РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГОВОГО МЕХАНИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
Бабаева З.Ш.
В статье исследуется развитие инвестиционного процесса посредством применения лизингового механизма в Республике Дагестан и дается анализ состояния регионального рынка лизинговых услуг. Также рассматриваются цели и направления государственного участия в развитии лизинга на региональном уровне. Предлагаются меры, способствующие развитию лизинга в регионе.
Тяжелое финансовое положение промышленных предприятий, хроническая нехватка оборотных средств, недоступность кредитных ресурсов, рост издержек производства привели к низкому проценту использования производственных мощностей предприятий Республики Дагестан. Отсутствие инвестиционных возможностей предприятий способствует образованию в производстве значительных объемов физически и морально изношенного основного капитала. Содержание на балансе предприятий больших объемов незагруженных производственных мощностей снижает конкурентоспособность продукции. В такой ситуации развитие инвестирования технического перевооружения предприятий целесообразно проводить посредством применения лизингового инструмента, предоставляющего не денежные средства для приобретения необходимых активов, а непосредственно средства производства, имеющие техникоэкономические характеристики, которые определены будущим пользователем.
Однако анализ состояния регионального рынка лизинговых услуг показал, что в этом направлении в Республике Дагестан делаются только первые шаги, хотя, на наш взгляд, у республиканского лизингового рынка существует большой потенциал для роста. Среди факторов, которые могут способствовать динамичному развитию лизинга в Дагестане, можно выделить изношенность основных фондов и необходимость повышения технологического уровня производства, низкий уровень инвестиций в объекты производственной сферы, потребность в развитии производителями новых форм сбыта.
В рамках регулирования инвестиционной сферы государство создает нормативно-правовую базу, единую для всех участников инвестиционного процесса, определяет стратегию поведения инвесторов, объем и структуру государственных инвестиций. Так, в целях активизации инвестиционного процесса в Республике Дагестан были приняты законодательные и нормативно-правовые акты по формированию бюджета развития: в 2000 г. закон «О Бюджете развития Республики Дагестан», постановления Правительства Республики Дагестан №100 от 22 июня 2000 г. «Об утверждении Положения об инвестиционных конкурсах в Республике Дагестан» и №131 от 27 июля 2000 г. «О предоставлении бюджетных кредитов для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт», постановление Правительства Республики Дагестан «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Республики Дагестан» и др. В 2000 - 2005 годах из бюджета развития Республики Дагестан профинансировано 183 проекта, представленных предприятиями различных форм собственности, на сумму 995,4 млн. руб., в том числе выделены бюджетные кре-
диты на сумму 158,5 млн. руб. и инвестиционные кредиты на сумму 836,9 млн. руб. В разрезе отраслей экономики наибольший объем приходится на предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности - 397,6 млн. рублей или 40 % [3, с. 329 - 338].
Предприятиями, получившими государственную поддержку в 2000 - 2005 годах, произведено продукции на 1715,5 млн. руб., перечислено налоговых платежей в объеме 435,3 млн. руб. и создано более 3270 рабочих мест. Однако, возврат бюджетных средств в некоторых случаях осуществлялся несвоевременно или продукцией, что приводило к разрыву процесса в финансовой цепочке и прерывало инвестиционный процесс.
Государственное участие в развитии сектора лизинговых услуг можно разделить на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. На федеральном уровне государство участвует в лизинговой деятельности, не только осуществляя законотворческую и нормотворческую деятельность, но также посредством предоставления долгосрочных кредитов предприятиям приоритетных для страны отраслей. В этом отношении авиация и сельское хозяйство являются основными претендентами государственной поддержки.
Одним из приоритетных направлений государственной поддержки лизинга на уровне регионов является распространение лизинговых схем на малые и средние предприятия, что создает условия для роста количества рабочих мест, позволяет приобрести оборудование для увеличения продаж и прибыли, что без лизинга было бы невозможно, способствует подготовке кадров для крупных региональных коммерческих лизинговых компаний и выводу предприятий «из тени». Кроме того, особенно актуальна проблема воспроизводства основных фондов для предприятий автотранспорта, пополнение материально-технической базы которых возможно, главным образом, благодаря лизинговым договорам, финансируемым из региональных бюджетов.
Таким образом, изучение тенденций применения лизинговой деятельности в различных регионах России позволило выявить следующие основные цели государственного участия в развитии лизинга на региональном и муниципальном уровне:
• расширение доступа к финансированию для малых и средних предприятий;
• техническое переоснащение транспортной инфраструктуры в регионе;
• содействие кредитованию сельскохозяйственных предприятий;
• поддержка стратегически важных отраслей в регионе (авиация, промышленность, АПК).
Проведенное исследование показало, что единичные случаи использования лизинга для пополнения городских автопарков в Республике Дагестан имеют место. Однако, как отмечалось выше, лизинговый инструмент применяется в основном для решения проблемы обновления основных фондов агропромышленного комплекса региона. В целях технического перевооружения данной отрасли республиканские власти вкладывают инвестиции на возвратной основе, таким образом оказывая финансовую поддержку за счет лизинговых схем местным сельхозпроизводителям и предприятиям пищевой индустрии. Правительство Дагестана принимает меры по оптимизации ресурсной поддержки лизинговой деятельности в регионе, ежегодно закладывая в республиканский бюджет специальную статью по финансированию приобретения оборудования посредством финансовой аренды. Однако существует ряд проблем в развитии этого современного инвестиционного механизма в процессе финансирования технического перевооружении предприятий региона.
Действующий порядок обеспечения промышленности республики продукцией машиностроения на условиях финансовой аренды не вполне соответствует требованиям рыночной экономики. В частности, предусмотренные в бюджете на лизинг средства поступают, как правило, в конце первого полугодия и не позволяют своевременно заключать договоры на поставку техники и вовремя ее завозить. Что касается лизингодателя, то региону необходимо иметь одного стратегического партнера, поскольку при лизинговой сделке речь идет о долгосрочном кредитовании и частая смена лизингодателя в конечном итоге может негативно отразиться на выполнении обязательств по возврату лизинговых платежей в бюджет Республики Дагестан. В качестве наиболее распространенной проблемы лизингополучателя выделяют высокие требования по гарантиям. Настораживает то, что из-за ограниченности предусмотренных форм гарантийных обязательств (получение техники по лизингу с предоставлением гарантий главным образом от районной администрации под соответствующий бюджет) не могут самостоятельно работать с лизингом и экономически благополучные, платежеспособные предприятия, обладающие ликвидным имуществом. В настоящее время ввиду большой задолженности перед Минфином Республики Дагестан многие районные администрации не в состоянии предоставить гарантии лизингодателю.
Назрела необходимость аккумулирования возвратных лизинговых платежей на определенном счете с целью их дальнейшего использования для проведения лизинговых операций в промышленности. Постоянное наличие на счете средств позволило бы производить авансовые платежи заводам-изготовителям и получать оборудование по цене на 10 - 15 % ниже рыночной.
К наиболее мощным инструментам воздействия на развитие регионального лизингового рынка, на наш взгляд, можно отнести создание региональными администрациями лизинговых компаний и финансирование их за счет средств бюджета регионов. Во-первых, участие государства гарантирует высокую управляемость создаваемой компании, создает предпочтение для частных соучастников в проекте в получении банковских кредитов. Во-вторых, существование лизинговой компании при участии администрации свидетельствует о заинтересованности региональных и муниципальных властей в развитии лизинга, что в итоге благоприятно влияет на создание условий для деятельности коммерческих компаний.
Однако лизинговых компаний в Республике Дагестан нет. В 2002 г. в соответствии с постановлением Госкомстата России № 123 от 16 октября всем лизинговым компаниям было предписано подать в Госкомстат России форму № 1 «Сведения о лизинговой деятельности в 2001 году». В этой форме нужно было указать общие сведения об организации, сумму расходов и выручку от реализации, перечислить договоры и указать их стоимость. Но Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан такого рода информацией не располагает. В настоящее время пополнение бюджета республики за счет лизинговых операций происходит только в части налоговых поступлений, получаемых от деятельности предприятий, которым удалось повысить технический уровень производства благодаря предоставленной государственной финансовой поддержке посредством лизинговых схем. Фактический же доход от лизинговых операций получает уполномоченный лизингодатель, работающий с бюджетными средствами и определяемый на конкурсной основе, т.е. эти доходы не увеличивают сумму средств республиканского бюджета Республики Дагестан, направляемых на формирование лизингового фонда.
Таким образом, несмотря на положительные сдвиги на региональном рынке лизинговых услуг в последние годы, для их эффективного развития остаются некоторые препятствия. На основе проведенного анализа развития лизингового инструментария для технического перевооружения предприятий Республики Дагестан и оценки источников инвестирования в основной капитал на базе лизинга нами предложены следующие организационно-экономические меры для формирования в республике развитой инфраструктуры рынка лизинга, обеспечивающей его эффективный рост.
Первоочередной мерой, на наш взгляд, является создание Дагестанской государственной лизинговой компании в форме ОАО, наделенной правами прямого получателя средств из республиканского бюджета.
На сегодняшний день представители лизингового бизнеса, пользующиеся государственной поддержкой, как правило, имеют небольшой капитал и не препятствуют созданию коммерческих лизинговых компаний, которые способны предоставить клиентам возможность заключить более крупные сделки. Более того, у региональных и муниципальных администраций мало оснований опасаться коммерческой конкуренции, поскольку лизинговые компании, пользующиеся государственной поддержкой, не являются для них существенным источником доходов. В связи с этим, государственная лизинговая компания может оказаться одним из наиболее перспективных и наименее затратных для администрации региона способов организации инвестиционного процесса и привлечения средств в бюджет.
Теоретически источниками финансирования лизинговых компаний могут выступить также банковские кредиты, кредиты поставщиков оборудования, собственный капитал, средства федерального и региональных бюджетов и прочие средства.(см. рис.).
Модель финансирования инвестиций в воспроизводство основных фондов предприятий
региона на базе лизинга
Анализ Закона Республики Дагестан «О государственной поддержке лизинговой деятельности в Республике Дагестан» показывает, что данный закон не содержит действенных норм, направленных на поддержку всего реального сектора экономики республики. Более того, закон не уточняет экономический механизм налоговой поддержки лизинга.
На наш взгляд, необходимо законодательно закрепить:
• освобождение от НДС (в сумме, зачисляемой в республиканский бюджет) лизинговых платежей;
• освобождение лизинговых компаний от налога на имущество в части, приходящейся на оборудование, сданное в лизинг;
• освобождение лизингополучателя от налога на прибыль в части, уплачиваемой от прибыли, получаемой в результате эксплуатации оборудования, полученного в лизинг.
Все эти налоговые льготы ввести на период действия договора лизинга и сохранять до полного становления в республике рынка лизинговых услуг.
Лизинговой отрасли региона не хватает хорошо подготовленных профессионалов в области лизинга, а лизинговый механизм не всегда понятен потенциальным лизингополучателям. Поэтому следовало бы разрабатывать обучающие программы и организовывать семинары. Основным препятствием для развития лизингового рынка остается низкая технологическая культура пользователей: они часто просто некомпетентны в вопросах экономической природы лизинга. Им необходимо демонстрировать положительные примеры - как лизинг помогает компаниям (поставщикам) развивать свой бизнес. С этой целью при государственной лизинговой компании следует создать постоянно действующий учебно-консультационный центр.
Реализация обозначенных мер, на наш взгляд, благоприятно повлияет на создание условий для успешного развития регионального рынка лизинговых услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вахитов Д.Р. Развитие лизинга в Российской Федерации в условиях рыночной экономики. Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2002. 188 с.
2. Газман В.Д. Анализ регионального законодательства по лизингу // Лизинг-курьер. 2000.№5(11). С. 13 - 17.
3. Дагестан-2005. Статистический сборник. Часть 1. Махачкала, 2006. 360 с.