Тагривердиев А.А. - студент 3 курса факультета «Информационные технологии и управление», направление «Менеджмент» ГАОУ «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» Мусаева С.Х. - старший преподаватель кафедры экономики ГАОУ «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» Tagriverdiev A.A. - 3 rd year student of the faculty «Information technologies and management», «Management» GAOU «Dagestan State University of National Economy»
Musayeva S.H. - Senior Lecturer, Department of Economics GAOU «Dagestan State University of National Economy»
РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
THE DEVELOPMENT OF A COMPETITIVE ENVIRONMENT IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
В статье рассмотрена роль конкуренции как фактора динамичного развития экономики, приведены данные о состоянии и развитии конкурентной среды в Республике Дагестан, рассмотрены основные направления и показатели развития конкуренции в республике.
The article considers the role of competition as a factor in the dynamic development of the economy, data on the status and development of the competitive environment in the Republic of Dagestan, the basic directions and indicators of the development of competition in the country.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентная среда, конкурентная политика, экономика, антимонопольное регулирование, дорожная карта, формы собственности.
Keywords: competition, competitive environment, competition policy, economics, antitrust regulation, the road map, the form of ownership.
В современной экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами.
К числу существенных признаков рыночной системы следует отнести, прежде всего, конкуренцию и развивающиеся на ее основе конкурентные отношения. До тех пор, пока в экономической системе воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей конкурентные отношения, рыночная система продолжает функционировать и динамично развиваться. С исчезновением конкурентных начал, перестает существовать и целостная рыночная экономика.
Прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитие крупных и даже гигантских предприятий. Степень монополизации производства в нашей стране была очень высокой, что привело к отсутствию конкуренции, монопольному установлению цен, узкому ассортименту выпускаемой продукции и низкому ее качеству [7].
Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Слово «конкуренция» переводится с латинского (сопсиггеге -сталкиваться) как борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы, за лучшие условия и результаты
коммерческой деятельности, за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», «конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1].
В рамках структурной концепции конкуренции в современной экономической науке выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Несовершенная конкуренция, в свою очередь, включает в себя три модели: монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию. Развитие конкурентных отношений, в основном, рассматривается в рамках понятий «монополии» и «конкуренции». Анализ развития конкурентных отношений целесообразно вести в рамках синтеза понятий - монополии и конкуренции. Если при их рассмотрении двигаться от области совершенной конкуренции к области абсолютной монополии, то обнаруживается, что приближение к области монополии умножает трудности, связанные с вхождением в рынок, и в связи с этим сокращается количество предприятий, работающих в данной отрасли. И, наоборот, движение от монополии к совершенной конкуренции характеризуется уменьшением преград для вхождения предприятий в рынок сопровождается ростом количества предприятий, работающий в каждой отрасли. Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом для активизации инновационных процессов. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю; проявляется в совершенствовании продуктов и технологий, формировании новых рынков, новых источников сырья или новых типов организации, что, как правило, требует инвестиций.
Однако ни один реальный рынок не удовлетворяет всем условиям совершенной конкуренции. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно - технического прогресса. Американский экономист второй половины XX - начала XI века, профессор Пол Энтони Самуэльсон в своей книге «Экономика: вводный анализ» особо подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей » [6].
Условием динамичного развития экономики является формирование необходимой конкурентной среды, образованию которой способствует проведение государством взвешенной конкурентной политики. Поддержка конкуренции гарантируется Конституцией Российской Федерации, является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, а также постоянным приоритетом государственной политики.
Конкурентная политика в Российской Федерации направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизацию предприятий и, тем самым, на создание условий для обеспечения потребностей российских граждан в необходимых качественных товарах и услугах. Реализация конкурентной политики направлена на достижение следующих целей:
во-первых, формирование институциональной среды инновационного развития экономики;
во-вторых, снижение инфляции;
в-третьих, развития национальной конкурентоспособности;
в-четвертых, как итоговая цель, создание условий для повышения качества и уровня жизни населения.
Состояние конкурентной среды в России, в том числе в Дагестане, настоящий момент характеризует высокий уровень административных барьеров, таможенных тарифов. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса [8]. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешних рынках. Иностранные игроки, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями на отдельных рынках.
Развитая конкурентная среда обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих, вместе с тем, долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий.
В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующих субъектов появляются возможность и стимулы к сознательному и устойчивому ограничению производства и торговли. Обычно эта возможность тем больше, чем больше концентрация на данном рынке. В настоящее время устойчивая тенденция к концентрации производства во многих отраслях способствует слиянию и укрупнению российских компаний, что ведет к ограничению конкуренции. Поэтому возникает необходимость использовать как защитные меры (антимонопольное регулирование), так и меры, направленные на развитие конкурентной среды.
По данным федеральной антимонопольной службы России (ФАС) составлен рейтинг субъектов Российской Федерации по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды в 2014 году. Рейтинг составлялся на основе четырех критериев:
1 - количество (в том числе прироста или сокращения) предприятий;
2 - количество жалоб в ФАС на нарушения;
3 - состояние товарных рынков;
4 - опрос бизнесменов о состоянии конкуренции.
По результатам рейтинга наиболее интенсивная, но при этом добросовестная конкуренция в отмечается в Новосибирской области. На втором месте оказалась Москва, на третьем — Рязанская область. В аутсайдерах оказались Астраханская и Тамбовская области и Республика Тува.
Среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа Республика Дагестан оказалась на 24 - 27 месте (Республика Ингушетия - на 16-18 месте, Чеченская Республика - на 21- 23месте, Республика Северная Осетия - на 32-36 месте, Ставропольский край -
на 48-50 месте, Карачаево-Черкесская Республика - на 70 -72 месте, Кабардино-Балкарская Республика - на 73-76 месте [4].
Важнейшими критериями состояния конкурентной среды являются количество предприятий и доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте (данные приведены в таблице 1).
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в Республике Дагестан в 2014 году
Малые предприятия в т.ч. микропредприя тия
Число предприятий (на конец года) 6991 6412
Объем продукции (работ, услуг), млрд. руб. (35 проц. от ВРП рД 538,3 млрд.руб.) 187,632 132,256
Среднесписочная численность работников, (с внешними совместителями), чел. 65132 45076
Число предприятий в расчете на 10000 человек населения 23,5 21,5
источник: http://dagstat.gks. т/
При этом, по России в целом ВВП за 2014 г. составил 71,4 трлн.руб., в том числе оборот малых и средних предприятий - 26,4 трлн. руб. (37 проц.) [3].
Для принятия мер по оптимизации конкурентной политики в республике органами исполнительной власти разработан План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» в Республике Дагестан на 2016-2018 годы (далее - План мероприятий на 2016-2018). Данный план разработан в соответствии со Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р (Стандарт), и направлен на развитие конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики, создание условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также содействие устранению административных барьеров.
Развитие конкуренции в Республике Дагестан в соответствии с Планом мероприятий планируется осуществлять по следующим направлениям:
1. Реализации системных мер по развитию конкуренции в РД (содействие развитию практики применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе практики заключения концессионных соглашений, в социальной сфере, развитие конкуренции при осуществлении процедур государственных закупок, развитие системы антимонопольного регулирования и др.);
2. Реализация мероприятий по содействию развитию конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках в РД.
Состояние конкурентной среды в Республике Дагестан представлено по 11 социально значимым рынкам, рекомендуемым к обязательному включению в перечень рынков в соответствии со Стандартом, и одним приоритетным рынком агропромышленного комплекса:
1. Рынок услуг дошкольного образования
2. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления
3. Рынок услуг дополнительного образования детей
4. Рынок медицинских услуг
5. Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
6. Рынок услуг социального обслуживания населения
7. Рынок услуг в сфере культуры
8. Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства
9. Рынок оптовой и розничной торговли
10. Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом
11. Рынок услуг связи
12. Рынок агропромышленного комплекса [2].
Мероприятия по развитию конкуренции в РД также
предусмотрены в планах мероприятий действующих стратегических и программных документов: подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2015-2017 годы», государственной программе РД «Экономическое развитие и инновационная экономика» (постановление Правительства РД от 22.12.2014 г. № 651), постановлении Правительства РД от 23.05.2007 г. № 138 «Вопросы организации розничных рынков на территории Республики Дагестан», Законе Республики Дагестан от 24.12.2007 г. № 73 «О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан», государственной программе Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы» (постановление Правительства РД от 13.12.2013 г. № 673) и др.
Реализация «дорожной карты» предусматривает достижение следующих контрольных показателей эффективности (таблица 2.)
Таблица 2
Отдельные контрольные показатели эффективности реализации «дорожной карты»_
Наименование контрольного показателя Базовое значение (2013 г.) 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Оценка состояния конкурентной среды
Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения в Республике Дагестан, единиц; 2,6 2,4 2,5 2,7 2,9
Оборот товаров (работ, услуг), производимых на малых и средних предприятиях, млрд. рублей; 149,9 193 233,1 295,3 337,7
Соотношение количества приватизированных в 2013-2018 годах имущественных комплексов государственных унитарных предприятий и общего числа государственных унитарных предприятий, осуществлявших деятельность в 2013-2018 годах, в Республике Дагестан к 2018 году - не менее 75 процентов; 14 41 50 63 75
План мероприятий на 2016-2018 [2]
Согласно приведенным контрольным показателям к 2018 году планируется довести количество малых и средних предприятий на 1000 чел. с 2,5 в 2016 году до 2,9; оборот товаров (работ, услуг),
производимых на малых и средних предприятиях, - с 233,1 млрд. рублей в 2016 году до 337,7млрд.рублей.
Важнейшими критериями развития конкуренции также приняты показатели приватизации, перевода государственных (муниципальных) образовательных, жилищно-коммунальных, торговых, аптечных учреждений в частную собственность. Так, к 2018 году планируется довести показатель «Соотношение количества приватизированных в Республике Дагестан в 2013-2018 годах имущественных комплексов государственных унитарных предприятий и общего числа государственных унитарных предприятий, осуществлявших деятельность в 2013-2018 годах» - не менее 75 проц. [2].
В Республике Дагестан общее число предприятий в 2000 году составляло 32,4 тыс., в 2011 - 29,8 тыс. (сокращение на 9 проц.), при этом число государственных предприятий сократилось почти вдвое (с 4,1 тыс. до 2,1 тыс.), число муниципальных предприятий и организаций, наоборот, возросло почти вдвое (с 2,8 тыс. до 5,3 тыс.); число предприятий с частной формой собственности незначительно сократилось с 22,8 до 20,4 тыс., число общественных и религиозных организаций почти не изменилось (1,3 тыс. в 2000 году и 1,5 тыс. - в 2011 году), число предприятий с прочими формами собственности сократилось с 1,5 тыс. до 0,5 тысяч [5] (рис.1).
40000
з«оо
зоооо
25000
= 20000 ч
и
15000
10000
5000
#
•*
|_
>< яаш 07 2008 20 годы —
20 00 20 05 2006 20 09 20 10 2011
■Число предприятий и организаций - всгго
•госудэргпм-нидя
МунИиМПй.И-ндя
■ собственность общественных и религиозных ортами гаимй (обьедииеним)
прочит формы собственности, вклкрым смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную_
Рис. 1. Число предприятий и организаций по формам собственности в РД , единиц
Как видно из приведенных данных, сократилось число частных предприятий, что является, на наш взгляд, следствием отсутствия необходимых условий для развития малого и среднего предпринимательства в республике.
В итоге, на конец 2011 года доля государственных предприятий и организаций составила 7,1 проц., муниципальных предприятий - 17,7 проц. частных предприятий - 68,3 проц., общественных и религиозных организаций - 5,1 проц., прочие формы собственности - 1,8 проц. [5] (рис.2)
Учитывая, что госсектор в республике на конец 2011 года составлял 7,1 проц., при выполнении данного пункта «дорожной карты» в 2018 году показатель должен составить 1,8 процента [2].
При этом, известны примеры, когда в экономически развитых странах
государственный сектор в экономике составляет: в Великобритании -
4
Собственнос
5 Прочие (российская
1
организаци
3 Частная
2
Муниципал ьная
18%
68%
Рис. 2. Распределение предприятий и организаций по формам собственности, в процентах
36%, Германии - 39%, Италии - 41%, Швеции - 43%, в Австрии - 40%.
В Китае доля госсобственности составляет 30% - это страна, которая показывает самые высокие темпы экономического роста в мире уже в течение 20 лет: целью реформ были рост производства товаров и услуг, увеличение капитальных вложений, а не простая смена форм собственности и не перераспределение экономической власти.
Что касается состояния структуры форм собственности по России в целом, то согласно данным Российского статистического ежегодника «Россия в цифрах - 2015», доля госпредприятий за период с 2000 года по 2014 год сократилась почти вдвое - с 4,5 проц. до 2,3 проц.; доля муниципальных предприятий и организаций сократилась с 6,5 проц. до 4,5 проц.; доля предприятий с частной собственностью резко возросла с 75 проц. до 86,2 процента. Таким образом, видно, что в результате приватизации доля государственных и муниципальных предприятий за 14 лет сократилась с 11 проц. до 6,8 проц. (в т.ч. госсектор - 2,3 процента) [3].
Итоги приватизации за прошедшие годы реформ действительно показывают, что овладение собственностью еще не означает эффективное управление ею. Целью разгосударствления было повышение эффективности производства, управления, увеличение доходной базы бюджета и т.д. Имелось ввиду, что все это будет способствовать решению социальных проблем общества [7]. Однако так не произошло. Приватизация в России привела к резкому спаду экономики и развалу производства.
Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности
проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижения административных и инфраструктурных барьеров до защиты прав граждан и национальной политики.
Не отрицая экономической эффективности предприятий и организаций с частной формой собственности, не считаем бесспорным распространенное мнение о том, что предприятия и организации с государственной формой собственности необходимо приватизировать в Республике Дагестан столь высокими темпами и в таких масштабах (см.выше). Развитие конкурентной среды в республике современных условиях развития экономики возможно и необходимо осуществлять, по нашему мнению, прежде всего, за счет реализации системных мер по развитию конкуренции - развитию и обеспечению системы антимонопольного регулирования, государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, содействию развитию практики применения механизмов государственно-частного партнерства; необходимо сохранение предприятий с государственной и муниципальной формами собственности в условиях фактического отсутствия социальной защиты населения и недостаточного соблюдения законодательства, в том числе, антимонопольного.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции»
2. План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» в Республике Дагестан на 2016-2018 годы (далее - План мероприятий на 2016-2018). http://docs.cntd.ru/document/430647723
3. Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат)": http://www.gks.ru/
4. Федеральная антимонопольная служба России (ФА fas.gov.ru
5. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан (Дагстат). Дагестан в цифрах - 2011 Предприятия и организации htth://dagstat.gks.ru/
6. Пол Энтони Самуэльсон. Экономика: вводный анализ. М.: Экономика,1964.
7. Бучаев Г.А. Формула успеха. Берлин: Издательство «West-Ost-Verlag». 2010. - 584c.
8. Мусаева С.Х., Азикаева З.А. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Дагестане. Сборник «Вопросы структуризации экономики» Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН (№ 1, 2014 г.)