Научная статья на тему 'Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств как фактор повышения устойчивости аграрной экономики'

Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств как фактор повышения устойчивости аграрной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
505
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ / ТЕМПЫ РОСТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарипов Ш. И., Ахмедова Ж. А.

В статье рассмотрены тенденции развития крестьянских (фермерских) хозяйств региона и страны. Проведен анализ государственной поддержки фермерского сектора в рамках национального проекта «Развитие АПК». Исследовано становление сельскохозяйственной потребительской кооперации. Предложены направления и механизмы повышения эффективности государственного регулирования развития фермерского сектора и сельскохозяйственной кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств как фактор повышения устойчивости аграрной экономики»

РАЗВИТИЕ АПК

УДК 338

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ

Ш. И. ШАРИПОВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории E-mail: sharips@mail.ru Дагестанский государственный институт народного хозяйства

Ж. А. АХМЕДОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления E-mail: alderju@mail.ru Дагестанский государственный технический университет

В статье рассмотрены тенденции развития крестьянских (фермерских) хозяйств региона и страны. Проведен анализ государственной поддержки фермерского сектора в рамках национального проекта «Развитие АПК». Исследовано становление сельскохозяйственной потребительской кооперации. Предложены направления и механизмы повышения эффективности государственного регулирования развития фермерского сектора и сельскохозяйственной кооперации.

Ключевые слова: Дагестан, крестьянские (фермерские) хозяйства, государственная поддержка, сельскохозяйственные кооперативы, темпы роста, эффективность.

В результате радикальных аграрных преобразований в РФ в 1990-хгг. предполагалось, что значительное развитие в сельском хозяйстве получит предпринимательская деятельность преимущественно в форме организации крестьянских

(фермерских) хозяйств (КФХ). За короткий период в сельском хозяйстве России было зарегистрировано более 200 тыс. фермерских хозяйств, которые до выхода Гражданского кодекса РФ регистрировались как юридические лица. По официальным данным, подтвержденными в ходе проведенной в 2006 г. Всероссийской сельскохозяйственной переписи, лидерами среди регионов страны по числу созданных КФХ являются Республика Дагестан — более 43 тыс. и Краснодарский край — более 13 тыс. На самом деле, по расчетам авторов, в Республике Дагестан нет такого большого количества фермерских хозяйств, поскольку к ним были отнесены владельцы земельных долей, получивших их якобы для организации КФХ (преимущественно в Хасавюртовском и Кизлярском районах).

Об этом свидетельствуют данные налоговой службы, занимающейся государственной регист-

Таблица 1

Анализ численности крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и индивидуальных предпринимателей (ИП)

в РФ и некоторых регионах на 01.01.2009, ед.

По данным регионов По данным ГНИ и Росстата

Наименование КФХ КФХ — юридичес- ИП — главы ИП КФХ КФХ — юриди- ИП — главы

и ИП, всего кие лица КФХ и ИП, всего ческие лица КФХ

Республика Дагестан 43 670 12 300 31370 - 5 719 798 4 921

Краснодарский край 13 155 2 433 8 098 2 624 12 458 9 388 3 070

По РФ, всего 195 751 76973 99991 18 787 168 076 98871 69205

рациеи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По сведениям, которыми располагает налоговая служба, на 01.01.2009 в Дагестане официально было зарегистрировано 5 719 КФХ, тогда как по региональным данным — 43,7тыс. (табл. 1).

Как видно из анализа данных табл. 1, по ряду регионов страны сведения налоговых служб и региональные сведения о численности КФХ (за исключением Краснодарского края) существенно расходятся. Это позволяет говорить о подобных существенных расхождениях и по другим параметрам, характеризующим экономическую деятельность в аграрном секторе.

В ходе исследования установлено, что фермерский сектор устойчиво демонстрирует высокую динамику развития. Так, среднегодовой темп роста продукции фермерских хозяйств за 1996—2009 г. в Дагестане составил 115,4 % при 112,8 % по России в среднем. В результате индекс физического объема продукции в этом секторе в сопоставимой оценке в 2009 г. к 1995 г. составил 746,7% при 536,8% по стране (рис. 1)

Несмотря на невероятно высокие темпы развития, удельный вес фермерского сектора в структуре производства валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств на протяжении ряда лет не превышает 7—9 % (табл. 2).

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Россия ™^ Дагестан

Рис. 1. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства в КФХ по РФ и Республике Дагестан в сопоставимых ценах в 1995—2009 гг. (1995 г. =100 %), %

Проведенный анализ соотношения доли крестьянских (фермерских) хозяйств в валовой продукции отрасли и в объеме оказываемой государственной поддержки показал примерно соизмеримое равенство в целом по стране между этими двумя параметрами, тогда как в Дагестане наблюдается существенное превышение доли господдержки над ролью сектора в агроструктуре региона. К примеру, если удельный вес КФХ в структуре валовой продукции сельского хозяйства региона в 2009г. составил 9,3 %, то на фермерский сектор приходилось 21,9% от объема оказанной всей отрасли господдержки, а в животноводстве еще больше — 37,2 %.

На взгляд автора, это обусловлено более высокой активностью глав крестьянских (фермерских) хозяйств, расширяющей их возможности в получении доступа к средствам государственной поддержки, а также региональной аграрной по-

Таблица 2

Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в валовой продукции сельского хозяйства и в объеме господдержки в 2009 г., в процентах от хозяйств всех категорий

РФ Северо-Кавказский федеральный округ Республика Дагестан

Наименование В продукции В объеме В продукции В объеме В продукции В объеме

сельского государственной сельского государственной сельского государственной

хозяйства поддержки хозяйства поддержки хозяйства поддержки

Сельское хозяйство 7,5 7,1 11,9 6,9 9,3 21,9

Растениеводство 11,6 14,5 14,6 10,5 8,5 18,1

Животноводство 3,6 8,0 9,1 17,4 10,1 37,2

Таблица 3

Отраслевая структура продукции сельскогохозяйствавкрестьянских (фермерских)хозяйствахв 1995 и 2009 гг.,

в процентах от валовой продукции сельского хозяйства

Наименование РФ Северо-Кавказский федеральный округ Республика Дагестан

1995 2009 1995 2009 1995 2009

Растениеводство 67,5 75,5 62,1 62,0 28,7 45,9

Животноводство 32,5 24,5 37,9 38,0 71,3 54,1

литикои, направленной на активизацию развития этого сектора на фоне сохраняющейся тенденции сужения потенциала сельскохозяйственных организаций региона. Более высокая доля фермерского сектора в структуре получателей господдержки на животноводство в регионе объясняется отраслевой структурой: на животноводство приходится 54,1 % от валовой продукции сельского хозяйства Республики Дагестан, при 24,5 % в России и 37,9 % в Северо-Кавказском федеральном округе (табл. 3).

Катализатором развития малого бизнеса на селе стал национальный проект «Развитие АПК». Его направления были детализированы и расширены в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012гг. В настоящее время государственная поддержка малым формам хозяйствования на селе оказывается также в рамках ряда федеральных целевых и ведомственных программ. Кроме того, малые формы хозяйствования на селе получают помощь в рамках программы развития малого предпринимательства Минэкономразвития России. Реализуются и соответствующие программы в субъектах Российской Федерации.

Учитывая возрастающее значение сельского предпринимательства в экономике аграрного сектора и то, что большинство созданных крестьянских (фермерских) хозяйств не имеет необходимой производственной базы, в качестве ключевого направления было определено стимулирование развития малых форм агробизнеса посредством вовлечения их в систему субсидируемого кредитования.

500

р 400

300

200

100

2006 2007 2008

1 'Число КФХ, получивших кредиты ""

Рис. 2. Динамика кредитования КФХ в Дагестане в рамках национального проекта «РазвитиеАПК» в 2006—2009гг., млнруб.

К сожалению, из-за низкого залогового обеспечения маломощных фермерских хозяйств республики, данная форма господдержки с момента ее введения для многих хозяйства все еще остается труднодоступной (рис. 2).

Так, в республике за 2006—2009 гг. ежегодно получали субсидируемые кредиты в среднем по 70—80 хозяйств, что не оказывало практически никакого влияния на повышение конкурентоспособности этого сектора хозяйствования. Авторами установлено, что зачетыре года всего 0,6 % фермерскиххо-зяйств от их общего числа сумели воспользоваться льготным кредитованием. В России этот показатель в среднем равен 22,8 %.

Основными кредиторами малых форм хозяйствования в среднем по стране в 2009 г. являлись:

— ОАО «Роосельхозбанк» — 76 % от общей суммы кредитования;

— ОАО «Сбербанк России» — 16,5 % от общей суммы кредитования;

— сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы — 6,5 % от общей суммы кредитования.

Однако в Республике Дагестан 95 % объемов кредитования малого агробизнеса приходится на ОАО «Россельхозбанк».

В то же время средний размер полученного кредита в Дагестане в расчете на одно КФХ составил 3 823 тыс. руб. при 1 221 тыс. руб. по стране (табл. 4).

Одним из инструментов поддержки малого агробизнеса должны выступить создаваемые в рамках нацпроекта сельскохозяйственные потребительские

кооперативы (СПоК). В 2010 г. в аграрном секторе республики было зарегистрировано более 90 кооперативов. 248,5 млн руб. кредитов получили 33 СПоК, что составляет 7 530тыс. руб. на один кооператив. Несмотря на такую ощутимую государственную поддержку, практически ни один из

100

X

е

2009 Сумма кредитов

Таблица 4

Объемы привлеченных кредитных ресурсов малыми формами хозяйствования на селе в России и Республике Дагестан в 2006—2009 гг.

Наименование Республика Дагестан Россия

Количество, ед Сумма, млн руб. На одно хозяйство, тыс. руб. Процент от общего числа получивших кредит Количество, ед Сумма, млрд руб На одно хозяйство, тыс. руб. Процент от общего числа получивших кредит

Личные подсобные хозяйства населения 16 196 4 108 254 4,1 1 025,0 141,7 138 5,9

Крестьянские (фермерские) хозяйства 246 940,4 3 823 0,6 59,3 72,4 1221 22,8

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы 33 248,5 7 530 41,8 6,2 17,5 2 792 94,2

Всего... 16475 5296,7 322 3,9 615,8 135,9 221 3,5

получивших кредит кооперативов не сумел развернуть предусмотренную уставом деятельность в интересах учредивших их фермеров и личных подсобных хозяйств (ЛПХ). В России на один СПоК получен кредит в среднем на сумму 2 792тыс. руб. В большинстве регионов сельскохозяйственная потребительская кооперация начинает играть роль ведущего игрока в обслуживании малых форм хозяйствования.

По состоянию на 01.10.2010 в субъектах Российской Федерации зарегистрировано 6 654 сельскохозяйственных кооператива различных направлений деятельности, в том числе кредитных — 1 761, перерабатывающих — 1 142, снабженческих и сбытовых — 3 737.

Из зарегистрированных кооперативов фактически работают 4 457, или 67,0 % от общего числа. Согласно сводным данным, 2,5 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без кредитных) представили бухгалтерскую отчетность о своей деятельности за 2009 г., в них состоят 51810 членов, из которых 80,5% — личные подсобные хозяйства и 5,5% — крестьянские (фермерские) хозяйства.

Проведенный анализ показал, что, несмотря на относительно высокие темпы роста количественных параметров крестьянских (фермерских) хозяйств региона, по основным качественным параметрам развития Республика Дагестан заметно уступает общероссийской динамике. В частности, среднегодовой надой на одну корову в КФХ

региона в 2009 г. почти в три раза ниже, чем по России. В 2009 он составил всего 1 200 кг при 3 268 кг в целом по стране (рис. 3).

Важным направлением развития малого бизнеса на селе является повышение уровня технической оснащенности хозяйств и улучшения породного состава сельскохозяйственных животных. Основным механизмом реализации этого направления является прежде всего государственный лизинг.

С 2002 г. ОАО «Росагролизинг» малым формам хозяйствования страны поставлено свыше 6 тыс. единиц техники на сумму 8 млрд руб., что составляет более 17 % от общего объема, и около 45 тыс. голов племенных животных на сумму 1,9 млрд руб. — 18 %от общего объема.

Условия государственного лизинга постоянно пересматриваются для обеспечения доступа малых форм хозяйствования к этой форме государственной поддержки. Важно, что 50% заключенных напрямую договоров в настоящее время составляют договоры с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Специально для фермерских хозяйств предусмотрена льготная система гарантийного обеспече-

3 500

зооо

2 253

2 500 2 000 1500 доз 1000 500 0

2 401

2 538

2 565 2 607 2 642 2 714 2 746

3 268

1047

989

915

896

979 1042 1068

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1194 1 200

2000 2001 2002

2003 2004 Россия ■

2005 2006 * Дагестан

2007 2008 2009

Рис. 3. Динамика надоя молока на одну корову в КФХ РФ и Республике Дагестан

в 2000—2009гг., кг/год

ния лизинга: залог или поручительство предоставляются только на сумму одного годового платежа по договору. Например, если срокдоговорализинга 10 лет, то обеспечение будет необходимо на 10 % от суммы договора лизинга.

Нередко утверждается, что основную государственную поддержку получают сельскохозяйственные организации (СХО), хотя на них приходится соразмерный с фермерским сектором удельный вес в структуре агропроизводства региона. Однако исследования авторов показывают, что объем оказываемой господдержки в расчете на рубль произведенной валовой продукции среди СХО и КФХ имеет тенденцию к сближению (рис. 4). Как показывает анализ данных рис. 4, в России этот показатель в 2009г. составил 10,2коп. в СХО при 6,4коп. в КФХ. В Дагестане — 10,4 и 6,9коп. соответственно.

Очевидно, что сектор КФХ и другие формы малого агробизнеса обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития. Это позволит внести существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий и роста занятости сельского населения, снижения скрытой безработицы. Но есть определенные проблемы, которые препятствуют повышению производительности и устойчивому развитию.

Поэтому задача государства — создать экономические и институциональные условия, а также снять барьеры, препятствующие повышению производительности КФХ.

Рост эффективности государственной поддержки фермерских хозяйств является одним из важных условий поступательного развития агропромышленного комплекса, наращивания производства сельхозпродукции, укрепления продовольственной безопасности, повышения уровня занятости и доходов сельского населения, решения других социальных проблем сельских территорий.

12 10

8 6 4 2 0

10,2

6,4

3,6

Россия

Северо-Кавказский федеральный округ

□ СХО

КФХ

Рис. 4. Объем государственной поддержки на рубль произведенной продукции сельского хозяйства в 2009г., коп.

Одна из самых острых проблем, сдерживающих развитие фермерского сектора, — его низкая доходность. В цепочке «производство-переработка—реализация» сельскохозяйственный товаропроизводитель, будучи ключевым звеном, занимает по доходности подчиненное место, и его доля в розничной цене конечного продукта необоснованно мала. Значительная часть малых форм хозяйствования на селе господдержки не получает, поскольку не имеет залоговой базы и поручителей

Несмотря на рост государственных расходов на нужды АПК, наблюдающийся в последние годы, российское крестьянство все еще имеет значительно меньшую поддержку со стороны государства, чем сельское хозяйство государств-конкурентов.

В целях стимулирования дальнейшего развития фермерского сектора государственную поддержку необходимо сосредоточить на следующих направлениях.

1. Предусмотреть финансирование фермерства и других малых форм хозяйствования на селе отдельной строкой в государственном бюджете.

2. Изменить порядок выдачи субсидий для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, перейдя от субсидирования процентных ставок по кредитам к прямой поддержке, выдавать им кредиты с учетом субсидированных процентных ставок.

3. Обеспечить реализацию мер, предусматривающих снижение процентной ставки по кредитам, предоставляемым малым формам хозяйствования на селе.

4. Увеличить размеры средств государственной поддержки, выделяемой сельхозтоваропроизводителям на страховые цели, исходя из потребностей страхования от природных рисков.

5. Внести изменения в порядок предоставления средств, предусмотренных программой поддержки малого предпринимательства Минэкономразвития РФ, с целью включения сельского хозяйства в число

приоритетных направлений оказания поддержки. Предусмотреть выделение квоты для малых сельских предпринимателей в рамках данной программы.

6. Обеспечить доступ малых форм хозяйствования к рынкам сельскохозяйственной продукции. Для этого необходимо предпринять следующие шаги: — стимулировать организацию рынков выходного дня;

10,4

6,9

Республика Дагестан

— продолжить организацию сети кооперативных рынков;

— способствовать более полному вовлечению малых форм хозяйствования в кооперацию по реализации продукции.

7. Усилить государственную поддержку развития производственной инфраструктуры малых форм хозяйствования, включая строительство мощностей по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции.

8. Считать целесообразным организацию для субъектов малого предпринимательства бизнес-инкубаторов, демонстрационных инновационных участков (площадок, ферм), в том числе в форме пилотных проектов, с финансированием их создания и содержания за счет средств бюджетов Российской Федерации в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012гг. и программ субъектов Российской Федерации.

9. Оказывать содействие формированию целостной государственной многоуровневой инновационной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников малых хозяйственных форм с использованием для этих целей стационарных, дистанционных и мобильных форм обучения. Включить в учебные планы и программы учебных заведений сельскохозяйственного профиля специальные курсы по ведению малого бизнеса на селе. Увеличить выпуск соответствующей учебной, методологической, справочной и просветительской литературы.

В целях повышения уровня занятости и доходов сельского населения необходимо:

— расширить круг хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидированных кредитов на организацию несельскохозяйственной деятельности, включив в него все физические и юридические лица, организующие и регистрирующие свою деятельность в несельскохозяйственной сфере в сельской местности;

— включить сельский туризм, ремесленничество и другие виды несельскохозяйственной предпринимательской деятельности на селе (сдача жилья в наем, предоставление транспортных, экскурсионных, бытовых, других услуг) в перечень имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента;

— расширить виды ресурсной поддержки малых форм хозяйствования в несельскохозяйственной сфере (гранты, целевые субсидии, займы, товарные инвестиции и др.), а также формы залогового обеспечения предоставления кредитных, в том числе субсидированных ресурсов.

Список литературы

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 1995—2009. Статистический сборник. Росстат. М. 2009.

2. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. 1997—2009. Статистический сборник. Росстат. М. 2009.

3. URL:http://www.gks.ru.

4. URL:http://www.mcx.ru.

5. URL:http://www.akkor.ru.

6. URL:http://www.mcxdag.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.