Научная статья на тему 'Развитие корпоративных объединений в России и их типологизация'

Развитие корпоративных объединений в России и их типологизация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
845
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие корпоративных объединений в России и их типологизация»

Раздел III. Экономика предприятий и управление

корпорацией

А.В. Бабикова РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ И ИХ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ

Развитие мировой экономики в последнее время во многом определяется такими факторами, как интеграция и глобализация мирового хозяйства. Рост промышленных предприятий, их взаимодействие, формирование межотраслевых комплексов приводит к необходимости развития теории корпоративного управления. Становление отечественных корпораций еще не закончено, в настоящее время идет поиск наиболее эффективных форм интеграции компаний, а также методов и форм управления ими. Сложность организационных структур, диверсифицированный характер деятельности корпораций, наличие множества управляемых и управляющих элементов требует применения системного подхода как наиболее конструктивного метода решения задачи повышения эффективности управленческих процессов. Разработка методов и моделей управления функционированием социально-экономическими объектами стали в последнее время основным приложением системного анализа. Важную роль в моделировании систем играет классификация, позволяющая разделить системы по различным классификационным признакам в зависимости от решаемой задачи. Целью данного исследования является попытка типологизировать существующие корпоративные, формы проследив закономерности их развития, что в последствии может помочь в разработке моделей управления этими структурами.

В мировой практике сложились различные формы корпоративных

объединений, такие как холдинги, концерны, конгломераты и другие. Предметом данного исследования являются принципы и формы отечественных

корпоративных объединений, которые формировались в процессе изменения политических и экономических условий развития России.

Особенности создания российских корпораций заключаются в том, что они были образованы в результате приватизации в начале 90-х годов. В этот период в стране начались реформационные преобразования, вызванные переходом от плановой экономики к рынку. В результате изменения макроэкономических условий изменилась экономическая сущность хозяйствующих субъектов. Первые корпорации возникли в процессе приватизации, когда собственниками крупных промышленных предприятий стали акционеры преимущественно работники предприятий, или иностранные инвесторы, обладающие достаточными средствами для покупки акций на приватизационных аукционах. В ряде стратегических

отраслей промышленности владельцем контрольного пакета акций осталось

государство, в первую очередь в нефтяной и газовой отраслях. Например, такие объединения межотраслевых и отраслевых холдингов, как РАО «ЕЭС России», «Газпром», были инициированы государством, путем передачи контрольных пакетов акций предприятий в уставной капитал этих холдингов [1].

В рамках существующего правового поля основной организационно-правовой формой функционирования отечественных корпоративных объединений является акционерное общество (АО), обладающее рядом особенностей:

- в АО существует две формы отношений: внутренние - между акционерами и внешние - между корпорацией и ее хозяйственными партнерами;

- корпоративная форма собственности возникает и функционирует одновременно как собственность акционеров и АО в целом. Средства учредителей, идущие в уставной капитал, трансформируются с одной стороны в акции, а с другой стороны в уставной капитал предприятия, обеспечивают стартовые условия деятельности компании;

- владение акциями дает право на осуществление совместного управления и контроля над деятельностью компании, а также право на получение части дохода на вложенный капитал;

- собственность АО выражающаяся в растущих активах позволяет увеличивать финансовый капитал корпорации, наращивая ее экономический потенциал и периодически выплачивать дивиденды из полученной прибыли, привлекая тем самым участников [2].

- Наиболее распространенной формой действующих в России корпоративных объединений являются холдинги и финансовопромышленные группы.

В юридическом порядке понятие «холдинговая компания» было определено в законодательстве о приватизации. Во «Временном положении о холдинговых компаниях», создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, холдинговой компанией признавалось предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Преимущества холдинговых компаний заключаются в возможности централизации многих функций, что ведет к сокращению материальных, финансовых и прочих затрат. Так как дочерние компании являются самостоятельными юридическими лицами и сами несут ответственность по своим обязательствам, можно осуществлять рискованные операции именно в них, обезопасив основные имущественные активы объединения. Для обеспечения контроля над компанией достаточно приобрести контрольный пакет акций (50% +1), и это намного дешевле, чем приобретение целой компании, что определяет преимущества структур холдингового типа по сравнению с другими видами объединений в контексте сделок купли-продажи.

Формирование ФПГ осуществлялось посредством учреждения участниками группы акционерного общества открытого типа в порядке, предусмотренном законодательством России и передачи этими участниками (предприятиями и финансово-кредитными учреждениями) находящихся в их собственности пакетов акций в доверительное управление одному из участников группы. Еще одна возможность создания ФПГ путем приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, а также учреждений и организаций, что сопровождалось высокими затратами, поэтому не получила широкого распространения. Основными структурными подразделениями ФПГ являются:

- управленческий блок (центральная компания группы, консалтинговая фирма);

- кредитно-финансовый блок (коммерческий банк, инвестиционная фирма, страховая компания, пенсионный фонд, лизинговая компания);

- промышленно-конструкторский блок (промышленные компании, ОКБ, НИИ);

- торгово-транспортный блок (торговый дом, транспортная компания) [3].

В общем случае корпоративное объединение представляет собой интеграцию предприятий, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов,

объединивших свои капиталы на определенных условиях с целью

технологической или экономической интеграции, что выражается в повышении конкурентоспособности, эффективности производства, расширении рынков сбыта, создании рациональных технологических и кооперационных связей, привлечения инвестиций [4].

В настоящее время идет поиск наиболее эффективных форм организации, отвечающих требованиям и целям компаний в условиях изменяющейся экономики. Сложность функционирования отечественных корпоративных структур определяется тем, что они объединяют существенно разные по экономической природе структуры (производственные, банковские, научные, торговые), что требует менеджмента высокой квалификации, новых механизмов и методов управления. Проблема управления корпорациями распадается на несколько составных частей, таких как управление производством, персоналом, инвестициями, финансами и др. Сложность организационной структуры интегрированных компаний и диверсифицированный характер их деятельности требует для разработки эффективных механизмов управления учитывать типологические особенности этих фирм.

Предприятия расширяют свои связи, образуя межстрановые корпорации, идет становление международных корпораций и банков, осуществляющих свою деятельность по всему миру. Это ведет к созданию все более сложных форм и принципов организации таких компаний, что требует подробного анализа взаимосвязей между их элементами и изучения характера этих связей. Исследование сложных объектов часто затрудняется тем, что для их описания либо отсутствуют способы непосредственного изучения, либо описательных признаков очень много. Для облегчения задачи из всей совокупности признаков выделяют основные с точки зрения целей и задач и создают модель - заменитель реального объекта. Для того чтобы на моделях получить результаты, сопоставимые с реальностью, выделенные объекты должны быть однозначно определенные. В этом смысле моделирование предполагает наличие классификации или типологии. Создание классификаций, разработка типологий, описание совокупности признаков позволит исследовать выделенные явления с целью дальнейшего научного использования полученных результатов.

Изучая проблему классификации корпоративных структур, следует отметить что в основном существующие классификации отвечают каким-либо определенным целям. Так, например, для выделения корпораций из всех АО, отождествляемых с понятием корпорация в начале экономических реформ, используются признаки: крупные размеры, межотраслевой охват,

транснациональная сфера деятельности [5]. Подобное деление необходимо прежде всего для выделения корпоративных структур из множества существующих организационных форм с целью проследить эволюционное развитие корпораций и дать определение понятию «корпорация» с институциональной и экономической точек зрения. В настоящее время происходит поиск новых организационных структур объединений, отвечающих требованиям времени, поэтому подобное деление очень узкое и не охватывает всего многообразия функционирующих в настоящее время корпораций, а также не позволяет проследить тенденции их развития.

Активно идущие процессы глобализации и интеграции, находят свое отражение в формировании новых форм объединения предприятий, что однако не вытесняет уже сложившиеся формы интеграции. С позиции новых методов решения проблем организационного управления, обусловленных усложнением структуры объединений, наиболее удачна классификация корпораций на

холдинговые и нехолдинговые, так как управление и контроль в холдинговой структуре основан на том, что центральная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий [6].

Нехолдинговые формы управления и контроля основаны на соглашениях различной формы, что определяет степень контроля над финансами, ресурсами, и другими элементами. Указанное деление отражает централизацию властных полномочий и помогает выработать механизмы управления структурами подобных типов.

Наиболее подходящими к корпоративным образованиям, сформированным в России, учитывающими особенности их создания, степень имущественного контроля, а также в некоторой степени отражающими особенности управления корпорациями, являются следующие классификационные признаки:

1. по степени глубины обоснований целесообразности их создания и ожидаемой эффективности;

2. по роли государства в их образовании;

3. по характеру целепологания;

4. по мотивации своего ресурсного обеспечения;

5. по характеру деятельности лидирующих предприятий (организаций);

6. по степени консолидации имущества в рамках вновь образованной центральной (управляющей) компании;

7. по характеру глубиной отработки и реализации принципов интегрированного (корпоративного) управления [7].

Для всестороннего теоретического исследования корпоративных структур необходима более расширенная типология, учитывающая многогранность этого сложного экономического объекта. На наш взгляд, для более объективного рассмотрения корпоративных объединений с точки зрения регионального распространения, централизации управления приведенную классификацию необходимо дополнить признаками: централизация управления, способ

объединения, степень территориальной локализации.

При управлении компаниями, объединившими большие объемы капиталов, возникают проблемы эффективного распределения ресурсов, снижения производственных издержек, что выражается в ухудшении координации деятельности этих компаний. Максимальная централизация управления способствует решению таких проблем путем формирования управленческого аппарата, состоящего из функциональных департаментов. Однако диверсификация деятельности компаний сопровождается расширением прибыльных направлений деятельности, что усложняет производственный аппарат. Это приводит к увеличению потоков информации и затруднении получения всех необходимых для эффективного управления данных. В централизованном аппарате возникают проблемы коммуникации и контроля, которые можно решить, увеличивая число уровней корпоративной иерархии [8]. В связи с этим необходимо внести в классификацию признак централизации управления.

В зависимости от целей интеграции компании могут выбирать способы объединения, выделяемые как признак классификации. Это могут быть объединение капиталов, имущества, акций или соглашения. В зависимости от имущественных связей внутри компании распределяются полномочия и доли доходов. Некоторые формы интеграции позволяют фирмам получить все преимущества интеграции, в то же время сохранить юридическую и экономическую самостоятельность.

Исследование развития интегрированных структур показало, что большинство корпораций являются межрегиональными. Объединившись по принципу

горизонтальной интеграции, они включили в свой состав предприятия одной отрасли, находящиеся в различных регионах. Находясь на территории субъекта Федерации, у предприятий возникают вопросы, решаемые только с властями, которые в этом случае фактически являются одной из сторон, оказывающей влияние на деятельность компании независимо от того, владеют они акциями или нет. Трансформация политического и экономического мировоззрения на экономику России актуализирует задачу формирования региональной инвестиционной стратегии корпораций. Крупные корпоративные структуры, располагающие финансовым потенциалом, имеют возможность проведения долгосрочных проектов на определенных территориях, получая в партнеры регионы в лице региональных властей. Поэтому в нашу классификацию добавляется признак различия корпораций по степени территориальной локализации.

Предложенные классификационные признаки, на наш взгляд достаточно объективно описывают особенности и формы действующих корпоративных структур, а также позволяют в некоторой степени учитывать тенденции их развития, что необходимо для дальнейших теоретических исследований феномена корпоративных интегрированных структур.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Паппэ Я.Ш. Российский крупный бизнес как экономический феномен: особенности становления и современного этапа развития // Проблемы прогнозирования. 2002. №1. С.32.

2. Наймушин В.Г. Развитие корпоративного сектора в России // Экономическая наука современной России. 2003. №3. С.64.

3. Дементьев В.Е. Финансово-промышленные группы в российской экономике // Российский экономический журнал. 1998. №6. С.59-60.

4. ЗиновьеваМ.Ю. СПС «Гарант».

5. Страхова Л.П., Бартеньев А.Е. Корпоративные образования в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. №6. С.25.

6. Драчева Е.Л., Либман А.М. Проблемы глобализации и интеграции международного бизнеса и их влияние на российскую экономику // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. №4. С. 112-115.

7. Якутин Ю.В. Корпоративные структуры: вариант типологизации и принципы анализа эффективности // Российский экономический журнал. 1998. №4. С.30-31.

8. Новоженов Д. Организационные структуры в российской экономике // Экономист. 2003. №12. С.66-67.

С. А. Сенченко

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Теоретический анализ исследований в области оценки эффективности корпоративного управления позволяет сделать вывод о наличии различных методов (рис.1). Среди них можно выделить качественные и количественные методы оценки. В группе качественных методик необходимо остановиться на двух максимально приближенных к использованию в современных российских условиях. Это сравнительный метод и метод оценки риска корпоративного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.