КНИЖНАЯ ПОЛКА
КОРРЕКЦИЯ
Э. А. Мамаев, М. В. Михайлюк
РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АУТСОРСИНГА В РОССИИ: АНТИКРИЗИСНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ КАЧЕСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ1
Аннотация
В статье рассматриваются предпосылки и тенденции трансформации современного рынка логистического аутсорсинга в РФ, носящие естественно-эволюционный характер. Показано, что современные тренды развития онлайн-форматов ритейла обуславливает ускорение товародвижения по каналам продаж, особенно в сегменте не продуктовой розницы, которое влияет на изменение структуры цепей поставок, что, в свою очередь, отражается на принятии решения предприятиями о передаче логистических процессов на аутсорсинг. Ключевыми факторами экономического роста предприятий рынка логистических услуг в существующих условиях жесткой конкуренции и продолжающейся ее роста должны стать комплексные отраслевые логистические решения, позволяющие усиливать потенциал роста логистических компаний.
Ключевые слова
Логистика, логистический аутсорсинг, трансформация, оптимизация, цепи поставок.
E. A. Mamaev, M. V. Mikhailyuk
DEVELOPMENT OF LOGISTICS OUTSOURSING IN RUSSIA: ANTI-CRISIS IMPERATIVES QUALITATIVE TRANSFORMATION
Annotation
Article considers the prerequisites and trends of transformation of modern market of logistics outsourcing in Russian Federation, which are natural and evolutionary. It has been shown that modern trends in development of online-retail formats have caused the acceleration of goods movement through sales channels, especially in segment of non-product retail, which affects the change in structure of supply chains, which in turn affects the decision of enterprises to outsource logistics processes. The key factors for economic growth of logistics services market in current conditions of tight competition and its continued growth should be complex sectoral logistics measures, which would enhance the growth potential of logistics companies.
Keywords
Logistics, logistics outsourcing, competition, optimization, reduction of demand.
1 Коррекция статьи: Мамаев, Э. А., Михайлюк, М. В. Развитие логистического аутсорсинга в России: антикризисные императивы качественной трансформации // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2015. № 4 (52). С. 28-33.
В современной России активное развитие сферы товарного обращения, ее не менее интенсивная институциональная трансформация, рост сетевого ри-тейла, дистрибуции, выход на рынок новых товаропроизводителей — факторы-драйверы развития логистики. Более того, появляются новые форматы сбыта, а развитие Интернет-торговли усиливает давление на онлайновые каналы продаж, особенно в сегменте не продуктовой розницы. Все это приводит к качественной трансформации цепей поставок и их логистической платформы, «работает» на образование новых стимулов передачи логистики на аутсорсинг.
Эволюция логистических провайдеров и рынка аутсорсинга в России отталкивается от возможностей современного технико-технологического развития, новаций в данной сфере и уровня цифровой трансформации всей отрасли в целом. Также следует отметить, что на развитие отечественного рынка логистического аутсорсинга сильно влияет общие макроэкономические сложности масштабирования данного бизнеса, рост которого вполне может быть поддержан спросом. Дороговизна кредитных ресурсов, неравномерность географии экономической экспансии и формирования цепей поставок, рыночные риски традиционно сужают потенциал роста транспортно-логистической отрасли [6].
Фактически мы рассматриваем некоторую эволюцию развития отечественной логистики, которая является производной от роста товарного сектора экономики, новых каналов продаж и форматов коммуникационного доступа к потребителю [2]. Подобные изменения являются стимулом для качественных изменений каналов продаж, что, в свою очередь, стимулирует развитие логистики на предприятиях, стимулирует разработку и внедрение новых технологий ведения бизнеса, формируя базис трансформации логистического аутсорсинга в России.
Несмотря на очевидные преимущества использования аутсорсинговых услуг, российский рынок пока развивается не самыми быстрыми темпами. При этом страны Европы, США, Китай и Индия отдают неключевые процессы на аутсорсинг уже более, чем на 50 %, что обусловлена существующими трендами развития современного транс-портно-логистического рынка, развитием конкуренции между провайдерами, появлением новых бизнес-моделей развития компаний, быстро растущей циф-ровизацией и консолидацией.
Динамика изменения товарных портфелей в структуре предложения логистического аутсорсинга, обновление клиентского портфеля в 2007-2009 гг. и 2014-2015 гг. являются индикатором того, дестабилизация рынка способствует передаче непрофильных функций предприятиями и организациями на аутсорсинг. В этом смысле и сама логистика может рассматриваться в качестве релевантного рычага экономического роста, который понижает актуальное в кризис ценовое давление на конечную стоимость продукции [6]. Существующая волна кризиса породила снижение спроса населения в на предоставляемый сервис, заставила покупателей более избирательно подходить к выбору поставщиков транспортных и логистических услуг. Все это стимулирует логистический рынок в России к качественным изменениям, созданию новых преимуществ, как ценовых, так и технологических, усилению конкуренции между компаниями. В условиях жесткой конкуренции основной ресурс прорывного роста бизнеса должны составить комплексные отраслевые логистические решения, разработка которых сегодня усиливает потенциал роста не только малых и средних логистических компаний, но и таких монополистов, как ОАО «РЖД» [4, 5]. Заметим, что сегодня эта компания развивается по пути создания транспортно-логистического холдинга,
расширяя спектр сквозных интегрированных услуг, разрабатывает новые логистические продукты, предоставляет грузоотправителям услуги перевозки груза по расписанию, что означает возможность выстраивания оптимальных логистических схем доставки продукции. Реализация новых систем аутсорсинга позволит постепенно трансформировать холдинг в мультимодальную логистическую компанию международного уровня, что составляет принципиально новую стратегическую новацию в системе корпоративного менеджмента, политика которого была менее эластичной к сигналам и запросам рынка [6].
Не менее серьезный трансформационный потенциал изменений сегодня локализован в товарном секторе экономики, логистика которого должна быть максимально адаптирована к текущему конъюнктурному тренду, который далеко не тривиален. Длительное ослабление рубля, не спадающая инфляция, санкци-онные ограничения в каналах внешней торговли, сокращение грузовой базы приводят к постепенной переориентации транспортно-логистического комплекса с западной части РФ в направлении юга и Дальнего Востока [7]. Это соответствует инерционному развороту товарных потоков в сторону Китая и стран Юго-Восточной Азии как новых приоритетных торгово-экономических партнеров России. Это означает переход к более широкому спектру мультимодальных схем перевозки, изменение маршрутов поставки и т. д. [6].
Однако более знаковые изменения будут происходить именно в сегменте логистики внутреннего рынка, процесс консолидации и укрупнения операторов которого наметился уже давно. Кризис вероятно лишь усилит этот процесс, повышая уровень требований к эффективности логистического сервиса. Наибольшая коррекция будет характерна для перевозчиков, рынок которых менее структурирован. Это значит, что
селекционный отбор пройдут те компании, которые оптимизировали затраты, персонал, имеют четкую стратегию развития и разумный леверидж [6].
Отметим, что появление новых, более высоких уровней провайдеров было обусловлено самим рынком, а именно с целью минимизации издержек товаропроводящей сети и включение большего числа услуг пакет предложений для потенциального клиента.
Реализация принципа «открытых затрат» (open costs) позволила понять, какая добавленная стоимость возникает на всей логистической цепи и договориться относительно ее оптимального распределения между всеми участниками. В условиях кризиса задача усиление конкурентоспособности товаропроизводителя обретает актуальность, особенно в реальном формате взаимодействия с торговыми сетями, часть которых не вкладываются в логистику, перекладывая эти проблемы на плечи поставщиков. Кроме того, развитие сетями программ выпуска продукции под собственной торговой маркой (СТМ) формирует дополнительный спрос на услуги 3PL операторов, поскольку создает прозрачную и предельно короткую цепь поставок: размешает заказ напрямую у нужного производителя и получает конкурентный товар в рамках системы прямых поставок, логистическое обслуживание которых провайдер должен взять на себя. Так как маркетинговые основы реализации этой стратегии только возрастают (доля СТМ в товарной массе сетей все еще не велика), перед логистическим бизнесом стоит задача максимально отточить свой функционал, потребность в котором ритейла не вызывает сомнений [6].
«Если вы — производитель продукции и ведете ваши продажи через ритейл-сети, то можете начать сотрудничество с логистическим провайдером, который помимо вас будет оказывать услуги этим же сетям. И тогда вы сразу
избавляетесь от огромного транспортного «плеча», связанного с доставкой продукции с вашего склада на склад ри-тейлера, а оттуда — в магазины. Конечно, это возможно только в том случае, если логистический провайдер работает одновременно с производителями и ри-тейлерами в конкретном секторе (косметика, пищевая продукция, электроника). Также вы можете объединить свои запасы на разных складах в одном регионе под одной крышей на более крупной площадке провайдера, и таким образом существенно снизить расходы на транспортировку для ваших клиентов» [3]. Данные факторы позитивным образом отражаются на операционном и технологическом совершенствовании логистических операторов. При этом более важной мы считаем систему изменений, которые происходят именно в системе товароснабжения внутреннего рынка страны. Новые формы взаимодействия производства и торговли, развитие электронной коммерции, многоканальной мультиформатной дистрибуции, возрастание роли логистики как фактора интенсификации товарообменных операций в торгово-розничной системе потребительского рынка расширяют предпосылки для прогрессивного обновления сервисов на рынке логистических услуг [6].
В целом, можно заключить, что российский рынок логистического аутсорсинга выходит на качественно новый уровень развития, обусловленный как внутренними факторами, такими как необходимость выживание на современном рынке, технологического роста и стремления быть прогрессивнее на фоне конкурентов, так и внешними, связанными с последствиями кризиса, общемировыми тенденциями и цифровой трансформацией глобальных бизнес-процессов. Отечественная логистика переходит на новый этап ее качественного развития, где обращение к ней со стороны операторов рынка становится страте-
гическим императивом их выживания на рынке. Низкий уровень концентрации в последнем будет скорректирован за счет консолидации 3РЬ операторов, которые поделят между собой грузовую базу крупных ритейлеров. Это означает переход на траекторию развития логистики в Европе, а также снижение стоимости логистических услуг в России, которые отвечают интересам и стратегическим потребностям корпоративного бизнеса и конкретно ритейла [6].
Развитие логистического аутсорсинга будет происходить под знаком его качественного преобразования, сближения клиентов и логистических операторов, которые должны максимально понять бизнес-модель первых, предлагая им наиболее оптимальные схемы доставки, лучшие условия по логистике складирования продукции.
Рынок логистики в России будет не эволюционировать, а совершать революцию в своем развитии, атрибутами которой станет консолидация бизнеса, комплексный характер услуг, интегрированные решения и т. д.
Библиографический список
1. Михайлюк, М. В. Институциональная эластичность формационной структуры логистического рынка России в контексте влияния кризисных тенденций развития // Экономические науки. — 2014. — № 10. — С. 65-68.
2. Михайлюк, М. В. Направления и факторы институционального роста современного логистического рынка в России // Экономические науки. — 2014. — № 11. — С. 55-58.
3. Проценко, И., Лайков, Д. Технология SRM и ее роль в системе централизованных закупок предприятия// Логистика. — 2015. — № 5. — С. 44.
4. Мамаев, Э. А. Тенденции и перспективы развития рынка транспортных услуг // Управление логистическими системами: глобальное мышление —
эффективные решения : материалы междунар. науч.-практ. юбилейного X Южно-Российского логистического форума. — Ростов н/Д : Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2014. — Т. I. — С. 255-260.
5. Поздняков, А. А. Пути развития логистических операторов на транспортном рынке России // Бюллетень транспортной информации. — 2013. — № 5. — С. 29-31.
6. Михайлюк, М. В. Логистический аутсорсинг в России: состояние и тенденции развития // Инновационная наука. — 2015. — № 11. — С. 110-114.
7. Эскин, В. Н. Прогнозы экономического ландшафта и влияние кризиса на развитие логистики в РФ // Logistics. — 2015. — № 6. — С. 20-23.
Bibliographic list
1. Mikhailyuk, M. ^Institutional elasticity of information structure of logistics market in Russia in context of impact of crisis tendencies of development // Economics. — 2014. — № 10. — P. 65-68.
2. Mikhailyuk, M. V. Directions and institutional growth factors of modern lo-
gistics market in Russia // Economics. — 2014. — № 11. — P. 55-58.
3. Protsenko, I., Laikov, D. Technology SRM and its role in system of trade of enterprise // Logistics. — 2015. — № 5. — P. 44.
4. Mamaev, E. A. Tendencies and prospects of development of market of transport services // Management of logistics systems: Global thinking — effective decisions : proceedings of International scientific and practical Jubilee X South-Russian Logistics Forum. — Rostov-on-Don : Publishing house of RSUE (RINH),
2014. — Vol. I. — P. 255-260.
5. Pozdnyakov, A. A. Ways of development of logistics operators in transport market in Russia // Bulletin of transport information. — 2013. — № 5. — P. 29-31.
6. Mikhailyuk, M. V. Logistics outsourcing in Russia: state and trends of development // Innovation Science. —
2015. — № 11. — P. 110-114.
7. Eskin, V. Forecasts of economic landscape and impact of crisis on development of logistics in Russia // Logistics. — 2015. — № 6. — P. 20-23.