Научная статья на тему 'Развитие креативных способностей в контексте современной образовательной среды'

Развитие креативных способностей в контексте современной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / CREATIVITY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF EDUCATION / GOALS OF EDUCATION / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровинская Дарья Николаевна

Статья посвящена выявлению оснований взаимосвязи креативности и современной образовательной среды, сформировавшейся в России. Автор предпринял попытку охарактеризовать базовые элементы в системе высшего образования: ценности, цели и средства, которые влияют на развитие креативных способностей выпускников программ бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of creative abilities in the context of the modern educational environment

The article is devoted to revealing the bases of interrelation of creativity and modern educational environment, which is formed in Russia. The author made an attempt to characterize the basic elements in the system of higher education: the values, goals and means that influence the development of the creative abilities of graduates of undergraduate programs.

Текст научной работы на тему «Развитие креативных способностей в контексте современной образовательной среды»

Наука, культура и образование ====================

Д.Н. БОРОВИНСКАЯ кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования БУ ВО ХМАО-Югры Сургутского государственного педагогического университета *

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Изменения, происходящие в современном обществе, формирование новой научной парадигмы, фундаментальный социопсихологический сдвиг, распространение глобальных информационных потоков, изменение характера и форм организации производительных сил и превалирование информационных ресурсов, глобализация экономики, изменения в системе человеческой деятельности, ее объективных характеристиках и мотивации, изменения во внутренней структуре деятельности, развитие высоких технологий... Все это и многое другое обусловливает необходимость разрешения человеком сложных социальных, экономических, политических, экологических и ряда других задач. Более того, все эти изменения способствуют повышенному осознанию собственной индивидуальности - тех черт, которые делают нас неповторимыми.

Изменения приводят к тому, что объективно востребованы такие специфические характеристики человека, как креативность, активность, которые могут способствовать прогрессивному развитию общества в целом, сохранению и выживанию цивилизации'.

Креативность выступает инструментом прогресса общества, гарантом его благополучия и безопасности. Современная цивилизация порой балансирует на грани самоуничтожения - экономического, экологического, политического. Грамотное использование результатов креативного мышления как удачной комбинации знаний в различных сферах жизнедеятельности способствует решению стоящих перед обществом проблем.

«Креативность включает способность к синтезу. Результатом креативного синтеза может быть изобретение какого-либо устройства, разра-

* Боровинская Дарья Николаевна, e-mail: [email protected]

1 См.: Боровинская Д.Н. Креативно-информационная модель человека: философский анализ социальных взаимосвязей: Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - 128 с.

ботка теории, понимание проблемы, ведущее к ее решению, или создание значимого произведения искусства»2.

Креативность - это нацеленность на решение многочисленных проблем, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Создание новых и полезных идей возможно в результате анализа проблем и определения ограничений уже существующих решений, что, в свою очередь, обуславливает влияние критического мышления на развитие креативности3.

Именно нестандартные решения могут предотвратить попытки самоуничтожения, которые уже случались в истории человечества. Мы можем просто «не успеть» ответить на вызовы, выдвигаемые внешней средой - природой, космосом, глобализацией, негативными последствиями конкуренции мировых держав.

Так или иначе, обществу необходимы креативно мыслящие люди. Оно нуждается в них.

Образовательная среда

Человек формируется в соответствии с принятыми в культуре ценностями, нормами, принципами, которые сегодня ориентируют на развитие «высококонцептуальных» компонентов компетенций. Таких, как умение создавать художественную красоту, распознавать тенденции и возможности, разрабатывать и продвигать уникальные проекты в различных областях деятельности, формировать смысловой ряд, реализовывать потенциальные возможности и, наконец, «постоянно изобретать нечто, в чем мир нуждается, но не подозревает об этом»4.

Согласно обобщающей классификации теорий креативности, в качестве предмета исследования зарубежными авторами выделяется среда, влияющая на развитие креативных способностей5.

В свою очередь, используя понятие среды, мы в своем исследовании не будем ограничиваться такими терминами, как «условия», «влияния», «факторы», а расширим рамки, включив в содержательную часть активное начало субъекта, осваивающего жизненную среду посредством таких свойств, как инициативность, стремление к чему-либо прогрессивному, упорство, чувствительность к проблемам, гибкость, новизна, способность к преобразованиям и разработкам. На этом, собственно, и должна выстраиваться современная образовательная среда.

2 Boden M.A. The creative mind: Myths and mechanisms, second edition. Routledge Taylor and Francis Group London and New York, 2004. Р. 220.

3 Lau Joe Y.F. An Introduction to Critical Thinking and Creativity: Think More, Think Better. Wiley. 2011. Р. 216.

4 Роу А.Дж. Креативное мышление / Пер. с англ. В.А. Островский. М.: НТ Пресс, 2007. С. 20.

5 См.: Hallman R.J. The Necessary and Sufficient Conditions of Creativity / John Curtis Gowan, George D. Demos, E. Paul Torrance Creativity Its Educational Implications. John Wiley and Sons, Inc. New York, 1967. Р. 18; Любард Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности: пер. с фр. М.: «Когито-Центр», 2009. - 215 с.; Amabile T.M. Social psychology of creativity: A consensual assessment technique. Journal of Personality and Social Psychology, 43 (5). 1982; Lubart T. L., Sternberg R.J. An investment approach to creativity: Theory and data, in S.M. Smith, T.B. Ward and R.A. Finke, The creative cognition approach, Cambridge, MIT Press, 1995.

Более того, университеты высшей школы являются ядром креативности, так как, с точки зрения Р. Флориды, выступают центрами передовых технологий, обладают поразительным свойством притягивать талантливых людей, а также способствуют созданию прогрессивного, открытого и терпимого человеческого климата, что во многом позволяет привлекать к изысканиям членов креативного класса6.

Ориентируясь на утверждение, что креативность есть способность, развиваемая в образовательных процессах, в своем исследовании мы предпримем попытку охарактеризовать базовые элементы в системе высшего образования: ценности, цели и средства, поскольку, согласно классификации исследований креативности, автор соотносит систему высшего образования со средой, где возникает и развивается креативность. И ответим на вопрос, способствует ли сформировавшаяся в России образовательная среда развитию креативных способностей выпускников программ бакалавриата?

Исходя из ценностных ориентиров, в отечественной литературе авторы исследуют несколько типов образовательной среды. Этические принципы - наслаждения, пользы, личного совершенствования и агапизма раскрываются в модели Р.Г. Апресяна7. Характеристика «безмятежной», «догматической», «карьерной» и «творческой» образовательных сред изложена в работах В.А. Ясвина8, И.В. Мелик-Гайказян, Е.Н. Роготневой9 и

др.

В методологическом плане такая классификация в современной трактовке представляется чрезвычайно перспективной. Следуя определению каждого типа образовательной среды и их предназначению, которые предлагают сегодня отечественные авторы, все четыре типа в той или иной мере ориентируют на осмысление и развитие отдельно взятого компонента компетенции, связанного с креативностью. Безмятежная образовательная среда способствует тому, что личность умеет последовательно меняться вслед за изменяющимися обстоятельствами жизни. Догматическая образовательная среда формирует упорство, тогда как при выборе карьерной образовательной среды личность умеет комбинировать правильные решения поставленных задач, которые еще не имеют традиционных решений.

6 См.: Florida R., Tinagli I. Europe in the creative age / R. Florida, I. Tinagli. Pittsburgh: Carnegie Mellon Software industry center funding provided by the Alfred P. Sloan foundation, co-published in Europe with Demos, 2004. - 48 p.; Florida R., Mellander C. The Creative Class or Human Capital? Explaining Regional Development in Sweden / R. Florida, C. Mellander. Toronto: The Martin Prosperity Institute at The Joseph L. Rotman School of Management, University of Toronto, 2006. - 39 p.

7 См.: Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995; Апресян Р.Г. Ценностные парадигмы воспитания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. № 1.

8 См.: Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. - 365 с.

9 См.: Мелик-Гайказян И.В., Роготнева Е.Н. Две стороны эффективности образовательных систем // Образование в Сибири. 2005. № 1.

И, наконец, творческая образовательная среда способствует проявлению активности, свободы и высокой требовательности к себе10.

Творческая образовательная система определяется возможностями научных школ, ориентированных на индивидуальный подход подготовки студентов. При этом, согласно И.В. Мелик-Гайказян, творческая образовательная система не может быть массовой - в противоположность, например, безмятежной образовательной системе, в пределах которой возможно обнаружение склонности человека к специфике задач, решаемых им в жизни.

Однако не согласимся с мнением, что «творческая и безмятежная системы способны быть эффективными только «в чистом виде». Примеси в виде процедур иных технологий, например, выставление оценок и регламентация занятий, в лучшем случае превращают обучение в фарс, поскольку это нарушает свободу выбора конкретного занятия (регламентация в учебном плане) и свободы в самостоятельном определении меры своих достижений (выставление оценок кем-то, а не самим учеником)»11.

Во-первых, в приложении к рабочему учебному плану подготовки бакалавров основу вариативной части составляют дисциплины по выбору, тематика которых весьма разнообразна, а содержание формируется с учетом потребностей и запросов общества. Согласно современным образовательным стандартам, выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа. Одной из наиболее распространенных компетенций в образовательных стандартах для педагогических направлений подготовки является способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятель-

Л о

ность, развивать творческие способности (ПК-7)

Во-вторых, процесс активного формирования универсальных учебных действий с позиций деятельностной научной школы в результате дает возможность студенту самому оценивать собственную деятельность с точки зрения соответствия ее целям. Изначально у студента формируется образ результата на основании ряда действий: определение, средством чего будет служить результат действия; определение, какими свойствами должен обладать результат, чтобы выполнять свое назначение; обоснование необходимости каждого требования, указание последствия его невыполнения.

Затем осуществляется оценка предполагаемого результата через определение показателей выполнения требований к результату; построение

10 Мелик-Гайказян И.В. Методология моделирования творческой образовательной системы // Эпистемология креативности / Отв. ред. Е.Н. Князева. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С. 189-191.

11 Там же. С. 191-192.

12 Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Электронный ресурс - Режим доступа: http://fgosvo.ru, свободный.

шкалы оценки уровня выполнения требований к результату; определение способов оценки достигнутых результатов действия13.

Все это способствует тому, чтобы научить студента учиться через осознание собственных действий. Ставить проблемы (практические, исследовательские), проектировать решения сложных проблем или разрабатывать гипотезы, ставить цели и планировать действия или осваивать способы проверки гипотезы14.

Вернемся к вопросу о функционировании творческой и безмятежной образовательной среды. Проблема здесь заключается в другом. К сожалению, предотвращение фарса, о котором говорит И.В. Мелик-Гайказян, а именно - не нарушение свободы, не гарантирует эффективности образовательной системы.

Более того, реализация ценностных ориентиров современного студента очень часто осуществляется через нарушение его свободы. И это вовсе не означает отсутствие возможности развития творческой среды. Скорее, развитие в этом направлении происходит через отрицание.

Другой аспект анализа образовательной среды - это цели и средства, которые сегодня влияют на формирование актуальных способностей учащихся.

В процессе подготовки бакалавров активно используются системно-деятельностный, практико-ориентированный и компетентностный подходы, которые реализуются с учетом специфики профессиональной сферы будущих выпускников. Компетентностный подход, по мнению ряда специалистов, ориентирован на реализацию поисковой и творческой деятельности, что, в свою очередь, должно способствовать формированию необходимых выпускнику умений в области профессиональной деятельности. А наличие практического результата в рамках разрабатываемых курсов должно способствовать проверке уровня сформированности ряда компетенций, обозначенных в стандартах и предусмотренных моделью бакалавра различных направлений подготовки.

Практико-ориентированное обучение предполагает создание разнообразных форм профессиональной занятости бакалавров, а также форм контроля - с целью выполнения ими реальных задач практической деятельности по осваиваемому направлению подготовки. Таким образом, формирование профессиональных навыков бакалавров осуществляется через решение различного рода конкретных практических задач. Эти задачи, как правило, направлены на развитие познавательных процессов. В ходе решения задач анализу подвергаются не только условия формирования и развития профессиональной сферы, но и способы ее эффективной организации.

Не менее важным направлением в реализации практикоори-ентированного обучения является организация учебной и производствен-

13 См.: Лазарев В.С. Концептуальная модель формирования профессиональных умений у студентов // Вестник СурГПУ, 2 (13), 2011. С. 5-13.

14 См.: Лазарев В.С. Рекомендации для учителей по формированию практических и познавательных умений учащихся в проектной деятельности. Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 40 с.

ной практик, нацеленных на развитие и закрепление общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

В целом сегодня определена общая стратегия обучения бакалавров, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования разработаны и разрабатываются учебные программы и планы обучения. Однако проблема заключается в том, что в погоне за соблюдением принципа связи с практикой в образовательном процессе происходит определенный дисбаланс, при котором остро встает вопрос качества образования. Недостаточное внимание к базовым принципам системы высшего образования - фундаментальности и тесной взаимосвязи науки и образования - накладывает свой отпечаток и на развитие личностных и профессиональных характеристик будущих выпускников.

Подводя итог, отметим, что необходимость изменения качественного уровня образовательной среды, сформировавшейся в России, будет способствовать более динамичному развитию креативных способностей учащихся. Ведь их трансформация возможна именно с точки зрения изменения ценностных ориентиров. Тогда как с позиции образовательного процесса это должно быть постоянное погружение в иные нестандартные условия, выход из зоны комфорта, что позволит студентам раскрывать свой потенциал, изменять и достигать определенного совершенства на благо общества.

Боровинская Д.Н. Развитие креативных способностей в контексте современной образовательной среды. Статья посвящена выявлению оснований взаимосвязи креативности и современной образовательной среды, сформировавшейся в России. Автор предпринял попытку охарактеризовать базовые элементы в системе высшего образования: ценности, цели и средства, которые влияют на развитие креативных способностей выпускников программ бакалавриата.

Ключевые слова: креативность, образовательная среда, аксиологические основания образования, цели образования, компетенции.

Borovinskaya D.N. Development of creative abilities in the context of the modern educational environment. The article is devoted to revealing the bases of interrelation of creativity and modern educational environment,

which is formed in Russia. The author made an attempt to characterize the basic elements in the system of higher education: the values, goals and means that influence the development of the creative abilities of graduates of undergraduate programs.

Key words: creativity, educational environment, axiological foundations of education, the goals of education, competencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.