РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ
РЕПЕРТУАРА В ЖАНРЕ МАРША
DEVELOPMENT OF MUSICAL AND RHYTHMIC SENSE IN STUDENTS OF THE 1ST GRADE AT MUSIC LESSONS BY MEANS OF THE REPERTOIRE IN
THE GENRE OF MARCH
УДК 373.3
DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10277
М. Гаджиева
Студент 1 курса магистратуры
Факультет искусств и дизайна Нижневартовский государственный университет г. Нижневартовск
Научный руководитель: И.П. Савельева
кандидат культурологии, доцент., Нижневартовский государственный университет г. Нижневартовск M. Hajieva [email protected]
Аннотация
В данной статье рассматриваются: способы развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста средствами репертуара в жанре марша, музыкальные способности детей младшего школьного возраста, чувство ритма у
обучающихся 1 класса, а так же просматриваются мнения различных авторов психологии и педагогики в теории музыкальных способностей.
Музыкально-ритмическое чувство — способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Annotation
This article discusses: ways to develop a sense of rhythm in children of primary school age by means of the repertoire in the genre of March, musical abilities of children of primary school age, a sense of rhythm in students of grade 1, as well as views of various authors of psychology and pedagogy in the theory of musical abilities.
Musical-rhythmic feeling — the ability to actively (motor) experience music, feel the emotional expressiveness of the musical rhythm and accurately reproduce it.
Ключевые слова: музыкальные способности, музыкально-ритмическое чувство, чувство ритма, музыкальная игра, ритм, марш, музыкально-ритмические движения.
Keywords: musical abilities, musical-rhythmic sense, sense of rhythm, musical game, rhythm, March, musical-rhythmic movements.
Развитие музыкальных способностей - одна из важных задач музыкального воспитания и развития обучающихся. Решающим в музыкальной педагогике является вопрос музыкальных способностей: являются ли они врожденными качествами человека или развиваются в результате обучения и воспитания.
Обучающиеся младшего школьного возраста, в основном, хорошо чувствуют пульсацию, поэтому становление музыкально-ритмического чувства у обучающихся нужно начинать на раннем этапе обучения, используя для них доступные и интересные методики.
Развитие музыкально-ритмического чувства будет проходить наиболее благополучно при использовании правильно подобранного музыкального репертуара с использованием яркой мелодии, четкого ритмического рисунка, четкого ритма.
Б.М. Теплов в своих работах провел и описал всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей.
Способности - это психологические особенности человека, компонент процесса образования, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков.
Способности Б.М. Теплов определяет как индивидуально -психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
Чувство ритма подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах); восприятие соотношения различных длительностей на палитре несложных, хорошо знакомых детских песен; усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям; последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи; осознание выразительной и изобразительной сущности ритма; развитие внутреннего ритмического слуха (запоминание различных ритмических рисунков, фигур); формирования понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности; определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений.
По мнению Киры Владимировны Тарасовой, чувство ритма имеет три основных компонента:
- темп - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
- метр - способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;
- ритмический рисунок - способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.
Таким образом, чувство ритма - это способность стремительно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Чувство ритма основывается на трех элементах, это:
1) темп;
2) акцент;
3) соотношение длительностей во времени.
Чувство ритма формируется в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной драматургии произведения в целом. Слаженность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития данной способности. Занятия ритмикой позволяют ощутить и выразить в движениях разные настроения в музыкальном произведении, улучшать чувство ритма с помощью координации движений и музыки.
Ритм - необходимая часть музыкальной выразительности произведения, поэтому именно осознание его значения (с применением образных сравнений, музыкально-дидактических игр) часто имеет наибольший развивающий эффект.
Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность стремительно, активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В младшем школьном возрасте музыкально-ритмическое чувство выражается в том, что слышание музыки сопутствуется, сопровождаются движениями, передающими ритм звучащего произведения.
Марш - это музыкальная композиция с четким ритмом, строго размеренным темпом, бодрым, мужественным, героическим характером, предназначенная для сопровождения и организации движения людей. Обеспечивает синхронность действий большого числа людей. Благодаря своей простоте и энергичности, марш легко распознаётся в любом ритме.
Развитие ритма считается одной из трудных проблем в музыкальном воспитании и развитии детей, так как главная задача в развитии чувства ритма -научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях. Данная задача требует от обучающихся внимание, сосредоточенность, концентрацию памяти, эмоций, что является важной составляющей всестороннего развития ребенка.
Эмиль Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет. В ней музыкально-ритмические задачи сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, с лентой) и играми.
Понимая, что ритм музыки тесным образом связан с моторикой, Э. Жак-Далькроз постарался перевести музыкальный ритм в движение человеческого тела. Ж. Далькроз воспитал у своих учеников ритмичность посредством музыки и движений. Тем самым заметив, что данная методика приносила положительное влияние на обучающихся: улучшение самочувствия, настроения, исправление недостатков физического и психического характера у учеников.
Особый, огромный вклад в развитие чувства ритма внес австрийский педагог Карл Орф. В своей системе К. Орф придаёт огромное значение музыкально-ритмическим движениям, как появившимся на более ранних стадиях развития человеческой культуры.
Отечественные специалисты по ритмике еще в первой половине ХХ столетия конкретное внимание уделяли подбору высокохудожественного музыкального репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они применяли народные песни, произведения современных композиторов. К таким специалистам относились: Н. Г. Александрова, В. А. Гринер, М. А. Румер и др..
Т. Э. Тютюнникова разработала программу «Элементарное музицирование с дошкольниками», в которой формирование и развитие чувства ритма проходило в тесной связи с навыком ансамблевого музицирования.
Исходя из вышенаписанного, развитие музыкально-ритмического чувства следует начинать как можно раньше, используя доступные и интересные для детей формы: ритмические упражнения, музыкальные игры, танцы, игру на детских музыкальных инструментах.
Художественно-содержательное исполнение музыки создает естественные предпосылки для воспитания и развития музыкально-ритмического чувства, понимаемого как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.
Исследованиями доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается двигательными реакциями (движениями частями тела). Иными словами, музыкально-ритмическое переживание человека, так или иначе, будет выражаться мышечным чувством.
Занятия ритмикой прекрасно развивает творческое, креативное воображение детей. Они перевоплощаются в образы различных персонажей, двигаются под музыку; выполнение творческих заданий в реальной обстановке стимулирует раскрытие идейного замысла посредством поиска выразительных движений.
На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:
1) музыкально - ритмические упражнения;
2) танцы, пляски, хороводы;
3) музыкальные игры.
Музыкальная игра как разновидность учебной деятельности - важный метод музыкального развития.
Музыкальные игры делятся на игры под
инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).
В играх с пением композиция движений зависит от идейного замысле, характера, образов, текста музыкального произведения.
Не менее интересны для детей игры и пляски с использованием различных атрибутов (флажки, ленты, деревянные ложки и т. п.)
Движение под музыку как вид музыкальной деятельности складывается из двух компонентов:
1. Музыкально-ритмических навыков (умение передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения)
2. Навыков выразительных движений (основных, гимнастических (с предметами и без них), сюжетно-образных, танцевальных).
Эти компоненты находятся в тесной связи. Овладение данными компонентами обучающимися осуществляется посредством музыкальных игр и упражнений.
Значимость музыкальных игр в деятельности обучающегося состоит в том, что они:
• обогащают эмоциональный мир обучающихся и развивают музыкальные способности;
• развивают познавательные способности;
• воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
• способствуют физическому совершенствованию организма.
В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у обучающихся восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача преподавателя в том, чтобы постараться сформировать и развить в обучающихся умение быстро и с точностью выполнять предоставляемые им движения и уметь приостановить двигательный процесс, т. е. развивать активное торможение. Музыка не просто сопровождается движениями, а определяет сущность данных движений, т. е. движения не должно быть только движениями под аккомпанемент или на фоне музыки, они должно соответствовать:
• характеру музыки;
• средствам музыкальной выразительности;
• форме музыкального произведения.
Таким образом, марш как музыкально-ритмическое
движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
Литература
1. Абдуллин А.Б. Методология педагогики музыкального образования. - М.: Академия, 2013. - 325 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2013. - 176 с
3. Далькроз, Э. Жак. Ритм / Э. Ж. Далькроз. - Москва: Классика - XXI, 2001. - 248 с.
4. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. - Москва: Академический Проект, 2006. - 400 с.
5. Особенности развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста: психолого-педагогическая характеристика URL: https://studwood.ru/2035079/pedagogika/osobennosti razvitiya muzykalnyh sposob nostey detey mladshego shkolnogo vozrasta psihologo pedagogicheskaya
6. Три основные музыкальные способности. URL: https://studbooks.net/1682563/psihologiya/osnovnye muzykalnye sposobnosti
Literature
1. Abdullin A. B. Methodology of pedagogy of music education. - Moscow: Academy, 2013. - 325 p.
2. Abdullin E. B. Theory of music education. - Moscow: Academy, 2013. -
176 p
3. Dalcroze, E. Jacques. Rhythm / E. J. Dalcroze. - Moscow: Classic-XXI, 2001. - 248 p.
4. Petrushin, V. I. Music psychology: a textbook for students and teachers / V. I. Petrushin. - Moscow: Academic Project, 2006. - 400 p.
5. Features of the development of musical abilities in children of primary school age: psychological and pedagogical characteristics URL: https://studwood.ru/2035079/pedagogika/osobennosti razvitiya muzykalnyh sposob nostey detey mladshego shkolnogo vozrasta psihologo pedagogicheskaya
6. Three main musical abilities. URL: https://studbooks.net/1682563/psihologiya/osnovnye_muzykalnye_sposobnosti