Научная статья на тему 'Развитие музыкально-ритмического чувства у обучающихся 1 класса на уроках музыки средствами репертуара в жанре марша'

Развитие музыкально-ритмического чувства у обучающихся 1 класса на уроках музыки средствами репертуара в жанре марша Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1287
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО / ЧУВСТВО РИТМА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА / РИТМ / МАРШ / МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ / MUSICAL ABILITIES / MUSICAL-RHYTHMIC SENSE / SENSE OF RHYTHM / MUSICAL GAME / RHYTHM / MARCH / MUSICAL-RHYTHMIC MOVEMENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаджиева М.

В данной статье рассматриваются: способы развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста средствами репертуара в жанре марша, музыкальные способности детей младшего школьного возраста, чувство ритма у обучающихся 1 класса, а так же просматриваются мнения различных авторов психологии и педагогики в теории музыкальных способностей. Музыкально-ритмическое чувство способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MUSICAL AND RHYTHMIC SENSE IN STUDENTS OF THE 1ST GRADE AT MUSIC LESSONS BY MEANS OF THE REPERTOIRE IN THE GENRE OF MARCH

This article discusses: ways to develop a sense of rhythm in children of primary school age by means of the repertoire in the genre of March, musical abilities of children of primary school age, a sense of rhythm in students of grade 1, as well as views of various authors of psychology and pedagogy in the theory of musical abilities. Musical-rhythmic feeling the ability to actively (motor) experience music, feel the emotional expressiveness of the musical rhythm and accurately reproduce it.

Текст научной работы на тему «Развитие музыкально-ритмического чувства у обучающихся 1 класса на уроках музыки средствами репертуара в жанре марша»

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ

РЕПЕРТУАРА В ЖАНРЕ МАРША

DEVELOPMENT OF MUSICAL AND RHYTHMIC SENSE IN STUDENTS OF THE 1ST GRADE AT MUSIC LESSONS BY MEANS OF THE REPERTOIRE IN

THE GENRE OF MARCH

УДК 373.3

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10277

М. Гаджиева

Студент 1 курса магистратуры

Факультет искусств и дизайна Нижневартовский государственный университет г. Нижневартовск

Научный руководитель: И.П. Савельева

кандидат культурологии, доцент., Нижневартовский государственный университет г. Нижневартовск M. Hajieva [email protected]

Аннотация

В данной статье рассматриваются: способы развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста средствами репертуара в жанре марша, музыкальные способности детей младшего школьного возраста, чувство ритма у

обучающихся 1 класса, а так же просматриваются мнения различных авторов психологии и педагогики в теории музыкальных способностей.

Музыкально-ритмическое чувство — способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Annotation

This article discusses: ways to develop a sense of rhythm in children of primary school age by means of the repertoire in the genre of March, musical abilities of children of primary school age, a sense of rhythm in students of grade 1, as well as views of various authors of psychology and pedagogy in the theory of musical abilities.

Musical-rhythmic feeling — the ability to actively (motor) experience music, feel the emotional expressiveness of the musical rhythm and accurately reproduce it.

Ключевые слова: музыкальные способности, музыкально-ритмическое чувство, чувство ритма, музыкальная игра, ритм, марш, музыкально-ритмические движения.

Keywords: musical abilities, musical-rhythmic sense, sense of rhythm, musical game, rhythm, March, musical-rhythmic movements.

Развитие музыкальных способностей - одна из важных задач музыкального воспитания и развития обучающихся. Решающим в музыкальной педагогике является вопрос музыкальных способностей: являются ли они врожденными качествами человека или развиваются в результате обучения и воспитания.

Обучающиеся младшего школьного возраста, в основном, хорошо чувствуют пульсацию, поэтому становление музыкально-ритмического чувства у обучающихся нужно начинать на раннем этапе обучения, используя для них доступные и интересные методики.

Развитие музыкально-ритмического чувства будет проходить наиболее благополучно при использовании правильно подобранного музыкального репертуара с использованием яркой мелодии, четкого ритмического рисунка, четкого ритма.

Б.М. Теплов в своих работах провел и описал всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей.

Способности - это психологические особенности человека, компонент процесса образования, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков.

Способности Б.М. Теплов определяет как индивидуально -психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

Чувство ритма подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах); восприятие соотношения различных длительностей на палитре несложных, хорошо знакомых детских песен; усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям; последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи; осознание выразительной и изобразительной сущности ритма; развитие внутреннего ритмического слуха (запоминание различных ритмических рисунков, фигур); формирования понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности; определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений.

По мнению Киры Владимировны Тарасовой, чувство ритма имеет три основных компонента:

- темп - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

- метр - способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;

- ритмический рисунок - способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.

Таким образом, чувство ритма - это способность стремительно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Чувство ритма основывается на трех элементах, это:

1) темп;

2) акцент;

3) соотношение длительностей во времени.

Чувство ритма формируется в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной драматургии произведения в целом. Слаженность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития данной способности. Занятия ритмикой позволяют ощутить и выразить в движениях разные настроения в музыкальном произведении, улучшать чувство ритма с помощью координации движений и музыки.

Ритм - необходимая часть музыкальной выразительности произведения, поэтому именно осознание его значения (с применением образных сравнений, музыкально-дидактических игр) часто имеет наибольший развивающий эффект.

Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность стремительно, активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В младшем школьном возрасте музыкально-ритмическое чувство выражается в том, что слышание музыки сопутствуется, сопровождаются движениями, передающими ритм звучащего произведения.

Марш - это музыкальная композиция с четким ритмом, строго размеренным темпом, бодрым, мужественным, героическим характером, предназначенная для сопровождения и организации движения людей. Обеспечивает синхронность действий большого числа людей. Благодаря своей простоте и энергичности, марш легко распознаётся в любом ритме.

Развитие ритма считается одной из трудных проблем в музыкальном воспитании и развитии детей, так как главная задача в развитии чувства ритма -научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях. Данная задача требует от обучающихся внимание, сосредоточенность, концентрацию памяти, эмоций, что является важной составляющей всестороннего развития ребенка.

Эмиль Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет. В ней музыкально-ритмические задачи сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, с лентой) и играми.

Понимая, что ритм музыки тесным образом связан с моторикой, Э. Жак-Далькроз постарался перевести музыкальный ритм в движение человеческого тела. Ж. Далькроз воспитал у своих учеников ритмичность посредством музыки и движений. Тем самым заметив, что данная методика приносила положительное влияние на обучающихся: улучшение самочувствия, настроения, исправление недостатков физического и психического характера у учеников.

Особый, огромный вклад в развитие чувства ритма внес австрийский педагог Карл Орф. В своей системе К. Орф придаёт огромное значение музыкально-ритмическим движениям, как появившимся на более ранних стадиях развития человеческой культуры.

Отечественные специалисты по ритмике еще в первой половине ХХ столетия конкретное внимание уделяли подбору высокохудожественного музыкального репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они применяли народные песни, произведения современных композиторов. К таким специалистам относились: Н. Г. Александрова, В. А. Гринер, М. А. Румер и др..

Т. Э. Тютюнникова разработала программу «Элементарное музицирование с дошкольниками», в которой формирование и развитие чувства ритма проходило в тесной связи с навыком ансамблевого музицирования.

Исходя из вышенаписанного, развитие музыкально-ритмического чувства следует начинать как можно раньше, используя доступные и интересные для детей формы: ритмические упражнения, музыкальные игры, танцы, игру на детских музыкальных инструментах.

Художественно-содержательное исполнение музыки создает естественные предпосылки для воспитания и развития музыкально-ритмического чувства, понимаемого как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.

Исследованиями доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается двигательными реакциями (движениями частями тела). Иными словами, музыкально-ритмическое переживание человека, так или иначе, будет выражаться мышечным чувством.

Занятия ритмикой прекрасно развивает творческое, креативное воображение детей. Они перевоплощаются в образы различных персонажей, двигаются под музыку; выполнение творческих заданий в реальной обстановке стимулирует раскрытие идейного замысла посредством поиска выразительных движений.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

1) музыкально - ритмические упражнения;

2) танцы, пляски, хороводы;

3) музыкальные игры.

Музыкальная игра как разновидность учебной деятельности - важный метод музыкального развития.

Музыкальные игры делятся на игры под

инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).

В играх с пением композиция движений зависит от идейного замысле, характера, образов, текста музыкального произведения.

Не менее интересны для детей игры и пляски с использованием различных атрибутов (флажки, ленты, деревянные ложки и т. п.)

Движение под музыку как вид музыкальной деятельности складывается из двух компонентов:

1. Музыкально-ритмических навыков (умение передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения)

2. Навыков выразительных движений (основных, гимнастических (с предметами и без них), сюжетно-образных, танцевальных).

Эти компоненты находятся в тесной связи. Овладение данными компонентами обучающимися осуществляется посредством музыкальных игр и упражнений.

Значимость музыкальных игр в деятельности обучающегося состоит в том, что они:

• обогащают эмоциональный мир обучающихся и развивают музыкальные способности;

• развивают познавательные способности;

• воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

• способствуют физическому совершенствованию организма.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у обучающихся восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача преподавателя в том, чтобы постараться сформировать и развить в обучающихся умение быстро и с точностью выполнять предоставляемые им движения и уметь приостановить двигательный процесс, т. е. развивать активное торможение. Музыка не просто сопровождается движениями, а определяет сущность данных движений, т. е. движения не должно быть только движениями под аккомпанемент или на фоне музыки, они должно соответствовать:

• характеру музыки;

• средствам музыкальной выразительности;

• форме музыкального произведения.

Таким образом, марш как музыкально-ритмическое

движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.

Литература

1. Абдуллин А.Б. Методология педагогики музыкального образования. - М.: Академия, 2013. - 325 с.

2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2013. - 176 с

3. Далькроз, Э. Жак. Ритм / Э. Ж. Далькроз. - Москва: Классика - XXI, 2001. - 248 с.

4. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. - Москва: Академический Проект, 2006. - 400 с.

5. Особенности развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста: психолого-педагогическая характеристика URL: https://studwood.ru/2035079/pedagogika/osobennosti razvitiya muzykalnyh sposob nostey detey mladshego shkolnogo vozrasta psihologo pedagogicheskaya

6. Три основные музыкальные способности. URL: https://studbooks.net/1682563/psihologiya/osnovnye muzykalnye sposobnosti

Literature

1. Abdullin A. B. Methodology of pedagogy of music education. - Moscow: Academy, 2013. - 325 p.

2. Abdullin E. B. Theory of music education. - Moscow: Academy, 2013. -

176 p

3. Dalcroze, E. Jacques. Rhythm / E. J. Dalcroze. - Moscow: Classic-XXI, 2001. - 248 p.

4. Petrushin, V. I. Music psychology: a textbook for students and teachers / V. I. Petrushin. - Moscow: Academic Project, 2006. - 400 p.

5. Features of the development of musical abilities in children of primary school age: psychological and pedagogical characteristics URL: https://studwood.ru/2035079/pedagogika/osobennosti razvitiya muzykalnyh sposob nostey detey mladshego shkolnogo vozrasta psihologo pedagogicheskaya

6. Three main musical abilities. URL: https://studbooks.net/1682563/psihologiya/osnovnye_muzykalnye_sposobnosti

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.