УДК 378
Богданова Елена Юрьевна
Кубанский государственный университет denisenko vit@yandex. т
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩЕГО АРХИТЕКТОРА НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ УРОВНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Применение педагогической технологии в комплексе с тестированием на всех этапах обучения, направленной на развитие креативности абитуриентов и учащихся архитектурного техникума создают прочный фундамент для формирования профессиональных компетентностей и творческой активности будущих архитекторов.
Ключевые слова: креативность, творческие способности, педагогическая технология, тестирование, среднее профессиональное архитектурное образование.
Все более возрастающая потребность общества в подготовке высокопрофес сиональных творческих архитекторов определяет актуальность проблемы формирования их креативности, уже на уровне пропедевтики и среднего профессионального образования.
Цель нашей работы - создание педагогической технологии формирования и развития креативности будущего архитектора на пропедевтическом уровне профессионального обучения.
Проблема модернизации архитектурного профессионального образования глобальна и разно-планова. Несомненно, одно - уже на пропедевтическом уровне в профессиональном обучении творческим специальностям самое важное место должно занимать развитие личностной креативности.
Понятие креативности как потребности человека исследовать, приобретать новые знания, принимать оригинальные решения определил Дж. Гилфорд. В результате теоретической работы и надежных экспериментальных данных, он выявил прямую зависимость между уровнем интеллекта и креативностью [1].
Продолжая исследования креативности как творческой способности, П. Торренс разработал серию тестов диагностики уровня креативности, в том числе и в сфере творческого мышления. Использование подобных тестов для определения и последующего развития уровня интеллектуально-творческого потенциала личности играет немаловажную роль на уровне пропедевтики и в системе среднего профессионального архитектурного образования. В свою очередь, использование педагогом индивидуального творческого подхода к обучению и поиск новых методов обучения стимулирует креативность обучаемых. Наше исследование показало, что это способству-
ет созданию благоприятных педагогических условий для творчества, появлению новых идей и новых взглядов на привычные вещи.
Некоторые педагоги понятие креативности ошибочно отождествляют со специальными творческими способностями. Психологической наукой и педагогической практикой установлено, что креативность ? это качество личности, имеющее интеллектуальные предпосылки и ее можно и нужно развивать. Креативность характеризуется особым типом творческого мышления, развитым воображением, эстетикой мировосприятия, отсутствием алгоритма деятельности, желанием продуктивного действия в условиях новизны. Согласно концепции Дж. Гилфорда и П. Торренса, креативность рассматривается как самобытная разновидность дивергентного мышления личности допускающее варьирование путей решения проблемы и приводящее к неожиданным выводам и результатам.
Специалисты отмечают, что в основе творчества лежит синтез процессов логического мышления и воображения, которые взаимодополня-ют друг друга и их значение не одинаково на разных этапах творческого процесса. Л. Кинг писал об этом: «Почти все рождаются с потенциальной способностью к творчеству Однако расцветет она, зачахнет или останется нереализованной -во многом дело случая. Преимущественно это зависит от несбалансированности наших образовательных систем, которые нацелены на развитие способностей к критическому мышлению, в ущерб способностям мыслить творчески. Печальное следствие такого положения - практически полная невостребованость и не использование нашего творческого потенциала» [2, с. 115].
В справедливости этого высказывания мы не раз убеждались в процессе экспериментального
94
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Богданова Е.Ю., 2010
внедрения педагогической технологии, направленной на развитие потенциальных творческих способностей юных архитекторов в специальных группах пропедевтической подготовки для поступления в архитектурный техникум.
Результативному творчеству в значительной степени способствуют личностные качества. На основе обобщения большого их количества учеными, было выделено 12 наиболее значимых качеств характеризующих творческую личность: осознанность, оригинальность, независимость, склонность к риску, энергичность, артистичность, заинтересованность, чувство юмора, тяга к сложности, непредубежденность, потребность в одиночестве, интуитивность [3].
Креативность не всегда приводит к созданию творческого продукта деятельности, даже в сочетании с личностными качествами. В связи с этим психологи говорят о «наивной» и «культурной» креативности [2]. В первом случае - это способность создавать что-нибудь новое, которая есть у большинства детей и которая ослабевает по мере их взросления. Во втором случае - это способность к продуктивному творчеству, основанная как на опыте, так и на интеллектуальных способностях.
Задачи педагога, работающего на уровне начального профессионального образования, складываются из:
а) создания предпосылок расширения творческого потенциала будущею созидателя, зодчего;
б) развития базы знаний и умений, накопление и систематизация того запаса информации, на основе которого можно творить что-то новое;
в) совершенствования изобразительных и конструкторских навыков, необходимых для последующей творческой деятельности;
г) создания атмосферы, располагающей к творчеству и отсутствие критики на стадии зарождения идей, преодоление внутренних ограничений, препятствующих видению проблемы в новом ракурсе.
Наша педагогическая практика и экспериментальные данные показывают, что шансы на творческое решение задачи возрастают, если удается не только создать условия проблемной ситуации, но и показать аналогии ее разрешения примерами из мирового архитектурного опыта. Мы согласны с утверждением А.В. Хуторского, который писал: «Чтобы перейти от репродуктивного обучения к творческому, деятельность должна органи-
зовываться таким образом, чтобы она приводила к получению учеником качественно новых результатов, как в обучении, так и в его развитии» [4].
Опираясь на большой практический опыт работы с одаренными детьми в области изобразительного искусства и архитектуры, мы выделяем несколько положений комплексного метода развития креативности в учебном процессе. Кратко их можно сформировать так: синтез, анализ и практика, т.е. способность созерцать, осмысливать и созидать.
Результаты вступительных экзаменов на архитектурные специальности не всегда показательны в плане творческих способностей абитуриентов. Вполне вероятно, что часть их может быть «натаскана» на конкретные задания по рисунку, композиции и черчению, и оказывается не способна решать творческие задачи в процессе обучения. Поэтому на начальном этапе архитектурного образования педагогу чрезвычайно важно знать реальный уровень творческого потенциала студентов для того чтобы смоделировать программу творческого развития личности и более качественно реализовывать все этапы профессионального обучения. В психолого-педагогичес-кой практике диагностика творческого потенциала личности часто определяется с помощью тестов. Наиболее известные и часто применяемые из них: тест П. Торренса «фигурная форма» и цветовой тест М. Люшера. Так как абитуриенты архитектурно-художественных специальностей более склонны к визуальному восприятию, поэтому и применение различных видов рисуночных тестов для них наиболее приемлемо.
Определившись в требованиях к уровню профессиональных личностных качеств поступающих, мы составили комплект тестовых заданий для вступительных экзаменов и на протяжении 3 лет используем эту эффективную систему профтес-тирования абитуриентов. Комплексное тестирование включает в себя 5 заданий: на зрительную память, образное и абстрактное мышление, цве-товосприятие, личностные качества и профессиональную направленность. Результаты тестирования используются нами в процессе обучения как в целях продуктивного обучения и развития творческой активности, так и в воспитательных целях. Рисующие подростки графическим способом могут «рассказать» о себе гораздо больше, чем в устной беседе. Естественно, что разработка тестов и грамотный их анализ требует от
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
95
педагогов дополнительной подготовки по психологии творчества и возрастной психологии. Систематическое и разнообразное применение тестовых заданий в процессе обучения способствует индивидуализации и активизации творческого обучения.
Другим рычагом развития креативности мы можем считать наполнение новым содержанием не только специальных, но и общеобразовательных учебных дисциплин и расширением профессиональной компетенции выпускника за счет введения факультативных курсов спецдисциплин и курсов дополнительной специализации. Обеспечение высокого уровня интегрированности, учет специфики будущей профессиональной деятельности юных архитекторов отразились в совершенствовании содержания, как на подготовительном уровне, так и на уровне обучения студентов младших курсов.
Нами было установлено, что у многих студентов 1-2 курсов выявляются большие сложности с композицией, цветовосприятием и формообразованием. Традиционные законы композиции и основы цветоведения изучаются в рамках программы рисунка, архитектурной графики, но это не создает целостной системы. Введение разработанных нами факультативных курсов по основам композиции и цветоведения, малым архитектурным формам подтвердило их эффективность. Студенты экспериментальных групп при изучении основ архитектурного проектирования на 3 курсе имели более высокий уровень пропедевтической подготовки, по сравнению с обычными группами.
Актуальна потребность в расширении сферы приложения творческих способностей и в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки специалиста. На архитектурном факультете более 10 лет работают курсы дополнительной специализации: САПР и дизайн архитектурной среды (дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, ДНИ в интерьере). Они позволяют изучать дополнительные дисциплины на примере своих курсовых работ, что способствует лучшему их закреплению.
За последние 3 года наполнились новым содержанием такие спецдисциплины - как объемно-пространственная композиция, архитектурная графика, интерьер. Гибкий подход к содержанию учебных спецдисциплин отражается на качестве выпускных курсовых проектов. Введение макетирования
на всех этапах архитектурного проектирования является фактором повышения уровня профессиональной подготовки выпускника и большой их востребованности на рынке труда, что также подтверждает правильность нашего решения.
Поскольку профессиональная деятельность архитектора - это синтез искусства, науки и техники, то и подход на начальном уровне профессионального архитектурного обучения у нас носит дифференцированный, личностный характер. Только учет индивидуально-творческих способностей студентов и создание оптимальных педагогических условий, направленных на их развитие в сочетании с мотивацией успеха приводят к выявлению действительно талантливых студентов. В начальном архитектурном образовании по нашей педагогической технологии педагог должен уметь создать ситуацию успеха и найти побудительную мотивацию к раскрытию творческих способностей обучаемых.
Для активизации процесса профессиональной архитектурной подготовки и развития креативности, как способа архитектурно-дизайнерского мышления, изучения только учебных дисциплин становится явно не достаточно. Требуется, чтобы у студентов уже были определенные навыки творческого метода решения проблем. Изучив опыт работы архитектурных классов при Ростовской Архитектурной Академии и художественной школы «СТАРТ» (Москва), мы пришли к выводу о целесообразности открытия при факультете архитектурной студии творческого развития с многоуровневым обучением, и получили поддержку региональной организации Союза архитекторов. Главной ее идеей является развитие творческого потенциала личности средствами архитектуры и дизайна. Таким образом, мы формируем модель непрерывного профессионального архитектурно -го образования, направленной на совершенствование подготовки специалистов - архитекторов.
Одним из стимулов в профессиональном архитектурном образовании является вовлечение студентов в реальное проектирование на конкурсной основе, участие в научно-исследовательской работе и в профессиональных архитектурных выставках и фестивалях. Активное участие и значительное количество грантов и дипломов, полученных студентами экспериментальных групп, способствует не только повышению их уровня самооценки, но и служит самым значительным показателем креативности учебного процесса от подго-
96
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
товительной группы абитуриентов до конкретной работы над учебно-творческими проектами.
Архитектурное профессиональное образование, как никакое другое, требует полной самоотдачи от педагога и его умения креативно решать учебные проблемы. В творчестве архитектора соединяется стремление ученого к системности и художника к гармонии. Цель архитектурного обучения сводится к овладению определенным творческим методом проектирования в соответствии со своими способностями, характером, мировоззрением и жизненным опытом.
По мнению В.М. Молчанова, профессора Ростовской архитектурной академии; - преодолению стереотипности мышления и творческой инерции, повышению личностной креативности педагога и учащихся в решающей степени будет способствовать внедрение таких методов архитектурного творчества как: ассоциация, преобразование, перевоплощение, инверсия, аналогия, парадокс, фантазия, системный перебор, мозговая атака [5].
Большинство из обозначенных методов мы успешно применяем в нашей педагогической тех-
нологии формирования креативной личности, которая наиболее приемлема на уровне пропедевтического и среднего архитектурного профессионального образования. Мы предпринимаем первые шаги по внедрению новой педагогической технологии архитектурного образования. Ее структура многообразна и динамична. Она, безусловно, будет постоянно модернизироваться и видоизменяться. Ясно одно, сегодня необходимы не только методики по развитию креативности, но и креативные педагогические технологии формирования профессионального архитектурного образования на всех уровнях.
Библиографический список
1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1989.
2. Кинг Л. Тесты на креативность. - СПб., 2005.
3. ЛукА.А. Психология творчества. - М., 1978.
4. Хуторский А.В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. - 2001. - .№1.
5. Молчанов В.М. Основы архитектурного проектирования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
УДК 378
Турыгина Евгения Михайловна
Кубанский государственный университет denisenko vit@yandex. т
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-АРХИТЕКТУРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Излагается теоретический аспект разработанной и экспериментально проверенной методической системы формирования основ колористической культуры будущих инженеров-архитекторов компетентно и профессионально использующих цвет в проектной деятельности.
Ключевые слова: архитектура, колористическая культура, методическая система, образование, цвето-ведение.
Вхождение России в Европейское образовательное пространство предъявляет перед педагогами высшей школы новые требования к личностно-профессиональному развитию будущих инженеров-архитекто-ров. Из множества проблемных вопросов подготовки студентов этой специальности наиболее актуальной является проблема формирования их колористической культуры. Для решения этой проблемы мы поставили цель - разработать методическую систему, предполагающую совокупность содержания форм, средств и методов реализации теоретически обоснованного процесса
обучения, воспитания и развития колористической культуры студентов инженерно-архитектурных факультетов. Под понятием «формирование колористической культуры» мы понимаем взаимообусловленный, целенаправленный процесс личностно-ориентированной деятельности педагога и студентов направленный на:
а) усвоение теоретических знаний по цветовосп-риятию и цветовоспроизведению, посредством применения современных педагогических технологий;
б) творческое применение этих знаний, умений и навыков в создании и реализации архитектурных проектов;
© Турыгина Е.М., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
97