Научная статья на тему 'Лизинг как действенный механизм обновления основных производственных фондов агропромышленного комплекса'

Лизинг как действенный механизм обновления основных производственных фондов агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубахин Алексей Максимович, Чиняков Сергей Николаевич

Проблема обновления основных производственных фондов и развития материально-технической базы наиболее остро стоит перед большинством российских предприятий агропромышленного комплекса. Однако часто предприятия не обладают достаточным объемом собственных средств. Выходом из сложившейся ситуации может послужить лизинг (финансовая аренда). Учитывая тяжелое финансовое положение сельхозтоваропроизводителей, а также высокие риски, присущие сельскому хозяйству, развитие лизинговых операций и увеличение объемов лизинга возможно только при государственной поддержке. В связи с чем и на федеральном уровне и на уровне отдельных субъектов осуществляется поддержка лизинговой деятельности. В данной статье рассматривается понятие лизинга, его экономическая сущность, формы и объемы государственной поддержки лизинга в АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубахин Алексей Максимович, Чиняков Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лизинг как действенный механизм обновления основных производственных фондов агропромышленного комплекса»

ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 339,187.62:338.436.33 A.M. Зубахин,

С.Н. Чиняков |

р

|

ЛИЗИНГ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ I

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, обеспечивающих продовольственную безопасность страны.

Сельскохозяйственное производство в нашей стране, по разным данным, на 60-70% располагается в зонах так называемого рискованного земледелия, различных почвенно-климатических зонах, где порой резко изменяющиеся климатические условия в течение вегетационного периода не позволяют из года в год получать устойчивые урожаи сельскохозяйственных культур. Иными словами, сельское хозяйство, а точнее растениеводство, очень сильно подвержено влиянию природно-климатических условий.

Вышеуказанная особенность сельскохозяйственного производства, в совокупности с уменьшением уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства, отсутствием адекватных механизмов регулирования аг-ропродовольственных рынков, приводящим к резким ценовым колебаниям на рынке сельскохозяйственной продукции и снижению рентабельности сельхоз-производства, характеризуют данную отрасль в глазах потенциальных инве-

сторов как наименее привлекательную и очень рискованную для инвестирования. И сложившаяся в последние десятилетия ситуация служит свидетельством этого.

Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства не превышает 4% их общего объема в экономику страны. Это в 4,5 раза меньше, чем в 1991 г. Экономическая ситуация на селе остается сложной: более трети сельскохозяйственных организаций убыточно. За чертой бедности находится свыше половины сельского населения, уровень занятости которого едва дотягивает до 68% [1].

Уровень рентабельности отрасли с учетом субсидий из всех бюджетов составляет в среднем 5-6%. В таких условиях в хозяйствах нет средств на обновление парка машин. Вследствие этого обеспеченность техникой сельхозпредприятий в регионах страны сокращается [2].

Снижается уровень технической оснащенности агропроизводства, из-за чего не используются значительные площади плодородной пашни; недостаточен уровень применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений [1].

Все эти негативные тенденции характерны для развития сельского хозяйства Алтайского края.

Для Алтайского края сельское хозяйство - одна из основных отраслей, исторически обусловившая агропромышленную специализацию края. Так, около половины жителей Алтайского края проживает в сельской местности, сельское хозяйство производит около 20% валового регионального продукта - общепризнанного индикатора социально-экономического развития регионов. По площади пашни и по площади, занимаемой зерновыми культурами, край превосходит все регионы РФ, входит в первую пятерку среди них по валовому объему производства зерна, молока, а также по численности крупного рогатого скота.

В последние годы отмечается снижение объема инвестиций в сельское хозяйство из федерального бюджета и региональных бюджетов. Их доля в общем объеме инвестиций в сельское хозяйство в последние годы составляет порядка 3-5%, в то время как за счет собственных источников сельхозпредприятий осуществляется свыше 80% инвестиций в сельское хозяйство.

В свою очередь собственные источники осуществления инвестиций в сельском хозяйстве в основном представлены лишь амортизационными отчислениями, сумма которых неуклонно снижается в связи с превышением выбытия основных средств по сравнению с их вводом в эксплуатацию, и их объемы, конечно же, недостаточны для осуществления расширенного воспроизводства. Обусловлена такая ситуация сложным финансовым положением большинства сельскохозяйственных предприятий: отсутствие или низкая норма прибыли не позволяют предприятиям достигать приемлемого уровня инвестиций.

В последние годы более широкое применение в качестве инвестиций получили кредиты, субсидированные за счет средств федеральных и региональных бюджетов, а также различные лизинговые программы.

И если кредиты, как правило, используются для пополнения оборотных средств, то лизинговый механизм активно применяется для пополнения машин-

но-тракторного парка, обновления технологического оборудования.

Как и любая другая финансовая сделка, лизинг сопряжен с определенной степенью риска для каждой из сторон лизинговых отношений. Тем не менее в России лизинг позволяет продавцам увеличить объем своих продаж, предоставляет лизингополучателям механизм приобретения крайне необходимых для них активов и через капиталовложения стимулирует экономику.

В соответствии с гл. 34 ГК РФ финансовая аренда (лизинг) является одной из разновидностей арендных правоотношений. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 665) определяет финансовую аренду следующим образом.

По договору финансовой аренды (договору лизинга) лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Лизингодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета лизинга и продавца. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

Учитывая тяжелое финансовое положение сельхозтоваропроизводителей, а также высокие риски, присущие сельскому хозяйству, развитие лизинговых операций и увеличение объемов лизинга возможны только при государственной поддержке, в связи с чем и на федеральном уровне, и на уровне отдельных субъектов осуществляется поддержка лизинговой деятельности. Поддержка лизинговой деятельности осуществляется различными способами: через создание лизинговых фондов, компенсацию части процентной ставки по привлеченным кредитам для лизинговых компаний.

Основополагающими нормативными актами, регулирующими лизинговые правоотношения на территории Российской Федерации, в настоящее время являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.98. № 164-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.01.2002 г. № 10-ФЗ,

от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 18.07.2005 г. № 90-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ, от 23.12.2003 г. N2 186-ФЗ). На территории Алтайского края лизинговая деятельность регулируется законом Алтайского края от 06.05.1999 г. № 17-ЗС «О поддержке лизинговой деятельности в отраслях реального сектора экономики Алтайского края» (в ред. от 31.12.2004 г. N2 68-ЗС, от 06.07.2006 г. № 61-ЗС) и постановлением администрации края № 253 «О формировании и использовании краевого лизингового фонда».

С 1994 г., когда было принято Постановление Правительства РФ от 16 июля 1994 г. № 686 «Об организации обеспечения АПК машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)», заложены основы обеспечения агропромышленного комплекса новой техникой и оборудованием на основе лизингового механизма. Проведение лизинговых операций Минсельхозпрод России поручил АО «Росагроснаб»,

На зарезервированные в федеральном бюджете средства Росагроснаб закупал сельскохозяйственную технику и предоставлял ее сельхозпроизводителям на условиях оплаты в рассрочку. В ходе работы по этой схеме лизинговых операций были освоены значительные объемы средств. Только в 1998-2001 гг., по данным Министерства финансов РФ, общий объем перечислений из федерального бюджета составил 11,4 млрд рублей. Практика работы по этой схеме организации лизинговых операций вызывала немало противоречивых суждений как среди самих участников лизинговых операций - лизинговых и страховых компаний, региональных администраций и федеральных министерств (прежде всего Минфина РФ), так и, что самое главное, среди самих сельхозтоваропроизводителей. Основными претензиями были слишком узкая номенклатура поставляемой техники, оборудования и крайне низкая возвратность платежей.

С 2002 г. лизингодателем по федеральному лизингу является ОАО «Росаг-ролизинг». Уставный капитал компании по состоянию на начало 2006 г. составляет 19,3 млрд рублей. Основным акционером общества является Министерство имущественных отношений Россий-

ской Федерации. Руководством предприятия проведены мероприятия по устранению основных противоречий: расширен ассортимент техники, были снижены проценты по лизингу, увеличен срок лизинговых договоров.

В Алтайском крае по федеральной лизинговой схеме работало ОАО «Ал-тайагропромснаб», которым за 1998-2004 гг. было поставлено в край свыше 1800 единиц техники на общую сумму около 1,5 млрд руб. В 2005 г. вследствие высокой кредиторской задолженности ОАО «Алтайагропромснаб» не смогло договориться о поставках техники по федеральному лизингу. С 2006 г. новым оператором по федеральному лизингу стало ООО «ССБ-лизинг». За первое полугодие 2006 г. по указанной схеме приобретено 74 единицы техники на общую сумму 145,4 млн руб.

Параллельно с федеральной Программой государственного лизинга во многих регионах страны действуют собственные лизинговые программы. В большинстве своем они аналогичны федеральным. Так, в конце 2001 г. постановлением администрации Алтайского края для создания надежного механизма целевого использования средств краевого бюджета, обеспечения возвратности выданных кредитов, аккумуляции средств на проведение лизинговых операций в Алтайском крае был создан краевой лизинговый фонд.

Краевой лизинговый фонд представляет собой обособленную часть финансовых ресурсов, предназначенных для целевого финансирования лизинговых операций в Алтайском крае. Эти средства поступают на увеличение уставного капитала коммерческого банка «Краевой коммерческий сибирский социальный банк», 99% акций которого принадлежит администрации Алтайского края.

Контроль за целевым использованием средств краевого лизингового фонда, а также определение приоритетов и согласование цены приобретаемого оборудования осуществляет наблюдательный совет краевого лизингового фонда, в состав которого входят представители органов исполнительной и законодательной власти Алтайского края, ООО «Сиб-соцбанк».

Как отмечалось ранее, принципы организации краевой лизинговой програм-

мы аналогичны федеральной. Однако, по мнению большинства специалистов, в краевой программе существует ряд отличительных особенностей, позволяющих говорить об ее более жестких условиях. К ним можно отнести более тщательный отбор лизингополучателей, основывающийся на детальном анализе их платежеспособности, а также более высокие требования к первоначальным платежам по приобретаемой технике (по федеральной программе они составляют не менее 7%, в то время как по краевой — не менее 10%).

По данным главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, всего за период 2002-2005 гг. за счет средств краевого лизингового фонда приобретено и передано в лизинг более 500 единиц техники на сумму около 450 млн рублей. Бюджетное финансирование фонда за 2002-2005 гг. составило 313 млн руб.

В первом полугодии 2006 г. из краевого бюджета с учетом сезонного характера расходов на сельское хозяйство осуществлено 100%-ное перечисление всех запланированных средств на лизинг сельскохозяйственной техники, что позволило за 6 месяцев текущего года направить на лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования 220,5 млн руб. Приобретено 230 единиц техники и оборудования.

Номенклатура приобретаемой техники и оборудования также в значительной мере была адаптирована под сезонные нужды сельского хозяйства - в частности, в апреле-мае текущего года приоритет был отдан посевной технике, в июне началось приобретение кормозаготовительной техники (жатки, косилки, пресс-подборщики), кормоуборочных комбайнов и молочного оборудования (танки-охладители).

Динамика развития краевой и федеральной лизинговой схемы в 2006 г. позволяет сделать вывод о формировании действенного механизма финансирования расходов по обновлению основных фондов АПК края. Однако развитие краевой и федеральной лизинговой схемы сдерживается целым рядом проблем.

В аграрном секторе в силу высокого уровня производственных рисков и финансовой неустойчивости развитие ли-

зинговых схем является более сложной задачей, чем в любой другой отрасли. Как мы уже отмечали ранее, российское сельское хозяйство характеризуется низкой доходностью и высокой долей убыточных предприятий, следствием чего является высокий риск неплатежеспособности сельхозпредприятий. Последствия неплатежей и существенного ограничения спроса на лизинг - потенциальная угроза банкротства сельхозпредприятий и изъятия техники. Снижение степени риска невыполнения сельхозтоваропроизводителем своих обязательств перед лизингодателем достигается повышением требований к залоговому обеспечению. Однако в распоряжении сельскохозяйственных предприятий

практически отсутствует полноценное залоговое имущество - сельхозтехника, объекты недвижимости, как правило, сильно устаревшие, морально и физически изношены и не имеют сколько-нибудь значимой стоимости.

Все эти сдерживающие факторы свидетельствуют о доступности инвестиционных ресурсов в форме лизинга только благополучным, а точнее финансово-устойчивым и платежеспособным сельхозтоваропроизводителям, которые составляют всего 10-20% от их общего числа, в то время как неблагополучные хозяйства практически не имеют шансов на участие в лизинговом механизме приобретения, обновления и модернизации основных средств. Выходом из сложившейся ситуации могут послужить гарантии и поручительства финансово-благополучных предприятий пищевой и перерабатывающих отраслей, агрохол-дингов или ФПГ, а также развитие системы страхования не только производственных, но и финансовых (коммерческих) рисков, которые позволят расширить круг потенциальных участников лизингового механизма приобретения, так необходимых в аграрном секторе активов.

В целом, несмотря на положительную динамику развития лизинговых механизмов за последние годы, следует отметить, что объемы выделяемых средств на развитие как федеральной, так и краевой программ не соответствуют действительным потребностям сельского хозяйства. Так, темпы обновления основных средств значительно от-

стают от темпов их выбытия, а сокращение технической оснащенности сельхозпредприятий края приводит к снижению качества проводимых агротехнических работ и к значительным простоям техники, затягивают сроки полевых работ и влияют на снижение валовых сборов. К тому же использование изношенной техники повышает расход топлива, требует поддержания в постоянной готовности ремонтных бригад и формирования резерва запасных частей. Все это усугубляет и без того тяжелое финансовое состояние сельхозтоваропроизводителей края.

Большинство ученых и практиков выступают за значительное увеличение объемов лизинга. Так, по мнению А. Михалева, для устойчивого удовлетворения потребности АПК в новой технике необходимо к 2006 г. увеличить уставный капитал ОАО «Росагролизинг» до 40 млрд рублей, что позволит данной государственной компании без дополнительного бюджетного финансирования успешно работать на средства от возвратных лизинговых платежей, которые ежегодно будут составлять около 8 млрд рублей [3].

При сохранении текущей ситуации ни о каком стабильном развитии сельского хозяйства в крае речи идти не может. Необходимо в ближайшее время решать вопросы обновления села новой

техникой, причем уровень обновления должен быть увеличен в несколько раз.

В 2006 г. в Алтайском крае принята краевая целевая программа «Техническое перевооружение сельскохозяйственного производства на 2006-2010 годы», которая предусматривает компенсацию приобретения техники и оборудования в размере до 20% от стоимости за счет средств краевого бюджета. В краевом бюджете на 2006 г. запланировано выделение около 120 млн руб. на эти цели, что позволит компенсировать приобретение техники на сумму около 700 млн руб. и создаст дополнительный стимул к обновлению основных фондов.

Библиографический список

1. Гордеев А. Повышать инвестиционную привлекательность сельского хозяйства / А. Гордеев // АПК: экономика, управление. 2006. N2 4. С. 2-4.

2. Лачуга Ю. Инновационно-инвестиционные механизмы для инженерно-технической сферы АПК / Ю. Лачуга // АПК: экономика, управление. 2005. № 6. С. 3-11.

3. Михалев А. Повышать технический и технологический уровни сельскохозяйственного производства / А. Михалев // АПК: управление, экономика. 2003. № 12. С. 3-7.

+ + 4-

УДК 330.142.21 1 И.В. Ковалева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ

В рамках производственно-экономической деятельности субъектов рынка непременно возникают две равно важные задачи: привлечения и распределения ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности.

Привлекаемые ресурсы состоят из четырех видов:

- акционерного капитала (ресурсов, получаемых на относительно неопределенный срок с условием выплаты возна-

граждения инвестору в виде дивидендов);

- ссудного капитала (ресурсов, получаемых у специализированных кредитно-финансовых институтов на основе срочности, возвратности и платности);

- кредиторской задолженности (ресурсов, получаемых у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.