 2014 по 2017 гг. учителями предметной области «Искусство» Кемеровской области была отмечена позитивная динамика участия в номинациях педагогических марафонов, проходивших по инициативе кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее- КРИПКиПРО): «По страницам истории России и родного края», «Литературные места России и родного края», «Электронные образовательные ресурсы в предметной области «Искусство»), После участия в них была подготовлена серия публикаций с методическими разработками уроков музыки и программ по внеурочной деятельности, составленными педагогами-практиками Кемеровской области и представленными в контексте требований ФГОС. Лучшие ЭОР размещены на сайте и в депозитарии КРИПКиПРО,
Презентованный опыт педагогов области был опубликован в следующих сборниках КРИПКиПРО: «Реализация требований ФГОС начального и основного общего образования: художественно-эстетическое направление («Музыка» в 2-х частях), (2014 г.); «Художественно-эстетическое и музыкальное образование обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО» (2015 г.), На протяжении 2016-2018 г. были проведены семинары «Формирование и оценивание образовательных результатов в свете требований ФГОС ООО», в рамках которых был представлен опыт работы кузбасских учителей музыки в данном направлении. Такие семинарские занятия и печатные материалы выполняют отчасти функции эстетического всеобуча, расширяя возможности для непрерывного самообразования и повышения квалификации педагогов-музыкантов:
1, позитивная динамика развития методического уровня компетентности учителей музыки в вопросах полихудожественного и духовно-нравственного воспитания обучающихся прослеживается как в работах участников педагогического марафона, так и участников конкурсов профессионального мастерства,
2, На площадках профессиональных методических объединений и стажировочных площадках, в рамках дистанционных образовательных программ, вебинаров и традиционных проблемно-ориентированных семинаров учителей музыки Кемеровской области регулярно проводится не только анализ регионального опыта по реализации УМК «Музыка», Гораздо важнее, что не прекращается работа по дальнейшему пополнению банка инновационных методических ИКТ-ресурсов, необходимых для реализации полихудожественного и духовно-нравственного воспитания на уроках музыки, а также организации качественных внеурочных занятий детских музыкальных коллективов (хоровых, оркестровых, музыкально-сценических и пр,), охватывающих максимальное число учащихся школ,
Выводы. Обобщая вышесказанное, хотелось бы подчеркнуть следующие ключевые тезисы данной статьи,
Конечная задача школьного художественного (в т, ч, и музыкального) образования сегодня и в ближайшей перспективе - это создание качественных условий, способствующих приобщению к музыкальному искусству и творчеству наибольшего количества детей и молодежи по пути укрепления ценностно-нравственного потенциала и преемственности культурных и национальных традиций представителей разных поколений российского общества, формировать и развивать «человеческий капитал» страны при обязательном максимальном учете потребностей, интересов всех субъектов образовательного процесса,
Для ее достижения необходимы именно полихудожественные учебно-методические разработки, отражающие такие ФГОС-требования по созданию инновационных образовательных, воспитательных условий с учетом возможностей индивидуализации деятельностного обучения каждого школьника, в том числе и за счет:
- расширения образовательного пространства;
- углубления культуротворческой среды образовательной организации,
а также в процессе регулярного применения на уроках музыки цифрового, медийного (аудиовизуального) вариативного обучения,
УМК «Музыка» (В,В, Алеев, Т,Н, Кичак) (1-4 классы), в том числе методические пособия, подготовленные авторами статьи [12-14], методически и дидактически соответствуют государственному и общественно-профессиональному заказу, Суть этого заказа - в достижении каждым обучающимся максимальных предметных и метапредметных результатов в рамках интеграции урочной и внеурочной деятельности, интеграции содержания предметных областей в соответствии с требованиями ФГОС,
Обобщая сказанное, хотелось бы отметить, что кузбасский научно-методический и практический опыт полихудожественного образования был высоко оценен представителями ОИГ, На сегодня уже подготовлены новые предложения для дальнейшего расширения форматов инновационного сотрудничества с коллективами образовательных организаций Кемеровской области,
В то же время намеченные авторами статьи задачи нашли поддержку и положительную оценку коллег на Съезде представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры (г, Москва, 2016) [8],
Литература:
1, Абдуллин Э, Б, Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования [Электронный ресурс] // URL: http://www,twirpx,com/file/1120231/ (дата обращения: 21,04,18)
2, Гершунский Б,С, Философия образования для XXI века, (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций), - М,: Изд-во «Совершенство», 1998, - 608 с,
3, Золотарева Л,Р, Полихудожественное образование как интеграционное пространство // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб, ст, по матер, XXIV междунар, науч,-практ, конф, Часть I, - Новосибирск: СибАК, 2013,
4, Каган, М,С, Человеческая деятельность: опыт системного анализа - М,,1974, - 169 с,
5. Преподавание искусства должно быть непрерывным. Проверено на практике [Электронный ресурс] // URL: https://drofa-ventana.ru/news/prepodavanie-iskusstva-dolzhno-byt-nepreryvnym/ (дата обращения: 03.03.18)
6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования от 8 апреля 2015 г. № 1/15 [Электронный ресурс]/ URL: http://www.sh251.ru/primernaja_programma_ooo-2015.pdf
7. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы (утв. Минкультуры России 29.12.2014) [Электронный ресурс]/ URL: http://base.garant.ru/71182808/ (дата обращения: 03.03.18)
8. Стажировка учителей музыки и педагогов дополнительного образования по формированию музыкальных творческих коллективов учащихся[Электронный ресурс] // URL: https://ipk.kuz-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6521%3A2017-04-19-02-24-14&catid=235%3A2014-02-13-08-05-09&Itemid=1& (дата обращения: 03.03.18)
9. Съезд представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Резолюция [Электронный ресурс] // URL: http://www.art-education.ru/events/sezd-predstaviteley-associaciy-uchiteley-muzyki-izobrazitelnogo-iskusstva-mirovoy (дата обращения: 29.03.18)
10. Худышкина Т. В. Полихудожественное образование посредством творческих проектов//Научный диалог. - 2014. - № 11 (35). - С.89-101. [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22761226https: (дата обращения: 02.04.18)
11. Шаталова И.Л., Сокольникова Н. П. Музыка.4 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Алеева [Электронный ресурс] // URL: https://drofa-ventana.ru/material/muzyka-4-klass-metodicheskoe-posobie-aleev/ (дата обращения: 05.04.18)
12. Шаталова И.Л., Сокольникова Н. П. Музыка.3 класс. Методическое пособие и аудиоприложение к учебнику В. В. Алеева,Т. Н. Кичак [Электронный ресурс] // URL: https://drofa-ventana.ru/material/muzyka-3-klass-metodicheskoe-posobie-i-audioprilozhenie/ (дата обращения: 05.04.18)
13. Шаталова И.Л., Сокольникова Н. П. Музыка.2 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Алеева [Электронный ресурс] // URL: https://drofa-ventana.ru/material/muzyka-2-klass-metodicheskoe-posobie-aleev/ (дата обращения: 06.04.18)
14. Шаталова И.Л., Сокольникова Н. П. Музыка.1 класс. Методическое пособие и аудиоприложение к учебнику В. В. Алеева,Т. Н. Кичак [Электронный ресурс] // URL: https://drofa-ventana.ru/material/muzyka-1-klass-metodicheskoe-posobie-i-audioprilozhenie/ (дата обращения: 06.04.18)
Педагогика
УДК 376.1
кандидат педагогических наук Сокольникова Наталья Павловна
Новокузнецкий филиал-институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет (г. Новокузнецк)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО
ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Аннотация. В настоящей статье автор поднимает вопрос о педагогических условиях эффективной и продуктивной подготовки будущих педагогов-музыкантов согласно компетентностным требованиям профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и задачам повышения качества общего образования. Для обеспечения эффективности данного процесса автором предложено использование разработанного Комплекса профессиональных проб «Учитель музыки».
Ключевые слова: музыкально-эстетическое воспитание, подготовка будущего педагога-музыканта, профессиональная проба, комплекс профессиональных проб, качество образования профстандарта педагога, профессиональные дефициты.
Annotation. This article raises the question of pedagogical conditions of training future teachers-musicians according to the competence requirements of the professional standard and improve the quality of General education. To ensure the effectiveness of this process, the author proposes the use of the developed Complex of professional samples "music Teacher".
Keywords: musical and aesthetic education, preparation of future teacher-musician, professional sample, the range of professional samples.
Введение. Актуальность данного исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
С одной стороны, еще в 2015 году в своем Поручении Правительству Президент Российской Федерации отмечал необходимость «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации...» [4]. Эта принципиальная позиция государства, направленная к цели повышения качества российского образования, два последних года была созвучна с мнением большинства педагогов-экспертов о необходимости дальнейшей доработки профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее - Профстандарт). Напомним, что этот документ уже вступил в силу с января 2017 г. и именно поэтому будущие педагоги-музыканты в период своего профессионального обучения постоянно обращаются не только к перечню компетенций, предусмотренных образовательными стандартами, но и к самооценке развития собственных умений и навыков, в соответствии заявленными в Профстандарте требованиями [7].
С другой стороны, в последние годы не только профессионально-педагогическое и общее образование, но и российское музыкальное (художественное) образование развивается не менее динамично и масштабно. Так, в августе 2016 г. состоялся Съезд представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры [6]. Затем в 2017 году педагогическая музыкальная общественность приняла активное участие в открытом интернет-обсуждении «Проекта Концепции