Развитие мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей Республики Башкортостан в рамках требований ВТО
РР. Сираева, к.э.н., Башкирский ГАУ, СВ. Волков, менеджер, ООО «Сибмонтаж»
Современные условия государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Башкортостан (в России также) таковы, что в первую очередь необходимо ориентировать бюджет на меры «зелёной корзины». Освоение инструментария «зелёной корзины» во многом может явиться ключом к успеху отрасли на внешнем и внутреннем рынке.
Меры «зелёной корзины» должны отвечать следующим фундаментальным требованиям: не оказывать искажающего влияния на внешнюю торговлю, осуществляться за счёт финансируемых из государственного бюджета правительственных программ, не предусматривать перераспределение средств потребителей и поддерживание цены производителей. В приложении 2 к Соглашению по сельскому хозяйству ВТО приведён примерный перечень таких правительственных программ и мер, направленных на поддержание цен производителей. В этот перечень входят: научные исследования; борьба с вредителями сельского хозяйства; подготовка кадров; услуги по продвижению товаров на рынках; услуги по общедоступному инфраструктурному обеспечению (электроснабжение, дороги, водоснабжение, дренажные системы, охрана окружающей среды и др.) при условии, что в расходы по услугам не включается субсидирование инфраструктуры внутри фермерских хозяйств; финансовое участие правительства в программах страхования и обеспечения доходов; помощь при стихийных бедствиях; программы региональной помощи.
Кроме того, в «зелёную корзину» включаются прямые платежи производителям, если они увязаны с фиксированным и неизменным базовым периодом и не зависят от текущих объёмов производства.
Таким образом, можно выделить два критерия соответствия — это, во-первых, финансирование должно осуществляться из государственного бюджета в рамках правительственной программы, а не за счёт средств потребителей, и, во-вторых, поддержка не должна иметь своим последствием поддержку цен производителей [1].
В нашей стране утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г. [2], целью разработки которой является определение ключевых проблем развития сельских территорий и выработка необходимых мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Эти меры позволяют вывести сельские территории на качественно новый уровень развития,
обеспечивающий комплексное, сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач.
Таким образом, благодаря этим мерам, относящимся к «зелёной корзине», предполагается достичь следующих целей (по мнению разработчиков концепции): создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других функций территориального развития; устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны; рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды; сохранение и приумножение культурного потенциала села.
Сегодняшняя наша задача — проанализировать проводимые меры «зелёной корзины» в Республике Башкортостан и предложить пути их расширения. При этом в приоритете должно быть повышение конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей, т.е. стимулирование модернизации предприятий, обеспечение АПК квалифицированными кадрами, приоритетное государственное инвестирование инновационных проектов, энерго-, ресурсосберегающие технологии, развитие сельской инфраструктуры.
Нами проведён анализ мер государственной поддержки в республике на соответствие критериям «корзин». Мы выделили меры, относящиеся к «зелёной корзине». Из всех 29 мер, осуществляемых в республике в 2011 г., к этой «корзине», по нашему мнению, относятся 8 (табл.).
В Республике Башкортостан в 2011 г. на не подлежащие сокращению меры, по нашим расчётам, было направлено 677 млн руб. Это 16% всего объёма государственной поддержки. Как видим, меры «зелёной корзины» составляют шестую часть всего объёма государственной поддержки. Соглашение с ВТО не накладывает на них ограничений, поэтому их увеличение не влечёт за собой никаких нарушений.
При выделении бюджетных средств на поддержку кадрового потенциала будет увеличен лишь приток квалифицированных кадров в сельское хозяйство, что в конечном счёте отразится на более рациональном ведении хозяйства и повышении эффективности производства.
Поддержание, восстановление плодородия почв — путь к увеличению урожайности и качества сельскохозяйственных культур [3]. Это, в свою очередь, приведёт к повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции собственного производства и увеличению спроса со стороны потребителей. Конечным результатом этой меры
Субсидии из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан на государственную поддержку агропромышленного комплекса в 2011 г. в рамках «зелёной корзины», тыс. руб.
Субсидии Всего В том числе:
федеральный бюджет республиканский бюджет
Государственная поддержка кадрового потенциала АПК РБ 37141 0 37141
Поддержание почвенного плодородия 64757 0 64757
Субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями 2316 1737 579
Субсидии на компенсацию части затрат за подачу воды на полив сельскохозяйственных культур 1743 0 1743
Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации 171170 0 171170
Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений 5880 4409 1472
Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая 104941 78706 26235
ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв» 289488 217116 72372
Итого 677436 301967 375469
для сельскохозяйственного производителя станет рост доходов от реализации продукции.
Выделение субсидий на закладку и уход за многолетними насаждениями приобретает важное значение сегодня. К примеру, ягоды, выращенные в своих садах, намного привлекательнее для потребителей, чем привозимые в огромных количествах в законсервированном или замороженном виде из Китая или любой другой страны. Если предоставить потребителю выбор между привозными ягодами и произведёнными в республике, уверены, население сделает выбор в пользу отечественной продукции. Поэтому результатом данной меры является не только качественная сельскохозяйственная продукция, но и создание дополнительных рабочих мест, и увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации и химической защиты растений приведут к сохранению и росту урожайности сельскохозяйственных культур.
Было рассмотрено распределение бюджетных средств, относящихся к «зелёной корзине», по муниципальным районам республики и составлен прогноз механизма государственной поддержки на перспективу.
Размеры мер «зелёной корзины» и их доля в общем объёме государственной поддержки сельского хозяйства в муниципальных районах республики различаются. Вариация показателя доли в общем объёме государственной поддержки составляет от 0 до 22,8%. В абсолютном выражении вариация составляет от 0 до 87 млн руб. В Белорецком районе, по результатам наших исследований, вообще отсутствуют меры «зелёной корзины», а в Гафурийском
районе их доля оказалась наибольшей — 22,8%. В Мелеузовском районе меры «зелёной корзины» составили 87 млн руб., что соответствует 18,2% объёма государственной поддержки.
Таким образом, нами обнаружено неравномерное распределение мер «зелёной корзины» по районам, что отражается в конечном счёте на уровне доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно растениеводческого направления. Дело в том, что большая часть принятых мер — это субсидии на повышение плодородия почв.
Долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013 — 2020 гг. содержит следующие мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий:
— улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
— развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;
— поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений;
— грантовая поддержка инициатив сельских сообществ по улучшению условий жизнедеятельности;
— поощрение и популяризация достижений в сфере сельского развития.
Считаем, что меры «зелёной корзины» необходимо расширять, учитывая положения вышеназванной концепции и программы. На наш взгляд, надо утвердить республиканскую программу устойчивого развития сельских территорий, ежегодно проводить научные исследования и конференции в сфере
устойчивого развития сельских территорий и смежных вопросов. В рамках этой республиканской программы мы предлагаем выделить бюджетные средства на следующие мероприятия:
— усиление первичного звена здравоохранения в сельских поселениях;
— создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в сельское хозяйство;
— модернизация рабочих мест на объектах инфраструктуры агропродовольственного рынка (хранение, транспортировка, сбыт сельскохозяйственной продукции), в сельском строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также на объектах транспортной и энергетической инфраструктуры;
— стимулирование закрепления в сельской местности трудоустраивающихся молодых специалистов на основе предоставления субсидируемых кредитов организациям-работодателям на строительство жилья для молодых специалистов.
— содействие сбыту сельскохозяйственной продукции, расширение сети приёмозаготовительных пунктов по закупке сельскохозяйственной продукции, создание торговой и логистической системы на кооперативной основе и содействие организации кооперативных рынков;
— расширение сети информационно-консультационных служб для предоставления правовых, экономических и технологических консультаций сельским предпринимателям;
— содействие продвижению на рынок продукции сельского хозяйства, ремёсел и народных промыслов под местными торговыми марками;
— повышение уровня обеспечения сельского населения теплом на основе более эффективного использования источников теплоснабжения (угля, газа, электроэнергии) с учётом природно-климатических условий и природно-ресурсной базы регионов;
— с целью развития производства экологически чистой продукции разработка новых стандартов экологически безопасного сельскохозяйственного производства, проведение сертификации сельскохозяйственных производителей, совершенствование системы сертификации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также мер финансовой поддержки производства экологически чистой продукции.
Так как все предлагаемые нами мероприятия — это меры «зелёной корзины», увеличение их финансирования не противоречит требованиям ВТО. Мы предлагаем направлять в плановом году на эти цели не менее 22,8% (максимальное значение доли мер «зелёной корзины» в 2011 г.) от объёма государственной поддержки, предоставленной в 2011 г.
Наши расчёты показали, что в плановом году на осуществление мероприятий «зелёной корзины»
целесообразно направить в целом по республике 1252 млн руб., что в 2 раза больше аналогичного показателя 2011 г. По предложенной нами методике максимальную государственную поддержку сельскохозяйственные товаропроизводители получат в начале реализации программы — в первые 4 года.
Внедрение рекомендованных нами мероприятий даст двойной эффект: во-первых, улучшатся условия жизни сельских жителей, во-вторых, увеличатся производственные показатели сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Уравнение регрессии, описывающее связь между объёмом государственной поддержки и сальдированным финансовым результатом сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволило спрогнозировать объёмы сальдированного финансового результата по муниципальным районам по годам.
Наши расчёты показали, что сальдированный финансовый результат сельскохозяйственных товаропроизводителей в республике в 2013 г. составит 2167 млн руб. В 2011 г. аналогичный показатель (по данным Башкортостанстата) составил 1643 млн руб. Т.е. благодаря увеличению финансирования сельскохозяйственных производителей в рамках программы по предлагаемой нами методике финансовый результат увеличится на 32%.
При разработке предложений по распределению государственной поддержки между сельскохозяйственными товаропроизводителями мы исходим из предположения, что эффективно использующие свои ресурсы товаропроизводители должны получать больше средств из бюджета [4 — 7]. Поэтому мы считаем, что чем выше степень тесноты связи между урожайностью и объёмом государственной поддержки, тем обоснованнее распределение бюджетных средств. Степень тесноты связи между среднемноголетней урожайностью зерновых культур и расчётным объёмом государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей выше, чем между среднемноголетней урожайностью зерновых культур и фактическим объёмом государственной поддержки. Поэтому смело можем утверждать, что предлагаемый нами механизм распределения государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей обоснованный.
Литература
1. Антонова А.А., Фазрахманов И.И. Вступление России во Всемирную торговую организацию: плюсы и минусы / Вестник Башкирского государственного аграрного университета.
2012. № 2. С. 78 - 80.
2. Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 N 2136-р.
3. Лукманов Д.Д. Рациональное использование земельных ресурсов аграрной сферы: вопросы теории и практики / Аграрный вестник Урала. 2010. № 3 (69). С. 27 - 29.
4. Сираева Р.Р., Волков С.В. Субсидирование сельского хозяйства: тенденции в условиях свободной торговли // Вестник Башкирского государственного аграрного университета.
2013. № 2 (26). С. 139 - 142.
5. Волков С.В., Сираева Р.Р. Государственная поддержка молочного скотоводства в Республике Башкортостан // Молочное и мясное скотоводство. 2012. № 8. С. 2 — 4.
6. Волков С.В., Сираева Р.Р. Оценка влияния мер государственной поддержки на эффективность деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Башкортостан // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 2 (40). С. 208 — 210.
7. Волков С.В., Сираева Р.Р. Государственная поддержка развития молочного скотоводства как перспективного направления в Республике Башкортостан // Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства: матер. Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием (19 — 20 апреля). Уфа: ФГБОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2013. С.114 - 116.