Ахунов Р.Р.
кандидат экономических наук, доцент, DBA директор Института экономики, финансов и бизнеса, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Россия, г. Уфа
УДК 332.1
РАЗВИТИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СИСТЕМЕ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
В статье конкурентоспособность региона рассмотрена как относительная характеристика, отражающая степень реализации его воспроизводственного потенциала в межрегиональном пространстве. В качестве одной из важнейших функций конкурентоспособности определено расширение регионального потенциала за счет внешних по отношению к региону источников, привлекаемых за счет развития межрегиональной интеграции.
Выявлено, что с переходом от плановой экономики к рыночной разрушен единый народнохозяйственный комплекс, конфигурация регионов в хозяйственном пространстве приобрела фрагментарный вид. Поэтому предложены направления усиления межрегиональной интеграции, а именно: системное формирование межрегиональных рынков, повышение интенсивности объединения экономического пространства страны, укрепление горизонтальных связей и интеграции разрозненных субъектов в мегатерритории, создание системы их мониторинга, выявление и решение макрорегиональных проблем, развитие межрегиональной инфраструктуры, организация совместных предприятий для усиления кооперации, особых межрегиональных зон, разработка мегатерриториальных стратегий, реализация государственных макропрограмм социально-экономического развития и инвестирования, общих проектов, в которые вовлечены десятки регионов с учетом их производственной специализации, межрегиональных связей, транспортных и логистических возможностей.
В статье предложено структурирование процесса межрегиональной интеграции в четыре стадии: информационную, интерактивную, программно-проектную и кластерную. Выделены этапы формирования межрегионального взаимодействия: подготовительный, аналитический, проектный, организационно-координационный.
Ключевые слова: регион, региональная экономика, конкурентоспособность региона, воспроизводственный потенциал региона, межрегиональная интеграция, межрегиональные связи, межрегиональное взаимодействие, стадии межрегиональной интеграции, этапы формирования межрегионального взаимодействия, межрегиональный кластер.
THE DEVELOPMENT OF THE INTERREGIONAL INTEGRATION AS A DIRECTION OF INCREASE OF THE COMPETITIVENESS IN THE REGION'S REPRODUCTIVE POTENTIAL SYSTEM
The article devoted to the competitiveness of the region as a relative characteristic, reflecting the extent of the realization of region's reproductive capacity in the interregional space. As one of the most important features of competitiveness is determined to enhance the regional capacity through external, attracted by the development of interregional integration.
It was found that the transition from a planned economy to a market de-stroyed the single economic complex, the configuration of the regions in economic space gained fragmentary. Therefore it suggested the direction of strengthening the inter-regional integration: the system formation of the interregional markets, increasing the intensity of the integration of the economic space, strengthening the horizontal linkages and integration of the disparate subjects in the megaregions, creating a system of monitoring, identifying and addressing the macro-regional problems, the development of the inter-regional infrastructure, organization aimed the joint ventures to enhance the cooperation, creating the special interregional development zone, making the government strategies of the macro
socio-economic development and investment, joint projects that involve dozens of regions based on their production specialization, interregional relations, transport and logistics capa-bilities.
The article suggested structuring of interregional integration process in four stages: information, interactive, program, project and cluster. There is also stages of formation of interregional cooperation: preparation, analytical, design, organization and coordination.
Key words: region, regional economy, competitiveness of the region, reproductive potential of the region, interregional integration, interregional relations, interregional cooperation, stages of interregional integration, stages of formation of interregional cooperation, interregional cluster.
В настоящее время значительная часть проблем, возникающих на региональном уровне, является следствием конкурентоспособности региона, его конкурентных позиций.
В то же время концепция межрегиональной конкуренции и конкурентоспособности региона до сих пор не приобрела своей системной формы в теории региональной экономики и сохраняет свою фрагментарность. На наш взгляд, в качестве одного из способов решения обозначенной методологической проблемы можно предложить увязку конкурентоспособности региона с его воспроизводственным потенциалом.
Воспроизводственный потенциал региона выступает одним из фундаментов социально-экономического развития территории, который, по сути, является не только системообразующим звеном в формировании структуры региональной экономики и ее долгосрочного функционирования, но и играет ведущую роль при постановке задач перспективного развития региональными органами управления. Наиболее ком-
плексно воспроизводственный потенциал региона представлен в трудах К.Н. Юсупова и А.В. Янгиро-ва [1, 2, 3], которые соотносят его как с процессом производства, так и фазами распределения, обмена и потребления. Воспроизводственный потенциал ими раскрывается через имеющиеся ресурсы (природные, капитальные и трудовые) и достигнутые результаты региональной экономики (ключевым из которых является валовой региональный продукт), которые обуславливаются отраслевой (видовой) структурой территории, а также характером участия региона в межрегиональном и международном обмене.
В развитие подхода представленных авторов воспроизводственный потенциал региона предлагается нами рассматривать как совокупность ресурсов и предпосылок их использования в разрезе четырех субъектно-функциональных составляющих: регионального пространства, системы управления, бизнеса, населения, взаимодействующих в процессе воспроизводства (рис. 1).
Воспроизводственный потенциал региона
Воспроизводственный потенциал системы управления регионом
Воспроизводственный потенциал бизнеса
им
Воспроизводственный
Воспроизводственный потенциал регионального ространства
Результаты
МММ!!
Воспроизводственный процесс в регионе
Стратегические цели социально-экономического развития регион а
Рис. 1. Концептуальная схема воспроизводственного потенциала региона
Конкурентоспособностью же региона будет яв- щая степень реализации воспроизводственного по-ляться его относительная характеристика, отражаю- тенциала в межрегиональном пространстве (рис. 2).
Воспроизводственный потенциал региона
Воспроизводственный потенциал бизнеса
Воспроизводственный < потенциал населения
Воспроизводственный
потенциал системы управления регионом
Воспроизводственный потенциал регионального пространства
Специфика реализации воспроизводственно го потенциала
Сочетание и +
(Качественные характеристики ементов потенциала
взаимодействие между элементами потенциала
Межрегиональное и международное взаимодействие с потенциалами инорегиональных субъектов
Специфика формирования воспроизводственного потенциала
Привлекательность региона
Позиции региона в межрегиональном и международном пространствах
Конкурентоспособность региона
Рис. 2. Концептуальная схема теоретико-методологического подхода к определению конкурентоспособности региона
Конкурентоспособность в широком смысле является одновременно и фактором формирования, и результатом реализации потенциала. Как фактор конкурентоспособность призвана трансформировать потенциал в конкурентные преимущества и реализовать две основные функции. Первая функция направлена на сохранение накопленного воспроизводственного потенциала. Вторая функция заключается в расширении регионального потенциала за счет вовлечения инорегиональных источников.
Вместе с тем конкурентоспособность - это результат, итог реализации на определенном промежутке времени воспроизводственного потенциала региона, представляемый как такое конкурентное сочетание (структура) его составляющих, которое поспособствует их высокой производительности; повышению благосостояния населения; адаптации элементов потенциала к жестким требованиям рыночной среды, включая усиливающиеся процессы
глобализации; формированию эффективной институциональной среды; максимальному задействованию генетических факторов, определяющих формирование и развитие конкретного региона.
Несмотря на то, что конкурентоспособность территории подразумевает в определенной степени ее индивидуализированность, расчет на себя и свои возможности, тем не менее, на наш взгляд, важным направлением в конкурентном развитии региона является максимальное извлечение им выгод от взаимодействия с другими регионами-субъектами, когда конкурентные преимущества регионов не противопоставляются, а объединяются, кратно усиливая их положительный эффект.
Это предполагает активное участие в процессах межрегиональной экономической интеграции, в том числе и на уровне макрорегионов России. В [4, с. 73] проведено эмпирическое тестирование модели, в которой внешние пространственные эффекты - экстерналии,
Источник: составлено на основе межотраслевых балансов Башкирской АССР за 1966, 1972, 1977, 1982 гг., сведений Башкортостанстата и Башкортостанской таможни; в таблице использован ВРП за 1966, 1972, 1977, 1982 гг., рассчитанный А.В. Янгировым [5, с. 71-73].
вызванные экономическим ростом в регионе, рассматриваются как ресурс развития соседних регионов. При этом, эти результаты оценок показывают, что пространственные экстерналии служат фактором, оказывающим влияние на темпы экономического роста других регионов.
Среди наиболее перспективных для региона направлений межрегиональной интеграции можно выделить: рыночное - обмен товарами, услугами, ресурсами (в том числе трудовыми, финансовыми, природными); проектное - разработка и реализация совместных проектов и программ; институциональное - унификация правил, регламентов, процедур, институтов развития. Такой формат взаимодействия получил название «К2Я» (регион - регион).
Как это ни парадоксально, изучение стратегий развития российских регионов показало, что если внешнеэкономическим связям в них уделяется какое-то внимание, то формированию четких, системных взаимоотношений с другими регионами - субъектами с нацеленностью на реализацию совместно с ними конкретных проектов не придается практически никакого значения.
На современном этапе приходится констатировать экономическую разобщенность, фрагментарную
конфигурацию хозяйственного пространства Российской Федерации. Генезис этого связан с беспрецедентными системными, в большей степени негативными, трансформациями всех сфер жизнедеятельности на рубеже 90-х годов XX столетия. Произошел неоправданный отказ от макрегионального подхода и переход на уровень отдельного региона.
Начиная с этого периода, хаотичное развитие субъектов федерации, пытавшихся самостоятельно нащупать пути к выживанию, обусловило не только их собственные огромные потери, но и кризис российской экономики в целом. Тем не менее проблемы реинтеграции регионов, восстановления их производственно-хозяйственных связей, межрегиональных торговых отношений продолжают оставаться нерешенными по сей день, а в условиях международных санкций, поиска способов импортозамещения на современном непростом этапе развития они только обостряются [7].
На примере Республики Башкортостан на основе информации системы межотраслевых отчетных статических балансов (МОБ) покажем, как процессы участия региона в межрайонном и международном обменных процессах трансформировались при переходе от планового к рыночному периодам.
Таблица 1
Абсолютные показатели межрегионального (межрайонного) и международного обмена Республики Башкортостан, млн. руб.
Годы ВРП Вывоз, включая экспорт Ввоз, включая импорт Сальдо
1966 4 444,5 2 651,9 1 712,9 939,0
1972 6 582,4 4 264,3 3 275,5 988,8
1977 8 336,9 6 519,6 4 424,7 2 094,9
1982 10 597,2 9 399,0 6 795,7 2 603,3
2009 647 911,7 399 765,1 72 744,9 327 679,8
2010 759 203,3 615 424,2 81 880,7 535 543,5
2011 941 023,6 725 152,0 106 844,5 618 307,5
2012 1 149 384,6 755 527,7 135 694,2 619 833,5
2013 126 698,3 839 091,2 141 029,8 698 061,4
2014 1 343 857,2 898 638,2 143 788,6 760 749,6
Как видно из материалов таблицы, наблюдается устойчивая тенденция роста как валового регионального продукта, так и вывоза, включая экспорт, ввоза, включая импорт, а также сальдо между ними. При прочих равных условиях это - позитивный показатель усиления обменной деятельности республики с ростом ВРП.
Так, если рост ВРП за 1966-2014 годы составил 302,4 раза, то рост вывоза, включая экспорт, за этот же период происходил опережающими тем-
пами и составил 338,9 раза, а рост ввоза, включая импорт, показывал от первых двух значительно отставание (увеличение в 83,9 раза). За рассматриваемый период положительное сальдо межрайонного и международного обмена выросло в наибольшей степени - в 810,2 раза. Представленные в абсолютном выражении показатели, с одной стороны, свидетельствуют о значительной активизации участия республики в межрегиональных и международных процессах.
Однако картина несколько изменяется при рас- влеченности Республики Башкортостан в межрегио-смотрении относительных параметров степени во- нальные и международные процессы.
Таблица 2
Относительные показатели межрайонного и международного обмена Республики Башкортостан, %
Год Отношение вывоза к ВРП Отношение экспорта к ВРП Отношение ввоза к ВРП Отношение импорта к ВРП Доля сальдо вывоза и ввоза в ВРП Доля чистого экспорта в ВРП Доля сальдо вывоза (вкл. экспорт)и ввоза (вкл. импорт) в ВРП
1966 59,7 38,5 - 21,1
1972 64,8 49,8 - - 15,0
1977 78,2 53,1 - - 25,1
1982 87,2 1,5 60,0 4,1 27,2 -2,6 24,6
2009 38,9 22,8 8,7 2,6 30,2 20,2 50,5
2010 44,1 36,9 8,3 2,5 35,8 34,5 70,3
2011 43,6 33,5 8,4 2,9 35,1 30,6 65,7
2012 35,6 30,1 8,5 3,3 27,1 26,8 53,9
2013 32,7 33,5 8,5 2,6 24,2 30,9 55,1
2014 30,8 36,1 8,1 2,6 22,7 33,5 56,2
* Нет данных
Источник: рассчитано автором.
Если в 1966-1982 годах общее сальдо вывоза (включая экспорт) и ввоза (включая импорт) колебалось около 21 % по отношению к ВРП, то в 20092014 годах оно в среднем составило примерно 59 %, увеличившись в 1,8 раза.
В то же время, если проанализировать отношение суммы вывоза и экспорта к ВРП, то получится, что к 1982 году оно достигло почти 89 %, а к 2014 году снизилось до 67%. А по ввозу (включая импорт) относительно ВРП также заметно снижение: с 64,1 % в 1982 году до чуть более 10 % в 2014 году.
То есть по относительным показателям можно сделать вывод об общем снижении степени вовлеченности республики во внешнеэкономические процессы.
Ввиду того, что экспорт и импорт в составе МОБ за 1966-1977 годы не анализировался, сравнивать их возможно только с 1982 годом. Отчетливо прослеживается тенденция снижения вывоза относительно ВРП: с 87,2 % в 1982 году до 30,8 % в 2014 году, увеличения экспорта с 1,5 до 36,1 % за тот же период. Увеличения импорта также не произошло, более того: если в 1982 году его объем относительно ВРП составлял более 4 %, то в 2014 году - 2,6 %. Уровень ввоза в аналогичном исчислении демонстрирует признаки снижения.
Таким образом, на основе информации за 1982 год можно сделать вывод, что до перехода к рыночной экономике сальдо вывоза - ввоза было относительно невысоким (по сравнению с современным периодом) вследствие высоких значений как вывоза, так и ввоза (при незначительных объемах экспорта
и импорта). За анализируемый период их сальдо увеличилось за счет снижения ввоза.
На уровне федерального центра уже постепенно приходит осознание этих проблем. В настоящее время в качестве первых шагов восстановления межрегиональной интеграции частично введены в оборот такие регионы, как Дальний Восток, Север. Есть уровень федеральных округов. Но все эти категории применяются в административном процессе как средство транслирования директив федерального центра, а не как объекты экономического управления. Между тем на протяжении всей российской истории управление социально-экономическим развитием государства на базе мегатерриторий доказало свою эффективность.
Сейчас же приходится наблюдать отсутствие целостной государственной экономической политики со стороны федерального центра по отношению к мегатерриториям. Практически исчезли и соответствующие экономические исследования, «ушедшие» на уровень субъектов федерации. По сути, прекращены разработки, позволяющие количественно описывать мегатерриториальный процесс расширенного воспроизводства, сопоставлять на этом уровне объемы производства и распределения продукта, национального дохода, раскрывать структуру производства, определять взаимосвязи видов экономической деятельности.
Нельзя не признать и слабость законодательной базы в области межрегиональной интеграции, причем как федеральной, так и региональной. В настоящее время имеется лишь один федеральный закон,
буквально рамочно регулирующий общие принципы организации и функционирования ассоциаций взаимодействия регионов-субъектов (№ 211-ФЗ от 17.12.1999 г.), включающий только 10 статей.
В нем отмечается, что ассоциации между регионами-субъектами создаются в виде некоммерческой организации под учредительством региональных органов государственной власти в целях эффективного взаимодействия на основе объединения ресурсов, рационального использования потенциала, социальной защиты населения и стабилизации экономического положения, совершенствования управления хозяйствующими субъектами, достижения устойчивого развития региональной экономики, представления интересов членов-регионов, взаимодействия по экономическим, социальным, организационным, научно-техническим вопросам развития, формирования совместных программ и проектов, оптимального размещения в регионах производительных сил, развития коммуникаций, социальной и производственной инфраструктуры, подготовки предложений по различному кругу вопросов (международные и внешнеэкономические связи, бюджетно-налоговые, реализация инвестиционных программ, совершенствование законодательства), повышения занятости и развития дополнительного образования, формирования информационных структур, банка данных. На наш взгляд, необходимо принятие отдельного законодательного акта, регулирующего формы и порядок межрегионального взаимодействия, механизмы стимулирования межрегиональной интеграции.
На региональном уровне также можно обнаружить, что в большинстве регионов в их учредительных документах (конституциях и уставах) практически отсутствуют упоминания о межрегиональном взаимодействии, что свидетельствует об их изначальной ориентации только на внутренние процессы. Считанное число регионов имеют собственную нормативно-правовую базу, касающуюся формирования межрегиональных связей. Среди них можно отметить Тамбовскую, Тульскую, Новосибирскую, Амурскую области, Республики Алтай и Тыва. Но и в них в основном эти акты регулируют лишь порядок, связанный с заключением соглашений и договоров о сотрудничестве между регионами, что не может охватывать всю проблематику межрегиональных экономических отношений.
В этой связи полагаем, что в каждом регионе (а не в небольшой их части) должен быть создан целый сегмент в нормативно-правовом и стратегическом обеспечении, посвященный активизации межрегионального взаимодействия, включая соответствующие разделы в конституциях и уставах регионов, в долгосрочных стратегиях социально-экономического развития, специальные стратегии,
концепции и направления политики в этой сфере, региональные законодательные акты, регулирующие различные аспекты межрегиональных связей и сотрудничества, и программы, направленные на развитие межрегиональной составляющей конкретных отраслей и сфер региональной экономики.
Конечно, формально все российские регионы распределены по восьми ассоциациям - это «Северо-Запад», «Центральный федеральный округ», «Центрально-Черноземная», «Большая Волга», «Большой Урал», «Северный Кавказ», «Сибирское соглашение», «Дальний Восток и Забайкалье». Однако изучение деятельности этих ассоциаций показало, что они в большей степени носят номинальный и декларативный характер, ориентированы на рамочное сотрудничество, направлены на представительские и совещательные функции, практически не работают даже на те, относительно немногие, прописанные в упомянутом выше законе цели и направления, не реализуют потенциал межрегионального взаимодействия.
Поэтому, на наш взгляд, перед подобными ассоциациями стоят более масштабные задачи, касающиеся системного формирования межрегиональных рынков, повышения интенсивности объединения экономического пространства страны, укрепления горизонтальных связей и интеграции разрозненных субъектов в мегатерритории, создания системы их мониторинга, исследования и анализа воспроизводственного потенциала, формирования эффективного управления, что подразумевает выявление и решение макрорегиональных проблем, развитие межрегиональной инфраструктуры, организацию совместных предприятий для усиления кооперации, особых межрегиональных зон, разработку мегатерриториальных стратегий, реализацию государственных макропрограмм социально-экономического развития и инвестирования, общих проектов, в которые вовлечены десятки регионов с учетом их производственной специализации, межрегиональных связей, транспортных и логистических возможностей. Но все же полагаем, что процессы межрегиональной интеграции не могут быть отданы на стихийное развитие и саморегулирование, ключевую роль в этом должен взять на себя федеральный центр.
Межрегиональная интеграция - это достаточно всеобъемлющее явление, охватывающее взаимодействие между регионами не только в производственной (промышленной, сельскохозяйственной), но и финансовой, инвестиционной, инновационной, энергетической, транспортной сферах, а также областях трудового, человеческого потенциала и сферы услуг. Это действенный механизм взаимного обеспечения стабильным сбытом продукции и услуг, загрузки мощностей, межрегионального оборота сельскохозяйственной продукции, процессов импор-
тозамещения. Но в то же время этот механизм отличает сложность и тонкость, так как здесь пересекаются интересы сразу нескольких сильных участников: федерального центра, органов управления нескольких регионов, крупных хозяйствующих субъектов.
Необходимо учитывать, что к настоящему времени сложился ряд факторов, которые объективно способствуют развитию межрегиональной интеграции: сложившееся разделение труда в регионах; трансрегиональный характер транспортной, энергетической, торговой, финансово-кредитной и др. систем;
активное развитие надрегиональных хозяйствующих субъектов, таких как, например, коммерческие банки, «РЖД», «Газпром», добывающие вертикально-интегрированные корпорации.
В настоящем исследовании мы предлагаем в рамках представляемой концепции следующую схему реализации межрегионального взаимодействия, которая может быть реализована в несколько стадий, ступеней в вовлечении региона в межрегиональную интеграцию: информационная, интерактивная, программно-проектная и кластерная (рис. 3).
Стадия 1 Информационная
«
0
1
-с -
а
I
О X
Стадии межрегионального взаимодействия
Рис. 3. Схема реализации межрегионального взаимодействия
Первая стадия - информационная. Эта стадия в большей степени односторонняя, исходящая от одного региона. Она предполагает создание имиджа региона, продвижение продукции и услуг конкретного субъекта федерации на межрегиональные рынки, в том числе и через средства массовой информации, и основывается на информационной, рекламной, презентационной, форумной, выставочной и ярмарочной деятельности, развитии сети собственных представительств в других регионах. Несмотря на относительную простоту этой стадии, она весьма важна, ввиду того что менталитет большинства регионов скорее тяготеет к информационной закрытости, нежели открытости.
Вторая стадия - интерактивная. В отличие от предыдущей эта стадия предполагает налаживание взаимодействия и взаимную координацию регионов. Преимущественный настрой регионов на обособленное развитие, сохраняющееся достаточно сильное недоверие друг к другу, отсутствие стимулов к скоординированной работе служат серьезным препятствием на пути активных взаимоотношений регионов. Начинаться она может с совместных заседаний глав регионов, законо-
дательных и исполнительных органов власти, обмена информацией о производимых товарах и оказываемых услугах, совместных (разовых) мероприятий в области культуры, образования, здравоохранения, выставок, презентаций и ярмарок, обмена визитами, делегациями. Отметим, что для эффективного развития даже этих простых форм взаимодействия нужна весьма глубокая проработка подобных мероприятий по наполнению их конструктивным содержанием, чем регионы нередко пренебрегают, ограничиваясь их формальным и эпизодическим (даже разовым) характером.
Дальнейшим развитием этой стадии является заключение межрегиональных соглашений. Надо отметить, что подобные соглашения получили определенное распространение среди российских регионов, однако в большинстве своем они носят достаточно общий, рамочный характер, касающийся торгового, культурного, социального, научно-технического сотрудничества (то есть, на наш взгляд, стремятся охватывать относительно «легкие» и простые формы) [6]. В то же время остается невостребованным взаимодействие по направлениям совместного развития
промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др. (то есть, другими словами, по «тяжелым» направлениям, касающимся непосредственно реального сектора). Изучение практики межрегионального взаимодействия показывает, что большинство регионов «застряло» именно на этой половине интерактивной ступени.
Более высокой ступенью интерактивной стадии можно считать создание и участие в постоянно действующих межрегиональных органах, одной из форм которых являются межрегиональные ассоциации (о них уже было отмечено выше). В рамках них, полагаем, что одним из важных шагов на пути усиления интеграции регионов является эффективное формирование условий для развития межрегиональных рынков, которые служат основой обмена между регионами товарами и услугами, обеспечивающего движение межрегиональных товарных потоков. Системное развитие подобных рынков, обоснованное их регулирование как федеральными, так и региональными органами власти позволило бы «сшить» пространство России и объединить регионы-субъекты. Для этого необходима работа над правовым обеспечением функционирования межрегиональных рынков, развитием их инфраструктуры (в том числе выставочных комплексов, торгово-культурных центров и т. д.). В результате, на наш взгляд, участие регионов в ассоциациях должно приводить к увеличению в каждом из них документов, касающихся интенсификации межрегиональных связей: нормативно-правовых актов, стратегий, совместных планов мероприятий, протоколов по максимально широкому кругу направлений сотрудничества, и, соответственно, к расширению системы совместных органов (советов, комитетов), позволяющих эффективно производить обмен информацией, создавать общие информационно-аналитические системы, вести научно-методическое обеспечение.
Третья стадия - программно-проектная. Ее цель - разработка и реализация совместных, в первую очередь, инвестиционных проектов, имеющих межрегиональное значение, а также федеральных межрегиональных целевых программ. Развитие этой стадии потребует создания институтов как на микроуровне (холдингов, финансово-промышленных групп), так и на макроуровне (различного рода межрегиональные организации экономического сотрудничества, институты развития макрорегионов по аналогии с международными). Во втором случае речь может идти о совместных страховых, инвестиционных, венчурных фондах, инжиниринговых центрах, межрегиональных банках развития, трансрегиональных клиринговых и расчетных организациях, общих научных центрах, объединяющих вузы и научные учреждения регионов.
Отметим, что, по существу, федеральная институциональная база для развития этой стадии в определенной степени представлена. Функционирует Инвестиционный фонд Российской Федерации, одной из задач которого является поддержка проектов, имеющих межрегиональное значение, кроме того, и в федеральном бюджете предусматриваются субсидии на софинансирование межрегиональных проектов, созданы на уровне страны соответствующие: Правительственная комиссия для формирования перечня подобных проектов и Инвестиционная комиссия для их отбора. Однако этот потенциал не используется, прежде всего, ввиду отсутствия проектов и инициатив со стороны регионов.
На наш взгляд, это обуславливается, в первую очередь, тем, что регионы поставлены в ситуацию «перетягивания одеяла»: они ориентированы на обеспечение своей доходной базы только для себя и любой ценой, в большей степени в ущерб межрегиональному взаимодействию. Значит, должны быть созданы стимулы и мотивы для этого, ориентирующие регионы на развитие горизонтальных связей, к примеру, степень развития межрегиональных связей вполне может быть включена в оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов (которые на современном этапе никак там не учтены).
В процессе построения межрегиональных связей весьма важно правильно произвести отбор регионов по приоритетности взаимодействия с ними. Полагаем, что наиболее вероятными регионами-партнерами для конкретного субъекта федерации при разработке и реализации совместных проектов могут стать, прежде всего, географически близкие, уже находящиеся с ним в сопряженных связях и, что немаловажно, с высоким уровнем экономического развития и значительным объемом потребления продукции и услуг. Ключевой проблемой, сдерживающей межрегиональную интеграцию, является достаточно слабое транспортное обеспечение. А без соответствующей транспортной инфраструктуры развитие межрегионального взаимодействия невозможно. Поэтому совместные проекты могут начинаться со строительства отдельных объектов транспортной составляющей (дорог, мостов), а затем получать развитие в межрегиональных логистических центрах, складских комплексах, объектах энергетической инфраструктуры, направлениях промышленной и сельскохозяйственной кооперации, предприятиях на принципах долевой собственности.
К четвертой стадии нами отнесена кластерная. Действительно, одной из вершин межрегиональной интеграции можно считать объединение регионов в кластеры, подразумевающие системные взаимосвязи входящих в них региональных экономик, а конкретнее - хозяйствующих субъектов регионов. Межрегиональный кластер представляет собой интеграцию двух
и более регионов, экономические системы которых способны дополнять друг друга за счет взаимного использования ресурсов для достижения некой общей цели: к примеру, выхода на мировой рынок, комплексного и эффективного освоения природных ресурсов, создания совместных промышленных, сельскохозяйственных, туристических, научных, инновационных и др. центров. В самом простом понимании кластер будет представлять собой производство в разных регионах компонентов, деталей и узлов, которые будут использоваться при производстве конечной продукции, расположенном также в одном из регионов.
Этот кластер может возникнуть при наличии следующих предпосылок: фактический или потенциальный выпуск конкурентоспособной продукции в регионах-участниках (обладание конкурентоспособными видами экономической деятельности), наличие у них конкурентных преимуществ (в том числе инновационных, технологических, информационных), экономико-географическая концентрация, относительная близость крупных региональных хозяйствующих субъектов, предполагаемых к участию, потенциальные возможности их взаимодействия (горизонтальной интеграции). Межрегиональный кластер способствует органичному сочетанию конкуренции с кооперацией, формированию пространственно-структурного, стратегического, функционального единства взаимодействующих регионов-субъектов, налаживанию в них производства востребованной и конкурентоспособной продукции, улучшению их имиджа.
В то же время построение подобного кластера возможно только при условии взаимного согласования приоритетов социально-экономического развития в регионах-участниках, учета возможных различий в законодательной (прежде всего, налоговой) среде, соответственно, совершенствования нормативно-правовой базы, наличия соответствующей информационно-консультационной, методической и образовательной поддержки.
Считаем, что органы управления в российских регионах пока сохраняют «автаркический» тип мышления, хотя они могли бы в значительной степени посодействовать формированию подобных кластеров путем согласованного финансирования (в том числе на базе механизма государственно-частного партнерства, льготного кредитования), создания специализированных институтов - центров межрегионального кластера; всестороннего продвижения подобных кластеров на форумах, выставках, конференциях, переговорах.
Участие региона в межрегиональных кластерах, в процессах интеграции и межрегиональной кооперации должно отражаться в его долгосрочных стратегических документах, без этого, на наш взгляд, невозможно обеспечение динамики повышения конкурентоспособности региона.
Наверное, региону можно начать с построения совместно с другими субъектами федерации кластера, создаваемого на базе одного крупного хозяйствующего субъекта или вида производства (к примеру, химического), объединяя вокруг него тяготеющие к нему предприятия, расположенные в других регионах. Затем можно перейти к формированию отраслевого межрегионального кластера, то есть вокруг отдельной отрасли. Более высоким уровнем можно считать создание межрегионального межотраслевого кластера, охватывающего несколько отраслей, имеющих определенные взаимосвязи, которые могут быть нацелены на единый рынок сбыта. И, наконец, высшей ступенью является комплексный межрегиональный кластер, объединяющий в себе не просто отрасли, а целые сектора экономики, включая промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт.
Непосредственно сам процесс формирования межрегионального взаимодействия, как нам представляется, может реализовываться в несколько этапов.
Первый этап (инициирования) предполагает подготовительную работу, включающую в себя формирование межрегиональной рабочей группы, куда могут войти представители правительств и бизнеса взаимодействующих регионов. Задача рабочей группы - сформулировать на основе межотраслевого анализа, опросов миссию и цели функционирования межрегионального кластера, подготовить предложения по созданию и согласованию его нормативно-правовой базы.
Вторым этапом может послужить анализ предприятий, составляющих потенциальный центр кластера, а также обслуживающих структур, выявление проблем их взаимодействия. В первую очередь, это будут предприятия, которые специализируются на профильной продукции, далее организации, поставляющие профильным предприятиям продукцию и оказывающие им услуги, затем предприятия из сферы обслуживающей инфраструктуры (транспортной, инженерной, энергетической, рыночной, образовательной, инновационной и др.). В отдельную группу можно выделить предприятия малого и среднего бизнеса, имеющие потенциал вовлечения в межрегиональный кластер. На наш взгляд, ядром подобного кластера могли бы послужить крупные добывающие корпорации, сельскохозяйственные, транспортные и торговые предприятия.
Третий этап - проектный, предполагающий разработку концепции модели межрегионального кластера, стратегических ориентиров развития предприятий, которые могут быть включены в кластер, их процессов по взаимодействию, проектов и подпроек-тов, окружения и среды кластера, создание его институционального обеспечения, распределение функций
между участниками кластера, определение порядка взаимодействия, формирование организационно-хозяйственных и нормативно-правовых механизмов развития кластера (в особенности механизмов субконтрактации), планирование инвестиций в создание самого кластера, транспортной и инженерной инфраструктуры, затрат на входящие в кластер проекты и подпроекты, проработку мер государственной поддержки процесса и участвующих субъектов (в том числе налоговых льгот), создание институтов-посредников, методическую поддержку.
Четвертый этап - организационно-координационный. На этом этапе происходит последовательная реализация запланированных мероприятий и оценка эффективности развития межрегионального кластера, содействие его развитию со стороны органов государственной власти и муниципалитетов, которые могут принимать участие на основе прямого бюджетного финансирования, формирования общих благоприятных условий развития межрегионального кластера, помощи в мобилизации источников финансирования предприятий - участников кластера.
Полагаем, что конкурентоспособность региона в значительной степени повысится за счет его участия в межрегиональном кластере, так как сформируется конкурентоспособная специализация субъекта федерации, расширятся возможности использования экономии от масштаба, будет получен доступ к современным технологиям, квалифицированной рабочей силе, логистическим сетям, повысится скорость реагирования на рыночные изменения, увеличатся уровень и масштабы проектов, операций, сделок, усилится комплементарность ресурсов и активов региона по отношению к новым партнерам.
Список литературы
1. Янгиров А.В. Формирование многоуровневой структуры воспроизводственного потенциала региона // Регионы Евразии: стратегии и механизмы модернизации, инновационно-технологического развития и сотрудничества: сборник трудов Первой международной научно-практической конференции. - М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2013. - С. 471-474.
2. Проблемы формирования воспроизводственного потенциала Республики Башкортостан / А.В. Янгиров, К.Н. Юсупов, Р.Р. Ахунов и др. Ответственный редактор А.В. Янгиров. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - 120 с.
3. Янгиров А.В., Юсупов К.Н. Анализ региональных аспектов воспроизводственного потенциала // Регио-
нальная экономика: теория и практика. - 2008. - № 10.
- С. 75-82.
4. Коломак Е.А. Пространственные экстерналии как ресурс экономического роста // Регион: экономика и социология. - 2010. - № 4. - С.73-87.
5. Янгиров А.В. Методология анализа воспроизводственного потенциала региона / науч. ред. К.Н. Юсупов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - 178 с.
6. Валиев Ш.З., Жилина Е.В. Состояние развития розничных торговых сетей в условиях вступления России в ВТО // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. - № 2 (34) 2014. - С. 29-34.
7. Валиев Ш.З., Гавриленко И.Г., Исаева Н.В., Чина-ев Т.В. Проблемы и перспективы развития торговой отрасли Республики Башкортостан // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. -№ 4 (14) 2015. - С. 14-21.
List of literature:
1. Yangirov A.V. The formation of a multi-level structure of the productive potential of the region // In book: Regions of Eurasia: strategy and mechanisms of modernization, innovation and technological development and cooperation proceedings of the First International scientific-practical conference. - M.: Institute of scientific information on public Sciences, Russian Academy of Sciences, 2013. - P. 471-474.
2. The problems of the formation of the reproductive potential of the Republic of Bashkortostan / A.V. Yangirov, K.N. Yusupov, R.R. Akhunov and others. Responsible editor: A.V. Yangirov. - Ufa: the Bashkir state University the RITZ, 2013. - 120 p.
3. YangirovA.V., YusupovK.N. The analysis of the regional aspects of the reproductive capacity // Regional economy: theory and practice. - 2008. - №. 10. - P. 75-82.
4. Kolomak E.A. The spatial externalities as a source of the economic growth // Region: economy and sociology.
- 2010. - № 4. - P. 73-87.
5. Yangirov A.V. The methodology of the analysis of the reproductive potential of the region / Edited by K.N. Yusupov. - Ufa: the Bashkir state University, 2008. - 178 p.
6. Valiev Sh.Z., Zhilina E.V. The State of retail networks development in the context of Russia's accession to the WTO // Bulletin of the Volga region state University of service. - № 2 (34) 2014. - P. 29-34.
7. Valiev, Sh.Z., Gavrilenko I.G., Isaeva N.V., Chinaev T.V. Problems and prospects of development of trade and industry of the Republic of Bashkortostan // Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy.
- № 4 (14) 2015. - P. 14-21.