лиарда рублей. В науке, образовании, здравоохранении, в сфере культуры пока сохранились кадры высокой квалификации, которые способны реализовать научный, технологический и образовательный прорыв. За годы рыночных реформ у населения сформировалась определенная рыночная культура, позволяющая производителям и потребителям более активно и рационально осуществлять свое поведение. Также создана необходимая институциональная база для более цивилизованных рыночных отношений, для саморегуляции экономической жизни. И, наконец, оставаясь одной из самых мощных ядерных держав, Россия имеет возможность обеспечить себе национальную безопасность.
Приоритет человеческого развития постоянно предполагает модифицирование способа социально-экономического устройства общества, что сегодня является ключевым фактором возрождения и дальнейшего развития государства. В связи с этим можно утверждать, что сейчас страна находится на пороге нового «неоклассического синтеза» в его специфически российском варианте. Его специфика состоит в необходимости соединения относительно быстро созданных рыночных структур с восстановленным государственным механизмом регулирования экономики, который обеспечил бы гуманизационное направление в социально-экономическом развитии страны.
В итоге можно сказать, что концепция гуманизации экономического роста является более широкой, чем концепция экономического развития и концепция развития человеческого потенциала ПРООН, поскольку она включает в себя становление нового системного качества, выражающегося в социальной и духовной направленности роста. Формирование концепции гуманизации экономического роста должно стать основой логики и содержания направлений экономической теории выражающих социально-экономические отношения в процессе формирования и реализации экономического роста (взаимосвязь экономических интересов, человеческого капитала, институциональных и инновационных особенностей).
j ЛИТЕРАТУРА
ь
[□ 1. «Гуманистические ориентиры России» Монография. - М.: Институт экономики РАН, 2002. J 2. Малашхия Г. Тенденции гуманизации и дегуманизации экономики. Изд. Петрополис. - СПб. 2001. ^ 3. Политическая экономия социализма и экономической теории XXI века. М.: ТЕИС, 2003, С. 85.
4. Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов // http://national.invur.ru/index.php?id=101
5. Шарден П.Т. Феномен человека. Перевод с фр. М., 1987. С. 184
6. Шевченко И.В., Александрова Е.Н., Савченко М.И., Маровгулов В.М. Организационно-экономические аспекты формирования конкурентной стратегии экономического роста России // Финансы и кредит. 2006. № 9.
00 с. 70. □
□
Ш
0 ö
Ф Южный институт менеджмента, к.э.н., доцент, доцент кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита,
s e-mail: [email protected]
а
1 развитие методологии национального счетоводства > как инструмента оптимизации экономических процессов
Z
OD
о
ЗЕЛИНСКАЯ М.В.
В статье представлен обзор исторического развития системы показателей для характеристики и анализа макроэкономических процессов в России и на международном уровне. Обозначены потребители
0
1 I Ф со
I—
О^ информации системы национальных счетов, основанной на концепции рыночной экономики.
О
Ключевые слова: рыночная экономика; макроэкономические показатели; система учета и статистики;
^ система национальных счетов; сопоставления; баланс народного хозяйства; сектор экономики
■_
0
1_
О
о
со О
I—
О О о.
Коды классификатора JEL: Е01
Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных
0 наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В ^ первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, характеризующих важнейшие результаты
1 и пропорции национальной экономики. Вступление России в Международный валютный фонд и Междуна-о родный банк реконструкции и развития, усилили необходимость перехода отечественной системы учета и и статистики на рекомендуемую международными организациями методологию национального счетоводства,
принятую в международной практике, то есть систему национальных счетов.
о Система национальных счетов представляет собой построенный определенным образом набор счетов и
^ балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные макроэкономические показатели, ха-
§ растеризующие результаты деятельности национальной экономики за период времени, ее структуру и важ-
о нейшие взаимосвязи. Система дает возможность сопоставления экономических показателей разных стран,
о сводимость макроэкономических показателей на мировом уровне, позволяет определить место националь-
0) ной экономики в мировой экономике, решает проблему международных сопоставлений. Это достигается
единством методологии расчета макроэкономических показателей, и тем самым содействует международной интеграции и экономическому сотрудничеству.
Впервые в отечественной практике попытка создания системы показателей для характеристики и анализа макроэкономики была предпринята в СССР. Для этих целей был составлен первый баланс народного хозяйства за 1923-1924 гг. В его основу была положена таблица, являющаяся прообразом межотраслевых балансов, разработанных впоследствии лауреатом Нобелевской премии В.Леонтьевым [4, с.411]. На протяжении почти семидесяти лет в нашей стране для проведения макроэкономического анализа и формирования экономической политики использовался составляемый ежегодно баланс народного хозяйства. Он был основан на марксистской концепции общественного воспроизводства и предназначен для анализа модели экономики, базирующейся на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании, то есть экономической модели, которая впоследствии получила название командно-административной системы. Согласно марксистской концепции к сфере экономического производства относится только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т.д.) происходит лишь перераспределение и конечное потребление национального дохода.
Система национальных счетов основана на концепции рыночной экономики, согласно которой в общий итог экономической деятельности включается производство всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т.д. [2, с.18]. В отличие от марксистской экономической концепции здесь земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.
Использование концепции рыночной экономики позволяет дать системное описание процессов воспроизводства национальной экономики в целом, характеризуя производство, распределение, перераспределение и использование конечного продукта и национального дохода.
Многие ученые запада также работали над проблемой национальных и международных сопоставлений. В ^ 1947 г. экономист Р.Стоун в докладе, подготовленном для ООН, предложил новый принцип составления сис- ¡5 темы национальных счетов [1, с.116]. В этой системе в компактной и хорошо обозримой форме должны быть О представлены сведения об ограниченном числе относительно однородных групп хозяйствующих субъектов (секторов экономики) и некотором ограниченном числе относительно однородных групп экономических операций между ними.
Такая постановка вопроса о характере системы национальных счетов требовала ответа на вопрос об источниках информации, о возможностях использования данных бухгалтерского учета. Однако концепция Ф Р.Стоуна не была реализована в 1950-х гг. потому, что даже высокоразвитые страны не были к ней готовы. В результате первый международный стандарт ООН в области национальных счетов 1952 г. "Система национальных счетов и вспомогательных таблиц" не содержит рекомендаций по составлению национальных счетов в разрезе секторов экономики. Он включает рекомендации по составлению ограниченного числа счетов □ для экономики в целом, которые позволяли получить наиболее важные макроэкономические показатели: ва- О ловой внутренний продукт, национальный доход, сбережения, инвестиции и некоторые другие. На практике в это время рядом стран составлялись подобные показатели на основе обработки информации, получаемой
(О
X *
а
т.
ю
^
о ь
00 □
□
ш
о
из самых разных и не всегда согласованных между собой источников.
Второй стандарт ООН в области национального счетоводства был одобрен Статистической комиссией ООН ®
в 1968 г. Эта система была значительным шагом вперед. Прежде всего, она включала не только традицион- о
ные счета национального дохода и национального продукта, но и новые, интегрированные в ее структуру ^
блоки макроэкономической информации. Среди них: баланс межотраслевых связей, баланс национального §
богатства, система показателей движения финансовых ресурсов и др. Некоторые из новых блоков были раз- ^
работаны в самой общей форме, однако связи с традиционными счетами национального дохода и валового о
внутреннего продукта были очерчены достаточно ясно. Система национальных счетов ООН 1968 г. включала о
в качестве отдельной главы рекомендации по составлению национальных счетов в развивающихся странах, х
которые учитывали как особенности их экономики, так и проблемы с получением необходимой информации. т
Она использовала в наиболее последовательной форме принцип двойной записи каждой операции, позаимс- о
твованный из бухгалтерского учета. о
В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила новую систему национальных счетов, работа над которой ^
продолжалась около десяти лет. [3, с. 211]. На нее начала переходить и Россия. Суть ее сводится к формированию ^
системы обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях воспроизводства. Каждой стадии ^ воспроизводства (стадия производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет
о
или группа счетов. Счета, отражающие экономику в целом, называются консолидированными счетами. ^
Счет представляет собой таблицу, отражающую наличие ресурсов и направление их использования. В
о
I—
каждом счете соблюдается равенство между объемом ресурсов и их использованием. В случае изначального о отсутствия этого равенства, для его достижения в счете используются балансирующие статьи. ^ Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в ^ единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном о хозяйстве. Основными структурными элементами системы национальных счетов являются: экономические $ функции - производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов; экономические операции - индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполне- ^ ния экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, ф финансовые операции и пр.); экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие ^ хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы); объекты экономических операций - § товары, услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов используется система двой- ^ ной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается ^
в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов.
Обобщающим показателем экономической деятельности в системе национальных счетов является валовой внутренний продукт (ВВП). В его основе лежит так называемая добавленная стоимость, т.е. стоимость, добавленная к стоимости потребленных в этом процессе продуктов и услуг (к стоимости "промежуточного потребления"). На народно-хозяйственном уровне составляются следующие сводные счета внутренней экономики, позволяющие проследить весь путь формирования и использования ВВП (в каждом счете представлены, с одной стороны, ресурсы, составляющие рассматриваемый показатель, а с другой - их использование): счет товаров и услуг; счет производства; счет образования доходов; счет распределения доходов; счет использования доходов; счет капитальных затрат; финансовый счет. Их дополняют счета внешнеэкономических связей и др. Отражение на этих счетах различных стадий процесса воспроизводства ВВП позволяет определить его величину разными методами: производственным, распределительным и методом конечного использования. Обобщающими с точки зрения производства являются счет товаров и услуг и счет производства. Они показывают валовой выпуск продукции и услуг, их промежуточное потребление в процессе производства и образование валовой добавленной стоимости в отраслях и секторах и ВВП на макроуровне. При этом производственная деятельность относится как к сфере материального производства, так и к сфере нематериальных услуг (образование ВВП с использованием обобщающих счетов показано в данном случае схематично, без учета влияния налогов, цен). СНС отражает идею общего экономического равновесия в стране, когда наблюдается соответствие (равенство) наличных ресурсов и их использование.
Счет товаров и услуг является своеобразной сводной таблицей. Как и все счета, он состоит из двух час-^ тей: в части "ресурсы" показываются выпуск продукции и импорт товаров и услуг, в части "использование" ^ - объемы использования продукции на потребление (промежуточное и конечное), накопление основного Ь и оборотного капитала, экспорт. Каждая часть счета формируется самостоятельно на основе своих потоков (О статистической информации, вследствие чего суммарные итоги по ним могут несколько различаться меж-X ду собой. Для баланса по счету эта разница оформляется в виде показателя "статистическое расхождение", ^ который характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов. Статистическое расхождение, не
□ превышающее 4-5% ВВП, свидетельствует об удовлетворительном качестве расчетов.
^ Система национальных счетов дает ступенчатую картину экономических процессов в стране, в том числе ^ информацию по стандартному набору счетов для всех секторов экономики. Сектора экономики (предпри-^ ятия, финансовые учреждения, органы государственного управления, домашние хозяйства, обслуживающие I- их частные некоммерческие организации) - это совокупность экономических агентов, занятых одним и тем
□ же видом основной деятельности. Они сводятся в сектора по признаку однородности выполняемых функций
□ или однородности производимой продукции. Понятие "сектор" в этом случае несколько отличается от по-О нятия "отрасль". Фирма или предприятие может относиться к разным отраслям, но согласно статистической
группировке входить только в один сектор.
В системе национальных счетов применяется группировка экономических единиц по секторам. Сектор 2 представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, имеющих сходные цели, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, что обуславливает их сходное экономичес-о кое поведение. Институционными единицами являются хозяйствующие субъекты, которые могут от своего ф имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с Ц другими единицами. Институционными единицами могут быть юридические лица и физические лица (или их > группы) в виде домашних хозяйств. Выделяются следующие сектора национальной экономики: нефинансо-
0 вые предприятия, финансовые учреждения, государственные учреждения, некоммерческие организации, обо служивающие домашние хозяйства, домашние хозяйства. Для отражения взаимосвязей с другими странами
1 образуется условный сектор "остальной мир", объединяющий все институционные единицы-нерезиденты в £5 той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики. Институционная едини-о ца считается резидентом в экономике страны, если она имеет на ее территории центр экономического инте-о реса, то есть если она занимается или собирается заниматься какими-либо видами экономической деятельности или операциями в течение длительного периода времени, обычно приравниваемого к одному году.
о До начала 80-х годов основным показателем, характеризующим совокупный объем производства был по-Ф казатель валового национального продукта. Однако в современных условиях в связи с интернационализаци-о ей экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета валового национального продукта, пос-£3 кольку национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, § основным показателем совокупного объема выпуска стал валовый внутренний продукт. £ Сектор экономики - это новое понятие в экономике. Сектор в СНС определяется как совокупность инсти-
0 туционных единиц, т.е. единиц, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, ^ осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами.
1 Институционными единицами являются физические лица (или их группы) в форме домашних хозяйств и о юридические лица. Основными видами юридических лиц являются корпорации, некоммерческие организа-т ции и государственные учреждения. Корпорации создаются в целях рыночного производства товаров, работ
и услуг. Они являются источниками прибыли или иной финансовой выгоды для своих владельцев, а также ^ коллективной собственностью акционеров, учредителей или пайщиков и функционируют отдельно от своих ш владельцев, пользующихся ограниченной ответственностью. Обычно к корпорациям относятся открытые и ц закрытые акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, полные и о коммандитные товарищества, производственные кооперативы. Предприятие, не подпадающее под определе-о ние корпорации, т.е. являющееся унитарным, дочерним предприятием или филиалом, рассматривается как % некорпоративное предприятие.