Научная статья на тему 'Развитие государственных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства'

Развитие государственных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / СУБЪЕКТ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОРПОРАЦИЯ МСП / БАНК МСП / БИЗНЕС ИНФРАСТРУКТУРА / СУБСИДИРОВАНИЕ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / MINISTRY OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / SME CORPORATION / SME BANK / BUSINESS INFRASTRUCTURE / SUBSIDIES / CONCESSIONAL LENDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрченко К. А.

В статье рассмотрено современное состояние государственной финансовой политики в рамках поддержки и всеобъемного развития эффективности малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Определены основные меры государственной поддержки и фундаментальные меры, которые помогут субъектам малого и среднего предпринимательства подняться на ноги, такие как, основные программы субсидирования («Старт», «Умник», «Развитие»), программа стимулирования кредитования, в том числе программа стимулирования кредитования «Программа 6,5»; рассмотрена инфраструктура поддержки субъектов МСП: МФЦ, бизнес-инкубаторы, бизнес-навигатор МСП и другие. Отмечено место Российской Федерации в рейтинге государств в области поддержки малого бизнеса. Приведен перечень приоритетных отраслей экономики России. Упомянуты основные проблемы в хозяйственной деятельности и трудности, с которыми приходится сталкиваться субъектам малого и среднего предпринимательства и возможные пути их решения. Предложено обязать банки предоставлять по запросу субъекта МСП при подаче заявки на кредитование о причинах отказа, создать единую информационную платформу финансовых инструментов, а также аналог биометрического паспорта, с помощью которого деятельность субъекта МСП будет связана с государственными органами, другими участниками МСП и «информационной жизнью» МСП. В рамках проведенного исследования и в целях совершенствования государственной поддержки малого бизнеса было предложено внести изменения в законодательную базу РФ в части государственной поддержки малого бизнеса и минимизации карательных государственных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрченко К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE STATE MEASURES OF SUPPORTING SMALL AND MEDIUM BUSINESS

The article considers the current state of the state financial policy in the field of the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The main measures of government support for small and medium-sized businesses, such as the main subsidy programs (“Start”, “Umnik”, “Development”), the program of stimulating crediting, including the program of stimulating crediting “Program 6.5”; The infrastructure of support for SMEs: MFC, business incubators, business navigator for SMEs and others. The place of the Russian Federation in the rating of states in the field of small business support is noted. A list ofpriority sectors of the Russian economy is given. The main problems in the activities of small and medium-sized businesses and possible ways to solve them are mentioned. It is proposed to oblige banks to provide, upon request, a SME entity when applying for loans on the reasons for refusal, to create a common information platform of financial instruments, as well as an analogue of a biometric passport, through which the SME entity’s activities will be connected with government agencies, other SME participants and “informational life» of SME. As part of the study and in order to improve state support for small business, it was proposed to amend the legislation of the Russian Federation in terms of state support for small business and minimizing of punitive state functions.

Текст научной работы на тему «Развитие государственных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Юрченко К.А., студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: gabikris@mail.ru Муравицкая Н.К., к.э.н., профессор - научный руководитель Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: n.muravitskaya@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрено современное состояние государственной финансовой политики в рамках поддержки и всеобъемного развития эффективности малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Определены основные меры государственной поддержки и фундаментальные меры, которые помогут субъектам малого и среднего предпринимательства подняться на ноги, такие как, основные программы субсидирования («Старт», «Умник», «Развитие»), программа стимулирования кредитования, в том числе программа стимулирования кредитования «Программа 6,5»; рассмотрена инфраструктура поддержки субъектов МСП: МФЦ, бизнес-инкубаторы, бизнес-навигатор МСП и другие. Отмечено место Российской Федерации в рейтинге государств в области поддержки малого бизнеса. Приведен перечень приоритетных отраслей экономики России. Упомянуты основные проблемы в хозяйственной деятельности и трудности, с которыми приходится сталкиваться субъектам малого и среднего предпринимательства и возможные пути их решения. Предложено обязать банки предоставлять по запросу субъекта МСП при подаче заявки на кредитование о причинах отказа, создать единую информационную платформу финансовых инструментов, а также аналог биометрического паспорта, с помощью которого деятельность субъекта МСП будет связана с государственными органами, другими участниками МСП и «информационной жизнью» МСП. В рамках проведенного исследования и в целях совершенствования государственной поддержки малого бизнеса было предложено внести изменения в законодательную базу РФ в части государственной поддержки малого бизнеса и минимизации карательных государственных функций.

Ключевые слова: государственная поддержка малого и среднего бизнеса, субъект малого и среднего предпринимательства, Министерство экономического развития Российской Федерации, Корпорация МСП, Банк МСП, бизнес - инфраструктура, субсидирование, льготное кредитование.

THE DEVELOPMENT OF THE STATE MEASURES OF SUPPORTING

SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Yurchenko K.A., student

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

E-mail: gabikris@mail.ru Muravitskaya N.K., professor - Research supervisor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow E-mail: n.muravitskaya@gmail.com

Abstract. The article considers the current state of the state financial policy in the field of the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The main measures of government support for small and medium-sized businesses, such as the main subsidy programs ("Start", "Umnik", "Development"), the program of stimulating crediting, including the program of stimulating crediting "Program 6.5"; The infrastructure of support for SMEs: MFC, business incubators, business navigator for SMEs and others. The place of the Russian Federation in the rating of states in the field of small business support is noted. A list ofpriority sectors of the Russian economy is given. The main problems in the activities of small and medium-sized businesses and possible ways to solve them are mentioned. It is proposed to oblige banks to provide, upon request, a SME entity when applying for loans on the reasons for refusal, to create a common information platform of financial instruments, as well as an analogue of a biometric passport, through which the SME entity's activities will be connected with government agencies, other SME participants and "informational life» of SME. As part of the study and in order to improve state support for small business, it was proposed to amend the legislation of the Russian Federation in terms of state support for small business and minimizing of punitive state functions.

Key words: state support of small and medium-sized businesses, small and medium-sized businesses, Ministry of Economic Development of the Russian Federation, SME Corporation, SME Bank, business infrastructure, subsidies, concessional lending.

ВВЕДЕНИЕ который усугубляется санкциями и мировым

На современном этапе Российская Федерация кризисом. Актуальность темы данной статьи переживает экономически сложный период, обусловливается тем, что существующий на

сегодняшний день режим, в котором находятся субъекты предпринимательских отношений, является оптимальным индикатором, который полноценно показывает положение и экономический рост данной общественной модели развития. За границей, в странах, которые показывают стабильное и эффективное развитие в сфере экономики, объем микропредприятий составляет более двух третей состава ВВП и превышает по объему рынок больших корпораций. К сожалению, в Российской Федерации вышеупомянутая доля составляет всего лишь пятую часть валового внутреннего продукта.

Цель статьи - оценить современное состояние государственной финансовой политики в рамках поддержки и всеобъемного развития эффективности малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и предложить направления ее совершенствования.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

- исследовать законодательную базу Российской Федерации по государственной финансовой поддержке малого предпринимательства;

- рассмотреть основные направления государственной финансовой поддержки в Российской Федерации в соответствии с законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ";

- проанализировать практику государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в РФ;

- предложить пути совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации.

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

При написании статьи использовались научные труды российских ученых, посвященные проблемам государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса, опубликованные в учебной литературе, научно-популярных изданиях, сети Интернет. Также в работе использовались федеральные законы, нормативные правовые акты,

регламентирующие государственную политику в сфере поддержки субъектов малого бизнеса в Российской Федерации.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ

Общепризнанный факт, в том числе и в международном экономическом сообществе, что чем более эффективно развивается малый бизнес, чем более он стабильно себя чувствует, тем лучше и крепче экономика страны. Поскольку именно предприниматели и микропредприятия дают львиную часть доходов в бюджет в виде налоговой составляющей, именно малый бизнес препятствует появлению безработицы и в том числе вносит свой вклад в инновационное развитие страны.

Государство, в свою очередь, поддерживает предпринимателей, субсидирует эффективные стартапы. В программу помощи предпринимателям со стороны бюджета были вложены большие средства. В программе принимает участие 321 объект инфраструктуры малого бизнеса, формируется более 16 тыс. рабочих мест на 2017 год [7]. Благодаря государственным реформам в области поддержки малого бизнеса к началу 2017 года Россия устремилась на 40 позицию в рейтинге стран Doing Business-2017 с наиболее привлекательным для инвестирования бизнес -климатом. Если брать для сравнения, то в предыдущем году Россия находилась всего лишь на 51 позиции, что, несомненно, является большим экономическим рывком вперед. Всемирный банк считает, что в стране произошли значительные изменения, связанные с предпринимательством, а именно: упростился процесс создания и регистрации только что созданных юридических лиц, снизились расходы на использование электрических сетей и уменьшилась цена на техническое подключение, время, в течении которого происходит официальная госрегистрация недвижимости и связанных с ней сделок, заметно уменьшилось, а также движимое имущество, которое принадлежит организациям, было исключено из налогооблагаемой базы по налогу на имущество

юридических лиц, соответственно общий показатель налогового бремени уменьшился.

В настоящее время существуют следующие основные виды субсидирования малого бизнеса в виде программ:

- «Старт»: программа предоставляет субсидию

в размере до 10 млн. рублей, создана для новаторов, стремящихся к разработке производства нового изделия по результатам научно-технических исследований;

- «Умник»: программа предоставляет субсидию в размере 500 тыс. рублей, предусмотренная для бизнесменов в возрасте до 30 лет, осуществляющих работу в сфере инноваций;

- «Развитие» - это сумма в размере до 20 млн. рублей, целевое назначение которой -усовершенствование производительности работы, создание новых рабочих мест.

Также на сегодняшний день были запущены очень перспективные линии по кредитованию малых и средних предприятий. Были выработаны программы льготного кредитования, в которых приняли участие Корпорация МСП при поддержке Министерства экономического развития и Банка России. Данный кредит будет доступен для компаний, которые вносят инновационную составляющую в развитие страны, а также поднимают те отрасли народного хозяйства, в которых заинтересована наша страна. Процентные ставки по данным кредитам жестко фиксированы и не могут быть завышены от заранее установленного уровня, годовая максимальная процентная ставка не превышает 9,6% годовых. Объем выделяемых инвестиций на каждое предприятие малого бизнеса составляет от трех миллионов рублей [12].

Направления развития, которые рекомендуют осваивать предпринимателям, чтобы получить данный льготный транш, лежат в отрасли сельского хозяйства, а также наша страна заинтересована в развитии предприятий по обработке и выработке электрической энергии, воды и газа. В том числе, данные инвестиции

будут выделены на строительство, на коммунальное обслуживание хозяйства, особенно в приоритете инновационные предложения и решения по эффективному уничтожению отходов и мусора. Выделят финансы также и на стартапы, в которых будут задействованы передовые научные изобретения и новые разработки в технике. Впоследствии вышеназванный перечень может быть скорректирован. На данные отрасли, которые обозначены, как основные на данном этапе развития предпринимательства и страны в целом, в этом году будет выделено финансирование более чем на 7 миллиардов рублей, а этот показатель в одиннадцать раз превышает предыдущий. В будущем льготное кредитование может быть расширено и на остальные направления предпринимательской деятельности.

Помимо этого, в России действует программа стимулирования кредитования «Программа 6,5», осуществляемая Корпорацией МСП совместно с Минэкономразвития и Банком России. Данная программа подразумевает предоставления кредитных средств субъектам МСП в размере общего кредитного лимита на инвестиционные цели до 1 млрд. руб. и на оборотные - до 100 млн. руб. на льготных условиях (конечная процентная ставка для субъекта МСП не превышает 6,5 % годовых).

Средства на субсидирование кредитов МСП в ближайшие шесть лет увеличатся еще почти в десять раз и составят 66,6 млрд. руб. в 2024 году. А общая сумма выделенных государством средств на поддержку и эффективный подъем малого и среднего бизнеса к 2024 году запланирована в размере 190,9 млрд. руб.

Продолжает создаваться мощная сеть инфраструктуры поддержки МСП в регионах при участии Минэкономразвития России. Особое место занимают МФЦ предоставления услуг субъектам МСП и бизнес - инкубаторы [11]. Последние созданы в виде всецелой помощи малому бизнесу на пути становления в финансовом мире, путем предоставления в аренду помещений и оказания услуг, а также

проведения образовательных тренингов и семинаров.

Кроме того, в августе 2016 года АО «Корпорация МСП» осуществлён запуск специального приложения «Бизнес-навигатор МСП» - информационной системы, с помощью которой предпринимателям оказывается поддержка в вопросах открытия нового бизнеса, а также его развития.

Можно подвести итоги, что все - таки в 2016-ом году в нашей стране полноценно стала функционировать система развития и помощи предпринимательству. Она была выстроена и удачно запустилась, как состоящая из трех уровней. В данную систему вошли разнообразные организации, как по величине, так и по составу. К примеру, Корпорация малого и среднего предпринимательства, которая воплощает в жизнь программы на уровне Российской Федерации. Следующий крупный участник - это Банк малого и среднего предпринимательства. И более мелкие региональные гарантийные организации, которые, как и исходит у них из названия, выполняют работы по развитию предпринимательства уже на местах [10].

Независимо от положительных результатов в той или иной сфере малого предпринимательства, на подъеме и росте предпринимательской деятельности однозначно негативно отражаются трудности в работе рядового предпринимателя, которые напрямую имеют отношение к законодательной базе, к ее негибкости и нелояльности, а также наличие множества проверок самых различных соответствующих государственных и

контрольных органов. Естественно, все это сказывается на процессе работы и эффективности введения бизнеса в целом и потом отражается совокупно на экономике нашей страны.

Начиная с 2018 года, идет модернизация и продвижение следующих направлений:

• упрощение отчетности для ИП: не обязаны представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности;

• оптимизация налоговой нагрузки малых и средних предприятий: в патентную систему налогообложения включены новые виды деятельности; актуализирован перечень видов деятельности для налогоплательщиков, которые имеют право задействовать более низкий тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

• продолжение реализации программ льготного кредитования субъектов МСП, обеспечение понижения ставки по этим кредитам и добавление новых отраслей со статусом приоритетных для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и в то же время располагающих и претендующих на льготную кредитную линию; увеличение объема микрокредитной линии для МСП до пяти миллионов рублей. [8]

Также отметим ряд распространенных проблем и возможные пути их решения.

Современный предприниматель при подаче заявки на кредитование сталкивается с отказами банков без причины, и вследствие непонимания данных причин появляется трудность повторного обращения. Данный момент можно устранить следующим способом: обязать банки предоставлять по запросу субъекта МСП о причинах отказа по заявке.

Также нет единой системы информирования о возможных вариантах поддержки,

информационные ресурсы разрознены. Следует создать единую информационную платформу финансовых инструментов.

Также целесообразно предложение создания аналога биометрического паспорта, с помощью которого деятельность субъекта МСП будет связана с государственными органами, другими участниками МСП и «информационной жизнью» МСП.

В настоящее время малый бизнес требует нормального законодательного поля, этого мы можем достичь путем корректировки законов, которые относятся к МСП. Так, более верно формулируя необходимые поправки в действующие нормативно-правовые акты для того, чтобы бизнес развивался без торможения

со стороны законодательной сферы (табл. 1). У более 30% людей, которые занимаются своим делом, около пятой части выручки уходит на различные обязательные нормативы и требования, которые предписаны законами Российской Федерации[8]. Соответственно, убрав «драконовские законы», у государства со временем есть шанс обратно получить доверие от своих граждан, в том числе от их самой активной группы - предпринимателей. Поэтому, исходя из вышесказанного, необходимо создать поправку к Федеральному закону № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях». В данном законе нужно убрать штрафные санкции для малого бизнеса в случае совершения им административного нарушения. Но, конечно, не для всех, а для тех начинающих, которые только

зарегистрировались, как предприниматели или проходят процесс перерегистрации. Данный «зеленый коридор» от штрафов будет уместно продлить для новичка-предпринимателя до трех месяцев включительно, чтобы человек смог освоиться в новых для него экономических условиях. Данная поправка, несомненно, будет благоприятствовать расширению

предпринимательской деятельности.

Таблица 1 - Предложения по внесению поправок в законодательство [6]

Название статьи Основное положение статьи Внесение поправок

Статья 119 Налогового кодекса Российской Федерации В результате задержки со сдачей декларации по налогам, всем организациям необходимо оплатить 5% от не уплаченной в срок налоговой суммы. В случае если несвоевременно предоставленный отчет не влияет на уплату налога, то за каждый документ выплачивается по 200 рублей Отмена штрафа в течение 1 года с момента регистрации или перерегистрации МСП

Статья 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации За отсутствие кассовых чеков, квитанции, а также несоответствие требованиям, которые установлены Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ предусматривается административный штраф в размере от 40 тысяч до 50 тысяч рублей для юридических лиц и ИП Отмена штрафа в течение 6 месяцев с момента регистрации МСП. Снижение размера выплаты денежных средств на 50%, для предпринимателей, которые используют единый налог на вмененный доход или патентную систему налогообложения

Статья 126 Налогового кодекса Российской Федерации За несвоевременную сдачу справок 2-НДФЛ по работникам, необходимо заплатить штраф, который составляет 200 рублей за каждую справку. Штраф взимается за каждый неполный или полный месяц, прошедший со дня, установленного для сдачи декларации или иного отчета, до дня его фактической подачи, однако общая сумма штрафа не должна быть более 30% от не уплаченного в срок налога. Отмена штрафа в течение 6 месяцев с момента регистрации или перерегистрации МСП, а также увеличение срока сдачи справок, что позволит снизить нагрузку на субъект МСП

Итак, подводя итоги, получается, что убрав репрессивные мероприятия, которые исходят от самой же государственной структуры, и внеся в законы гуманные поправки, государство со временем получит шанс обратно получить доверие от своих граждан, а именно от предпринимателей. Вследствие этого между государством и бизнесом возродится конструктивный диалог, который расширит возможности и увеличит коэффициент полезного действия по программам, которые касаются поддержки предпринимателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринимательская деятельность

положительно воздействует на

сформированность личностных качеств человека, его способность адаптироваться в быстро изменяющейся окружающей среде, в особенности на представителей молодого поколения. Это имеет огромное значение, поскольку именно от действий и решений молодого поколения во многом зависит будущее страны. Развитие предпринимательского сектора ведет к экономическому возрождению России.

В рамках проведенного исследования и в целях совершенствования государственной поддержки малого бизнеса было предложено внести изменения в законодательство Российской Федерации в части государственной поддержки малого бизнеса и минимизации карательных государственных функций. убирая репрессивные мероприятия, которые исходят от самой же государственной структуры и внеся в законы гуманные поправки. Вследствие этого между государством и бизнесом возродится конструктивный диалог, который расширит возможности и увеличит коэффициент полезного действия по программам, которые касаются поддержки предпринимателей.

Программа поддержки малого

предпринимательства в России действует почти 15 лет. Начиная с 2016-го года, в нашей стране полноценно стала функционировать система развития и помощи предпринимательству. Она была выстроена и удачно запустилась, как состоящая из трех уровней. В данную систему вошли разнообразные организации, как по величине, так и по составу. К примеру, Корпорация малого и среднего предпринимательства, которая воплощает в жизнь программы на уровне РФ. Следующий крупный участник - это Банк малого и среднего предпринимательства. И более мелкие региональные гарантийные организации, которые, как и исходит у них из названия, выполняют работы по развитию предпринимательства уже на местах.

По данным Единого реестра субъектов МСП наибольшая доля принадлежит микро предприятиям, в частности индивидуальным предпринимателям. Тем не менее, огромный ряд проблем стоит перед предпринимателем,

требующих решения, для чего необходима

разработка комплекса мероприятий, которые

были предложены в данной статье [9].

Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

2. Федеральный закон от 27.11.2017 N 356-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25.1 и 25.2 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

3. Федеральный закон № 316-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

4. Пицык М.А., Мочалова Я.В. Анализ государственной поддержки малого бизнеса в России // Новая наука: финансово-экономические основы. 2017. № 3. С. 181185.

5. Муравицкая Н.К., Корчинская Г.И. Отдельные вопросы применения упрощенных способов бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства. Хроноэкономика. - 2017. -№3(5).- С. 29-38.

6. Главные штрафы для бизнеса. URL:http://ppt.ru/news/135011

7. Государственная поддержка МСП в 2017 году. Пресс-служба Министерства экономического развития Российской Федерации URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/2016210903

8. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. Опросы Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depMB/2017 28124

9. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 20.06.2019).

10. Кредитование малого и среднего бизнеса / Совместный проект РБК и Сбербанка. URL: http://2016.rbc.ru/podderzhka/

11. Министерство экономического развития Российской Федерации / Официальный сайт. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusine ss/.

12. Программа стимулирования кредитования субъектов среднего и малого предпринимательства (дата обращения: 14.06.2019 года) URL: https:// corpmsp.ru/bankam/programma_stimulir/

= V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.