Научная статья на тему 'Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств как малой формы агробизнеса'

Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств как малой формы агробизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
649
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкарупа Е. А.

В статье дан анализ путей развития фермерства и других форм малого сельского предпринимательства и определены приоритетные направления их государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAZVITIE OF COUNTRY (FARMER) FACILITIES AS SMALL FORM OF AGROBUSINESS

In clause the analysis of ways of development of farmers and other forms of small rural business is given and priority directions of their state support are certain.

Текст научной работы на тему «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств как малой формы агробизнеса»

УДК 338.43

РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ КАК МАЛОЙ ФОРМЫ АГРОБИЗНЕСА

Переход на рыночные отношения предполагает формирование многоукладной сельской экономики, основанной на разных формах собственности и свободном предпринимательстве. Наиболее организованной частью малых сельских предпринимателей являются фермеры.

Оценивая динамику развития малых форм хозяйствования в сельской экономике, следует учитывать ряд обстоятельств:

Во-первых, труд этих представителей агробизнеса, крайне недостаточно механизирован, а производство продукции весьма трудоемко.

Во-вторых, увеличение объемов производства основных видов агро-продукции в малых формах хозяйствования не компенсирует катастрофическое их падение в сельхозорганизациях, фактически мало отражается на общей массе рыночных ресурсов. Малые формы хозяйствования весьма четко определили свои ниши (крестьянские (фермерские) хозяйства -производство зерна и технических культур). Рост объемов производства и повышение его товарности в малых формах хозяйствования во многом в перспективе будет определяться степенью развитости снабженческо-сбы-товой кооперации на селе, доступностью кредитных ресурсов.

В-третьих, мировой и отечественный опыт свидетельствует, что малые формы могут успешно функционировать лишь при высоком профессионализме работников, доступности процентов, наличии хорошо отлаженной информационно-консультационной службы.

Все это доказывает, что усилий государства по созданию гибкой системы кредитования малых форм предпринимательства на селе явно недостаточно. Необходима широкая национальная программа развития малых форм бизнеса в сельской местности1.

Вопрос о развитии фермерства и других форм малого сельского предпринимательства в агропромышленной политике государства до настоящего времени считался второстепенным. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России выступает вместе с другими аграрными общественными организациями за увеличение общего размера государственной поддержки всему сельскому хозяйству, всем его секторам. Но при этом Ассоциация будет добиваться применения государством дифференцированного подхода к решению вопросов поддержки и развития малых и крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом особенностей функционирования малого предпринимательства в сельском хозяйстве

В связи с новым отношением исполнительной власти к агропродоволь-ственной политике и формам поддержки аграрного сектора и реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», подготовленного Минсельхозом России, актуальной задачей является определение приоритетных направлений стратегии развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Из всего многообразия направлений (приоритетов) развития КФХ целесообразно выделить две основные группы:

1) макроэкономические приоритеты, которые связаны преимущественно с внешними условиями развития КФХ и других форм малого предпринимательства в сельской местности, а также их поддержкой на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях;

2) микроэкономические приоритеты, определяемые внутрихозяйственными факторами и условиями устойчивого развития КФХ.

Макроэкономические приоритеты развития фермерства целесообразно принимать во внимание при обосновании экономического механизма и развития КФХ и разработке Федеральной целевой программы по развитию малого сельского предпринимательства и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Государственную поддержку малого предпринимательства необходимо в ближайшей перспективе осуществлять на основе комплексного подхода по нескольким приоритетным направлениям.

Е.А. Шкарупа,

ассистент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения, Волгоградский государственным университет

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

Прежде всего следует продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы и созданию хозяйственного механизма управления, адекватного рыночным условиям. В этом отношении начало было уже положено, в частности, были приняты законы о КФХ, личном подсобном хозяйстве (ЛПХ), внесены поправки в закон о сельскохозяйственной кооперации. Однако необходимо правильное применение ряда федеральных законов: «О развитии сельского хозяйства и регулировании агропродовольственного рынка», « О кредитной кооперации», и правовых актов, упрощающих выдачу лицензий и разрешений субъектам малого агробизнеса, что позволит в целом совершенствовать хозяйственный механизм в аграрной сфере.

Второе приоритетное направление - усиление финансово-кредитной поддержки КФХ. Несмотря на то, что фермеры, а также другие сельские предприниматели могут воспользоваться всеми видами бюджетной поддержки и получать кредиты в банках, в стране пока что отсутствует система реальной поддержки малого сельского предпринимательства.

Одна из форм поддержки - субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков.

Однако это не решило в полной мере проблему кредитования малых форм предпринимательства. Для многих фермеров такая форма финансовой поддержки оказалась труднодоступной, поскольку все еще не полностью решенной остается проблема обеспечения возвратности кредитов из-за трудностей с поручительствами, гарантиями, залогом земель, сохраняется довольно сложная процедура оформления кредитов и тд. Это требует дальнейшего совершенствования всего механизма кредитования малого агробизнеса: на федеральном уровне целесообразно принять правовой акт о создании системы гарантий и поручительств малому сельскому предпринимательству, в частности закон об ипотечном кредитовании товаропроизводителей, включая малых и средних предпринимателей.

Назрела необходимость вводить в бюджет всех уровней квотирование средств государственной поддержки по группам сельскохозяйственных товаропроизводителей и обязательным выделением квоты для малого сельского предпринимательства. Размер государственной поддержки отечественным фермерам должен быть существенно увеличен и достигать хотя бы 20% получаемых ими доходов, причем порядка 40% из федерального бюджета, а 60% - из регионального и муниципального2.

Эффективной формой финансовой поддержки сельского предпринимательства является также стимулирование сельской кредитной кооперации, льготных лизинговых систем и других небанковских структур. Чтобы обеспечить малые предприятия техникой на основе аг-ролизинга, учитывая специфику сельскохозяйственного производства (сезонность и трудоемкость), необходимо уплачивать лизинговые платежи раз в год после уборки урожая или завершения сельскохозяйственного года.

Следующим важным направлением является развитие кооперации и интеграции малых сельских предпринимателей. Как показала практика, развитие малого предпринимательства в современных условиях хозяйствования может стать успешным только на основе объединения на кооперативных началах КФХ, товарных крестьянских подворий и других малых форм хозяйствования не только между собой, но и интеграции с различными организациями крупного бизнеса в сфере произ-

водства и переработки сельскохозяйственной продукции, материально-технического обслуживания, реализации продукции, а также финансовой деятельности. Работа таких кооперативов и объединений в Саратовской, Ростовской, Волгоградской и других областях страны доказала, что это может стать реальным механизмом повышения эффективности фермерского производства и возрождения сельских территорий. Это позволит сельским предпринимателям представлять на рынке свою конкурентоспособную сельскохозяйственную продукцию, противостоять монополизму заготовительных и торговых организаций. Особое внимание здесь должно уделять -ся формированию сети потребительских сельскохозяйственных кооперативов, ассоциаций и союзов для реализации потребностей малого агробизнеса в материально-техническом снабжении, сбыте произведенной продукции, страховании, кредитовании, а также участия в госзаказах на сельскохозяйственную продукцию.

Не менее важным направлением является формирование рыночной инфраструктуры, для чего целесообразно создание институтов рыночной инфраструктуры в форме снабженческо-сбытовых, инвестиционных, маркетинговых и страховых компаний, оптовых и мелкооптовых продовольственных рынков, коммерческих банков и других финансовых структур для обслуживания малого предпринимательства сельских территорий. В этих условиях представляет интерес переход к конкурсным механизмам использования бюджетных средств, а также создание гарантийных фондов для реализации инвестиционных программ3.

С целью привлечения в малый бизнес квалифицированной рабочей силы и высшего управленческого персонала необходимо совершенствование государственной политики в этой сфере путем информационной и кадровой поддержки малого бизнеса, в частности через организацию сети специализированных информационно-консалтинговых служб и бизнес-центров в регионах, обеспечивающих консультации на базе отечественного и зарубежного опыта по вопросам экономического, кредитно-финансового, юридического, технико-технологического, маркетингового обеспечения деятельности предприятий малого агробизнеса.

В налоговой политике необходимо исключить много-канальность и дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики должен стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога, дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных участков. При этом земельный налог должен иметь уровень, побуждающий к эффективному использованию земли.

Необходимо расширить возможность применения ЕСХН, признав сельхозтоваропроизводителями предприятия с долей доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и их первичной переработки в размере не 70%, а 50% в общей выручке.

Одной из форм поддержки крестьянских фермерских хозяйств мог бы стать инвестиционный налоговый кредит. Российским налоговым законодательством не предусмотрено предоставление инвестиционного налогового кредита сельскому товаропроизводителю. Между тем его применение в сельском хозяйстве, независимо от формы собственности товаропроизводителя, позволило бы сформировать мощный инструмент повышения инвестиционной и хозяйственной активности, ориентированной на экономические приоритеты.

Несмотря на то, что крестьянские (фермерские) хозяйства продолжают активно заниматься предпринимательской деятельностью с использованием наемного труда, а фермеры постепенно становятся работодателями, многие проблемы найма рабочей силы остаются нерешенными. Основная проблема здесь состоит в том, что значительная часть привлекаемых по найму людей официально не заключают договора или соглашения с фермером, а последние, как правило, уклоняются от уплаты государству налогов, не делают отчислений в социальный фонд и не всегда соблюдают требования к условиям и охране труда. Все это противоречит трудовому законодательству и не позволяет в дальнейшем обеспечить социальную защиту наемных работников, гарантировать их медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение и т.д.

Чтобы не создавать социальную напряженность в фермерском секторе, надо быстрее совершенствовать трудовое законодательство в этой сфере с учетом правового статуса КФХ. В ближайшей перспективе по трудовому договору в КФХ в условиях соблюдения требований охраны труда, по нашему мнению, должны трудиться не менее 80 - 90% наемных работников.

В сложившихся экономических условиях, когда функционирование фермерского сектора осуществляется без надлежащей государственной поддержки и социальной защиты, а развитие крестьянских (фермерских) хозяйств происходит по принципу самовыживания, весьма важно на ближайшую перспективу определить также приоритеты стратегии устойчивого развития КФХ, зависящие от микроэкономических (внутрихозяйственных) факторов и условий самого хозяйства.

Исследование показало, что развитие КФХ во многом связано с их организационно-правовым статусом. Более 85% опрошенных на съездах Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России фермеров выступают сейчас за придание КФХ статуса юридического лица, что поставит их в равные условия со всеми другими сельскохозяйственными предприятиями (организациями). Однако для этого необходимо ускорить принятие поправки к новому Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и внести ее в Гражданский кодекс РФ с тем,

чтобы не глава КФХ, а его коллектив определял бы свою самостоятельность как субъекта предпринимательской деятельности и ответственного налогоплательщика.

Рассматривая фермерство в качестве важнейшего фактора вывода российского сельского хозяйства из кризиса, надо понимать, что его значение нельзя абсолютизировать. Нельзя проводить «сплошную фермериза-цию». Сегодня главным ограничителем масштабов развития фермерства является недостаток в российской деревне крестьян, желающих вести самостоятельное фермерское хозяйство «на свой страх и риск», а многих отпугивают тяжелые стартовые экономические условия, в которых оказываются начинающие фермеры.

Реализация перечисленных выше приоритетных направлений развития КФХ позволит существенно повысить потенциал, эффективность и роль крестьянских (фермерских) хозяйств в системе многоукладной экономики и увеличить доходы и социальную значимость фермерского производства. При благоприятных макроэкономических условиях в стране доля фермеров в объеме производимой продукции сельского хозяйства к 2010 г. может достигнуть 12 - 15% и более4.

Государственная поддержка фермерства будет реальной лишь в том случае, если государственные органы, осуществляющие ее, будут сотрудничать с фермерскими представительскими организациями как на стадии разработки, так и в ходе реализации программ, предусматривать в них вопросы и процедуры делегирования полномочий органов государственного управления саморегулируемым (пред -ставительским) организациям на возмездных условиях.

1 См.: Алтухов А. Финансово-кредитные механизмы регулирования агропроизводства // Экономика сельского хозяйства России. 2007. №2. С. 17.

2 См.: Барышников Н. Совершенствовать бюджетную поддержку сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 2007. №2. С. 16.

3 См.: Елфимова Ю.М. Становление и развитие фермерства в России // Российское предпринимательство. 2006. №9. С.172 - 174.

4 См.: Козлов М.П. Дело за малым // Агробизнес. 2005. №12. С. 5 - 10.

УДК 658.012

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В настоящее время явления глобализации привели к глубоким качественным преобразованиям системы внешнеэкономических связей, что связано с поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

На практике основными составляющими системы управления внешнеэкономической деятельностью и, соответственно, международной конкурентоспособностью предприятий являются:

- внешнеторговое направление (включающее в себя экспортную и импортную политику государства);

- направление привлечения иностранных инвестиций и регулирование национальных капиталовложений за рубежом;

- валютное направление.

о-

Г.И. Яковлев,

кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.