13.4. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ФИНАНСИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Хусаинов М.К., д.э.н., профессор кафедры ЭФ-4 МГУПИ.
[email protected] Исоков А.А., к.э.н,, докторант РГСУ, г. Москва.
Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей финансово-кредитного механизма поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах с целью выявления ключевых направлений развития финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Таджикистан.
Ключевые слова: финансово-кредитный механизм, малое и среднее предпринимательство, венчурное финансирование, льготное налогообложение.
RESEARCH OF FOREIGN EXPERIENCE OF FINANCING AND SUPPORT OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS
Khusainov M.K., the doctor of Economics, professor of chair «EF-4», Moocow State Univvesity of Inntrument making and computer science.
Isokov A.A., Cand.Econ.Sci., doctoral candidate, Russian state social universite.
Annotation: Article is devoted studying of features of the financially-credit mechanism of support of small and average business in foreign countries for the purpose of revealing of key directions of development of financially-credit support of small and average business in Tajikistan.
Keywords: the financially-credit mechanism, small and average business, venture financing, the preferential taxation.
Изучение особенностей финансово-кредитного механизма в зарубежных странах является важным фактором в определении оптимальных направлений финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства в Республике Таджикистан.
Рассмотрим особенности финансово-кредитного механизма поддержки малого предпринимательства в зарубежных странах и на основании полученных аналитических данных, сформулировать основные направления совершенствования поддержки малого предпринимательства в РТ.
Одной из организаций, осуществляющих централизованную финансово- кредитную поддержку малых предприятий в США, является Администрация малого бизнеса, которая предоставляет кредиты на приобретение земли, зданий, оборудования, обеспечение оборотного капитала, рефинансирование существующих долгов и гарантирует большую часть всех долгосрочных кредитов, предоставленных малым предприятиям по программам в промышленности, оптовой и розничной торговле, сфере услуг, строительстве, сельском хозяйстве, в том числе она гарантирует до 90% кредитов, выданных в размере более 155000 долларов и до
85%, если размер кредита не менее 750000 долларов. Срок кредитования обычно 5-7 лет, если кредит выдается для обеспечения оборотного капитала и до 25 лет, если кредит предоставляется на приобретение оборудования или здания. Для создания более доступных условий заимствования малыми предприятиями сумм до 25000 долларов Администрация малого бизнеса проводит программы микрокредитования.
К формам финансовой поддержки в США следует отнести:
- мероприятия в области налогообложения, подразумевающие поэтапное уменьшение предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при узкой налогооблагаемой базе и широкой сфере применения налоговых льгот для обеспечения притока инвестиций;
- участие в капитале инвестиционных компаний и гарантирование выпускаемых ими ценных бумаг;
- венчурное финансирование.
Развитию малого бизнеса способствует Программа инновационных разработок в малом бизнесе (БВШ), предусматривающая выделение из бюджета на проведение НИОКР средств на оплату контрактов, заключаемых с малыми предприятиями. На эту программу приходится около 60% объема средств, выделяемых государством в виде помощи малому бизнесу.
Для финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, ведущее место занимают инвестиционные компании малого бизнеса. Инвестиционные компании малого бизнеса предоставляют капитал в виде обыкновенных акций и продлевают необеспеченные кредиты малым фирмам, отвечающим инвестиционным критериям данных инвестиционных компаний. Большое внимание уделяется развитию венчурного финансирования, а также развитию франчайзинга и лизинга.
Инструментом финансово-кредитной поддержки малых предприятий является микрокредитование малых предприятий, которое используется для решения таких задач, как пополнение товарных запасов или запасов сырья, приобретение торгового и производственного оборудования, ремонт помещения, приобретение недвижимости и автотранспортных средств.
В настоящее время в зарубежных странах в финансировании малых предприятий участвуют мелкие банки, которые обладают значительными преимуществами по сравнению с крупными банками, т.к. лучше знают местные условия и местный бизнес. Малые предприятия предпочитают брать кредиты именно у них, т.к. это гораздо удобнее, и большую роль играют личные взаимоотношения и положение владельца малого предприятия в местном сообществе.
Основными приоритетами поддержки МСП в Великобритании являются помощь стартующим предприятиям, облегчение доступа к финансовым ресурсам, совершенствование методов управления предприятием, развитие рынка труда, совершенствование производственных процессов, поддержка инновационных разработок для создания новых продуктов и услуг, а также развитие экспортных возможностей сектора МСП. Кратко рассмотрим важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение приоритетных целей развития МСП.
1. Помощь стартующим предприятиям предусматривает оказание бесплатной поддержки на трудных этапах выживания и становления в форме общих консультаций и руководящих указаний, способствующих
Бизнес в законе
2'2012
успешному созданию новых предприятий и началу их деятельности.
2. Облегчение доступа к финансовым ресурсам предусматривает целый комплекс программ и мероприятий. Особое место занимает программа «Инновационного финансирования», которая ориентирована на предоставление финансовой поддержки МСП, участвующих в разработке и коммерциализации новых инновационных идей, способствующих росту производства, защите окружающей среды, сокращению потребления углеводородов, экономии энергии и повышению конкурентоспособности страны, а также отвечающих региональным или национальным приоритетам. Помощь оказывается отдельным МСП, которые не в состоянии самостоятельно покрыть издержки, связанные разработкой новых продуктов, услуг и технологий для:
- выполнения НИОКР, включая обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности, проверку концепции, маркетинговые исследования, капитальные затраты связанные с изготовлением прототипа и демонстрационного макета;
- привлечение партнеров, консультантов и патентных поверенных, принявших участие в НИОКР;
- изготовления демонстрационных макетов инновационных разработок с применением новых технологий;
- для снижения административных расходов при реализации крупными компаниями инновационных проектов, приносящих большие экономические выгоды и обеспечивающих защиту окружающей среды.
3. Мероприятия по совершенствованию методов управления МСП, поиску специалистов и развитию рынка труда предусмотрены государственной программой «Повышение квалификации сотрудников». С апреля 2009 г. вступила в силу система государственной финансовой компенсации затрат МСП и индивидуальных предпринимателей на обучение и повышение квалификации. Это предусматривает компенсацию затрат предпринимателей на оплату посреднических услуг, кадровых агентств, работодателей и потенциальных предпринимателей, которые нуждаются в притоке высококвалифицированных работников. Эти меры должны обеспечить Великобритании к 2020 г. лидирующее положение по уровню квалификации работников во всех отраслях экономики.
4. Совершенствование производственных процессов и повышение их эффективности является одной из основных задач Правительства в целях обеспечения дальнейшего устойчивого экономического развития страны. В этой связи министерство БЕРР, разработало ряд специальных программ для сектора МСП, предусматривающие предоставление малым предприятиям грантов и займов.
5. В целях разработки и создания новых продуктов и услуг, способствующих повышению конкурентоспособности МСП и национальной экономики в целом, Правительство разработало ряд программ по оказанию финансовой помощи для развития сотрудничества в инновационной сфере. Тесное взаимодействие при осуществлении НИОКР между различными предприятиями и исследовательскими институтами является основой для успешной разработки новых технологий и продуктов с их последующей успешной коммерциализацией.
Политика поддержки малого предпринимательства в Германии базируется на принципах:
- государство не берет на себя инициативу реализации конкретных экономических проектов, так как это -задача самих предпринимателей;
- государством поощряются творческий поиск, готовность рисковать и адаптивность;
- защита от монополистического давления;
- косвенная финансовая поддержка малого предпринимательства.
Финансовая поддержка осуществляется на всех стадиях развития малого предпринимательства, носит четкий целевой и адресный характер, предопределяемый макроэкономическими и социальными приоритетами, так же допускается комбинирование различных источников и мер поддержки.
Инвестиционная поддержка малых предприятий осуществляется по направлениям:
удовлетворение потребностей предприятий в информационных и технологических ресурсах. К мероприятиям в этом направлении относятся все финансируемые из государственного бюджета экономические и технические консультации для начинающих предприятий и для существующих малых предприятий, а также мероприятия по обучению и повышению квалификации сотрудников и руководителей малых предприятий.
Обеспечение предприятий капиталом и усиление его экономической мощи: поддержка инвестиций в уставной капитал (формирование начального капитала при создании предприятия), поддержка долгосрочных инвестиций в малый бизнес (в рационализацию, модернизацию, расширение, преобразование производства).
Кредитная поддержка вновь создаваемых малых предприятий осуществляется через Германский компенсационный банк, предоставляющий кредитные ресурсы на инвестиционные цели: на создание или выкуп предприятия (и связанные с этим цели в течение первых трех лет существования новой фирмы), выкуп инвестиционного пая, дающего право контроля за деятельностью предприятия, формирование первоначальных запасов, оборудование офиса. Посредством региональных программ осуществляется кредитование малых предприятий, ориентированных на производство товаров и услуг местного значения.
Успешно развивается в Германии кредитнокооперационная поддержка малых предприятий. Финансовую основу кредитных кооперативов составляют собственные средства малых предприятий и сбережения населения. Поддержка малых предприятий через механизм кредитной кооперации позволяет мобилизовать дополнительные средства, которые не были вовлечены в хозяйственный оборот.
Как видно, зарубежная практика функционирования финансово-кредитного механизма поддержки малого предпринимательства базируется не на том, чтобы на льготных условиях предоставлять малым предприятиям необходимые для их развития финансово-кредитные ресурсы и поддерживать малый бизнес любой ценой, а на создании благоприятного экономико-правового климата, позволяющего малому предпринимательству не только выживать, но и успешно развиваться.
В Японии действуют 4 центра проведения политики стимулирования малого бизнеса: центральное правительство, местные органы власти, крупный бизнес и самостоятельные объединения мелких предприятий. Поддержка малого бизнеса осуществляется на всех этапах развития предприятия: регистрации, становления, роста. Для этого используют льготные займы и кредиты, различные налоговые льготы, техническую и консультационную помощь, подготовку кадров.
Особенностью японского опыта финансовой поддержки малых предприятий является предоставление
на научно-технические программы безвозвратной финансовой помощи (субсидии).
В качестве финансовой поддержки малых предприятий широко применяется система налоговых льгот: ставки налогов на доходы малых предприятий составляют около 27%, а для крупных - не менее 37,3%. Так же как и в США, в Японии функционируют венчурные фонды, венчурный капитал которых направляется в высокотехнологические компании: на развитие микропроцессоров, программного обеспечения, биотехнологий, а также предоставляются займы под льготный процент.
Изучая зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства, Китай сформировал собственную систему. Доля малых предприятий в ВВП Китая составляет около 60%. Китайское правительство оказывает активную поддержку развитию малых предприятий в соответствии с принципом «ухватившись за крупные, поддерживать малые». Особенностью Китая является предоставление дифференцированных налоговых льгот в зависимости от категорий предприятий.
В Китае, как и в других зарубежных странах, функционируют Государственные и коммерческие банки по финансово-кредитной поддержке малых предприятий, обладающие значительными ресурсами, через организации - гаранты минимизируется и распределяется риск. В Китае оказывается и правовая поддержка малых предприятий на основании Закона «О стимулировании развития малых и средних предприятий Китая», основными приоритетами государства в данной сфере являются: создание благоприятных условий для деятельности малых предприятий, если они отвечают трем условиям - удовлетворяют общественный спрос, увеличивают занятость населения, обеспечивают реализацию государственной отраслевой политики.
Особенностями финансово-кредитного механизма поддержки малого предпринимательства в рассмотренных зарубежных странах являются:
- преобладание косвенных методов поддержки;
- предоставление государственной финансовой помощи только на конкурсной, возвратной и платной основе;
- эффективно функционирующая система государственного гарантирования займов, предоставленных коммерческими банками малым предприятиям (гарантирование от 60 до 90% займа);
- создание сети специальных банков, обслуживающих малые предприятия на различных уровнях;
- усиленное финансовое стимулирование инновационной деятельности малых предприятий. С этой целью - предоставление целевых субсидий на исследовательские проекты и на заказы производства для новой продукции;
- стимулирующая система налогообложения и особый порядок амортизации;
- создание условий для равного доступа для всех предпринимателей к информационно-консультационным услугам (особенно по вопросам налогообложения, кредитования и страхования).
Итак, проведенный анализ позволил нам выделить основные особенности механизма поддержки малого предпринимательства. Однако, следует отметить, что прямое перенесение на отечественную экономику американской, германской или другой зарубежной модели финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства является невозможным. Исследование зарубежного опыта позволяет выявить общие черты механизмов финансово-кредитной поддержки, которые следует учитывать в отечественной практике:
1. Наличие специальных нормативно-правовых актов, определяющих цели государственной политики и регулирующих весь комплекс вопросов поддержки малого предпринимательства, включая установление задач и функций органов управления и механизмов их реализации, а также сочетание мероприятий законодательного, экономического характера, направленных на создание общих благоприятных условий для развития предпринимательской активности.
2. Выделение ассигнований на реализацию программ поддержки малых предприятий из бюджета; использование стимулирующих налоговых инструментов; создание специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов; применение разнообразных форм и методов финансирования; поощрение кредитов и инвестиций в сферу малого предпринимательства путем государственных гарантий, страхования.
3. Наличие развитой системы специализированных учреждений, обеспечивающих скоординированное выполнение всего комплекса задач в области поддержки предпринимательства, а также взаимодействие органов государственной власти различных уровней с союзами и объединениями предпринимателей (союзы, ассоциации малого бизнеса, торгово-промышленные палаты), с целью обеспечения учета их позиций при принятии решений.
Список литературы:
1. Арустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Митрофанов Т.П. Организация предпринимательской деятельности. - М.,2009. - 331 с.
2. Ерохин В.Я. Международное предпринимательство. -М.: Финансы и статистика, 2008. -390с.
3. Клаус Брюмер. Система поддержки малого предпринимательства в Германии: возможный ориентир для России // Деньги и кредит.- 2001.- №7.- С. 13-20.
4. Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России/ С.Ю. Лебедева // Менеджмент в России и за рубежом.- 2001 .№1 .-С.90-96.
5. Юсупова Н. Поддержка малого предпринимательства в США // Мировая экономика и международные отношения. - 2001 .-№5.- С.87-90.
Reference list:
1. Arustamov E.A, Pahomkin A.N, Mitrofanov T.P. The organization of enterprise activity. - Мoscow.,2009. - 331 p.
2. 2.Erokhin V.Y. The international business. - Moscow.: Finance and statistics, 2008. -390p.
3. 3.Klaus Brumer. System of support of small business in Germany: possible reference point for Russia // Money and the credit.- 2001.- №7.- Pages 13-20.
4. 4.Lebedeva S.Y. Regulation and support of small and average business in EU and Russia // Management in Russia and abroad.- 2001 .-№1.- Pages 90-96.
5. 5.Yusupova N. Support of small business in USA // World economy and international relations. - 2001 .-№5.- Pages 87-90.