ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2016. № 1
Н.А. Михальченкова*
КИТАЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
N.A. Mikhalchenkova
THE CHINESE UNIVERSITIES IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION AND TRANSFORMATION OF THE STATE POLICY
Изменения в системе высшего образования Китая в решающей степени определяются трансформацией политического режима в стране, целевыми установками правящих элит. В рамках господства в политической системе Коммунистической партии Китая развитие университетов напрямую зависит от решений, принимаемых государственной властью. В статье последовательно раскрывается специфика функционирования вузов в соответствии с советской моделью, в условиях «большого скачка» и «культурной революции». Основное внимание уделено базовым изменениям в системе высшего образования в условиях формирования социалистической рыночной экономики и выходу Китая на мировой рынок образовательных услуг, поиску оптимальных ответов на вызовы, которые ставит перед университетами глобализация.
Ключевые слова: система высшего образования, университет, политический режим, государственная политика, реформы, конкурентоспособность.
The main role in changing the system of higher education in China is played by political regime transformations, target settings of the ruling elites. Under Communist Party of China domination universities development is directly determined by governmental decisions. The article reveals specific characteristics of Chinese higher educational institutions in the periods of the Soviet model domination, Great Leap and Cultural Revolution. The main attention is paid to the basic changes of the higher education system under the influence of socialist market economy reforms and China's entering the education services market, the search of optimal responses to globalization challenges to universities.
Key words: higher education system, university, political regime, state policy, reforms, competiveness.
История высшего образования в Китае делится на несколько четко отличающихся друг от друга периодов, специфика каждого из которых
* Михальченкова Наталья Алексеевна — канд. экон. наук, доцент, и.о. ректора Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина. E-mail: mehedova@ yandex.ru
напрямую зависит от изменений политического режима. Для каждого из этапов характерны определенные институциональные изменения в высшем образовании и/или изменения базовых идей и принципов, лежащих в его основе.
Влияние на развитие системы высшего образования в Китае оказали и западные модели, распространявшиеся американскими и европейскими властями, проводившими политику колониализма и империализма1. Существовали три основных канала проникновения западных моделей в страну. Во-первых, это были миссионерские колледжи, которые стали возникать в 1850-е гг. после того, как иностранцы получили право доступа в страну, завоеванного по большей части военной силой. Так, по мере того, как западные державы расширяли свое влияние в Китае французские иезуиты, американские протестанты-миссионеры, немецкие промышленники начали создавать в стране высшие учебные заведения. Во-вторых, китайские студенты с конца XIX в. стали получать стипендии для обучения за рубежом, в первую очередь в США. В 1908 г. американское правительство приняло решение перевести большую часть денег, полученных от компенсации ущерба от восстания боксеров, в специальный стипендиальный фонд для обучения молодых китайцев в американских университетах2. Университет Цинхуа в Пекине изначально был создан на деньги этого фонда в соответствии с американской моделью для обучения английскому языку китайских студентов, собирающихся ехать на учебу в США3. Примером третьего канала проникновения западных моделей высшего образования, связанного с модернизационными усилиями самих китайских реформаторов, может служить влияние на Пекинский университет известного ученого Цай Юаньпэя, который был назначен на должность его главы в 1917 г. Еще в 1898 г. в Пекине был создан Столичный метрополитенский университет, который стал предшественником Пекинского университета и Пекинского педагогического университета и представлял собой первый современный национальный многопрофильный университет в Китае. Переименованный в 1902 г. в Пекинский университет он подвергся кардинальным изменениям при Цай Юаньпэе, который ввел в нем германскую гумбольдтскую модель университета, сконцентрировав свое внимание на обеспечении университетской автономии и академических свобод4.
Новый этап в развитии высшего образования в стране наступил с приходом к власти в 1949 г. после революции и гражданской войны Коммунистической партии Китая (КПК) во главе с Мао Цзэдуном. Главная задача КПК заключалась в том, чтобы утвердить свою политическую власть и стабилизировать экономику. Поскольку в этот период китайские коммунисты копировали советскую политическую модель, ничего удивительного
1 Hayhoe R. China's universities 1985—1995: A century of cultural conflict. Hong Kong,
1999.
2 Spence J.D. The search for modern China. N.Y., 1990.
3 Hayhoe R. Op. cit.
4 Ibid.
не было в том, что и система высшего образования стала перестраиваться по образу и подобию СССР.
В 1952 г. китайское руководство официально заявило о том, что реорганизация существующей системы высшего образования в соответствии с советской моделью в наибольшей степени будет соответствовать потребностям социалистического развития общества и экономики. Были национализированы все вузы, включая частные и миссионерские университеты и колледжи. Они стали государственной собственностью, что позволило предотвратить иностранное влияние на китайское образование.
Все вузы разделили на три группы: классические университеты, отраслевые и специальные институты. Научную деятельность передали в ведение Китайской академии наук, а сотни исследовательских институтов — соответствующим министерствам и ведомствам. Следует отметить, что по своей структуре система оставалась в подобном виде вплоть до 1980-х гг., включая в себя 32 классических университета, 378 отраслевых институтов (технических, сельскохозяйственных, медицинских и лесотехнических), 172 педагогических института и 93 колледжа по другим направлениям5.
Реорганизация высшего образования была составной частью первого пятилетнего плана (1953—1957). Расположение вузов было рационализировано с точки зрения географического размещения. Учебные планы и степени унифицированы, их утверждение стало централизованным, обучение велось по единым учебникам. Иерархическая централизация и жесткая организация вузовской системы были призваны обеспечить ее соответствие нуждам экономики.
Когда КПК и ее лидером Мао Цзэдуном в 1956 г. был взят курс на «большой скачок», означавший разрыв с советской моделью государственного и социально-экономического устройства, начались и серьезные изменения системы высшего образования. Надежды на то, что вузы будут способствовать социальному выравниванию в обществе, к тому времени уже не оправдались. Более того, Мао считал, что университеты постоянно воспроизводят неравенство и обеспечивают привилегированное положение отдельных групп населения по принципу классового происхождения6. Политика «большого скачка» была в первую очередь нацелена на экономическое развитие. Как отмечает Л. Орлеанс, «большой скачок» «был попыткой заменить мускулами и энтузиазмом огромных трудовых ресурсов Китая недостаток капитала; в образовании планировалось быстро нарастить число студентов рабочего и крестьянского происхождения, активизировать местную инициативу и интегрировать образование с производством»7. Требования для поступления в колледжи были снижены для того, чтобы дать возможность студентам с более слабыми знаниями (часто из семей рабочих
5 Law W. Fortress state, cultural continuities and economic change: Higher education in Mainland China and Taiwan // Comparative Education. 1996. Vol. 32.
6 Henze J. The formal education system and modernization // Education and modernization: The Chinese experience / Ed. by R. Hayhoe. Oxford, 1992.
7 Orleans L.A. Soviet influence on China's higher education // China's education and the industrialized world / Ed. by R. Hayhoe, M. Bastid. Armonk, 1987.
и крестьян) получить высшее образование, а основной акцент при зачислении был сделан не столько на успехи в учебе, сколько на правильную политическую идеологию. В дополнение к этому были упрощены условия создания новых вузов. В результате заводы, фабрики, шахты и местные коммуны начали открывать собственные «университеты». Число университетов и обучающихся в них студентов стремительно росло, однако в большинстве случаев в ущерб качеству получаемого образования.
Следует отметить, что влияние политики «большого скачка» на китайскую систему высшего образования оказалось кратковременным, и уже в 1961 г. победу в вопросах организации обучения и научных исследований, и, что еще важнее, о требованиях к студентам одержали политические группы в правящей коммунистической элите, выступавшие за традиционные академические стандарты, пусть и в ущерб «политической целесообразности»8. Восстановление более высоких стандартов высшего образования продлилось до начала «кльтурной революции» в 1966 г.
В основе «культурной революции» лежало стремление маоистов быстрыми темпами построить государственный социализм, путем полного реформирования КПК ликвидировать любые реальные и потенциальные угрозы личной диктатуре Мао в партии и жизни государства. При этом особо следует отметить стремление маоистов совершить не только культурную революцию, но и сформировать новый тип личности китайца. И не случайно именно «культурная революция» нанесла наибольший ущерб системе высшего образования в КНР, почти разрушив все вузы и другие организационные структуры образования и науки. Как отмечал В. Мин, «культурная революция означала отрицание почти всего, что было присуще существующей системе высшего образования, включая китайскую академическую традицию, западное влияние и советскую модель высшего образования и науки»9.
1 июня 1966 г. по радио было прочитано дацзыбао, автором которого был преподаватель философии Пекинского университета Не Юаньцзы: «Решительно, радикально, целиком и полностью искореним засилье и зловредные замыслы ревизионистов! Уничтожим монстров — ревизионистов хрущевского толка!»10. В результате миллионы школьников и студентов организовались в отряды и без труда начали выискивать подлежащих искоренению «монстров и демонов» среди своих преподавателей, универ -ситетского руководства, а затем среди местных и городских властей, которые пытались защищать преподавателей. 26 июля 1966 г. все учащиеся школ и университетов были распущены на шестимесячные каникулы. В период с 1966 по 1970 г. система высшего образования практически не функционировала. Когда же университеты вновь были открыты, главным стало
8 Henze J. Op. cit. P. 96—97.
9 Min W. Chinese higher education: The legacy of the past and the context of the future // Asian Universities: Historical perspectives and contemporary challenges / Ed. by P.G.Albach, T. Umakoshi. Baltimor, 2004. P. 62.
10 Xing Lu. Rhetoric of the chinese cultural revolution: The impact on chinese thought, culture, and communication. Columbia, 2004. P. 61.
применение на практике маоистской политики «образования, служащего делу пролетариата и сочетающего в себе обучение с производительным трудом»11. Вузы были превращены в солдатские, рабочие и крестьянские университеты, а студентов, как и в период «большого скачка», стали отбирать не по принципу успехов в учебе, а по принципу приверженности коммунистической идеологии. Интеллектуалов подвергали гонениям, ссылали на «перевоспитание» в деревню или просто убивали. И только после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и разгрома в 1978 г. «банды четырех», когда к власти пришел Дэн Сяопин, многие решения, принятые в период «культурной революции», были отменены.
Не будет преувеличением сказать, что «культурная революция» оставила китайскую систему высшего образования в руинах, научные исследования были прерваны более чем на десятилетие. Разрыв между образованием и наукой в Китае и на Западе стремительно увеличивался, а поскольку университеты не работали, то образовалась катастрофическая нехватка преподавателей высшей школы, научных работников и администраторов всфе-ре науки и образования, необходимых для восстановления системы высшего образования. Соответственно, перед новой государственной властью встали сложнейшие задачи ее реконструкции. При этом необходимо учитывать, что при всех масштабах разрушений высшее образование в Китае по-прежнему по своей организации и доминирующей государственной идеологии в отношении высшей школы соответствовало советской модели, к которой, собственно говоря, и вернулось сразу же после окончания «культурной революции»12. Таким образом, государственная политика Китая в период с 1949 по конец 1970-х гг. характеризовалась:
• узкой специализацией высшего образования, которая, как считалось, в большей степени соответствует потребностям социалистической экономики;
• организационным разрывом между высшим образованием и наукой;
• централизацией планирования и управления вузами;
• жестким государственным контролем над учебными планами, программами, учебниками;
• государственным финансированием вузов.
Отход от советской модели высшего образования начинается в конце 1970-х гг. и связан в первую очередь с началом рыночных преобразований в стране, курсом на создание социалистической рыночной экономики и открытости миру. Остановимся несколько подробнее на тех базовых изменениях, которые произошли в этот период.
Во-первых, в 1977 г. была восстановлена общенациональная система экзаменов, существующая и по сей день. Обязательными экзаменами являются политика, математика и китайский язык. В зависимости от дальнейших планов по продолжению образования выбираются еще два или три предмета, например физика, химия, география, иностранный язык и др.
11 MingHu S., Seifman E. Education and socialist modernization. N.Y., 1987. P. 30.
12 WangX. Education in China since 1976. Jefferson, 2003.
Выпускник может претендовать на место в пяти университетах одновременно, и поступление, как и в России, зависит от набранных на экзаменах баллов. Конкуренция в этой сфере очень высока: в 1978 г. только один из 20 абитуриентов был принят в государственный вуз13, в 1998 г. примерно 30% сдававших экзамены стали студентами государственных университетов14.
В 1978 г. китайским правительством было восстановлено постдипломное образование и принято решение о направлении выпускников университетов для дальнейшего обучения за рубеж. С 1978 по 1980 г. за границу была послана 21 тыс. выпускников китайских вузов, к 2006 г. их число уже превысило 700 тыс. человек15. В 1992 г. КПК были приняты рекомендации, призванные поддержать студентов и ученых, обучающихся за рубежом, и обеспечить их возращение в Китай после получения ими соответствующей степени. Китайским студентам была гарантирована свобода выезда и въезда в страну, а в качестве стимулов предлагалось финансирование научных исследований и возможность преподавания и проведения исследований в ведущих университетах КНР.
Уже в начале 1980-х гг. была изменена и система финансирования высшего образования. Наряду с сохранением государственного финансирования для университетов был открыт ряд новых каналов, что позволяло вузам действовать более гибко и получать дополнительные ресурсы для своей деятельности. В этом плане следует выделить три дополнительных источника финансирования16. Во-первых, это модель вузовских предприятий. Производственные структуры существовали при вузах с 1950-х гг. и предназначались для соединения в обучении теории и практики, однако теперь было разрешено использовать прибыль от их деятельности для нужд соответствующего учебного заведения. Во-вторых, вузы получили право брать оплату за обучение студентов. Если до 1983 г. все студенты обучались за счет государственного бюджета, то теперь появились и другие — обучающиеся за счет направивших их в вуз предприятий и те, кто сам или с помощью семьи оплачивал учебу. В-третьих, на конкурсной основе стали выделяться гранты на проведение научных исследований. До 1980 г. большинство наиболее значимых фундаментальных и прикладных исследований проводилось Академией наук КНР, ее научными институтами и отраслевыми институтами различных министерств. Теперь же университеты получили возможность на равных конкурировать с ними за финансирование науки.
Реформа системы высшего образования, получившая короткое, но весьма выразительное название «Решение», явилась отражением тех из-
13 Epstein I. An analysis of the Chinese National Examination: The politics of curricular challenge // Peabody Journal of Education. 1982. Vol. 59.
14 Feng Y. National college entrance examinations: The dynamics // Journal of Education. 1999. Vol. 181.
15 Brian L. Yoder. Globalization of higher education in eight chinese universities: Incorporation of and strategic responses to world culture. URL: http://d-scholarship.pitt.edu/9177/!/ Yoder_ETD_2006.pdf (дата обращения: 18.01.2016).
16 Law W. Op. cit.
менений, которые произошли во внешней среде, и носили как идеологический, так и институциональный характер. Д. Чан и К. Мок отмечают три основных изменения в государственной политике, оказавших непосредственное влияние на высшее образование: смещение в сторону экономического строительства и четырех модернизаций — промышленности, сельского хозяйства, науки и техники и обороны; стремление перейти от приоритета массовости рабочей силы к повышению ее квалификации и научно-техническому совершенствованию производства; переход от экономики, основанной на централизованном планировании, к социалистической рыночной экономике17.
«Решение» было первой комплексной реформой системы высшего образования после внедрения в 1952 г. советской модели, и ее основной смысл заключался в устранении «излишнего» государственного контроля над вузами18. Проведенная реформа включала в себя пять основных компонентов.
Первым из них была реформа планирования приема в вузы и распределения их выпускников. До 1985 г. органы государственной власти на уровне центра и провинций разрабатывали планы распределения всех выпускников на конкретные места работы. Проблема заключалась в том, что часто выпускалось или слишком много, или слишком мало тех или иных специалистов. Для децентрализованного рынка требовалась более гибкая и эффективная система. Система распределения сохранилась и после 1985 г., однако поиск рабочих мест стал ответственностью самих университетов, что давало большую степень свободы выпускникам и потенциальным работодателям. Кроме того, лучшие выпускники получили право самостоятельно искать работу.
Что касается плана приема, то здесь не произошло каких-то кардинальных изменений, однако вузы получили возможность дополнительно к государственному плану принимать абитуриентов, направляемых будущими работодателями, и тех, кто готов был оплачивать свое обучение.
Вторым компонентом стало реформирование системы стипендий. Для студентов, обучающихся на бюджетной основе, сохранялись стипендии, размер которых зависел от потребностей в специалистах по данному направлению, академических достижений конкретного обучающегося, а также от необходимости оказания финансовой помощи детям из бедных семей. В то же время благодаря студентам, самостоятельно оплачивающим свое обучение, число тех, кто не мог претендовать на государственную стипендию, стало постепенно расти.
Третьим компонентом стало изменение «нерационального распределения» дисциплин в рамках получения высшего образования. Основная задача заключалась в том, чтобы максимально приблизить учебные планы
17 Chan D., Mok K. Educational reforms and coping strategies under the tidal wave of marke-tisation: A comparative study of Hong Kong and the Mainland // Comparative Education. 2001. Vol. 37.
18 Mok K.Globalization and education restructuring: University merging and changing governance in China //Higher Education. 2005. Vol. 50.
к потребностям децентрализованной экономики, что было необходимой предпосылкой экономического роста в стране. Особое внимание было уделено развитию тех дисциплин, которыми в значительной степени пренебрегали в условиях централизации государственного управления и экономики — финансы, экономика, политическая наука, право и менеджмент19.
Изменения учебного плана и методов обучения, ставшие четвертым компонентом реформы, были направлены на то, чтобы сформировать из студентов специалистов, способных добиться успеха в условиях свободного рынка. Среди этих изменений особый акцент был сделан на решение проблем, свободу интеллектуального поиска, самостоятельную работу. Одновременно менялась и структура самих учебных занятий с целью обеспечения лучшего взаимодействия студента и преподавателя, а также предоставлялась необходимая гибкость в выборе курсов и изучаемых дисциплин. В то же время следует отметить, что это направление реформы носило преимущественно экспериментальный характер и было, скорее, «результатом индивидуальных усилий, а не отражением системной государственной политики»20. Большинство университетов продолжало использовать прежние учебные планы и методы, слабо развивая активность самих студентов.
Среди всех направлений реформы высшего образования 1985 г. наибольшее значение имел пятый компонент — устранение излишнего государственного контроля над системой высшего образования и смещение центра принятия решений в этой сфере с центрального правительства на уровень местных органов власти и самих университетов. Вместо Министерства образования, которое с 1949 г. играло ведущую роль в осуществлении контроля, была создана Государственная комиссия по образованию (ГКО), которая отчитывалась за свою деятельность непосредственно перед Государственным советом КНР. Именно ГКО вплоть до 1998 г., когда было воссоздано Министерство образования, несла ответственность за руководство, организацию и корректировку китайской системы образования21.
В целом «Решение» представляло собой документ, в котором раскрывались базовые принципы, лежащие в основе трансформации системы высшего образования в Китае. В нем указывались основные проблемы, формулировались вводимые инновации и объявлялись ключевые инструменты, с помощью которых эти инновации должны были быть реализованы в системе высшего образования22. Соответственно, органы власти на местах и университеты должны были действовать, руководствуясь этими принципами, и тем самым уходить от существующего положения.
Конечно, несмотря на то что принятие текущих решений практически полностью передавалось на нижние уровни управления, включая универ-
19 Lewin K..M, Hui X., Little A.W., Jiwei Z. Educational innovation in China: Tracing the impact of the 1985 reforms. Essex, 1994.
20 Ibid. P. 138.
21 WangX. Op. cit.
22 Cheng K.M. China's recent education reform: The beginning of an overhaul // Comparative Education. 1986. Vol. 22. P. 269.
ситетский, центральное правительство продолжало играть важную роль в образовании, однако теперь речь шла не столько о прямом администрировании, сколько о выработке стратегии и создании благоприятных условий для ее реализации. При этом надо учитывать тот факт, что «Китай был страной с централизованной государственной властью на протяжении тысячелетий, и эта традиция сохраняется в том, что касается сегодняшних функций Министерства образования»23. В то же время нельзя забывать о том, что в стране практически отсутствует система разделения властей, поэтому в рамках управления высшим образованием осуществляется как законодательная, так и исполнительно-распорядительная функции государственной власти.
Новый этап реформирования китайской системы высшего образования пришелся на 1990-е гг. и в значительной степени был связан вступлением страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Наиболее заметным изменением на этом этапе стало укрупнение и слияние университетов. Китайское правительство всячески стимулировало подобного рода решения со стороны вузов, а Министерство образования организовывало и управляло этим процессом. Основная идея заключалась в том, чтобы создать более мощные, хорошо управляемые и эффективные институты24. На место многих отраслевых и специализированных вузов пришли классические университеты, объединявшие естественно-научные, гуманитарные и социально-экономические факультеты и департаменты. Число вузов с 556 в 1992 г. сократилось до 23225.
Был введен ряд новых специальностей и дисциплин, необходимых для рыночной экономики. Так, стали присуждаться магистерские степени по деловому администрированию, праву, государственному управлению и др. В 1997 г. Министерство образования определило новые направления, по которым стал осуществляться выпуск студентов. Они, в частности, включали в себя философию, экономику, право, образование, литературу, историю, естественные науки, инженерное дело и агрономию.
Одновременно в конце 1990 — начале 2000-х гг. наблюдался беспрецедентный рост числа студентов. В 1998 г. в вузы поступили 3409 млн человек (в 1978 г. — 856 тыс.)26. К 2002 г. число поступивших достигло 12,14 млн человек27. Наибольший рост был отмечен в профессиональных технических колледжах и частных вузах. Такое китайское «образовательное чудо» объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, система высшего образования, развиваясь, увеличивается и в контингенте студентов и в численности организаций, что способствует более позднему выходу выпуск-
23 WangX. Op. cit. P. 33.
24 MokK. Op. cit.
25 Tang J. A strategy for reforming the higher education administrative system // Chinese Education & Society. 1998. Vol. 31.
26 Ding X.The challenges faced by Chinese higher education as it expands in scale // Chinese Education and Society. 2004. Vol. 37.
27 China education and researche network. URL: http://www.edu.cn/HomePage/english/ statistics/education/index.shtml (дата обращения: 14.01.2016)
ников школ на рынок труда. Во-вторых, китайцы считают целесообразным использовать личные средства для оплаты обучения своих детей в университетах. Уже к 2000 г. на образование тратилось 250 юаней на каждого городского жителя, а в таких крупных городах, как Пекин, эта цифра достигла 300 юаней28. В-третьих, развитие высшего образования способствовало росту рабочих мест в сфере услуг и торговли, связанных с ним, таких, например, как транспорт, коммуникации, печатное дело и т.п. По расчетам Р. Ху и его коллег, каждый миллион студентов, обучающихся в вузе, создает миллион новых рабочих мест29.
В результате реформ система высшего образования Китая стала крупнейшей в мире. По данным Министерства образования КНР, в 2015 г. общая численность вузов достигла 2845, включая 2553 национальных колледжа и университета и 292 института образования взрослых30. Число студентов по всем формам обучения достигло почти 24 млн человек. Инвестиции в образование составили около 4% ВВП страны31. При этом следует подчеркнуть, что именно система высшего образования находится в центре внимания органов государственной власти.
Особое значение придается привлечению в страну иностранных студентов. В 2014 г. их число превысило 377 тыс. человек, приехавших из 203 государств мира и обучающихся более чем в 775 вузах Китая32. Наибольший рост приехавших наблюдается из Океании и Африки, в то же время число студентов из США несколько сократилось (на 2,45%)33. Интересно отметить, что объясняя причины своего выбора, иностранные студенты подчеркивают не только высокий уровень китайского высшего образования, но и интерес к стране, добившейся огромных успехов в экономическом и социальном развитии.
Росту и совершенствованию системы высшего образования способствовали два важнейших шага со стороны политического руководства страны и органов государственной власти. Во-первых, это призыв Председателя КНР Цзян Цзэминя в мае 1998 г. на праздновании столетия Пекинского университета к созданию университетов мирового уровня, во-вторых, распоряжение Министерства образования об обязательном увеличении приема студентов в разные вузы страны в 1999 г. Именно тогда была поставлена задача, чтобы к 2010 г. не менее 20% выпускников средней школы были охвачены системой высшего образования. Когда эта задача была реше-
28 Bin C., Yong T. Higher education: The bright spot in China's economic growth // Chinese Education & Society. 2000. Vol. 33.
29 Hu R, Chen G., Mao H. Taking stock of three years of expanded enrollment in higher education // Chinese Education and Society. 2004. Vol. 37.
30 "2015 National College List" People's Republic of China Ministry of Education. 2015. May 21.
31 China Education. URL: http://www.chinaeducenter.com/en/cedu.php (дата обращения: 14.01.2016).
32 "2014 Statistics of Foreign Students in China" People's Republic of China Ministry of Education. 2015. March 8.
33 China attracts more overseas students in 2014. 2015-03-20. URL: http://www.moe.edu.cn/ publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe_2809/201503/185164.html (дата обращения: 14.01.2016).
на, в соответствии с новыми среднесрочными и долгосрочными планами развития высшего образования к 2020 г. была обозначена новая планка — 40%34. Для того, чтобы увеличить «пропускную способность» системы высшего образования, была проведена ее диверсификация с точки зрения поставщиков образовательных услуг. В настоящее время она включает в себя «обычные» вузы, институты образования взрослых, колледжи Минбан35 и независимые колледжи, а также программы по самообучению, предоставляемые радио и телевизионными университетами. Последние являются своего рода китайскими «открытыми университетами», находящимися под контролем и управлением Министерства образования. Обычные вузы и институты образования взрослых являются государственными, колледжи Минбан и независимые колледжи — частными, однако контролируемыми министерством, органами провинциального и местного управления.
Особо следует подчеркнуть ту роль, которую играет в развитии высшего образования «Проект 211». Он был запущен китайским правительством в 1992 г. и предусматривал укрепление 112 университетов и ключевых направлений в качестве национального приоритета в XXI в. Другой проект — «Проект 985», осуществляемый в соответствии с задачей поставленной Цзян Цзэминем в 1998 г., особо выделяет из этих 112 университетов — 49, на которые и была сделана ставка в борьбе за конкурентоспособность китайского высшего образования в условиях его интернационализации36. Еще в 1981 г. КНР перешла на американскую систему дипломов, предусматривающую присуждение степеней бакалавра, магистра или доктора, что также облегчило выход китайских университетов на мировой рынок образовательных услуг.
Финансирование и управление государственными вузами осуществляется по принципу двухуровневой системы. Центральное правительство отвечает за выработку соответствующей государственной политики, контроль качества и ключевое финансирование, в первую очередь по таким направлениям, как исследовательские гранты, капитальные вложения в инфраструктуру, базовые оклады профессорско-преподавательского состава и предоставление университетам субсидий. Местные или провинциальные правительства несут ответственность за управление процессом приема, финансирование и трудоустройство выпускников. Необходимо подчеркнуть, что с 1998 г. центральное правительство полностью финансирует только девять основных университетов страны, в остальных случаях речь идет лишь о со-финансировании с другими уровнями управления.
Экспансия китайского высшего образования, однако, порождает и новые проблемы. Так, в условиях недостаточного государственного финан-
34Ma Wanhua, Wen Fianbo. The Chinese Academic Profession: New Realities //The global future of higher education and the academic profession / Ed. by Ph. Altbach et al. Basingstoke, 2015. P. 127.
35 Ранее колледжи этой системы были связаны с государственными университетами, выступая в роли их коммерческих отделений, однако в 2003 г. по требованию Министерства образования они стали независимыми и перешли на самофинансирование.
36 Ma Wanhua, Wen Fianbo. Op. cit. P. 127.
сирования университеты для своего развития взяли в долг колоссальные суммы денег, исчисляющиеся миллиардами долларов. По оценкам специалистов, только в провинции Хуан в 2010 г. вузы должны были банкам 2,25 млрд долларов37. Каким образом университеты смогут погасить свои долги до сих пор остается не ясным. С одной стороны, предлагается увеличить финансирование со стороны центрального правительства, что в условиях замедления экономического роста и испытываемых страной определенных финансовых трудностей, представляется маловероятным. С другой — речь идет о расширении университетской автономии для того, чтобы дать возможность руководству вузов в большей степени диверсифицировать источники финансирования. Неслучайно в ведущих китайских университетах многие специальные программы стали гораздо более дорогостоящими, чем обучение по обычным программам. Коммерциализация все больше проникает в различные аспекты академической жизни. Преподаватели работают по договорам с предприятиями, в университетских научных парках создаются коммерческие лаборатории, разрабатываются и внедряются в практику программы, которые будут востребованы и смогут принести университетам прибыль. В то же время те отрасли научных знаний, которые не перспективны с коммерческой точки зрения, постепенно отходят на задний план, даже если они нужны для поступательного развития общества и реализации личности.
Как мы уже отмечали, реформирование системы высшего образования в Китае знаменовалось и созданием разветвленной сети частных вузов. Следует подчеркнуть, что они являются частными, поскольку не зависят от государства с финансовой точки зрения, существуя за счет оплаты за учебу и спонсорства со стороны частного бизнеса. Однако в остальном они находятся под контролем государства: центральное правительство регулирует их деятельность, формулирует основные требования к ним и определяет общую политику в отношении частного образования, а органы власти в провинциях осуществляют контроль качества. В этом плане «приватизация» высшего образования в Китае, в отличие от западного понимания этого термина, означает передачу частному сектору ответственности, которая раньше лежала на плечах органов государственной власти на центральном и провинциальном уровнях, или изменение характера государственного вмешательства в деятельность вузов. При этом основная цель подобного рода приватизации — создание больших возможностей для получения образования в условиях растущих потребностей развивающегося рынка. В целом частные вузы в КНР сталкиваются с серьезными трудностями и не способны пока на равных конкурировать с государственными университетами, которые продолжают играть доминирующую роль в системе высшего образования страны.
По мнению Министерства образования КНР, в настоящее время в государственной политике в сфере высшего образования должны доминиро-
37 JiangZ. Some thought on the solving of the higher education debt. URL: http://www.jyb.cn/ Theory/jygl/201001/t20100127_338163.html (дата обращения: 17.01.2016).
вать пять основных стратегий реформирования: обеспечения образовательных услуг, управления университетами, финансирования вузов, приема на работу и продвижения по службе, внутриакадемического менеджмента38. Очевидно, что одно из центральных мест в повышении конкурентоспособности высшего образования занимает «качество» тех людей, которые работают в этой системе. И здесь мы видим ряд особенностей, присущих именно Китаю.
Во-первых, работники системы высшего образования в КНР относятся к категории государственных служащих, поэтому все они имеют определенные ранги. При этом интересно отметить, что ранги административного аппарата университетов выше, чем у профессоров. Таким образом, именно университетские «управленцы» имеют большие возможности использовать ресурсы организации и получать ее поддержку.
Во-вторых, число административных работников практически равно числу преподавателей, что свидетельствует о том значении, которое придается в университетах качеству управления.
В-третьих, число профессоров, работающих на полную ставку достаточно мало (из более чем 2 млн преподавателей высшей школы — лишь 142 тыс.39) и только эта категория преподавателей, абсолютное большинство которых работает в государственных университетах (более 140 тыс.), имеет пожизненные контракты. Со всеми остальными заключаются контракты на определенные сроки (чаще всего на три года), однако сам процесс постепенного перехода от пожизненной гарантии работы в вузах, которая существовала в Китае до конца 1970-х гг., к современной системе оказался достаточно сложным и вызвал рост недовольства со стороны преподавателей.
В-четвертых, для Китая по-прежнему характерно крайне высокое соотношение числа студентов на одного преподавателя — 18,84:140.
В-пятых, особое внимание в ведущих китайских университетах уделяется приглашению иностранных специалистов, что также является частью государственной политики в отношении высшего образования. По так называемому плану Чанджианг началось приглашение всемирно известных ученых из 100 лучших университетов и исследовательских центров мира на работу (на три года или пожизненно) в китайские университеты. При этом следует отметить, что вначале гуманитарные и социальные науки вообще не входили в перечень отраслей знания, специалисты в которых приглашались. И сегодня, хотя несколько зарубежных ученых-гуманитариев уже работают в стране, абсолютное большинство составляют представители естественных наук, математики и инженерных специальностей. Программа спонсируется китайским правительством, а также определенный финансовый вклад в нее делает Гонконг.
38 Transformation of higher education in innovation systems in China and Finland / Ed. by Y. Cai, V. Kohtamaki. Tampere, 2014. P. 285—286.
39 Ma Wanhua, Wen Fianbo. Op. cit. P. 131.
40 Ibid.
В 2006 г. был принят «План 111», призванный способствовать работе в стране этнических китайцев, добившихся выдающихся научных достижений за рубежом. Речь идет о тысяче экспертов опять же из 100 ведущих университетов и исследовательских центров мира, которые должны создать инновационные исследовательские группы, интегрированные в китайскую научную среду. Интересно отметить, что руководители должны быть старше 70 лет, а участники в возрасте до 50. Иначе говоря, в первую очередь речь идет о передаче накопленного опыта.
В целом необходимо отметить, что на проведение реформ оказывает влияние тот факт, что в китайской культуре социальный статус ученого, преподавателя высшей школы традиционно высок, хотя это далеко не всегда отражается на их заработной плате. Однако и в этом плане в последние десятилетия наблюдаются серьезные улучшения, что позволяет сделать эту профессиональную сферу деятельности более привлекательной для молодежи. Хотя по сравнению с другими ведущими университетскими державами, Китай здесь сильно проигрывает. Сравнительный анализ 15 стран мира41 показал, что самая высокая средняя оплата профессорско-преподавательского труда — в Саудовской Аравии (6,611 долл. в месяц) и Канаде (6,548), а в Китае — самая низкая (1,182)42.
Начиная с реализации «Проекта 985», правительство Китая вложило миллиарды долларов в трансформацию высшего образования для создания университетов мирового уровня, и они в принципе окупились. Об этом свидетельствуют все основные мировые рейтинги университетов. Так, в Академический рейтинг 500 лучших университетов мира (так называемый Шанхайский рейтинг) входит 32 китайских университета плюс пять университетов Гонконга, которые традиционно считаются отдельно от континентального Китая. Для примера вспомним, что в этом рейтинге только два российских университета — МГУ и СПбГУ43. В рейтинге лучших университетов мира The World University Rankings по версии британского издания «Times Higher Education» из 800 вузов — 36 китайских и шесть гонконгских (из РФ — 13)44; «QS 2014—2015» из 150 университетов — шесть и четыре, соответственно (из РФ — 1)45.
Таким образом, можно сделать вывод, что опыт Китая убедительно свидетельствует о значимости государственной политики для развития высшего образования в стране. Она же, в свою очередь, детерминируется характером политического режима, теми целями и задачами, которые ста-
41 Австралия, Аргентина, Великобритания, Германия, Индия, Канада, Китай, Колумбия, Малайзия, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, США, Франция, ЮАР, Япония.
42 Rumbley L.E., Pacheco I.R., Altbach Ph.G. International comparison of academic salaries: An exploratory study. Chesnut Hill, 2008.
43 Academic Ranking of World Universities. URL: http://www.shanghairanking.com/ru/ ARWU2015.html (дата обращения: 18.01.2016).
44World University Rankings 2015—2016. URL: https://www.timeshighereducation.com/ world-university-rankings/2016/world-ranking (дата обращения: 21.01.2016).
45 Рейтинг вузов мира от «QS»: 2014—2015. URL: http://www.educationindex.ru/article_ qs-world-ranking-2014-2015.aspx (дата обращения: 21.01.2016).
вит перед собой правящая элита в отношении социального, политического и экономического развития, а также позиционирования страны в мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рейтинг вузов мира от "QS": 2014—2015. URL: http://www.educationindex.ru/ ar ticle_qs-world-ranking-2014-2015.aspx
Academic Ranking of World Universities. URL: http://www.shanghairanking.com/ ru/ARWU2015.html
Bin C, Yong T. Higher education: The bright spot in China's economic growth // Chinese Education & Society. 2000. Vol. 33.
Brian L. Yoder. Globalization of higher education in eight chinese universities: Incorporation of and strategic responses to world culture. URL: http://d-scholarship. pitt.edu/9177/1/Yo der_ETD_2006.pdf
Chan D., Mok K. Educational reforms and coping strategies under the tidal wave of marketisation: A comparative study of Hong Kong and the Mainland // Comparative Education. 2001. Vol. 37.
Cheng K.M. China's recent education reform: The beginning of an overhaul // Comparative Education. 1986. Vol. 22.
China attracts more overseas students in 2014.2015-03-20. URL: http://www.moe. edu.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe_2809/201503/185164.html China education. URL: http://www.chinaeducenter.com/en/cedu.php China education and researche network. URL: http://www.edu.cn/HomePage/ english/statistics/education/index.shtml
Ding X. The challenges faced by Chinese higher education as it expands in scale // Chinese Education and Society. 2004. Vol. 37.
Epstein I. An analysis of the Chinese National Examination: The politics of cur-ricular challenge // Peabody Journal of Education. 1982. Vol. 59.
Feng Y. National college entrance examinations: The dynamics // Journal of Education. 1999. Vol. 181.
Jiang Z.Some thought on the solving of the higher education debt. URL: http:// www.jyb.cn/Theory/jygl/201001/t20100127_338163.html
Hayhoe R. China's universities 1985—1995: A century of cultural conflict. Hong Kong, 1999.
Henze J. The formal education system and modernization // Education and modernization: The Chinese experience / Ed. by R. Hayhoe. Oxford, 1992.
Hu R, Chen G, Mao H. Taking stock of three years of expanded enrollment in higher education // Chinese Education and Society. 2004. Vol. 37.
Law W. Fortress state, cultural continuities and economic change: Higher education in Mainland China and Taiwan // Comparative Education. 1996. Vol. 32.
Lewin K.M., HuiX, Little A.W., JiweiZ. Educational innovation in China: Tracing the impact of the 1985 reforms. Essex, 1994.
Ma Wanhua, Wen Fianbo. The Chinese Academic Profession: New Realities // The global future of higher education and the academic profession / Ed. by Ph. Altbach et al. Basingstoke, 2015.
Min W. Chinese higher education: The legacy of the past and the context of the future //Asian Universities: Historical perspectives and contemporary challenges / Ed. by P.G. Albach, T. Umakoshi. Baltimor, 2004.
Ming Hu S, Seifman E. Education and socialist modernization. N.Y., 1987. Mok K. Globalization and education restructuring: University merging and changing governance in China // Higher Education. 2005. Vol. 50.
Orleans L.A. Soviet influence on China's higher education // China's education and the industrialized world / Ed. by R. Hayhoe, M. Bastid. Armonk, 1987.
Rumbley L.E., Pacheco I.R., Altbach Ph.G. International comparison of academic salaries: An exploratory study. Chesnut Hill, 2008.
Spence J.D. The search for modern China. N.Y., 1990.
Tang J. A strategy for reforming the higher education administrative system // Chinese Education & Society. 1998. Vol. 31.
Transformation of higher education in innovation systems in China and Finland / Ed. by Y. Cai, V. Kohtamaki. Tampere, 2014.
Xing Lu. Rhetoric of the chinese cultural revolution: The impact on chinese thought, culture, and communication. Columbia, 2004.
WangX. Education in China since 1976. Jefferson, 2003.
World University Rankings 2015—2016. URL: https://www.timeshighereducation.com/ world-univer sity-rankings/2016/world-ranking
"2014 Statistics of Foreign Students in China" People's Republic of China Ministry of Education. 2015. March 8.
"2015 National College List" People's Republic of China Ministry of Education. 2015. May 21.