3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики : учебник для студентов вузов. Москва : Музыка, 1968. 675 с.
4. Либерман Е. Творческое отношение к авторскому тексту как педагогическая проблема // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя : сборник трудов. Вып. 68 / Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных ; отв. редактор канд. пед. наук Б. Л. Кременштейн. Москва, 1983. 168 с.
5. Скребков С. Развитие слуха студентов-вокалистов // Советская музыка. 1951. № 7. С. 68—70.
References
1. Gotsdiner A. Didactic fundamentals of musical development of the student. Questions of musical pedagogy, Issue 2. Moscow, Muzyka Publ. [Music Publ.], 1980, pp. 11—24.
2. Grigor'ev V. Iu. On some psychological aspects of the work of the teacher-musician. Questions of musical pedagogy, Issue 8. Moscow, Muzyka Publ. [Music Publ.], 1987, pp. 44—53.
3. Dmitriev L. B. Basics of vocal technique. Moscow, Muzyka Publ. [Music Publ.], 1968. 675 p.
4. Liberman E. Creative approach to the author's text as a pedagogical problem. Questions of education of the performing musician, Issue 68. Moscow, 1983. 168 p.
5. Skrebkov S. The development of hearing students vocalists. Soviet music. 1951, № 7, pp. 68—70.
^^АЭБИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИАНИСТОВ
УДК 372.878:785 Б. Т. Тулегенова
Детская музыкальная школа г. Астана, Казахстан
Статья исследует теоретические основы развития креативности у учеников фортепианного отделения. Креативность исследуется как категория психолого-педагогического знания, анализируются методы её развития в педагогической науке и практике, характеризуются особенности исполнительской деятельности как разновидности музыкального творчества, конкретизируется содержание понятия «креативность» применительно к профессиональной деятельности пианиста, обосновывается её структура.
Ключевые слова: критерии развития креативности, техника исполнения музыки, компоненты креативности.
B . T . Tu leg enova
Children's Music School, Astana, Kazakhstan
THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN THE PROCESS OF LEARNING PIANO
The article examines the theoretical basis for the development of creativity in students of the piano Department. Creativity is studied as a category of psycho-pedagogical knowledge, the methods of its development in pedagogical science and practice are analyzed, the features of performing activities as a kind of musical creativity are characterized, the concept of "creativity" in relation to professional activities of a pianist is concretized and its structure is substantiated. Keywords: criteria for the development of creativity, performance technique, components of creativity.
ТУЛЕГЕНОВА БИБИГУЛЬ ТУЛЕУГАЛМЕВНА — преподаватель детской музыкальной школы г. Астана,
Казахстан 193
TULEGENOVA BIBIGUL TOLEUGALIEVA — teacher of children's music school, Astana, Kazakhstan
e-mail: [email protected] © Тулегенова Б. Т., 2015
Современное общество ставит перед системой образования разносторонние задачи, связанные не только с обеспечением качества профессиональной подготовки специалистов, но и с предоставлением возможностей для раскрытия творческого потенциала личности. Современные исследования в основном аккумулируют системность и комплексность музыкального образования в рамках подготовки специалистов для сферы искусства и культуры, людей творческих профессий, призванных нестандартно мыслить и неординарно решать творческие задачи. Таким образом, креативность необходимо развивать на всех этапах обучения музыке: в музыкальной школе, колледже, вузе, и независимо от того, будет ли учащийся профессиональным музыкантом или просвещённым любителем.
Одной из специфических творческих профессий является профессия пианиста. В то же время вопросам подготовки пианистов в системе профессионального музыкального образования посвящено небольшое количество научно-методических трудов, в которых рассматриваются основы техники исполнения музыки, теоретические и методические аспекты преподавания дисциплин исполнительского профиля (М. ф. Гнесин, О. А. Евлахов, А. ф. Муров, Е. И. Месснер).
Государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «фортепиано» в число важнейших профессиональных компетенций, которыми должен овладеть будущий пианист, включает: способность воспроизвести оригинальную концепцию музыкального произведения, выстраивать его форму и музыкальную драматургию, находить нестандартные художественные решения.
Но готовить музыканта к решению подобных задач необходимо уже на этапах раннего обучения. Конечно, в детской музыкальной школе сложность исполняемых произведений несопоставима с репертуаром консерватории.
Ребёнку нельзя ставить задачу «воспроизвести оригинальную концепцию произведения», педагог должен помочь ребёнку войти в
образный мир исполняемой пьесы и воспроизвести его, выстраивая форму и музыкальную драматургию. Педагог должен указать пути к этому. Образный мир пьесы может быть раскрыт путём создания ассоциативных связей с явлениями жизни, доступными учащемуся. Это могут стихи, картинки из книг, ассоциации из известных детям фильмов, прочитанных книг, а также примеры жизненных ситуаций. Выстраивание формы произведения начинается из тщательного анализа ремарок, сопровождающих нотный текст, воспроизведения указаний композитора. педагог должен помочь ребёнку прочувствовать и эмоционально воспроизвести все этапы развития пьесы.
Эффективность действий педагога определяется многими факторами, в их числе: знание возрастной психологии детей, умение развивать природную музыкальную одарённость ребёнка, его художественный вкус. Важно в процессе обучения детей расширять их слуховой опыт, музыкальную эрудицию, технику исполнительства, а также развивать их личностные качества, важнейшим среди которых является креативность.
Креативность трактуется как общая способность к творчеству, способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления; как качество личности, способствующее творческой активности и самореализации человека. Данное качество характеризует не только сущность фортепианного творчества, что позволяет отнести его в разряд важных качеств личности любого человека. Таким образом, качества креативности, приобретённые в процессе обучения в музыкальной школе, останутся у ребёнка навсегда и будут проявляться на всех этапах его жизни в любом виде деятельности.
несмотря на большое количество научных трудов по проблемам развития креативности, написанных в основном в русле общей психологии, применительно к фортепианной деятельности данная категория исследована недостаточно. В музыковедческих исследовани-
ях, раскрывающих особенности творческого процесса исполнителя (М. П. Блинова, А. И. Климовицкий, А. И. Муха), подчёркивается важность для исполнительской деятельности умений нестандартно мыслить, находить нетрадиционные способы решения творческих задач, неординарные подходы к воплощению художественных образов, однако это не связывается с развитием креативности.
В музыкально-педагогической литературе данная проблематика рассматривается, как правило, во взаимосвязи с вопросами одарённости и развития творческих способностей студентов в процессе музыкального обучения и воспитания (Н. А. Ветлугина, Е. Д. Критская, Н. Г. Тагильцева, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, В. О. Усачева, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр, Е. И. Юдина).
Развитие креативности у детей в процессе обучения игре на фортепиано будет более успешным, если педагог построит обучение на основе последовательного развития мотивации к творческим экспериментам и поискам, интеллектуально-поисковых умений, личностных качеств, активизирующих художественную фантазию и воображение.
Понятие «креативность» применительно к деятельности пианиста — это профессионально важное личностное качество, интегрирующее интеллектуально-творческую активность, склонность к экспериментированию, стремление к новизне, позволяющее находить нетрадиционные пути решения творческих задач, осуществлять нестандартные комбинации различных музыкальных элементов, генерировать оригинальные художественные идеи, создавать неординарные авторские концепции и реализовывать их в музыкальных про-изведениях1 [1]. Поэтому надо готовить детей на ранних этапах обучения к формированию у них структурных составляющих креативности.
Структура креативности включает три взаимосвязанных компонента: мотивацион-
1 Сизова Е. Р. факторы конкурентоспособности специалиста-музыканта в современном социуме. Челябинск : ЧИМ, 2003. С. 7—10.
ный (направленность личности на освоение ценностей музыкального искусства и самореализацию в творчестве, стремление к новому знанию, мотивация на успех); интеллектуальный (гибкость мышления и беглость мыслительных операций); личностный (чувствительность, эмоциональная реактивность, способность к фантазированию, склонность к импровизации).
Особенности фортепианного исполнительства определяются специфическим типом мышления, интегрирующим субъективное и объективное, рациональное и эмоциональное начала; взаимосвязью мышления с воображением, что позволяет синтезировать разнообразные художественные и жизненные впечатления, создавать новые образы и воплощать их в оригинальных творческих продуктах с помощью индивидуальных авторских средств музыкального языка.
Взаимосвязь развития креативности и становления индивидуального исполнительского стиля основывается на единстве личностных и профессиональных компонентов мастерства пианиста, на общих подходах накопленных знаний и опыта музыканта. Другими словами, речь идёт о воспроизводстве освоенных образцов через трансформацию и преобразование к рождению новых оригинальных идей и формированию собственного стиля деятельности. Креативность в построении процесса обучения пианистов позволит, с одной стороны, отразить индивидуальный внутренний мир, систему ценностей, мировоззрение, художественные предпочтения и приоритеты, а с другой — осуществить комплексное развитие личностных и профессиональных качеств, обеспечить постоянное самообразование и самосовершенствование, обусловливающее достижение вершин профессионального мастерства и самореализацию в профессии.
Рассмотрим психолого-педагогические аспекты формирования музыкальной памяти в процессе развития креативности при обучении фортепианному исполнительству.
Музыкальная память — важнейшая способность для профессионального музыкан-
та. Обусловленная генетическими предпосылками, она формируется на основе музыкальной деятельности, которая представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности, в которой задействованы многие каналы восприятия и соответственно — виды памяти. Понимание сложного, многосоставного характера деятельности музыканта и, соответственно, участия в ней различных видов памяти есть необходимая предпосылка продуктивного обучения и воспитания музыканта-профессионала.
Остановимся на особенностях эмоциональной памяти. Эмоциональная память — это память на пережитые чувства и состояния. Она участвует во всех видах памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях и в искусстве. Эмоции сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются отношения с окружающим миром. пережитые и сохранённые в памяти чувства формируют эмоциональную память, иначе говоря, эмоциональный мир человека, они выступают как сигналы, которые развивают способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, герою художественного произведения, эмоционально воспринимать и расшифровывать интонации человеческой речи и интонации речи музыкальной. Эмоциональная память является тем источником, откуда музыкант берёт ассоциации, вносимые им в исполняемое (интонируемое) произведение. И чем богаче эмоциональный мир музыканта, тем глубже и богаче его интерпретации, тем больше он привлекает слушателей. Многие трудности разучивания музыкальных произведений можно преодолеть, если педагог активно использует в учебном процессе образные ассоциации, обращается к произведениям изобразительного искусства, литературы и к жизненным ситуациям.
немаловажное значение имеет и образная память. Образная память — это память на запоминание, сохранение и воспроизводство ранее воспринятых предметов и явлений действительности.
В формировании образной и эмоциональной памяти, помимо явлений действительности, особенную роль играют музыкальные произведения, которые музыкант играет и слушает. произведение искусства есть концентрированный, образно-эмоциональный опыт многих поколений. Обучение настоящего музыканта должно опираться на широкий опыт музыки, искусства и человеческой культуры в целом.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, музыкальных, речевых, природных. для музыканта-профессионала слуховая память — основа его деятельности. Эта память обусловлена генетическими предпосылками, но над её обогащением и развитием профессиональный музыкант работает всю свою жизнь.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Этот вид памяти предполагает развитую способность к воображению и различению изобразительных знаков (в нашем случае знаков нотной записи музыки).
двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение достаточно сложных и многообразных движений. Этот вид памяти, наряду со слуховой, также составляет основу музыкально-исполнительской деятельности. Характер и совершенство этой памяти напрямую связаны с формированием виртуозно-исполнительских качеств музыканта.
В устных музыкальных культурах (традиционные культуры Азии, джаз, современная виды эстрадной и поп-музыки), где передача, хранение и воспроизводство музыкальной информации осуществляются слуховым путём без опоры на какую-либо систему письменной фиксации звукового текста, задействованы в неразрывном единстве слуховая, двигательная, эмоциональная память. Зрительная память играет в этих музыкальных системах подчинённую роль. Известны способы заучивания произведений «с рук», когда активно включается зрительный анализатор.
Таким образом, при современном обучении используются сразу несколько каналов памяти: слуховой, зрительный, двигательный (применительно к музыкальной деятельности точнее выражение тактильно-моторный, ибо в нём задействованы, помимо моторных, и тонкие тактильные ощущения), эмоциональный и логический.
В детском возрасте у человека активно работает эмоционально-образный тип памяти, логическое мышление формируется позже. Это делает нотное обучение детей на начальном этапе особо сложным.
Учёт того фактора, что передача музыкальной информации естественными, сложившимся в человеческой культуре путями (например, фольклор) опиралась на единство слухового, двигательного (игра на инструменте, танец) и эмоционального анализаторов, предполагает особую методику обучения детей на начальных этапах. Не все музыкально одарённые дети выдерживают нагрузку на память каналов на начальном этапе обучения. Это одна из причин отсева музыкально одарённых детей в начальных классах музыкальных школ. Они бросают школу, но если ребёнок действительно одарён, то в подростковом возрасте он включается в музыкальную деятельность, не требующую знания нот. Это, как правило, дворовое музицирование на гитаре, которое может перерасти либо в активное участие в самодеятельности, в бардовскую деятельность или даже в профессиональную деятельность на эстраде, в поп-музыке, джазе. Как правило, уже в подростковом или чуть более позднем возрасте эти дети легко усваивают ноты.
Чтобы сохранить действительно музыкально одарённых детей в мире классической, профессиональной музыки и предотвратить их уход в устные сферы деятельности, необходимо приучать их к современному нотному обучению постепенно. Сначала допустимо обучать детей с рук, с включением зрительной, тактильной и слуховой памяти. Знакомя с нотами, вводить их в обу-
чение игре на инструменте следует постепенно, когда у ребёнка уже сформируется и в какой-то степени автоматизируется связь двигательно-тактильных, слуховых и эмоциональных представлений. На основе автоматизации этих связей подключение зрительной и логической памяти произойдёт не так болезненно. В этом плане интересна методика обучения в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Там действуют подготовительные группы обучения детей, куда набирают пятилеток. Их начинают обучать «с рук» (зрительная память), развивают слух (музыкальная память), прослушивают большое количество музыкальных произведений (эмоционально-образная память), учат писать и читать ноты (аналитическая память). Всё это для того, чтобы к началу основного школьного обучения у них автоматизировались мотор-но-слуховые связи и постепенно включились и развились четыре вида памяти (слуховая, тактильная, зрительная и аналитическая). Музыкальное обучение на основе нот, когда создаются связи между эмоционально-слу-хо-моторным комплексом и аналитической памятью, уже не создаёт для них перенапряжения.
Анализ научных исследований и реальной педагогической практики в музыкальных школах показывает, что в современной системе обучения пианистов, ввиду высокой технологической сложности этой профессии, приоритет отдаётся освоению средств музыкального языка и техники исполнения музыки. Развитие креативности как важного качества личности, к сожалению, не входит в число первоочередных задач обучения. Вместе с тем, как было указано выше, это одна из важнейших задач обучения. Многолетний педагогический опыт работы с детьми даёт нам основание утверждать, что развитие креативности в музыкальном образовании — это многогранный системный процесс, без которого невозможно обойтись при подготовке профессиональных пианистов.