Научная статья на тему 'Развитие механизма диверсификации экономики региона, характеризующейся преобладанием определенного вида хозяйственной деятельности, для повышения стратегической устойчивости территории'

Развитие механизма диверсификации экономики региона, характеризующейся преобладанием определенного вида хозяйственной деятельности, для повышения стратегической устойчивости территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ ВИД ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Ирина Сергеевна

В статье развиты положения по повышению стратегической устойчивости экономики региона и принятию решений по реализации указанных мероприятий в условиях, когда экономическое развитие субъекта зависит от преобладающего вида хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие механизма диверсификации экономики региона, характеризующейся преобладанием определенного вида хозяйственной деятельности, для повышения стратегической устойчивости территории»

УДК 332

Развитие механизма диверсификации экономики региона, характеризующейся преобладанием определенного вида хозяйственной деятельности, для повышения стратегической устойчивости территории

Борисова Ирина Сергеевна кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики НОУ ВПО

"Институт Экономики". [email protected]

Borisova I.S., PhD, associate professor of economy of non-state educational institution of higher professional education"Institute of Economy"

В статье развиты положения по повышению стратегической устойчивости экономики региона и принятию решений по реализации указанных мероприятий в условиях, когда экономическое развитие субъекта зависит от преобладающего вида хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: экономика региона, преобладающий вид хозяйственной деятельности, диверсификация экономики, стратегическая устойчивость.

Development of the mechanism of diversification of the economy of the region which is characterized by prevalence of a certain type of economic activity for increase of strategic stability of the territory

In article provisions on increase of strategic stability of economy of the region and decision-making on realization of the specified actions in conditions when economic development of the subject depends on the prevailing type of economic activity are developed.

Keywords: region economy, the prevailing type of economic activity, diversification of economy, strategic stability.

Устойчивость экономики региона предполагает развитие ключевых направлений ее развития, которые предотвращают возникновение кризисных ситуаций вследствие снижения зависимости экономики конкретного региона от влияния преобладающего вида хозяйственной деятельности. Устойчивость экономики региона можно определить как структурно-экономическое состояние, при котором существует экономический потенциал выполнения социальных обязательств в условиях целенаправленного отрицательного воздействия на преобладающий вид хозяйственной деятельности.

Обеспечение стратегической устойчивости во многом обусловлено экономическими эффектами производственной деятельности, так как они зависят от выбранного подхода к управлению развитием, качества постановки задач и других неэкономических факторов. Правильное распределение ресурсов также оказывает существенное влияние на стратегическую устойчивость. Поэтому если цель развития экономики региона поставлена некорректно, то и оценка экономической эффективности его участников будет ошибочной.

Стремясь к повышению устойчивости и опасаясь разрушения, регион вынужден искать новые, наиболее выгодные и экономичные методы взаимодействия всех участников и преобладающего вида хозяйственной деятельности. В этих поисках органы власти региона нередко используют результаты формального количественного анализа, возможности использования которого рассмотрены ранее.

Но даже без количественного анализа существуют способы повышения эффективности и стратегической устойчивости, которые требуют дополнительных организационных ресурсов и позволяют использовать не только внешние ресурсы, например, динамику рынка, рост спроса, но и внутренние резервы, к которым относятся возможности развития человеческого капитала, изменение продуктовых портфелей, трансформация внутренней производственной и логистической структуры. В любом случае, если стоит задача повышения стратегической

устойчивости экономики региона, все ее участники будут искать новые, более эффективные методы деятельности, путем экспериментов, не прибегая к количественному анализу.

Органы власти региона, как правило, имеют прямой экономический интерес в повышении стратегической устойчивости экономики региона или преобладающего вида хозяйственной деятельности. Задача по выполнению социальных обязательств предполагает со стороны органов власти создание условий для поступательного развития всех экономических агентов региона. Поэтому при разработке механизма обеспечения стратегической устойчивости экономики региона необходимо учитывать и данный разрыв в показателях эффективности деятельности. Также нужно учитывать то обстоятельство, что внешние силы могут иметь самые разные намерения по отношению к экономике региона. Тем не менее, стремление к стратегической устойчивости, к обеспечению максимальной безопасности в рамках заданного бюджета является неотъемлемой составной частью деятельности экономики любого региона. Это объясняется, прежде всего, тем, что экономические условия деятельности сами по себе имеют первостепенное значение, а также и тем, что чем рациональней используются имеющиеся ресурсы, тем больше резервов можно использовать для решения других, социальных или административных задач.

Нерациональное использование ресурсов ведет к потерям, а это, в свою очередь, означает уменьшение экономического потенциала региона и ставит под еще большую угрозу само существование региональной экономики. Когда развитие хотя бы одного из компонентов экономики региона планируется без учета имеющихся ресурсов, неизбежно страдают другие компоненты, если, конечно, не возникают новые непредвиденные резервы ресурсов. В этой ситуации существуют три тесно связанных друг с другом пути решения указанной проблемы:

1) совершенствование отраслевой структуры и методов финансовой деятельности экономики региона и ее участников;

2) расширение сферы применения методов количественного анализа для определения более рациональных путей распределения имеющихся ресурсов и поиска более эффективных способов организации взаимодействия;

3) использование предположений о том, что рыночные решения требуют использования рыночных механизмов реализации, тщательного сопоставления всех альтернатив и соблюдения экономических критериев при выборе наиболее приемлемого из них.

Первый путь связан с постепенным переходом к рыночным способам ресурсного обеспечения деятельности участников экономики региона и преобладающего вида хозяйственной деятельности. Помимо обеспечения максимальной целесообразности при использовании ресурсов рыночное распределение устраняет административные противоречия между различными видами хозяйственной деятельности и трансформирует существующее между ними соперничество за ресурсы в русло конкурентной борьбы в части повышения эффективности решения определенных рыночных задач с обеспечением приемлемого уровня стратегической устойчивости [1].

Конкуренция должна существовать и между органами или производственными подразделениями, на которые возложена роль координации деятельности участников в экономике региона, деятельность которых связана с решением стратегических задач и разработкой стратегических предложений. В результате в регионе может возникнуть орган управления, ответственный за формирование, обеспечение и сохранение стратегической устойчивости через упорядочивание ресурсных потоков, предназначенных для достижения поставленных целей. К полномочиям данного органа можно отнести управление всеми технологическими связями между участниками экономики региона и

преобладающим видом хозяйственной деятельности, а также систему распределения ресурсов по продуктам и видам деятельности.

Второй путь связан с тем, что систематический количественный анализ деятельности сложных нечетких структур играет более важную роль, чем анализ отдельных хозяйствующих субъектов или домохозяйств. Его роль в масштабах региона гораздо важнее, чем в масштабах отдельных экономических агентов, поскольку рыночные проблемы имеют более комплексный характер.

Количественные параметры связи могут описывать самые различные сферы совместной деятельности и многие области оперативного управления, настолько сложные, что приходится прибегать к сложным эконометрическим моделям. Можно утверждать, что ни один индивидуум не обладает способностями по прогнозированию будущего состояния всей совокупности участников экономики региона.

Расширение сферы использования аналитических методов обоснования стратегических решений в сфере планирования стратегической устойчивости, в особенности системного анализа с оценкой по критерию «устойчивость -ресурсы» должно базироваться на использовании двух основных организационных форм проведения расчетов:

♦ штатные аналитические органы, входящие в состав участников экономики региона или региональных органов власти;

♦ аналитический аутсорсинг с привлечением экспертного сообщества и специализированных организаций, профессионально предоставляющих услуги стратегического анализа.

Как правило, в большинстве случаев используется сочетание обеих форм. При этом между ними соблюдается определенное разделение полномочий:

♦ штатные аналитические органы осуществляют связь между органами управления и специальными исследовательскими учреждениями, играя ключевую

роль в формулировании задач анализа, в общей организации работ, обеспечении исходной информацией, оценке результатов и т.д.;

♦ основной объем собственно исследовательской работы выполняется специализированными организациями по договорам аналитического аутсорсинга, каждая из которых, как правило, связана постоянным договором с определенным органом власти или узлом принятия решений в экономике региона.

Мы считаем, что аналитическое обеспечение должно использоваться не только в научно-технической области, но и в управленческой сфере, особенно в сфере обоснования решений, принимаемых органами власти, которые затрагивают большое количество экономических агентов. То есть, аналитическое обоснование мероприятий по повышению стратегической устойчивости экономики региона является в настоящее время необходимым условием качества управления ее развитием.

При реализации третьего пути может возникнуть иллюзия, что всего можно добиться, если решать задачу с позиции только одного из рыночных инструментов, т.е. добиваться более четкого уяснения характера проблемы, не прибегая к количественному анализу и не изменяя организационной структуры экономики региона. При формировании стратегии устойчивого развития большую роль играет правильная расстановка приоритетов. Именно для этого необходимо выбрать соответствующий подход к управлению развитием экономики региона.

Даже при наличии большого количества управленческих альтернатив использование правильных приоритетов позволяет установить адекватные критерии выбора наилучшего решения, ведущего к успеху, хотя окончательное решение может основываться на соображениях чисто качественного интуитивного порядка. В процессе принятия решения участвуют достаточно ответственные люди: руководители организаций, представители органов власти, владельцы ресурсов. Этого достаточно, чтобы осознать, что стратегические решения - это, прежде всего, экономические решения.

При планировании мероприятий по повышению стратегической устойчивости экономики региона и при принятии решений по механизму реализации указанных мероприятий целесообразно сбалансировано использовать все рассмотренные пути. Очень важно сопоставлять все разработанные варианты решения задачи с точки зрения тех результатов, которые может дать каждый из них, и с точки зрения затрат, с которыми связана реализация этих вариантов решения. В соответствии с канонами стратегического управления [4], элементами экономического анализа стратегических проблем являются:

♦ цель или решения проблемы;

♦ возможные варианты решения;

♦ затраты различных видов ресурсов;

♦ структурные и динамические модели;

♦ объективные критерии выбора решения.

Центральное место в общей схеме анализа стратегической устойчивости, на основе которого разрабатывается программа развития экономики региона с преобладанием определенного вида хозяйственной деятельности, занимает вопрос выбора подходящего набора критериев для оценки принимаемых решений. Основная проблема выбора состоит в установлении соответствия между критериями высшего и низшего порядков. В самом широком смысле все ошибки выбора критериев происходят от несоответствия методов, которые применяются для анализа проблем на низшем уровне, и методов, характерных для высшего уровня. Можно выделить следующие основные ошибки выбора критериев:

1. Максимизация выгоды (результатов) одновременно с минимизацией затрат (потерь). Все последствия какого-либо действия сводятся к двум основным категориям: а) достижение целей или положительные результаты, которые всегда необходимо увеличивать, и б) затраты, потери или другие отрицательные последствия, которые нужно снижать. Ни одно из этих последствий само по себе не может служить достаточным критерием принятия решения. Максимизация

положительных результатов без учета стоимости или ограничений в ресурсах не принесет желаемой пользы, тогда как минимизация стоимости без учета других последствий, к которым приводят те или иные действия, вообще окажется бессмысленной.

2. Игнорирование абсолютного значения выгод и затрат. Общим для всех случаев оптимизации является выбор варианта, для которого характерно наибольшее значение эффективности (степени достижения цели) к стоимости затрачиваемых средств и усилий. Критерием здесь может быть максимизация этого отношения. Заметим, что термины «эффективность» и «степень достижения цели» означают некий положительный результат, т.е. связываются с выполнением стоящих перед комплексом экономических или социальных задач по отношению к региону.

3. Неверно установленные единицы измерения эффекта и затрат. Зависимость действительного значения отношения эффекта к затратам от их абсолютного значения требует анализа самого фактора выбора величин эффекта или затрат. Если при анализе проблемы существует задача по установлению определенной эффективности, это означает, что на другом уровне ответственности уже выбрана соответствующая часть критерия без оценки возможных последствий. Однако, следуя выбранному критерию, при отсутствии критического подхода к выбору величин возможного эффекта можно стать на ошибочный путь планирования на основе потребностей. Другими словами, возникает опасность выбора желаемой степени решения задачи без учета возможного ущерба при рассматриваемом варианте действий и вероятности потери дополнительных ресурсов. Точно такая же ошибка возможна, когда основой анализа является не общая задача, а конкретный параметр ограничений.

4. Пренебрежение влиянием внешних факторов. В экономике деятельность одного субъекта, опосредованно влияющую на доходы и затраты другого, принято называть «влиянием косвенных факторов» [5]. Примером такой деятельности

может быть, например, выброс загрязняющих веществ промышленного предприятия в водную систему территории, питающую окружающие его сельскохозяйственные угодья, что снижает качество сельскохозяйственной продукции, объемы производства и экологические параметры. Подобно этому действия какого-либо участника экономики региона или преобладающего вида хозяйственной деятельности могут оказать косвенное влияние на деятельность других экономических агентов региона. Основная трудность расчета заключается в той легкости, с которой можно пропустить данный факт при разработке программы развития экономики региона.

5. Неверные представления о затратах и выгоде. Сравниваемые затраты представляют собой полную стоимость производства в каждом из вариантов, т.е. всю совокупность затрат, прямо или косвенно вытекающих из принятого решения. Таким образом, выбирая для решения поставленной задачи станок или целых цех, ни в коем случае нельзя основывать свое решение на сравнении затрат, связанных с производством главных конкурирующих видов продукции. Необходимо учитывать и затраты на дополнительное оборудование, на послепродажное обслуживание и материально-техническое обеспечение ремонтов, а также на подготовку персонала и на эксплуатацию оборудования в течение соответствующего промежутка времени.

При построении механизма повышения стратегической устойчивости экономики региона с преобладанием определенного вида хозяйственной деятельности целесообразно использовать различные пути решения проблем, а также учитывать возможные ошибки при выборе критериев принятия решений [2]. По нашему мнению, одним из наиболее эффективных инструментов управления, учитывающих перечисленные требования, является диверсификация деятельности.

Во-первых, она позволяет распределить ресурсы между различными видами деятельности и обеспечить устойчивость при колебаниях спроса. Во-вторых,

диверсификация аналитических процедур позволяет сократить количество неучтенных факторов и повысить объективность принимаемых решений. В-третьих, диверсификация позволяет использовать ресурсы и возможности различных уровней принятия решений для обеспечения условий для устойчивого развития всем участникам экономики региона. Повышение стратегической устойчивости экономики региона предполагает протекание естественного или искусственного процесса диверсификации. Под диверсификацией экономики региона в рамках проводимого диссертационного исследования понимается усреднение основных экономических показателей по неосновным видам деятельности в экономике региона и их сближение с показателями преобладающего вида хозяйственной деятельности. Процесс диверсификации экономики региона может быть проведен по трем направлениям (рисунок 1):

♦ внутрисекторальная диверсификация, направленная на развитие технологической цепочки и выпуск высокотехнологичной продукции в рамках взаимодействия преобладающего вида хозяйственной деятельности со смежными секторами экономики и инновационных компаний, что в наибольшей степени приемлемо для добывающей промышленности;

♦ внутриотраслевая диверсификация направлена на укрупнение преобладающего вида хозяйственной деятельности путем интеграции преобладающего вида хозяйственной деятельности и смежных секторов экономики для горизонтального расширения деятельности предприятий;

♦ межотраслевая диверсификация предполагает развитие видов хозяйственной деятельности, не связанных с преобладающим видом хозяйственной деятельности.

Преобладающий вид хозяйственной деятельности формирует среду для эффективного использования ограниченных ресурсов в процессе производства совокупного продукта с использованием основных факторов производства (земли, труда, капитала, предпринимательских способностей). Государство создает

условия для развития инфраструктуры, стимулирующей деятельность в инновационно-инвестиционной, социальных сферах. Эти мероприятия, в соответствии с функциями государства в рыночной экономике, влияют на условия развития экономики региона и использования результатов ее деятельности косвенно, через соответствующие организационно-правовые, финансовые и экономические методы воздействия. Поскольку при этом затрагиваются интересы собственников и авторов соответствующих результатов деятельности, то оптимизация состава таких мероприятий должна осуществляться с учетом интересов участников экономики региона и основных контрагентов.

Рисунок 1 - Механизм диверсификации экономики региона для повышения ее стратегической устойчивости с преобладанием определенного вида хозяйственной деятельности

Инноваторы, исследовательские организации, научные организации,

Участники экономики региона

Финансовый сектор, банковский сектор

ПВХД

Другие виды деятельности

Другие виды деятельности,

т-гт^т г тт

1. Внутрисекториальная

сиф

Виды диверсификации

2. Внутриотраслевая

3. Межотраслевая

£

Анали

з

Создание 1инноватти

Создание 1продукпи1

Последующее использование

Формирован ие рынков

Развитие смежных

Развитие направлений деятельности, не

___________I

_________________I

Административ

Финансов

Кадровые

Материально-

Информацион Организацион Маркетинго

Совершенствование процесса последующего использования

Ресурсное обеспечение

Развитие процесса создания

Организационно-правовые методы: развитие законодательной базы, нормативной системы, система регламентации, кадрового

Финансовые методы: предоставление субсидий, дотаций, компенсаций,

Ор ганы власти

Экономические методы: механизм протекционизма, ценообразование, система налогообложения, система

о

Диверсификация основана на проведении организационно-правовых, финансовых, экономических мер воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов территории для изменения их деятельности для повышения эффективности производства, уменьшения рисков банкротства, развития способностей своевременного реагирования на внешние изменения экономической конъюнктуры рынка и обеспечения прибыльности деятельности субъекта на основе выявления возможностей рынка и формирования конкурентных преимуществ, позволяющих использовать данные возможности [3].

Развитие диверсификации в экономике территории выступает инструментом, позволяющим не только расширять ассортимент продукции или создавать новые виды деятельности, но и проводить межотраслевое перераспределение ресурсов региона путем проведения структурных преобразований в экономике, снижать негативное влияние финансово-экономических рисков, а также повышать адаптивные качества экономических субъектов территории к происходящим структурным изменениям экономики.

Список литературы

1. Бандурин А.В. Экономико-правовое обеспечение функционирования хозяйствующих субъектов в России // межвузовский сборник научных трудов / Межрегиональный институт экономики и права; научный редактор Бандурин А. В. Санкт-Петербург, 2008.

2. Борисова И.С., Астафьева О.В. Развитие методологии повышения стратегической устойчивости территориального производственного комплекса с отраслевой доминантой // Транспортное дело России. 2014. № 4. С. 119-122.

3. Буренина И.В., Батталова А.А., Гамилова Д.А., Тулебаева Л.Ш. Проблемы адаптации концепции устойчивого развития для предприятий промышленности на примере ТЭК // Экономика и предпринимательство, №6, 2014 г. С. 464-467.

4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Факторы, влияющие на величину прибыли [Электронный]. // Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/faktory-pribyli.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.