Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 5 (2), с. 207-210
УДК 33 2.12
РАЗВИТИЕ МОНОГОРОДОВ РОССИИ
© 2011 г. Б.М. Титов 1, С.Б. Яшина 2
1 Нижегородский институт экономического развития 2 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 03.08.2011
Рассматриваются проблемы моногородов в России в историческом аспекте: основные показатели развития городов, реформирование производства и управления.
Ключевые слова: моногород, государство, инфраструктура, экономическое регулирование.
С недавнего времени в экономической терминологии появилось новое слово «моногород». Опираясь на российскую практику, моногород можно сравнить с близким по значению словом «город - завод», что отражает основную суть понятия - связь между заводом и населением, которая решающим образом влияет на жизнь города в целом.
Четкого определения «моногород» еще не сформировали, хотя история городов, развивающихся вокруг одного производства, уходит далеко в прошлое. Создание моногородов обуславливается необходимостью в конкретном производстве на данном этапе развития. Так, обращаясь к истории, можно проследить возникновение городов, неотъемлемо связанных с инициативами цивилизации. В 1492 году у соляных источников был основан город
Сольвычегодск, который являлся центром солеварения и соболиных ярмарок.
Свое начало города-заводы берут на Урале, где в эпоху Петра I создаются высокотехнологические производства. С развитием легкой промышленности и народных промыслов в XVIII, появляются такие города, как Оре-хово-Зуево, Семенов, Гжель. В 30-х годах ХХ века возникают моногорода, центром которых является не один завод, а комплекс предприятий: Воркута, Новокузнецк. Во время Второй мировой войны моногорода возникали в результате эвакуации предприятий, например, Шадринск. Следующая волна появления моногородов связана с развитием научнотехнического потенциала. Такие города, как Дубна, Троицк, Зеленоград, создаются вокруг научно -исследов ательских комплексов.
Таблица 1
Распределение моногородов в Приволжском федеральном округе ______________по отраслям основного производства________________
Отрасль Количество предприятий
Электроэнергетика 3
Черная металлургия 5
Цветная металлургия 7
Химическая и нефтехимическая промышленность 14
Машиностроение и металлообработка 26
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 4
Промышленность строительных материалов 12
Легкая промышленность 6
Пищевая промышленность 9
Научно-технический сектор 1
Таким образом, можно сказать, что возникновение моногородов исторически является особенностью России. Это результат адаптации к географическим, климатическим и временным особенностям. Моногорода весьма неравномерно распределены по территории России. Наибольшее количество сосредоточено в Уральском (Свердловская и Челябинская области) и Приволжском (Самарская, Нижегородская области, Пермский край) округах, что отражено на рисунке.
Для моногорода характерно:
• наличие в городе предприятия или комплекса предприятий, относящихся к одной отрасли;
• зависимость бюджетной части города от деятельности предприятия;
• ориентация профессионального состава рабочих на конкретное производство.
Можно выделить основные факторы, по которым образуется моногород: макроэкономические, отражающие общемировые тенденции развития экономики; общегосударственные, реализуемые в конкретной стране; факторы развития города. Их совокупность отразилась на сложной структуре моногородов.
На данный момент в России существует 335 моногородов, которые представляют такие отрасли, как черная и цветная металлургия, легкая промышленность, топливная, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность и др. Численность населения в городах варьируется от 700 человек до 790 тысяч человек. Наряду с такими крупными городами, как Тольятти, Набережные Челны, Липецк, Новокузнецк, где численность населения превышает 500 тысяч человек, основную массу (110 городов) составляют города с численность от 5 до 20 тысяч че-
ловек. В Приволжском федеральном округе насчитывают 87 моногородов, 13 - в Нижегородской области. Стоит отметить, что только одно предприятие в ПФО относится к научно-техническому сектору - ФГУП «РФЯЦ ВНИИЭФ», город Саров. Больше других в моногородах развиты машиностроение и металлообработка, а также химическая и нефтехимическая промышленность и промышленность строительных материалов. Отраслевая структура моногородов представлена в табл. 1.
С период мирового структурного кризиса проблема социально-экономического развития моногородов стала весьма острой. Отличительной чертой монопрофильных городов является большая зависимость от конкурентоспособности одного градообразующего предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих свою деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса. Именно поэтому часть моногородов, связанная с предприятиями сырьевого и инвестиционного комплексов и машиностроения, наиболее сильно испытала на себе последствия мирового экономического кризиса. Так, многие из них столкнулись с проблемой реформирования производства, поиска новых заказов и потребителей. Если в моногороде существует только одно производство, то переориентировать его под меняющиеся ситуации рынка очень сложно, поскольку все сферы жизни населения сконцентрированы на нем.
Основным инструментом выхода из тяжелой ситуации стал так называемый Комплексный инвестиционный план (КИП) модернизации моногорода. Структура и содержание КИПа имеет стратегический характер. На основе предложенных при участии Минрегионразвития рекомендаций формируются и успешно реали-
зуются КИПы ряда моногородов (более 150 планов на конец 2010 года).
Основными целями разработки и реализации комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов являются:
- в краткосрочном периоде - обеспечение занятости населения, особенно на предприятиях, находящихся в критическом состоянии.
- в средне- и долгосрочной перспективе -снижение доли градообразующего предприятия, создание новых производств, в том числе предприятий среднего и малого бизнеса.
В таких городах Нижегородской области, как Балахна, Ворсма, Павлово, Шахунья, снизилась доля градообразующего предприятия в общем объеме промышленного производства по сравнению с 2009 годом. Такой результат достигнут за счет развития малого и среднего предпринимательства. В 2010 году в моногородах создан 651 субъект малого предпринимательства, нетрадиционных для экономики моногородов отраслей (например, сельского хозяйства и птицеводства в Павлове, металлургического производства в Балахне и т. п.).
В списке моногородов, рассчитывающих на инновационную модернизацию за счет федерального обеспечения, 27 городов, из них 2 города Нижегородской области - Павлово и Заволжье.
Существует определенная диспропорция в развитии моногородов. С одной стороны, имеются успешные области и города, сумевшие в тяжелых внешних условиях продолжить динамичное развитие, с другой стороны - многие субъекты превращаются из доноров в реципиентов, быстро утрачивая свои позиции.
Негативные тенденции в диспропорциях территориального развития усугубляются следующими факторами.
• На сегодняшний день «человеческий капитал» становится главным фактором конкурентоспособности, поэтому борьба за лучших работников ведется как между местными, так и международными компаниями. Депрессивные территории быстро теряют кадровый потенциал (чем выше квалификация, тем проще человеку найти хорошую работу и переехать в более успешный регион) и еще больше усугубляют своё тяжелое положение.
• Ограниченность финансовых ресурсов в федеральном и региональном бюджетах сокращает возможность получения помощи городу из данных источников.
• Инвесторы менее охотно вкладывают средства в новые проекты, способствующие развитию территорий (производственные мощ-
ности, инфраструктура и т. п.), при этом они требуют от региональных и местных властей существенных льгот, которых муниципалитеты предоставить не могут.
Усиление диспропорций между регионами и моногородами, вызванное мировым структурным кризисом, в условиях обострения конкуренции за ресурсы на всех уровнях требует хорошо продуманных, скоординированных действий стратегического характера всех заинтересованных в развитии территории сторон.
Для эффективного управления моногородом важно сформировать комплексную систему показателей, отражающую стратегические приоритеты, а также позволяющую оценить изменение всех систем, определяющих успешность развития территории.
После цикла развития моногород необходимо поддерживать и находить новые цели и задачи. Особое внимание нужно уделить развитию предпринимательства в моногородах. Это даст новый импульс жизни города. Необходимы также новые предложения, новые идеи, уже не связанные с предприятием, но способствующие занятости населения, повышению его социального статуса, развитию малого бизнеса.
Большинство методик, как отечественных, так и зарубежных, сходятся в том, что при развитии моногородов необходимо обязательно оценивать следующие аспекты: социальная
сфера, экономическая сфера, бюджет, ресурсный потенциал.
Управление моногородами является ярким примером государственного регулирования экономики. Население должно принимать активное участие в этих процессах. Для уменьшения структурной безработицы необходимо организовать обучение новым профессиям, способствовать повышению квалификации. Муниципалитеты должны вести работу по формированию новых рабочих мест, развивать производственную и социальную инфраструктуру города.
Каждый моногород должен оцениваться не только по экономическим, но и по социальным показателям. Новые пути развития и реформирования производства должны учитывать потребности как всего региона, так и страны в целом. Государственным структурам необходимо оказывать помощь моногородам в поиске новых партнеров, заказчиков. Эти структуры должны способствовать переходу предприятия на новый уровень развития для привлечения как отечественных, так и зарубежных компаний.
Для успешного развития моногорода очень важно также эффективно использовать имеющиеся на территории ресурсы, а если они ограничены, то необходимо попытаться привлечь их извне. В качестве источников развития моногорода можно выделить следующие типы ресурсов:
• природные (полезные ископаемые, плодородные земли, леса);
• энергетические (генерирующие мощности АЭС, ТЭЦ, гидростанций);
• научно-производственные (уникальные специалисты, технологии, оборудование);
• туристические (уникальные природные, историко-культурные, культовые и технические объекты);
• транспортно-инфраструктурные (железная дорога, федеральные автотрассы, большие реки).
Существуют примеры реабилитации моногорода за счет государственного бюджета. Так, в г. Глазго в Великобритании был построен театр и дворец съездов, что позволило проводить культурные мероприятия мирового масштаба. В городе Корби в Великобритании была создана свободная зона. Государство гарантировало минимальное регулирование бизнеса и предложило на 10 лет отменить налог на собственность и арендную плату.
В городе Сокол, Вологодская область, комплексным инвестиционным планом развития города предусматривается формирование кластера индустриального деревянного малоэтажного домостроения.
В Рурской области в Германии прошла реабилитация монотерриторий, на которых ведется угледобыча. Реализована программа развития вузов за счет федерального бюджета - количество мест было доведено до 150 тыс.
В Дмитровграде формируется национальный ядерно-инновационный кластер, состоящий из
следующих взаимосвязанных элементов: Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии, создающегося на базе ГНЦ НИИАР, Центра обучения и переподготовки кадров по ядерным технологиям и медицине и научно-технического центра.
Также есть примеры развития туристического потенциала маленьких городов. Например, город Великий Устюг, с населением 31 тысяча человек, был объявлен родиной Деда Мороза. Ежегодно в город приезжают более 200 тысяч туристов.
В городе Белая Холуница, с населением 11 тысяч человек, построен горнолыжный комплекс протяженностью трасс 1200 м, гостиничный комплекс на 90 мест, кафе на 45 мест, банный комплекс, конюшня, мотоклуб, спортинг-площадка. Планируется строительство яхт-клуба, спортивного центра, аквапарка.
Моногорода должны стать одними из активных участников модернизации и диверсификации экономики, соответствовать рациональности и динамичности нынешнего времени, в том числе современным мировым трендам, сохранить преемственность и адаптировать к современным условиям накопленный позитивный опыт работы и традиции, действовать инициативно и открыто, постоянно доказывая свою перспективность и конкурентоспособность.
Список литературы
1. Крючкина Л.И., Тургель И.Д. Тенденции и проблемы формирования системы моногородов России // Чиновник. 2008. № 108 (53). ЦКЪ: Ьйр://сЫпоушк. uapa.ru
2. Орлеанская Э.К. Моногорода - проблемы и пути решения. иКЬ: http://www.samoupravlenie.ru/35-03.рЬр
3. Моногорода России. Союз Российских городов. иКЬ: http://www.monogorod.org/
DEVELOPMENT OF ONE-COMPANY TOWNS IN RUSSIA B.M. Titov, S.B. Yashina
We examine some problems of one-company towns in Russia with the account of the historical perspective. Basic parameters of one-company towns’ development are considered along with the problems of reforming the production and management.
Keywords: one-company town, state, infrastructure, economic control.