Научная статья на тему 'Развитие и сохранение здоровья личности обучающихся в рамках реализации концепции природосообразного и культуросообразного образования'

Развитие и сохранение здоровья личности обучающихся в рамках реализации концепции природосообразного и культуросообразного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ПРИНЦИПЫ ПРИРОДОСООБРАЗНОГО И КУЛЬТУРОСООБРАЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И СОХРАНЕНИЕ ЕЕ ЗДОРОВЬЯ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / DEVELOPMENT AND PRESERVATION OF HEALTH OF STUDENTS’ PERSONALITY / CONCEPTION / CONCEPTS OF NATURE AND CULTURE CORRESPONDING EDUCATION / QUALITY OF TRAINING / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Ирина Юрьевна, Грицкевич Наталья Константиновна

Представлены основные положения, подходы и принципы развития и сохранения здоровья личности обучающихся в рамках реализации концепции природосообразного и культуросообразного образования. К ним относятся: развитие, саморазвитие личностного (интеллектуального, творческого и др.) потенциала обучающихся; сохранение их здоровья; повышение качества обучения и качества подготовки специалистов. Возможность и эффективность решения этих проблем в условиях природосообразного и культуросообразного образования теоретически обоснованы и подтверждены экспериментально исследованиями авторов и аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Ирина Юрьевна, Грицкевич Наталья Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT AND PRESERVATION OF HEALTH OF STUDENTS’ PERSONALITY WITHIN THE PROCESS OF REALIZATION OF THE CONCEPT OF NATURE AND CULTURE CORRESPONDING EDUCATION

The article deals with the main theses, approaches and concepts of development and preservation of health of students’ personality within the process of realization of the concept of nature and culture corresponding education. They are: development, self-development of personal (intellectual, creative and etc.) students’ potential; preservation of their health; improvement of training quality and quality of specialists training. The investigations of the authors and postgraduate students proved theoretically and confirmed experimentally the possibility and effectiveness of these problems-solving within nature and culture corresponding education.

Текст научной работы на тему «Развитие и сохранение здоровья личности обучающихся в рамках реализации концепции природосообразного и культуросообразного образования»

УДК 159.922

И. Ю. Соколова, Н. К. Грицкевич

РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРИРОДОСООБРАЗНОГО И КУЛЬТУРОСООБРАЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Представлены основные положения, подходы и принципы развития и сохранения здоровья личности обучающихся в рамках реализации концепции природосообразного и культуросообразного образования. К ним относятся: развитие, саморазвитие личностного (интеллектуального, творческого и др.) потенциала обучающихся; сохранение их здоровья; повышение качества обучения и качества подготовки специалистов. Возможность и эффективность решения этих проблем в условиях природосообразного и культуросообразного образования теоретически обоснованы и подтверждены экспериментально исследованиями авторов и аспирантов.

Ключевые слова: концепция, принципы природосообразного и культуросообразного образования, проблемы развития личности и сохранение ее здоровья, качество обучения.

На современном этапе модернизации российского образования наряду с применением компе-тентностного подхода важное значение, по нашему мнению, имеет решение трех взаимосвязанных проблем: развитие, саморазвитие личности обучающихся, сохранение их здоровья, повышение качества обучения, компетентности и качества подготовки специалистов в системах общего и профессионального образования. В свою очередь, это неразрывно связано с активностью личности в образовательном процессе, его эффективностью и реализацией основных положений и принципов концепции природосообразного и культуросообразного образования, представленной на рис. 1.

Рассмотрим основные положения разработанной концепции и значение их реализации в системах общего и профессионального образования.

Для реализации основных положений концепции природосообразного и культуросообразного образования в образовательном процессе необходимо, на наш взгляд, следующее:

1. Повышение психолого-педагогической квалификации в процессе подготовки учителей, преподавателей вузов и ссузов, магистрантов педагогических, технических и др. вузов к:

- решению трех взаимосвязанных проблем -развитие личности обучающихся, сохранение их здоровья, повышение качества обучения и подготовки специалистов, бакалавров, магистров в учебном процессе систем образования [1];

- реализации в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов основных положений и принципов концепции природосообразного и культуросообразного образования;

- обобщению учебной и внешней информации, ее структурированию, систематизации и представлению в основном по дедуктивному принципу - от общего к частному и, в случае необходимости, от частного к общему [2].

2. Оценка и обеспечение качества обучения выпускников общеобразовательных школ, качества

подготовки специалистов, бакалавров, магистров в системах профессионального образования как с позиций системного психолого-педагогического подхода (по развитию у школьников, студентов научного мировоззрения, интеллекта - различных интеллектуальных, творческих, профессиональных способностей и по сформированности психо-

Рис. 1. Концепция природосообразного и культуросообразного образования

логической готовности к деятельности в последующей образовательной системе или профессиональной сфере) при применении валидных и стандартизированных психологических, диагностических и специально разработанных педагогических тестов, так и с позиций компетентностного подхода (по сформированности, развитию у школьников, студентов компетенций и компетентностей) с использованием соответствующих средств контроля [3].

3. Реализация в системах общего и профессионального образования положений и принципов концепции природосообразного и культуросообразного образования осуществляется посредством разработки и применения дидактических, программно-методических средств (электронных образовательных ресурсов) и информационных технологий обучения [4].

4. Решение трех взаимосвязанных проблем - сохранение здоровья и развитие личности обучающихся, качества обучения, качества подготовки специалистов в условиях природосообразного и культуросообразного образования обеспечивается при создании и реализации в образовательном процессе трех групп психолого-педагогических технологий обучения - исследования, проектирования, организации процесса обучения (взаимодействия), а также при применении в учебном процессе специально разработанных, разнообразных дидактических, программно-методических средств обучения [5].

5. Теоретическим основанием при разработке трех групп психолого-педагогических технологий обучения являются сформулированные принципы системного психолого-педагогического подхода, представленные в таблице 1, в сопоставлении с принципами личностно-развивающего профессионального образования Э. Ф. Зеера.

Таблица 1

Сопоставление принципов системного психологопедагогического подхода к подготовке специалистов И. Ю. Соколовой [6] и личностно-развивающего образования Э. Ф. Зеера [7]

4. Личностно ориентированное и совместное в группах-диадах, малых группах образование 4. Сочетания автономности с коллективными формами образования

5. Обеспечение качества обучения, качества подготовки специалистов,развития и сохранения здоровья личности в образовательных системах 5. Соразвития личности, образования и деятельности

6. Реализации в образовательном процессе основных психологических концепций обучения

7. Принципы сохранения здоровья личности в системах общего и профессионального образования

Как видим, пять из этих принципов согласуются между собой. Но, по-нашему мнению, развитие способностей и сохранение здоровья обучающихся требуют реализации в учебном процессе:

- психологических концепций обучения - обучение на основе принципа высокого уровня трудности, развитие психических познавательных процессов, в т. ч. при общении, образного и пространственного мышления, дедуктивно-индуктивного мышления с преимуществом первого, проблемное обучение, формирование системного знания [8];

- принципов сохранения здоровья личности, здо-ровьесбережения - следования законам развития природы, мироздания [9]; гармонии с окружающей средой; гармонии телесной, душевной и духовной природы человека; поисковой активности; аксиологический (ценностные ориентации); самореализации, самоактуализации; самоиндефикации [10].

Цель природосообразного обучения и образования - обучение с учетом возрастных психофизиологических особенностей, сензитивных периодов развития личности при одновременном развитии функций полушарий головного мозга, что является основанием для эффективного развития психических познавательных процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, на основе которых, в свою очередь, развиваются разные способности, таланты, личностный потенциал в целом.

Принципы природосообразного обучения и значение их реализации в системах общего и профессионального образования:

1) обучение с учетом возрастных психофизиологических особенностей и сензитивных периодов развития личности (сензитивным периодом для развития воображения, фантазии является возраст 5-7 лет; логического мышления - 10-13 лет; оперирование понятиями - 12-14 лет; личности в целом - 18-20 лет), что обеспечивает активную, а непассивную позицию учащихся в образовательном процессе и, в свою очередь, способствует сохранению здоровья школьников, студентов [11];

Принципы системного психоло-го-педагогического подхода к обучению, подготовке специалистов Принципы личностноразвивающего профессионального образования

1. Гуманизации образования 1. Гуманистической направленности

2. Образование в соответствии со склонностями личности к предметной, профессиональной деятельности 2. Вариативности образования

3. Развития и саморазвития личности в образовательном процессе 3. Центрации образования на развитии и саморазвитии личности

2) одновременное развитие функций правого и левого полушарий головного мозга обучающихся - школьников, студентов в образовательном процессе, что обеспечивается за счет перевода учебной и иной информации с одного из трех языков познания (чувственно-сенсорный, представ-ленческий или образный, речемыслительный) на два других. Это особенно важно осуществлять в дошкольных учреждениях и начальной школе, а в средних и старших классах необходим перевод информации с языка образов на язык знаков, символов и, наоборот, реализующийся при решении задач по геометрии, стереометрии. В свою очередь, это способствует развитию функций полушарий головного мозга и, соответственно, развитию потенциала мыслителя и творческой личности обучающихся [12];

3) обучение с учетом когнитивных (индивидуальных) стилей познавательной деятельности (импульсивность - рефлексивность, аналитичность -синтетичность, высокая - низкая дифференциация, высокая - низкая ассоциативность, полезависи-мость - поленезависимость, конкретность - абстрактность и др.), способствующее развитию доминирующих полюсов когнитивных стилей, но противоположных эффективности учебного процесса, подразумевающей достижение результатов при меньших временных и энергетических затратах учащихся [13];

4) обучение школьников, студентов в соответствии с их склонностями к предметной, профессиональной деятельности способствует формированию мотивации к учебной, будущей профессиональной деятельности, развитию творческих, профессиональных и др. способностей [14];

5) представление учебной и иной информации как в знаковой, концептуальной, так и в обобщенной форме в виде информационно-логических, структурно-логических схем и в основном по дедуктивному принципу - от общего к частному, что обеспечивает эффективность восприятия информации обладателями разных свойств нервной системы, активизацию и эффективность познавательной деятельности, учебного процесса в целом [5],

6) дидактические принципы: наглядности; доступности и посильности обучения; связи обучения с жизнью. Их реализация в учебном процессе способствует эффективности восприятия и переработки информации, мотивации обучения.

Как же организовать образовательный процесс в соответствии с этими принципами, принимая во внимание развитие, достижения наук о человеке: физиологии, психофизиологии, психологии? При этом прежде всего обратимся к трем сторонам познания (см. табл. 2).

Таблица 2

Возрастные особенности развития познания

Три стороны познания и особенности их развития

чувственно-сенсорное I представлен-ческое или образное речемыслительное

Их развитие связано с развитием функций правого полушария (Пп) головного мозга (ГМ) Их развитие связано с развитием левого полушария (Лп) ГМ

Зрительное, образное, пространственное представление, воображение, музыка Чтение, счет, логика, речь

Пп связано с чувствами, сенсорикой и обращает человека в прошлое Лп связано с моторикой и обращает человека в будущее

Развитие, созревание физиологических функций Пп и Лп головного мозга и развивающихся на их основе психических функций происходит неравномерно, гетерохронно, что определяет возрастные особенности и сензитивные периоды развития психических функций - воображения, фантазии (5-7 лет), логического мышления (10-13 лет), оперирование понятиями (12-14), развитие личности в целом (18-20 лет)

Установлены три оси биологического созревания и психического развития структур ГМ (подкорковых и коры) - вертикальная, задне-передняя и латеральная, что необходимо учитывать особенно в процессе обучения дошкольников и младших школьников. В 6-6,5 лет мозг ребенка созрел к учебной деятельности в школе, в целом мозг человека созревает к 18 годам

Культуросообразное и открытое образование направлено в большей мере на формирование мировоззрения и сознания учащихся, развитие их интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей, актуализацию личностного потенциала, обеспечение качества обучения, подготовки специалистов.

Цель - освоение в процессе обучения школьниками, студентами культурного наследия разных областей науки, искусства и развитие на этой основе личности (ее мировоззрения, сознания, интеллекта, личностного потенциала в целом, компетенций, компетентностей) и сохранение здоровья в системах общего и профессионального образования.

Принципы культуросообразного образования, их значение в рамках реализации ФГОС нового поколения:

1) самопознание с использованием психологических тестов личностных, интеллектуальных и др. является основанием развития, саморазвития, самообразования личности учащихся в учебном процессе школ и систем профессионального образования [15];

2) реализация в учебном процессе психологических концепций обучения (обучение на основе принципа высокого уровня трудности, развитие психических познавательных процессов, развитие

образного и пространственного мышления, дедуктивно-индуктивного мышления с преимуществом дедуктивного, проблемное обучение, формирование системного знания) является теоретическим основанием развития интеллектуальных, творческих, профессиональных и др. способностей учащихся [16];

3) обобщение, систематизация учебной информации педагогами, представление ее виде СЛС и в основном от общего к частному способствует эффективности ее восприятия учащимися, обладателями разных свойств нервной системы, активизации психических познавательных процессов, познавательной деятельности в целом [2];

4) реализация принципов здоровьесбережения способствует формированию культуры здоровья учащихся и сохранению их здоровья, если образовательный процесс направлен на развитие у обучающихся мировоззрения, сознания, их активную самостоятельную познавательную деятельность проектно-исследовательскую и творческую [5];

5) дидактические принципы - научности, последовательности и системности, сознательности и творческой активности, связи обучения

с жизнью, их реализация способствует формированию мировоззрения учащихся и системного знания, развитию сознания, интеллектуального и творческого потенциала, мотивации обучения и направленности на решение значимых в жизни личности проблем.

Результаты исследований авторов и аспирантов свидетельствуют о том, что даже частичная реализация принципов природосообразного и культуросообразного обучения в школе, вузе способствует развитию личностного потенциала обучающихся, повышению эффективности образовательного процесса при освоении естественно-научных [2, 10,

12, 14, 17, 18, 27], гуманитарных [4, 19, 24], социально-экономических [10, 13, 20, 23] и технических дисциплин [1, 8, 17], активизации и эффективности познавательной деятельности школьников [5, 14, 17, 19, 21, 22], студентов [2, 4, 9, 15, 24,

25, 26], эффективности учебного процесса в целом [6, 11, 15, 18, 22]. В свою очередь, это обеспечивает экологичность образовательного процесса, сохранение здоровья школьников и студентов и создание условий для всестороннего развития личности обучающегося.

Список литературы

1. Грицкевич Н. К. Повышение профессиональной компетентности педагогов с использованием «электронного кейса» // XXI столетие: актуальные проблемы теории и практики психологии, связей с общественностью, рекламы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Томск, 2011. С. 53-58.

2. Грицкевич Н. К. Структурированные формы электронных средств обучения в системе вузовского и послевузовского образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 7 (85). С. 118-121.

3. Кузнецова Т. В. Проектно-исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников // Научно-педагогическое обозрение. Вып.1. Томск, 2013. С. 63-69.

4. Грицкевич Н. К. «Электронный кейс» как средство подготовки и самоподготовки педагогов с использованием компьютерных технологий // Известия Волгоградского гос. техн. ун-та. № 5 (43). Волгоград, 2008. С. 34-37.

5. Овчинникова Ю. В., Гычев А. В., Грицкевич Н. К. Психолого-педагогические средства развития творческих способностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 6 (121). С. 183-189.

6. Соколова И. Ю. Потенциальные возможности личности и их развитие в системе непрерывного образования // Журнал «Социальный психолог». Ярославль - Москва, 2008. N 22 (16). С. 93-97.

7. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург, 2006. 170 с.

8. Гиль Л. Б. Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза в процессе математической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2010. 23 с.

9. Соколова И. Ю., Терехина Л. А. Принципы здоровьесбережения как основа формирования культуры здоровья субъектов образовательного процесса в техническом вузе // Сб. трудов Х Всерос. конф. «Наука и образование». Томск: ТГПУ, 2006. С. 274-278.

10. Овчинникова Ю. В., Гычев А. В., Грицкевич Н. К. Взаимосвязь карьерных ориентаций и структуры ценностей у студентов факультета экономики и управления // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 6 (134). С. 152-156.

11. Буравлева Н. А., Грицкевич Н. К., Игловская Н. В. Инклюзивное образование: первый опыт и проблемы // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Вып. 3 (6). Тольятти, 2011. С. 60-63.

12. Степанченко Ю. В. Подготовка педагогов к формированию у школьников естественно-научного знания на основе биосфероцентрического подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2007. 22 с.

13. Яхонтов С. В., Грицкевич Н. К., Шалагина Л. Ш. Адаптивный потенциал и полушарные асимметрии младших школьников. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2006. 145 с.

14. Соколова И. Ю., Андриенко А. Б. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей первокурсников с успешностью их обучения в школе и вузе // Сибирский психологический журнал. 1997. Вып. 5. С. 96-97.

15. Яхонтов С. В., Грицкевич Н. К., Янковская И. В., Шалагина Л. Ш. Особенности адаптации функционально ослабленных детей к учебному

процессу // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2003. Вып. 3 (35). С. 100-104.

16. Соколова И. Ю. Педагогическая психология. Томск: Изд-во ТПУ, 2011. 332 с.

17. Соколова И. Ю. Психологические основы технологий подготовки специалистов в техническом вузе: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1997. 35 с.

18. Грицкевич Н. К. Подготовка учителей к исследованию адаптивного потенциала младших школьников с использованием компьютерных технологий: автореф. дис. . канд. пед. наук. Томск, 2005. 23 с.

19. Мишенина Л. С. Личностно-ориентированная система активизации познавательной и исследовательской деятельности школьников 5-9 классов (на примере литературы): автореф. дис. . канд. пед. наук. Томск, 2005. 21с.

20. Сухова А. С., Селезнева И. Г., Грицкевич Н. К. Технологии активизации латерального мышления в правовом обучении // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 11 (89). С. 98-103.

21. Грицкевич Н. К. «Электронный кейс» как средство подготовки учителей к оценке адаптивного потенциала младших школьников с использованием компьютерных технологий / Проблемы модернизации общего и профессионального образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. С. 87-89.

22. Грицкевич Н. К., Грицкевич Ю. Н. Учет адаптивного потенциала ребенка при определении готовности к школе и успеваемости; материалы XI Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». Т. 3. Педагогика, психология, физическая культура и спорт. Ч. 1. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2007. С. 28-34.

23. Соколова И. Ю., Андриенко А. В. Развитие личности в образовательном процессе школы и вуза // Вестник интегративной психологии. Ярославль, Москва, 2009. Вып. 7. С. 165-167.

24. Зюбанов В. Ю. Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе иноязычной подготовки на основе компьютерного комплекса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2007. 22 с.

25. Салосина И. В. Формирование профессиональной текстовой компетентности будущих педагогов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2007. 22 с.

26. Тарбокова Т. В. Дидактическая система познавательной самостоятельности как средство эффективности математической подготовки студентов технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2008. 23 с.

27. Ульянова Н. В. Педагогические условия формирования экологической культуры школьников 5-11 классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2007. 22 с.

Соколова И. Ю., доктор педагогических наук.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: sokolira@sibmail.com

Грицкевич Н. К., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: grickewichnk@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 15.11.2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. Y. Sokolova, N. K. Grickevich

THE DEVELOPMENT AND PRESERVATION OF HEALTH OF STUDENTS’ PERSONALITY WITHIN THE PROCESS OF REALIZATION OF THE CONCEPT OF NATURE AND CULTURE CORRESPONDING EDUCATION

The article deals with the main theses, approaches and concepts of development and preservation of health of students’ personality within the process of realization of the concept of nature and culture corresponding education.

They are: development, self-development of personal (intellectual, creative and etc.) students’ potential; preservation of their health; improvement of training quality and quality of specialists training. The investigations of the authors and postgraduate students proved theoretically and confirmed experimentally the possibility and effectiveness of these problems-solving within nature and culture corresponding education.

Key words: conception, concepts of nature and culture corresponding education, development and preservation of health of students 'personality, quality of training, education.

References

1. Gritskevich N. K. Updating of teachers’ professional competence with the help of “electronic case” / XXI century: actual problems of theoretical and practical psychology, public relations, advertisement: Collection of works of X All-Russian scientific and practical conference. Tomsk, 2011. P 53-58. (in Russian).

2. Gritskevich N. K. Structured forms of electronic means of teaching in the undergraduate and postgraduate education system. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, vol 7 (85). Pedagogics. pp. 118-121 (in Russian).

3. Kuznetsova T. V. Design and research activities as a way of forming universal educational action younger school students. Scientific and pedagogical review, Tomsk, 2013, no. 1, pp. 63-69 (in Russian).

4. Gritskevich N. K. “Electronic case” as a method of teachers’ training and self-paced training with the help of computer technologies / News of the Volgograd technical university. New educational systems and technologies in university training, Volgograd, 2008, no. 5 (43), pp. 34-37 (in Russian).

5. Ovchinnikova U. V., Gychev A. V., Gritskevich N. K. Psychological and pedagogical means for development of creative abilities of adolescents at institutions of extended education for children. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, vol. 56 (121), pp.183-189 (in Russian).

6. Sokolova I. U. Potential opportunities of a person and their development in the system of continuous education / Magazine “Socialpsychologist". Yaroslavl-Moscow, 2008, no. 22 (16), pp. 93-97 (in Russian).

7. Zeer E. F. Personal developing professional education. Ekaterinburg, 2006. 170 p. (in Russian).

8. Gil L. B. The development of intellectual skills and abilities for technical university students’ self-development in the process of mathematical training. Abstract of thesis cand. ped. sci. Tomsk, 2010. 23 p. (in Russian).

9. Sokolova I. U., Terehina L. A. Principles of health preservation as a basis of foundation of health culture among subjects of educational process in technical university. Collection of works of X All-Russian conference “Science and education". Tomsk, 2006. pp. 274-278 (in Russian).

10. Ovchinnikova U. V., Gichev A. V., Gritskevich N. K. The correlation between the career orientations and the structure of personality values of the students of faculties of economics and management. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 6 (134), pp. 152-156 (in Russian).

11. Buravleva N. A., Gritskevich N. K., Iglovskaya N. V. Inclusive education: the first experience and problems / Vector of science of Tolyatti state university. Number 3 (6). Pedagogics, psychology. Tolyatti, 2011, pp. 60-63 (in Russian).

12. Stepanchenko U. V. Training teachers for the formation of students’ scientific knowledge based on biosphere-central approach. Abstract of thesis of cand. ped. sci. Tomsk, 2007. 22 p. (in Russian).

13. Yahontov S. V., Gritskevich N. K., Shalagina L. Sh. Adaptive potential and hemisphere asymmetry of younger school students. Tomsk, TSPU Publ., 2006. 145 p. (in Russian).

14. Sokolova I. U., Andrienko A. B. Interaction between individual and psychological peculiarities of the first-year students and their success in training at school and university. Siberian psychological magazine, 1997, part 5, pp. 96-97 (in Russian).

15. Yahontov S. V., Gritskevich N. K., Yankovskaya I. V., Shalagina L. Sh. Peculiarities of functionally weakened children’s adaptation to educational process. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2003, vol. 3 (35), pp. 100-104 (in Russian).

16. Sokolova I. U. Pedagogical Psychology. Tomsk, TPU Publ., 2011. 332 p. (in Russian).

17. Sokolova I. U. Personal development in the process of school and university education. Integrative Psychology Bulletin. Yaroslavl-Moscow, 2009, no. 7, pp. 165-167 (in Russian).

18. Gritskevich N. K. Teachers’ training to the investigation of adaptive potential of younger school students with the help of computer technologies. Abstract of thesis of cand. ped. sci. Tomsk, 2005. 23 p. (in Russian).

19. Mishenina L. S. Personally focused system of activization of cognitive and research activity of school students of 5-9 classes (on the examples of literature). Abstract of thesis of cand. ped. sci. Tomsk, 2005. 21 p. (in Russian).

20. Suhova A. S., Selezneva I. G., Gritskevich N. K. Technology activization laterial thinking in legal training. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, vol. 11 (89). Psychology, pp. 108-113 (in Russian).

21. Gritskevich N. K. «Electronic case» as a means of training teachers for assessing adaptive capacity of younger school students with the help of computer technologies. Problems of modernization of general and vocational education: Collection of works of All-Russian scientific-practical conference. Tomsk, TSPU Publ., 2005, pp. 87-89 (in Russian).

22. Gritskevich N. K., Gritskevich U. N. The accounting of adaptive potential of the child at determination of readiness for school and progress. Collection of works of XI All-Russian conference of students, post-graduate students and young scientists “Science and education”. Part 3 Pedagogics, psychology, physical culture and sport. Part 1. Tomsk, TSPU Publ., 2007, pp. 28-34 (in Russian).

23. Sokolova I. U., Andrienko A. B. Personal development in the process of school and university education. Integrative Psychology Bulletin. Yaroslavl-Moscow, 2009, no 7, pp. 165-167 (in Russian).

24. Zyubanov V. U. Activization of students’ cognitive activity in the process of foreign-language preparation on the basis of computer complex. Abstract of thesis of cand. ped. sci. Tomsk, 2007. 22 p. (in Russian).

25. Salosina I. V. Formation of professional textual competence of future teachers at the University. Abstract of thesis of cand. ped. sci. Tomsk, 2007. 22 p. (in Russian).

26. Tarbokova T. V. Didactic system of cognitive independence as a means of efficiency mathematical preparation of students in technical university. Abstract of thesis of cand. ped. sci. Novokuznetsk, 2008. 23 p. (in Russian).

27. Ulyanova N. V. Pedagogical circumstances for formation ecological culture of school students of 5-11 classes. Abstract of thesis of cand. of ped. sci. Tomsk, 2007. 22 p. (in Russian).

Sokolova I. Y.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: sokolira@sibmail.com

Grickevich N. K.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: grickewichnk@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.