УДК 37.025 ББК 74.202.23 Б 37
С.Н. Бегидова
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
С.А. Хазова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
В.Г. Мозгот
Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета; E-mail: Artnauka2009@yandex. ru
РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье обосновывается значимость развития конкурентоспособной личности в системе общего образования; характеризуется сущность, структура и содержание социальной конкурентоспособности личности школьников как базы развития профессиональной конкурентоспособности специалистов; приводятся научно-методические рекомендации по организации конкуренторазвивающего образовательного процесса в учебном заведении.
Ключевые слова: конкуренция, социальная конкурентоспособность личности, условия развития конкурентоспособности учащихся общеобразовательных школ.
S.N. Begidova
Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Social Psychology Department of Adyghe State University; E-mail: [email protected]
S.A. Khazova
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University; E-mail: snezhana_khazova@mail. ru
V.G. Mozgot
Doctor of Pedagogy, Professor of Department of the Theory, History of Music and Technique of Musical Education, Institute of Arts, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVE PUPIL’S PERSONALITY AS A TARGET OF
SYSTEM OF THE GENERAL EDUCATION
Abstract. The paper proves the importance of development of the competitive personality in system of the general education. The authors examine the essence, structure and the content of social competitiveness of the pupil’s personality as the basis of development of professional competitiveness of future experts. This study provides scientific and methodical recommendations about the organization of competitive developing educational process in educational institution.
Keywords: competition, social competitiveness of the personality, conditions of development of pupil competitiveness at comprehensive schools.
Сложившиеся условия жизнедеятельности и тенденции развития российского
общества и мирового сообщества выдвинули на первый план такое обобщенное требование к системе образования, как подготовка конкурентоспособной личности [1, 2, 3 и др.]. Конкуренция «пронизывает» все сферы бытия человека: общественную и политическую деятельность, учебу, профессионально ориентированное взаимодействие в социуме. Поэтому система образования решает важную задачу: подготовку человека к активному и успешному функционированию в условиях конкуренции. Сущностным признаком конкурентоспособной личности является ее способность в условиях состязательности эффективно взаимодействовать, занимать лидирующие позиции и достигать успеха в любой деятельности [1, 4, 5 и др.].
Несмотря на то, что наиболее ярко конкуренция проявляется на рынке труда, базовые основы развития профессиональной конкурентоспособности личности закладываются в системе общего образования; не случайно данной проблеме в последние годы ученые уделяют особое внимание. В частности, в диссертационных исследованиях И.М. Ильковской, Е.А. Лапшиной, В.И. Новиковой, В.И. Шаповалова и других ученых обосновывается актуальность и острая общественная и личностная потребность в развитии конкурентоспособности учащихся, приводятся характеристики конкурентоспособных выпускников общеобразовательной школы [2, 3, 6, 7 и др.]. В число таких характеристик включены социальная ответственность и адекватное восприятие, мобильное реагирование и быстрая адаптация к новым условиям жизнедеятельности, способность самостоятельно и оперативно принимать решения, эффективно решать разнообразные задачи, готовность к демократическому общению и социальной активности, нацеленность на творческое саморазвитие и профессиональный рост и др.
Из анализа многочисленных научных исследований становится очевидным, что конкурентоспособность школьника понимается учеными, во-первых, как сложное интегративное качество, описывающее интеллектуальные, морально-волевые, ценностноориентационные и др. характеристики личности; во-вторых, что она обеспечивает успешность дальнейшей жизнедеятельности личности, причем в условиях с более ярко выраженной конкуренцией (рынок труда); в-третьих, у выпускников школ она включает профессионально ориентированное содержание. Логично предположить: 1)
конкурентоспособность личности, сформированная у учащихся школ, обладая признаками всеобщности, составляет базу для развития конкретных, во многом зависящих от избранной сферы профессиональной самореализации качеств, обеспечивающих конкурентное поведение личности на рынке труда; 2) при переходе на следующий уровень образования общее содержание конкурентоспособности личности (назовем его социальной конкурентоспособностью) продолжает развиваться, поскольку к представителям одного общества, независимо от рода деятельности, социум предъявляет сходные требования.
Все вышесказанное обусловливает актуальность определения структуры, содержания, условий развития социальной конкурентоспособности учащихся общеобразовательных школ как фундамента становления профессиональных качеств конкурентоспособного специалиста, что и стало целью настоящего исследования. Работа базировалась на идеях и положениях, сформулированных в трудах В.И. Андреева, Н.В. Борисовой, Е.А. Галузо, А.А. Герниченко, Л.А. Емельяновой, Л.М. Митиной, Ф.Р. Туктарова, Р.А. Фатхутдинова, А.В. Хуторского, Д.В. Чернилевского, В.И. Шаповалова, С.Н. Широбокова, В.Н. Шувалова и других ученых. Результаты проведенного теоретического анализа позволили следующим образом определить структуру и содержание конкурентоспособности (в том числе социальной) личности.
Конкурентоспособность - интегративное динамическое качество личности. Ее интегративный характер заключается во взаимосвязанности и взаимообусловленности структурных компонентов: компетентности личности, акмеологической направленности, конкурентоопределяющих личностных качеств. Динамически конкурентоспособность личности представлена социальной и профессиональной конкурентоспособностью. Социальная конкурентоспособность личности является родовым по отношению к профессиональной конкурентоспособности конструктом: она обеспечивает личности
эффективность поведения в любых ситуациях конкурентного взаимодействия, тогда как профессиональная конкурентоспособность - в отдельных сферах профессиональной деятельности.
Социальная конкурентоспособность представляет собой интеграцию:
- социальной компетентности, включающей: 1) политическую и социально-
экономическую компетентность (ориентация в политической обстановке, в тенденциях мирового и государственного развития, в государственных и мировых социальноэкономических процессах; способность к принятию ответственности, к участию в разработке групповых решений; наличие собственного взгляда на политические и социальноэкономические события, стремление в них участвовать); 2) социально-коммуникативную компетентность (способность к коллективным действиям, к организации социального взаимодействия, к работе в неоднородной команде; навыки межличностного общения, умение ненасильственно разрешать конфликты; ориентацию в социальных ситуациях, умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения, стремление к социальному взаимодействию; приверженность этическим ценностям); 3) поликультурную компетентность (способность воспринимать культурное разнообразие и межкультурные различия и взаимодействовать в поликультурном обществе, уважение иных культурных особенностей (национальных, религиозных, гендерных, возрастных, статусных), обычаев и традиций, интерес к чужой культуре и т.п.); 4) информационно-инструментальную компетентность (владение современными информационными технологиями, способность к сбору и анализу информации, умение эффективно использовать информацию, применять знания на практике, направленность на критическую оценку информации); 5) индивидуально-личностную компетентность (способность к самообразованию и саморазвитию, творческой самореализации в социуме, проявлению своих лучших качеств, к успеху, адаптации к новым ситуациям; стремление к личностному росту, повышению социального статуса, здоровому образу жизни);
- социально-акмеологической направленности личности, представленной: 1)
социально-ценностными ориентациями (гуманистические ценности человека, его свободы, равноправия, уважения человеческого достоинства и др., патриотические ценности Родины, ее безопасности, благополучия и процветания, личные ценности социального взаимодействия (общение, познание окружающего мира, общественная польза, социальная активность, собственная социальная значимость и др.)); 2) социальным целеполаганием (осознание целей социального развития, собственных жизненных целей, сопоставление общественных и личных жизненных целей, осознание их иерархии и соответствия); 3) социальной мотивацией (интерес к процессу и содержанию общественной деятельности и социального взаимодействия, осознание социальной и личной значимости их результатов, потребность в социальном саморазвитии); 4) стремлением к социальному успеху (мотивация достижения социального успеха, стремление к саморазвитию, готовность к творческому социальному взаимодействию, склонность и способность к рефлексии социального взаимодействия и личностного саморазвития);
- социально значимых личностных качеств (толерантность, активность, гибкость, гражданственность, порядочность, способность к самопрезентации, креативность, коммуникабельность, надежность, мобильность, знание и соблюдение норм профессиональной этики, готовность «начать все с нуля»).
Поскольку развитие личности - процесс непрерывный, то развитие конкурентоспособности (качества, востребованного на большинстве этапов развития) также не должно осуществляться дискретно. Отметим, что на отдельных этапах развития личности в процессе ее социализации конкурентоспособность имеет различное содержание, обусловленное социальным опытом, который должна освоить личность в определенные возрастные периоды, и требованиями, предъявляемыми к человеку обществом в эти периоды. В связи с этим важно определить, какие новообразования, сформированные на одном образовательном уровне (общее образование), обеспечивают эффективность развития
конкурентоспособности на следующем уровне образования (профессиональное образование).
Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что в контексте развития конкурентоспособной личности на выходе из системы общего образования у выпускников школ должны быть сформированы общие основы социальной конкурентоспособности, показателями чего являются:
а) в контексте способности к самоопределению - профессиональное самоопределение и свободный осознанный выбор будущей профессии;
б) с точки зрения готовности к саморазвитию и самореализации - направленность на саморазвитие и творческую самореализацию в профессионально-ориентированной учебной деятельности;
в) в аспекте стремления к активному социальному взаимодействию и способности достигать успеха в этом взаимодействии - способность эффективно участвовать в профессионально-ориентированном взаимодействии (В.И. Андреев, Э.Ф. Зеер, И.М. Ильковская, Е.А. Климов, Е.А. Лапшина, В.И. Новикова, Н.Н. Сидорова, Д.И. Фельдштейн, В.И. Шаповалов, П.Г. Щедровицкий, Б.Б. Эльконин и др.).
Несмотря на то, что именно в школе должен выстраиваться «фундамент конкурентоспособной личности, задачей высшей школы является закрепление этих качеств и формирование профессиональных качеств будущего конкурентоспособного специалиста» [7, с. 3], практически все ученые, исследующие данный вопрос, указывают на неудовлетворительность решения системой общего образования проблемы развития конкурентоспособной личности. В частности, В.И. Шаповалов отмечает, что проведенные социологические опросы школьников свидетельствуют о необходимости организации педагогической работы, способствующей преодолению имеющихся у выпускников затруднений по части интеграции в социокультурную сферу [3]. О стихийности, случайности, нецеленаправленности становления у школьников важнейших качеств, характеризующих конкурентоспособную личность, говорит И.М. Ильковская, справедливо объясняя этот факт тем, что «существующие в российской школе принципы отбора содержания учебного материала, методы воспитательной работы и методы обучения не предусматривают специальной работы по формированию у школьников конкурентоспособности» [6, с. 3].
Нами было проведено диагностическое исследование в учреждениях общего образования Республики Адыгея, в котором участвовали более 1000 выпускников школ. Исследование включало социологический опрос учащихся и педагогов, направленный на определение степени сформированности у учащихся знаний, интересов, мотивов, поведения и пр., соответствующих предметному (компетентностно ориентированному) содержанию социальной конкурентоспособности личности.
Школьникам было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся их знаний, соответствующих содержанию изученных дисциплин; гражданских интересов и стремлений, отношения к социальному взаимодействию; осознанности и адекватности профессионального выбора. Педагоги оценивали степень активности и инициативности, учебные успехи школьников в контексте социальной конкурентоспособности.
Ответы учащихся свидетельствовали о том, что они недостаточно хорошо ориентируются в текущей государственной политике и социально-экономической обстановке и не имеют собственного мнения в данных вопросах (76%), считают не всегда обязательным нравственное поведение (54,9%) и стремление к мирному разрешению конфликтов (87,3%), помощь окружающим, попавшим в трудную ситуацию, в число исключительно государственных забот включили 55,7% школьников. В контексте поликультурной компетентности у учащихся наблюдаются фрагментарные знания (75,4%), слабый интерес к инокультурным особенностям (54,9%), однако негативных отношений к представителям иных наций, конфессий зафиксировано не было (95,2%). Практически все школьники, умея пользоваться компьютером, не способны рационально использовать потенциал новых
информационных технологий, поскольку видят в нем только средство развлечения (68%). В индивидуально-личностном плане учащиеся, продемонстрировав стремление к вертикальной карьере, к высокому социальному статуту, (74,2%), не связывают достижение подобных целей с постоянным саморазвитием, самосовершенствованием (87,9%).
Профессионально ориентированное содержание конкурентоспособности школьников также не отвечает современным требованиям. Так, профессиональное самоопределение, завершающееся с выбором будущей профессии, подавляющее большинство респондентов связывают не с собственными интересами или способностями, а с популярностью профессий (68,2%), с перспективой успешного трудоустройства (57,3%) и высоких доходов (87,1%). Понимание сущности, содержания, целей и задач выбранной профессиональной деятельности продемонстрировали только 24,2% опрошенных, выбравших педагогическую, медицинскую либо юридическую профессии. Ведущую роль качественного образования и непрерывного самообразования, творческого саморазвития для профессионального роста, достижения в будущем профессионального успеха признают менее половины школьников (37,6%); многие в данном контексте указывают на счастливый случай (48,3%), наличие полезных связей и знакомств (47,6%) и т.п.. Интерес к будущим коллегам, к общению с ними, к коллективной профессиональной деятельности проявили 19,6% респондентов; большинство учащихся (68,9%) демонстрировали индивидуалистическую направленность, озабоченность личным успехом, непонимание взаимосвязи между собственными профессиональными достижениями и прогрессивным развитием профессиональной сферы, общества в целом.
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство выпускников школ слабо ориентируются в текущей социально-экономической обстановке, не готовы к эффективной межкультурной коммуникации, не способны рационально использовать потенциал новых информационных технологий, характеризуются ценностно-целевой неопределенностью в области общественной жизни (89%) и профессиональной деятельности (81%) и пр. Как следствие, затрудняется эффективное профессиональное развитие личности в системе профессионального образования: несформированность основ социальной
конкурентоспособности препятствует ее дальнейшему развитию, не позволяет стать базой для формирования качеств, составляющих содержание профессиональной конкурентоспособности будущих специалистов.
Таким образом, констатируется противоречие между наличием научно-теоретических предпосылок и практической необходимости для переосмысления целей образования, модернизации его содержания в направлении развития конкурентоспособной личности, с одной стороны, и существующими теорией и практикой российского образования, не предусматривающими в полной мере достижение указанной цели, с другой стороны. В результате проведенных нами теоретических и эмпирических исследований были обоснованы и сформулированы научно-методические рекомендации к организации конкуренторазвивающего образовательного процесса:
1. Развитие конкурентоспособной личности должно осуществляться непрерывно, начальным этапом следует считать развитие основ социальной конкурентоспособности в общеобразовательной школе. При этом переход от развития социальной к развитию профессиональной конкурентоспособности личности целесообразно осуществлять в рамках профориентационной работы школы. В этот период возможно полноценное профессиональное просвещение потенциальных абитуриентов и определение их соответствия требованиям будущей профессиональной деятельности.
2. При организации образовательного процесса учитывать следующие психолого-
педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие конкурентоспособной личности: опору на принципы природосообразности, контекстности,
практикоориентированности, проблемности и соревновательности образования; обеспечение индивидуально ориентированной вариативности образовательных маршрутов и психологопедагогических воздействий; имитационное моделирование в учебно-воспитательном
процессе реальных социальных/профессиональных задач; выбор средств, методов, форм организации образовательного процесса, способствующих развитию структурных компонентов конкурентоспособности; специальную организацию учебной (междисциплинарная интеграция информации, компетентностно ориентированная исследовательская деятельность учащихся), практической (ситуационно-проблемная организация социально-ориентированной учебно-практической деятельности учащихся) и воспитательной (активизация реального социального взаимодействия учащихся) деятельности; психолого-педагогическое сопровождение развития конкурентоспособности личности (посредством системы диагностирования, консультирования, тренингов развития конкурентоспособности) и образовательной деятельности педагогов.
3. При сопровождении ориентационной деятельности учащихся по выбору приоритетных видов социального взаимодействия, гражданской активности, профессиональной деятельности следует стремиться к гармонизации интересов и способностей учащихся.
4. При организации образовательного процесса особое внимание необходимо уделять содержанию психолого-педагогического сопровождения учащихся как организационнометодической основе развития акмеологической направленности личности и конкурентоопределяющих личностных качеств учащихся. Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития конкурентоспособности личности заключается в информационно-методическом и организационном обеспечении учебно-воспитательного процесса и внеучебной деятельности (осуществление диагностики актуального уровня развития конкурентоспособности, разработка рекомендаций для учащихся по развитию / саморазвитию конкурентоспособности, разработка рекомендаций для педагогов по индивидуализации образовательного процесса, проведение консультаций и тренингов).
5. Разрабатывая индивидуальные образовательные маршруты учащихся, следует ориентироваться на выбранные ими приоритетные виды социального взаимодействия, гражданской активности, профессиональной деятельности.
6. Уделять особое внимание организации внеучебной общественной и творческой деятельности учащихся, мотивировать их участие в работе органов ученического самоуправления, научных кружков и обществ, общественных молодежных организаций и т.д. с целью развития гражданской активности и освоения учащимися ряда социальных ролей (участника поликультурного взаимодействия, информационного обмена и т.д.)
7. При интегративной организации освоения учащимися содержания учебных дисциплин особое внимание уделять практикоориентированности и контекстности информации как важному условию повышения учебной мотивации.
8. Для эффективной подготовки учащихся к участию в реальном социальном взаимодействии использовать в учебном процессе контекстные (ориентированные на предметное содержание деятельности, соответствующие выполняемым социальным ролям и функциям) деловые и ролевые игры, ситуационно-проблемные задачи и т.п.
9. Систематически и непрерывно осуществлять мониторинг индивидуальных результатов учащихся, вносить необходимые коррективы в содержание образовательного процесса.
Следование указанным рекомендациям, на наш взгляд, будет способствовать разрешению вышеназванного противоречия и обеспечит эффективное развитие социальной конкурентоспособности личности в системе общего образования.
Примечания:
1. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2002.
2. Новикова В.И. Формирование конкурентоспособной личности старшеклассника в поликультурной среде лицея: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005.
3. Шаповалов В.И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях
дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2007.
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Казань: Из-во КазГУ, 1996.
5. Широбоков С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе. URL: http://integr.narod.ru/konf0012/k502.htm
6. Ильковская И.М. Формирование конкурентоспособности выпускника современной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2003.
7. Лапшина Е.П. Педагогические условия формирования конкурентоспособности личности учащихся из неполных семей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2010.
References:
1. Mitina L.M. Psychology of person’s competitiveness development. M.; Voronezh: Moscow psycho-social institute; MODEK, 2002.
2. Novikova V.I. The formation of the senior pupil’s competitive personality in the multicultural environment of a lyceum: Dissertation abstract for the Candidate of Pedagogy degree. Stavropol, 2005.
3. Shapovalov V.I. The formation of schoolchildren’s competitiveness in additional education conditions: Dissertation abstract for the Dr. of Pedagogy degree. Yaroslavl, 2007.
4. Andreev V.I. Pedagogy of creative self-development: innovative course. Kazan: Kazan University Publishing house, 1996.
5. Shirobokov S.N. Evaluation of the competitive expert’s training quality at a higher school. URL: http://integr.narod.ru/konfD012/k502 .htm
6. Ilkovskaya I.M. The formation of the modern school-leaver’s competitiveness: Dissertation abstract for the Candidate of Pedagogy degree. Saratov, 2003.
7. Lapshin E.P. Pedagogical conditions of competitiveness formation of pupils from one-parent families: Dissertation abstract for the Candidate of Pedagogy degree. Ulyanovsk, 2010.