РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА
А. М. БЛУДОВ
В статье рассматриваются механизмы развития зарубежных стран государственной поддержки малого предпринимательства. В статье дан анализ уровня развития малого предпринимательства зарубежных стран и России.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, зарубежные страны.
Многолетний опыт развитых и динамично развивающихся стран показывает высокую социально-экономическую значимость малого предпринимательства. Именно оно в значительной мере обеспечивает устойчивое и динамичное социально-экономическое развитие многих стран в условиях возрастающей конкуренции на мировых рынках. Каждое из успешных государств разрабатывает долговременную политику достижения стратегических целей социально-экономического развития общества и принимает соответствующие решения по привлечению к этой работе самой массовой и инициативной деятельности части населения, сформировавшейся в секторе малого предпринимательства. В этой связи государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие малого бизнеса в направлениях, соответствующих интересам общества. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть опыт этих стран в использовании государственных средств и возможностей для поддержки малого бизнеса с целью выявления наиболее эффективных и применимых в российских условиях мер.
Г осударственная политика Соединенных Штатов Америки определена как всесторонняя поддержка МП и свобода, справедливая конкуренция, развитие частной инициативы для проявления всех потенциальных возможностей личности как основы экономического развития и национальной безопасности страны. Высший государственный орган, реализующий политику в этой сфере и ответственный за развитие сектора МП, - Администрация малого бизнеса (АМБ), создана в 1953 г., подотчетна только президенту и
конгрессу. Организационно в структуру АМБ входит адвокатура и генеральная инспекция, однако их деятельность не зависит от руководства АМБ. Это дает им возможность осуществлять независимую оценку состояния малого и среднего предпринимательства (МСП), определять эффективность деятельности АМБ и предлагать конструктивные меры по совершенствованию методов и программ поддержки и развития МСП [6].
Существуют специализированные программы финансирования малого и среднего предпринимательства, использующие ресурсы базовой программы 7а. К таковым, например, можно отнести программу «Микрокредиты». Средний размер кредита составляет около 13 000 долл. (максимальный размер - 35 000 долл.). Он предоставляется для получения оборотного капитала или для приобретения инвентаря, оборудования и материалов, мебели, инструмента и оснастки. В рамках данной программы кредиты не могут быть использованы для погашения текущих задолженностей или для покупки недвижимости. Кроме того, следует отметить, что по итогам 2007 г. на микрофинансирование было выделено 46 % всех средств, направленных на программу 7а [8].
Италия. Здесь активизация развития малого и среднего предпринимательства началась с 1950-х гг. в связи с вступлением в Европейский союз, а также в целях дальнейшего экономического развития и обеспечения высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке. С 2000 г. постепенно была значительно расширена компетенция регионов в правовом обеспечении предпринимательства, создании, развитии инфраструктуры и управлении ей. Поддержка МП вы-
ведена из-под непосредственного контроля соответствующих министерств.
Великобритания. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в рамках всей страны активизировалась с конца 1970-х гг.
Центральное правительство оказывает лишь ограниченную финансовую поддержку и предпринимает ряд мер для расширения круга источников финансирования, доступных для малых предприятий (банки, финансовые фонды). Разрабатываются следующие программы: «Схема грантов» (выдача безвозмездных ссуд для реализации целевых проектов; максимальный грант в 45 тыс. ф. ст. может быть выдан на разработку технико-экономического обоснования внедрения новейших технологий), «Схема содействия в создании предприятий» (предусматривает финансовую помощь лицам, намеренным начать собственное дело), «Гарантирование кредитов» (нацелена на гарантирование государством кредитов малым предприятиям) и др.
Специальные программы обеспечивают финансовую помощь молодежи при создании или расширении бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере малого бизнеса, помощь муниципальным властям в создании и развитии малого предпринимательства. Субсидирование процентной ставки не производится. Созданы фонды венчурного капитала, региональные и конкурентные фонды, с помощью которых правительство предоставляет финансирование малым предприятиям на конкурсной основе [6].
Германия. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях власти. Основными программами развития малого бизнеса в ФРГ являются:
- программа «Концепция развития научнотехнической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса»;
- программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела».
Интересен может быть опыт финансовой поддержки малого бизнеса в странах Юга, где рыночные отношения еще не устоялись окончательно, и государство выступает в основном не как собственник предприятий, а как координатор и организатор. Так в Индии политика государства по поддержке и развитию малого бизнеса осуществляется на двух уровнях: 1) микроуровень, когда цель этой политики непосредственно малые предприятия. Для них вводятся налоговые и кредитные льготы, им оказывают консультационные услуги, защищают от конкуренции крупных производителей, помогают в подготовке кадров и т. д.;
2) макроуровень - организация и защита государством среды развития малого бизнеса, что, в конечном счете, создает долгосрочные стимулы роста экономики, включая мелкое производство. Особую роль играет проводимый Индией курс защиты внутреннего рынка от активной иностранной конкуренции, что существенно облегчило выживание мелких предприятий, ориентированных на бедные слои населения. Эта стратегия характерна для самой массовой группы традиционных мелких предприятий, действующих преимущественно в старых отраслях - текстильной, обувной, кожевенной, стекольной, где мелкие предприятия составляют до 70-80 % общего числа. Государство Индии проводит политику их поддержки, используя для этого административные рычаги, к которым, в первую очередь, относится резервирование за мелкой промышленностью значительной группы товаров, запрещенных производить крупным предприятиям. Кроме того, свыше тысячи видов товаров в Индии частично закреплены преимущественно за мелкими предприятиями и закупаются государством по фиксированным ценам, обеспечивая тем самым гарантированный сбыт, что позволило сохранять цены на низком уровне, доступном для массового потребителя.
Япония. Правительство оказывает лишь косвенную финансовую помощь малым и средним предприятиям (развитие инфраструктуры поддержки, создание различных фондов, проведение исследований и т. д.), большая часть которой распределяется через региональные, муниципальные и местные структуры поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом финансирование осуществляется непрямыми инвестициями, когда капитал предоставляется венчурным фондом под небольшие проценты отдельным малым и средним предприятиям; предоставлением гарантий погашения долга, когда правительство поощряет подписчиков облигаций компаний путем гарантирования части покупки продукции этих предприятий; прямыми инвестициями и путем непосредственной закупки префектурой акций данной компании.
Японское правительство постоянно выделяет примерно 0,13 % отрасходной части государственного бюджета на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства. Оно приняло решение выделить 16,7 млрд долл. на поддержку малого и среднего бизнеса, минуя банки. Японские государственные банки купят акции компаний из реального сектора экономики, тем самым правительство поддержит малый и средний бизнес, в котором заняты около 70 % всех работающих японцев. Страна идет по пути, проложенно-
му Соединенными Штатами и Европой: государство напрямую помогло автомобильной промышленности, минуя банки и ссылаясь на недоступность денежных средств для предпринимателей.
Важной чертой деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства является значительный объем исследований по динамике развития предпринимательства, по распространению новых технологий в управлении и производстве. Результаты направляются на тиражирование опыта успешной деятельности предприятий. Такая работа осуществляется целым рядом исследовательских институтов.
Государственная стратегия развития малого предпринимательства Франции направлена на повышение гибкости, устойчивости и конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации экономики и ориентирована на выполнение следующих задач:
- совершенствование системы обучения и переподготовки специалистов для малых предприятий;
- стимулирование инновационной деятельности, помощь в трансферте новых и высоких технологий для повышения экспортных возможностей малых предприятий;
- улучшение взаимодействия государственных учреждений, партнерских и общественных организаций в целях эффективной реализации национальных и европейских программ поддержки и развития малого предпринимательства;
- дерегулирование экономики и минимизация бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до 9 млрд евро;
- всемерное развитие информационных технологий и электронного бизнеса как наиболее динамично развивающихся направлений деятельности.
Анализ уровня развития малого и среднего предпринимательства в различных странах показывает, что России предстоит еще пройти значительный путь по реструктуризации своей экономики для перехода от системы крупного и во многом еще монополизированного производства к гармоничному сочетанию крупных, средних и малых предприятий.
Опыт многих стран показывает, что наиболее эффективно меры государственной поддержки малого предпринимательства реализуются через уполномоченный орган власти с выделением ему достаточного количества ресурсов и полномочий. В США это Администрация малого бизнеса, подчиняющаяся непосредственно президенту, в Японии - министерство экономики, торговли и промышленности, в Великобритании - Национальное
агентство по обслуживанию малого бизнеса, в Германии - Генеральный директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий, в Италии - Национальный совет по экономике и занятости.
Россия существенно уступает странам с развитой экономикой по общей численности малых предприятий (доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте (ВВП) этих стран составляет 50-60 %, а в России - 10-11 %, в то время как малый бизнес в развитых странах является основным создателем дополнительных рабочих мест. Для сравнения: доля малых и средних предприятий в общей численности занятых в 1990-е гг. составляла: в США - 60 %, в Японии -78, в Италии - 73, во Франции - 54 %, а в Российской Федерации вместе с индивидуальными предпринимателями эта численность составляет около 12 млн чел., т. е. менее 19 % общей численности занятых в российской экономике).
С момента появления малых предприятий в нашей стране важную роль для поддержки малого бизнеса государством сыграло Постановление Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» («Экономика и жизнь». № 36, сентябрь 1991 г.).
Постановлением рекомендовалось местным органам власти предоставлять малым предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога; разрешать списание в первый год эксплуатации до 50 % амортизационных отчислений основных фондов со сроком службы свыше 3-х лет, а также проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов и другое.
Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 было утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ (САП. 1992 г. № 8. С. 504).
11 мая 1993 г. за № 446 было принято Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (САП. 1993 г. № 20. С. 1762).
3 февраля 1994 г. за № 65 Правительством РФ было утверждено Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-исследовательской сфере (САП. 1994 г. № 6. С. 447).
Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 утверждается Федеральная программа государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 гг. (СЗ РФ. 1994 г. № 3. С. 213).
Указом Президента РФ от 6 июня 1995 г. № 563 фактически создается государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (СЗ РФ. 1995 г. № 24. С. 2262).
Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 была принята новая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. (СЗ РФ. 1996 г. № 2. С. 100).
Программа была сформирована исходя из принципов преемственности с программой на 1994-1995 гг. Практически начала действовать единая система поддержки малого предпринимательства, включающая в себя Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, региональные фонды и центры поддержки предпринимательства в субъектах РФ [2].
6 июня 1995 г. Президент РФ подписал Указ «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» (ГКРП России).
Названные Закон и Указ составили законодательную основу поддержки малого предпринимательства и ввели развитие этого вида бизнеса в число важнейших задач государственной экономической политики. На ГКРП России возлагалась реализация государственной политики в области малого предпринимательства, разработка финансово-кредитной и налоговой политики, способствующей развитию малого бизнеса, формирование целостной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включающей консультационную, информационную и финансовую поддержку, а также координация деятельности Федерального Фонда.
Создание Государственного комитета по развитию и поддержке малого предпринимательства при условии, что функции заказчика государственных программ поддержки малого предпринимательства остались за Фондом развития конкуренции, который трансформировался в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, породила конфликт интересов между двумя государственными структурами. Это, в свою оче-
редь, стало одной из причин того, почему политика государства в отношении МП на федеральном уровне не претворялась в жизнь должным образом. В августе 1998 г. функции поддержки МП вновь были переданы Министерству по антимонопольной политике.
В начале XXI в. на уровне государственного управления дискутировался вопрос об отмене государственной поддержки малого предпринимательства вообще. Однако летом 2004 г. Государственная Дума РФ, убрав 6 статей Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», сохранила ст. 7, определяющую порядок разработки программ поддержки предпринимательства.
К началу 2005 г. во многих регионах РФ была создана минимально необходимая инфраструктура поддержки малого бизнеса. Действовало свыше 100 агентств поддержки малого предпринимательства и межрегиональных маркетинговых центров, предоставлявших консультационные, бухгалтерские, информационно-маркетинговые и другие услуги, свыше 40 лизинговых компаний, несколько десятков бизнес-инкубаторов. Однако многие из этих институтов поддержки малого бизнеса были недостаточно сильны в финансовом и организационном отношении.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» льготное кредитование признается важной формой государственной финансовой поддержки малых предприятий. Однако, несмотря на имеющееся законодательное оформление и определенную работу, которая проводится и на федеральном, и на региональном уровнях, объемы государственной поддержки настолько малы, что не позволяют говорить о том, что резервы работы соответствующих российских государственных органов исчерпаны, а малый бизнес в полной мере проявил свои возможности. Достаточно привести данные о доли малых предприятий в ВВП страны: в среднем по России она составляет менее 10 %, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой - более 50 % и продолжает расти (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели масштабов развития сектора малых предприятий (МП) в странах с развитой рыночной экономикой и в России
Показатели США Канада Япония Великобритания Россия
Доля малых предприятий в ВВП, % 52 43 51,6 52 менее 10
Доля малых предприятий в общей занятости, % 50,1 47 69,5 55,5 9
Доля малых предприятий в количестве всех предприятий, % 97,6 99,8 99,2 99,1 16
Объем государственных кредитов, млрд долл. США 21,6 22,8 39,9 6,3 0.780
Так, малые предприятия в России находятся в худших конкурентных условиях, чем в развитых странах, и качество развития и его масштабы, и финансовая поддержка малого бизнеса в России меньше в пять-девять раз по различным показателям [4]. Между тем, у малых предприятий в нашей стране: выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, ниже уровень научно-технической оснащенности организации, квалификации кадров, сложнее обстоит дело с информационным обеспечением, им нередко не хватает средств для проведения маркетинга. Все это ставит малые предприятия в России в невыгодное положение на рынке. При этом, учитывая важнейшую социальную миссию малого бизнеса - формирование опорного слоя общества, необходимо обеспечить важнейшее условие его развития - создание развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса. Этот вывод подтверждается опытом успешного развития малого бизнеса на основе в первую очередь системы льготного кредитования в странах с развитой рыночной экономикой [1].
Переход российской экономики на траекторию динамичного роста требует изменения пропорций в ее секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики.
Это необходимо, так как малый бизнес способен при относительно небольших инвестициях стать хорошим «мотором» на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне. Поэтому приоритетными задачами проводимой сегодня налоговой реформы, как одной из форм финансовой государственной поддержки малого бизнеса, становятся упрощение налогообложения, последовательное снижение налогового бремени, повышение качества работы налоговых органов. Налоговая система призвана стать гарантом стабильности развития деловой активности хозяйствующих субъектов. В этих условиях необходимо продолжать работу по сокращению числа налогов, снижению налоговых ставок, и такой процесс необходим, в первую очередь, по отношению к индивидуальным предпринимателям. Сегодня важна налоговая реформа именно в этом направлении. Государству необходимо в настоящее время на деле поддержать малый бизнес. Это придаст новый импульс инвестиционной активности, усилит мотивацию роста доходов и отказа от теневых операций, будет стиму-
лировать инновационную деятельность и развитие высоких технологий.
В целом, российские малые предприятия в настоящее время не имеют каких-либо существенных льгот и преференций за исключением специальных налоговых режимов [5]. Однако, эффективность применения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный налог, в отрыве от других инструментов защиты интересов и стимулирования защиты бизнеса постоянно снижается в связи с увеличением финансовой нагрузки нефискального характера (арендных платежей, оплаты коммунальных услуг, транспортных тарифов, коммерческих услуг государственных организаций и т. д.).
Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет важнейшее значение для успешного функционирования. Отсутствие системного подхода к формированию на федеральном и региональном уровнях благоприятных условий для развития деятельности малых предприятий привели к тому, что на сегодня элементы инфраструктуры не объединились в целостную, ориентированную на рынок систему, а по отдельности не дали комплексного эффекта.
В настоящее время в тяжелых условиях мирового финансового кризиса конца 2008 г. малый бизнес в РФ остро нуждается в финансовой поддержке государства.
Так, финансовый кризис в Российской Федерации существенно повлиял на доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения, что негативно сказывается на малом и среднем бизнесе.
В условиях мирового финансового кризиса для мелких предприятий РФ характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т. п. Очевидно, что начавшийся мировой финансовый кризис в большей степени окажет негативное влияние на ситуацию в сфере предпринимательства, но особенно это коснется малого бизнеса, что, собственно, уже и происходит [3].
Так, банки ориентируются на кредитование лишь эффективно развивающихся предприятий. При этом большинством банков не используются такие широко распространенные за рубежом формы поддержки малого бизнеса, как факторинг, овердрафтное кредитование, кредитования на условиях кредитной линии с лимитом задолженности и с лимитом выдачи и другие банковские про-
дукты. Для малого бизнеса труден, особенно в условиях кризиса, доступ к финансовым ресурсам, все сильнее ощущается нужда в налоговых каникулах, минимальных арендных платежах.
Ощущается нехватка оборотных средств, прежде всего у торговых предприятий. По данным экспертов, средняя обеспеченность ими даже в г. Москве снизилась в 2-3 раза. Как следствие, магазины нередко вынуждены торговать тем, что производители или оптовики поставляют с отсрочкой платежа до реализации.
Действующая отечественная система безналичных расчетов все еще имеет много недостатков, а товарный бартер в сфере малого бизнеса практически не развит. Это существенно снижает возможности выживания предпринимательских структур и малых предприятий в условиях кризиса.
В целом недостаток финансовых ресурсов -одна из важнейших проблем малых предприятий в условиях кризиса. При этом банковскими кредитами, по данным специалистов, в условиях кризиса реально могут воспользоваться лишь 10-15 % малых предприятий, что объясняется завышенными требованиями со стороны кредиторов к таким предприятиям. Так, банки готовы рассматривать вопрос о выдаче кредита только при условии успешной работы малого предприятия не менее года (реже - 6 месяцев), отсутствии у предприятия налоговой задолженности, положительного баланса, и, самое главное, наличия имущества, которое можно предоставить в залог [1]. Причем банки, как правило, требуют стопроцентное залоговое обеспечение, а активы большинства малых предприятий в условиях кризиса существенно обесценились. Система предоставления господдержки в виде гарантий, покрывающих часть кредита, находится лишь в стадии обсуждения и разработки. Между тем, ставка кредита сохраняется на уровне 20 %.
Более того, банкам не выгодно выдавать небольшие кредиты (а именно такие кредиты требуются малым предприятиям), в пределах 200300 тыс. руб. Затраты на изучение деятельности потенциального крупного заемщика и малого предприятия практически одинаковы, а доход банка будет существенно различаться. При этом такие широко распространенные за рубежом направления финансовой поддержки малого бизнеса, как микрофинансирование, финансовый лизинг, кредитная кооперация в нашей стране практически не получили развития.
Итоги деятельности малых предприятий в январе-марте 2009 г. относительно января-марта 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как негативные:
- отраслевая структура малого и среднего бизнеса в России нерациональна (на торговлю и общественное питание приходится около 25 % МСП, в промышленности - 15,3 %, в строительном секторе - 14,4 %), а доля инновационного малого бизнеса недопустимо низка;
- высокая доля «теневого» сектора, являющаяся особенностью российского малого предпринимательства, составляющая от 30 до 50 % реального оборота субъектов малого бизнеса;
- высокая неравномерность развития МСП в РФ по регионам (примерно 50 % работающих в сфере малого бизнеса сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации, в том числе до 25 % - в Москве);
- инфраструктура поддержки МСБ не объединена в единую систему;
- неоднозначность нормативно-правовых актов, регулирующих малое и среднее предпринимательство в России. Государственные программы в сфере поддержки малого бизнеса не работают. МАП России действует малоэффективно. На самом же деле, развитие МСБ представляет собой гораздо более сложную и комплексную институциональную проблему, от решения которой зависит устойчивое развитие экономики, человеческого и инновационного капитала РФ, социально-экономическая безопасность ее субъектов.
Необходимы принципиально иные подходы к развитию малого бизнеса в стране. Основное стимулирование надо осуществлять на базе эффективного налогообложения в сочетании с банковской реформой для того, чтобы у малых предприятий появился доступ к кредитным ресурсам [7].
На региональном и муниципальных уровнях нужны открытые общественные приемные с участием представителей СМИ, куда бы предприниматели могли прийти и выразить свое неудовольствие сложившимся вещей. Понятно, что не должны стоять в стороне политические и общественные объединения предпринимателей, как это показывает опыт Италии, Франции, Испании.
Таким образом, изучив зарубежный опыт крупнейших стран, можно выявить схожие механизмы стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, уже доказавшие свою эффективность на практике. В России инфраструктура поддержки предпринимательства только начинает свое развитие. Для ее успешного формирования необходимо изучение и применение на практике опыта стран, успешно реализующих программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Литература
1. Гулин К. А., Хамидулина Е. А. Проблемы и перспективы развития предпринимательства. Вологда, 2005.
2. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 года. М.,
2009.
3. Дорофеева О. Н., Иванов В. А. Финансовый механизм поддержки и развития малого предпринимательства. Сыктывкар, 2008.
4. Карпунина Е. К. Предпринимательство в России: результаты и противоречия развития. Кн. 3. Императивы государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России. Тамбов,
2010.
5. Лоскутова М. В. Предпринимательство в России: результаты и противоречия развития. Кн. 2. Поддержка малого бизнеса в условиях экономической нестабильности: монография. Тамбов, 2009.
6. Орлова Н. Я. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России и за рубежом. М., 2007.
7. Якунина И. Н. Факторы, влияющие на реализацию экономических интересов мелким и средним
собственником. Возможные меры по улучшению условий развития малого и среднего бизнеса // Малый бизнес в современной национальной экономике: сб. докладов и выступлений междунар. науч.-практ. конф. М., 2005.
8. URL: www.ovsem.com
* * *
DEVELOPMENT OF MECHANISMS OF THE STATE SUPPORT OF SMALL-SCALE BUSINESS ON THE BASIS OF USE OF THE EUROPEAN EXPERIENCE
A. M. Bludov
In article mechanisms of development of foreign countries of the state support of small business are considered. In article the analysis of a level of development of small business of foreign countries and Russia is given.
Key words: small and average business, the state support, foreign.