РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ С УЧЁТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА. ОСНОВНЫЕ ШАГИ И ИННОВАЦИИ
Петрова Ю.И., к.э.н., профессор, заместитель декана по учебной работе и международным связям факультета «Международные экономические отношения» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Москва, Россия Хасунцев А.А., студент 2 курса факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый
университет при Правительстве РФ», г. Москва, Россия Баракин А.Е., студент 2 курса факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый
университет при Правительстве РФ», г. Москва, Россия Фомина М.С., студентка 2 курса факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый
университет при Правительстве РФ», г. Москва, Россия
В данной статье рассматривается вопрос о рациональном развитии Московской агломерации с учетом её исторических особенностей, нынешних возможностей, а также зарубежного опыта при построении и интегрировании городских и сельских поселений.
Ключевые слова: агломерация, теория экуменополиса, «глобальные города», проект «Большой Париж», стимулирующий закон, сон-гдо - город будущего сегодня, государственно-частное партнерство, токийский подход.
DEVELOPMENT OF MOSCOW AGGLOMERATION WITH REGARD TO FOREIGN EXPERIENCE. THE BASIC STEPS AND INNOVATIONS
Petrova Y., Ph.D., professor, deputy dean for work and international relations of the International economic relations faculty, Financial
University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia Khasuntsev A., second-year student of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the
Russian Federation, Moscow, Russia Barakin A., second-year student of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian
Federation, Moscow, Russia
Fomina M., second-year student of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian
Federation, Moscow, Russia
In this article the question of rational development of the Moscow agglomeration with taking into account its historical features, present opportunities and foreign experience at construction and integration of city and rural settlements is considered.
Keywords: agglomeration, theory of Ecumenopolis. «global cities», project «Grand Paris», stimulus bill, songdo - city of the future, public-private partnership, tokyo approach.
Городская агломерация - это скопление жилых населенных пунктов, которые создают сложную систему транспортных связей, развитую промышленность, это огромная территория, превышающая понятие города. Агломерация является естественным этапом развития городов и человечества в целом, один из верхних уровней урбанизации на пути к экуменополису. Экуменополис1, либо ойку-менополис - сверхагломерация, образующая сплошную сеть заселения некой большой территории и представляющая собой конечную стадию урбанизации, вершину развития человечества, максимально заселившего планету. Примеры данного явления можно найти в различных научных работах2.
Агломерацию формирует возможность ежедневных маятниковых поездок, из чего понятно, почему радиус агломерации редко превышает сотню километров, а площадь её может составлять десятки тысяч кв. км. Другое дело, скопление агломераций, следующий уровень в таксономии урбанистических структур, называемый мегалополисом [1]. Мегалополисов сравнительно немного, в отличие от агломераций, которых в России не менее пятидесяти. Столичная занимает среди них уникальное место, рассмотрим кратко ее историю.
Городское агломерирование — явление для Средних веков не типичное и присущее двум последним столетиям. Так, в феодальной Московии субцентрами были города-крепости или столицы ранее удельных княжеств, отдаленные на 75—200 км по южному и западному направлениям. К стенам города примыкали посады, подгорные села и монастыри, появлению которых регион обязан развитию промышленности (разрастанию мануфактур и фабрик) и торговли. С XIX века направления железнодорожных путей сформировали «звездообразную» форму московской агломерации. На начало XX века Москва — десятый в мире и второй в России город по населению. Согласно переписи 1926 года, агломерация насчитывала около 2,5 млн. человек, включая в себя 8 городов и 36 поселков городского типа. За время первых пятилеток население выросло более чем в два раза. В 50-х развитие транспорта за счет электрификации железных дорог активизировало трудовые связи, приведя к расширению зоны доступности столицы. В 1959 г. Москва преодолела рубеж в 5 миллионов человек, агломерация в 9 милли-
онов. Замедлялись темпы роста при усложнении структуры, что выражалось в формировании агломераций второго порядка, когда ближние пригороды, по существу, стали её «внешними районами». Темпы урбанизационных процессов убывали по мере расширения зоны влияния Москвы и повышения плотности населения. В 70-е годы растут высокотехнологичные отрасли советского производства и сферы услуг, электрификация железных дорог находится в завершающей стадии, интенсивность связей возрастает. Число городов фиксируется, однако продолжает расти население, достигнув в 1979-м числа в 13,6 млн. человек и 7,9 млн. в Москве, соответственно. По отдельным направлениям столичная агломерация сближается с соседними областными центрами, образуя надагло-мерационную форму расселения, именуемую мегалополисом. За последние 20 лет она продолжала развиваться, всё более уплотняя ядро, усложняя структуру и расширяя границы. Для московской агломерации характерны следующие черты:
■ моноцентризм под влиянием столицы;
■ радиально-концентрическое устройство с резкими различиями центр — периферия;
■ полицентризм спутниковой зоны (равные экономические центры и агломерации второго порядка);
■ необычное для России развитие окружных центров в местах транспортных связей с крупными городами соседних областей.
Соседний пояс районов сливается со столицей, ряд городов теснее интегрирован с ней, чем некоторые части самой Москвы, картина схожая с концом 50-х, перед самым расширением границ ядра. Москва с ее ближними пригородами - это зона сплошной застройки. Расширение города дополнено расползанием во все стороны самой агломерации, обостряя транспортные проблемы и разрушая экологический каркас. Автомобилизация и рост скоростей на железных дорогах расширили область трудовых связей, отодвинув зону доступности за границу области. Главной причиной расширения является не улучшение транспортной доступности, а концентрации наиболее привлекательных рабочих мест в Москве при нехватке их в периферийных районах. В очагах ускоренного роста отраслей множились рабочие предложения, ориентированные на региональный рынок, где ежедневный въезд на работу стал превы-
шать выезд. Многие жители таких очагов работают в Москве, а мигранты из соседних городов и даже областей осваивают вновь освободившиеся места - феномен «замещающей занятости», наиболее характерный для агломераций второго порядка. Отрыв центра агломерации от окраин по уровню жизни увеличивает темп опустошения ранее освоенных территорий, создавая огромные контрасты между центром и глубинкой. Вопрос о структуре Московской агломерации остается открытым и трактуется по-разному. Ясно одно - в постсоветский период пропорции внутри агломерации изменились в пользу ядра за счет его ускоренного роста. В 90-х годах, при общем спаде экономики, в Москве был рост, в 2000-х началось социально-экономическое «подтягивание» пригородов к Москве, а это признак процесса субурбанизации хозяйства в виде интеграции промышленных и обслуживающих функций в пригородную зону. Данные тенденции усиливают полицентричность спутниковой зоны и ведут к постепенной трансформации агломерации в город-регион.
Развитие столь крупной и важной агломерации станет основополагающим в установлении будущего вектора развития новых территории России. Необходимо рационально подойти к освоению присоединенных муниципальных образований, как с целью эффективной работы механизма жизнеобеспечения города в целом, так и планирования роста всей Московской области для создания крупнейшего городского образования на планете. Город, который будет удобен для жизни, работы и отдыха, а так же станет стратегически важным объектом и одним из ведущих финансовых центров мира. Обратим внимание на то, как в ведущих регионах мира формировались агломерации, какие предпринимались меры для осуществления проектов, рассмотрим этапы становления и основные направления инновационного подхода сегодня.
Зарубежный опыт свидетельствует о ведущей роли государства в реализации крупных проектов развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Стимулирование межмуниципального взаимодействия можно найти за рубежом, например:
- во Франции населенным пунктам, реализующим совместный агломерационный проект, предоставляется финансирование в размере от 10 до 50%. [6]
- в Японии объединившиеся в агломерацию муниципалитеты дополнительно получают порядка 25% к бюджету в течение 5 лет.
[7]
Рассмотрим опыт Токио при развитии агломерации. В 60-70-х годах ХХ века правительство осуществляло этап преобразования городской территории, направленный на замещение неэффективного использования земель в пользу строительства жилья на их площадях. По мере перемещения фабрик в город индустриальные зоны, вернее их земля, была востребована столичным правительством и освоена им и застройщиками, обеспечивающими социальное жилье. [2]
С начала 80-х годов строительство Токио осуществлялось национальными строительными компаниями с государственным финансированием. Три основные группы частного сектора были вовлечены в городское реструктурирование. Первая - представители строительного бизнеса, вторая - это фирмы, использующие офисные помещения, третья - распространители городской идеологии: рекламные агентства и различные средства массовой информации. Развитие города на этом этапе характеризуется проектами со смешанными функциями, с вовлечением государственного сектора в форме совместного управления. Муниципалитет принимает на себя контролирующую роль, а застройщики переделывают городской ландшафт освобожденных территорий. За это время предприняты шаги равномерного развития в столичном регионе, создания субцентров и спутниковых городов.
Этап 2000-х тесно связан с периодом 1980-х, когда ставились цели по продвижению частного сектора в городском реструктурировании. Контроль и ограничения, включая коэффициент этажнос-
ти, был значительно ослаблен. Главным инструментом современного курса политики центрального правительства стал Закон «О городском возрождении» 2002 г., когда канцелярия премьер-министра могла фактически в обход местного правительства Токио и других городов сама определять территории для перестройки и давать значительные полномочия застройщикам [9].
Городские проекты развития в Токио свидетельствуют о важной роли национального и столичного правительств, предоставляющих поле деятельности для японских корпораций, которые перестраивают городской ландшафт с целью получения прибыли.
Интересным представляется опыт южнокорейского города Сонгдо при формировании городского пространства. Это один из первых высокотехнологичных городов XXI века. Одним из основных новшеств является застройка под ключ. До последнего времени лишь небольшие малоэтажные поселки, рассчитанные максимум на 30 тысяч жителей, строились под ключ. Теперь речь идет о целом городе с разновысокой застройкой, небоскребы на сотни тысяч жителей с полной инфраструктурой и всем набором коммунальных, развлекательных, образовательных и рекреационных услуг, таунхаусы на окраине, в соответствии с пирамидальной структурой планирования, от центра к окраинам.
Для начала следует определиться с проектированием и силами, которые будут задействованы в проектировании и создании города. Участники для реализации проекта - это девелоперы, инвесторы, муниципальная власть, на территории которой будет находиться будущий город, местный законодатель (на случай использования на территории «умного города», по каким-то причинам, зарубежного законодательства), проектирующие и комплектующие компании, строительные, рекламные и маркетинговые компании. Последовательность стадий создания «умного города» в укрупненном виде такова [8]:
1. Разработка и принятие решение девелопера о создании города, этап предпроектного исследования.
2. Выполнение генерального плана и проектирования.
3. Поиск инвесторов под генеральный план.
4. Осуществление строительства и продажи инфраструктуры.
Необходимость строительства города и выбор места определялись в соответствии с потребностями растущей внешней торговли страны и необходимостью максимального использования выгоды географического положения Сеула3 на перекрестке торговых путей, необходимостью создания свободной зоны торговли.
Международная экономическая зона Сонгдо, одно местоположение которой является предпосылкой, чтобы сделать ее важнейшим деловым центром Северо-Восточной Азии. В радиусе трехчасового полета от города проживает два миллиарда человек. Деловой центр города расположен в самом высоком небоскребе Южной Кореи4 - одной из главных достопримечательностей города. Данное многофункциональное сооружение предназначено для жизни и работы различных людей со всего света, реализована возможность проводить встречи и симпозиумы в расположенном поблизости конференц-центре.
Все коммерческие строения мегаполиса связаны между собой современной городской сетью, позволяющей компаниям работать с предельной эффективностью. Все системы жизнеобеспечения каждого здания общаются между собой через единый центр, что позволяет эффективно управлять всеми эксплуатационными системами, экономя при этом финансовые средства и энергию. Кроме того, сетевая инфраструктура города поддерживает видеосервисы, которые позволяют с легкостью проводить визуальные контакты в виртуальной среде при высоком качестве и с максимальным комфортом. "В каждом доме поддерживается технология Те1еРгезепсе5, позволяющая сокращать потери времени, связанные с ежедневными переездами". Сегодня по всему миру возникают "интеллектуальные" города XXI века, использующие технологию телеприсутствия для сокращения расходов времени и средств на транспорт.
1 Экуменополис - (греч. пОкпхмЭнз — Вселенная, обитаемый мир и рплзт — город). Данный термин был введен греческим архитектором Доксиадисом в 1968 году в работе «Экуменополис 2100 года»
2 Иван Ефремов «Туманность Андромеды», Евгений Велтисов «Победитель невозможного» («Ойкуменополис»), Айзек Азимов цикл «Основание», Гарри Гаррисон «Билл-герой галактики», Мир-город Равника из вселенной Magic: the Gathering.
3 Сеул (кор. Соуль — «столица») — столица и крупнейший город Республики Корея.
4 North East Asia Trade Tower - его высота 330 метров
5 Система телепресутствия. В отличие от традиционных систем видеосвязи, в большинстве своем показывающих удаленным собеседникам «говорящие головы» (которые, в случае многоточечного сеанса, пытаются «перекричать друг друга»), системы Telepresence обеспечивают изображение в натуральную величину, естественный визуальный контакт собеседников и трехмерный звук.
Тем не менее, к 2016 году город обойдет всех своих конкурентов: на его территории разместятся более 20 тысяч систем telepresence.
Сонгдо - компактный город с удобным расположением всех элементов городского хозяйства. К 2016 году город будет насчитывать 65 тысяч жителей, и еще 300 тысяч человек будут приезжать туда на работу. Решением рационального подхода к проблеме стало максимально эффективное расположение элементов городской инфраструктуры, получившее высокую оценку специалистов из многих стран. Это поистине город пешеходов и там, где расстояние можно преодолеть пешком за 10-15 минут, человек обходится без помощи транспорта. Сохранность окружающей среды имеет большое значение для любого города, поэтому там максимально расширили площадь парков, а автомобильные стоянки расположили под землей, к тому же преимущество при оплате парковки предоставляется экологически эффективным маркам автомобилей.
Население нашей планеты растет, а запасы питьевой воды сокращаются. К 2025 году число людей, проживающих в регионах с дефицитом воды, увеличится в 6,5 раз [3]. Необходимы новые методы рационального использования водных ресурсов. В Сонгдо для этого применяют новаторские решения, которые были осуществлены еще на этапе закладки фундамента. Город «собирает» всю дождевую воду, выпадающую над ним, используя ее для обеспечения жилищно-комунальных нужд. Центры хранения дынной воды имеются в каждом районе города. Также подвергаются очистке сточные воды, которые потом используются в парках и на промышленных предприятиях. Инновации в области водоснабжения позволят городу сократить потребление воды в коммерческих зданиях как минимум на 30 процентов. Сегодня Сонгдо - это процветающий город, построенный с нуля, который становится одним из международных финансовых центров Северо-Восточной Азии.
Некоторые решения различных городских проблем по всему миру были бы применимы у нас. Не секрет, что метрополитен Нью - Йорка является одним из самых протяженных в мире. Используя его опыт, мы сможет решить некоторые проблемы нашего метрополитена на основе методов и подходов американского мегаполиса. Узловая система передвижения поездов разгрузит станции в часы пик, так же на помощь может придти ввод дополнительных экспрессов по самым востребованным станциям.
Развитие продовольственного сектора и помощь агропромышленному комплексу возможно на примере парижского рынка «Ран-жис», открытого в 1969 году в рамках государственной программы организации снабжения продовольственных городов Франции, предусматривающей создание сети Рынков Национального значения. Цели, реализованные в рамках данной программы, позволили облегчить проблемы градостроительной и транспортной системы и повысить безопасность продуктов питания. Политическая воля Правительства позволила осуществить этот проект6. Основными целями рынка является прозрачная конкуренция и доступность товаров любым слоям населения, а первоочередная закупка у аграрных предприятий близлежащих районов, в свою очередь, дает поддержку данному сектору, у которого есть постоянный крупный закупщик. Необходимо создавать на территории будущего столичного региона подобные центры оптовой и розничной закупки, как социально важный проект для людей и агропромышленного комплекса.
Вопрос экологичности того или иного города становится все более важным для жителей при выборе потенциальных инвесторов, поэтому необходимо изначально проектировать строительство с учетом возможности максимально быстрой и эффективной уборки мусора. Уникальная по структуре и масштабам сеть Сонгдо соединяет каждый мусорный ящик в городе, что избавило его от бесконечного потока мусоросборочных машин и накопления отходов жизнедеятельности на свалках. По специальным трубам, прошивающим весь город, мусор доставляют в отдел переработки. Система проектировались так, чтобы уже на этапе передачи отхода трубы являлись первичным фильтром, на них возложена функция разделения различных видов мусора и в цех он попадает уже отсортированным. Далее все идет на переработку, мы имеем замкнутую цепь круговорота отходов. Экологичный подход мы встретим в каждом следующем проекте создания нового города, ведь в мире сейчас достаточно примеров, когда мусор является крупной проблемой, как например в Италии.
Экология априори является успехом рационального создания и жизнедеятельности будущего города. Вот несколько проектов, способных изменить жизнь уже существующей Москвы и сделать «Новую Москву» одним из самых экологичных городов.
«Зеленые крыши» - давно не новая тенденция, но в Москве это считается больше роскошью, нежели обычным сберегающим элементом для домов. Благодаря озеленению на 20-30% снижаются расходы на отопление и кондиционирование. Медленное испарение воды способствует сохранению естественной влажности воздуха, создавая здоровый микроклимат. Температура нагрева кровли снижается в 2-3 раза. Система озеленения крыш защищает от воздействия ультрафиолетовых лучей, а также прямого воздействия низких температур. Необходимо привлечь компании для разработки оптимального состава смеси, чтобы в дальнейшем преступить к реализации массового проекта озеленения крыш, что должно стать нормой градостроительства в обновленной столице.
Агломерационное развитие Москвы и страны в целом должно учитывать естественные процессы, происходящие в столице на протяжении веков. Изначально важно разработать пошаговый план действий для ведомств, установление рациональной нормативно-правовой базы и далее взаимодействовать в рамках ГЧП, предоставляя свободу строительным корпорациям, под жестким контролем государства. Необходимо производить планирование и строительство городов по передовым методикам преимуществ экологичного подхода. Мы имеем достаточное количество предпосылок для создания развитой и экономически сильной агломерации важнейшего региона нашей страны. Создан Департамент Развития Новых Территорий, уделяется огромное внимание со стороны высших государственных чиновников. Необходимо уже сейчас закладывать фундамент для решения транспортного коллапса, повышения эко-логичности всего столичного региона, строительства мирового финансового центра в «Новой Москве».
Литература:
1. Балацкий Е., Гусев А., Саакянц К. Пределы роста мегаполи-сов//Пространственная экономика №4, 2006.
2. Бутова Т.В., Голобородова О.В., Рашкеева И.В. Крупнейшие города в период глобализации// Управленческие науки. 2013. №4 (9). С. 9-14.
3. Бутова Т.В., Свиридова Е.С. Управление социально-экономическим развитием мегаполиса: понятие, сущность, значение// Микроэкономика. 2013. №6. С. 77-81.
4. Казков Ю.Н., В.В. Кондратенко. Архитектура мегополиса. Издательство : ДЕАН, 2007.
5. Эгераат Э. Жизнь без красоты. Издательство : Татлин. 20082011.
6. Рагулина Ю., Филатова Т., Новиков В. Стратегия развития городской агломерации: особенности, проблемы, перспективы. // Самоуправление. 2013. № 7-8. С. 12-16.
7. Сборник статей и аналитических материалов по конференции «Большая Москва» - «Большой Париж». Москва. 25.06.2012.
8. Saito A, Thomley A. Shifts in Tokyo's world city status and urban planning response// Urban studies. - L., 2003 Vol. 40 № 4.
9. Timberlake M., Smith D. "Global cities" and "Globalizatoin"
10. Waley P. Tokyo-as-World-City.
11. URL: http://www.cisco.com/ Дата обращения: 11.03.2014.
6 Управляющая компания «Симмарис» (общество со смешанным капиталом) имеет в настоящее время 53% на 47% преимущество государственного сектора.