6. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования. Педагогическое образование в России. 2012; № 5: 56 - 65.
7. Трубицын К. Формирование профессиональных компетенций в системе непрерывного профессионального образования. Кадровик. Кадровый менеджмент. 2012; № 8: 99 - 105.
8. Мальчик А.Г., Жигалов В.Н. Модель формирования профессиональных компетенций студентов в системе многоуровневого непрерывного профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 3.
9. Воробьев Г.А., Ершова A.A., Фомина Т.П. Совершенствование непрерывного повышения квалификации учителей математики. ЧИПиПКРО. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016; № 2 (27): 17 - 23.
10. Рихтер Т.В. Структура профессиональной компетентности учителя математики. Физико-математическое образование. 2017: Выпуск 1 (11): 89 - 92.
11. Воробьев Г.А., Фомина Т.П. О некоторых аспектах профессионально-педагогической подготовки будущих учителей математики. Современные исследования в психологии и педагогике: материалы международной научно-практической конференции. Казань: Академия Бизнеса, 2017: 9 - 13.
References
1. Professional'nyjstandartpedagoga. Available at:http://godzagodom.com/standart-pedagoga-s-2017-goda-soderzhanie/
2. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskijslovar'. Moskva: Akademiya, 2000: 176.
3. Mihajlova E.N. Razvitie sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya Rossii na rubezhe XX - XXI vekov. Vestnik TGPU. 2008; Vypusk 3 (77): 44 - 46.
4. Il'ina L.A., Gagarinskaya G.P. i dr. Formirovanie professional'noj kompetentnosti kak komponenta podgotovki menedzherov. Ustojchivoe razvitie vuza na osnove strategiipovysheniya kachestva obrazovatel'nogo processa: monografiya. Samara: SamGTU; Minsk: BGUIR. 2007.
5. Gavrilova M.A. Nepreryvnoe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie: problemy, suzhdeniya, opyt raboty. Nauchnye issledovaniya: informaciya, analiz, prognoz: kollektivnaya monografiya. Voronezh: VGPU. 2003; 93 - 102.
6. Zeer 'E.F. Koncepciya professional'nogo razvitiya cheloveka v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2012; № 5: 56 - 65.
7. Trubicyn K. Formirovanie professional'nyh kompetencij v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Kadrovik. Kadrovyj menedzhment. 2012; № 8: 99 - 105.
8. Mal'chik A.G., Zhigalov V.N. Model' formirovaniya professional'nyh kompetencij studentov v sisteme mnogourovnevogo nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 3.
9. Vorob'ev G.A., Ershova A.A., Fomina T.P. Sovershenstvovanie nepreryvnogo povysheniya kvalifikacii uchitelej matematiki. ChIPiPKRO. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2016; № 2 (27): 17 - 23.
10. Rihter T.V. Struktura professional'noj kompetentnosti uchitelya matematiki. Fiziko-matematicheskoe obrazovanie. 2017: Vypusk 1 (11): 89 - 92.
11. Vorob'ev G.A., Fomina T.P. O nekotoryh aspektah professional'no-pedagogicheskoj podgotovki buduschih uchitelej matematiki. Sovremennye issledovaniya v psihologii i pedagogike: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan': Akademiya Biznesa, 2017: 9 - 13.
Статья поступила в редакцию 23.05.18
УДК 378
Habaeva A.B., senior teacher, Department of Art and Music Education, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: valida.tarieva@mail.ru
Akieva A.V., senior teacher, Department of Art and Music Education, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: valida.tarieva@mail.ru
Urtaeva L.A., senior teacher, Department of Art and Music Education, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: valida.tarieva@mail.ru
DEVELOPMENT OF MUSICAL ABILITIES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PERFORMING MUSIC. The article deals with the development of musical abilities of students in the process of performing music, analyzes a concept of "ability", "musical ability", "fret feeling", "musical and auditory performances", "musical-rhythmic feeling", "performing activity". The authors present the structure and features of performing activities. Performing activities do not develop spontaneously, but under the influence of pedagogical influence, different methods and approaches, game practice. The central place in performing activities in the development of musical abilities is the work on a musical work. A great role in the development of musical abilities is played by the development of the student's sense of rhythmic style of music, understanding the specific features and characteristics of the musical work.
Key words: ability, musical ability, sense of modal, musical and auditory representation of musical and rhythmic sense, performing music.
А.Б. Хабаева, ст. преп. каф. художественного и музыкального образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, E-mail: valida.tarieva@mail.ru
А.В. Акиева, ст. преп. каф. художественного и музыкального образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, E-mail: valida.tarieva@mail.ru
Л.А. Уртаева, ст. преп. каф. художественного и музыкального образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, E-mail: valida.tarieva@mail.ru
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается вопрос развития музыкальных способностей студентов в процессе исполнительской деятельности, анализируются понятия «способности», «музыкальные способности», «ладовое чувство», «музыкально-слуховые представления», «музыкально-ритмическое чувство», «исполнительская деятельность». Авторами в работе представлены структура и особенности исполнительской деятельности. Исполнительская деятельность развивается не спонтанно, а под влиянием педагогического воздействия, различных методов и подходов, игровой практики. Центральное место в исполнительской деятельности в процессе развития музыкальных способностей занимает работа над музыкальным произведением. Большую роль в развитии музыкальных способностей играет выработка у студента ощущения ритмического стиля музыки, понимания специфических черт и особенностей музыкального произведения.
Ключевые слова: способности, музыкальные способности, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство, исполнительская деятельность.
Преобразования, характеризующие современный этап развития страны, затронули и сферу образования. Целью современного профессионального образования является становление студента - как развивающейся личности и компетентного специалиста, способного решать новый круг задач, что позволяет сочетать социальный заказ на профессионала и современную ориентацию на личность как основную ценность. Профессиональная компетентность, на становление которой ориентирован целостный современный образовательный процесс, необходима для обеспечения профессиональной и личностной успешности студента в его дальнейшей жизнедеятельности. Согласно современным исследованиям, в основе компетентности также находятся способности личности, успешное развитие которых позволяет человеку выполнять квалифицированную работу и достигать поставленные цели в профессиональной деятельности. Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности. Особенно важное место способности занимают в структуре профессиональной компетентности специалистов искусства, поскольку в этой области они представляют психологические особенности человека, от которых зависит приобретение знаний, определенных навыков и умений [1].
На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной), также и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий. Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему.
Музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей [2].
Под музыкальной способностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой. Профессор Б.М. Теплов выделил три основных вида музыкальных способностей [3, с. 45]:
Ладовое чувство - способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
Музыкально-слуховые представления - способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движение.
Музыкально-ритмическое чувство - способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Сегодня в теории и практике массового музыкального воспитания развитие музыкальных способностей должно стать одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. Существует много философских, психолого-педагогических и эстетических трудов по развитию музыкальных способностей
B.Н. Мясищева, А.Л. Готсдинера, К. Сишора, Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой, Г.С. Тарасова и др., которые определяли свою структуру музыкальных способностей. Например, Н.А. Ветлугина в своих работах определяла два вида музыкальных способностей: ладовое чувство и чувство ритма.
Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания. Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания.
Основным фактором в развитии музыкальных способностей студентов является исполнительская деятельность. Исполнительская деятельность является предметом исследования как в психологии, музыкознании, так и педагогике музыкального образования. В частности, хорошо известны исследования в области психологии музыкальной исполнительской деятельности Л.Л. Бочкарёв, А.Б. Гольденвейзер, Е.Г. Гуренко, Г.Л. Ержемский, Д.К. Кирнарская, Е.П. Крупник, Е.Я. Либерман, В.И. Петрушин,
C.И. Савшинский, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпин и др.
Исполнительская деятельность - специально организованная, творчески активная форма самовыражения музыканта, направленная на достижение художественно-звукового результата и его эстетического восприятия. Исполнительская деятельность развивается не спонтанно, а под влиянием педагогического воздействия, различных методов и подходов, игровой практики. Она предполагает ежедневные самостоятельные занятия на инструменте: игру в оркестре или ансамбле, сольные выступления - то, в чем музыкант реализует и формирует себя.
Исполнительская деятельность отличается следующими общими характерными особенностями:
- студент-музыкант в системе игрового процесса выступает не только субъектом, но и объектом своей деятельности, то есть посредником между композитором и слушателями;
- инструментальное исполнительство связано как с целенаправленным и длительным процессом овладения соответствующей тому или иному инструменту техникой игры и средствами музыкальной выразительности, так и с проявлением различных психических мотиваций и физических нагрузок;
- исполнительство имеет тенденцию к постоянному развитию и совершенствованию;
- в процессе исполнительской практики у студентов проявляется интерес и любовь к своему инструменту, увлеченность музицированием;
- главная исполнительская цель заключается в достижении максимального художественно-звукового результата, мастерства, в проявлении высокого «чувства эстрадности» и артистизма;
- исполнительство характеризуется созданием специфических для конкретного инструментального вида творчества музыкально-художественных ценностей, эталонов интерпретации музыкального произведения;
- исполнительство предполагает объективные условия вариантной множественности воспроизведения музыкального произведения (интерпретацию);
- исполнительство представляет собой специфическую форму сотворчества определенных межличностных и профессиональных отношений музыкантов, а также одну из форм слушательского восприятия;
- исполнительство способствует формированию особого состояния, охватывающего музыканта в момент исполнения, творческого вдохновения, которое представляет собой феномен особого наивысшего напряжения и подъема чувств, необычных по своей интенсивности.
По мнению Т.В. Зеленковой, исполнительскую деятельность можно рассматривать: 1) «вертикально» - в этом случае рассматриваются все психические процессы, необходимые для осуществления музыкальной исполнительской деятельности; 2) «горизонтально» - изучение непосредственно самого процесса деятельности, который начинается с момента разучивания музыкального произведения и заканчивается исполнением перед публикой [4, с. 16].
Исполнительская деятельность включает в себя наличие выраженных интересов, склонностей и потребностей, мотивов обращения к конкретному виду исполнительской деятельности; умение оценивать качество исполнения музыки на основе своих музыкально-слуховых представлений о звучании данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле; наличие сформированного интонационно-слухового запаса, музыкальных впечатлений о жанрово-стилевом разнообразии музыкального искусства; способность к музыкальному переживанию, эмоциональной культуре исполнения [5, с. 471].
Исполнительская деятельность состоит из трёх основных составляющих:
1) интеллектуальный компонент: а) на формальном уровне он выражается в грамотном прочтении нотного текста, знании тонального плана, строения произведения, умения проанализировать форму и т. д.; б) на творческом - проникновение в содержание музыкального произведения, представлением художественной задачи, смысла;
2) эмоциональный компонент: а) на формальном уровне: эмоциональная отзывчивость на музыку выражается упрощённо, выполнение оттенков, нюансов соответствует нотной записи, но не обладает выразительностью; б) на творческом уровне происходит увеличение спектра эмоций, их высвобождение, увеличение экспрессии, слияние с интеллектуальным компонентом в единое эмоционально-смысловое образование, проявление эстетического видения;
3) технический компонент: а) при формальном исполнении представлены те движения, которые строятся на уровне предметных действий - сообразует движения с нотной записью, при этом содержательная сторона музыкального произведения не раскрывается; б) на творческом - техническая сторона управляется смысловой задачей музыкального произведения.
Обобщая взгляды выдающихся музыкантов-исполнителей, ученых и педагогов-исследователей, можно утверждать, что исполнительская деятельность представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и создание собственной исполнительской трактовки. Каждое исполнение музыкального произведения является уникальным творческим актом. С одной стороны, исполнение может повышать эстетическую ценность произведения, углублять его содержание и обогащать, а с другой - может обеднить и исказить сущностные стороны содержания музыкального произведения. Так же как в человеческой речи одни и те же слова могут произноситься по-разному, так и в музыкальной речи одни и те же нотные знаки могут интонироваться, интерпретироваться различно.
Центральное место в исполнительской деятельности в процессе развития музыкальных способностей занимает работа над музыкальным произведением, которая включает следующие этапы:
Первый этап работы над музыкальным произведением -создание целостного воображаемого музыкального образа. Для создания мысленного музыкального образа на первом этапе необходимо: ознакомление с нотным текстом (за инструментом или без него); накопление по возможности большего количества информации о форме, стиле, жанре и других особенностях музыки, а также о личностных и творческих особенностях композитора; творческая переработка всей имеющейся информации.
Второй этап - работа над деталями музыкального произведения. В качестве операций здесь можно выделить: определение и классификацию деталей по таким критериям как темп, технические сложности, форма, новизна и т. д.; отделку деталей в соответствии с представлениями о месте и роли каждой из них в структуре интерпретации: объединение более мелких деталей в более крупные; рационализацию слуховых и моторных представлений. Одновременно происходит конкретизация идеального музыкального образа. Получая реальное воплощение, он видоизменяется и детализируется в воображении исполнителя.
Библиографический список
Третий этап - создание целостного сукцессивного (слухового) музыкального образа. На этом этапе ранее отшлифованные детали собираются в единую интерпретацию, происходит создание целостного реально звучащего и разворачивающегося во времени (сукцессивного) музыкального образа. В качестве операций здесь можно выделить: пробные проигрывания произведения в целом, корректировку деталей, исходя теперь уже из реального целого, отшлифовку «стыков» между деталями. Исходя из реальных исполнительских возможностей, окончательно уточняются темпы, динамика, агогика, исполнительские и художественные приёмы [6].
В ходе исполнительской деятельности перед студентом раскрываются те нюансы творческой мысли композитора, которые в иной ситуации могли бы остаться и не раскрытыми. Художественно-содержательное исполнение музыки создает естественные предпосылки для воспитания и развития музыкальных способностей, понимаемых как способности активно переживать и отражать в движении музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения. Необходимо подчеркнуть то, что только хорошо «налаженная», достаточно надежная и прочная музыкально-исполнительская моторика может служить надлежащей опорой для развития музыкальных способностей. Собственное исполнение музыки, ярко высвечивая эмоциональное содержание ритма, прокладывает кратчайшие пути в направлении развития и совершенствования музыкальных способностей студентов. Большую роль в развитии музыкальных способностей играет выработка у студента ощущения ритмического стиля музыки, понимания специфических черт и особенностей этого стиля.
Таким образом, несмотря на выдающиеся успехи мастеров музыкального исполнительства и достижения современной музыкальной педагогики, вопросы развития музыкальных способностей студентов в массовом обучении остаются и на сегодняшний день чрезвычайно острыми. Музыкальная исполнительская деятельность связана с пониманием и интерпретацией музыкально-художественного образа. Вне зависимости от вида исполнительской деятельности успешность исполнения будет зависеть от того, насколько студент свободен в умениях понимать и интерпретировать художественный образ.
1. Способности личности как залог профессиональной успешности. Available at: https://studref.com/355901/psihologiya/sposobnosti lichnosti_zalog_professionalnoy_uspeshnosti
2. Гарцуева С.Е. Музыкальные способности и их классификация. Современные научные достижения - 2014. Available at: http://www. rusnauka.com/4_SND_2014/MusicaAndLife/1_ 157861.doc.htm
3. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва, 2005.
4. Цымзина С.В. Специфика мышления студентов музыкального колледжа с различным уровнем успешности в исполнительской деятельности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ярославль, 2013.
5. Мигунова Н.И. Развитие исполнительской культуры в процессе музыкально-инструментальной деятельности как научная проблема. Международный студенческий научный вестник. 2015; № 5-3: 471 - 472.
6. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2008.
References
1. Sposobnosti lichnosti kak zalog professional'noj uspeshnosti. Available at: https://studref.com/355901/psihologiya/sposobnosti lichnosti_ zalog_professionalnoy_uspeshnosti
2. Garcueva S.E. Muzykal'nye sposobnosti i ih klassifikaciya. Sovremennye nauchnye dostizheniya - 2014. Available at: http://www.rusnauka. com/4_SND_2014/MusicaAndLife/1_ 157861.doc.htm
3. Gogoberidze A.G. Teoriya i metodika muzykal'nogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva, 2005.
4. Cymzina S.V. Specifika myshleniya studentov muzykal'nogo kolledzha s razlichnym urovnem uspeshnosti v ispolnitel'skoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Yaroslavl', 2013.
5. Migunova N.I. Razvitie ispolnitel'skoj kul'tury v processe muzykal'no-instrumental'noj deyatel'nosti kak nauchnaya problema. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2015; № 5-3: 471 - 472.
6. Cagarelli Yu.A. Psihologiya muzykal'no-ispolnitel'skojdeyatel'nosti: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 2008.
Статья поступила в редакцию 23. 05.18
УДК 371, 08
Shabalina E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Vladimirsky Institute of Development of Education n.a. L.I. Novikova (Vladimir, Russia), E-mail: himikoff@yandex.ru
NATURAL SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD AS A BASIS OF FORMING SYSTEMATIC THINKING. The article analyzes the natural scientific picture of the world as a basis of systemic thinking, presented with the support of methodological principles and cases. The systematic approach is defined as mentality, the level of development of which makes it possible to establish inter-linkages between objects and phenomena, to forecast this development and successfully resolve emerging problems. The author con-