Научная статья на тему 'Техника модульного оригами как средство развития творческих способностей школьников'

Техника модульного оригами как средство развития творческих способностей школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / ОРИГАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кихтенко Сергей Николаевич, Сухорукова Анна Дмитриевна

Формирование индивидуального своеобразия личности на различных этапах ее становления является одной из наиболее актуальных проблем как теоретических, так и практических психолого-педагогических исследований. При этом развитие детского творчества определяется как важнейшее условие самореализации ребенка. В статье рассматриваются методологические основы развития творческих способностей школьников во внеурочной деятельности по программе «Волшебный мир оригами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Техника модульного оригами как средство развития творческих способностей школьников»

10. Кибенко, Е. И. Формирование культуры здоровья посредством привлечения студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Том 9. - № 5/2. - С. 196 - 200.

11. Матвеев, А. П. Программа для общеобразовательных учреждений по физической культуре 1-4 классы / А. П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2008. - 32 с.

12. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816с.

13. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2007. - 480 с.

С.Н. Кихтенко, А.Д. Сухорукова

ТЕХНИКА МОДУЛЬНОГО ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Формирование индивидуального своеобразия личности на различных этапах ее становления является одной из наиболее актуальных проблем как теоретических, так и практических психолого-педагогических исследований. При этом развитие детского творчества определяется как важнейшее условие самореализации ребенка. В статье рассматриваются методологические основы развития творческих способностей школьников во внеурочной деятельности по программе «Волшебный мир оригами».

Ключевые слова: творческие способности, программа обучения, оригами.

S. N. Kikhtenko, A. D. Sukhorukova

THE TECHNIQUE OF MODULAR ORIGAMI AS A MEANS DEVELOPMENT OF CREATIVE

ABILITIES OF PUPILS

Abstract. The formation of individual identity at various stages of its formation is one of the most urgent problems of both theoretical and practical psychological and pedagogical research. At the same time, the development of children's creativity is defined as the most important condition for the child's self-realization. The article discusses the methodological basis for the development of creative abilities of schoolchild in extracurricular activities under the program "The magical world of origami."

Key words: creativity, training program, origami.

Формирование индивидуального своеобразия личности на различных этапах ее становления является одной из наиболее актуальных проблем как теоретических, так и практических психолого-педагогических исследований [2], [3]. При этом развитие детского творчества определяется как важнейшее условие самореализации ребенка. В психологической литературе развитие творческих способностей детей рассматривается в связи с развитием таких психических функций, как детское воображение и мышление, детская деятельность, детская одаренность и другие.

В обыденном сознании под творческими способностями понимается предрасположенность индивида к разнообразным видам художественной деятельности, таким как рисование, пение, игра на различных музыкальных инструментах, желание писать стихи и музыку и т. п. Что же на самом деле подразумевают под творческими способностями?

Л. А. Венгер полагал, что «способности есть индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, определяющие успешность выполнения какой-либо деятельности, и они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка» [1, с. 24].

Творчество, также как и креативность, относятся к числу понятий более объемных и широких, предполагающих активную созидательную деятельность индивида, часто не вписывающуюся в традиционный стиль мышления, приводящую к появлению новых идей и решений, казалось бы, обычных, стандартных задач.

Школьный период развития творческих способностей является наиболее важным. Именно здесь следует активно вовлекать ребенка в деятельность, имеющую творческий характер, которая заставляет думать, познавать, сопоставлять и удивляться, находить яркие и неожиданные решения в нестандартных ситуациях. Не зря сегодня одной из основных педагогических задач является интенсивный поиск и апробация новых, нестандартных приемов, форм и способов обучения. В связи с чем повышенное внимание уделяется разработке нетрадиционных видов уроков, включающих элементы детского творчества и, конечно же, внеклассной работе, где в полной мере может быть реализован творческий потенциал системы учитель - ученик.

В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначено: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера» [5].

Одним из эффективных инструментов самообразования, воспитания художественного вкуса, развития логики и пространственного мышления, является оригами - это достаточно самобытное японское искусство по созданию различных моделей и образов путем сгибания листа бумаги [4]. При этом удивительным

является тот факт, что из одной базовой детали (листа) можно получить сотни и тысячи разнообразнейших фигурок.

С целью развития и углубления творческих способностей детей среднего школьного возраста нами составлена программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами». Рассмотрим ее основы.

Программа адресована учащимся 11-14 лет. Занятия с детьми проводятся один раз в неделю по одному академическому часу (уроку).

Программой предусмотрено изложение материала по «раскрывающейся восходящей спирали», что предполагает периодическое возвращение к определенным приемам и полученным навыкам, но на более высоком и продвинутом уровне. Задания подобраны по сложности для детей определенного возраста, что в большой степени гарантирует успех в самовыражении каждому ребенку и, как следствие, воспитывает чувство уверенности в себе и повышает личную самооценку.

Программа построена на основе общепедагогических принципов и направлена на решение следующих

задач:

- обучение детей разным приемам работы с бумажным материалом, таким, как сгибание, складывание, надрезание и склеивание;

- развитие у детей способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

- стимулирование концентрации внимания и следование устным инструкциям;

- стимулирование развития памяти, посредством запоминания последовательности изготовления фигуры, приемов и способов складывания;

- знакомство детей на практике с основными геометрическими фигурами: угол, сторона, вершина, треугольник, квадрат, круг;

- развитие пространственного воображения, обучение чтению чертежей, по которым складываются фигурки, и представлению по ним изделия в объеме;

- развитие творческих способностей и формирование художественного вкуса детей, активизация их воображения и фантазии, создание игровых ситуаций;

- развитие и совершенствование основных трудовых навыков, формирование необходимых элементов культуры труда, обучение аккуратности, бережливости и экономии при использовании материала.

Занятия по оригами нацелены на достижение осознания ребенком основных требований к культуре труда, понимания этики трудовых отношений, вклада и места творческого труда в осмысленную повседневную жизнь. Важным результатом занятий является также приобретение навыков коллективных творческих дел, воспитание чувства ответственности при изготовлении изделий для конкурсов, выставок, способности к оценке своего труда и труда своих товарищей.

Темы занятий строятся с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся, возможности их самовыражения, по принципу «от простого - к сложному». Например:

• Знакомство с модулем №3 и его изготовление. Складывание изделий на его основе: - кусу дама

«Цветочный шар», - бумажные куклы (на выбор учащихся)

• Подготовка более сложных модулей и складывание вазы «Идея».

• Сборка модульной вазы «Идея».

На занятиях по модульному оригами практикуются упражнения для развития скорости мышления, логики, наблюдательности, сообразительности: детям предлагаются схемы сборки, в которых могут быть пропущены условные знаки или умышленно внесены ошибки, задачи на сочетание и комбинирование приемов работы.

Можно выделить следующие приемы стимулирования и развития творческого потенциала, используемые в рамках реализации программы:

• обеспечение атмосферы доброты и доброжелательности со стороны учителя, отказ от негативных оценок и суждений, критики в адрес ребенка, что способствует проявлению его креативности;

• обогащение образовательной среды новыми необычными и интересными объектами;

• стимулирование любознательности и творческого поиска ребенка, предоставление ему возможность задавать вопросы и получать интересующие его ответы;

• поощрение высказывания неожиданных и своеобразных оригинальных идей;

• собственный вклад и личный пример преподавателя при реализации творческого подхода к решению проблем.

В процессе работы по рассматриваемой программе «Волшебный мир оригами» дети создают яркие и красочные образы (Рис.1-2), объединяя в одно целое все их составляющие: материал, изображение и цвет, технику изготовления, назначение, в том числе и образы, отражающие военно-патриотическую тематику (Рис.3).

Рис. 3. Панно «9 Мая»

В завершении, подводя итог, следует отметить, что выявление и развитие творческих способностей -очень важный момент в развитии ребенка. Помочь ребенку увидеть красоту и многообразие окружающего мира, дать ему возможность сделать этот мир краше и увлекательней через мысли и образы, воплощенные в творчество - это ответственная и благородная задача.

ЛИТЕРАТУРА

1. Венгер, Л. А. Педагогика способностей/ Л. А. Венгер - М.: Педагогика, 2013. - 117 с.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский - СПб.: Союз, 1997. -96 с.

3. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. - СПб., 2015. - 293 с.

4. Проснякова, Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами/ Т.Н. Проснякова - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 105 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ш^atalog.aspx?CatalogM=223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.