Гуманитарные науки №2(6)/2012
психология
Развитие мотивации профессионального самоопределения студентов вуза
Н. Т. Колесник*, Е. А. Орлова**
Аннотация. Статья посвящена раскрытию основных психологических подходов к проблеме развития мотивации профессионального самоопределения студентов вуза на современном этапе. Рассматривается тесная взаимосвязь между социальным и профессиональным самоопределением молодого человека, через призму его субъектности, превращения собственной жизнедеятельности в предмет преобразования и появления личностной профессиональной позиции по отношению к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: мотивация; субъектность; профессиональная деятельность;
профессиональное самоопределение; профессия; профессиональный выбор; индивидуализация; потребности профессионального самоопределения; идеальное представление о профессии; реальное представление о профессии; долгосрочные профессиональные цели.
Development of Motivation of the Professional Self-determination of Students of High School
N. T. Kolesnik, E. A. Orlova
Abstract. Article is devoted disclosing of the basic psychological approaches to a problem of development of motivation of professional self-determination of students of high school at the present stage. The close interrelation between social and professional self-determination of the young man, through the prism of his subjectivity, transformations of own ability to live into a subject of transformation and occurrence of a personal professional position in relation to professional work is considered.
Keywords: motivation; subjectivity; professional work; professional self-determination; trade; professional choice; individualization; requirements of professional self-determination; ideal representation about trades; real representation about trades; long-term professional purposes.
Одной из важнейших задач совершенствования образования является формирование мотивации освоения выбранной профессии как основы высоких результатов обучения и гарантии успешной реализации студентов в будущей профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение студентов в условиях получения высшего образова-
ния невозможно без стойкой мотивации к этому специфическому виду деятельности. Особенно сложной проблема профессионального самоопределения становится в сочетании с возрастным кризисом юности, а ведь именно в этом возрасте недавние школьники поступают в университет, институт, техникум, колледж и зачастую оказываются один на один с данными сложностями.
* Колесник Наталья Тарасовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. E-mail: [email protected]
** Орлова Елена Александровна — доктор психологических наук, профессор кафедры «Прикладная психология» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Ряд авторов считает, что «... ближайшим основанием кризиса юности является соотнесение идеального представления о профессии и реальной профессии, необходимость действенного подтверждения профессионального выбора»1. Соотнесение реальных и идеальных представлений о профессии является одним из ведущих механизмов профессионального самоопределения на этом этапе развития субъектности человека. Мотивация профессионального самоопределения, а значит, и мотивация обучения в вузе во многом зависит от результатов такого сравнения.
Большинство современных представлений о профессиональном развитии предполагает, что одним из определяющих условий этого развития является превращение собственной жизнедеятельности в предмет преобразования, появление личностной профессиональной позиции по отношению к профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение — деятельность личности по интеграции профессиональной деятельности в целостную систему деятельностей человека, которая является основным психологическим механизмом профессионального развития. Ступень индивидуализации начинается с социального и профессионального самоопределения человека. Кризис восхождения на новую ступень своего развития связан, в том числе, и с необходимостью опробовать различные роли взрослого человека, подтвердить правильность выбора профессии, адаптироваться к новому образу жизни, построить новые связи и отношения с другими. В общем виде самоопределение личности — это «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях»2.
Традиционно проблема самоопределения личности рассматривается в возрастной психологии при анализе психологических особенностей подросткового и юношеского
возраста. Активные размышления о смысле жизни, поиск своего места в жизни и конечных ценностей существования в этом возрасте давно отмечены различными исследователями. Самоопределение как поиск смысла, или ценностно-смысловой аспект профессионального самоопределения, в той или иной степени отражается практически во всех современных психологических исследованиях. Как пишут Е. П. Авдуевская и Т. А. Аракан-цева, «.нередко за этим частным вопросом о профессиональном выборе скрывается большее», и поэтому «проблема самоопределения никогда не решаема для личности до конца»3.
Л. И. Божович рассматривала самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, которое связано с формированием внутренней позиции взрослого человека. Причем личностное самоопределение, наряду с необходимостью построения жизненных планов и выбора профессии, описывается также как самостоятельная потребность — потребность в определении смысла собственного существования4.
И. С. Кон при анализе проблем юношеского возраста отмечает, что формирование личной идентичности является центральным звеном в развитии личности на этом этапе. По мнению Кона, представление о том, «что идентичность формируется прежде всего в сфере профессиональной ориентации, отражает традиционно мужскую точку зрения»5.
М. Р. Гинзбург считает, что выбор профессии играет важную роль в юношеском самоопределении, хотя последнее и не ограничивается только профессиональным выбором. Смысловое будущее юноши характеризуется автором в зависимости от выбора профессии определенным или неопределенным: в первом случае выбрана конкретная профессия, выбор устойчив, и «существенным является то, как выступает для молодого человека професси-
1 Авдуевская Е. П. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы: Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Жукова Ю. М., Петровской Л. А., Соловьевой О. В. М.: Наука, 1994; Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3; Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996; Леонтьев Д., Шалобанова Е. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1.
2 Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 74.
3 Авдуевская Е. П. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Жукова Ю. М., Петровской Л. А., Соловьевой О. В. М.: Наука, 1994. С. 35.
4 См.: Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1986.
5 Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1990. С. 80.
ональная деятельность — то ли как деятельность, позволяющая развить свои способности, реализовать себя и принести пользу людям, то ли всего лишь как средство, позволяющее удовлетворить иные потребности. В первом случае мы говорим о профессиональных требованиях к профессии, во втором — о внепрофессиональных требованиях»6. То есть автор прямо связывает с выбором профессии в юности возможность иметь определенность и устойчивость смыслового будущего, что, в свою очередь, говорит о позитивном характере личностного самоопределения. Самоопределение личности может рассматриваться как результат и как процесс. В первом случае мы имеем дело с достаточно стабильными формами фиксации опыта личности в различных психологических структурах, таких как самосознание, идентичность, ценностно-смысловая сфера и т. д.
Во втором случае, анализируя самоопределение как процесс, многие авторы говорят об особой потребности самоопределения. Самоопределение необходимо рассматривать не только как процесс развития (идентичности, личности или самосознания), имеющий свои внутренние механизмы, но и как особый вид деятельности личности. Самоопределение — это не просто акт принятия решения или осознание себя. «Профессиональное самоопределение — деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда», а «содержание — это прежде всего образы желаемого будущего, <...> особенности осознания себя <...> и своего места в системе деловых <...> отношений»7.
Именно субъектность обеспечивает индивидуальное своеобразие исполнения человеком деятельности. Важнейшей характеристикой субъектности выступают присущая человеку способность целеобразования, самооценка, самоконтроль, саморегуляция как внутренние личностные детерминанты его деятельности, придающие личности
внутреннюю свободу и обеспечивающие возможность нравственного определения и измерения ее поступков и действий. Необходимой характеристикой субъектности признается также ответственность человека за себя перед окружающими.
Все названные качества являются важнейшими составляющими развивающегося у ребенка самосознания. В комплексе они выступают интегральной характеристикой субъекта, обеспечивающей его личностную уникальность.
Таким образом, субъектность есть свойство человека производить изменения в мире и в самом себе, проявляющее его отношения к себе и другим людям, к делу. Эти отношения реализуются как субъектная позиция человека, представляющая эмоциональный отклик на воздействия как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне.
Высшим проявлением субъектных свойств человека является творчество. Акт творчества включает в себя процессы отражения и понимания личностью себя, отношение к себе, формирование поведенческих установок по отношению к своему наличному бытию8.
Х. Хекхаузен основную роль в формировании субъектности отводит мотивационно-смысловой сфере личности9. К числу мотивационно-смысловых образований, как известно, относят интересы, смыслы, мотивы, цели. Механизмы мотивации представлены также локусом контроля как определителем причинности поступков.
В продолжение разговора о критериях развития субъектности в юношеском возрасте в процессе профессионального самоопределения можно выделить следующие четыре показателя:
1. Осознание своих профессиональных способностей и склонностей — «Я могу».
2. Осознание мотивов собственных действий и, в частности, мотивов профессионального выбора.
3. Осознание собственной структуры ценностей и построение на ее основе профессио-
6 Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 18.
7 Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. С. 169.
8 См.: Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. № 2; Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.
9 См.: Хекхаузен Х. Мотивация и деятельности: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.
нальных целей и планов, краткосрочных и долгосрочных, четко соподчиненных друг другу.
4. Осуществление конкретных активных действий в профессиональном самоопределении, направленных на достижение поставленных целей10.
Таким образом, человек как субъект профессионального самоопределения предстает перед нами в единстве активного самопознания своего внутреннего мира и преобразования в соответствии с собственным видением мира внешнего.
Результатами профессионального самоопределения в юношеском возрасте становятся: профессиональный выбор (выбор будущей профессии и учебного заведения, для ее освоения), долгосрочные профессиональные цели и планы, соотнесенные с личными целями и структурой жизненных ценностей человека, и действия, направленные на реализацию данных целей и планов11.
Мотивация профессионального самоопределения включает в себя два основных компонента. Это совокупность мотивов, побуждающих тем или иным образом осваивать данную профессию и реализация конкретных действий по активному самоопределению в выбранной профессии. Мотивы профессионального самоопределения можно подразделить на мотивы выбора профессии, мотивы выбора учебного заведения и мотивы обучения в данном учебном заведении. Формирование мотивации возможно средствами социально-психологического тренинга, который способствует осознанию ценностной структуры личности, мотивов выбора данного профессионального пути и получению информации об особенностях профессиональной деятельности в рамках выбранной профессии. При этом в том случае, если мотивация профессионального самоопределения совпадает с общей мотивационной направленностью личности, то вероятнее всего мотивы профессионального самоопределения будут иметь внутреннюю направленность, будут базироваться на си-
стеме ценностей данной личности и тем самым будут способствовать успешному освоению профессиональной деятельности.
Содержательными характеристиками мотивов профессионального самоопределения являются:
- доминирование одного из видов мотивов как преобладание его в структуре личности;
- осознанность как отражение в сознании предмета мотивации и способа ее достижения;
- действенность как выражение мотива в реальном профессиональном поведении;
- опосредованность как преломление побуждений определенными социальными эталонами и нормами;
- самостоятельность возникновения как проявление побуждения без помощи другого человека, без стимула извне;
- обобщенность как распространенность мотива на ряд видов трудовой деятельности;
- избирательность как направленность на определенную сторону профессионального
труда и др.12
Наряду с содержательными характеристиками, профессиональные мотивы обладают определенными динамическими параметрами:
- устойчивость как длительность сохранения через некоторое время и в разных ситуациях, в том числе в сложных и экстремальных условиях;
- интенсивность, сила как выраженность побуждений;
- длительность как распространенность на большие промежутки времени;
- переключаемость как легкость перехода от одного побуждения к другому;
- широта как распространенность на разное количество объектов, сторон труда;
- эмоциональная положительная или отрицательная модальность, эмоциональная окраска13.
В мотивационной сфере профессиональной деятельности происходят следующие изменения: меняется состав побуждений, входящих в мотивационную сферу, появляются новые мотивы и цели труда, исчезают некото-
10См.: Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис... д-ра психол. наук. М., 1998.
11 См.: Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2004.
12 Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2004. С. 181.
13 Леонтьев Д., Шалобанова Е. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-66.
рые старые. Например, вначале человек безразлично относился к своей специальности, главным мотивом был заработок, затем у того же человека появляются новые мотивы, интерес к содержанию труда, к процессу, к творчеству. Кроме того, меняются качественные параметры входящих в мотивационную сферу побуждений. Так, возможны следующие преобразования и «приращения»:
- превращение эпизодических ситуативных побуждений к труду в устойчивые, длительные;
- переход от рядоположенных, неупорядоченных к иерархически организованным, с доминированием отдельных мотивов;
- переход от мотивов профессиональной деятельности к мотивации профессионального общения и профессионального развития личности;
- движение от узко результативных мотивов репродуктивной деятельности к процессуальным, творческим;
- возрастание длительности, перспективности мотивации, когда профессиональные цели и планы охватывают больший промежуток времени;
- изменение самой модальности мотивации в профессиональной деятельности, например, мотивы ухода из профессии заменяются мотивами интереса к ее заново увиденному содержанию, неудовлетворенность трудом сменяется удовлетворенностью по мере достижения успеха;
- возрастание осознанности мотивов труда, изменение структуры мотивационной сферы профессиональной деятельности, иерархии и доминирования разных мотивов: то, что раньше в профессиональной деятельности
было самым значительным, например заработок, близость к дому, уходит на второй план, происходит придание нового смысла старым мотивам и средствам, переоценка критериев профессионализма, пересмотр собственной профессиональной самооценки14.
Изменение мотивации может происходить по механизму «сверху вниз» (через осознание человеком желательных для общества эталонов и мотивов) и «снизу вверх» (через включение человека в разные виды деятельности, в ходе которой во взаимодействии с другими людьми практически осваиваются и изменяются мотивы и цели труда человека).
Таким образом, формирование мотивации профессионального самоопределения — одна из важнейших задач учебного процесса. Специфическим психологическим средством формирования этого сложного явления может служить социально-психологический мотивационный тренинг. Этот метод позволяет развить социальную активность личности в группе, сформировать устойчивую мотивацию к профессиональному самоопределению и, как следствие, создать студентам комфортную атмосферу для обучения. Кроме того, процедура тренинга позволяет разрешить и ряд дополнительных задач — развить коммуникативные навыки, способности к рефлексии собственных действий, получить необходимую поддержку и, следовательно, сгладить основные проявления кризиса юношеского возраста. Результатами такого тренинга становятся переосмысление собственного профессионального выбора, определение специализации в обучении, формирование внутренней устойчивой мотивации к освоению профессии, а также нормализация межличностных отношений в группе студентов15.
Литература:
1. Авдуевская Е. П. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Жукова Ю. М., Петровской Л. А., Соловьевой О. В. - М.: Наука, 1994.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1986.
3. Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности / Вопросы психологии. -2002. - № 2. - С. 28-40.
14 См.: Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996; Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2004.
15 Cорокина Н. В. Социально-психологический тренинг развития мотивации профессионального самоопределения / Метод. пособие для преподавателей вузов и практических психологов. Тула, 200З.
4. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис... д-ра психол. наук. - М., 1998.
5. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3.
6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
7. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1990.
8. Леонтьев Д., Шалобанова Е. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57-66.
9. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2004.
10. Психологический словарь / Под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. - М.: Политиздат, 1990.
11. Cüрокина Н. В. Социально-психологический тренинг развития мотивации профессионального самоопределения / Метод. пособие для преподавателей вузов и практических психологов. - Тула, 2003.
12. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельности: В 2 т. - М.: Педагогика, 1986.