РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ НА ОСНОВЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: СОЗДАНИЕ ГОБЕЛЕНА Борисюк З.Д. Email: Borisyuk635@scientifictext.ru
Борисюк Зинаида Дмитриевна - старший преподаватель, кафедра теории и методики декоративного искусства, графики и художественного обучения, художественно-графический факультет, Государственное учреждение Южноукраинский национальный педагогический университет им. К.Д. Ушинского,
г. Одесса, Украина
Аннотация: статья посвящена развитию творческого мышления студентов ХГФ и композиционным поискам в декоративно-прикладном искусстве. Проводится мысль, что актуальность исследования творческого развития студентов на основе декоративно-прикладного искусства вызвана тем, что для поиска композиции в декоративно-прикладном искусстве в создании гобелена должны быть выполнены определенные условия. Выявляется важность композиционного решения в создании гобелена. Определяется, что декоративно-прикладное искусство занимает важное место в развитии композиционно-творческих способностей студентов ХГФ, так как уникальным образом интегрирует в себя бытовые, художественные, педагогические традиции прикладного искусства. Раскрывается, что развитие композиционных способностей студентов ХГФ при создании гобелена требует соответствующих условий, от которых зависит его эффективность, производительность, проявление их композиционно-идейного замысла будущего произведения. Обосновывается, что композиционно-творческие возможности средств декоративно-прикладного искусства в практической деятельности заключаются в функции воспроизведения внешних признаков объекта, в выражении отношения к передаваемому содержанию, а главное - идейного замысла произведения.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, композиция, гобелен.
DEVELOPMENT OF COMPOSITE THINKING ON BASIS OF DECORATIVE-APPLIED ART: CREATING A TAPESTRY
Borisyuk Z.D.
Borisyuk Zinaida Dmitrievna - Senior Lecturer, DEPARTMENT THEORY AND METHODOLOGY OF DECORATIVE ARTS, GRAPHIC ARTS AND ARTS EDUCATION, ARTISTIC AND GRAPHIC FACULTY,
STATE INSTITUTION THE SOUTH UKRAINIAN NATIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER K.D. USHINSKY, ODESSA, UKRAINE
Abstract: the article dedicated the problem of development of creative thinking of students and compositional HHF Search in decorative - applied art. The idea that the relevance of the study on the creative development of students on the basis of decorative - applied art dictated by the fact that the search for song in the arts and crafts to create a tapestry to be made certain condition. Substantiated importance of composite solutions in creating tapestry. It is determined that decorative and applied art occupies an important place in the development of the compositional and creative abilities of HGF students, since it uniquely integrates the everyday, artistic, pedagogical traditions of applied art into itself. It is revealed that the development of the compositional ability of HGF students in creating a
tapestry requires appropriate conditions on which its effectiveness depends, the productivity of the manifestations of their compositional and ideological design of the future work. It is substantiated that the compositional and creative possibilities of decorative and applied art in practical activity consist in the function of reproducing the external features of the object, in expressing the relation to the transmitted content, and, most importantly, the ideological design of the work.
Keywords: decorative-applied art, composition, tapestry.
УДК 371.11
Актуальность исследования. Одной из приоритетных задач для современного художественного образования является создание предпосылок для воспитания творческой личности, способной творчески мыслить, самостоятельно принимать творческие решения.
Декоративно-прикладное искусство и является одной из важных составных частей в системе художественного образования. Сегодня декоративно-прикладное искусство особенно получило широкое признание во всем мире, потому что в его художественных образах, утилитарных формах и динамических образах содержатся таинства волшебной природы, символы нашего исторического наследия, особенности украинского быта, музыкальность души украинского народа.
Актуальность исследования проблемы творческого развития студентов ХГФ на основе декоративно-прикладного искусства вызвана тем, что для поиска композиции в декоративно-прикладном искусстве для создания гобелена должны быть выполнены определенные условия, чтобы студенты не только осознали значение своего творческого труда в целом, но и смогли бы проявить свои творческие способности, реализовать их в конкретных произведениях на основе сложившейся определенным образом композиционной способности.
Следовательно, возникает необходимость в исследовании данной темы на основе обращения к современной практике креативной педагогики, теории творческого развития композиционных способностей студентов ХГФ средствами декоративно -прикладного искусства и, в частности, в искусстве создания гобелена.
Степень изученности проблемы. По истории следует, что и в настоящее время декоративно-прикладное искусство рассматривается как важная художественная ценность, которая выполняет многочисленные функции - познавательную, коммуникационную, эстетическую, развивающую и другие. Так труды В. Алексеева, Л. Выготского, Е. Игнатьева, Мухиной, Б. Неменського, М. Ростовцева, П. Сакулинои, Н. Сокольниковой и других, а также частично Р. Арнхейма, Е. Геккеля, Г. Гроддек, В. Келлера, Г. Рида, Фрейда и других выделяют различные подходы относительно природы обучения декоративно-прикладному искусству, а это в целом позволило сделать принципиально важный вывод о том, что творчество нужно развивать на основе репродуктивной и продуктивной композиционной деятельности как проявления творческой активности, индивидуальности с целью самовыражения.
На основе анализа данных работ, можно утверждать, что актуальность исследования проблемы развития творческих способностей студентов ХГФ обусловлена потребностью в росте творческих ресурсов в условиях глобализации общества. Необходимость активизации творческой активности во всех сферах конструктивной деятельности в связи с ускорением развития всех сфер духовного и материального производства в обществе; ведущей ролью творчества как субъективного и объективного факторов развития общей и, в частности, художественной культуры самой личности студента.
Проблема развития творческих сособностей - одна из наиболее актуальных проблем и с ней связан ряд вопросов, по решению которых до сих пор проводятся дискуссии и которые имеют особое значение для педагогической практики декоративно-прикладного искусства.
Целью данной статьи является выявление и раскрытие педагогических условий развития композиционных способностей студентов ХГФ средствами декоративно-прикладного искусства при создании гобелена.
Основное содержание. В культуре особое место принадлежит декоративному искусству - отрасли искусства, эстетически формирует материальную среду, что создано человеком. Во все времена декоративно-прикладное искусство было и важной составляющей художественного образования.
Декоративно-прикладное искусство включает в себя многочисленные виды художественной практики. Это плетение и ткачество, роспись и вышивка, резьба и вытачивании тому подобное. Одни виды - керамика, обработка кости и камня, плетение - возникли на заре человеческой цивилизации, другие - более современные: кружево, гобелен, изделия из бисера, вышивки из бумаги.
Эстетическое воспитание будущих специалистов художественного профиля средствами декоративно-прикладного искусства - как отмечает В.А. Радкевич, дает возможность понять не только смысл, но и форму произведений, ориентироваться в стилевых и исторических особенностях их создания [1], но и их композиционные особенности.
Декоративно-прикладное искусство, по мнению М.С. Соколовой, обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает модель мира, в которой сохраняются и развиваются конкретные композиционные и структурные построения мотивов, сюжетов [2, с. 6].
Художественную основу изделий декоративно-прикладного искусства, согласно С.Х. Раппопорт, нужно рассматривать как высший эстетический уровень, ведь эти изделия, во-первых, служат воплощению, сохранению и передаче людям результатов художественного отображения действительности автором этого произведения; во-вторых, это изделие построено на основе и в соответствии с нормами той или иной системы художественного языка [3, с. 9-10].
Гармоничное сочетание прикладной, декоративной и художественной составляющих в создании вещей предметного мира является необходимым условием проектировочной деятельности специалистов художественного профиля. В этих условиях в процессе проектирования художественных выразительно -смысловых элементов изделий декоративно-прикладного искусства происходит учета конструктивных особенностей, выразительных, эмоционально -ассоциативных возможностей самих изделий, а также основ организации их как художественных так и функциональных объектов. Только при таком подходе к проектированию изделий, имеющих прикладную и художественную ценность реализуется один из ведущих принципов декоративно -прикладного творчества -гармоническое единство художественно -выразительной, утилитарно-функциональной структуры логики изделия [3, с. 57].
Многие исследователи доказывают, что из общего числа проявлений наибольшее влияние на формирование личности оказывает самое декоративно-прикладное искусство. Это связано с теми функциями, которое оно выполняет для индивидуального сознания. Так, А. Блахут считает главной для искусства функцию самореализации личности, причем этот процесс связывается в первую очередь с трудовой деятельностью [4].
Своеобразное видение влияния декоративно-прикладного искусства на человека в М. Кагана. По его мнению, искусство является непременным элементом всех видов человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной и преобразующей. Вступая в прямой контакт с каждым из этих видов деятельности, искусство образует несколько рядов смешанных или гибридных утилитарных форм. В результате преобразующей и художественной деятельности рождаются все плоды прививки предметной труда и искусства: декоративно-прикладное искусство, архитектура дизайн и тому подобное. Таким образом М. Каган рассматривает
декоративно-прикладное искусство как своеобразную пантеистическую субстанцию, которая пронизывает все виды человеческой деятельности, конечно, если она осуществляется на творческом уровне [5].
Безусловно, что особая роль отводится композиции в создании произведения. Композиция - закономерно устроен организм, все части которого находятся в неразрывной связи и взаимозависимости. Характер этой связи и взаимозависимости определяется идейным замыслом художника. Конструктивная идея, свойственная природе замысла, дает пластическую основу композиции. Область композиции является центром идейно-творческого начала в изобразительном искусстве. При этом, все элементы композиции должны находиться во взаимной связи и зависимости, подчиняясь логике воплощения замысла. Первым законом композиции можно считать целостность произведения. Именно композиция определяет целостность художественного произведения, закономерно устроенного. При создании гобелена взаимосвязь всех элементов композиции должна быть не только логичным, но и эмоциональным, эстетическим качеством, создает гармонию. Проблема целостности композиции для студентов ХГФ, связи и взаимозависимости всех ее элементов неразрывно связана с проблемой развития их композиционных способностей.
Поэтому проблема творческого развития композиционных способностей - одна из самых актуальных проблем. С ней связан ряд вопросов, по которым до сих пор проводятся дискуссии и решения которых имеют особое значение для педагогической практики. Внимание к понятию «творческое развитие» стало осоновой для внедрения идеи по особой роли трудового обучения в творческом развитии личности. Предложена структурно-функциональную модель творческого развития. Основами ее выступают средства трудового обучения, имеют творчески развивающее значение. На этой основе формируется эмоциональность: ощущение формы, прекрасного, гармонии, эстетические чувства наслаждения, удовольствия, радости и муки творчества и тому подобное; познания: понимание и знание явлений и процессов природы, действительности и труда, активизация логического, абстрактного и художественного мышления, обогащение воображения, фантазии, усиление интуиции и тому подобное; мотивация: возбуждение интереса к знаниям и приобретение навыков творческой деятельности, активизация любого вида конструктивной деятельности, результаты которой обязательно должны характеристики новизны и оригинальности.
Развитие композиционной способности студентов ХГФ при создании гобелена требует соответствующих условий, от которых зависит его эффективность, производительность проявлений их композиционно-идейного замысла будущего произведения. Этому в наибольшей степени способствует учебно-воспитательный комплекс с едиными подходами и требованиями, предоставлением максимальных возможностей для выявления и раскрытия творческих способностей. При занятии ручным художественным трудом при создании гобелена формируется творческое отношение к труду и развиваются интеллектуальные способности, так как главными критериями художественной ручной работы являются: воспитанность, развитие интеллектуальных способностей, практического опыта, развитие мотивационной сферы, формирование устойчивого интереса к труду.
Действие процесса создания изделий декоративно-прикладного искусства начинается от восприятия и продолжается в работе над поисками композиции, эскизами, чертежами, рисунками будущего изделия. Она включает композиционную творческую деятельность, и стимулирует формирование устойчивого интереса к результату труда; формирует эстетическое понимание; возможность приобретения специальных художественных умений и навыков; развивает собственные личностные творческие качества.
Очевидно, что ручная художественная работа всегда носит индивидуальный характер, а творческий процесс всегда имеет две стадии; к первой относят формирование художественного замысла, ко второй - работа над выполнением
художественного изделия. Во время работы непосредственно над изделием возникают идеи, которые воплощаются в изготовлении изделия. Во время творческой работы над изделием успешно развиваются определенные композиционные способности. Именно в изделиях художественных промыслов, в частности, гобелена, находит отражение необходима композиционная завершенность, а при разработке композиции нового изделия студент получает возможность фантазировать, создавать определенную цветовую гамму и тому подобное.
Педагог должен способствовать развитию творческой личности, проявляется в инициативности и активности, основой которых являются знания, умения и навыки, а также опыт создания высококачественных материальных и духовных оригинальных и неповторимых ценностей. Именно возможность для студентов ХГФ осуществлять художественно-конструкторскую деятельность при создании гобелена определяет уровень и развитие их творческих способностей и композиционных способностей. Более высокий уровень композиционной художественно-конструкторской деятельности предусматривает создание нового, оригинального, совершенного художественного изделия, формирования творческой личности и ее авторского стиля, а применение творческих способностей и усвоения общественно-исторического опыта соответствует требованиям общественного развития.
Организацию занятий, исходя из пейского, рекомендуем строить на принципах: нестереотипности, структурной разнообразия; привлечение студентов к эстетическому сопереживания, создание в соответствии с темой эмоционального настроения; наличии трех основных структурных компонентов - восприятия, формирования творческого замысла, посильная творческая реализация.
Экспериментальное исследование развития композиционных способностей студентов при создании ими гобелена проводилось на основе созданной специальной программы, ориентирует на конструктивно-художественный подход к решению учебных задач по трудовому обучению. Конструктивно-художественный подход обеспечивается на основе метода художественных проектов, а метод проектов именно из и требует соблюдения определенных этапов проектного моделирования. Из данных, полученных при проведении педагогического эксперимента, установлено, что средства декоративно-прикладного искусства способствуют развитию композиционных способностей студентов.
Эмоциональный критерий сказывается наличием таких личностных качеств ученика, как чувство красоты, переживания радости, восторга, любования и способность на этой основе эмоционально откликаться на различные проявления практической творческой деятельности на уроках трудового обучения и во внеурочный период.
Мотивационный критерий характеризуется наличием интереса ребенка к практической деятельности, потребностью в самовыражении средствами трудового обучения, стремлением к гармонии в создании изделий.
Когнитивный критерий показывает активность познания школьника, понимание явлений окружающей среды и способов их отображения в практической трудовой деятельности; активность ассоциативно-образного мышления; сформированность трудовых умений и операций, действенность воображения, фантазии, выраженность интуиции.
К деятельностным критериям относим следующие показатели: способность в изделии отражать основные конструктивные особенности формы объекта; умение в изделии воспроизводить внешние контуры натуры; адекватность воспроизведения пропорциональных отношений целого и частей; умение находить гармоничные соотношения цвета, тона и пропорций воспроизводимого объекта; способность оригинально компоновать; владение техниками работы художественными материалами; репродуктивные умения воспроизведения характерных эстетических признаков натуры; способность творчески реализовывать художественно-образное
решение; степень самостоятельной деятельности студента (путем копирования, за частичной помощи учителя; абсолютно самостоятельно).
В целом, результаты композиционной подготовки студентов на основании работы над гобеленом, а также собственный многолетний опыт работы в учебном заведении художественного профиля, позволяют утверждать, что декоративно-прикладное искусство, и, в частности гобелен, вводят в мир народного декоративно-прикладного искусства, дает возможность понять его своеобразие и художественную ценность, историю возникновения традиций, современное состояние развития народных художественных промыслов и ремесел, особенности ручной творческой работы.
Выводы. На основе проведенного исследования стало возможным сделать определенные обобщения и выводы.
Декоративно-прикладное искусство занимает важное место в развитии композиционно - творческих способностей студентов ХГФ, так как уникальным образом интегрирует в себя бытовые, художественные, педагогические традиции прикладного искусства.
В современности внимание к проблеме развития композиционных способностей студентов ХГФ для создания гобелена обусловлена ведущей ролью творчества как субъективного и объективного факторов развития общей и, в частности, художественной культуры самой личности студента.
Композиционно-творческие возможности средств декоративно-прикладного искусства в практической деятельности заключаются в функции воспроизведения внешних признаков объекта, в выражении отношения к передаваемому содержанию, а главное идейного замысла произведения.
«Развитие композиционных способностей» является динамическим процессом формирования, направленным на расширение спектра способностей и личностных качеств, которые проявляются и обогащаются в практике поиска композиции и исполнения произведения.
Влияние средств декоративно-прикладного искусства на формирование композиционных способностей исходит из того, что главным смысловым средством в композиционном развития студентов является практическая функция декоративно -прикладного искусства, благодаря которой реализуется воспитание через деятельность и воспитание в практической деятельности.
По результатам исследования можно обнаружить, что развитие композиционной способности студентов ХГФ на основе декоративно-прикладного искусства и, в частности, создание гобелена, является предпосылкой творчества, которая является нераздельной с продуктивной деятельностью, и это поэтапное движение в направлении перехода количественных изменений творчества студентов в качественные - утверждение, формирования и воспроизводства.
Список литературы /References
1. Радкевич В.О. Концепщя професшно-художньо! освгги / В.О. Радкевич // Професшно-техшчна освта, 2000. № 2. С. 43-47.
2. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.С. Соколова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 304 с.
3. Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей / С.Х. Раппопорт. М.: Знание, 1987. 54 с.
4. Блахут А. Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности / А. Блахут: Автореф. дисс... канд. философ. наук. К., 1984. 26 с.
5. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. М., Политиздат, 1974. 328 с.
6. Антонович Е.А., Захарчук-Чугай Р.В., Станкович М.Е. Декоративно-прикладне мистецтво / Е.А. Антонович, Р.В. Захарчук-Чугай, М.Е. Станкович. Львiв: Свгг, 2010. 272 с.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ КЕРАМИЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЕ МАЛЫХ ФОРМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Рудой В.В. Email: Rudoy635@scientifictext.ru
Рудой Вадим Владимирович - преподаватель, кафедра теории и методики декоративного искусства, графики художественного обучения, художественно-графический факультет, Государственное учреждение Южноукраинский национальный педагогический университет им. К.Д. Ушинского,
г. Одесса, Украина
Аннотация: в статье определяется, что в современности начинают подвергаться переосмыслению основания художественного образования, что коснулось и процесса обучения керамике студентов ХГФ. Особое внимание уделено керамической скульптуре малых форм с выделением теоретико-методологических оснований обучения. Обозначается, что обучение керамической скульптуре малых форм, технике ее выполнения достаточно актуально, так как во многом облегчает задачу подготовки педагога и художника, и, в свою очередь, оптимизирует учебный процесс. Представлена система дидактических условий формирования профессиональной компетентности в области декоративно-прикладного искусства. На основании решения поставленных творческих исследовательских задач выделены особенности и выявлена методика программно-учебной и творческой работы студентов, в частности над рельефной плакеткой. Представлены этапы творческой работы. Обосновывается, что результаты освоения творческой работы имеют свои особенности, особое внимание в процессе обучения необходимо уделять подобным ассоциативным характеристикам средств художественной выразительности и идеи формообразования.
Ключевые слова: скульптура, скульптура малых форм, керамика, керамическая скульптура малых форм.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES FOR TRAINING A CERAMIC SCULPTURE OF SMALL FORMS IN THE ARTISTIC EDUCATION Rudoy V.V.
Rudoy Vadim Vladimirovich - Teacher, DEPARTMENT THEORY AND METHODOLOGY OF DECORATIVE ARTS, GRAPHIC ARTS AND ARTS EDUCATION, ARTISTIC AND GRAPHIC FACULTY, STATE INSTITUTION THE SOUTH UKRAINIAN NATIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER K.D. USHINSKY, ODESSA, UKRAINE
Abstract: in the article it is determined that in the modern world they are beginning to undergo a rethinking of the foundation of art education, which also touched upon the process of teaching the ceramics of HGF students. Particular attention is paid to ceramic