Ляпина И.А. ©
Студент, педагогический факультет, кафедра социальной педагогики и педагогики детства, Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Аннотация
В статье представлены основные направления работы по формированию лексической стороны речи младших школьников при работе с именем прилагательным, а также анализ результатов исследования эксперимента, проведенного по данной проблеме.
Ключевые слова: лексическая сторона, развитие речи, младшие школьники.
Keywords: Lexical party, development of speech, younger schoolchildren.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка как средства общения и познания окружающего мира, развитию у детей правильной и полноценной речи. Лексическая работа в начальных классах имеет исключительное значение в общей системе работы по развитию речи, так как достаточный уровень сформированности лексической стороны речи является важной предпосылкой осознанного освоения учебного материала предметов общеобразовательного цикла, полноценного развития устной и письменной речи учащихся.
Лексический состав - важнейший компонент языка, без усвоения которого нельзя овладеть речью как средством общения и орудием мышления. Поэтому проблема развития лексической стороны речи учащихся в школе, в особенности в ее начальном звене, является актуальной.
Лексическая работа в начальных классах проводится при выполнении требований всех разделов учебной программы по русскому языку: на уроках обучения грамоте, на уроках развития речи и грамматики, на уроках чтения и «знакомства с окружающим миром».
Объем знаний и умений, связанный с овладением лексикой в начальных классах общеобразовательной школы, достаточно велик. Он представлен в учебниках и программах в разделах «Лексика», «Синонимы», «Многозначные слова», «Родственные слова» и др.
Существует ряд работ, расширяющих полученные ранее представления об особенностях формирования лексической стороны речи детей. Анализ данных исследований свидетельствует о том, что специфика ее формирования характеризуется общими чертами у дошкольников и младших школьников (О.А. Безрукова, Е.В. Белобородова, В.А. Гончарова, Ж.В. Антипова, В.Н. Еремина, И.Ю. Кондратенко, С.Н. Коновалова, JI.A. Пантелеева, JI.A. Тишина и др.). Имеющиеся методические рекомендации по формированию лексической стороны речи детей свидетельствуют о необходимости проведения специальной работы по накоплению словаря, уточнению смысла слов, упорядочиванию лексических единиц в структуре индивидуального лексикона параллельно с развитием познавательной сферы. Ввиду того, что исследования в области рассматриваемой проблемы затрагивают, как правило, отдельные ее аспекты, до сих пор нет достаточно четкой разработанной методической системы формирования лексической стороны речи младших школьников.
Поскольку понятие «лексическая сторона речи» в словарях не встречается, попытаемся определить его сущность из основных содержания составляющих его дефиниций: «лексика» «лексикология».
Термин «лексика» произошел от греческого lexikos - «относящийся к слову» [11].
Лексикой называется вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел языкознания, изучающий лексику, называется лексикологией. В лексикологии изучается слово
©© Ляпина И.А., 2014 г.
как индивидуальная единица, а также место слова в лексической системе современного русского литературного языка [4].
Работа по развитию лексической стороны речи при изучении имени прилагательного будет эффективна, если:
1) использовать специальную систему упражнений и методических приёмов по следующим основным направлениям:
а) Обогащение словаря
б) Уточнение словаря
в) Активизация словаря
г) Исправление речевых ошибок;
2) с учетом возрастных и специфических особенностей младших школьников использовать в работе по развитию лексической стороны речи занимательный материал.
Лексикология изучает словарный состав языка в его современном состоянии, а также вопросы изменения словарного состава, изменения значения слова, основные тенденции развития словарной системы языка, выявляет причины изменения значения слова и словарного состава языка в целом. Специальным разделом лексикологии является этимология - наука, изучающая происхождение слов.
Таким образом, предметом лексикологии является словарный состав языка - внутренне организованная, структурированная совокупность лексических единиц, связанных между собой определенными, относительно устойчивыми отношениями, функционирующих и
развивающихся по определенным, свойственным русскому языку законам. Словарный состав представляет собой единую лексико-семантическую систему, которая как подсистема входит в общую систему русского языка [14].
Различают лексикологию историческую и описательную. Описательная лексикология занимается вопросами значения слова, семантикой, объемом, структурой словарного состава, т.е. рассматривает разнообразные типы взаимоотношений слов в единой лексико-семантической системе. Слова в ней могут быть связаны сходством или противоположностью значений (например, синонимы и антонимы), общностью выполняемых функций (например, группы слов разговорных и книжных), сходством происхождения или близостью стилистических свойств, а также принадлежностью к одной части речи. Такого рода отношения слов в разных группах, объединяемых общностью признаков, называются парадигматическими и являются основными в определении свойств системы.
Историческая лексикология изучает формирование словарного состава в его развитии. Формирование словарного состава русского языка - это процесс, длящийся во времени и не прекращающийся никогда. Наряду со словами, которые появились в языке сравнительно недавно и появляются постоянно, в нем существует большое количество слов, очень древних по происхождению, но активно функционирующих и сейчас.
Семасиология изучает все вопросы, связанные со значением слова, а также изменения значения слова. В слове различаются его звуковое оформление, морфологическая структура и заключенный в нем смысл, значение.
Лексическое значение слова - это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, «оформленное по грамматическим законам данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря» [21].
Базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа С.Пинигино Сорокинского района. В эксперименте участвовали десять учащихся 3 класса.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
- Констатирующий;
- Формирующий;
- Контрольный.
В качестве критериев богатства словаря младших школьников мы определили использование и многообразие в сочинении таких языковых средств, как синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения и эмоционально-оценочная лексика.
На основе выделенных критериев, были выделены три уровня лексической стороны речи младших школьников при изучение имени прилагательного: низкий, средний и высокий.
1. Низкий уровень проявления прилагательного - вовсе не используют в своей речи или минимальном количестве.
2. Средний уровень проявления прилагательного - используют в своей речи недостаточно.
3. Высокий уровень проявления прилагательного - используют изобразительновыразительные средства в достаточном количестве.
В экспериментальном классе чаще других средств, свидетельствующих о богатстве словаря, школьниками использовались эпитеты (в 90% детских работ): небо голубое, теплая земля, яркое солнышко, блестящий снежок, первые цветы, звонкие и веселые песни, яркие бабочки, черно-желтые пчелки, терпеливые муравьи, зеленоватые листочки, пушистые облака, золотистый закат и др., реже - эмоционально-оценочная лексика (в 40% сочинений), причем не отличающаяся разнообразием: зимой очень холодно, очень веселая пора, очень ярко и др.). Лишь в единичных работах употреблены антонимы - 20% (не холодно и не жарко; зимой можно делать то, что нельзя делать летом), синонимы - 10% (деревья стоят пустые и голые) и сравнения (... они (облака) такие белые, как наша земля зимой; одуванчики, они похожи на солнышко) - 20%.
По итогам констатирующего эксперимента было определено, что для более эффективного процесса обучения родному языку в дальнейшем, учащиеся нуждались в принятии срочных мер по формированию лексических умений. Такой мерой и выступил специально разработанный комплекс упражнений по развитию лексической стороны речи третьеклассников.
В ходе формирующего эксперимента разработанный комплекс упражнений реализовывался на протяжении 10 учебных часов в рамках ежеурочного десятиминутного блока «Сделаем нашу речь ярче!». Все блоки были направлены на выработку у учащихся системного взгляда на каждое лексическое или фразеологическое явление в отдельности, а также на совершенствование умений в точном, уместном и выразительном употреблении лексических единиц в устной и письменной речи школьников.
Система данных практических упражнений была построена в соответствии с тематическим принципом. Каждый блок предусматривал четыре основные линии:
1. Обогащение словаря
2. Уточнение словаря
3. Активизация словаря
4. Исправление речевых ошибок
Учебная деятельность в этом возрасте у школьников становится ведущей, потому владение учащимися достаточно обобщенными понятиями позволило способствовать формированию упорядоченной системы лексических умений.
После формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента, целью которого является повторное выявление уровня лексического запаса младших школьников в экспериментальном классе. На контрольном этапе эксперимента были использованы аналогичные задания, которые анализировались по тем же критериям что и на констатирующем этапе эксперимента.
В результате анализа была выявлена положительная динамика группы. Немало важно отметить, что улучшение качественных показателей произошло достаточно равномерно, коснулось всех заявленных выше лексических умений. Учащиеся выполняли эти задания с большим удовольствием, так как стремились продемонстрировать свои умения. Помимо всего прочего, на выполнение этой работы потребовалось в 1,5 раза меньше времени, чем на выполнение заданий на контрольном. Это свидетельствует о совершенствовании лексических умений учащихся.
На контрольном этапе детям было дано задание написать сочинение на свободную тему, в котором они должны были использовать литературный прием - противопоставление на основе сходства и различия.
Анализ сочинений и ответов детей показывает, что в экспериментальной группе уровень словарного запаса у младших школьников повысился: у 2 учащихся - высокий показатель, средний показатель у 5 учащихся, недостаточные у 3 учащихся:
На основании всех представленных нами данных можно проследить динамику изменения результатов во время опытно-экспериментальной работы. При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что в исследуемой группе количество детей, которые использовали в своих сочинениях:
- синонимы - увеличилось на 20%;
- антонимы - увеличилось на 50%;
- эпитеты - увеличилось на 10%;
- сравнения - осталось на том же уровне;
- эмоционально-оценочную лексику - увеличилось на 20%.
Уровень использования изобразительных средств в сочинениях учащихся экспериментальном классе значительно возрос, что свидетельствует об эффективности проведенных нами занятий.
Литература
1. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младших школьников [Текст] / Г.В. Бобровская // Начальная школа - 2010- № 4- С.47- 52.
2. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Кн. для учащихся [Текст]/ А.Т. Арсирий ; под ред. Л.П. Крысина. М.: Просвещение, 1995. —383 с.
3. Божович, Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования [Текст] / Е.Д. Божович. М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2012. - 288 с.
4. Казарева, Т.А. Развитие речи младших школьников [Текст]/ Т. А. Казарева // Начальная школа. -2011. - №.-6. - С.76-79.
5. Савкина, Н.Г. Развитие умения формулировать определение на уроках русского языка в начальных классах //XXII Ершовские чтения международный сборник научных статей отв. ред Л.В Ведерникова, Ишим, 2013. с 131- 132.
6. Савкина, Н.Г. Система работы над сочинением в начальной школе (1-4 классы) учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Н.Г. Савкина - Ишим 2011.- 92с.