УДК 378.1
РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
© 2014
Ю.Н. Зиятдинова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки в профессиональной коммуникации»
Р.С. Валеева, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки в профессиональной коммуникации»
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань (Россия) А.А. Сулейманова, старший преподаватель кафедры иностранных языков и перевода Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Развитие межкультурной коммуникативной компетенции в Китае тесно связано с зарождением и развитием высшего профессионального образования, которое приходится на конец XIX и начало XX веков. Ключевыми моментами формирования высшего профессионального образования в Китае в свете межкультурной коммуникации являются образование общества «Цянсюэхуй», Столичной школы иностранных языков и Столичного университета, который позднее был переименован в Пекинский государственный университет, а также политика Дэн Сяопина и «культурная революция» в Китае.
Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция, развитие высшего профессионального образования, модель высшего образования.
Рассматривая вопросы, касающиеся межкультурной коммуникативной компетенции в Китае, необходимо отметить, что ее развитие связано с зарождением высшего профессионального образования Китая, которое приходится на конец XIX и начало XX веков.
В данной статье затрагиваются вопросы развития высшего профессионального образования в Китае в период с XIX по XXI вв. в свете межкультурной коммуникации.
В середине XIX века в Китае появилась политика «усвоения заморских дел», основным содержанием которой было ведение дел с иностранцами, открытие заводов и внедрение новой системы образования. Решающим условием ее зарождения было наличие международных отношений, внутригосударственной политики, экономических и идеологических культурных корней. Политику «усвоения заморских дел» также можно считать результатом столкновения современной китайской культуры с необходимостью осуществления межкультурной коммуникации. Знания и отношение современных китайцев к западной научной школе прошли три этапа развития: поверхностный, средний и глубокий. Вслед за лозунгом Вэй Юаня «изучать умения варваров, чтобы контролировать варваров» появляется лозунг сторонников ве-стернизации «изучать китайские национальные науки для построения системы, изучать западные науки для практических целей». На основании последнего лозунга министры иностранных дел во второй половине XIX века создали различные учебные заведения нового типа, которые назывались «Школы европейских наук». Эти учебные заведения делились на три типа: школы, изучающие диалектологию, технологии и военные науки. Все они в равной степени носили характер высших технических учебных заведений. Учреждение подобных учебных заведений в конечном итоге привело к созданию Столичного университета.
Китайско-японская война 1894 года закончилась полным разгромом северного флота правительства династии Цин. Это привело к началу борьбы образованных слоев китайского общества за изменение законодательной системы. В 1985 году Кан Ювей, Лян Цичао и другие лидеры основали общество «Цянсюэхуй» («Общество углубленного изучения европейских наук»). В рамках этого общества они организовывали лекции, конференции, печатали прогрессивную литературу, закупали лабораторное оборудование и так далее, чем способствовали борьбе за изменение законодательной системы. Преследования со стороны консерваторов вынудили организаторов данного общества реорганизовать его в Бюро по управлению официальными правительственными изданиями. Именно оно и стало основой для создания Столичного университета. Лян Цичао в своих сочинени-
ях говорил о том, что общество «Цянсюэхуй» являлось предшественником или начальной формой Столичного университета [1, с.170].
В 1898 году на башне городской стены на площади Тяньаньмэнь был провозглашён указ императора Гуансюй, с которого начались «Сто дней реформ». Создание Столичного университета было одним из важнейших мероприятий в рамках движения за изменения законодательной системы. Лян Цичао создал проект, Кан Ювэй утвердил его, а Главное управление по иностранным делам выполнило «Устав столичного университета», в котором были собраны и отражены реформаторские идеи того времени. Столичный университет стал первым государственным высшим учебным заведением. Он также обладал полномочиями управлять отделом государственного просвещения. Образование столичного университета символизировало начало просвещения современного Китая [1, с.2].
Созданная в 1862 году Столичная школа иностранных языков являлась первой в Китае школой, в которой преподавались различные иностранные языки: китайский, английский, немецкий, русский, японский и другие языки. Также преподавались астрономия, математика, физика, медицина и другие дисциплины. На работу были приглашены более ста известных преподавателей. Более тысячи учеников окончили эту школу. Для правителей Маньчжурской династии была подготовлена большая группа талантливых дипломатов. В 1902 году эта школа была присоединена к Столичному университету, поэтому она также стала основой Столичного университета [1, с.2].
На протяжении двух тысяч лет в Китае, где существовала экзаменационная система кэцзюй, государственное училище было высшим учебным заведением. В 1905 году императорская экзаменационная система для отбора должностных лиц кэцзюйчжи была отменена. Взамен создана современная система образования, а государственное училище было ликвидировано. Его образовательные и управленческие функции перешли к Столичному университету. Было образовано Министерство народного просвещения, которое соответствовало современному Министерству образования. С точки зрения значимости Столичный университет продолжил традиционное китайское просвещение [1, с.3].
В 1912 году после Синьхайской революции 1911 года Столичный университет был переименован в Пекинский государственный университет.
С 1912 года, после падения Империи, в период Республики (1912-1949), происходит бурное развитие образования. Этот период считается в Китае Золотым Веком Образования [2]. Именно в этот период в Китае
создаются не только миссионерские, но также классические и политехнические университеты по западноевропейскому образцу при поддержке Великобритании, Франции, Германии, США и других стран. Образование в университетах было направлено на международную интеграцию Китая, через изучение иностранных языков и привлечение зарубежных профессоров студентов готовили к межкультурной коммуникации [3, с.45].
Так, к 1931 году в Китае было создано 39 университетов: 13 государственных, 12 провинциальных и 14 частных; 17 колледжей: 2 государственных, 6 провинциальных и 9 частных; 23 профессиональных училища: 3 государственных, 15 провинциальных и частных [3, с.56].
К 1947 году общее число вузов увеличилось до 207, включая 55 общеобразовательных (классических) университетов [3, с.70].
К началу 1950-х годов, когда население Китая насчитывало более 580 миллионов человек, количество вузов не удовлетворяло потребностям общества в квалифицированных специалистах. Валовой внутренний продукт производился малограмотными или безграмотными крестьянами, что сказывалось на качестве труда. Все это обусловило необходимость изменений в обществе, и способствовало распространению коммунистических идей под руководством Мао Цзэдуна [3, с.51].
Последующий период развития страны, образования Китайской народной республики особенно интересен в контексте развития российско-китайских отношений и развития межкультурной коммуникации в сфере высшего образования. В 1950-е годы доминирующей моделью высшего образования в Китае стала модель университетов Советского Союза. По всей стране в колледжах и университетах стали открываться факультеты, придерживающиеся советской модели образования. В рамках этой модели были отдельно выделены инженерные вузы, что привело к реструктуризации высшего образования в стране: произошла национализация образования с централизованной системой управления, были созданы единые программы обучения, в то время как частное образование было упразднено [4, с.17].
В 1952 году Министерство образования объявило о слиянии университетов и колледжей, подчеркивая курс на развитие кадров для промышленности, развитие профессиональных училищ. Именно в этот период происходило становление высшего технического образования.
В целом, советская модель высшего образования позволила усилить подготовку инженерных кадров в Китае и, естественным образом, способствовала развитию межкультурной коммуникативной компетенции студентов инженерных вузов, которые, «встраиваясь» в советскую образовательную модель, усваивали опыт межкультурного общения. Но в связи с ухудшением политических отношений между Россией и Китаем в конце 1950-х годов, произошел переход от советской к западной модели высшего образования. Как результат, с конца 1950-х и до середины 1960-х годов в Китае существовала смешанная конфуцианско-советско-западная модель высшего образования [4, с.24].
Самым выдающимся и разрушительным примером изменения общей политики государства был «большой скачок» (1958-1962 гг.). В период 1957-1960 гг. количество вузов выросло от 229 до 1289, но такой рост был неоправданно высок, и постепенно число вузов сократилось до 610 в 1962 году и до 434 в 1965 году [5, с.318].
Однако второй рассвет западной модели был резко приостановлен в 1966 г. в связи с началом Культурной Революции (1966-1976), которая привела к упадку официального образования и к периоду разрухи в высшем образовании, оставив целое поколение абсолютно безграмотным [4, с.52].
Негативные составляющие, накопившиеся за 1950-60-е гг., с одной стороны, и новая образовательная политика, проводившаяся в годы «культурной революции», привели
к практически полному разрушению системы высшего профессионального образования. На первом этапе так называемой «революции» были сокращены и упрощены академические занятия. Позже занятия были восстановлены, однако сроки обучения в учебных заведениях оставались укороченными. С 1966г. во всех вузах был прекращен прием студентов, и восстановлен лишь в 1972г. При этом прежде существовавшие государственные («всекитайские») вступительные экзамены были отменены, а вместо них стало практиковаться зачисление в вузы по социальному признаку. В соответствии с ним, в вузы могли поступать только выходцы из крестьянских, рабочих и военных семей [6, с.117].
«Очевидно, что в результате подобных реформ качество высшего образования резко снизилось, что привело к усилению разрыва между образованием и обществом, поставив высшую школу в кризисную ситуацию. Произошёл так называемый «откат» на позиции дореволюционного узкопрактического образования. Разрушив существовавшую тогда социально-экономическую модель и, в частности, систему образования как один из важных её элементов, «культурная революция» не смогла предложить позитивную действенную стратегию развития. Более того, были практически сведены на нет прежние достижения в области образования» [6, с.132].
Только в 1977 году, после ухода их жизни Мао Дзедуна, были аннулированы итоги «культурной революции», разрешена ее открытая критика, и начата кампания под названием «Пекинская весна». Именно с правлением занявшего в этот период пост Генерального Секретаря Центрального Комитета Ден Сяопина связывают расцвет высшего образования.
Ден Сяопин изменил рекомендательную систему приема в вузы на экзаменационный прием. В 1977 году был восстановлен государственный вступительный экзамен в вузы («гаокао») [4, с.26]. В этот год экзамен сдавали около 5,7 миллионов кандидатов, что свидетельствовало о тяге народа к образованию после длительного периода застоя. Однако только 270 000 человек (4,7% от общего числа сдававших экзамен) было принято в вузы, и это доказало необходимость продолжения образовательных реформ и увеличения числа вузов в стране [4, с.29].Была восстановлена система получения ученых степеней бакалавра, магистра, доктора, и введена степень постдоктора. Также была установлена относительно рациональная система учебных планов, включавших в себя различные общеобразовательные, профессиональные и специальные дисциплины [4, с.29]. Иностранный язык как основное средство развития межкультурной коммуникативной компетенции также был введен в учебные планы.
Причины подобных изменений можно проследить в политике Китая того времени. Ден Сяопин следовал политике экономического рационализма, поэтому высшее образование являлось необходимым фактором на пути экономического развития страны и ее интеграции в мировую экономическую систему. Кроме того, социальные реформы и политика открытости способствовали развитию образования, в общем, и образовательным реформам, в частности. [4, с.30]. В результате к 1998 году в 1022 университетах и колледжах обучалось 3 408760 студентов [5, с.315].
С 1997 года началось усиленное сотрудничество между китайскими и западными высшими учебными заведениями. Кроме того, в конце XX века Правительство Китая запустило целый ряд реформ, которые к началу XXI века вывели ряд китайских университетов на лидирующие позиции в мире, что было бы невозможным без развития межкультурной коммуникативной компетенции как студентов, так и преподавателей.
Таким образом, в период после «культурной революции» в Китае началось возрождение системы высшего профессионального образования, так как именно она
могла обеспечить кадры для социального и экономического развития страны. Кроме того, важной целью страны стала интеграция в мировое сообщество, поэтому система образования стала максимально ориентироваться на лучшие западные образцы, и одной из задач подготовки конкурентоспособного специалиста стало развитие его межкультурной коммуникативной компетенции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 2^. -
2008. - 340 p.
2. China - history and background // Education encyclo-
pedia / Режим доступа:
3. Hayhoe R. China's universities and western academic models / Higher Education. - 1989. - № 1. - P. 49-85.
4. Brandenburg U., Zhu J. Higher education in China in the light of massification and demographic change (lessons to be learned for Germany). - Arbeitspapier, 2007. - 58 p.
5. China statistical Yearbook. - China Statistics Press, 1999. - 496 p.
6. Хэ Сяоган. Становление и развитие системы высшего профессионально-технического образования в Китае (1980-е - начало 2000 гг.): Дис. ... канд. пед. наук. Москва. - 2004. - 239 c.
DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL COMMUNICATION COMPETENCE IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION SYSTEM IN CHINA: HISTORICAL EXCURSUS
© 2014
Yu.N. Ziyatdinova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Foreign Languages in Professional Communication» R.S. Valeeva, assistant professor of the chair «Foreign Languages in Professional Communication»
Kazan National Research Technical University, Kazan (Russia) A.A. Suleymanova, assistant professor of the chair «Foreign Languages and Translation»
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: Improvement of intercultural communication competence in China is closely connected with the emergence and development of higher education system (the end of XIX - the beginning of XX cc). The most important stages of this process are: development of the society of European Sciences studying, of Imperial College of Foreign Languages and Imperial University (that was renamed as Peking University later) and also Deng Xiaoping's policy and "the cultural revolution" in China.
Keywords: intercultural communication competence, development of higher education system, the higher education model.
УДК 37.048.45
ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ ГРАЖДАН В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (на примере Республики Татарстан)
© 2014
Т.А. Трифонова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология труда и
предпринимательства»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения граждан. Показано, чем руководствуются старшеклассники при выборе профессии, какие карьерные ориентации характерны для студентов колледжа, какой смысл в работе видят безработные граждане.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональные предпочтения, ожидания в отношении работы, профориентация, профессия, профессиональная диагностика, карьерные ориентации.
Современные исследователи и практики в области профориентации справедливо считают, что процесс профессионального самоопределения является очень значимым и одновременно сложным этапом в жизни каждого человека. От того, насколько успешно люди проходят этот этап, зависит как их собственная жизнь, так и благополучие страны. Пряжниковы показывают, что игнорирование профориентации, отсутствие государственной поддержки может привести «не только к несчастьям миллионов дезориентированных людей, но и к сильным просчётам и неудачам в экономике и даже политике страны» [1, с.4].
Понятие «самоопределение» связывают с такими понятиями, как «самореализация», «самоактуализация». Нередко речь идёт о самореализации в контексте трудовой, профессиональной деятельности. Так, И.С. Кон считает, что самореализация проявляется через труд, работу и общение [2]. А. Маслоу полагает, что самоактуализация проявляет себя через «увлечённость значимой работой» [3]. К. Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое делает человек. По мнению Пряжниковых, профессиональное самоопределение - это «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [1, с.32]. Профессиональное и личностное самоопределение сопровождает человека всю жизнь. Человек постоянно соотносит смысл свое-
го профессионального труда с ценностями и смыслами всей своей жизни.
Профессиональный выбор, как важнейшая часть профессионального самоопределения, наиболее актуален в момент смены типа деятельности: перехода от школьного обучения к профессиональному, от обучения к профессиональной деятельности, в период изменения должности, места работы, профессии. В эти периоды наиболее остро определяются смыслы возможной профессии. Очевидно, что профессиональный выбор во-многом определяется профессиональными интересами и предпочтениями, карьерными ориентациями, установками и ожиданиями. Изучение профессиональных предпочтений и карьерных ориентаций граждан (школьников, студентов, безработных) позволяет определить их направленность, сопоставить с условиями экономической ситуации в стране и скорректировать государственные программы профориентационной работы.
Данная проблематика широко освещается в современных научных исследованиях. Наибольший интерес представляют подходы к развитию профессионального самоопределения (Е. Пряжникова [1], В. Ермошин [4], Л. Захарова [5], Д. Медведев [6] и др.), изучение профессиональных предпочтений и готовности школьников к профессиональному самоопределению (И. Арон [7], А. Газиева [8], Ю. Мельникова [9], Н. Рыбакова [10], А. Фукин [11] и др). Исследуются взаимосвязи личностных особенностей и профессионального самоопределения,