- гидроэнергетика - 30 лет;
- водоснабжение и водоотведение - 5-30 лет;
- переработка и удаление твердых отходов - 4 года. Основными преимуществами концессионных договоров являются:
- ограничение финансового участия соответствующих бюджетов в осуществлении проектов модернизации и развития предприятий;
- создание конкурентной среды в монопольной сфере деятельности;
- приток дополнительных инвестиций;
- создание дополнительного количества рабочих мест;
- дополнительное строительство, реконструкция и модернизация объектов коммунального назначения в результате реализации проекта;
возможность передачи концессионеру как предприятия в целом, так и отдельных объектов инженерной инфраструктуры, что позволяет расширить круг возможных инвесторов;
- возврат в собственность государства или муниципального образования модернизированного и современного оборудования после истечения срока действия договора.
Библиографический список
1. Варнавский В.Г. Концессионный механизм партнерства государства и частного сектора /
B.Г. Варнавский. - М.: МОНФ, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2008. - С. 41.
2. Дзембак А. Основы долгосрочных договорных отношений государственно-частного партнерства в коммунальном секторе / А. Дзембак, Д. Хомченко, С. Сиваев. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. - С. 21.
3. Субботин М. Концессии: старт после старта // Российская бизнес-газета. - 2008. - № 661. -
C. 11.
4. Хомченко О.Н. Передача в концессию инфраструктурных объектов, находящихся в собственности города, как форма частно-государственного партнерства // Вестник Российской Академии естественных наук. - (Экономическая серия). - 2010. - № 2. - С. 69-72.
Т.А. Борисова
РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В АПК РОССИИ
Ключевые слова: малое предпринимательство, сельскохозяйственные кооперативы, информационно-консультационное обслуживание, агропромышленный комплекс (АПК).
Развитие малого предпринимательства в сельскохозяйственной сфере относится к числу ключевых приоритетов АПК. В этом секторе производится более 50 % от общего объема валовой продукции сельского хозяйства: свыше 20 % зерновых, 90 % картофеля, 87 % овощей, более 50 % мяса и молока. То есть этот сектор играет важную роль в обеспечении населения продовольствием и очень важен для агропродовольственной безопасности страны. По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), в 2010 г.
© Борисова Т. А., 2013
крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) и индивидуальные предприниматели произвели: 1,5 млн т молока (105,6 % к 2009 г.); 346,5 тыс. т мяса скота и птицы в живом весе (106,0 % к 2009 г.); 300 млн. штук яиц (101,1 % к 2009 г.); 13,3 млн т зерновых и зернобобовых культур (65,5% к 2009 г.); 2,40 млн т сахарной свеклы (98,4 % к 2009 г.); 1,4 млн т подсолнечника (75,6% к 2009 г.). Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме произведенной всеми категориями хозяйств сельскохозяйственной продукции по предварительным данным Росстата в 2010 г. составляет: зерна - 21,9 %, (в 2009 г. - 21 %), подсолнечника - 26,4 % (в 2009 г. - 28,9 %), сахарной свеклы - 10,8 % (в 2009 г. - 9,8 %), мяса скота и птицы на убой в живом весе - 3,3 % (в 2009 г. - 3,3 %), молока - 4,7 % (в 2009 г. - 4,4 %), яиц - 0,8 % (в 2009 г. -0,8 %). Удельный вес поголовья крестьянских (фермерских) хозяйств сельскохозяйственного скота в общем объеме поголовья хозяйств всех категорий по данным Росстата в 2010 г. составил: крупного рогатого скота (КРС) - 7,1 % (в 2009 г. - 6,6 %), коров - 7,6 % (в 2009 г. - 7,0 %), свиней - 4,5 % (в 2009 г. - 4,5 %) овец и коз - 28,8% (в 2009 г. - 27,8%). В хозяйствах населения по данным Росстата за 2010 г. произведено: 16,1 млн т молока (96,6 % к 2009 г.); 4,0 млн т мяса скота и птицы в живом весе (106,0 % к 2009 г.); 9,0 млрд штук яиц (97,4 % к 2009 г.). 8,7 млн т овощей (91,0 % к 2009 г.); 17,75 млн т картофеля (70,3 % к 2009 г.). По данным Росстата поголовье в хозяйствах населения в 2010 г. составило: крупного рогатого скота -9,4 млн голов (96,0 % к 2009 г.); из них коров - 4,4 млн голов (95,9 % к 2009 г.); свиньи - 5,6 млн голов (95,5 % к 2009 г.); овец и коз - 11,2 млн голов (100 % к 2009 г.). Удельный вес поголовья хозяйств населения сельскохозяйственного скота в общем объеме поголовья хозяйств всех категорий по данным Росстата в 2010 г. составил: крупного рогатого скота - 46,8 % (в 2009 г. - 47,2 %), коров - 50,4 % (в 2009 г. - 51,2 %), свиней - 32,7 % (в 2009 г. - 34,0 %), овец и коз -
51.4 % (в 2009 г. - 50,9 %) [4-7].
Основные показатели реализации данной отраслевой программы в 2010 г. по данным регионов показывают увеличение обеспечения фермерских хозяйств складской инфраструктурой: зернохранилищ - на 1,2 %, картофелехранилищ - на 15 %, овощехранилищ - на
12.5 %; свыше 30 % КФХ используют высокопродуктивные породы животных и высокоурожайные сорта; создано около 200 новых рабочих мест; около 10 % действующих фермерских хозяйств состоят членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов. С целью недопущения дефицита зерна и роста цен на него на внутреннем рынке, а также для поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей из-за снижения в 2010 г. по сравнению с 2009 г. валового сбора зерна был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации о введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2010 г. № 727 были установлены с 20 сентября по 31 декабря 2010 г. льготные исключительные тарифы на перевозку зерна и продуктов мукомольно-крупяной промышленности. Решением Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. № 475 временно, с 23 ноября 2010 года до 1 июня 2011 г., снижены ввозные таможенные пошлины на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, в том числе на гречиху, до нулевого уровня [1-3].
Минсельхоз России реализует отраслевую целевую программу «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на
2009-2011 годы», утвержденную приказом Минсельхоза России от 24 апреля 2009 г. № 163. В 2009-2010 гг. введены в строй 311 семейные молочные фермы на 28,2 голов КРС. Создано свыше 1,3 тыс. новых рабочих мест. Объем государственной поддержки из федерального бюджета на развитие малого предпринимательства в АПК с 2,4 млрд рублей в 2006 г. вырос до 6,0 млрд рублей в 2010 г. По данным мониторинга субъектов Российской Федерации, о количестве и объемах выданных кредитов (займов) по отдельным категориям малого предпринимательства, в АПК в 2007-2009 гг. малыми формами хозяйствования и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами привлечено более 760 тыс. кредитов, в том числе в 2007 г. - 263,1 тыс., 2008 г. - 182,3 тыс., в 2009 г. - 149,1 тыс. кредитов. Общая сумма привлеченных кредитов составила около 170 млрд руб. По данным субъектов Российской Федерации, в 2010 г. заключено порядка 177 тыс. кредитных договоров (118 % к 2009 г.), подлежащих субсидированию, на сумму 50,77 млрд рублей (121,5 % к 2009 г.), в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам - 17,88 млрд рублей по 11,4 тыс. договорам кредитов и займов; гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство - 28,4 млрд рублей по 16,44 тыс. договоров кредитов и займов; сельскохозяйственным потребительским кооперативам - 3,0 млрд рублей по 0,8 тыс. договорам [8; 9].
Объем привлеченных кредитных ресурсов по сравнению с 2009 г. увеличился на 17,7 %. При этом привлечение кредитов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями увеличилось на 21 %. Основными кредитными организациями, осуществляющими кредитование малого предпринимательства в АПК, являются ОАО «Рос-сельхозбанк» и «Сбербанк России», на долю которых приходится 76 % и 17 % соответственно. В ОАО «Россельхозбанк» кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, определено как приоритетное направление деятельности банка. Объем кредитования ОАО «Россельхозбанк» в 2010 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 22 %.
В 2010 г. на территории Приволжского, Уральского, части Южного и Центрального федеральных округов сложились засушливые условия. Учитывая сложившуюся ситуацию, 23 июня 2010 г. в Минсельхозе России был создан штаб по организации помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от засухи [10]. Минсельхозом России была проведена экспертная оценка представленных пострадавшими регионами материалов. По итогам проведенной экспертизы гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади 13,3 млн га, пострадавшими от засухи 2010 г. признано 25 173 хозяйств в 895 районах в 43 субъектах Российской Федерации. Подтвержденные прямые затраты по результатам экспертизы составили 41,8 млрд рублей. Итоговые результаты экспертизы направлены в Минфин России и кредитные организации. В целях ликвидации последствий засухи 2010 г. был принят ряд мер, направленных на помощь пострадавшим сельхозтоваропроизводителям, в том числе в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина оказана финансовая помощь в объеме 35 млрд рублей, так же 25 млрд рублей - бюджетные кредиты на срок до трех лет для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, 10 млрд рублей - дотации бюджетам субъектов Рос-
сийской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. На текущий момент до сельхозтоваропроизводителей, в том числе фермерских хозяйств, по оперативной информации доведено 13,3 млрд рублей бюджетных кредитов. Перечислено 4,9 млрд руб. дотаций, из них доведено до сельхозтоваропроизводителей 2,2 млрд рублей. В качестве дополнительной меры поддержки пострадавших от засухи сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется пролонгация банковских кредитов и лизинговых платежей. Так, «Сбербанком России» принято решение о пролонгации на сумму 9,6 млрд руб., ОАО «Россельхозбанк» - на сумму 6,4 млрд руб. [13].
Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется также в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», в соответствии с которым Минэкономразвития России на конкурсной основе предоставляет средства федерального бюджета на софинансирование мероприятий региональных программ поддержки малого предпринимательства. По информации Минэкономразвития России, в 2010 г. перечислено субсидий субъектам Российской Федерации на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму - 18,5 млрд рублей. В рамках реализаций совместно с Минздравсоцразвитием России региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации на 2009-2011 гг., созданы новые субъекты малого предпринимательства в АПК. В 2010 г. общее количество участников в рамках данной программы составило 157,3 тыс. человек, из них в сельском хозяйстве - 86,6 тыс. человек (55 % от общего количества) [15].
Финансирование мероприятий, направленных на снижение занятости, в целом по Российской Федерации составило в 2009 году - 43,4 млрд рублей, из них на сельское хозяйство - 7,5 млрд рублей. В 2010 г. выделено 40,5 млрд рублей, из них на сельское хозяйство - 7,8 млрд рублей. Минсельхозом России организован и поддерживается на официальном сайте информационный ресурс об имеющихся в регионах России вакансиях в сельскохозяйственных организациях, с предоставлением информации об условиях работы и контактах с ответственным за найм работников должностными лицами. По информации ОАО «Росагроли-зинг», в 2009 г. малым формам хозяйствования поставлено 1,24 тыс. единиц сельскохозяйственной техники и оборудования, 4,3 тыс. голов племенного скота, оборудовано 6,8 тыс. ско-томест на общую сумму 3,27 млрд руб. [10].
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по управлению племенным животноводством постоянно оказывается помощь крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим малым формам хозяйствования в обеспечении племенным поголовьем сельскохозяйственных животных в соответствии с их заявками. В настоящее время 28 крестьянских (фермерских) хозяйств зарегистрированы в государственном племенном регистре. Во многих субъектах Российской Федерации приняты и успешно реализуются специальные отраслевые программы, выделяются средства на компенсацию части затрат по лизинговым платежам. Так, в Республике Башкортостан на приобретение сельскохозяйственной техники
и племенных животных с последующей передачей их в лизинг в 2009 г. из бюджета выделено 1,1 млрд рублей.
С целью развития кредитования инновационной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 57 субъектах Российской Федерации сформированы гарантийные и залоговые фонды на сумму свыше 15 млрд рублей. По состоянию на 1 января 2011 г. по данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации зарегистрировано 6654 сельскохозяйственных кооперативов различных направлений деятельности. Из общего числа сельскохозяйственных потребительских кооперативов кредитных - 1761, перерабатывающих - 1142, снабженческих и сбытовых - 3737. Из общего числа зарегистрированных кооперативов фактически работающих 4457, или 67,0 % к общему числу (по состоянию на 1 января 2009 года удельный вес работающих - кооперативов составлял 65,3 %). Согласно сводным данным 2,5 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без кредитных), представивших бухгалтерскую отчетность о своей деятельности за 2010 г., в составе этих кооперативов 80,5 % - личные подсобные хозяйства и 5,5 % - крестьянские (фермерские) хозяйства. Рентабельность деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов на 01.10.2010 составила 2,8 % (на 01.10.2009 - 3,1 %). По данным Росстата на 1 января 2011 г. число розничных рынков под руководством управляющих компаний на территории Российской Федерации составило 3427 (на 56 рынков меньше, чем на 1 октября 2010 г.), в том числе 235 сельскохозяйственных рынков, 15 сельскохозяйственных кооперативных рынков (в Республике Калмыкия, Чувашской Республике, Приморском крае, Вологодской, Курской, Саратовской, Иркутской, Оренбургской и Тверской областях) [11; 12; 16]. Следует отметить, что число и сельскохозяйственных кооперативных рынков в течение 2010 года выросло на 15 %, в то время как число рынков всех типов снижается. На 1 января 2011 г. количество торговых мест составило: на сельскохозяйственных рынках - 46 222 места, или 197 мест в расчете на один рынок; на сельскохозяйственных кооперативных рынках - 1 511 место, или 101 место на один рынок. Уровень использования торговых мест составил на 1 января 2011 г. в среднем 73,7 % (на 1 октября 2010 г. - 75,7 %), на сельскохозяйственных рынках 63,9 % (на 1 октября 2010 г. - 69,3 %), а на сельскохозяйственных кооперативных рынках 47,1 % (на 1 октября 2010 г. - 66,8 %). По информации ОАО «Россельхозбанк», всего за период с 2007 по 2010 год (по состоянию на 01.01.2011 г.) региональными филиалами заключены кредитные договора с 22 сельскохозяйственными потребительскими кооперативами -управляющими рынками компаниями в 17 регионах - на строительство и реконструкцию сельскохозяйственных и кооперативных рынков. Общая сумма кредитной поддержи сельскохозяйственных потребительских кооперативов, направленная на организацию сельскохозяйственных кооперативных рынков, составила 424,4 млн руб. [10]. Остаток ссудной срочной задолженности по кредитам на данные цели по состоянию на 01.01.2011 составляет 370,3 млн рублей. С привлечением кредитных ресурсов банка по состоянию на 01.01.2011 построены и введены в эксплуатацию пять новых кооперативных рынков (в Республике Бурятия, Чеченской, Чувашкой, Удмуртской Республиках, Курской области), четыре кооперативных рынка после реконструкции (в Тверской, Кировской, Саратовской областях и Республике Горный Алтай) [13, 17]. В течение 2010 г. на строительство и реконструкцию сельскохозяйственных кооперативных рынков региональными филиалами выдано сельскохозяйствен-
ным потребительским кооперативам пять кредитов на общую сумму 52 млн руб. Развитие ярмарочных форм торговли сельскохозяйственной продукцией напрямую связано с упрощением доступа местных сельхозтоваропроизводителей к потребителю, их уходом от зависимости перед торговыми сетями, что особенно актуально для производителей сельскохозяйственной продукции с ярко выраженной сезонностью (овощи, фрукты и т.д.). Расширение ярмарочной торговли также связано с экономией средств у малообеспеченных слоев населения, что выполняет важную функцию по обеспечению социальной стабильности. По информации региональных органов власти, цена реализации сельскохозяйственной продукции на ярмарках и рынках на 10-15 % ниже уровня цен в розничных магазинах [15; 18].
Развитию сектору малого предпринимательства в АПК оказывается помощь путем предоставления информационно-консультационного обслуживания, проведения обучающих семинаров, программ, курсов повышения квалификации. В АПК при участии Минсельхоза России создана и функционирует система сельскохозяйственного консультирования. В настоящее время региональные формирования системы сельскохозяйственного консультирования действуют в 64 (в 2009 г. - 60) субъектах Российской Федерации. На районном (межрайонном) уровне функционирует 527 (в 2009 г. - 549) центров сельскохозяйственного консультирования, из них в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» создано 262 районных центра в 24 субъектах Российской Федерации. В центрах работают 3293 консультанта, на 224 человека больше, чем в 2009 г. В 2010 г. центрами сельскохозяйственного консультирования оказано более 700 тыс. консультационных услуг, что на 65 тыс. больше по сравнению с 2009 г. Финансирование из федерального бюджета в 2010 г. не производилось. Вместе с тем финансирование из регионального и местных бюджетов увеличилось на 150 млн рублей и составило 501 млн руб. [15]. Основными потребителями консультационных услуг являются сельскохозяйственные предприятия - 36,4 %, крестьянские (фермерские) хозяйства - 29,2 %, личные подсобные хозяйства - 20,6 %, органы управления АПК - 4,8 %, потребительские и кредитные кооперативы - 6,1 %, физические лица - 2,9 %. Проводимый ежегодно мониторинг деятельности центров сельскохозяйственного консультирования показал, что из года в год наблюдается значительный прирост малого предпринимательства в АПК в качестве клиентов консультационных организаций. По состоянию на 1 января 2010 г. малым формам хозяйствования оказано свыше 268,5 тыс. консультационных услуг. Наиболее востребованная тематика консультаций - растениеводство, животноводство, бухгалтерский учет, открытие собственного бизнеса [14].
Сельское хозяйство и сельская экономика в целом всегда относились и сегодня относятся к сферам, в которых важнейшая роль принадлежит малым формам хозяйствования. Малые формы хозяйствования на селе вносят значительный вклад в обеспечение страны важнейшими продуктами питания. Личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, обрабатывающие примерно треть сельскохозяйственных земель, производят более половины продовольствия. Данный сектор сельской экономики будет и впредь играть важную роль в продовольственном обеспечении страны, формировании занятости и доходов сельского населения. Положительный импульс в развитии малого бизнеса на селе был дан реализацией национального проекта «Развитие АПК», получившего продолжение в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». В настоящее время государствен-
ная поддержка малым формам хозяйствования на селе оказывается также в рамках ряда федеральных целевых и ведомственных программ. Одна из самых острых проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства в АПК, - низкая доходность. В цепочке «производство - переработка - реализация» сельскохозяйственный товаропроизводитель, будучи ключевым звеном, занимает по доходности подчиненное место, и его доля в розничной цене конечного продукта необоснованно мала.
В заключении следует отметить, что основными направлениями и формами совершенствования развития малого предпринимательства в сельскохозяйственной сфере является совершенствование информационно-консультационного обслуживания и кадрового обеспечения, формирование рыночной и производственной инфраструктуры, государственная поддержка малого бизнеса и самозанятости в несельскохозяйственной сфере, усиление роли регионов в поддержке малого предпринимательства в АПК.
Библиографический список
1. Борисова Т. А. Таможенная политика как фактор обеспечения устойчивости российской экономики: сб. научных трудов / Т.А. Борисова. - М.: РАНХГС, 2011.
2. Борисова Т.А. Таможенная политика - факторы устойчивости российской экономики: сб. материалов конференции «Экономическая устойчивость хозяйственных систем» / Т.А. Борисова. - М.: РАНХГС, 2011.
3. Борисова Т.А. Россия и ВТО? / Т.А. Борисова. - М.: РИО РТА, 2007.
4. Воронина М.В. Источники и проблемы финансирования бизнеса в АПК // Мир агробизнеса. -Издательство «Пищевая промышленность». - 2013. - № 1.
5. Воронина М.В., Кунина Е.Ф. Механизм реорганизации сельскохозяйственных предприятий АПК Нечерноземной зоны России // Научная конференция «Современные проблемы пищевой промышленности». - МГЗИПП, 1996.
6. Воронина М.В. Инвестиционная привлекательность России для Китая: научное издание / М.В. Воронина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». - 2010. - 115 с.
7. Воронина М.В., Филатов В.В Экономическое регулирование инновационно-инвестиционных процессов в АПК // Качество. Инновации. Образование. - № 9. - 2013.
8. Воронина М.В., Филатов В.В. Управления рынком инновационных технологий в АПК // Качество. Инновации. Образование. - 2013. - № 7.
9. Гончаров В.Д. Инновационное развитие агропромышленного комплекса России / В.Д. Гончаров, С.В. Котеев, Л.В. Подлесная. - М.: ИНЭК, 2012. - 172 с.
10. Иванова В.Н., Гончаров В.Д. Инвестиционная деятельность в АПК России // АПК: экономика, управление. - 2011. - № 4. - С. 10-14.
11. Князев В.В., Филатов В.В. Сущность и методологические основы менеджмента глобальных корпораций // Мат-лы VII Международной научной конференции «Образование - экономика - право: процессы трансформации и критерии эффективности», секция «Концептуальные особенности современного менеджмента». - М.: МИЭМП, 2011. - С. 290-292.
12. Князев В.В., Филатов В.В., Аветисян М.В. Влияние государственной политики на управление инновационной деятельностью промышленных предприятий // Мат-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования», секция «Концептуальные особенности современного менеджмента». - М.: МВЦ «Крокус-Экспо», РУДН, 2011. - С. 272-287.
13. Кобулов Б.А., Медведева Т.Ю., Хомутинникова Т.В., Филатов В.В. Управление инновационным развитием предприятий АПК в условиях рыночной нестабильности // Мат-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования», секция «Концептуальные особенности современного менеджмента». - М.: МВЦ «Крокус-Экспо», РУДН, 2011. - С. 300-315.
14. Медведева Т.Ю., Хомутинникова Т.В., Филатов В.В. Управление технологическими инновациями в АПК на основе создания и развития информационно-консультационных систем // Мат-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования», секция «Концептуальные особенности современного менеджмента». - М.: МВЦ «Крокус-Экспо», РУДН, 2011. - С. 496-503.
15. Медведева Т.Ю., Хомутинникова Т.В., Филатов В.В. Риск-менеджмент инновационных процессов в АПК в кризисных условиях // Мат-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования», секция «Концептуальные особенности современного менеджмента». - М.: МВЦ «Крокус-Экспо», РУДН, 2011. - С. 486-495.
16. Инновационный менеджмент : учеб. пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО / Филатов В.В., Кобулов Б.А., Колосова Г.М., Ашалян Л.Н., Дадугин М.В., Деева В.А., Денисова Н.А., Кобулова А.Б., Кобиашвили Н.А., Паластина И.П., Положенцева И.В., Сафронов Б.И. -Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011. - 479 с.
17. Менеджмент: учеб. пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО / Филатов В.В., Аветисян М.В., Гайдаренко Л.В., Деева В.А., Князев В.В., Кобулов Б.А., Кобиашвили Н.А., Мухина Т.Н., Паластина И.П., Рудненко О.Е., Хомутинникова Т.В. - М.: Юриспруденция, 2008.
18. Управление качеством : учеб. пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО / Филатов В.В., Хомутинникова Т.В, Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Долгова В.Н., Медведева Т.Ю., Паластина И.П. - М.: Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, 2009.
19. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО / Филатов В.В., Долгова В.Н., Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Медведева Т.Ю., Паластина И.П., Положенцева И.В., Женжебир В.Н. - М.: Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, 2010.
А.С. Бугримова О.В. Юткина
ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Ключевые слова: многопрофильные предприятия, научные предпосылки, стабилизация, факторы развития, культура производства, износ основных средств.
Производственно-экономические преобразования, осуществляемые в современных условиях, как показывают исследования, характеризуются определенным несоответствием, существующим между условиями функционирования предприятий и инновационным уровнем развития. Исходя из этого предположения, создание многопрофильных предприятий по
© Бугримова А. С., Юткина О.В., 2013