УДК 378. 02
бБк 70/79 Е.Е. Ядрихинская
Педагогические условия формирования информационной культуры будущего специалиста
Статья посвящена проблеме повышения информационной культуры в процессе обучения в вузе. Автором разработана модель формирования информационной культуры на основе мотивационной составляющей. В работе приводятся описание и результаты педагогического эксперимента по внедрению технологии
Ключевые слова: информационная культура, педагогический эксперимент, мотивация, педагогическая модель.
E.E. Yadrikhinskaya
Pedagogical conditions of forming information cultural development of future specialists
The article is devoted to the problem of information culture development during the process of teaching. To increase information culture among students a pedagogical model on the base of motivation is created. The description and results of the pedagogical experiment are given.
Key words: information culture, pedagogical experiment, motivation, pedagogical model.
Модернизация высшего образования предполагает повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов, мобильных, готовых к решению новых проблем в постоянно изменяющихся условиях, непрерывному личностно- профессиональному росту. В этих условиях на первое место выходит формирование у будущего специалиста информационной культуры.
Информационная культура- часть базисной культуры личности, характеризующая информационную сферу жизнедеятельности человека и включающая совокупность знаний, умений и навыков работы с информационными источниками, наличие творческого подхода в сфере информационной деятельности, позволяющего эффективно работать при поиске, передаче, получении информации, умение на этой базе генерировать качественно новую информацию.
Таким образом, информационную культуру следует рассматривать как достигаемый уровень организации информационных процессов, удовлетворенность людей в информационном общении, степень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи и использования информации. При этом необходимо отметить, что информация становится значимой в том случае, если она воспринята человеком и приобрела смысл.
Г.Росс [1] отмечает, что существует много определений информационной грамотности, но все они так или иначе связаны с персональной компетентностью, обычно представленной цепочкой действий: осознание потребности в информации^- разработка стратегии поиска, т.е. формулирование запроса и отбор источников информации^ синтеза эффективное использование новой информации.
Педагогический аспект повышения информационной культуры, по нашему мнению, заключается в поиске путей и средств сочетания работы по формированию навыков сбора, хранения, переработки, распространения информации и познавательных, интеллектуальных качеств будущих специалистов.
Образование играет большую роль в формировании информационной культуры, оно должно формировать нового специалиста информационного общества. У этого специалиста необходимо вырабатывать следующие навыки и умения: дифференциацию информации, выделение значимой информации, выработку критериев оценки информации, производство информации и ее использование.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по становлению и развитию информационной культуры, мы разработали модель ее формирования.
Системообразующим компонентом модели является мотивационная составляющая (потребности, интересы, мотивы). Осознание студентами необходимости владения информационной культурой будет способствовать эффективности процесса ее формирования.
При моделировании процесса формирования информационной культуры учитывается его сложность, многоаспектность и непрерывность. Зону формирования информационной культуры специалиста можно обозначить, с одной стороны, учебно-воспитательным процессом в вузе, с другой -процессом самовоспитания личности.
Педагогический смысл модели заключается в том, что она позволяет выделить актуальные перспективные задачи формирования информационной культуры:
- формирование информационного мировоззрения;
- формирование информационного тезариуса;
- развитие информационного стиля мышления;
- овладение морально- этическими нормами поведения в инфосреде;
- овладение эффективными методами, формами и средствами работы с информацией;
Содержание информационной культуры специалиста включает в себя следующие компоненты, которые отражают сложную структуру развития личности на различных уровнях ее становления:
Мировоззренческий компонент. В рамках этого компонента важно сформировать информационное мировоззрение, которое позволит гармонизировать внутренний мир человека, осознать сущность происходящих информационных явлений и процессов, познать законы и закономерности распространения информации в обществе, ее влияния на человека, теоретически осмыслить роль информации в контексте образования и культуры.
Формирование информационного мировоззрения тесно связано с формированием этического компонента, который означает воспитание личной ответственности за распространение информации, принципов и убеждений, препятствующих созданию социально- деструктивной информации и дезинформации. Он реализуется в информационном поведении и творческой активности специалиста, в умении решать технические, организационные, управленческие задачи, прогнозируя возможные последствия своей профессиональной деятельности в интересах общества.
Психологический компонент. Информационный стиль мышления, входящий в психологический компонент, предполагает выработку оптимальной реакции на поступающую информацию, формирование умения действовать в условиях избыточной информации, овладение методами аналитикосинтетической обработки информации. Информационный стиль мышления в условиях бурно растущих потоков информации поможет выработать навыки психогигиены восприятия информации.
В рамках социального компонента становления личности формируется информационный теза-риус будущего специалиста. Тезариус личности представляет собой социально необходимый уровень информированности, который служит обязательным условием социализации личности.
Технологический компонент информационной культуры реализуется в информационной деятельности. Информационная деятельность непосредственно связана с умением личности использовать информационные ресурсы общества. Формирование технологического компонента включает обучение основным видам информационной деятельности, среди которых знакомство с информационными ресурсами общества и алгоритмами поиска информации, использование традиционных и компьютерных источников информации, баз данных, приемы анализа и синтеза информации, ее переработка, оценка, переосмысливание и практическое использование.
Эмоциональный компонент представляет собой систему чувств. Эти чувства сопровождают процесс удовлетворения потребности личности в информации и ее поведении в инфосреде. Яркость и разнообразие чувств, сопутствующих процессу удовлетворения потребности в информации запечатлеваются в памяти и толкают к дальнейшим поискам информации для того, чтобы пережить это ощущение еще раз. Так, по мнению Н.Б. Зиновьевой [3], рождается привычка к потреблению информации. Формирование такой привычки к потреблению информации, возникновение чувства удовлетворения в процессе ее поиска, переработки, интерпретации - важный шаг на пути формирования потребности в непрерывном образовании.
Разработанная модель легла в основу технологии формирования информационной культуры специалиста, состоящей из трех этапов: вводно-мотивационного, когнитивно-деятельностного и деятельностно-рефлексивного.
В рамках вводно-мотивационного этапа, наличие которого превращает деятельность в последовательность действий с ясной и осознанной целью, когда студент видит личностный смысл в совершаемых действиях, воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя, предполагается, что преподаватель будет осуществлять меры по стимулированию у студентов интереса, потребности в формировании их информационной культуры. При этом к побуждению в овладении информационной культурой должен приводить не один, а ряд мотивов, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими и базируется на познавательном интересе. К таким мотивам относятся: понимание значимости владения личностью информационной культурой, осознание важности знаний и умений в области новых информационных технологий, убедительная демонстрация необходимости овладения информационной культурой для предстоящей учебной и профессиональной деятельности, понимание того, что современный работодатель требует профессионально подготовленных специалистов, прочно владеющих информационными и коммуникационными технологиями, соответствующим программным обеспечением в своей профессиональной деятельности в условиях информационного общества. На этом этапе формируются информационные потребности личности, понимание информационных явлений и процессов, происходящих в обществе. Кроме того, этот этап включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению в рамках формирования информационной культуры. Таким образом, в основе этого этапа лежит связь с будущей профессиональной деятельностью, первостепенное значение приобретает актуализация профессиональных интересов студентов, включение важности формирования всех аспектов информационной культуры в контекст будущей профессиональной деятельности.
На когнитивно-деятельностном этапе преподавателем организуется деятельность, превращающая студента из не владеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Этот этап может быть представлен в виде системы отдельных задач, решение которых ведет к поставленной цели - формированию информационной культуры. Совершенствуется компьютерная грамотность, формируются умение использовать возможности компьютерных технологий на этапах поиска, обработки, хранения и передачи информации, способность осуществить выбор собственных целей и линии поведения в информационном пространстве, а также овладение рациональными приемами поиска, анализа и синтеза информации, методикой «информационного самообслуживания», умение анализировать возможности программных продуктов с целью выявления целесообразности их использования в учебной и будущей профессиональной деятельности; закрепляется терминология, относящаяся к использованию информационных технологий. Продуктом реализации данного этапа будет внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование знания и умения применять его для решения разнообразных практических задач. Цель деятельностно- рефлексивного этапа - предоставить студентам возможность реализовать в рамках самостоятельной работы полученные на предыдущих этапах знание и умения, накопленный опыт в самостоятельной деятельности; организовать самооценку студентами успешности процесса формирования у себя информационной культуры. Данный этап работы предполагает способность студента самому организовать свою деятельность, идущую параллельно с основным образовательным процессом, в соответствии с поставленной преподавателем задачей. Работа по выполнению задания организуется самим студентом с привлечением дополнительного теоретического и практического материала, им оцениваются промежуточные и конечные результаты своей работы. Учебные задания, выполняемые на этом этапе в ходе самостоятельной работы, должны характеризоваться особыми признаками, задающимися требованиями будущем профессиональной деятельности.
Для организации самостоятельной работы студентов в рамках формирования информационной культуры определены условия и разработана программа-действий включающих в себя:
• стимулирование осознания студентами смысла, целесообразности, важности самостоятельной работы;
• активные методы обучения;
• включение индивидуальных заданий для СБС;
• учебно- методическое обеспечение СРС;
• формирование у студентов возможности широкого переноса усвоенной информации на нетиповые ситуации и нестандартные задачи, способность видоизменять и создавать новые методы и алгоритмы, дающие новую информацию;
• использование новых информационных технологий
Таким образом, формирование информационной культуры должно быть специально организованным, целенаправленным процессом, предполагающим получение студентами специальных знаний и умений. Инструментами формирования информационной культуры являются библиотека с современной поисковой системой, персональный компьютер с программами и устройствами получения, передачи, обработки и хранения информации, локальная и глобальная информационные сети.
Для оценки эффективности предложенной методики на базе Якутского государственного университета была проведена опытно- экспериментальная работа, в которой приняли участие 150 студентов 1 и 2 курсов.
Эксперимент проводился в два этапа: констатирующий и формирующий. Констатирующий эксперимент был направлен на измерение у студентов уровня информационной культуры. Формирующий эксперимент предполагал экспериментальное обучение, проведение повторной диагностики уровня сформированности информационной культуры.
Результаты экспериментального обучения позволяют сделать вывод, что у его участников произошли положительные изменения, связанные с развитием каждого компонента информационной культуры. По итогам проведенной работы у многих студентов наметилась тенденция к самосовершенствованию и саморазвитию умений и навыков, которые позволят им эффективно действовать в условиях дефицита или избытка информации, помогут овладеть современной технологией поиска нужной информации, ее хранения, обработки и использования в учебной, а в дальнейшем в профессиональной деятельности.
Для опровержения нуль - гипотезы о случайном характере изменений, произошедших в экспериментальной группе, рассчитывались значения рангового коэффициента корреляции Спирмена и коэффициента корреляции Пирсона для каждой из групп.
Исследование позволяет утверждать, что внедрение апробированного содержания, а также таких методов обучения, как решение творческих задач и выполнение творческих проектов, повышает эффективность формирования информационной культуры специалиста.
Литература
1. Росс Г. Электронные библиотеки в образовании: возможности и перспективы // Научные и технические библиотеки. 2002. №10. С.64-90.
2. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. Краснодар, 1996.- 136с.
Literature
1. Ross G. Electronic libraries in education: possibilities and perspectives // Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 2002. №10.
P.64-90
2. Zinov’eva N.B. Information culture of a person. Krasnodar, 1996. 136p.
Ядрихинская Евгения Ефимовна, ст. преподаватель, кафедра иностранных языков по техническим и естественным специальностям, Якутский государственный университет имени М.К.Аммосова.
Yadrikhinskaya Evgeniya Ephimovna, senior teacher, Yakutsk State University.
Якутск, e-mail: yadrikhinskaya [email protected]
УДК 378. 147: 514
бБк 74.262.7 С.С. Янтранова, М.Н. Очиров
Этнопедагогические аспекты геометрического образования в школе
В статье рассматривается методическая система обучения геометрии, учитывающая возможности бурятского языка, традиции нации в дидактическом единстве с общекультурными ценностями.
Ключевые слова: геометрическое образование, традиции, бурятский язык.
S.S. Yantranova, M.N. Othirov Ethno-pedagogical aspects of geometry teaching at school
The methodical system of geometry teaching, considering the Buryat language scopes, the nation traditions in the didactic unity together with the common cultural values are considered in the paper.
Key words: geometry education, traditions, the Buryat language.
Главной целью обучения в национальной школе является воспитание этнокультурно самоопределившейся, поликультурно ориентированной личности, способной к творческой жизни в многонациональном демократическом обществе. Для этого в бурятской школе нужно обеспечить фомирова-ние бурятско-русского двуязычия и обновить содержание и методику обучения.
Как отмечает В.В.Давыдов, «... содержание учебных предметов и способы его развертывания в учебно-воспитательном процессе существенно определяют тип сознания и мышления, который формируется у школьников при усвоении ими соответствующих знаний, умений, навыков. Поэтому вопросы построения учебных предметов имеют не узкое, дидактическо-методическое значение, а более общее значение с точки зрения особенностей психологического развития школьников» (1,с.83). В соответствии с данным положением процесс обучения геометрии должен удовлетворять широким воспитательным требованиям. Универсальный характер геометрических знаний делает их эффективным средством формирования необходимого «типа сознания и мышления» у школьников, нужно только найти соответствующие «способы развертывания» его содержания. При «развертывании содержания» геометрических знаний следует максимально использовать данные особенности и национальные особенности обучения.
К.Д. Ушинский писал: «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием» (2, с.228).
Культурное наследие бурятского народа содержит богатый материал и педагогические традиции, соблюдение которых в обучении геометрии способствовало бы духовному развитию детей и гуманизации их поведения. В процессе своего становления личность впитывает качества родной среды, а каждая нация обладает своей особенностью в психологическом складе, в стереотипах поведения и мышления. Эти особенности оказывают влияние не только на отдельного индивида, но и на различные процессы и явления общественной жизни.
В учебно-воспитательном процессе необходим учет языковых, социально-экономических и психолого-педагогических особенностей.
Особенности бурятского языка учтены нами при отборе и систематизации геометрических терминов и народных единиц геометрических величин. Методическая система обучения геометрии должна отражать богатые возможности бурятского языка для учета социально-экономических, пси-