СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
УДК 37
Е.А. Иванова
педагог-психолог МБОУ СОШ № 42 г. Белгорода
г. Белгород, РФ E-mail: ivanova-sch42@mail. ru Н.В. Мазур
Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 42 г. Белгорода
г. Белгород, РФ E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Известно, что ритмическая гимнастика оказывает благоприятную роль в оздоровлении занимающихся, способствует максимальному гармоничному физическому развитию, обеспечивает формирование жизненно важных физических качеств. С этой точки зрения ритмическая гимнастика может служить мощным средством физического воспитания школьников. В зависимости от подбора средств ритмическую гимнастику можно использовать для любого контингента занимающихся, в том числе для детей младшего школьного возраста. Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности. Полученный фактический материал может быть использован учителями физической культуры в своей практической деятельности на уроках физической культуры и на секционных занятиях по ритмической гимнастике.
Ключевые слова
Ритмическая гимнастика, координационные способности, младший школьный возраст.
Координация - это способность осваивать новые движения, т.е. быстро обучаться, а также способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Таким образом, координация - это сложное, комплексное качество.
Установлено, что с 7 до 11-12 лет в развитии координации движений происходят значительные изменения. Подвижность нервно-мышечной системы достигает высокого развития [1, стр.18]. Дети чутко откликаются на упражнения, направленные на совершенствование мышечного чувства - различие амплитуды движений и темпа, степени напряжения и расслабления мышц, чувство времени и пространства. Упущенные возможности в развитии координационных способностей у детей младшего школьного возраста, практически очень трудно, а иногда и невозможно наверстать в последующих классах, следовательно, младший школьный возраст является сенситивным для развития координационных способностей. [2, стр.102]
Однако на сегодняшний момент обозначается основная проблема, которая заключается в недостаточной разработанности методики развития координационных способностей с использованием средств ритмической гимнастики у детей младшего школьного возраста. [3, стр.75].
Таким образом, цель нашего исследования: разработать и экспериментально обосновать методику развития координационных способностей детей 7-9 лет, основанную на использовании средств ритмической гимнастики.
Объект исследования: Развитие координационных способностей у младших школьников на занятиях ритмической гимнастикой.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей младших школьников на занятиях ритмической гимнастикой.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
Новизна исследования заключается в получении новых фактических данных о влиянии средств ритмической гимнастики на координационные способности детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость. Полученный фактический материал может быть использован учителями физической культуры в своей практической деятельности на уроках физической культуры и на секционных занятиях по ритмической гимнастике.
1. Для получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методики исследования изучалась литература о ритмической гимнастике, её видах, особенностях использования в младшем школьном возрасте. Была изучена характеристика средств и методов ритмической гимнастики. Анализировалась литература о координационных способностях, их развитии.
2. Педагогические наблюдения. Педагогические наблюдения проводились на занятиях в секциях МБОУ СОШ №42 г. Белгорода. Наблюдения велись за детьми 7-9 летнего возраста. Непосредственное наблюдение проводилось до педагогического эксперимента для выявления средств и методов, использованных на занятиях по ритмической гимнастике для координационных способностей.
3. Тестирование.
Исходя из анализов литературных источников (В.И.Лях, 1989,1998; В.А.Лагутин, 1996; Л.Д. Назаренко, 2003), использовались тесты, при помощи которых определялись следующие виды КС [4, стр. 34].:
- определение уровня ловкости;
- определение уровня точности;
- способность к сохранению равновесия;
- способность к согласованию движений;
- координационные способности, относящиеся к целостным двигательным действиям (способность к ориентированию в пространстве).
Педагогический эксперимент представлял собой разработку комплекса средств ритмической гимнастики и внедрение его в работу секции ритмической гимнастики МОУ СОШ № 42 г. Белгорода. Был исследован начальный уровень развития координационных способностей у детей 2-3 классов. В эксперименте участвовало 22 ребенка, методом случайной выборки дети были разделены на контрольную и экспериментальную группы, по 11 человек в каждой. Экспериментальные занятия по ритмической гимнастике проводились 3 раза в неделю, 2 из которых проходили по экспериментальной методике по 1,5 часа. В контрольной группе 3 раза в неделю проводились занятия по ритмической гимнастике по традиционной методике. Эксперимент длился с 1 сентября 2017г по 1 мая 2018г. В итоге с помощью тестов были выявлены изменения уровня развития координационных способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
На начальном этапе измерения уровня развития координационных способностей в экспериментальной группе было выявлено, что испытуемые преимущественно имеют средний - 18,2% и низкий уровень - 44,4%, остальные выполнили задания ниже среднего, что составило 37,4%. Средний балл выполнения тестов составил 2,7 балла. При выполнении заданий, отмечалось особое затруднение в тестах на определение равновесия (1,8 бал.), ориентации в пространстве (2,5 бал.) и согласования движения (2,3 бал.).
На заключительном этапе исследования повторное тестирование контрольной и экспериментальной групп показало, что в экспериментальной группе высокий уровень развития координационных способностей у 48,5%, средний уровень развития КС показали 32,3%. Это объясняется тем, что занимающиеся перешли на более высокий уровень развития КС.
В контрольной группе высокий уровень - 12,7%, на этом уровне увеличилось количество занимающихся на 6,1%. Следовательно, можно подтвердить то, что возраст 7- 9 лет достаточно благоприятен для развития КС. Дети в этом возрасте быстро овладевают новыми двигательными действиями даже без специального воздействия на них. Средний уровень выявлен у, 40,4%, низкий уровень развития КС показали 46,9% .
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
Практические рекомендации
Результаты исследования и их анализ позволяют предложить следующие рекомендации.
1. Для выявления показателей координационных способностей детей 7-9 лет целесообразней использовать следующие тесты: на определения ловкости, точности, равновесия, согласования движений, ориентации в пространстве.
2. Для более эффективного совершенствования координационных способностей детей 7-9 лет на занятиях ритмической гимнастикой необходимо использовать упражнения из художественной гимнастики, хореографии, аэробики, с разнообразным музыкальным сопровождением со сменой темпа выполнения.
3. Для наиболее быстрого совершенствования координационных способностей необходимо непрерывное освоение новых упражнений или изменение условий, внешних факторов для выполнения уже изученных. В этих целях рекомендуется использовать метод круговой тренировки.
Список использованной литературы:
1. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста [Текст] /Е.Я. Бондаревский// Развитие двигательных качеств школьников. - М.: Просвещение, 1987. - С.153-177.
2. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать. [Текст] / Пуртова Т.В.- М.: Изд-во Владос, 2003. - 256с.
3. Кузменко М.В. Образно-игровая ритмическая гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / М. В. Кузьменко.- Москва: Кн. и Бизнес , 2007 - 115 с.
4. Лях В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект [Текст] /В.И. Лях//Теория и практика физической культуры.1991.-№3.-С.31-35
© Иванова Е.А., Мазур Н.В., 2018
УДК 378
Имамухаметова Л. Р.
студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
Каримов М.Ф. канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МОДЕЛЕЙ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ
Аннотация
Выделена дидактическая часть изучения студентами младших курсов естественно-математических и технических факультетов высших учебных заведений моделей молекулярной физики.
Ключевые слова
Моделирование действительности, модели газов, жидкостей и твердых тел.
Установлено, что дидактической эффективностью при обучении старшеклассников и студентов естественно-математическим дисциплинам обладает учебное информационное моделирование объектов, процессов и явлений, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
В этой связи рассмотрим учебные темы по молекулярной физике, содержащие особенности моделей