Научная статья на тему 'Развитие координационных и психомоторных способностей дошкольников с задержкой психического развития средствами ритмической гимнастики'

Развитие координационных и психомоторных способностей дошкольников с задержкой психического развития средствами ритмической гимнастики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
587
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ДОШКОЛЬНИК / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / RHYTHMIC GYMNASTICS / THE PRESCHOOL CHILD / A DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна

В тексте статьи представлены результаты экспериментального апробирования применения средств ритмической гимнастики в физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития. Более подробно описано изучение влияния данного средства на развитие координационных и психомоторных способностей у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of coordination and psychomotor abilities of preschool children with a delay of mental development by means of rhythmic gymnastics

In the text of article results of experimental approbation of means of rhythmic gymnastics in physical training of preschool children with a delay of mental development are presented. Studying of given means for development of coordination and psychomotor abilities of children is in more detail described.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных и психомоторных способностей дошкольников с задержкой психического развития средствами ритмической гимнастики»

тельских навыков - необходимых профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел.

В заключение необходимо отметить, что применение метода проблемного обучения в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России с учетом обозначенных ориентиров является мощным средством активизации самосовершенствования обучаемых и действительно способствует повышению эффективности профессиональной подготовки курсантов и слушателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буданов, А.В. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений МВД России / А.В. Буданов, И.А. Латкова ; Академия управления МВД России. - М. : [б.и.], 1997. - 86 с.

2. Горлинский, И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях системы МВД России / И.В. Горлинский ; Академия управления МВД России. - М. : [б.и.], 1997. - 282 с.

3. Образцов, П.И. Дидактика высшей военной школы / П.И. Образцов, В.М. Косухин ; Академия ФАПСИ. - Орел : [б.и.], 2002. - 94 с.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года // Российская газета. - 2005. - 26 апреля.

5. Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на совещании руководства МВД России 29 февраля 2008 года [Электронный ресурс] // http://www.rost.ru.

6. Столяренко, А.М. Юридическая педагогика в МВД : вопросы методологии и теории / А.М. Столяренко ; Академия управления МВД России. - М. : [б.и.], 1999. -296 с.

7. Юридическая педагогика = Juridical pedagogics : учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 021100 "Юриспруденция" / [Кикоть В. Я., Столяренко А.М., Беличева С.А. и др.] ; под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко ; Моск. ун-т МВД России. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2004. - 895 с.

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ И ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК),

Волгоград

Аннотация

В тексте статьи представлены результаты экспериментального апробирования применения средств ритмической гимнастики в физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития. Более подробно описано изучение влияния данного средства на развитие координационных и психомоторных способностей у детей.

Ключевые слова: ритмическая гимнастика, дошкольник, задержка психического развития.

DEVELOPMENT OF COORDINATION AND PSYCHOMOTOR ABILITIES OF

PRESCHOOL CHILDREN WITH A DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT BY MEANS OF RHYTHMIC GYMNASTICS

Svetlana Jurevna Maksimova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, The Volgograd state academy of physical training,

Volgograd

Abstract

In the text of article results of experimental approbation of means of rhythmic gymnastics in physical training of preschool children with a delay of mental development are presented. Studying of given means for development of coordination and psychomotor abilities of children is in more detail described.

Keywords: rhythmic gymnastics, the preschool child, a delay of mental development.

ВВЕДЕНИЕ

Популярная и широко используемая в массовых дошкольных учреждениях ритмическая гимнастика нашла своё применение и в специальных коррекционных детских садах. Среди общей массы дошкольников особую группу составляют дети с отклонениями в состоянии здоровья, для которых особо актуальным является вопрос разработки методик, влияющих не только на всестороннее развитие, но и на коррекцию имеющихся отклонений. Как особая выделяется группа детей, имеющих задержку в психическом развитии (ЗПР). Психологи определяют их состояние как пограничное между нормой и патологией.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

На базе коррекционных образовательных учреждений г. Волгограда был организован и проведён педагогический эксперимент по разработке методики ритмической гимнастики для дошкольников с ЗПР. Поисковый эксперимент показал, что эти дети отстают от своих полноценно развивающихся сверстников в показателях морфофункционального развития, двигательной подготовленности, сформированности физических качеств, в большей мере из которых отстают координационные и психомоторные показатели. Анализ научной литературы, экспериментальные исследовательские данные позволили сделать предположение, что целенаправленное развитие координационных и психомоторных способностей создаст благоприятные предпосылки для коррекции развития дошкольников с ЗПР. С этой целью был организован и проведён педагогический эксперимент, основанный на применении сюжетно-ролевой ритмической гимнастики в качестве основного средства физического воспитания дошкольников с ЗПР.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

В процессе экспериментального года произошли следующие положительные изменения.

Таблица 1

Динамика показателей координационных способностей старших дошкольников в

ходе эксперимента

Показатели координа- ционных способно- стей Э x ±5 К x ±5 Н x ±5 Достоверность различий конечного уровня

Исходный уровень Конечный уровень Исходный уровень Конечный уровень Исходный уровень Конечный уровень Э - К Э - Н К - Н

Тест Озе-рецкого (баллы) 2.2±1.0 4.4±0.6 2.0±0.8 3.1±1.0 4.0±0.6 4.6±0.5 Р<0.05 Р>0.05 Р<0.05

Равновесие прав. нога (с) 24.5±16.4 37±22.4 26.7±24.3 27.8±15.0 35.0±17 44.0±25.1 Р>0.05 Р>0.05 Р<0.05

Равновесие лев. нога (с) 24.1±21.0 34.0±20.1 24.1±16.3 27.6±14.2 30.1±18.3 39.0±8.1 Р>0.05 Р>0.05 Р<0.05

Воспроиз- ведение ритма (баллы) 3.3±1.5 4.4±0.6 3.6±1.1 3.9±0.9 4.1±0.6 4.5±0.8 Р<0.05 Р>0.05 Р<0.05

Согласо- ванность движений (баллы) 1.8±1.1 3.8±0.9 1.6±1.1 3.1±1.2 3.6±1.1 3.9±0.8 Р<0.05 Р>0.05 Р<0.05

Примечание: Э - экспериментальная группа, дети с ЗПР (п=27);

К - контрольная группа, дети с ЗПР (п=27);

Н - контрольная группа, дети массовых детских садов (п=27).

Из таблицы видно, что к концу основного эксперимента наблюдалась стойкая тенденция ускоренного развития координационных способностей интересующей нас группы детей.

Важное для восприятия окружающего мира чувство ритма оценивалось с помощью задания на его воспроизведение движениями рук - хлопками. К окончанию экспериментального года результат вырос в Э группе +1,1 балла, в К +0,3 балла, в Н +0,4 балла, т.е. практически дошкольники экспериментальной группы догнали своих полноценно развивающихся сверстников.

Ярко выраженное отставание по способности к согласованию движений отдельными частями тела, наблюдавшееся у детей с ЗПР, сохранилось к концу эксперимента лишь у контрольной группы.

Предварительные исследования взаимосвязей между различными проявлениями координации движений и психическими процессами показали значительную зависимость последних от развития мелкомоторной координации, определяемой тестом Озе-рецкого. Органическое поражение ЦНС, патологические нарушения деятельности полушарий головного мозга приводят к отставанию развития данной способности. В ходе занятий ритмической гимнастикой укреплялась сила левой и правой кистей, о чём свидетельствуют показатели кистевой динамометрии, более точными и согласованными становились движения рук. К концу экспериментального года показатели Э группы приблизились к контрольной - норме, соответственно оценки были 4,4 балла и 4,6 балла. Одновременно оценка в коррекционной группе К выросла до 3,1, но осталась ниже, чем в вышеуказанных группах.

Результаты тестов, оценивающих способность к удержанию равновесия, также подчёркивают положительные изменения у детей экспериментальной группы. По окончании учебного года время удержания равновесия на левой и на правой ногах у детей коррекционных групп, занимающихся ритмической гимнастикой, выведено на уровень возрастной нормы, что создаёт благоприятные предпосылки для разучивания и становления двигательных навыков.

В таблице 2 представлена динамика изменения показателей психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 2

Динамика показателей психомоторного развития старших дошкольников в ходе

эксперимента

Показатели психомо- торного развития Э X ±д К X ±д Н X ±д Достоверность различий конечного уровня

Исходный уровень Конечный уровень Исходный уровень Конечный уровень Исходный уровень Конечный уровень Э - К Э - Н К - Н

Теппинг-тест (кол-во ударов) 19.8±4.7 25.7±2.6 22.4±3.8 23.5±2.8 24±3.1 28.2±4.6 Р<0.05 Р<0.05 Р<0.05

РДО 1 ошибка реакции (млс) 1.9±0.5 1.4±0.3 1.9±0.8 1.8±0.7 1.8±0.5 1.3±0.4 Р<0.05 Р>0.05 Р<0.05

РДО 2 кол-во точных. попыток 4.4±1.6 6.3±2.2 4.9±1.5 5.7±2.1 7.5±1.7 8.0±1.4 Р>0.05 Р<0.05 Р<0.05

Примечание: Э - экспериментальная группа, дети с ЗПР (п= 27);

К - контрольная группа, дети с ЗПР (n =27);

Н - контрольная группа, дети массовых детских садов (п=27);

РДО - реакция на движущийся объект.

Имеющиеся отклонения у дошкольников с ЗПР по быстроте локальных движений, регистрируемых при помощи теппинг-теста, сохранились к концу эксперимента у контрольной группы. По окончании учебного года испытуемые Э группы (25,7 раза) больше приблизились к показателям Н группы (28,5 раза), по сравнению с К (23,5 раза). Достоверность различий подтверждается между показателями всех групп.

Улучшение скорости локальных движений кисти у детей с ЗПР экспериментальной группы объясняется и увеличением силы кисти, и улучшением качества протекания психомоторных процессов.

Также видна положительная динамика оценки реакции на движущийся объект (РДО 1). Показатели детей экспериментальной группы характеризуют их реакцию как более точную, абсолютная средняя ошибка реакции приблизилась к результатам полноценно развивающихся детей и составила в Э - 1,45 млс, в Н группе - 1,35 млс. Большой динамики результатов в контрольной коррекционной группе по данному показателю пронаблюдать не удалось.

Характеристика состояния нервной системы, определяемая при помощи теста РДО 1, также изменилась (табл. 3). У детей экспериментальной группы снизился процент преждевременных и запаздывающих реакций, определяемых преобладанием процессов возбуждения или торможения в нервной системе, а процент реакций, характеризующих уравновешенность этих нервных процессов, увеличился.

Таблица 3

Распределение различных типов реакции на движущийся объект в ходе эксперимента

детей старшего дошкольного возі эаста по тесту РДО 1, %

Характеристика реакции Э - ЗПР К - ЗПР Н норма

до после до после до после

Преждевременные реакции 30% 16% 32% 29% 10% 11%

Запаздывающие реакции 53% 28% 52% 50% 30% 28%

Уравновешенные реакции 17% 56% 16% 31% 60% 61%

Примечание: Э - экспериментальная группа, дети с ЗПР (п=27);

К - контрольная группа, дети с ЗПР (п=27);

Н - контрольная группа, дети массовых детских садов (п=27);

Второе задание (РДО 2) оценивало способность испытуемых к оценке временных параметров и быстрому реагированию на движущийся объект. У старших дошкольников с ЗПР, занимающихся ритмической гимнастикой, количество точных попыток в этом тесте возросло - 6,3 р и приблизилось к уровню полноценно развивающихся детей - 8 р.

ВЫВОДЫ

Уменьшение ошибки реакции, увеличение количества точных попаданий и улучшение показателей, характеризующих деятельность ЦНС у старших дошкольников экспериментальной группы в данном тесте, позволяет сделать вывод о положительном влиянии занятий по экспериментальной программе на нервную систему дошкольников, что является благоприятным фоном для их физического и психического развития.

БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИЛЫ В

ПАУЭРЛИФТИНГЕ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

Иван Николаевич Манько, ассистент,

Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета (ИФК и дзюдо АГУ), г. Майкоп

Аннотация

В статье показано, что в приседании и тяге максимум силы достигается в начале движения, а для её проявления типичен убывающий характер, причём при вставании в приседании типична двухвершинная кривая проявления силы, для тяги - одновершинная. В жиме максимум силы достигается в начале последней трети движения, а для её проявления характерен режим, близкий к изокинетическому.

Ключевые слова: пауэрлифтинг, проявление силы, особенности.

BIOMECHANICAL FEATURES OF DISPLAY OF FORCE IN POWERLIFTING AT

THE QUALIFIED SPORTSMEN

Ivan Nikilaevich Manko, the assistant,

Institute of physical training and judo Adygei state university,

Maikop

Abstract

The paper proves that squatting and pulling demonstrate maximum force at the beginning of the movement, whereas in general it has a typically descending character. Standing up force is characterized by a bimodal curve, unlike unimodal curve of pulling force. Pressing demonstrates its maximum force at the beginning of the final third of the movement, isokinetic-like mode being necessary for its manifestation.

Keywords: powerlifting, display of force, feature.

Как известно, специфика проявления силы в различных видах спорта является одним из наиболее значимых факторов, определяющих характер применяемых средств и методов развития этого физического качества, планирование силовой подготовки в целом [1-4]. Однако в пауэрлифтинге, молодом, но динамично развивающемся виде спорта, биомеханические особенности проявления силы изучены мало. Это не позволяет объективно, научно обоснованно разрабатывать новые и оценивать существующие средства и методы развития силы в этом виде спорта, определять их место в годичном цикле и многолетней подготовке.

В связи с этим целью исследования являлось изучение биомеханических особенностей проявления силы в упражнениях силового троеборья у квалифицированных пауэрлифтеров.

МЕТОДИКА

Для выявления особенностей проявления силы у квалифицированных пауэр-лифтеров был проведён эксперимент, в ходе которого 12 спортсменов (рост 183±10,3 см, вес 89,7±8,50 кг), имеющих квалификацию кандидат в мастера спорта - 1 разряд (по 6 человек), выполняли классические упражнения силового троеборья на тензоп-латформе.

Регистрация особенностей проявления силы производилась при выполнении приседаний, жима лёжа и тяги с весом, равным 80% от высшего достижения в текущем сезоне у каждого спортсмена.

Достоверность различий выборочных показателей определялась при помощи однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из рис. 1, перед началом движения вниз в приседании вертикальная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.