УДК 378.147: 514
© С. С. Янтранова
Развитие личности учащихся национальной школы в обучении математике
В работе рассматривается проблема воспитания этнокультурно самоопределившейся, поликультурно ориентированной личности, способной к творческой жизни в многонациональном демократическом обществе через формирование бурятско-русского двуязычия в обучении математике.
Ключевые слова: этнокультурное самоопределение, поликультурно ориентированная личность, бурятско-русское двуязычие.
S. S. Yantranova
Personality development of national school pupils while teaching mathematics
The article considers the problem of education of ethnic and cultural self-determined multicultural oriented personality capable to creative life in a multicultural democratic society through the formation of the Buryat-Russian bilingualism in teaching mathematics.
Keywords: ethnic and cultural self-determination, poly cultural oriented personality, the Buryat-Russian bilingualism
Главной целью обучения в национальной школе является воспитание этнокультурной самоопределившейся, поликультурной ориентированной личности, способной к творческой жизни в многонациональном демократическом обществе. Для этого в бурятской школе нужно обеспечить формирование бурятско-русского двуязычия и обновить содержание и методику преподавания математики. Как отмечает В. В. Давыдов, «... содержание учебных предметов и способы его развертывания в учебно-воспитательном процессе существенно определяют тип сознания и мышления, который формируется у школьников при усвоении ими соответствующих знаний, умений и навыков. Поэтому вопросы построения учебных предметов имеют не узкое дидактическо-методическое значение, а более общее значение с точки зрения особенностей психологического развития школьников» [1, с. 81]. В соответствии с этим положением процесс обучения математике должен удовлетворять широким воспитательным требованиям. Универсальный характер математического знания делает его эффективным средством формирования необходимого «типа сознания и мышления» у школьников, нужно только найти соответствующие «способы развертывания» его содержания. При «развертывании содержания» математического знания следует максимально использовать его национальные особенности обучения.
К. Д. Ушинский писал: «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вме-
сте с его развитием» [2, с. 228].
Культурное наследие бурятского народа содержит богатый материал и педагогические традиции, соблюдение которых в обучении геометрии способствовало бы духовному развитию детей и гуманизации их поведения.
В процессе своего становления личность впитывает качества родной среды, а каждая нация обладает своей особенностью в психологическом складе, в стереотипах поведения и мышления. Эти особенности оказывают влияние не только на отдельного индивида, но и на различные процессы и явления общественной жизни.
В учебно-воспитательном процессе необходим учет языковых, социально-экономических и психолого-педагогических особенностей. Особенности бурятского языка должны быть учтены при отборе и систематизации геометрических терминов и народных единиц геометрических величин.
Методическая система обучения геометрии должна отражать богатые возможности бурятского языка для учета социально-экономических и психолого-педагогических особенностей, традиций и характера нации в дидактическом единстве с культурными общечеловеческими ценностями.
Математика не имеет материального содержания. Преподавание математики в ее формальном, лишенном физического смысла виде не будет иметь позитивного мировоззренческого значения. Математическим структурам необходимо придать в процессе обучения конкретный смысл. Представляя собой абстрактную структуру, отражающую пространственные формы окружающего мира, оторванные от их качественного содержания, геометрическое знание
С. С. Янтранова. Развитие личности учащихся национальной школы в обучении математике
приобретает реальный вид, если его мысленно соединить с той реальностью, которую они отражают. Для чего нужно совершить восхождение от абстрактного к конкретному. Как отмечают Р. К. Кадыржанов и А. Н. Нысанбаев, «для того чтобы осознать предмет математики, его нужно включить в практическую деятельность, в которой он обрел бы свое содержание. Это должна быть та область объективной реальности, в которой объекты математики существуют действительно, практически, а не в воображении, как абстракция» [3, с. 279].
Одним из основополагающих положений обучения математике является историко-генетический подход к формированию математических понятий, заключающийся в том, чтобы они возникали у учащихся, повторяя в свернутом виде свой путь исторического становления, свой генезис. В результате такого подхода учащиеся как бы заново «открывают» знание, сами выделяют понятие, изучают его свойства, вводят определения и термины. А. Н. Шимина справедливо отмечает, что «...организация процесса усвоения понятий на основе признания их происхождения из предметно-практической деятельности приводит к полноценному овладению содержанием понятий, ибо усваивается реальный путь становления понятий и вместе с этим решается такая фундаментальная для процесса обучения задача, как формирование и развитие способности мыслить» [4].
Историко-генетический подход позволяет, в частности, приобщить учащихся к национальной культуре, передать детям научно-обобщенный опыт предшествующих поколений, национально-культурных традиций и эффективно служит формированию личности ученика.
В настоящее время обязательным пунктом при сдаче выпускных экзаменов по математике основной, а также старшей школы стала «Практическая математика». Отсюда обязательным компонентом школьного математического образования должна стать народная математика. Трудно найти какое-либо начальное математическое понятие, которое не было бы освоено народом и не получило своего особого имени. У каждого народа особый путь математического освоения действительности. Математическое наследие монгольских народов свидетельствует о высоком уровне их цивилизации. Оно обогатилось благодаря так называемой зурхайской математике. Ученые монахи-зурхайша занимались в дацанах вычислением календарей, затмений солнца и луны и решением других сложных астрономических и математических задач. При
этом они пользовались особыми способами счета на специальной доске (зурхайн, самбар), таблицами тригонометрических линий с интервалом в одну минуту. Им были известны способы решения прямоугольных треугольников с помощью тригонометрических линий [5].
Поскольку каждый ребенок вместе с родным языком наследует национально-культурный опыт, то, желая воспитать национальное самосознание и математическую культуру школьников, следует отразить в содержании и методике обучения элементы народной математики и педагогики. Такие геометрические понятия, как длина, площадь, объем и другие, являются достоянием этнопедагогики, и поэтому должны доставаться детям в самобытном виде. Например, прежде, чем ввести международные единицы, полезно рассмотреть народные единицы этих величин.
Единицы длины
1. Хурган - средняя ширина пальца - 1,2 см
2. Барим - средняя ширина ладони - 4,8 см
3. Соом - расстояние между концами вытянутых указательного и большого пальцев - 16 см
4. Мухар соом - наибольшее расстояние от конца вытянутого большого до согнутого указательного пальцев - 12 см
5. Тохой - расстояние от конца сжатой ладони до локтя - 32 см
6. Алмах - длина одного шага - 71 см
7. Алда - расстояние между концами больших пальцев раскинутых рук - 160-165 см
8. Урга - длина аркана - 10-15 м
9. БуЬэ - длина пояса - 3-6 м
10. Аргамжа - длина веревки - 10-15 м
11. Дуунай хурэхэ газар - расстояние, с которого можно услышать крик, - 1 км
12. Бараа харагдаха газар - расстояние, с которого можно увидеть человека, - 3-5 км
13. Удын газар - расстояние, которое проходит путник от восхода до 11 часов, - 20-25 км
14. Удэрэй газар - расстояние, которое проходят на верблюде за день, - 50-120 км
15. Мори тобиха газар - расстояние для скачек лошадей - 10-30 км
Единицы площади
1. Гэрэй Ьууриин шэнээн - площадь, занятая домом, - 20 м2
2. Шэрдэгэй шэнээн - площадь матраца 3 м2.
3. Талмагай шэнээн - площадь коврика для сидения 1 м2.
4. Дурбэлжэн алмах - площадь квадрата со стороной 1 «алмах» - 0,5 м2.
5. Дурбэлж шэнээн эм алда - площадь квад-
рата со стороной 1 «алда» - 2,56 м2.
6. ХюмЬанай шэнээн - площадь ногтя -1,5 м2.
7. Алганай шэнээн - площадь ладони - 1 дм2.
8. Тохомой шэнээн - площадь потника -0,9 м2.
Единицы массы
1. Шэмхэ - щепотка - 4,1 г
2. Алха - горсть - 50 г
3. Жин - 600 г
4. Лан - 6 кг
5. Дан - 300 г Единицы емкости
1. Хунэг - ведро - 10 л
2. Халбага - ложка - 0,1 л
3. Шанага - ковш - 1,5 л
4. Шэл - бутылка -0,3 л
5. Торхо - бочка - 120 л
6. Ашаан - поклажа - 100 л Единицы времени
1. Хоног - сутки
2. Удэр - день
3. Долоон хоног - неделя
4. Ьара - месяц
5. Жэл - год
6. Зуунжэл - столетие
7. Саг - час
8. Амисхал - 4 с
Знание, приобретенное ребенком на родном языке, имеет огромное воспитательное значение, оно эмоционально окрашено и затрагивает сокровенные струны его чуткой души. Возможно, при слове «урга», обозначающем единицу длины и буквально переводимом «аркан», ребенок на уроке воображает всадника на коне, который поймает с помощью аркана и ему скакуна в табуне.
Литература
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. -М. : Педагогика, 1986.
2. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. - М. : Педагогика, 1988.
3. Кадыржанов Р. К., Нысанбаев А. Н. О культурном контексте генезиса математических знаний // Вопросы философии. - 1984. - №8.
4. Шинина А. Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. - М. : Изд-во МОПИ, 1981.
5. Батжаргал Б. Эртний монголын математик. - Улан-Батор, 1976.
6. Очиров М. Н., Раднаев Э. Р. Научные основы развития национальной системы образования в Республике Бурятия. - Улан-Удэ, 1996.
7. Янтранова С. С., Очиров М. Н. Этнопедагогический и современный аспекты обучения геометрии в школе. -
Улан-Удэ, 2000.
Янтранова Светлана Степановна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры геометрии и МПМ Бурятского государственного университета, e-mail: dekanat [email protected]
Yantranova Svetlana Stepanovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of geometry and MPM, Buryat State University, e-mail: dekanat [email protected]