Научная статья на тему 'Развитие малого бизнеса в сфере услуг Омской области'

Развитие малого бизнеса в сфере услуг Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дремина Галина Анатольевна

Рассмотрены результаты развития малого бизнеса в сфере услуг омской области. Проанализирована динамика развития сферы платных услуг, их организационно-правовое оформление. Сделаны выводы о неравномерности распределения малых предприятий по отраслям услуг в разрезе количественных и объемных показателей. Выделены проблемы, влияющие на развитие малого бизнеса в сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малого бизнеса в сфере услуг Омской области»

7. Дадашев А. Эффективность поддержки малого предпринимательства II Вопросы экономики. 2002. N3 7. с. 127-139.

8. Качество - средство борьбы за место под солнцем // Стандарты и качество. 2003. № 1. с. 5-7.

9. Леви М., Вейтц Б. Основы розничной торговли. СПб.: Питер, 1999. - 448 с.

Г. А. ДРЕМИНА

Омский государственный институт сервиса

УДК 338(47): 380.11

Проведение экономических реформ в России привело к изменению места и усилению роли сферы платных услуг в жизнедеятельности населения. На сегодняшний день этот сектор экономики, представленный совокупностью самостоятельно хозяйствующих субъектов различных форм собственности и предлагающий широкийспектр услуг, активно участвует в регулировании занятости населения.

Малое предпринимательство в настоящее время -неотъемлемый элемент современной рыночной системы экономики страны. Становление и развитие предпринимательства в современной России, характеризуется высокими показателями динамики, и особенно в сфере услуг. Данному сектору экономики присущи многообразие видов деятельности, ориентация на конкретного потребителя и региональный рынок, высокая социальная значимость. В сфере услуг существуют объективные предпосылки для малого предпринимательства и реализации индивидуальной предпринимательской активности. При этом относительно невысокая фондоемкость и материалоемкость процессов оказания услуг позволяют начинать бизнес при малых объемах начального капитала.

Рассмотрим состояние потребительского рынка платных услуг в Омской области. Объем платных услуг, оказанных населению Омской области в 2001 году, составил 8214,8 млн.руб. и увеличился по сравнению с 2000 годом на 12,4%. По показателю платных услуг населению в расчете на одного жителя Омская область занимала в 2001 году 31 место по России и 5 место по Сибирскому федеральному округу (в 2000 году - 37 и 7, соответственно), т.е. наблюдается заметное улучшение. Объем платных услуг в расчете на одного жителя в городе Омске в 2000 г. был равен 733 руб., а в 2001 г. наблюдается его заметное увеличение - 1145 руб. на одного жителя. Объем платных услуг в расчете на одного жителя по районам области в 2001 г. также увеличился по сравнению с 2000 г. на 43,4%.

В объеме платных услуг в 2001 г. преобладают услуги пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и бытовые услуги (в 2000г. - 54,1% объема всех услуг, в 2001г. - 58,4%). Наиболее высокими темпами росли туристско-эксплуатационные услуги, услуги пассажирского транспорта, физической культуры и спорта, связи и системы образования.

Наибольший объем платных услуг (76,9% общего объема платных услуг) формировался организациями. Доля объема услуг, оказанных населению физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью

10. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг - М.: Юрайт-М., 2001. - 224 с.

11. Минин Б. А. Качество. Как его анализировать? -М.: Финансы и статистика, 1989. - 96 е.: ил.

КОНДРАТЮКОВ Сергей Владимирович, преподаватель Омской академии МВД России.

без образования юридического лица, в объеме оказанных населению услуг была более существенна по правовым (96,7%), бытовым (52,8%) и медицинским услугам (43,8%). Общая доля субъектов малого предпринимательства составляла в 2000г. - 34%, к 2001г. данная величина сократилась до 28%.

На потребительском рынке платных услуг населению функционировало в 2001г. 3099 организаций. Объем платных услуг, оказанных организациями, составил 6317,9 млн. руб.

Из таблицы 1 видно, что доля малых предприятий по числу организаций составляет 19,3%. Организациями малого предпринимательства оказано 5,8% объема платных услуг всех организаций. Деятельность организаций малого предпринимательства получила более значительное развитие в сфере предоставления туристско-экскурсионных услуг ( 72,3% объема услуг по виду, оказанных организациями), услуг по пошиву одежды ( 59,7%) и услуг по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов (58,5%). Оказание платных услуг населению в 2001 г осуществлялось также в неформальном секторе экономики - некорпорированными организациями. Указанными организациями предоставлено - 2,8% объема платных услуг всех организаций. Некорпорированные организации оказывали следующие виды услуг:

-услуги гостиниц;

- культуры;

- медицинские услуги;

- услуги по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов;

-химчистка и крашение одежды;

- услуги проката;

- парикмахерские;

- ремонт автомобилей;

- ремонт и строительство жилья.

Одним из крупных секторов сферы услуг являются бытовые услуги. Объем бытовых услуг, оказанных населению области в 2001 г., составлял 1166,8 млн.руб. В расчете на одного жителя объем бытовых услуг равнялся 546 рублям. Преобладали услуги по ремонту и пошиву одежды, пошиву и вязанию трикотажных изделий (22,4% бытовых услуг), ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств (21,6%), ремонту и строительству жилья (9,5%).

Наибольший объем бытовых услуг (84,2% общего объема бытовых услуг) оказан населению хозяйствующими субъектами негосударственного сектора, в том числе физическими лицами, занимающимися предприни-

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ_

РАССМОТРЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ. ПРОАНАЛИЗИРОВАНА ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ПЛАТНЫХ УСЛУГ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ. СДЕЛАНЫ ВЫВОДЫ О НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОТРАСЛЯМ УСЛУГ В РАЗРЕЗЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И ОБЪЕМНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ. ВЫДЕЛЕНЫ ПРОБЛЕМЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ.

Таблица 1

Показатели рынка платных услуг по категориям организаций в 2001 году в Омской области

Наименование организаций Число организаций, ед. Объем платных услуг населению Индекс объема платных услуг населению, % к 2000 г.

млн. руб % к объему платных услуг всех организаций

организации, всего: 3099 6317,9 100,0 125,7

крупные и средние 2111 5776,1 91,4 123,3

малые предприятия 597 367,2 5,6 160,8

некорпорированные организации 391 153,4 2.4 в 2,4 раза

мательской деятельностью без образования юридического лица, - 52,8%. Индивидуальные предприниматели освоили все виды бытовых услуг, кроме услуг бань, душевых и прачечных, которые пока полностью предоставляются организациями.

Как видно из таблицы 2, доля организаций малого бизнеса в общем числе предприятий, оказывающих бытовые услуги, невелика - 16,4%. Однако, если учесть, что частные предприниматели также относятся к малому бизнесу, то общий объем субъектов малого предпринимательства в бытовом обслуживании достаточно высок -61,4%.

Доля объема некоторых бытовых услуг, оказанных населению индивидуальными предпринимателями, гораздо выше. Так, например, по ремонту и пошиву одежды он занимает 93,8%, по ремонту и пошиву обуви - 86,3%, ремонту телерадиоаппаратуры и бытовых машин -72,5%.

Всего в 2001 г. было зарегистрировано 10856 малых предприятий, причем преобладают малые предприятия частной формы собственности (96,2%), а доля малых предприятий в общем количестве организаций смешанной российской собственное™ составляет 3,3%.

В жилищно-коммунальном хозяйстве функционировало 31 малое предприятие (все в частной собственности); в бытовом обслуживании - 104 предприятия (из них 103 в частной собственности и 1 в смешанной российской), в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - 193 (187 в частной собственности и 6 в смешанной российской), в образовании - 36 предприятий (30 в частной собственности и 6 в смешанной российской), в культуре и искусстве - 84 предприятия (83 в частной собственности и 1 в смешанной российской), в науке и научном обслуживании - 226 предприятий (211 в частной собственности и 15 в смешанной российской).

Из общею числа малых предприятий Омской области наибольшая доля - 45,4% - в торговле и общественном питании; 7% - в общей коммерческой деятельности; 0,3% -в жилищно-коммунальном хозяйстве; 1% - в непроизводственных видах бытового обслуживания; 1,8% - в здравоохранении; 2,1% - в науке и научном обслуживании.

Всего в породе Омске в 2001 г функционировало 9583 малых предприятий, что составляет 87,4% в общем количестве организаций малого предпринимательства в области. В жилищно-коммунальном хозяйстве в г. Омске функционировало 10 малых предприятий, что составляет 32,3% в общем количестве организаций малого предпринимательства в облает; в бытовом обслуживании - 104 предприятия, в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - 193, в народном образовании - 34, что составляет 94,4% в общем количестве организаций малого предпринимательства в области, в куль-

туре и искусстве - 80 (94,1%), в науке и научном обслуживании - 214 предприятий (94,7%).

Объем платных услуг населению оказанных малыми предприятиями в 2001 г составлял 292976,9 тыс. руб. Снижение объема услуг в 2001 г по сравнению с 2000 г. наблюдалось в следующих отраслях: Транспорте (на 2,1%), услугах связи (на 74,1), торговле и общественном питании (на 0,4%), посреднических услуг при купле-продаже товаров народного потребления (на 67,9%), народном образовании (на 40,8%), а увеличение - в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (на 52,3%), жилищно-коммунальном хозяйстве (на 13,9%), бытовом обслуживании (на 23,7%), здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении (на 22,7%), культуре и искусстве (на 18,6%). Наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг населению, оказанных малыми предприятиями, приходится на транспорт - 10,3%, торговлю - 8,3%, бытовое обслуживание -5,3%, здравоохранение - 24,7%, промышленность -23,5%.

В 2002 году наибольший объем из всех потребляемых платных услуг занимают бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта и жилищно-коммунальные услуги (1001,6 млн. руб., 1452,1 и 1581,3 млн. руб. соответственно). Это можно объяснить потребностями населения, в первую очередь, в услугах первой необходимости и относительно невысокими доходами большей части населения. Наименьший объем имеют услуги физкультуры и спорта (25,0 млн. руб.), ветеринарные услуги (21,1млн. руб.). На долю физических лиц приходилось 54,7% объема бытовых услуг, на долю организаций - 45,3%.

Таблица 2

Динамика объема бытовых услуг по секторам реализации в 2001 г.

Наименование организаций Объем бытовых услуг, млн. руб. в %к

предыдущему ГОДУ итогу

объем бытовых услуг, всего 1168.В 95.6 100.0

о том числе оказанных:

организациями 551,1 104,7 47,2

из них:

крупными и средними 313,9 В6,3 26,9

малого предпринимательства 101,2 102,9 8.7

физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица 615,7 88,7 52.8

Таким образом, анализ статистических данных позволяет выявить особенности деятельности субъектов малого бизнеса на рынке услуг. Прежде всего, спектр этих услуг довольно разнообразен. Различное содержание услуг определяет неравномерность распределения малых предприятий по отраслям услуг как по количественным показателям, так и по объемным.

Лидирующее положение занимают туристско-экскур-сионные и бытовые услуги. Обращает на себя внимание выбор организационной формы бизнеса в сфере услуг. Здесь доля объема услуг оказанных населению физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, значительно выше доли организаций малого бизнеса. В то же время это соотношение для различных видов услуг также заметно отличается.

Вклад малых предприятий в сферу услуг пока незначителен. Малое предпринимательство сталкивается с такими серьезными проблемами, сдерживающими развитие этого сектора экономики, как:

А. Н. ШЕНДАЛЕВ

Омский государственный университет путей сообщения

УДК 658.511.008

Рыночная экономика выводит в число лидеров предприятия, успешно использующие в своей деятельности технологии инновационного проектирования. Однако большинство предприятий не имеет возможности проведения таких стадий инновационных проектов, как научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. При этом вопрос насущной потребности проведения инновационных мероприятий зачастую связан с необходимостью определения возможности их осуществления. Таким образом, определение инновационного потенциала предприятия напрямую связано с перспективным планированием его деятельности. Соответственно, необходима количественная характеристика, которая позволила бы оценить инновационную активность предприятия, и возможность осуществления инновационного проекта при его ограниченных ресурсах.

Современная экономическая наука не дает четкого определения термина "инновационно-активное пред-прятие". Например, Госкомстат в своих методических рекомендациях [1] количественно не определяет соответствие результатов деятельности предприятия термину "инновационно-активное", сообщая лишь, что таковым является предприятие, использующее в производстве инновационные процессы или внедряющее новую продукцию.

Рассмотрим основные направления, по которым можно оценить потребность в инновациях.

Прежде всего, результатом инновационной деятельности являются соответствующие группы нематериальных активов (далее НМА). Поскольку предприятие может использовать не только собственные силы (более 70% инновационных проектов, выполненных в России в 2000 году, выполнялось силами одного предприятия, 24% исполнялось с участием двух и более подрядчиков) [2], то

- несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;

- неэффективное функционирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- отсутствие финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.

Дальнейшее развитие малого предпринимательства в сфере услуг будет зависеть от общей экономической ситуации в стране. Необходимо создание четкой нормативно-правовой базы и льготного налогообложения, доступ к финансовым ресурсам и аренде помещений, обеспечение квалифицированными кадрами предприятий малого бизнеса. Учет социальной значимости сферы услуг должен найти отражение при разработке системы государственной поддержки и стимулирования этого важнейшего сектора экономики.

ДРЕМИНА Галина Анатольевна, доцент кафедры экономики и организации производства.

необходимо оценивать как собственные разработки, так и приобретенные права на интеллектуальную собственность (ИС), то есть необходимо оценивать общий пакет НМА. Отсюда первым параметром, по которому можно оценить эффективность инновационной деятельности предприятия, является стоимость пакета его интеллектуальной собственности.

Реализации инновационных проектов на предприятии сопутствует ряд изменений, к числу которых можно отнести:

- изменение структуры человеческого капитала;

- изменение структуры организации; -изменение структуры основных фондов; -изменение структуры производства; -изменение перспектив производства; -изменение качества продукции, работ, услуг; -изменение финансовых потоков; -изменение степени риска [3].

Логично предположить, что в качестве второго параметра, по которому можно количественно определять инновационный потенциал предприятия, можно выбрать один из приведенных в списке показателей.

Из данного списка следует исключить "изменение структуры организации" и "изменение структуры человеческого капитала", так как данные показатели сложно поддаются объективному расчету. Кроме того, реализация инновационного проекта не обязательно ведет к адекватному изменению указанных структур. Успешная реализация инновационного проекта ведет к изменению перспектив производства и качества продукции, работ, услуг, но данные показатели скорее могут быть критериями эффективного освоения рынка и эффективности производства, нежели результатов, демонстрирующих инновационную направленность производства [4]. Наконец, "из-

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В СТАТЬЕ СОДЕРЖАТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ПРИВЕДЕНЫ СПОСОБЫ ОЦЕНКИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ, РАССМОТРЕНО ИХ СООТНОШЕНИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, ИСХОДЯ ИЗ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ. НА ОСНОВЕ СООТНОШЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕН КОЭФФИЦИЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ ОЦЕНИТЬ СТЕПЕНЬ РИСКА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА НА ДАННОМ ПРЕДПРИЯТИИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.