школы освещается и районными средствами массовой информации. Это статьи о школьных делах, о лучших учащихся школы, об учителях. Неоднократно публиковались статьи директора школы о жизни школы, перспективах её развития. Принцип информированности реализуется и через участие представителей преподавательского состава школы в законотворческой деятельности районного и местного самоуправления.
Стараясь повысить социальную активность учащихся, научить их не быть безразличными, увидеть и попробовать решить проблемы не только школы, но и окружающего социума, мы стареемся вынести нашу деятельность за пределы школы. Активно сотрудничаем с органами местного самоуправления, проводим совместные акции по уборке территории, озеленению поселка. Это, как правило, Акты добровольцев, однако участие в них школьников составляет 80 - 90% от общего числа школьников, проживающих в п. Головтеево. Несколько лет старшеклассники и члены экологического кружка «бьют» тревогу об отсутствии очистных сооружений в поселке. Этой проблемой Совет старшеклассников занимался в рамках социального проекта «Я - гражданин России», обращался с письмами к Губернатору области, в комитет природных ресурсов, в экологические организации. Решение подобных проблем объединяет учащихся с педагогами, родителями, общественностью. Через разнообразные виды совместной деятельности вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
С 2006 года школа реализует проект «Информатизация системы образования» по использования информационно - коммуникационных технологий в воспитательном процессе сельской школы. На основе информационных технологий идет обобщение и систематизация опыта работы классных коллективов. В марте в рамках общешкольного коллективного дела «Летопись нашего класса» состоялась защита созданных презентаций.
Система дополнительного образования является одной их важных составляющих воспитательной работы. Все кружки работают по утвержденным программам в тесном контакте с общешкольным планом воспитательной работы, планом работы Центра внешкольной работы г. Малоярославца. Всего за 2004-2007 гг на базе школы реализовывается 16 программ дополнительного образования. Помимо кружков и секций на базе школы 10% учащихся посещают ДЮСШ, Школу искусств, Художественную школу г. Малоярославца. Ежегодно члены кружков участвуют в районном и областном конкурсах Космического фестиваля, районном Фестивале детского творчества.
Еще одна «педагогическая находка» коллектива -это проект «Образовательный туризм». Основная цель-расширения кругозора учащихся, формирования общекультурных и коммуникативных навыков, расширения социокультурного пространства школы, во внеурочной деятельности. Ежегодно для школьников организуются экскурсионные поездки, в ходе которых учащиеся 1-11 классов имеют возможность неоднократно посетить музеи и театры Калужской области, г. Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Поддержка данного проекта со стороны социальных партнеров (материальная, организационная, информационная и т.п.) позволяет ученикам знакомиться с новыми культурными и истори-
ческими местами, достижениями науки и техники, учиться воспринимать и понимать. Не это ли дополнительный источник знаний в рамках медиаобразования?
Во внеурочной деятельности школа активно взаимодействует с самыми разнообразными организациями, предприятиями, учреждениями: домом культуры п,Головтеево, детским садом, предприятием «Калужская птицефабрика», расположенном в п.Головтеево, медицинским пунктом, органами местного самоуправления. Редакция школьной газеты перенимает опыт у корреспондентов районных СМИ. В рамках профилактической работы сучащимися и семьями школа тесно сотрудничает с инспекцией по делам несовершеннолетних, отделом пропаганды ГИБДД, железнодорожной милиции, районной больницей, Детчинским центром образования,
Каждый день приносит нам новые методики работы в рамках медиаобразования. Сельская библиотека. Сегодня это не самый востребованный информационный ресурс. Но здесь созданы и активно работают кружки по интересам, здесь собираются люди разных поколений для того, чтобы вспомнить «как это было...». В результате таких встреч рождаются учебные исследовательские проекты, ученики изучают историю своего края, «славные биографии».
Еще один пример. В фойе сельской администрации поставили стол и разложили местную прессу. Здесь же почта, Дом культуры и тд. Статьи из газет становятся поводом для размышлений. Дети разных возрастов прислушиваются к мнениям взрослых. Затем темы, которые их взволновали, мы обсуждаем в школе, все вместе.
Социальное партнерство с различными организациями позволяет ученикам и учителям участвовать в различных конференциях. В нашем понимании, медиаобразование должно предоставить возможность обучаться на примере сверстников. Поэтому, мы учим наших школьников не только выступать с результатами исследований, но и обсуждаем выступления и ответы на вопросы других участников конференций и чтений.
О том, что мы на правильном пути говорят некоторые достижения коллектива и учеников школы. За последние пять лет Ерденевская средняя общеобразовательная школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНП «Образование» - 2007, областного конкурса «Лучшая школа Калужской области», участником Всероссийского конкурса инновационных разработок, в 2006 году победителем Всероссийской выставки за организацию и проведение исследовательской работы на учебно-опытном участке. Школа награждена золотыми кубками, а педагоги и ученики-участники выставки - дипломами ВВЦ,
С 2007 года школа участвует в эксперименте по преподаванию химии в 8 классе на основе интеграции содержания предмета с формированием медиаобра-зовательных умений. По данной теме на базе школы создан и активно работает региональный ресурсный центр. Ученики школы стали призерами и дипломантами конкурсов «Первые шаги в науку», «Юность. Наука. Культура», «Интеллект будущего», чтений памяти В.А.Юдина, А.Л.Чижевского, Всероссийского фестиваля школьной прессы, Комплекса образовательных мероприятий “Молодое поколение за эколого-эконо-
мическую безопасность". Ученик школы С.Баранов стал победителем конкурса исследовательских работ, проводимого РХТУ и посвященного 175-летию Д.И.Менделеева, А.Филькина - лауреатом областной премии имени К.Э.Циолковского.
Грамотное использование медиобразовательных возможностей социальных партнеров села приобщает ребенка к самостоятельности, творчеству, положительно будет влиять на развитие речевых процессов, интеллектуальной активности и способствовать положительному эмоциональному настрою. Со временем приобретутся способности к восприятию и аргументированной оценке различной информации, самостоятельности суждений, критичности мышления, эстетического вкуса школьников.
Литература
1. Гладик В. А. Образовательная программа «Учимся управлять вместе: управляющий совет школы как школа гражданской компетентности» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010.- №1.
2. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения //Инновационные проекты и программы в образова-НИИ.-2008.- №1.
3. Лазарев B.C. Инновационная деятельность учителя // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №3.
4. Мазуренко Т.Б., Павлюк Ю.Н., Проскурин А.В. Проект «ШКОЛА - ЗДОРОВЬЕ - ГАРМОНИЯ - ЖИЗНЬ». // Инновационные проекты и программы в образовании. -2009. - №4.
5. Мустафин Д.М. О проведении конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы // Инновационные проекты и программы в образовании - 2008.- №4.
6. Петрикевич И.О. Повышение мотивации учащихся к изучению классических языков программирования в курсе «Информатика» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008.- №4.
7. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» //. Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - №4.
В статье рассматриваются особенности организации работы с умственно отсталыми детьми в детском саду. Раскрываются цели, задачи, принципы диагностики, направления коррекционно-развивающей работы. Представлена модель выпускника группы умственно отсталых детей.
Лере-Планд Альбина Николаевна
заведующая
Центр развития ребенка - детский сад № 12 г. Александров, Владимирская область [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ
Как организовать работу группы умственно отсталых детей в детском саду?
Ключевые слова: умственно отсталые дети; диагностика; коррекционно-развивающее обучение; модель выпускника.
Дети с проблемами в развитии - обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. У нас в детском саду воспитываются умственно- отсталые дети. Учреждения с такими группами призваны выполнять следующие задачи:
- обеспечение права ребенка с нарушением в развитии на получение коррекционной помощи;
- защита ребенка с нарушением в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;
- сохранение единого образовательного пространства в ДОУ;
- обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогиче-ского воздействия;
- обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррек-ционно-развивающих технологий;
- обеспечение материально-технической базы ДОУ с учетом характера и структуры нарушений в развитии ребенка.
Основными целями ДОУ со спецгруппами являются: создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств. Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы предполагают комплекс мер, направленных на всестороннее развитие личности, на сглаживание различных недостатков психики умственно отсталых дошкольников, усугубляющих их интеллектуальную, физическую и социальную несостоятельность.
Основная задача групп для умственно отсталых детей - обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и
предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В нашем ДОУ функционируют три группы для умственно отсталых детей. Группы разновозрастные, смешанные (от 3 до 8 лет), круглосуточные. Дети поступают к нам по решению областной ПМПК и, конечно, с согласия родителей.
Особенностью поступающих детей является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У всех поступающих детей отмечается отклонение в приеме и переработке информации, Некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые. Общее у наших детей - это стойкое необратимое нарушение интеллектуального и психического развития.
ПМПК выявляет отклонения в развитии, определяет их характер и выбирает оптимальный образовательный маршрут ребенка.
Дети поступают к нам с направлением и определенным диагнозом. При поступлении детей в ДОУ мы проводим стартовое психолого-педагогическое обследование детей.
Прежде всего, знакомимся с заключением ПМПК:
- медицинскими картами, т.к. изучение медицинской документации является важным методом диагностики, и это помогает понять причины и характер интеллектуальной недостаточности;
- с педагогической характеристикой (если ребенок из другого детского сада).
Основная роль при проведении диагностики отводится дефектологу. Он диагностирует: речевое, познавательное, социальное развитие, игру. В своей работе использует специальную диагностику Е.А. Стребеле-вой и Е.А. Екжановой. Затем к диагностике подключаются специалисты: психолог, руководитель по физ-воспитанию, музыкальный руководитель. Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребенка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.
Результаты диагностики обобщаются и заносятся в «Диагностико-эволюционную карту». На основании этих результатов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляем по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Особенность этой программы: материал в ней распределен по4 этапам обучения. Сроки работы по каждому этапу предлагаются ориентировочные и могут быть: от бмес. до 1 года; от 1 года до 1,5 лет; от 1,5 года.
Мы жестко не привязываемся к годам обучения, с определением конкретных сроков ее выполнения, как это принято для нормально развивающихся детей.
Перевод на следующий этап обучения производится лишь после усвоения программы следующего этапа.
В нашей Программе для детей с нарушением интеллекта выделен специальный раздел «Социальное
развитие», который подготавливает ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде.
Основополагающим содержанием этого раздела является формирование сотрудничества ребенка с взрослым.
Особенность Программы также предполагает и специальный режим дня, учебный план, сетку занятий.
Учебный план определяет содержание коррекционного обучения:
- базисные компоненты коррекционного обучения;
- содержание коррекционной работы вне занятий;
- распределение занятий между специалистами.
Дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, обучению грамоте) и игре.
Задача дефектолога - обучить детей способам действия по самообслуживанию, по обследованию предметов и объектов. Воспитатели организуют практическую деятельность детей.
Сетку занятий строим на основе учебного плана с учетом возраста, соблюдения санитарных норм, быстрой утомляемостью детей, равномерного распределения умственной, двигательной активности и отдыха.
Если дефектолог проводит занятия с 1 подгруппой по математике, - воспитатель со 2 подгруппой детей -ИЗО. Через перерыв идет смена занятий, т.е. воспитатель и дефектолог проводят занятия параллельно. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Каждое занятие представляет собой комплекс познавательной деятельности, речи, моторики, различных видов гимнастики.
Некоторые задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности. Примером могут служить занятия по музыкальному и физическому воспитанию. Но, используя основы диагностических данных, занятия обогащаются коррекци-онно-развивающими заданиями.
В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия. С детьми проводится целая система коррекционных занятий-упражнений, направленных на:
- привитие КГН и навыков самообслуживания;
- на развитие интереса к окружающему, через предметную, игровую, изобразительную, конструктивную и трудовую деятельность;
- на формирование всех психических процессов;
- на развитие сенсо-моторных навыков;
- на формирование речевого общения, исправления недостатков речевого развития.
Для успешного проведения коррекционного процесса в ДОУ создана коррекционная среда, которая подразумевает совокупность условий:
- щадящий охранительный режим;
- увеличение длительности прогулок детей на свежем воздухе;
- увеличение длительности дневного сна;
- разработка для каждой группы содержания режима дня;
- пересмотр организации физкультурного воспитания детей. Занятия по физическому воспитанию носят игро-
вой характер, в них включаются игры , направленные на развитие внимания памяти, произвольности движений, самоконтроля и коррекцию личностных нарушений.
Организация коррекционной работы, коррекционной среды невозможна без общего руководства, которое включает в себя:
- сбор информации, ее переработка, принятие управленческих решений;
- координация деятельности всех участников коррекционной работы и создание необходимых условий для результативного проведения коррекционного процесса.
Создание специальной коррекционно-развиваю-щей среды предусматривает систему условий. К таким условиям относится:
- создание психологического климата;
- уровень подготовленности кадров (своевременная курсовая подготовка, обучение в детском саду -методические объединения);
- материально-техническая база;
- систематическая оценка результатов развития ребенка.
Проанализировав содержание и организацию коррекционного процесса, мы поставили следующие цели:
1. Преодолеть в работе специализированных групп междеятельностную раздробленность и воссоединить в единую педагогическую систему труд специалистов и воспитателей.
2. Создать систему работы воспитателя и специалистов.
Задача заключалась в том, чтобы в режиме дня определить место специалистам: дефектологу, психологу, музыкальному руководителю, руководителю по физической культуре в работе с детьми; создать модель целостного педагогического процесса. Выбор данной педагогической технологии позволяет воспитателям и специалистам ДОУ
- работать творчески;
- видеть рабочий день как целостный педагогический процесс.
Было принято решение ввести такую форму работы, как малые педагогические советы, где обсуждаем результаты динамического наблюдения за продвижением в развитии каждого ребенка всеми участниками коррекционного процесса.
Для проведения коррекционно-воспитательного процесса педагогический коллектив каждой группы создал специальную развивающую среду, подобрал оборудование и игрушки, которые отвечают не только требованиям безопасности и эстетики, но и имеют кор-рекционно-развивающую направленность.
В ДОУ разработаны основные нормативные документы, в которых отражаются организация жизнедеятельности детей с умственной отсталостью, их воспитания и обучения.
В настоящее время назрел вопрос о создании специальной методической службы:
- создание «Совета по коррекционной работе»;
- банка данных для методического сопровождения коррекционно-развивающей работы (коррекционноразвивающие методики, специальная литература).
Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству семей из коррекцион-
ных групп, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.
Каждый специалист знает, что успешность кор-рекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Некоторые родители, приведя ребенка в специальные группы нашего детского сада, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от нормы, и у него нет особых проблем.
У некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они не интересуются, чем с ребенком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам. Поэтому мы проводим консультирование родителей по проблемам развития их детей, обучаем родителей доступными им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.
Основные направления взаимодействия с семьей, формы организации психолого-педагогической помощи семье, в основном, носят традиционный характер:
- коллективные формы взаимодействия (собрания, тематические занятия, праздники, дни открытых дверей);
- индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов, «Родительский час», «Служба доверия»;
- наглядное информационное обеспечение (стенды, тематические выставки, выставки работ и т.д.)
«Служба доверия» работает по персональным обращениям и пожеланиям родителей. Все желающие получают консультативную помощь.
В школу детей выпускаем через школьную ПМПК. Анализ результативности работы наших групп показал, что у наших детей-выпускников после 2-3 лет пребывания в коррекционных группах, отмечаются успехи в продвижении. Значительно улучшается психический статус, дети становятся социально адаптированными к окружающей среде, появляется интерес к школе и учебной деятельности.
Такие результаты мы имеем благодаря совместным усилиям в работе педагогического коллектива, специалистов, родителей.
Система работы с умственно отсталыми детьми
Цель: научно-обоснованная организации кор ре к-ционно-педагогического процесса с едиными требованиями к ребенку с целью своевременной коррекции речевых, сенсорных, умственных, моторных нарушений, профилактики школьной неуспеваемости, социальной адаптации в условиях ДОУ.
Задачи:
1. Диагностический блок, Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.
Цели, задачи и содержание:
- изучение качественных особенностей психологического развития ребенка;
-выявление «уровня обучаемости» (степени владения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями);
- определение характера динамики обучаемости;
- определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
2. Коррекционно-развивающий блок. Развитие компенсаторных механизмов становления деятельности ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений.
Цели, задачи и содержание:
- развитие и коррекция недостатков эмоциональноволевой сферы и формирующейся личности;
- коррекция познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;
- формирование ведущих видов деятельности.
- формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности
3. Здоровьесберегающий блок. Совершенствование функций формирующего организма ребенка.
Цели, задачи и содержание:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья,
- медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
- включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;
- специально организованные занятия с руководителем физкультуры в спортзале по формированию двигательных навыков у детей.
4 Воспитательно-образовательный блок,
Становление нравственных основ личности, социально- приемлемого поведения в обществе. Развитие ориентировочной и познавательной деятельности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности.
Цели, задачи и содержание:
- социально-нравственное развитие;
- познавательное развитие;
- эстетическое развитие;
- формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста для каждого периода.
5. Социально-педагогический блок.
Цели, задачи и содержание:
- коллективные формы взаимодействия с семьей;
- индивидуальные формы работы с семьей;
- формы наглядного информационного обеспечения;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями и соц. службами.
Принципы:
- Системный подход:
- Единство диагностики и коррекции развития ребенка;
- Развивающий характер обучения с учетом сензи-тивных периодов развития ребенка;
- Целостность подходов к коррекции развития, сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья ребенка;
- интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического процесса;
- расширение пространства детства.
Аналитическая деятельность
1. Мониторинг системы лечебно-оздоровительной работы;
2. Результативность по исправлению нарушений по заключениям МПМК;
3. Исследование коммуникативных способностей образного мышления и готовности к школьному обучению.
Программно-методическое обеспечение
1. Программа дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта « Коррекционно-развивающее обучение» Е.А. Екжано-ва, Е.А. Стребелева.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение:
а) медицинское воздействие
- профилактические мероприятия,
- симптоматическое медикаментозное лечение,
- мониторинг здоровья,
- медицинское обследование узкими специалистами,
- здоровьеукрепляющая деятельность.
б) коррекционно-педагогическое воздействие
- познавательное развитие,
- коррекция вербально-двигательных процессов,
- коррекция речевого развития,
- становление игровой деятельности,
- формирование элементов трудовой деятельности,
- здоровьесохраняющая деятельность (валеологи-ческое образование),
- коррекция сенсомоторных нарушений.
в) психолого-педагогическое и психофизическое воздействие
- формирование мотивации к познанию,
- формирование психических процессов,
- формирование ручной и тонкой ручной моторики,
- развитие коммуникативных способностей.
Участники коррекционно-педагогического процесса:
- врач-педиатр,
- психиатр,
- учитель-дефектолог,
- педагог-психолог,
- музыкальный руководитель,
- руководитель по физвоспитанию,
- медсестра,
- воспитатель,
- родители.
Модель выпускника детского сада группы для умственно отсталых детей
1. Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания.
2. С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми.
3. С устраненными или сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии.
4. С обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию охранных анализаторов.
5. Ребенок, освоивший все виды деятельности, предусмотренные программой обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом.
6. Психически подготовленный к обучению в специализированной школе.
7. Достаточность уровня физического развития.
Статья посвящена проблеме создания информационно-образовательных условий в образовательном учреждении для формирования информационно — коммуникационной компетентности у субъектов образовательного процесса. Автор предлагает пути решения проблемы, связанной с внедрением современных информационно — коммуникативных технологий во все сферы деятельности образовательного учреждения.
Митюхина Марина Дмитриевна
заместитель директора МОУ лицей № 39 город Нижний Тагил, Свердловская область [email protected]
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ
Как создать условия в образовательной среде школы для формирования и развития информационно-коммуникационной компетентности учащихся и педагогов?
Ж
Ключевые слова: информационно-образовательная среда образовательного учреждения, информатизация образовательного процесса, информационно-коммуникационная компетентность, электронные учебные материалы.
Одним из эффективных факторов развития и модернизации образовательного процесса являются информационные и коммуникационные технологии. Они позволяют реализовать следующие фундаментальные положения, определяющие основные пути развития современного образования:
- изменение целей образования в направлении формирования и развития способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации, решению нестандартных творческих задач;
- обновление содержания образования, увеличение степени интегрированности различных учебных предметов;
- внедрение проектных форм и моделей учебного процесса, предусматривающих новую роль учителя в качестве консультанта и партнера.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года нормативно оформила требования к выпускнику общеобразовательного учреждения как к личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в постиндустриальном обществе. Основополагающей компетентностью выпускника в современном обществе является компетентность информационно-коммуникационная.
Под информационно-коммуникационной компетентностью (ИКК) понимаются деятельностные индивидуальные способности и качества, определяющие возможности и умения:
• самостоятельно искать, собирать, анализировать, представлять, передавать информацию; осуществлять ее электронную обработку, переводить из
одной знаковой системы в другую (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе - собственную индивидуальную деятельность;
• участвовать в обсуждении проблем, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам с использованием сведений для ее аргументации,
• публично представлять результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации;
• использовать в своей практической и профессиональной деятельности современные информационные и коммуникационные технологии1.
Реализацию перечисленных фундаментальных положений можно обеспечить путем организации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде, построенной на основе информацион-но-коммуникационных технологий.
В рамках сетевого взаимодействия инновационноактивных школ Уральского региона2-3, работа лицея по-
1 Роберт И. В. Информационное взаимодействие в ин-формационно-коммуникационной предметной среде // Ученые записки: Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования. Вып. 5. - М.: ИИО РАО, 2001.
2 Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009. - № 12 .
3 Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инно-вационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010. - № 1