Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ В НАПРАВЛЕНИИ «СТАНДАРТИЗАЦИЯ»'

РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ В НАПРАВЛЕНИИ «СТАНДАРТИЗАЦИЯ» Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
203
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
техническое регулирование / межгосударственная стандартизация / стратегия развития / план реализации стратегии / технический регламент / стандарт / technical regulation / interstate standardization / development strategy / strategy implementation plan / technical regulation / standard

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Е В. Глебова

Межгосударственная стандартизация направлена на повышение качества жизни, устранение барьеров в торговле, на обеспечение безопасности через повышение эффективности производства и производительности труда, а также внедрение в производственные процессы современных достижений науки и техники. Для успешной деятельности в указанных направлениях и корреляции развития межгосударственной стандартизации с направлениями технического регулирования в 2020 году была принята «Стратегия развития Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации на период до 2030 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технике и технологии , автор научной работы — Е В. Глебова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERSTATE STANDARDIZATION FOR ‟STANDARDIZATION”

Interstate standardization is aimed at improving the quality of life, removing barriers to trade, ensuring secu-rity issues through increasing production efficiency and labor productivity, as well as introducing modern achievements of science and technology into production processes. For successful activities in these areas and the correlation of the development of interstate standardization with the areas of technical regulation in 2020, the ‟Development Strategy of the Interstate Council for Standardization, Metrology and Certification for the period up to 2030” was adopted.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ В НАПРАВЛЕНИИ «СТАНДАРТИЗАЦИЯ»»

Природные ресурсы, их современное состояние, охрана., промысловое и техническое использование

УДК 006

Е.В. Глебова

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет,

Владивосток, 690087 e-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ В НАПРАВЛЕНИИ «СТАНДАРТИЗАЦИЯ»

Межгосударственная стандартизация направлена на повышение качества жизни, устранение барьеров в торговле, на обеспечение безопасности через повышение эффективности производства и производительности труда, а также внедрение в производственные процессы современных достижений науки и техники.

Для успешной деятельности в указанных направлениях и корреляции развития межгосударственной стандартизации с направлениями технического регулирования в 2020 году была принята «Стратегия развития Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации на период до 2030 года».

Ключевые слова: техническое регулирование, межгосударственная стандартизация, стратегия развития, план реализации стратегии, технический регламент, стандарт.

E.V. Glebova

Far Eastern State Technical Fisheries University, Vladivostok, 690087 e-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF INTERSTATE STANDARDIZATION FOR "STANDARDIZATION"

Interstate standardization is aimed at improving the quality of life, removing barriers to trade, ensuring security issues through increasing production efficiency and labor productivity, as well as introducing modern achievements of science and technology into production processes.

For successful activities in these areas and the correlation of the development of interstate standardization with the areas of technical regulation in 2020, the "Development Strategy of the Interstate Council for Standardization, Metrology and Certification for the period up to 2030" was adopted.

Key words: technical regulation, interstate standardization, development strategy, strategy implementation plan, technical regulation, standard.

На сегодняшний день понятия «техническое регулирование» и «межгосударственная стандартизация» знакомы не только специалистам, осуществляющим свою трудовую деятельность в одноименных областях, эти понятия также стали вектором, задающим направление на повышение качества нашей жизни, на обеспечение экономического роста, развитие международной торговли, обеспечение безопасности через повышение эффективности производства и производительности труда, а также внедрение в производственные процессы современных достижений науки и техники.

Развитие межгосударственной стандартизации невозможно анализировать без привязки к развитию системы технического регулирования, так как основное назначение межгосударственной стандартизации - служить целям технического регулирования. Вопрос развития межгосударственной стандартизации (далее МГС) является достаточно сложным и многогранным, корни его уходят в союзное прошлое нашей страны. Государственные стандарты (далее ГОСТы) в СССР содержали требования безопасности и были обязательны для исполнения, что подтверждалось фразой «несоблюдение стандарта преследуется по закону». Другими словами, ГОСТ в то время исполнял роль технического регламента (далее ТР), и на него были возложены те же функции. После распада Советского Союза в феврале 1992 г. руководители служб по стандарти-

XIII Национальная (всероссийская) научно-практическая конференция

зации, метрологии и сертификации государств - участников СНГ - обратились к правительствам своих стран с предложением о необходимости сохранения и развития единой нормативной базы в области стандартизации, системы обеспечения единства измерений и основных принципов проведения работ по сертификации. В итоге 13 марта 1992 г. в Москве было подписано «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации» (далее Соглашение). Приложением к данному соглашению являлось «Положение о межгосударственном совете по стандартизации метрологии и сертификации» [1]. Данные документы были подписаны главами правительств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Российской Федерации, Украины - так было положено начало МГС.

В настоящий момент МГС активно развивается. Первенство по разработке межгосударственных стандартов имеет Российская Федерация, которая разрабатывает 70-80% всех межгосударственных стандартов. В МГС на конец 2021 г. насчитывалось 26 379 документов по межгосударственной стандартизации, уровень гармонизации которых с европейскими стандартами составляет 24%.

Очевидно, что с ростом количества принятых технических регламентов возрастает потребность в межгосударственных стандартах, обеспечивающих действия регламентов, и тут проявляются сразу несколько проблем МГС, связанных с длительностью разработки межгосударственных стандартов, с необходимостью обеспечения технических регламентов соответствующими межгосударственными стандартами, с порядком распространения межгосударственных стандартов, со сроками пересмотра стандартов и т. д.

В среднем срок разработки документов по межгосударственной стандартизации составляет два года. Необходимо сокращать этот срок - передовой опыт по разработке подобных стандартов ограничивает его до года. Также требует внимания средний возраст межгосударственных стандартов, который составляет более 20 лет, несмотря на то, что есть рекомендации о пересмотре техническими комитетами по стандартизации своих стандартов раз в пять лет. На официальном сайте МГС существует перечень уполномоченных организаций по распространению документов межгосударственной стандартизации, также принят ряд документов о порядке распространения межгосударственных стандартов, тем не менее в информационно-телекоммуникационной сети Интернет можно найти практически любой межгосударственный стандарт.

Для решения вышеуказанных проблем и корреляции развития МГС с направлениями технического регулирования в 2020 г. была принята «Стратегия развития Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации на период до 2030 года» (далее Стратегия) [2]. Основными направлениями работы Стратегии определены следующие:

- стандартизация;

- метрология;

- единый рынок и технические барьеры (оценка соответствия, аккредитация, надзор);

- региональная инфраструктура качества и международное сотрудничество.

При анализе данных направлений сотрудничества становится очевидным, что МГС - это уникальная организация, которая объединяет деятельность по стандартизации, метрологии, оценке соответствия, аккредитации и надзору. Также очевидно, что эффективное использование таких широких возможностей МГС должно базироваться на четком соблюдении интересов государств - участников Соглашения. Это предполагает четкую координацию в выработке совместных решений, отработку новых механизмов информирования, получения договоренностей в установленных сферах деятельности и пр. для достижения основной цели создания МГС.

В период до 2030 г. шаги в рамках реализации стратегического планирования МГС предпринимаются в соответствии с принятым «Планом мероприятий по реализации Стратегии развития Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации на период до 2030 года» (далее План) [3]. Анализ Плана показал наличие запланированных действий по всем четырем направлениям стратегического развития МГС. Для этого было сформулировано 27 стратегических целей по всем направлениям с указанием наименования мероприятий, сроков исполнения, исполнителей, характеристики работ и ожидаемого эффекта.

К стратегическим целям, сформулированным по направлению «стандартизация», относятся следующие:

Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование

- установление приоритета разработки межгосударственных стандартов по отношению к разработке национальных стандартов;

- реализация и развитие основных принципов межгосударственной стандартизации, заложенных в основополагающих стандартах;

- синхронизация деятельности в национальных, региональных и международных системах стандартизации;

- сокращение срока разработки стандартов с целью максимально оперативного реагирования на нужды потребителей стандартов для ускорения инновационного развития;

- цифровая трансформация работ по межгосударственной стандартизации;

- наполнение электронных библиотек машиночитаемыми и машинопонимаемыми стандартами;

- установление определяющей роли межгосударственных технических комитетов (далее МТК) в планировании и разработке межгосударственных стандартов;

- закрепление секретариатов МТК и фонда соответствующих межгосударственных стандартов за секретариатами национальных технических комитетов для формирования программы работ по межгосударственной стандартизации, для разработки и экспертизы проектов межгосударственных стандартов;

- создание и обеспечение функционирования единого механизма мониторинга применения и актуальности межгосударственных стандартов с последующей отменой/пересмотром устаревших и неактуальных стандартов.

Анализ стратегических целей развития МГС в направлении «стандартизация» позволил разделить все планируемые мероприятия на две группы:

- организация работ по МГС;

- цифровизация деятельности МГС.

Наибольшее количество запланированных мероприятий предусмотрено в рамках организации работ по МГС. Перечень мероприятий, вошедших в План, позволит полностью решить перечисленные выше проблемы; работы по реализации запланированных мероприятий ведутся планомерно с 2021 г., и уже достигнуты существенные результаты. Так, на конец 2021 г. насчитывалось более ста межгосударственных стандартов, принятых для целей технического регулирования.

Следует также отметить, что цифровизация деятельности МГС включается в общий современный тренд по цифровизации экономики, производства и деятельности по стандартизации. В рамках запланированных работ в данном направлении предложены четыре группы мероприятий, для выполнения которых предусмотрены довольно длительные временные промежутки -8-9 лет. Это объясняется ожидаемыми результатами: формирование электронного банка данных принимаемых документов по межгосударственной стандартизации в формате XML, создание электронного фонда машиночитаемых и машинопонимаемых документов по межгосударственной стандартизации, что, безусловно, является амбициозным результатом, на достижение которого должны быть привлечены огромные ресурсы государств - участников Соглашения.

Из всего вышесказанного становится очевидным, что в рамках МГС существует много проблем, решить которые возможно лишь совместным участием государств - участников Соглашения, а реализация Стратегии и Плана будет вести государства к стабильному успеху.

Литература

1. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (с изменениями на 22 ноября 2007 года) [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1902961 (дата обращения: 18.02.2022).

2. Стратегия развития Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - URL: https://easc.by/images/ document/mgs/57%20MGS_strategia.pdf (дата обращения: 18.02.2022).

3. План мероприятий по реализации Стратегии развития Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - URL: https://easc.by/images/document/mgs/Plan%20meropriyatij%20po%20realizacii%20Strategii%20MGS 2030.pdf (дата обращения: 18.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.