Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / МСП / экономическое развитие / предпринимательство / экономический рост / поддержка малого и среднего бизнеса / банк / санкции / государство / программы / small and medium-sized businesses / SMEs / economic development / entrepreneurship / economic growth / support for small and medium-sized businesses / bank / sanctions / government / programs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О А. Черная, М С. Иванько, М Д. Бадоян, М М. Пинчук

В данной статье поднимаются проблемы развития малого и среднего бизнеса в современных условиях России. Государственная поддержка бизнеса – это комплекс мер, направленных на становление развитие и стимулирование субъектов хозяйственной деятельности. Государственная поддержка бизнеса в Российской Федерации представлена различными мерами и инструментами, направленными на развитие предпринимательства, улучшения инвестиционного климата и общего экономического развития. Рассматриваются критерии малого и среднего бизнеса в 2024 г., которые должны соблюдаться субъектами Российской Федерации. По некоторым регионам представлена процентная статистика на МСП в России в мире в целом. Проанализирован рост выручки, а также выявлена проблематика влияние санкций на МСП малого и среднего бизнеса, предложены программы по государственной и банковской поддержке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — О А. Черная, М С. Иванько, М Д. Бадоян, М М. Пинчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

This article raises the problems of the development of small and medium-sized businesses in modern conditions of Russia. State support for business is a set of measures aimed at establishing, developing and stimulating business entities. Government support for business in the Russian Federation is represented by various measures and tools aimed at developing entrepreneurship, improving the investment climate and overall economic development. The criteria of small and medium-sized businesses in 2024, which must be observed by the subjects of the Russian Federation, are considered. For some regions, percentage statistics on SMEs in Russia and the world as a whole are presented. Revenue growth was analyzed, as well as the problems of the impact of sanctions on SMEs of small and medium-sized businesses were identified, programs for state and banking support were proposed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

EDN: ELDLFH

О.А. Черная - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

O.A. Chernaya - Candidate of Economics, AssociateProfessoroftheDepartmentofFinance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

М.С. Иванько - обучающаяся факультета «Финансы и кредит», Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

M.S. Ivanko - student of the Faculty of Finance and Credit, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

М.Д. Бадоян - обучающаяся факультета «Финансы и кредит» Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

M.D. Badoyan - student of the Faculty of Finance and Credit, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

М.М. Пинчук - обучающаяся факультета «Финансы и кредит», Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

M.M. Pinchuk - student of the Faculty of Finance and Credit, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

Аннотация. В данной статье поднимаются проблемы развития малого и среднего бизнеса в современных условиях России. Государственная поддержка бизнеса - это комплекс мер, направленных на становление развитие и стимулирование субъектов хозяйственной деятельности. Государственная поддержка бизнеса в Российской Федерации представлена различными мерами и инструментами, направленными на развитие предпринимательства, улучшения инвестиционного климата и общего экономического развития. Рассматриваются критерии малого и среднего бизнеса в 2024 г., которые должны соблюдаться субъектами Российской Федерации. По некоторым регионам представлена процентная статистика на МСП в России в мире в целом. Проанализирован рост выручки, а также выявлена проблематика влияние санкций на МСП малого и среднего бизнеса, предложены программы по государственной и банковской поддержке.

Absrtract. This article raises the problems of the development of small and medium-sized businesses in modern conditions of Russia. State support for business is a set of measures aimed at establishing, developing and stimulating business entities. Government support for business in the Russian Federation is represented by various measures and tools aimed at developing entrepreneurship, improving the investment climate and overall economic development. The criteria of small and medium-sized businesses in 2024, which must be observed by the subjects of the Russian Federation, are considered. For some regions, percentage statistics on SMEs in Russia and the world as a whole are presented. Revenue growth was analyzed, as well as the problems of the impact of sanctions on SMEs of small and medium-sized businesses were identified, programs for state and banking support were proposed.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, МСП, экономическое развитие, предпринимательство, экономический рост, поддержка малого и среднего бизнеса, банк, санкции, государство, программы.

Keywords: small and medium-sized businesses, SMEs, economic development, entrepreneurship, economic growth, support for small and medium-sized businesses, bank, sanctions, government, programs.

Малый и средний бизнес играют одни из самых ключевых ролей в экономике России. Малый и средний бизнес, можно сократить до аббревиатуры - МСП (малое и среднее предпринимательство). Если говорить простым языком, то МСП - это бизнес, годовая выручка которого не превышает 2 млрд руб., а количество сотрудников - не более 250 чел. От МСП зависят такие экономические показатели, как: ВВП, налогообложение, инно-вационность, занятость населения, усиление конкуренции, социальная стабильность и другие. На данный момент времени Российская экономика столкнулась со множеством ограничений и проблем. Так в 2020 г. была пандемия COVID - 19, которая сильно повлияла на экономическое состояние страны. Тогда очень сильно пострадали все виды бизнеса, от малых до крупных компаний, но больше всего пострадал именно малый, а после уже средний. Именно в то время они, как никогда нуждались в поддержке от государства. А после, уже в 2022 г., Российская Федерация начала проводить СВО, после начала которой, экономика страны претерпела значительные изменения, введу введенных против нее санкций. Критерии, которые закреплены за МСП в 2024 г. и компании, входящие в категорию малого и среднего бизнеса, представленные в таблице 1 и 2.

Таблица 1 - Критерии малого и среднего предприятия в 2024 г.

Критерии Малое предприятие Среднее предприятие

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год для организаций и ИП 16-100 чел. 101-250 чел.

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год организаций лёгкой промышленности 16-100 чел. 101-1000 чел.

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год для организаций и ИП общепита 16-100 чел. 101-1500 чел.

Доходы за год по правилам налогового учёта не превышают 800 млн руб. 2 млрд руб.

Анализируя данные, которые показывают, что для открытия малого предприятия, минимальное количество сотрудников, должно варьироваться в районе от 16 до 100 чел., а в среднем от 101 до 250 чел.

Показатели варьируются от значений за предыдущий календарный год для организаций и ИП. Далее идет предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год организаций легкой промышленности.

Показатели, которой, для малого предприятия остаются неизменными, а вот для среднего от 101-1000 чел. Далее, идет предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год для организаций и ИП общепита. Для малого предприятия так же ничего не меняется, а вот для среднего увеличивается, минимальный остается неизменным в 101 чел., а вот максимальный вырос на 500 сотрудников, теперь он 1500.

Таблица 2 - Критерии, соблюдаемые субъектами

Требование Малый бизнес Средний бизнес

Общая доля участия в уставном/складочном капитале компании: - РФ, её субъектов и муниципальных образований - общественных и религиозных организаций - благотворительных или других фондов (за исключением инвестиционных) не превышает 25 %

Доля участия в уставном/складочном капитале зарубежных юридических лиц, которые не являются представителями малого или среднего бизнеса не превышает 49 %

Среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год составляет до 15 чел., (для микропредприятий) до 100 чел. от 101 до 250 чел.

Доход за предыдущий год не превышает предельных значений до 120 млн руб., (для микропредприятий) до 800 млн руб. до 2 млрд руб.

И последним критерием являются доходы за год по правилам налогового учёта. Для малого предприятия показатель равен 800 млн руб., а для среднего 2 млрд руб. Если обратить внимание, то можно заметить, что для малого бизнеса, критерии менее ужесточены, по сравнению со средним. Данные, представленные сайтом iz.ru, то «В большинстве стран ОЭСР на долю МСП приходится более 50 % ВВП, в Китае - 60-70 %, сказала Ольга Беленькая из «Финама». В США и Финляндии - около 60 %, в Италии - более 70 %».

А вот на Россию, доля МСП составила 21 % на 2023 г. [2]. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что МСП более популизированна в других странах, нежели в России.

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, субъектов малого и среднего предпринимательства, по состоянию на 10.04.2024 г. в таблице 3.

Таблица 3 - Субъекты малого и среднего предпринимательства, по состоянию на 10.04.2024 г., ед.

Наименование Юридические лица Индивидуальные предприниматели

Малое Среднее Малое Среднее

Российская федерация 184 646 18 335 28 894 398

Центральный федеральный округ 67 891 7 203 7 214 120

Северо-Западный федеральный округ 24 014 2 241 2 831 30

Южный федеральный округ 14 460 1 427 4 077 45

Северо-Кавказский федеральный округ 3 815 401 1 038 17

Приволжский федеральный округ 32 733 3 214 5 800 70

Уральский федеральный округ 15 095 1 504 2 833 29

Сибирский федеральный округ 18 332 1 653 3 192 49

Дальневосточный федеральный округ 8 303 689 1 908 38

В Российской Федерации количество юридических лиц превышает количество индивидуальных предпринимателей. А самое большое количество юридических лиц было в Центральном федеральном округе -67 891 ед., для малого бизнеса [3]. А меньше всего их в Северо-Кавказском федеральном округе - всего 3 815 ед. Далее идет ИП, для малого бизнеса, где самый большой показатель был у Центрального федерального округа 7214 ед., а малый у Северо-Кавказском федеральном округе -1 038.

Показатель количества малых юридических лиц в целом по стране, который превышает количество средних юридических лиц (184 646 ед. против 18 335 ед., разница составляет 166 311 ед.). Хотя можно заметить, что в других регионах, таких как Центральном и Уральском, средних юридических лиц больше, чем малых. Так же очень сильно заметно, что практически в большинстве федеральных округов, количество малых индивидуальных предпринимателей, значительно больше количества средних индивидуальных предпринимателей. Кроме Центрального и Дальневосточного федеральные округа.

Данные источника nalogika.media, говорят о том, что по итогам 2023 г. в России зарегистрировано 6,3 млн субъектов малого и среднего бизнеса. То есть количество выросло на 6% [4]. Так же, данные Татарстанско-го УФАС России, говорят о том, что выручка малого и среднего бизнеса выросла за 5 лет на 40%, и составила 25,8 трлн руб. [5]. Благодаря этим данным, можно сделать вывод о том, что доля МСП в экономике России увеличилась, и стала больше на 6 % от предыдущего года. Проблемы, которые препятствуют развитию МСП:

- экономическая и политическая нестабильность;

- высокие налоговые ставки;

- ограниченность инвестиционных средств;

- конкуренция со стороны крупных компаний;

- сложность с регулированием;

- недостаточное развитие цифровизации.

Под экономической и политической нестабильностью, понимаются проблемы, которые влияют на состояние МСП. Примером может послужить изменение в законодательстве, экономические кризисы, санкции. Допустим, высокий уровень инфляции и нестабильности курса рубля, могут создать серьезную угрозу для малых и средних предприятий. Например, тех, которые зависят от экспорта или импорта товаров.

Высокие налоговые ставки - под ними понимаются ставки, которые в свою очередь являются очень высокими, из-за чего прибыль предприятий снижается, а значит они становятся менее конкурентоспособными.

Ограниченность инвестиционных средств, зачастую банки отказывают в предоставлении кредитов МСП, так как малые и средние бизнесы не могут давать точной гарантии, что смогут его выплатить, или же они ранее

обращались за кредитом, но их кредитная история плохая. Из-за чего у МСП не будет возможности или открыть свою организацию или же расширить ее. Под конкурентоспособностью со стороны крупных компаний, следует понимать, что малые и средние предприятия никак не могут конкурировать с крупными. В связи чего, у крупных компаний, куда больший капитал, а значит больше возможностей чем у МСП. Сложность с регулированием. В России много правил и норм, которые необходимо соблюдать, но эти самые правила, зачастую ограничивают именно МСП больше, чем крупный бизнес. Что ведет к штрафам или же закрытию. Под недостаточностью развития цифровизации понимается, что МСП из-за небольшого капитала, не имеют возможности внедрять в свой бизнес самые новые технологии. А крупный, в свою очередь имеет, из-за чего крупный бизнес выживает малый и средний.

После оглашения Президентом Российской Федерации специальной военной операции, против России ввели санкции, которые пошатнули экономику. Согласно данным сайта forbes.ru. Санкции, которые были введены против России, затронули около 73% предпринимателей. В первую очередь заметно стал падать число клиентов, вследствие чего и заказов. Далее стали происходить отсрочки платежей и не возврат долгов, сложности с переводом денег и расчетов, рост ставок по кредитованию, трудности с арендной оплатой и выплатой налогов и многое другое [6]. Рассматривая данные реестра субъектов МСП по состоянию на октябрь 2022 г., количество индивидуальных предпринимателей (ИП) в России сократилось на 1,53 тыс. Произошло это из -за того, что многие стали переходить в самозанятых, так их количество увеличилось с 3,6 до 6 млн чел.

На данный момент стоит сказать, что МСП чувствует себя куда уверенней, чем в 2020 г. и 2022 г., потому что государство помогло сдержать крах малых и средних бизнесов по стране, благодаря различным выплатам, программам и так далее. Рассмотрим то, как государство и банки поддерживают малый и средний бизнес. Для поддержки малого и среднего бизнеса в России, правительство и банки разработали комплекс мер представленного на рисунке 1.

Рисунок 1 - Поддержка малого и среднего предпринимательства со стороны государства и банков

Проанализируем каждый пункт по отдельности, для более ясного понимания. Говоря о поддержке строительной отрасли, стоит иметь ввиду, что она включает в себя меры, которые направлены на развитие строительной отрасли. Примером может послужить финансирование государством кампаниям, которые направлены на строительство новых объектов, или же улучшение уже имеющихся. Помощь может быть выражена в форме льгот, субсидий и так далее, где и имеет смысл рассмотреть проекты по поддержке бизнеса.

Банк поддержка реализует, а также разрабатывает все возможные проекты, которые в свою очередь направлены на поддержку малого и среднего бизнеса. Примером послужат кредиты, которые выданы под выгодные условия и процент, финансирование инновационных проектов и многое другое. Под грантовыми поддержками понимаются гранты, которые спонсируют МСП, они могут помочь с открытием новых рабочих мест в предприятии, исследовании и разработках, развитием инфраструктур. Под федеральными и региональными программами по поддержке бизнеса, следует понимать, что это программы помогают финансово, то есть они включают в себя гранты, субсидии, налоговые льготы, помощь в любых других видах.

Кредитные каникулы - под ними имеется, введу, что МСП может получить временную отсрочку платежей по кредитам, что позволяет сохранить свою деятельность на рынке, и получить временную отсрочку от платежей по кредиту.

Программы льготного кредитования - это те программы, благодаря факторы, МСП выпадает возможность получения кредита на выгодных для него условиях. Например, сниженная процентная ставка, большой срок для погашения кредита и так далее.

Использование небанковских источников финансирования, это микрофинансирование, краудфандинг, венчурный капитал и любые другие формы инвестиций. Они помогают частично снять зависимость от банка.

Поддержка самозанятых в 2024 г., включают в себя налоговые льготы, различные обучении, субсидии и другие формы. Следующая мера, это поддержка IT-компаний, под этим понимаются субсидии, налоговые льготы, гранты и многое другое, далее урегулирование задолженностей и реструктуризация займов. Под ними следует понимать, что компании, которые имеют проблемы с выплатой кредитов, государство предлагает программу реструктуризации займов. Что в значительной мере позволяет избежать банкротства малых и средних бизнесов.

Поддержка малого агробизнеса в 2024 г. - различные виды помощи, такие как льготы, дотации, субсидии и так далее. Они помогают МСП в финансовом плане. И последним является снижение транзакционных издержек. Снижения транзакционных издержек включают в себя меры по снижению затрат в коммерческой сфере. Например, упрощение лицензирования бизнеса и процедуры регистрации, оптимизацию налогообложения и многое другое.

В заключение можно сказать, что основой экономики является малый и средний бизнес. В настоящее время, МСП нуждается в помощи, как со стороны государства, так и банков. Необходимо постоянно всячески вводить новые программы по развитие и улучшению данного сектора экономики. Вообще малый и средний бизнес хоть и имеется трудности в России, но они не настолько критичны. Поэтому опираясь на выше приведенные исследования, можно с уверенностью сказать о том, что МСП вполне себе комфортно чувствует себя на рынке. Не смотря на все, он является стабильным, и с каждым годом его показатели растут и растут.

Источники:

1. Анализ закона Оукена на примере экономической ситуации РФ за 2005-2020 гг / А. А. Храмченко, О. А. Черная, А. А. Воронков, Я. М. Каклюгин // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 44(3). - С. 239-243.

2. Особенности управления финансами в организациях малого бизнеса / О. А. Черная, А. Г. Гринева, Н. М. Столярчук, И. И. Овчаров // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 4(57). - С. 451-455.

3. Черная, О. А. Финансовое планирование для малого и среднего бизнеса / О. А. Черная, Б. М. Агеенко // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - № 3-2(97). - С. 139-141.

4. Черная, О. А. Влияние внешней и внутренней среды на финансовое состояние организации / О. А. Черная, А. А. Овсянникова // Деловой вестник предпринимателя. - 2022. - № 9(3). - С. 19-23.

5. https://www.klerk.ru/blogs/astral/597406/.

6. https://iz.ru/1635167/mariia-stroiteleva/bolshe-ot-menshikh-vklad-msp-v-ekonomiku-rossii-vyros-do-21

7. https://ofd.nalog.ru/statistics.html?ref=vc.ru&ysclid=lv5nbocn5l291784454.

8. https://nalogika.media/articles/news/itogi_2023_kolichestvo_subektov_msp_v_rf_vyroslo_na_6_i_dostiglo_6_3_mln/?ysclid=lv5qempyzq 183468352.

9. https://tatarstan.fas.gov.ru/srv/node/1054.

10. https://www.forbes.ru/biznes/469979-fom-ocenil-vlianie-sankcij-na-malyj-biznes-v-rossii?ysclid=lv5sm6olsq549829029.

11. https://kontur.ru/articles/4710.

12. https://esj.today/PDF/09ECVN124.pdf.

13. https://s.vaael.ru/pdf/2020/12-2/1508.pdf.

14. https://vc.ru/flood/927590-metody-razvitiya-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii.

EDN: EPSEKO

О.А. Чернова - д.э.н., профессор кафедры информационной экономики, экономический факультет, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected],

O.A. Chernova - Doctor of Economics, Professor of the Department of Information Economics, Faculty of Economics, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.

ЦИФРОВЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ РИТЕЙЛА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ DIGITAL RETAIL ECOSYSTEMS: OPPORTUNITIES AND CHALLENGES OF DEVELOPMENT

Аннотация. Тенденцией последних лет является активное развитие цифровых экосистем бизнеса во всех сферах экономической деятельности, включая ритейл. Цифровизация позволяет торговым компаниям не только оптимизировать бизнес-процессы и повысить их эффективность, но и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Стремительное развитие крупных ритейлеров приводит к вопросу о том, имеет ли растущая монополизация рынка пользу для потребителей или создает угрозу развитию сферы торговли. Цель данной статьи состоит в исследовании направлений и проблематики развития цифровых экосистем ритейла через призму концепции конкурентной среды. Методика исследования базируется на контент-анализе научных источников по проблеме исследования. Результаты исследования показали, что деятельность крупных цифровых экосистем бизнеса очень часто нарушает принципы конкурентного развития, нанося существенный вред местным компаниям посредствам демпинга цен на товары и их доставку, а также монополизации больших данных. Решение данных проблем возможно на основе нормативно-правового закрепления принципов развития цифровых экосистем бизнеса. Сделан вывод о том, что, учитывая значимые эффекты, продуцируемые цифровыми экосистемами как для бизнеса, так и для потребителя, следует стимулировать развития здоровых конкурентных отношений между экосистемами ритейла.

Absrtract. The trend in recent years has been the active development of digital business ecosystems in all areas of economic activity, including retail. Digitalization allows trading companies not only to optimize business processes and increase their efficiency, but also to flexibly adapt to changing environmental conditions. The rapid development of large retailers leads to the question of whether the growing monopolization of the market benefits consumers or poses a threat to the development of the trade sector. The purpose of this article is to study the directions and problems of the development of digital retail ecosystems through the prism of the concept of a competitive environment. The research methodology is based on the content analysis of scientific sources on the research problem. The results of the study showed that the activities of large digital business ecosystems very often violate the principles of competitive development, causing significant harm to local companies through dumping prices for goods and their delivery, as well as monopolization of big data. The solution of these problems is possible on the basis of the regulatory and legal consolidation of the principles of the development of digital business ecosystems. It is concluded that, given the significant effects produced by digital ecosystems for both business and consumers, it is necessary to stimulate the development of healthy competitive relations between retail ecosystems.

Ключевые слова: цифровая экосистема, ритейл, цифровизация бизнеса, инновационное развитие, конкурентные преимущества.

Keywords: digital ecosystem, retail, digitalization of business, innovative development, competitive advantages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.