УДК: 947.088(571.6)
С.А. Власов*
развитие кооперативов и их роль в борьбе с товарным дефицитом на дальнем востоке в годы перестройки
В статье дан анализ деятельности кооперативов на Дальнем Востоке в годы перестройки. В условиях существовавшего товарного дефицита кооперативы должны были содействовать его ликвидации, однако их появление и развитие не устранило нехватку товаров и услуг. Кооператоры воспользовались предоставленной экономической свободой для личного обогащения, получения прибыли любой ценой, включая скупку товаров народного потребления в розничной сети для их последующей перепродажи. Тем самым они фактически усугубили дефицит и способствовали введению карточек на ряд товаров.
Ключевые слова: потребление, дефицит, перестройка, Дальний Восток, кооператив, денежное обращение
Development of cooperatives and their role in the fight against shortages in the Russian Far East during perestroika. SERGEY A. VLASOV (Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of Russian Academy of Sciences)
The article analyzes the activities of cooperatives in the Russian Far East during the period of perestroika. In the context of shortages, cooperatives were designed to contribute to their elimination, however the emergence and development of cooperatives did not neutralized the shortage of goods and services. Cooperators have taken advantage of economic freedom for personal enrichment and profit earning at any cost, including buyup of consumer goods in the retail shops for their subsequent resale. Thus, they actually worsened the shortage of goods and contributed to the introduction of rationing system for a number of goods.
Keywords: consumption, shortage, perestroika, Russian Far East, cooperative, money circulation
На протяжении семидесяти с лишним лет Советской власти потребление продуктов, товаров и услуг являлось одной из самых проблемных сфер советской социально-экономической системы. В довоенный период и первые послевоенные годы низкому уровню потребления были обоснованные оправдания - страна проводила индустриализацию, сначала готовилась к войне, а затем восстанавливалась после её последствий.
Однако в дальнейшем (в 1960-1980-е гг.) дефицит потребительских благ стал неприемлемым. СССР наряду с США являлся мировой супердержавой, у нашей страны были бесспорные, признанные мировым сообществом, достижения в освоении космоса, науке, спорте, искусстве. Но при всем этом по уровню жизни СССР уступал практически всем европейским странам за исключением Албании, многим азиатским стра-
* ВЛАСОВ Сергей Александрович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела социально-политических исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук. E-mail: [email protected] © Власов С.А., 2016
нам и странам Латинской Америки. Не случайно СССР времен Л.И. Брежнева был удостоен уничижительного определения «Верхняя Вольта только с ракетами».
Неразвитость потребительской сферы, нехватка промышленных и продовольственных товаров, низкие стандарты потребления и непритязательность людей - все это было обусловлено целым рядом фактором. Одним из главных был структурный перекос в экономике, когда первостепенное внимание уделялось производству средств производства, развитию промышленности группы «А» в ущерб потребительскому сектору. Эта тенденция была заложена изначально в стратегию советской экономической системы еще при И.В. Сталине в довоенные годы и продолжена в послевоенные.
Ситуация стала меняться с середины 1950-х гг., когда новое руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым приняло ряд мер по подъему материального благосостояния населения: улучшению продовольственного снабжения, производству товаров народного потребления (ТИП), развитию сферы обслуживания и т.д. Однако в последующее время, в годы так называемого «застоя», темпы преобразований в социальной сфере снизились, а «социалка» так и не стала приоритетным направлением в экономической политике государства.
В результате к 1970-м гг. сложилась потребительская система, одним из неотъемлемых свойств которой являлся дефицит на некоторые виды товаров. Он существовал не только по причине недопроизводства. Несмотря на наличие товаров, они не раскупались, не пользовались спросом из-за их низкого качества. Люди попросту игнорировали некрасивые и немодные вещи. Централизованное планирование оказалось не в состоянии учесть ни огромного числа товарных позиций, ни постоянно изменяющихся потребностей людей, которые были подвержены влияниям моды. Несмотря на мощную антибуржуазную и коммунистическую пропаганду, советской системе воспитания так и не удалось добиться равнодушия населения к причудам моды, к стремлению одеваться в соответствии с ее веяниями, приходившими, как правило, с Запада. Советская экономика не смогла обеспечить потребителей востребованными ТИП. Отсюда складывался парадокс - дефицит красивых и модных вещей при затоваривании продукцией отечественного производства [3, с. 12-13].
Вплоть до середины 1980-х гг. советское руководство фактически игнорировало объективно назревшую необходимость кардинальной транс-
формации этого сектора народного хозяйства. Существующая диспропорция в структуре народного хозяйства - приоритет развитию тяжелой промышленности в ущерб легкой - не была преодолена, доля потребительских товаров составляла менее четверти от всего объема промышленного производства [18, с. 11], результатом чего был хронический дефицит на ряд ТИП.
Очевидная несостоятельности государственной социальной политики, не способной в полной мере удовлетворить возросшие запросы населения, была наконец-то признана, когда во главе партии и государства оказалось новое руководство в лице М.С. Горбачева и его соратников. На апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. было заявлено о перестройке экономики страны, в том числе и о приоритетном развитии социальной сферы. С этого времени решению социальных проблем стали уделять повышенное внимание. Практически на всех высших партийно-государственных форумах звучали призывы к повышению благосостояния народа, принимались решения в улучшении дел в сфере потребления товаров и услуг.
На XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.) одной из проблем, которые широко обсуждались, стала проблема производства ТНП. На съезде были приняты решения, способствующие развитию потребительского сектора экономики: укрепление МТБ промышленности, производящей потребительские товары, оснащение её современным оборудованием, увеличены плановые объемы по выпуску ТНП [9, с. 47]. На январском Пленуме ЦК КПСС 1987 г. было заявлено о необходимости правильно решать социальные вопросы, создавать благоприятные условия жизни и быта людей, для чего необходимы более радикальные меры преобразования экономики, включая потребительский сектор [7, с. 365]. Действенным стимулом активизации экономической деятельности виделось расширение применения кооперативных форм производственно-хозяйственной деятельности. В том же году ЦК КПСС принял специальное постановление «Об опыте создания и работы кооперативов в сфере общественного питания и бытового обслуживания населения, производству товаров народного потребления» [17, с. 457-460].
На данные нормативные акты партийные и государственные функционеры возлагали особые надежды. С их точки зрения кооперативы в дополнение к действующей системе государственных предприятий могли бы организовать мелкосерийное производство наиболее востребованных у населения товаров, при этом своевременно и гибко реагируя на изменение потребительского спроса.
ИСТОРИЯ российских РЕГИОНОВ
Кооперативный сектор должен был содействовать не только насыщению рынка товарами повседневного спроса, но и созданию конкуренции государственной экономики. Идеологи перестройки рассчитывали стимулировать экономическую активность производителей и самодеятельность населения, чтобы насытить потребительский рынок необходимыми товарами и услугами, что должно было сократить дефицит, стабилизировать ситуацию с потребительским спросом.
Таким образом, «по инициативе сверху» в 1987 г. в стране, в том числе и на Дальнем Востоке, стали создаваться первые кооперативы. Так, в Хабаровском крае в 1987 г. появились 37 кооперативов по производству товаров народного потребления, 18 - по оказанию бытовых услуг, 9 - по переработке вторичного сырья, 8 - по общественному питанию (Государственный архив Хабаровского края, далее - ГАХК. Ф. 137. Оп. 22. Д. 2139. Л. 77).
Наиболее распространенными видами хозяйственной деятельности новоявленных кооперативов были производство швейных и трикотажных изделий, обуви, товаров кожевенной и текстильной галантереи, сувениров, простейших товаров хозяйственного обихода, а также оказание услуг, пользовавшихся повышенным спросом у населения.
Тем не менее, объемы реализации кооперативами товаров и услуг были незначительными и не играли заметной роли в удовлетворении имевшегося на них спроса. Мы не располагаем данными по Дальнему Востоку, но в РСФСР объем услуг, оказываемых кооперативами, составлял в 1987 г. примерно 0,4% в общем объеме бытовых услуг [6, с. 31].
В определенной мере такое положение можно было объяснить сложностями начального периода становления кооперативного движения: неразвитостью правовой базы, несовершенством кредитных отношений применительно к вопросам выделения средств на приобретение необходимого оборудования, психологической неподготовленностью молодых «предпринимателей» к ведению самостоятельной хозяйственной деятельности. Однако немалую долю вины несли и местные органы власти, которые либо сознательно создавали кооперативам административные барьеры, либо считали их неперспективным в борьбе с товарным дефицитом.
Местные исполкомы и предприятия, при которых создавались кооперативы, затягивали решение вопросов обеспечения их помещениями, оборудованием, сырьем. Те помещения, ко-
торые кооперативам все же удавалось получить от исполкомов, в большинстве случаев требовали капитального ремонта либо оказывались абсолютно не пригодными для производственной деятельности. Некоторые зарегистрированные в установленном порядке кооперативы, не получив поддержки хозяйствующих органов, так и не смогли приступить к работе, а затем прекратили свое существование.
Территориальные органы и базы материально-технического снабжения системы Госснаба также не уделяли должного внимания оказанию помощи кооперативам в приобретении материалов, запасных частей, инструментов и оборудования для производства потребительских товаров.
Кооперативы не подключались к телефонным линиям, не обеспечивались телефонной связью, поэтому не принимались на обслуживание вневедомственной охраной. Органы Госстраха СССР отказывали им в страховании имущества.
Некоторые исполкомы местных Советов народных депутатов и другие органы управления запрещали кооперативам вступать в договорные отношения с предприятиями и учреждениями, ссылаясь на то, что в Примерных уставах кооперативов, утвержденных правительственными постановлениями, такая форма деятельности не была четко оговорена. Иногда исполкомы даже отказывались регистрировать кооперативы, мотивируя это тем, что среди их членов есть лица, занятые в общественном производстве, несмотря на то, что те намеревались работать в кооперативе только в качестве совместителей.
В Хабаровском крае на 1 января 1988 г. было зарегистрировано всего 162 кооператива, из них лишь 34 приступили к работе Кооперативами за 1987 г. было оказано услуг и произведено товаров на 2,8 млн. руб., что составило менее 1% от всех произведенных товаров и услуг в крае. В ряде северных районов края (Тугуро-Чумиканский, Ая-но-Майский) их созданием вообще не занимались (ГАХК. Ф. 137. Оп. 22. Д. 2145. Л. 20).
Что касается граждан, пополнивших растущие ряды кооператоров, то действовавшим на тот момент законодательством было предусмотрено, что в кооперативы могут приниматься, главным образом, лица, не занятые в общественном производстве: пенсионеры, домохозяйки, инвалиды, студенты и учащиеся. В них могли быть также задействованы на основании трудового соглашения работники предприятий, организаций и учреждений в свободное от основной работы время. В середине 1987 г. в РСФСР из лиц, заня-
тых в кооперативном секторе, 65% работали по совместительству, 13% составляли пенсионеры, 8,2% - домохозяйки, 3,2% - студенты и учащиеся, 10% - граждане в трудоспособном возрасте, работавшие только в кооперативе [6, с. 32]. Примерно такое же соотношение было и на Дальнем Востоке. Однако в дальнейшем численность лиц трудоспособного возраста, работавших в кооперативах на постоянной основе, приобрела тенденцию к росту. Участились случаи, когда граждане оставляли работу в государственном секторе и переходили в кооперативы, которые становились для них основным местом трудовой деятельности. Так, в Камчатской области в 1989 г. 97% работающих в кооперативах являлись лица, ушедшие из государственных учреждений, предприятий и организаций [5]. Причем, уходили в кооперативы, как правило, хорошие специалисты, отличные работники.
Важной вехой развития кооперативного движения стал принятый 26 мая 1988 г. Закон «О кооперации в СССР». Как следовало из преамбулы закона, экономическая самостоятельность кооперативов, конкуренция между государственным и кооперативным сектором экономики признавалась движущей силой социально-экономического развития. Положения закона закрепили право кооператива заниматься любыми видами деятельности, за исключением запрещенных законодательством Союза ССР и союзных республик.
С принятием закона о кооперации создание кооперативов по всей стране, включая Дальний Восток, значительно активизировалось, с этого времени начался стремительный рост, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.
Однако, несмотря на стремительный рост кооперативов, лишь незначительная их часть была занята производством ТНП, о чем свидетельствуют данные по Амурской области за 1989 г. Здесь лишь 6% кооперативов были заняты производством ТНП, 21% числились как ремонтно-строительные, 28% работали в бытовом обслуживании и общественном питании. Остальные 45% занимались торгово-закупочной и иными видами деятельности [1]. В целом на Дальнем Востоке доля кооперативов в общем производстве товаров народного потребления в 1989 г. составила всего 0,9%, что было ниже среднего показателя по РСФСР - 1,8% [15, с. 106]. Кооперативам, несмотря на рост их численности, так и не удалось справиться с задачей насыщения потребительского рынка товарами и услугами.
Значительная часть кооперативов ориентировались на выполнение заказов предприятий и организаций, вместо того чтобы работать для населения. Это, прежде всего, касалось ремонтно-строительных кооперативов, в услугах которых особенно нуждалось население. Так, во Владивостоке по итогам 1988 г. из 9 млн. руб. услуг, выполненных кооперативами, лишь 2,3 млн. руб. было оплачено населением [13]. Подобная деятельность кооператоров была вполне объяснима: работая с предприятиями, они получали значительно больший доход при меньших трудозатратах.
Другие кооператоры оказывали посреднические услуги, иначе говоря, занялись не производством, а перепродажей ТНП, что приводило к вымыванию из государственной торговли, прежде всего, товаров, пользующихся спросом у населения, что только усугубляло их дефицит.
Регион 1987 г. 1990 г.
Число кооперативов Объем реализованной продукции, млн. руб. Число кооперативов Объем реализованной продукции, млн. руб.
Приморский край 127 5,7 2340 619,4
Хабаровский край 87 2,3 1647 565,2
Амурская область 50 0,7 673 262, 4
Камчатская область 28 0,5 1032 233,4
Магаданская область 61 0,5 1464 505,6
Сахалинская область 56 1,2 1158 463,9
Таблица 1
Основные показатели деятельности кооперативов по краям и областям Дальнего Востока в 1987-1990 гг.*
* Источник: [10, с. 436; 11, с. 74]
ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
Деятельность кооперативов часто подвергалась критике, поскольку кооперативы создавались не в тех сферах, где ощущался острый недостаток в товарах и бытовых услугах, а там, где можно было заработать «легкие и быстрые» деньги. Это вызывало недовольство жителей региона, которые обращались к властям с требованиями о закрытии некоторых из них.
Массовое распространение получила практика, когда предприятия и учреждения в целях приобретения товаров для своих работников перечисляли безналичные денежные средства кооперативам и через них покупали бытовую технику (холодильники, телевизоры, видеомагнитофоны и пр.), ковры, мебель и другие товары, пользовавшиеся повышенным потребительским спросом. Перекачка безналичных денежных средств в наличные создала дополнительную напряженность на потребительском рынке и крайне отрицательно сказалась на состоянии денежного обращения. До этого безналичные рубли на счетах госпредприятий использовались только для взаиморасчетов: на них нельзя было ничего купить, но они не порождали инфляционных явлений (до той поры, пока не превращались в реальные деньги). Безналичный денежный оборот обслуживал обращение почти всех средств производства, использовался как фонд развития предприятий. Теперь же на руках кооператоров появились значительные денежные суммы, что заметно усиливало давление на товарную массу. В Хабаровске только за девять месяцев 1989 г. кооперативам выдали 78,8 млн. руб. наличных денег, поступивших на их счета в банки безналичным путем. В тоже время кооперативы сдали в банки за этот же период всего 4,8 млн. руб. (ГАХК. Ф. 904. Оп. 10. Д. 2451. Л. 122).
Эта тенденция имела общесоюзный характер и была распространена повсеместно, что послужило началом инфляционных процессов в стране, поскольку правительство, опасаясь нехватки наличности, было вынуждено увеличивать денежную эмиссию. В начале 1990-х гг. в СССР излишек денег в обращении оценивался в 110 млрд. руб. [6, с. 35].
Получившая широкое распространение массовая скупка кооперативами в магазинах розничной торговли ряда товаров усугубила их дефицит. Кооперативы практиковали скупку оптом в магазинах тканей, стройматериалов и ряда других товаров, оставляя тем самым население без них. Местные органы власти пытались бороться с подобными явлениями, но проверки деятельности кооперативов проводились нерегулярно и носили несистемный характер. В Хабаровске в течение 1989 г. проводилось несколько проверок деятельности
кооперативов, в ходе которых у некоторых из них были выявлены нарушения Закона «О кооперации», финансово-хозяйственной деятельности, после чего 13 кооперативов были закрыты (ГАХК. Ф. 904. Оп. 10. Д. 2451. Л. 122).
Недовольство население вызывала не только скупка кооперативами ряда товаров, но и высокие заработки кооператоров. В Камчатской области в торгово-закупочных кооперативах в 1989 г. зарплата составляла 900-1200 руб. в месяц [4]. В Магаданской области среднемесячный заработок в некоторых кооперативах доходил до 1500 руб. [8]. В то время как среднемесячная зарплата по Дальнему Востоку была чуть более 300 руб. [2, с. 176].
Высокие заработки кооператоров были обусловлены возможностью существенно завышать цены на товары и услуги, низкими ставками налогообложения и относительно небольшими окладами, работающих по трудовому соглашению1. Так, во Владивостоке при швейном объединении «Заря» был создан кооператив «Красная мода». Члены кооператива (три чел.) установили себя зарплату в 1000 руб., а 50 наемных работников получали чуть более 200 руб. в месяц [12].
Кооперативы в большинстве случаев игнорировали положение ст. 19 закона о кооперации, согласно которому цены и тарифы на их продукцию и услуги должны отражать общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции и учитывать потребительские свойства и качество товаров. Пользуясь сложившимся дефицитом на потребительском рынке, многие кооперативы устанавливали непомерно высокие цены на свои изделия.
Проверками были вскрыты многочисленные факты спекулятивной перепродажи товаров, приобретенных в государственной торговле, и продуктов питания, которые кооператоры скупали у сельского населения, дачников, садоводов-любителей. Отдельные кооперативы, скупая картофель, овощи, мясо, молочную продукцию, реализовывали их по ценам, превышающим государственные в 2-3 раза.
Нередки были факты поступления на рынки и в торговлю недоброкачественной продукции, произведенной кооперативами, особенно швейных изделий. Практически все товары, реализуемые населению, не имели производственной маркировки, утвержденных товарных знаков. При этом органы Дальстандарта, торговой инспекции, санэпидемстанции, других контролирующих органи-
1 Лица, работающие в кооперативах по трудовому соглашению, в распределении прибыли (в отличие членов кооперативов) не участвовали, несмотря на то что фактически создавали подавляющую часть доходов.
заций не установили действенный контроль за соблюдением кооперативами законодательства о качестве продукции.
Во многом негативные явления в деятельности кооперативов были обусловлены тем, что кооперативное движение не стало приоритетной политикой государства. Вместо этого имели место бесконечные колебания власти и рассуждения по поводу допустимости как кооперативов, так и рыночных отношений в условиях социалистической экономики. Поскольку продуманной государственной политики (как и контроля) в отношении кооперативов не было, большинство кооперативов зарабатывали деньги любой ценой, не беспокоясь о насыщении потребительского рынка качественными товарами и услугами.
Численный рост кооперативов после выхода закона «О кооперации в СССР» не ликвидировал дефицит товаров и услуг, не улучшил положение на потребительском рынке, ситуация там стала существенно ухудшаться с 1989 г. В категорию «дефицита» все чаще попадали простейшие товары повседневного спроса. Социологи отмечали, что если раньше с понятием «дефицит» связывалось представление о модных импортных товарах, не входящих, как правило, в число предметов первой необходимости, то в конце 1980-х гг. его содержание существенно расширилось - теперь как о дефиците говорили о многих дешевых товарах массового спроса [14, с. 7]. В такой ситуации местные органы власти обратились к хорошо известному в СССР и неоднократно апробированному способу решения проблемы - постепенному введению нормированного (по карточкам) распределения товаров повседневного спроса. В 1989 г. в регионе были введены талоны на покупку парфюмерно-косметических товаров, а также хозяйственного мыла и моющих средств. В дальнейшем карточно-талонная система было распространена и на другие товары повседневного спроса.
Введение карточек расценивалась населением как одно из средств достижения социальной справедливости в условиях начала поляризации потребительских возможностей, в том числе и борьбы с «хапугами-кооператорами». Постепенное введение карточек из заведомо частичного, покрывающего локальную недостачу того или иного товара, в дальнейшем стало основным принципом снабжения населения страны, т.е. означало, что правительству, несмотря на разрешение кооперативной деятельности, так и не удалось справиться с дефицитом.
В начале 1990 г. положение на потребительском рынке обострилось, нарастал ажиотажный спрос на продукты питания и потребительские
товары длительного пользования. Прилавки магазинов стремительно пустели, и к осени объем товарных запасов в розничной торговле оказался почти на треть ниже установленного плана. Кооперативный сектор, в котором было занято почти 7 млн. граждан, не мог спасти ситуацию: доля продукции, реализованной кооперативами населению за 1990 г., составляла лишь 15% [6, с. 35]. Как и в предшествующие два года, многие кооперативы, используя свое законное право, предпочитали выполнять заказы предприятий в ущерб насыщению потребительского рынка. Надежды, что кооперативы будут способствовать преодолению товарного дефицита и насыщению потребительского рынка товарами и услугами, не оправдались. Тем не менее, положительный итог деятельности кооперативов всё же был. Кооператоры показали, что в стране появились мощные социальные силы, включающие разные слои населения, готовые и способные развернуть широкую предпринимательскую деятельность в разных экономических формах. Кооперативная деятельность позволила многим кооператорам накопить стартовый капитал для создания частного бизнеса в начале 1990-х гг., который и позволил преодолеть хроническую болезнь советской экономики - дефицит товаров и услуг, хотя породил и новую проблему - нехватку средств у подавляющей массы населения для приобретения товаров широкого потребления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амурская правда. 1989. 4 октября.
2. Ващук А.С. Социальная политика в СССР и её реализация на Дальнем Востоке (середина 40 -80-х годов ХХ в.). Владивосток: Дальнаука, 1998.
3. Ильин В.И. Дуальность структур индивидуального потребления в исторической динамике: от Советского общества к постсоветскому // Лабиринт. 2014. № 2. С. 9-18.
4. Камчатская правда 1989. 15 июня.
5. Камчатская правда. 1989. 5 октября.
6. Кирсанов Р.Г. Развитие кооперативного сектора в период перестройки и его роль в стабилизации потребительского рынка в СССР // Вестник Волгоградского государственного университета. 2014. № 4. С. 30-36.
7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 15. 1985-1988. М.: Политиздат, 1989.
8. Магаданская правда. 1991. 13 сентября.
9. Материалы XXVII съезда КПСС. М: Политиздат, 1986.
10. Народное хозяйство РСФСР в 1987 г. Стат. ежегодник. М., 1988.
ИСТОРИЯ российских РЕГИОНОВ
11. Народное хозяйство РСФСР в 1990 г. Стат. ежегодник. М., 1991.
12. О работе Приморского краевого комитета народного контроля в 1987-1989 гг. // Красное знамя. 1989. 15 сентября.
13. Отчитывается горисполком // Красное знамя. 1988.14 декабря.
14. Рукавишников В.О. Очередь // Социологические исследования. 1989. № 4. С. 3-12.
15. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока: новые явления, проблемы, пути перестройки. Хабаровск: Кн. изд-во, 1991.
16. Социально-экономическое развитие Приморского края за 1989 г. // Красное знамя. 1990. 6 февраля.
17. Справочник партийного работника. Вып. 28. М.: Политиздат, 1988.
18. Якупов Р.А. Система потребления в СССР -России в конце 1980-х - начале 1990-х гг.: на материалах Среднего Поволжья: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Самара, 2010.
REFERENCES
1. Amurskaya pravda. 4 October 1989. (in Russ.)
2. Vashchyk, A.S., 1998. Sotsial'naya politika v SSSR i eyo realizatsiya na Dal'nem Vostoke (seredina 40-80-h godov XX v.) [Social policy in the Soviet Union and its implementation in the Soviet Far East (mid 1940s-1980s)]. Vladivostok: Dalnauka. (in Russ.)
3. Ilyin,V. I.,2014. Dual'noststrukturindividualnogo potrebleniya v istoricheskoy dinamike: ot Sovetskogo obshchestva k postsovetskomu [Duality of individual consumption patterns in historical dynamics: from Soviet to post-Soviet society], Labirint, no. 2, pp. 9-18. (in Russ.)
4. Kamchatskaya pravda. 15 June 1989. (in Russ.)
5. Kamchatskaya pravda. 5 October 1989. (in Russ.)
6. Kirsanov, R.G., 2014. Razvitie kooperativnogo sektora v period perestroiki i ego rol' v stabilizatsii potrebitelskogo rinka v SSSR [The development of the cooperative sector in the period of perestroika and its role in the stabilization of consumer market in the USSR], Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 4, pp. 30-36. (in Russ.)
7. KPSS v rezolutsiyakh i resheniyakh s'ezdov, konferentsii i plenumov TsK. [CPSU in resolutions
and decisions of congresses, conferences and plenums of Central Committee.]. Vol. 15. Moskva: Politizdat, 1989. (in Russ.)
8. Magadanskaya pravda. 13 September 1991. (in Russ.)
9. Materiali XXVII s'ezda KPSS [Materials of the XXVIIth Congress of CPSU]. Moskva: Politizdat, 1986. (in Russ.)
10. Narodnoe khozyaistvo RSFSR v 1987 g. Stat. ezhegodnik [The national economy of the RSFSR in 1987. A yearbook]. Moskva: Financy i statistika, 1988. (in Russ.)
11. Narodnoe khozyaistvo RSFSR v 1990 g. Stat. ezhegodnik [The national economy of the RSFSR in 1990. A yearbook]. Moskva: Financy i statistika, 1991. (in Russ.)
12. O rabote Primorskogo kraevogo komiteta narodnogo kontrolya v 1987-1989. [On the work ofthe Primorsky Regional Committee of People's control in 1987-1989], Krasnoe znamya, 15 September 1989. (in Russ.)
13. Otchitivaetsya gorispolkom [Executive Committee reports], Krasnoe znamya, 14 December 1988. (in Russ.)
14. Rukavishnikov, V.O., 1989. Ochered' [Queue], Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 4, pp. 3-12 (in Russ.)
15. Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie Dalnego Vostoka: novie yavleniya, problemi, puti perestroyki [Socio-economic development of the Russian Far East: new developments, problems and ways of restructuring]. Khabarovsk: Kn. Izdatel'stvo, 1991. (in Russ.)
16. Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie Primorskogo kraya za 1989 g. [Socio-economic development of Primorsky region in 1989], Krasnoe znamya, 6 February 1990. (in Russ.)
17. Spravochnik partiinogo rabotnika [Reference book for a party official]. Vol. 28. Moskva: Politizdat, 1988. (in Russ.)
18. Yakupov, R.A., 2010. Sistema potrebleniya v SSSR - Rossii v kontse 1980-kh - nachale 1990-kh gg.: na materialakh Srednego Povolzhya [System of consumption in the USSR - Russia in the late 1980s -early 1990s: the case of Middle Volga region], avtoreferat dissertatsii kandidata istoricheskikh nauk. Samara. (in Russ.)
106 ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 1 • 2016